Полномочия субъектов федерации зарубежных стран

В некоторых федеративных государствах решение вопроса о наделении полномочиями и правами на ведение международных и внешнеэкономических связей отличается довольно широким кругом различий. Безусловно, в вопросе развития международных связей субъектов государств или развития региональных связей на первом месте стоят государства Европейского Союза, в частности в вопросе ответственности за ведение международных и внешнеэкономических связей, которая полностью лежит на национальном государстве, к которому принадлежит регион. Более того, для воздействия на принятие решений в пользу регионов в ЕС создан специальный консультативный орган — Комитет регионов, который лоббирует интересы регионов на высшем уровне [2]. С уверенностью можно сказать, что вопрос о наделении полномочиями на ведение международных и внешнеэкономических связей является, по сути, показателем наличия в стране демократических институтов и экономической стабильности. Как пример можно привести страны с авторитарными режимами правления, где ведение международных и внешнеэкономических связей является прерогативой центральных правительств, когда как страны ЕС и некоторые федеративные государства, такие как Канада, Индия, США, наделяют необходимыми для экономического роста полномочиями свои регионы, проводя эти вопросы через все властные инстанции [ 3].

Возвращаясь к вопросу о наделении полномочиями на ведение международных и внешнеэкономических связей регионов стран — участниц ЕС, можно выделить некоторые страны [4]. Например, в Федеративной Республике Германии ведение внешних связей с другими государствами находится в ведении Федерального правительства, земли — ландтаги не обладают международной правосубъектностью и не наделены компетенциями на ведение внешнеполитической деятельности. Однако федеральные земли имеют возможность через Бундесрат принять участие в формировании и ведении внешнеполитической деятельности Германии. Федеральные земли через Бундесрат представляют свои интересы на ведение международных связей, однако решающее слово остается за федерацией при условии, что мнение федеральных земель учитывается при подготовке международных договоров и что эти договоры затрагивают интересы федеральных земель в таких областях, как сотрудничество в области культуры, студенческий обмен, спутниковое и кабельное телевидение, судоходство и т.п.

Также в компетенцию федеральных земель входят вопросы коммунальной службы, образования и спорта, вопросы административного управления, строительство. Особенное место занимают отношения между государством и церковью [5]. Федеральное правительство Германии очень тонко подходит к вопросу о взаимодействии с федеральными землями касательно сферы ведения внешнеполитических и международных связей. Так, при ведении переговоров с другими государствами или с международной организацией в состав официальной делегации включается представитель федеральной земли в случае, если данные переговоры затрагивают интересы федеральной земли.

Однако, если федеральная земля собирается заключать договоры с иностранными государствами, земельное правительство обращается в МИД ФРГ. В свою очередь МИД создает экспертную комиссию, которая либо дает оценку и официальное заключение, разрешающее или запрещающее заключение международного договора, либо отправляет проект на доработку в земельное правительство. Основными международными связями федеральных земель Германии являются соглашения с регионами иностранных государств о сотрудничестве в различных сферах, таких как культура, спорт, молодежный обмен, обмен информацией. Соглашения такого типа не нуждаются в формальном одобрении со стороны федерального правительства и, как правило, не рассматриваются в качестве международных договоров.

