Планирование косвенных налогов организации

Планирование и прогнозирование доходов государственного бюджета (2)

Глава 1. Общая характеристика налоговых доходов и их роль в формировании бюджета РФ………………………………….…………………..5

Экономическая сущность и значение налогов…………………………. 5

Налоговые доходы бюджета и их классификация………………………9

Глава 2. Анализ состава и структуры налоговых доходов в бюджетной системе РФ за 2008-2010гг…………………………………………………….18

2.1. Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ за 2008-2010гг……………………………………………………………………. 18

2.2. Анализ состава поступления налоговых доходов в бюджет субъекта РФ за 2008-2010гг. (на примере бюджета РСО-Алания)………………………….23

2.3. Анализ поступления налоговых доходов в местные бюджеты за 2008-2010гг………………………………………………………………..…………. 25

Глава 3. Совершенствование системы налоговых доходов бюджета на современном этапе……………………………………………………………. 28

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

При этом, федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом страны, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Налоговые доходы бюджета любого уровня, а в первую очередь федерального являются основным источником его доходной части.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что налоговые доходы постоянно находятся под пристальным вниманием и законодателей и общественности. Связано это с тем, что от их объема во многом зависит формирование расходной части бюджета и возможность государства в полном объеме отвечать по своим обязательствам.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;

анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

При написании данной курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия в области финансов, налогов и бюджетной системы РФ, труды ученых-экономистов, периодическая литература, официальные данные Министерства финансов РФ.

Глава 1. Общая характеристика налоговых доходов и их

роль в формировании бюджета РФ

1.1.Экономическая сущность и значение налогов

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений — она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налоги – представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги уплачиваются налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов РФ, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. 1

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. 2 Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. 3

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Как и другим экономическим категориям, налогам присущ ряд функций.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Среди основных функций налогов выделяют три: фискальную, контрольную и распределительную.

1. Фискальная (бюджетная) функция – заключается в формировании доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

2. Контрольная функция — проявляется в возможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

3. Распределительная функция — обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). 4

Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса. 5

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном им направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

works.doklad.ru

Налоговое планирование и оценка его эффективности

Налоговое планирование и оценка его эффективности
(Долгих И.Н.)
(«Международный бухгалтерский учет», 2013, N 21)

Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. N 16 (544).

В статье отмечается, что в современных условиях хозяйствования, при достаточной сложности налогового законодательства и наличии большого количества налоговых преференций для различных групп налогоплательщиков, особую роль приобретает налоговое планирование в организациях. Проанализированы различные методы снижения налоговой нагрузки на предприятия, приведены основные принципы, этапы и методы налогового планирования, дана подробная характеристика показателей оценки результатов разработанного налогового плана. Сделан вывод о том, что финансовое планирование и управление денежными потоками в организации невозможны без эффективного налогового планирования, позволяющего увеличить прибыльность компании и повысить ее платежеспособность.

Эффективное управление финансами коммерческого предприятия может осуществляться только при условии планирования всех финансовых процессов и отношений хозяйствующего субъекта. Любой вид планирования — это прежде всего основной элемент системы внутрифирменного управления на основе концепции, содержащей:

— основные направления развития;

— приоритеты в распределении ресурсов.

Налоговое планирование — неотъемлемая часть финансового планирования (бюджетирования) предприятия, направленная на упорядочивание и оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.

Современное налоговое законодательство, с одной стороны, достаточно нестабильно, а с другой — предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые наиболее соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:

— уклонение от уплаты налогов;

— минимизация налоговых платежей;

Уклонение от уплаты налогов характеризуется сокрытием доходов и имущества от налогообложения с использованием различных методов, практическим отсутствием налоговых платежей. Но эта «экономия» имеет обратную сторону — высокий риск уголовной ответственности: штраф в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ).

Минимизация налоговых платежей основана на «пробелах» в законодательстве, построении легальных «налоговых схем»:

— применение договора аутсорсинга производственного персонала для минимизации взносов по обязательному страхованию;

— оформление договоров купли-продажи с указанием момента перехода права собственности — после оплаты, а не фактической отгрузки товаров и т.д.

Данный метод чреват постоянными судебными спорами с налоговыми органами и неоднозначностью последующего судебного решения.

В отличие от предыдущего метода налоговое планирование основано на принципе осмотрительности и использовании только разрешенных методов для оптимизации исчисления и уплаты налогов. Основные характеристики каждого метода представлены в табл. 1.

