Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона, по устранению и предупреждению правонарушений

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;
  2. иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение;
  3. требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  4. требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  5. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  6. проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:

  • по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении;
  • по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);
  • в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • приносит протесты на противоречащие закону правовые акты;
  • обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными. Право прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону признано несоответствующим Конституции РФ, соответственно суды общей юрисдикции лишены полномочия признавать закон субъекта РФ, противоречащий федеральному закону, недействительным;
  • вносит представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона;
  • обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан;
  • Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.

www.be5.biz

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона

Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов в вопросах соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Полномочия прокурора закреплены в ст. 27 Закона о прокуратуре.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

• использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре, а именно: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; при наличии оснований возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представление об устранении нарушений закона. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших..

Отличительной чертой данного направления прокурорского надзора является право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека. Прокуроры должны поставить дело таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которой относится решение вопроса. Заявителями выступают лица, права и свободы которых нарушены, но заявления и жалобы могут поступать и от других категорий граждан, а также государственных органов и различных организаций. Когда в заявлениях и жалобах не содержатся необходимые для принятия решения данные или когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор должен провести проверку. Указанные сообщения выступают поводом для проведения проверок.

В ходе проверки устанавливаются следующие обстоятельства:

1) имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина;

2) какие правовые нормы были нарушены;

3) каким органом, организацией и конкретно кем из руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;

4) обстоятельства, которые способствовали нарушению.

В соответствии со ст. 28 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре.

www.labex.ru

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

23. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА, ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИИ.

Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 55) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;

56) иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение;

57) требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 58) требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 59) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; 60) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий: •по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении; • по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной); • в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; • приносит протесты на противоречащие закону правовые акты; -обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными. Право прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону признано несоответствующим Конституции РФ, соответственно суды общей юрисдикции лишены полномочия признавать закон субъекта РФ, противоречащий федеральному закону, недействительным; • вносит представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона; -обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан; • Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.

ur-consul.ru

60. Полномочия прокурора по устранению и предупреждению правонарушений

60. Полномочия прокурора по устранению и предупреждению правонарушений

В отдельную группу можно выделить полномочия, связанные с предупреждением и устранением выявленных правонарушений.

1. Возбуждение уголовного дела: основания возбуждения уголовного дела, а также порядок возбуждения подчинены нормам УПК. После возбуждения уголовного дела оно по решению прокурора передается для производства предварительного следствия или дознания.

2. Возбуждение производства об административном правонарушении: про курорское постановление о возбуждении производства об административном нарушении выносится, если при осуществлении прокурорского надзора были выявлены соответствующие (имеющие признаки административного нарушения) факты. Как указано в Кодексе об административных правонарушениях РФ, прокурор передает постановление и подтверждающие правонарушение материалы в подведомственные органы, где дело рассматривается по существу.

3. Требование прокурора о привлечении нарушителей закона к иной установленной законом ответственности: это полномочие реализуется, если в ходе осуществления надзора были выявлены менее опасные правонарушения, чем преступления или административные нарушения (прежде всего, нарушения гражданского законодательства, повлекшие за собой материальный ущерб, а также дисциплинарные проступки).

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона: полномочие, предназначенное для целенаправленного решения задач профилактического характера.

5. Освобождение лиц, которые решением несудебных органов незаконно были подвергнуты административному задержанию: сущность данного полномочия – проверка правомочности органа, чьим решением было произведено задержание.

6. Опротестование правовых актов, противоречащих закону: прокурор уполномочен выдвигать требование о полной или частичной отмене правовых актов, противоречащих закону.

7. Внесение представлений об устранении нарушений закона: прокурор об ладает правом и обязанностью потребовать устранить факты нарушения закона, которые были выявлены в ходе осуществления прокурорского надзора.

law.wikireading.ru

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов реализуются в его правах и обязанностях, которые закреплены в ст. 22-25.1 Закона о прокуратуре и конкретизированы в приказах Генерального прокурора РФ, в частности, в приказе от 07.12.2007 № 195.

Их можно разделить на две группы: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.

К первой группе относятся полномочия прокуроров, направленные на своевременное выявление нарушений законов и установление виновных лиц. В частности, прокурор вправе:

1) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных объектов;

2) иметь доступ к интересующим его документам и материалам. При этом следует иметь в виду, что прокурор без ограничения имеет доступ ко всем документам и материалам, в том числе и с грифом «Для служебного пользования», а также содержащим сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению, но без права разглашать полученные сведения. Что же касается документов и материалов, имеющих грифы «Секретно» и «Совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска и должен соблюдать установленные правила работы с ними;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления: правовых актов, изданных ими; материалов и актов проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешений и лицензий; приходно-расходных документов; справок; статистических отчетов и других документов и материалов;

4) требовать от руководителей поднадзорных объектов выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов. В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий, работающие как в государственных органах, так и в негосударственных структурах. Они приглашаются для участия в проверках, проводимых по заданию прокуроров, дачи консультаций и заключений, оказания помощи в изучении документооборота в поднадзорных объектах и т.д.

5) требовать от руководителей поднадзорных объектов проведения проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями. В зависимости от конкретной ситуации такие требования могут направляться как непосредственно в адрес руководителей проверяемого органа, так и в адрес органов контроля или вышестоящего органа;

6) требовать от соответствующих руководителей проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (подконтрольных или подведомственных организациях). Прокурор также может требовать проведения служебных расследований в связи, например, с происшедшими авариями, несчастными случаями на производстве, выявленными злоупотреблениями, недостачами материальных средств и т.д.;

7) вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона.

Проверки исполнения законов в соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проводятся па основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер со стороны прокуроров. Надзор же за законностью правовых актов, издаваемых в поднадзорных объектах, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях закона (приказ от 07.12.2007 № 195).

Вторая группа полномочий прокуроров обеспечивает устранение выявленных нарушений законов, восстановление законности, а также предупреждение новых правонарушений.

В пределах полномочий данного вида прокуроры вправе:

1) в случае выявления нарушений закона вносить в соответствующие органы представления об их устранении;

2) опротестовывать противоречащие закону правовые акты;

3) исходя из характера нарушения закона возбуждать производство об административном правонарушении;

4) в случае выявления нарушения уголовного законодательства направлять соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица, совершившего такое правонарушение;

5) требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

6) освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

7) объявлять предостережение должностным лицам о недопустимости нарушения закона;

8) обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлениями (исковыми требованиями) о признании недействительными противоречащих закону правовых актов;

9) обращаться в суды (общей юрисдикции и арбитражные) с исковыми заявлениями в целях защиты прав и интересов граждан, интересов муниципальных образований, субъектов РФ и Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия Конституции конституций и уставов субъектов РФ. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Согласно Закону о прокуратуре (ст. 6) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Это законодательное предписание обеспечивается установленной законом ответственностью.

studme.org

Смотрите еще:

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.