В вопросе разграничения полномочий между субъектами федерации и федеральным центром Бельгии опыт можно назвать уникальным, он имеет свою специфику. Согласно Конституции Бельгии в основе деления на субъекты федерации лежит лингвистический принцип, нет как такового деления на федерации, а существует три системы. Бельгия — это федеративное государство, которое состоит из сообществ и регионов: французское, фламандское и немецкоязычное сообщества [6]. Также существуют три региона — Валлонский, Брюссельский и Фламандский [7]. В вопросе ведения внешнеполитической и международной деятельности сообщества и регионы Бельгии добились полномочий на осуществление международного сотрудничества в рамках своей компетенции. К примеру, к компетенции культурных сообществ относятся вопросы образования, здравоохранения, спорта, науки и языка. В компетенцию регионов входят вопросы защиты окружающей среды, водные ресурсы, сельское хозяйство. Полное отсутствие иерархии правовых норм способствует более свободному развитию внешнеполитических и международных связей. Законы бельгийских сообществ и регионов и федеральные законы имеют одинаковую юридическую силу, что исключает бюрократические процедуры и постоянный контроль на соответствие законов субъектов Федерации федеральным законам. Федеральный центр оставил за собой полномочия государственного масштаба: оборона, государственный долг, правосудие, финансовая политика, внешняя политика, налогообложение и др. Однако федеральное правительство Бельгии оставило за собой пусть и ограниченное, но право контроля за внешнеполитическими связями [8]. Исключительной особенностью бельгийского федерализма является разграничение полномочий в вопросе ведения внешних связей и международного сотрудничества. Так, в Бельгии заключаются международные договоры, которые частично относятся к компетенции Федерации и частично — субъектов. Такие проекты подлежат обязательному обсуждению в Комитете по смешанным договорам. Однако необходимость ратификации таких договоров федеральным парламентом и законодательными органами субъекта усложняет процесс вступления договора в силу [9]. Сообщества и регионы имеют право принимать участие в международных организациях и открывать свои представительства при них. Также регионы имеют право открывать свои представительства в консульствах и посольствах Бельгии. Представители регионов представлены в органах Европейского союза и принимают участие в обсуждении вопросов, которые отнесены к компетенции субъектов. Участие представителей регионов в рабочих органах Европейского союза не приводит к увеличению количества числа голосов, которые имеет Бельгия. Бельгия рассматривается как одно государство, но с очень сложной системой взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации. Регионы Бельгии и национальные сообщества обладают достаточной самостоятельностью на осуществление международных связей, и это право закреплено в Конституции простым разделением полномочий между Федерацией и ее сообществами и регионами по принципу исключительной компетенции в различных вопросах, в том числе в вопросе ведении международных связей [10].

Вместе с тем в Европейском союзе есть страны с более жесткой политикой разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами, например Австрия, где внешнеполитическая и международная деятельность субъектов регулируется федеральным законодательством. Конституция Австрии представляет своим субъектам полномочия на заключение международных договоров с приграничными государствами или территориально-административными единицами независимо от того, имеет ли иностранное государство границы с Австрией или нет. Федеральным Землям Австрии даны полномочия в очень узком кругу компетенции: охрана общественного порядка, образование и культурное сотрудничество, сотрудничество в сфере туризма и др. Однако федеральные земли принимают участие в работе Конгресса региональных и местных властней Европы, Ассамблеи Европейских регионов [11]. Особенно важное направление деятельности австрийских земель — это сотрудничество в рамках Европейских регионов. Именно здесь разрабатываются проекты по развитию региона, культурному обмену, охране культурного и исторического наследия, охране природы, помощи в чрезвычайных ситуациях и др. [12].

Канадская модель федерализма идет по пути централизации, и широкими полномочиями, практически во всех жизненных сферах государства, в том числе ведении международных и внешнеполитических связей, обладает исключительно федеральный центр. Основополагающим документом в вопросе разграничения полномочий между федеральным центром и канадскими провинциями является Конституционный Акт 1867 г. [13]. Однако Конституционный Акт не регламентирует вопрос о разделении полномочий между федеральным центром и субъектом канадской Федерации в ведении международных и внешних связей, так как на момент подписания Акта вопрос о ведении международных отношении и внешнеполитических связей не стоял на повестке дня. Тем не менее реалии сегодняшнего дня таковы, что основой для разграничения полномочий в вопросе ведения международных и внешнеполитических связей стали достигнутые административные соглашения и договоренности между федеральным центром и субъектами Федерации. Однако при нарушении данных соглашений федеральный центр действует весьма жестко, используя в первую очередь дипломатические приемы. Тем не менее субъекты канадской Федерации — провинции — в пределах своей компетенции подписали ряд международных договоров с иностранными правительствами и международными организациями в сфере культуры, образования, энергоресурсов и т.д. Федеральный центр очень трепетно относится к вопросу ведения международных и внешнеполитических связей, и в этой связи термины «договор» и соглашение» с иностранными государствами и международными организациями заменяет на более условные «меморандум» или «международные договоренности». Несмотря на видимую жесткую политику федерального центра по отношению к субъекту Федерации, провинции открывают свои представительства в иностранных государствах. Двусторонние административные договоренности между федеральным центром и субъектом Федерации предусматривают наличие представительств для провинции, которые занимаются культурными связями, развитием туризма, вопросами иммиграции [14]. Также представительства субъектов канадской Федерации при поддержке федерального центра занимаются внешнеэкономическими вопросами. Однако представительства субъектов канадской Федерации не имеют дипломатического статуса и дипломатического иммунитета. Контроль на всех уровнях является визитной карточкой федерального центра: так, при участии глав и представителей субъекта канадской федерации в зарубежных встречах делегация сопровождается сотрудниками посольства. Однако представители субъекта Федерации и представители деловых кругов от субъектов Федерации включаются в состав официальной делегации в зарубежных поездках, если повестка касается интересов субъектов Федерации.