Методы сокращения налоговых обязательств

сокрытие доходов и

сборов и взносов

Судебные тяжбы с

налоговыми органами и,

как следствие, большие

затраты на юридическое

сопровождение в суде;

доначисления налогов с

присуждением штрафа и

пени за несвоевременное

Более высокий уровень

налоговых платежей по

Таким образом, налоговое планирование — это положительное социально-экономическое явление современности, так как оно способствует развитию налоговой культуры и соответствует перспективным экономическим интересам государства и бизнеса. Налоговое планирование должно обеспечивать:

— эффективное использование собственных финансовых ресурсов;

— оптимизацию налоговых платежей при приемлемом уровне налогового риска;

— высокорентабельное использование собственного капитала.

Налоговый план необходимо составлять в тесной связи с планом маркетинга, инвестиционным планом, планом НИОКР, планами снабжения, кадровой политикой и др. Он должен содержать график оптимизированных налоговых платежей и использоваться для дальнейшего расчета финансовых показателей компании.

Основными принципами налогового планирования являются:

— сбалансированность налоговой политики организации с общей стратегией ее развития;

— согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней налоговой среды и политики государства;

— альтернативность вариантов налогового планирования;

— обоснованность и реализуемость налогового плана;

— законность и приемлемость уровня налоговых рисков;

— результативность разработанного налогового плана.

В связи с постоянным изменением законодательства, а также правовой оценки тех или иных действий судами и налоговыми органами совокупность применяемых методов налоговой оптимизации постоянно меняется. Поэтому организация не может разработать налоговый план применительно к своей деятельности раз и навсегда. Процесс налогового планирования должен быть непрерывным и включать в себя следующие этапы.

1. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства.

2. Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии.

3. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности.

4. Поэлементное планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования.

5. Составление налогового календаря.

6. Разработка системы организационно-экономических и правовых мероприятий по обеспечению реализации налогового плана.

7. Оценка эффективности разработанного налогового плана.

При планировании важное значение имеет деление налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно зависят от результатов и размеров деятельности предприятия (прибыль, стоимость основных средств, начисленный фонд оплаты труда) и включаются в расходы, уменьшающие чистую прибыль предприятия.

Косвенные налоги (в основном налог на добавленную стоимость) такой прямой зависимости не имеют и не влияют на величину прибыли, но при этом от них зависят денежные потоки организации.

Кроме того, необходимо сгруппировать налоги по сходной налоговой базе и установить связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов. Например, увеличение фонда оплаты труда вызовет рост взносов во внебюджетные фонды и снижение прибыли. Но при этом происходит уменьшение суммы налога на прибыль. Увеличение амортизационных отчислений (например, вследствие применения метода амортизации по остаточной стоимости) вызовет снижение сумм исчисленного налога на имущество, налога на прибыль, но при этом и размер прибыльности предприятия снизится. Это может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности организации.

Взаимное влияние налогов, налоговых баз и финансового результата должно оцениваться с точки зрения сохранения и увеличения рентабельности предприятия при условии возможности снижения налоговой нагрузки предприятия.

При осуществлении непрерывного процесса налогового планирования проводятся постоянный анализ и оценка всех заключаемых сделок на стадии их оформления, так как часто величина налоговых платежей зависит от условий договора. Например, оказание услуги по ремонту частному, а не юридическому лицу способно вызвать дополнительное налогообложение единым налогом на вмененный доход.

Существует достаточно большое количество методов налогового планирования. В настоящее время выделяют:

— метод графо-аналитических зависимостей;

Наиболее эффективным в практике налогового планирования является ситуационный метод, который позволяет при наименьших затратах осуществлять процесс планирования.

Основу метода представляет разработка различных ситуаций с учетом налоговых, договорных и иных наработок, охватывающих все стороны хозяйственной жизни организации в нескольких вариантах. С помощью анализа вариантов выбирается оптимальный, на основе которого формируется журнал хозяйственных операций, дается оценка полученных финансовых результатов и размера налоговых платежей. В заключение проводится анализ рентабельности, платежеспособности организации, а также оценка возможных налоговых рисков.

