Полномочия главы муниципального образования главы местной администрации

Полномочия главы местной администрации

Нарутто С.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Глава местной администрации занимает особое место в системе должностных лиц местного самоуправления, поскольку именно в его руках находится управление местной администрацией — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, повседневно осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий и иных полномочий местного самоуправления.

Должность главы местной администрации может занимать избранный населением глава муниципального образования. В этом случае он осуществляет две функции – представительскую (представляет муниципальное образование в отношениях с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями) и управленческую (руководит местной администрацией).

Более усложнен статус главы муниципального района, избранного из глав поселений, входящих в состав данного района. По такой конструкции глава муниципального района является одновременно главой двух муниципальных образований, членом представительного органа поселения, членом представительного органа муниципального района.

Избранный населением глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, является выборным должностным лицом местного самоуправления и не относится к муниципальным служащим (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Максимов В. М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Представительскую функцию глава муниципального образования осуществляет посредством следующих полномочий:

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по реализации управленческой функции подразделяются на два вида:

  • полномочия по решению вопросов местного значения;
  • полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • Полномочия по решению вопросов местного значения определяются, прежде всего, уставом муниципального образования, а также положением об администрации, принимаемым представительным органом на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в зависимости от типа муниципального образования.

    В соответствии с уставами муниципальных образований, глава местной администрации на принципах единоначалия самостоятельно решает следующие вопросы:

  • непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, либо назначает руководителей данных подразделений, которые подотчетны ему и ответственны перед ним;
  • издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;
  • определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом; утверждает положения о структурных подразделениях администрации города, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, определяет их полномочия;
  • определяет штатное расписание и численность работников местной администрации;
  • назначает на должности муниципальной службы и увольняет с должности муниципальных служащих в соответствии с законодательством;
  • несет персональную ответственность за деятельность администрации.
  • Глава местной администрации:

  • представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
  • издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации;
  • вносит на рассмотрение в представительный орган муниципального образования проекты решений, проект местного бюджета муниципального образования, планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, а также отчеты об их исполнении;
  • исполняет местный бюджет, программы и планы социально-экономического развития муниципального образования;
  • управляет и распоряжается имуществом, средствами местного бюджета, а также имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности в порядке, определяемом представительным органом;
  • создает муниципальные предприятия и учреждения;
  • формирует и размещает муниципальные заказы;
  • руководит гражданской обороной и осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • получает от организаций, расположенных на территории муниципального образования, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития муниципального образования;
  • ежегодно отчитывается перед представительным органом о результатах своей деятельности и деятельности возглавляемой им администрации;
  • назначает в соответствии с уставом муниципального образования публичные слушания, проводимые по его инициативе, собрания граждан;
  • Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие полномочия главы, например:

    • заключать от имени администрации муниципального образования договоры в пределах своей компетенции;
    • от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности;
    • участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования с правом совещательного голоса, вносить предложения и замечания по повестке дня, пользоваться правом внеочередного выступления;
    • назначать своих постоянных полномочных представителей в представительный орган местного самоуправления;
    • вести прием граждан, рассматривать их предложения, просьбы и жалобы, принимать по ним решения;
    • создавать при администрации коллегиальные, консультативные, контрольные и иные органы (комиссии, коллегии, советы, комитеты, штабы, инспекции и др.).
    • Перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен и в уставах он остается открытым — там всегда содержится положение «решает иные вопросы, возложенные на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в том числе на главу местной администрации, федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями представительного органа, настоящим Уставом».

      Глава местной администрации, если это предусмотрено уставом муниципального образования, вправе делегировать свои полномочия (кроме полномочий, отнесенных к его исключительной компетенции как главы муниципального образования) заместителям либо иным лицам из числа муниципальных служащих.

      Полномочия главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, определяются соответственно федеральными и региональными законами, а также муниципальными нормативными актами, принятыми в целях исполнения таких полномочий. Как правило, отдельные государственные полномочия реализуют администрации муниципальных районов и городских округов.

      К правам главы администрации отнесено определение структурных подразделений и должностных лиц администрации, на которые возлагается осуществление отдельных государственных полномочий; использование субвенций, предоставленных местному бюджету и переданных материальных средств и др.

      Обязанности главы администрации включают предоставление отчетов об исполнении отдельных государственных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, об использовании переданных материальных средств; принятие правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и т.д.

      www.samoupravlenie.ru

      Глава местной администрации: правовой статус, порядок занятия должности.