В принципе, государства Северной Америки с федеративной системой государственного управления являются сторонниками жесткой системы контроля за ведением международных и внешнеполитических связей. В США Конституция разрешает штатам заключать международные договоры, однако необходимо получить одобрение Конгресса США. Чаще всего одобрение получить невозможно, и в этой связи штаты заключают соглашения с аналогичными территориальными образованиями (обычно либо канадскими провинциями, либо с мексиканскими штатами) по вопросам сотрудничества в образовании, региональной торговле и т.д. Мексика, как и Канада, представляет полномочия на ведение международных и внешнеполитических отношении только под жестким контролем МИДа Мексики. Но в отличие от Канады МИД Мексики имеет представительства в каждом штате, которые полностью контролируют все международные и внешнеполитические связи штата. В целом, федеральный центр разрешает участие штатов на международном уровне только в сферах экономики и культуры. Однако исключением является наличие представительства мексиканских штатов в Канаде и в США для ведения экономического, туристического и культурного сотрудничества. Современная мировая политика и мирополитические процессы, в том числе глобализация, наложили свой отпечаток на развитие международных и внешнеполитических отношений в мире. С одной стороны, налицо желание центров власти, в том числе федеральных центров, как в нашем случае, держать в своих руках всю полноту власти, дабы исключить любые возможные попытки сепаратизма. С другой стороны, необходимость развивать экономику регионов за счет приграничного сотрудничества и усилить государство экономически сильными субъектами дает тот необходимый импульс для взвешенной политики в таком сложном вопросе, как разграничение полномочий между федеральным центром и субъектом ее федерации в сфере международных отношений и внешнеполитических связей. Государства с федеральным устройством более активно участвуют в мировой политике и международных отношениях. Так как глобализационный процесс затрагивает сферу интересов различных государств, только регионы федеративных государств имеют необходимую свободу для ведения международных связей, в то время как регионы унитарных государств должны довольствоваться решениями, принимаемыми центром. Федерализм удерживает регионы в составе единого государства и является связующим звеном между субъектами одной федерации. Конечно, вопрос о разграничении полномочий в сфере ведения международных отношений и внешнеполитических связей является камнем преткновения между федеральным центром и субъектом ее федерации. Однако субъекты федерации могут выступать акторами международных связей в вопросах, касающихся их интересов и компетенций. Международные связи субъектов федерации способствуют реализации государственных интересов в целом, усиливают влияние государства на мировом уровне и укрепляют доверие и имидж.

Одним из крупных государств с федеративным устройством является Индия. Индия к вопросу разграничения полномочий в сфере ведения международных и внешнеэкономических связей между центром и регионами подошла весьма скрупулезно. Так, осуществление международных и внешнеэкономических связей ведется в соответствии с федеральным законодательством. Министерство иностранных дел Индии координирует весь спектр международных и внешнеэкономических связей штатов [15], ведет централизованную политику контроля, что позволяет избежать нарушений индийского законодательства. Координация и полный контроль над внешними отношениями со стороны Министерства иностранных дел Индии на практике не означает, что штаты Индии лишены возможности ведения международных и внешнеполитических связей [16]. Действительно, представители штатов включаются в состав официальных делегаций, выезжающих на зарубежные переговоры. Также существует практика проведения консультаций с представителями штатов при заключении международных и внешнеэкономических соглашений, если данное соглашение или международный договор касаются интересов того или иного штата. Штаты Индии имеют довольно широкие полномочия на ведение региональной внешней политики. Федеральный центр ясно понимает необходимость разграничения полномочий в сфере ведения международных и внешнеэкономических связей между центром и регионами, так как от региональной политики зависит привлечение иностранного капитала и международных кредитов. Однако крупные международные проекты в области ядерной энергетики, транспортных узлов, проекты в сфере нефтегазовой отрасли и промышленности проходят обязательную процедуру одобрения со стороны центрального Правительства.