Налоговое планирование имеет особое значение, когда планируются новые виды деятельности или выход на новые географические рынки. Для этих целей используют метод микробалансов — выделяются крупные блоки хозяйственных операций по основным отличительным характеристикам. На их основе формируются бухгалтерские проводки и рассчитываются бухгалтерские балансы. Выбор варианта, который наиболее эффективен с точки зрения достижения целей предприятия, осуществляется на основе сравнения полученных балансов.

Эффективность разработанного налогового плана можно оценить с помощью системы различных показателей, которые условно можно разделить на следующие группы.

1. Общие индикаторы:

а) налоговая нагрузка по методике ИФНС:

Согласно данной методике установлены минимальные значения налоговой нагрузки по видам деятельности при общем режиме налогообложения. Например, производство машин и оборудования — 17,6%, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 33,6%, оптовая торговля — 2,2%. В случае снижения налоговой нагрузки ниже установленного минимума назначается выездная налоговая проверка;

б) совокупная налоговая нагрузка. Определяется по следующей формуле:

в) коэффициент эффективности налогообложения:

Рост этого коэффициента будет свидетельствовать о повышении эффективности налогового планирования и увеличении чистой прибыли на рубль уплачиваемых налогов и взносов;

г) доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием:

Данный коэффициент характеризует реальную налоговую нагрузку предприятия;

д) коэффициент налоговой платежеспособности:

— уменьшение дебиторской задолженности покупателей прошлых периодов;

— увеличение дебиторской задолженности покупателей в текущем периоде.

Отсутствие «живых денег» в расчете за отгруженную продукцию, увеличение дебиторской задолженности вследствие предоставления товарных кредитов покупателям могут привести к нехватке средств для уплаты налогов даже у прибыльных предприятий;

е) минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность организации:

Как правило, большинство налогов и взносов уплачиваются ежемесячно. Поэтому данный показатель характеризует текущую ежемесячную потребность в денежных средствах для уплаты налоговых платежей и взносов.

2. Частные показатели:

а) коэффициент налоговых льгот:

НБ — соответствующая налоговая база.

Данный показатель характеризует удельный вес используемых льгот при налогообложении;

б) коэффициент эффективности налоговых льгот:

Коэффициент показывает долю сэкономленных средств по налоговым платежам при использовании льгот;

в) доля косвенных налогов в выручке с НДС — характеризует налоговую нагрузку по косвенным налогам;

г) доля косвенных налогов в добавленной стоимости — характеризует эффективность использования налоговых вычетов;

д) доля косвенных налогов в оплаченной выручке — характеризует эффективность бюджетирования косвенных налогов и планирования денежных доходов от реализации;

е) доля прямых налогов в выручке с НДС — характеризует налоговую нагрузку по прямым налогам;

ж) доля прямых налогов в добавленной стоимости — характеризует эффективность выбранного режима налогообложения;

з) коэффициент налоговой эффективности по прямым налогам — показывает сумму прибыли, приходящейся на один рубль уплачиваемых прямых налогов;

и) процентное распределение переменных и постоянных налоговых издержек организации. К условно постоянным налоговым издержкам можно отнести:

— налог на имущество;

— единый налог на вмененный доход;

К переменным издержкам:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на прибыль;

— взносы во внебюджетные фонды;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— единый налог при упрощенной системе налогообложения.

Все показатели эффективности налогового планирования должны определяться в динамике. На этой основе происходит оценка результативности разработанного налогового плана. Необходимо также сравнивать плановые и фактические величины налоговых платежей с одновременным выяснением причин отклонений.

Используя данную методику, проведем оценку эффективности налогового планирования на примере промышленного предприятия по лесопереработке. Показатели налогового плана, их фактическая реализация по данным предприятия за 2011 г. представлены в табл. 2.

Показатели налогового планирования

Выручка (без НДС)

Взносы во внебюджетные

несчастных случаев на

Налог на имущество

Налог на прибыль

Проведенный анализ динамики показателей характеризует увеличение общей величины налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды на 1294,4 тыс. руб., или на 4%, по сравнению с разработанным налоговым планом. Основное влияние на рост платежей в бюджет и внебюджетные фонды оказали:

— косвенные налоги, которые составили практически половину от всех платежей: 46,39% — по плану и 47,06% — по факту. Темп прироста по ним значительно превысил платежи, связанные с уплатой прямых налогов и взносов на обязательное страхование (табл. 3).

Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды

Однако увеличение абсолютного значения налоговых платежей не всегда свидетельствует об отрицательных тенденциях в работе предприятия. Проведем расчет основных показателей налоговой эффективности (табл. 4).