      Глава муниципального образования — это высшее должностное лицо МО, наделенное уставом МО и законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

      Глава МО в соответствии с уставом:

      1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом МО из своего состава;

      2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

      3) в случае формирования представительного органа муниципального района по рассмотренному второму варианту формирования представительного органа исполняет полномочия его председателя.

      4) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

      5) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации

      Глава МО г. Краснодар избирается на муниципальных выборах по мажоритарной системе абсолютного большинства сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Главой МО г. Краснодар может быть избран гражданин РФ, достигший ко дню голосования возраста 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.

      Вступление в должность главы осуществляется не позднее 3 недель со дня избрания.

      Глава муниципального образования город Краснодар:

      1) представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями

      2) подписывает и обнародует решения городской Думы Краснодара

      3) издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

      4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы Краснодара;

      5) на принципах единоначалия осуществляет руководство деятельностью администрации МО г. Краснодар, распределяет обязанности между своими заместителями;

      6) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думе Краснодара структуру администрации;

      7) вносит в городскую Думу предложения об установлении, изменении или отмене местных налогов;

      8) представляет к награждению наградами и к присвоению почетных званий РФ, КК и почетных званий и знаков почета МО город Краснодар;

      9) не реже одного раза в месяц ведет прием граждан, рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, принимает по ним решения;

      Полномочия главы муниципального образования город Краснодар начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования город Краснодар.

      Глава МО не реже одного раза в год представляет городской Думе отчет о деятельности АМО город Краснодар и регулярно информирует население о своей деятельности.

      Глава МО город Краснодар не вправе:

      1) заниматься предпринимательской деятельностью;

      2) состоять членом управления коммерческой организации,;

      3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

      4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений.

      Глава местной администрации (см. «местная администрация») — глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

      Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

      Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения — уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

      Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

      zakon-municipal.ru

      Вопрос 4. Глава муниципального образования и глава местной администрации.

      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рисует довольно причудливую картину соотношения властных полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации в зависимости от вида муниципального образования и порядка прихода на должность указанных лиц. Однако от этого зависит не только структура органов местного самоуправления, но и характер, механизмы управления процессами внутри муниципального образования – при сохранении базовых принципов, определяющих функции представительного и исполнительно-распорядительного органов муниципального образования.

      Такая ситуация требует исследования и систематизации положений Федерального закона в целях получения отчётливого представления о том, как вид муниципального образования и порядок прихода на должность главы муниципального образования и главы местной администрации влияет на соотношение их полномочий.

      Из главы 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 34, часть 1) следует, во-первых, что глава муниципального образования входит в обязательный список органов местного самоуправления муниципального образования, тогда как глава местной администрации в этом списке персонально не значится, хотя по умолчанию в нём и присутствует – в составе местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), которую он возглавляет.

      В соответствии со статьёй 36 Федерального закона глава муниципального образования:

      1) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения;

      2) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

      3) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

      5) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

      6) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона (из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава) исполняет полномочия его председателя.

      Установленные пунктами 3 — 5 ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения или внутригородского муниципального образования города федерального значения. В этих муниципальных образованиях закон наделяет главу муниципального образования полномочиями председателя представительного органа муниципального образования и одновременно главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, сосредоточивая в одних руках и представительную, и исполнительную ветви власти.

      Председатель Совета депутатов города Белгорода избирается из числа депутатов тайным голосованием. Он осуществляет организацию деятельности и руководство Советом депутатов города Белгорода, является главой городского округа.

      Федеральный закон устанавливает широкий спектр полномочий главы муниципального образования. Глава муниципального образования:

      1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

      3) издаёт в пределах своих полномочий правовые акты;

      4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

      5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

      Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования. В рамках этой подотчётности глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности. В случае же, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он представляет отчёт о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

      Федеральный закон не устанавливает никаких ограничений в отношении главы муниципального образования. Однако такие ограничения могут вводиться уставом муниципального образования.

      Так, устав города Белгорода устанавливает: председатель Совета депутатов города Белгорода не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и должности муниципальной службы.

      Порядок вхождения в должность и полномочия главы местной администрации устанавливает статья 37 131-го закона.

      Главой местной администрации может быть, как мы уже отмечали, глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.

      Контракт заключается по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации.

      Кандидаты, претендующие на замещение должности главы местной администрации, представляют в создаваемую для этого представительным органом конкурсную комиссию свои программы деятельности в этой должности. Конкурсная комиссия, рассмотрев представленные программы, выносит рекомендации представительному органу относительно допуска кандидатов к участию в конкурсе. Представительный орган, рассмотрев программы кандидатов, тайным голосованием определяет победителя, с которым и заключается контракт.

      Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения утверждаются дважды: 1) представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения – в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и 2) законом субъекта Российской Федерации – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

      Следовательно, представительный орган не имеет права назначать конкурс на замещение должности главы местной администрации, даже если она оказалась вакантной по тем или иным причинам, если до истечения срока полномочий представительного органа очередного созыва остаётся менее двух лет. В этом случае обязанности главы местной администрации временно возлагаются на одного из заместителей главы местной администрации.

      Федеральный закон не делает детальной регламентации полномочий главы местной администрации, устанавливая лишь в самом общем виде: глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Более подробную регламентацию даёт устав муниципального образования.

      Так, устав городского округа «Город Белгород» закрепляет за главой местной администрации – мэром города достаточно широкий спектр полномочий. Мэр города:

      — издаёт в пределах своих полномочий постановления и распоряжения администрации города Белгорода;

      — представляет администрацию города в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими муниципальными образованиями, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

      — выступает от имени города Белгорода и администрации города в суде без доверенности, приобретает имущественные и иные права и обязанности;

      — представляет администрацию города Белгорода, присутствуя на заседаниях Совета депутатов города Белгорода, вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов города Белгорода;

      — представляет на рассмотрение Совета депутатов города Белгорода проект бюджета города Белгорода и отчёт о его исполнении; проекты программ и планов экономического и социального развития городского округа, проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также других правовых актов, предусматривающих расходы из бюджета города Белгорода;

      — вносит на утверждение Совета депутатов города Белгорода проект структуры администрации города Белгорода;

      — заключает договоры и соглашения с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;

      — назначает на должности и освобождает от должности работников администрации города Белгорода, руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, применяет к ним меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, организует аттестацию и обеспечивает повышение квалификации работников администрации города;

      — рассматривает отчёты и доклады руководителей органов администрации города, организует проверки их деятельности;

      — отменяет или приостанавливает действие правовых актов, принятых его заместителями и руководителями структурных подразделений администрации в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным федеральным нормативным правовым актам, законам и иным нормативным правовым актам Белгородской области, Уставу города, а также решениям Совета депутатов города Белгорода;

      — принимает меры по обеспечению и защите интересов города Белгорода в государственных и иных органах, в том числе в суде, арбитражном суде, от имени администрации города подписывает исковые заявления и иные документы, направляемые в судебные органы;

      — организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение города Белгорода федеральными законами и законами Белгородской области;

      — получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Белгорода, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города Белгорода, а также сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения города Белгорода;

      — организует исполнение бюджета города Белгорода, открывает и закрывает бюджетные и валютные счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы, распоряжается средствами города Белгорода в соответствии с утверждённым бюджетом;

      — вносит предложения по изменению и дополнению Устава городского округа «Город Белгород»;

      — осуществляет личный приём граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

      — оказывает содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдумов в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов и иных мероприятий, связанных с организацией голосования граждан;

      — возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций в городе Белгороде и ликвидации их последствий;

      — принимает меры к сохранению, реконструкции и использованию историко-культурного наследия города;

      — представляет Совету депутатов города Белгорода отчёт о деятельности администрации города Белгорода;

      — делегирует должностным лицам администрации города, руководителям муниципальных унитарных предприятий и учреждений исполнение обязанностей, входящих в его полномочия;

      — осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов города Белгорода и контрактом.

      Полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Белгорода, также возлагаются на мэра города Белгорода и администрацию города Белгорода.

      Федеральный закон устанавливает конкретный перечень ограничений в отношении главы муниципального образования: глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Глава местной администрации также не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений. Указанные ограничения действительны, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      Федеральный закон предусматривает в основном сходные основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации (см. таблицу)

      Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 525 . Нарушение авторских прав

      studopedia.info

      Взаимодействие с муниципалитетами области

      Разъяснения Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления к Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

      Глава муниципального образования (Статья 36)

      Вопрос. Какими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения может наделяться в соответствии суставом муниципального образования глава муниципального образования?

      Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом №131-Ф3 предусмотрено, что глава муниципального образования в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 34).

      Конечно, круг полномочий главы муниципального образования напрямую зависит от того, входит ли глава муниципального образования в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя или возглавляет местную администрацию. В первом случае у него появляются дополнительные полномочия по организации деятельности представительного органа муниципального образования, во втором — полномочия главы местной администрации. Однако и в первом, и во втором случае он наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

      Системный анализ Федерального закона №131-Ф3 показывает, что глава муниципального образования вправе издавать правовые акты по целому ряду вопросов, закрепленных за ним федеральным законодательством. Например, по таким вопросам, как назначение публичных слушаний, назначение собрания граждан, определение печатного издания в целях опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, образование участков референдума и т.д. И в данном случае можно говорить, что указанные правовые акты принимаются главой муниципального образования в рамках решения вопросов местного значения. Право на издание главой муниципального образования таких правовых актов должно быть закреплено в уставе муниципального образования.

