Понятия и признаки налогов и сборов

Понятие и признаки налогов

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ

ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ИХ СУЩНОСТЬ

2.2 Классификация налогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

Защита территории; выполнение управляющих и распределительных функций; поддержание внутреннего порядка; сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Конституции Республики Казахстан определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В совместном ведении Республики Казахстан и субъектов Республики Казахстан находится установление общих принципов налогообложения в Республики Казахстан.

Основным законодательным документом по налогам в Республики Казахстан является Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Республики Казахстан есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке.

Цель работы – раскрыть сущность налоговых отношений, принципы и функции налогов в Республике Казахстан на современном этапе.

Исходя из этой цели, предстоит решить следующие задачи:

1) определить понятие и признаки налогов;

2) рассмотреть функции и сущности налогов;

3) рассмотреть классификации налогов;

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ

Налоги — это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные.

В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специфические налоги имеют целевое назначение.
Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию, согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Поскольку роль и значение налога — это завершающий момент в самом действии налога, следует рассматривать экономическое значение подоходного налога, с юридических лиц поняв его сущность, то есть экономическое содержание, которое включает в себя изучение всех элементов, составляющих этот налог. Не менее важно знать построение подоходного налога с юридических лиц и порядок его взимания.
Подоходный налог не только самый распространенный, но и самый значительный вид налогообложения — ставки подоходного налога по сравнению с другими видами налогов являются самыми высокими.

Поэтому уплата подоходного налога является самой болезненной для налогоплательщика с точки зрения его материальных интересов.
Между тем, учитывая всеобщую распространенность подоходного налога и его особую значимость как для конкретного налогоплательщика, так для бюджета государства в целом, знание законодательства о подоходном налоге является обязанностью каждого участника налогового отношения, т.е. как того, который обязан платить налог, так и того, который обязан обеспечить его взимание. Следовательно, механизм исчисления, правового обеспечения подоходного налогообложения юридических лиц требует дальнейшей корректировки. 1

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривается налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.

Объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РК могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговая ставка представляет величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 2 Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются налоговым законодательством.

2 КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ИХ СУЩНОСТЬ

2.1 Сущность и функции налогов

Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога — это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

В настоящее время в юридической литературе термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права. 3

Существуют следующие признаки функции налога:

— они вытекают из сущности налога и определяются назначением налога в обществе;

1) представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления;

2) отражают наиболее значимые, главные характеристики права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

3) выражают направление активного действия права, упорядочивающего налоговые отношения;

4) отвечают за критерию постоянства, т.е. обладают стабильностью, непрерывностью, длительностью действия. Одни ученые выделяют три функции — фискальную, распределительную и стимулирующую; другие к ним добавляют еще две — контрольную и поощрительную; третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную. Анализ концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую

Функции налогов формируют структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и в содержании функций.

Есть мнение, что налог не исполняет никаких функций. Функция есть атрибут только системы налогообложения, так как теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции — соответственно фискальная и распределительная.

Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога.

Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога — обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства государств является преобладающей.

Фискальная функция определяется самой природой налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их развития. С ее помощью образуется государственный денежный фонд, и создаются материальные условия существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает. Несмотря на то, что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели — экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п. Таким образом, пользуясь налогом как косвенным инструментом воздействия государство вызывает к жизни новые отрасли, при этом налог может быть и, доходным, но цель налога явно не только фискальная.

works.doklad.ru

Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 3 ст. 17 Кодекса при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, а именно:

  • плательщики сборов;
  • объекты обложения сборами;
  • ставки сборов;
  • порядок исчисления сборов;
  • порядок и сроки уплаты сборов.
  • В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (специальные налоговые режимы).

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц;
    4. налог на прибыль организаций;
    5. налог на добычу полезных ископаемых;
    6. водный налог;
    7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    8. государственная пошлина.

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К региональным налогам относятся:

    • налог на имущество организаций;
    • налог на игорный бизнес;
    • транспортный налог.
    • Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

      Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

      К местным налогам относятся:

      • земельный налог;
      • налог на имущество физических лиц.
      • Что такое налог: Видео


        legalquest.ru

        15. Понятие, сущность, признаки налогов

        15. Понятие, сущность, признаки налогов

        Согласно ст. 8 НК РФ, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

        2) индивидуальная безвозмездность;

        3) денежная форма уплаты;

        4) публичные цели налогообложения.