Подводя итог, можно отметить, что страны с федеративным государственным устройством имеют как минусы, так и плюсы. С одной стороны, развитие регионов способствует процветанию государства в целом. С другой стороны, широкие полномочия регионов ставят под удар федеральный центр, который стремится контролировать международные и внешнеэкономические связи. В целом можно отметить тенденцию к децентрализации федеральной власти. Все больше стран стремятся наделить регионы полномочиями для ведения международных и внешнеэкономических, в некоторых случаях — даже внешнеполитических связей. Это обусловлено усилением регионов как новых акторов мировой политики.

Рецензенты:

Косов Г.В., д.пол.н., профессор кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск;

Нефедов С.А., д.пол.н., доцент, профессор кафедры PR, конфликтологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.

www.science-education.ru

Статус субъектов федераций в зарубежных странах

Государствоподобный или государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство (субъектов федерации), выражается в наличии у них своей конституции (как правило), своего парламента, правительства, иногда особой судебной системы и военизированных формирований (например, в США), часто своего гражданства, государственных символов – герба, флага, гимна. Субъекты федераций обычно имеют паритетное или пропорциональное представительство в федеральных парламентах. Конституции некоторых федеративных государств содержат предписания, регулирующие основы государственной организации субъектов федерации.

статус субъекта федерации, прежде всего, выражается в объеме полномочий, в способах разграничения предметов ведения; 4) субъекты федерации имеют свой основополагающий акт – конституцию, устав или статут; 5) субъект федерации имеет свою систему органов государственной власти; 6) субъект федерации имеет свою территорию, которую нельзя изменить без его согласия; 7) территория федеративного государства является единым экономическим пространством; 8) статус личности в федеративном государстве в принципе является единым; 9) в федеративном государстве единое ведение государственных дел, единый государственный и общественный порядок;

4. Субъект федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции федерации, то есть собственная компетенция субъекта федерации носит исключительный характер, даже если она определяется как остаточная.

5. Комплекс прав и обязанностей субъекта федерации, образующий его правовой статус, позволяет ему быть участником федеративных правоотношений, а также вступать в определенные международные отношения, круг которых определяется федерацией. Статус субъекта федерации может быть изменен только с его согласия.

studopedia.ru

Правовое положение субъектов федерации в зарубежных странах. Разграничение компетенций между федерацией и субъектами

Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения строится на основе сочетания четырех элементов: 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция федерации и субъектов; 4) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементов.

Способы размежевания предметов ведения можно свести к пяти вариантам. Первый способ состоит в том, что конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Компетенция федерации может быть установлена путем перечня вопросов, по которым федеральные органы могут принимать законы. Компетенция федерации может быть определена и путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. К предметам ведения федерации обычно относятся оборона, внешняя политика, авиатранспорт, железные дороги, почта, телеграф и др.

Второй способ заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. К ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.

При третьем способе конституции устанавливают две сферы компетенции: федерации и ее субъектов. Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко перечислены только федеральные полномочия.

Четвертый способ размежевания предметов ведения состоит в том, что указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совместная компетенция федерации и субъектов.

Пятый способ размежевания компетенции заключается в том, что конституция дает перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции.

Перечня же исключительных полномочий субъектов не существует. Все вопросы, которые не вошли в указанные два перечня, относятся к исключительному ведению субъектов федерации, и в этой сфере закон субъекта федерации имеет преимущество по отношению к федеральному закону.

В некоторых конституциях федераций применяются и другие способы. Так, в Австрии конституция содержит также понятие «основы законодательства». Их устанавливает федерация, а субъекты (земли) в соответствии с этим издают местные законы.

По вопросам совместной компетенции могут быть изданы и законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере отношений превалирует федеральный закон. Создается особая палата в парламенте — орган специфического представительства субъектов. Автоматическое включение по должности должностных лиц субъектов федерации в общефедеральные органы. Субъекты федерации часто имеют свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты федераций создают свои парламенты, которые издают местные законы. Штаты имеют свое правительство, могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов штатов. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство, иногда и свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы, а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств.