Показатели налоговой эффективности, %

Налоговая нагрузка по

Несмотря на рост налоговых и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в абсолютном значении, произошло незначительное снижение совокупной налоговой нагрузки на 0,11%, рассчитанной по общепринятым правилам. Налоговая нагрузка по методике ИФНС практически не изменилась и продолжает оставаться выше минимального уровня (3,8%), что уменьшает риск проведения выездных проверок предприятия.

Однако снижение коэффициента эффективности налогообложения по сравнению с планом свидетельствует об уменьшении чистой прибыли на рубль уплачиваемых налогов и взносов. Кроме того, анализ доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием, показал ухудшение данного показателя, что характеризует рост реальной налоговой нагрузки предприятия за счет увеличения уплачиваемых косвенных налогов.

К отрицательным тенденциям также следует отнести снижение коэффициента налоговой платежеспособности вследствие роста дебиторской задолженности. Он хоть и продолжает оставаться больше 100%, но находится уже в пограничной зоне. Поэтому предприятию необходимо несколько уменьшить срок предоставления товарных кредитов своим покупателям и увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности. Минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность организации, также вырос и составил по факту 2801,2 тыс. руб.

Таким образом, налоговое планирование — это одна из основных составляющих финансового планирования и управления денежными потоками организации, позволяющая оптимизировать налоговые платежи при условии увеличения прибыльности компании и повышения ее платежеспособности. Дополнительной целью налогового планирования должно стать приобретение имиджа добросовестного налогоплательщика в глазах клиентов, бизнес-партнеров и государственных органов.

1. Маслов М.Б. Методика реализации налогового планирования на промышленном предприятии // Управленческий учет. 2011. N 7.

2. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

3. Псарева О.В. Формирование налоговой стратегии промышленного предприятия в целях повышения эффективности планирования налоговых обязательств // Управленческий учет. 2011. N 5.

4. Поздняев А.С. Планирование и прогнозирование в системе налогового регулирования // Экономические и гуманитарные науки. 2010. N 2.

areopag2002.ru

Налоговое планирование

Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации (как перспективной, так и текущей), осуществляется на основе налогового планирования.

Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, которая заключается в определении плановых величин налоговых платежей с учетом схем оптимизации.

Цель налогового планирования – определение оптимальной величины налоговых платежей с использованием методов налоговой оптимизации и построение потока налоговых платежей во времени таким образом, чтобы как можно лучше использовать финансовые ресурсы предприятия. Данная цель должна соотноситься со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени.

Налоговое планирование является одной из главных составных частей процесса финансового планирования. В рамках налогового планирования происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Планирование предполагает использование следующих методов:

  • замена налогового субъекта;
  • замена вида деятельности;
  • замена налоговой юрисдикции;
  • выбор учетной политики.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения предпринимательской деятельности, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний – имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня – позволяет экономить на прямых налогах. К этим методам относится также и переход на специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД и т.д.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. К таким территориям относятся оффшорные зоны или регионы с меньшим уровнем налогообложения (например, в Пермском крае ставка налога на прибыль снижена до 20 %).

При выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту – повышению налоговых платежей. И наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку существуют различные льготы, относящиеся к части налогов, устанавливаемых на уровне местных субъектов власти.

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в год, – важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения налогового и бухгалтерского учета. Например, в учетной политике можно предусмотреть возможность разного учета стоимости передаваемых в производство ценностей (метод ЛИФО, ФИФИ и т.д.), а также применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств.

investobserver.info

Смотрите еще:

  • Статья 14 федерального закона от 05042013 44-фз или копии этих документов Декларация соответствия 44-ФЗ Приветствую вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней небольшой статье речь пойдет о декларации соответствия участника закупки требованиям 44-ФЗ . Поскольку в мою службу […]
  • Заявление на социальный вычет 2018 образец Заявления на стандартный налоговый вычет - образец 2017-2018 Отправить на почту Заявление на стандартный налоговый вычет — наиболее востребованный у подавляющего большинства работающего населения документ. […]
  • Закон о ккт для енвд Мораторий на применение ККТ налогоплательщиками на ЕНВД и ПСН продлен до 1 июля 2019 года На один год продлено право ряда налогоплательщиков на осуществление наличных денежных расчетов и расчетов с […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.