      Кроме этого, согласно пункту 5 части 4 статьи 36 Федерального закона №131-Ф3 глава муниципального образования (независимо от способа избрания) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Наделение главы муниципального образования указанным полномочием обусловлено тем, что он является высшим должностным лицом муниципального образования. Реализуя данное полномочие, глава муниципального образования должен координировать деятельность всех органов местного самоуправления, что повышает его ответственность.

      В рамках реализации нормы пункта 5 части 4 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ в уставе муниципального образования за главой муниципального образования возможно закрепить, например, полномочия по согласованию с ним проектов решений по отдельным значимым вопросам, особенно по вопросам программно-целевого управления муниципальным образованием.

      Вопрос. В том случае, если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, будет ли он после избрания входить в состав депутатов, имеющих право работать на постоянной основе, либо количество таких депутатов должно рассчитываться без учета депутата, избранного на должность главы муниципального образования? Будут ли входить в указанный состав депутатов его заместители?

      Ответ. В соответствии с нормой абзаца третьего части 5 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) на постоянной основе в представительном органе муниципального образования могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. При этом абзац первый части 5 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3 устанавливает, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 и уставом муниципального образования.

      Независимо от способа избрания глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления. Таким образом, норма абзаца первого части 5 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3 применяется в отношении главы муниципального образования, избранного представительным органом из своего состава и исполняющего полномочия его председателя. Что касается его заместителей, то они выборными должностными лицами не являются, поскольку не наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, следовательно, указанная выше норма на них не распространяется.

      На основании изложенного, глава муниципального образования, избранный представительным органом из своего состава и исполняющий полномочия его председателя, не входит в общее число депутатов представительного органа муниципального образования, на основании которого определяется количество депутатов, имеющих право в соответствии с абзацем третьим части 5 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3 осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Вместе с тем его заместители в это число входят.

      Если, например, численность представительного органа муниципального образования составляет 39 депутатов, на постоянной основе могут осуществлять полномочия три депутата. Таким образом, представительный орган муниципального образования может предусмотреть в бюджете четыре ставки: три для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и одну для председателя представительного органа — главы муниципального образования.

      Вопрос. При изменении порядка формирования представительного органа муниципального района досрочно прекращаются полномочия только главы муниципального района или глав поселений, которые входят в состав муниципального района?

      Ответ. Согласно статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131 -ФЗ) представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов noceneww, которые входят в состав муниципального района. В этом случае глава муниципального района не может исполнять полномочия главы местной администрации, он исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального района (пункт 5 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131 -ФЗ).

      На практике зачастую возникает следующая ситуация. В муниципальном районе поддержана инициатива об изменении порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Указанный орган сформирован из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Однако срок полномочий главы муниципального района, исполняющего полномочия главы администрации, не истек. В результате в муниципальном районе нарушается положение пункта 5 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131 -ФЗ. С целью предотвращения такого рода коллизии предусмотрено, что в рассматриваемой ситуации полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно. Процедура досрочного прекращения полномочий должна быть урегулирована уставом муниципального района. При этом необходимо учитывать, что новый порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы вновь сформированного представительного органа муниципального района. Одновременно следует внести изменение в указанный устав, предусмотрев исполнение главой муниципального района полномочий председателя представительного органа муниципального района. После вступления в силу названных изменений назначаются выборы главы муниципального района, если предусмотрено его избрание на муниципальных выборах, либо он избирается из состава представительного органа муниципального района. Обращаем внимание на то, что согласно части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия действующего главы муниципального района прекратятся в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального района В данном случае досрочно прекращаются полномочия только главы муниципального района. Главы поселений продолжают исполнять свои полномочия, поскольку в отношении них Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривает ограничений в характере полномочий в зависимости от способа формирования представительного органа муниципального района.

      admoblkaluga.ru

      Смотрите еще:

      • Судьи арбитражного суда спб Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был утвержден коммерческий суд в Одессе. 14 мая 1832 года […]
      • Штраф за просрочку оплаты по договору Какие могут быть штрафные санкции за нарушение условий договора Договор – это документ, согласно которому оговариваются условия установления, изменения или прекращения прав и обязанностей. Заключать документы […]
      • Приказ от 14122011 Приказ Минюста РФ от 2 июля 2012 г. № 128 “Об утверждении Порядка функционирования в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России криминалистической коллекции оружия и патронов” Во […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.