Иногда субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.

Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США). Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих конституций не имеют.

В настоящее время конституционное право не признает права сецессии (выхода) субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопределения внутри федерации.

studopedia.org

Полномочия субъектов федерации зарубежных стран

Унитарное государство – единой цельное государственное образование, состоящее из административно-тер

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Государственный режим – обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власт

Федерация, как форма политико-территориального устройства (структура федераций, виды)

Похожие вопросы

  • Федерация, какформаполитикотерриториального.
    Федерация, какформаполитикотерриториальногоустройства (структурафедераций, виды).
    Территориальнаяфедерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
  • Конституционное право зарубежных стран — Унитарные государства.
    Федерация, какформаполитикотерриториальногоустройства (структурафедераций, виды).
    Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей.
  • Конституционное право зарубежных стран — Государственный.
    Федерация, какформаполитикотерриториальногоустройства (структурафедераций, виды). Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзно. Загрузка.
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран
    Федерация, какформаполитикотерриториальногоустройства (структурафедераций, виды).
    США как государство представляют собой федерацию, объединяющую 50 штатов, федеральный округ Колумбия. подробнее ».
  • Конституционное право зарубежных стран — Форма.
    Форма государственного (территориальнополитического) устройства.
    Основные признаки федерации: 1) территория федеративного государства в политико-административном отношении представляет собой совокупность территорий субъектов федерации, которые не.
  • Конституционное право зарубежных стран — Характеристика.
    Характеристика федеративной формы государственного устройства.
    1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет
    Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.
  • Теория государства и права — Форма государственного устройства
    Форма государственного устройства — способ территориальной организации гос-ва, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Основными видамиформ гос-ного устройства являются: — унитарное гос-тво; — федерация.
  • Правоведение — Форма государственного устройства
    Форма государственного устройства — способ территориальной организации гос-ва, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Основными видамиформ гос-ного устройства являются: — унитарное гос-тво; — федерация.
  • Экономическая география — Форма государственного устройства
    Форма государственного устройства — способ территориальной организации гос-ва, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Основными видамиформ гос-ного устройства являются: — унитарное гос-тво; — федерация.
  • Государственное и муниципальное управление — Форма.
    Форма государственного устройства — способ территориальной организации гос-ва, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Основными видамиформ гос-ного устройства являются: — унитарное гос-тво; — федерация.

найдено похожих страниц:10

cribs.me

26. Правовое положение субъектов федерации в зарубежных странах. Разграничение компетенций между федерацией и субъектами.

Федерация — это сложное, союзное государство, делится на состав­ные части (субъекты федерации), которые считаются государствами или гос. образованиями и обладают определенным су­веренитетом в рамках федеративного государства. Они могут иметь свои конституции, свое законодательство, органы гос. власти, гражданство и т. д. В то же время действуют федеральная кон­ституция, федеральное законодательство, федеральные органы госу­дарственной власти, федеральное гражданство и т. д. В федеративных государствах разделение властей проведено не только по горизонтали, т. е. между органами законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, но и по вертикали, т. е. между федерацией и ее составными частя­ми (субъектами). По статусу субъектов федерации. По этому основанию федера­ции делятся на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях все субъекты федерации абсолютно равноправны, имеют одинаковый правовой статус, в них нет других ATE, не являющихся субъектами федерацими. Таких федераций в чи­стом виде практически не существует. Например, ФРГ в целом сим­метричная федерация, но германские земли неодинаково представле­ны в парламенте. В США все штаты абсолютно равноправны, но в США имеются и такие территории, которые не являются субъектами федерации: Пуэрто-Рико, остров Гуам и некоторые другие террито­рии. Иногда субъекты федерации юридически имеют одинаковый ста­тус, но фактически в решении важнейших вопросов федерации они неравноправны. Например, в федерации Сербии и Черногории Сер­бия фактически является лидирующей республикой. Полностью асимметричны федерации, в которых субъекты по кон­ституции неравноправны. Например, среди штатов Индии только один — Джамму и Кашмир имеет собственную конституцию. 1) по степени централизации публичной власти федерации можно условно разделить на «централизованные» и «децентрализован­ные». В принципе, все федерации децентрализованные, но неко­торые из них имеют тенденции к излишней для федерации цент­рализации. К таким федерациям относится Индия (парламент пересматривает границы и названия суб-тов, Индийский Союз контролирует исполнит. власть штата, губернатор назначается президентом, и несет перед ним отв-ть). По децентрализации публичной власти гос-ва можно разделить: 1) жестко централизованные унитарные государства, с антидемократическим режимом (абсолютные монархии, единовласт­ные республики); 2) относительно децентрализованные унитарные госу­дарства (большинство современных стран мира); 3) децентрализованные унитарные государства (Н. Зеландия); 4) унитарные государства с автономными образования­ми (Финляндия, Дания, Португалия); 5) уния (Великобритания); 6) «централизованная» федерация (Индия); 7) регионалистские государства (Италия, Испания); 8) «децентрализованная» федерация (большинство фе­деративных государств); 9) федерация с местным самоуправлением на всех уров­нях (Австрия, Канада, США).

Весьма близка к федеративной форме государственного устройства и конфедерация. В отличие от федерации конфедерация — не союзное государство, а союз государств. Составные части конфедерации явля­ются суверенными государствами, сохраняют свои конституции, гражданство и другие атрибуты государственности, продолжают оста­ваться субъектами международного права. Если в федерации имеется федеральная конституция, федеральное законодательство, федераль­ные органы власти, федеральный суд и т. д., то в конфедерации име­ются лишь некоторые общие органы власти и осуществляется единая власть в области, как правило, военной, международной и тому подоб­ной политики. Конфедерации — всегда временные союзы государств которые либо превращаются в федерации, либо подлежат распаду. В фе­дерации в свое время преобразовались такие конфедерации, как США, конфедерация советских республик до образования СССР в 1922 г. Рас­пались конфедерации Сирии и Египта под названием Объединенной Арабской республики, Сенегала и Гамбии (Синегамбия). В настоящее время конфедераций в мире нет. Единственная страна, которая офи­циально называется конфедерацией, — Швейцария, которая факти­чески является федерацией.

По сути, конфедерация уже представляет собой межгосударственное объединение. СНГ, Европейский союз; а также Союз России и Беларуси. Способы распределения полномочий между федерацией и ее субъектами: 1) исключительные полномочия федерации;

2) исключительные полномочия субъектов федерации; 3) совместная компетенция федерации и ее субъектов. Т.о. можно разделить на несколько моделей: 1. В конституциях указывается только исключительная компетен­ция федерации. Все остальные вопросы правомочны решать субъек­ты по остаточному принципу. Такой механизм установлен в США. 2. В конституциях указывается только исключительная компетен­ция субъектов федерации. Остальные вопросы правомочна решать фе­дерация. Например Бельгия, Италия, Португалия. 3. В конституциях устанавливается перечень вопросов исключитель­ной компетенции федерации и перечень вопросов совместной компе­тенции. Исключительная компетенция субъектов федерации определя­ется по остаточному принципу. Это ФРГ. 4. В конституциях устанавливаются все три перечня вопросов. Те же вопросы, которые не входят ни в один из перечней, вправе регулировать либо федерация (Индия), либо субъекты федерации (Малайзия). При любом способе разграничения компетенции взаимоотношения федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации строятся следующим образом: а) по вопросам искл. компетенции федерации высшей юр. силой обладают ее НПА. Органы власти субъекта федерации обязаны их исполнять и не принимать никаких решений и действий, противоречащих фе­деральным НПА; б) по вопросам совместной компетенции издаются НПА как центра, так и субъектов. Высшей юр. силой при этом обладают федеральные НПА. Однако если какой-либо вопрос федерацией не урегули­рован, то субъект федерации может принять свой НПА; в) по вопросам искл. компетенции субъектов федерации безусловным приоритетом обладают их НПА.

studfiles.net

Смотрите еще:

  • Пособие по бетону и железобетону Пособие к СНиП 3.09.01-85 Пособие по гелиотермообработке бетонных и железобетонных изделий с применением покрытий СВИТАП Способы доставки Курьерская доставка (7 дней) Почта РФ Пособие распространяется […]
  • Документы для оформления российской пенсии Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 […]
  • 505 приказ минэкономразвития В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.