        Обязательный характер налога . Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона.

        Индивидуальная безвозмездность налога . Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Налоговые поступления в бюджет перераспределяются государством между отдельными территориями, отраслями и сферами управления, таким образом попадая обратно в общество.

        Денежная форма уплаты. НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

        Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК РФ, налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        econ.wikireading.ru

        Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

        В законодательстве Российской Федерации имеются такие понятия, как налог, сбор и пошлина.

        Что собой представляют данные платежи, в чём заключаются их особенности, каковы их функции и чем они отличаются друг от друга?

        Понятие и сущность

        Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который должны уплачивать в денежной форме организации и физические лица для обеспечения нормального функционирования государства. Его основные функции:

        • Фискальная. Она заключается в формировании бюджета государства и государственных образований. Налоги являются финансовой основой деятельности практически любой страны, обеспечивая работу всех государственных организаций: от органов управления и армии до музеев и школ.
        • Регулирующая. Данные взносы дают возможность государству влиять на уровень производства и потребления самых разных видов товаров и услуг. Как это работает? Например, в стране в силу разных причин пришло в упадок сельское хозяйство, и продуктов его производства стало не хватать для удовлетворения нужд населения. Для исправления положения правительство наряду с другими мероприятиями принимает закон о льготном налогообложении для предпринимателей данной сферы. В результате доходность этого вида деятельности повышается, появляется больше производителей, и, как следствие, увеличиваются объёмы конечного продукта.
        • Контрольная. Её сущность – в осуществлении проверки финансовой деятельности граждан и предприятий на предмет её законности, прозрачности, количественных и качественных показателей. Это необходимо для оценки эффективности налоговой и бюджетной политики государства.
        • Социальная выражается в перераспределении денежных потоков из сферы производства в социальную сферу. За счёт поступающих средств финансируются различные программы по поддержке наименее защищённых слоёв населения.
        • Главные признаки налогообложения – обязательность и определённость. Все граждане должны уплачивать установленные законом налоги, причём о порядке, размере и сроке этих выплат они должны быть оповещены заблаговременно. Кроме того, одним из признаков можно назвать денежный характер платежей.

          Сбор же – это обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в качестве условия для совершения государством в отношении их каких-либо юридических действий, например, предоставление особых прав и выдача лицензий.

          Его основная функция – это компенсация затрат, понесённых государственными органами и учреждениями, которые возникли в результате совершения каких-либо действий для юридического или физического лица.

          Подробнее о сущности налогов и сборов вы можете узнать из следующего видео:

          Их сходства и различия

          Внимательно изучив налоговое законодательство, можно обозначить разницу между налогами и сборами:

        • Регулярность. После того, как какой-либо гражданин или организация попадают под действие норм налогового законодательства, они обязаны регулярно уплачивать налоговые платежи. Сбор же оплачивается только один раз по факту выполнения определённого действия государством в пользу плательщика.
        • Обязательность. Налоги взимаются с физических и юридических лиц на основании закона, в котором также прописана ответственность за неуплату либо уклонение от выплаты. Сбор же уплачивается по собственному решению за предоставление определенных прав и разрешений. Если гражданину не нужны эти права, то, соответственно, никто не сможет принудить его к оплате платежа.
        • Возмездность. Один из признаков налогов – их безвозмездный характер. Это значит, что их уплата не предусматривает каких-то определённых обязательств со стороны государства. Сбор же, наоборот, уплачивается с конкретной целью, ведь взамен плательщик получает со стороны государства какие-либо права.
        • Сумма выплаты. Размер налоговых платежей рассчитывается на основе множества параметров, таких как ставка, применяемый вид налогообложения, наличие льгот, и индивидуален для каждого. Для сборов устанавливается фиксированный размер выплаты.
        • Таким образом, налоги представляют собой обязательные платежи, из которых впоследствии формируется бюджет государства, тогда как сборы платятся как возмещение средств за услугу, оказанную по личному желанию плательщика.

          Отличие от пошлины

          Пошлина – один из видов сбора, являющийся разовым платежом физического либо юридического лица за услугу, которую оказывает какой-либо государственный орган. Например, это может быть плата за регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

          Если сбор взимается государственным учреждением, то, как правило, это плата за особые права и привилегии (например, лицензия на осуществление определённого вида деятельности). Пошлина, в свою очередь, платится за совершение юридически значимых действий (например, регистрация собственности в госреестре).

          Пошлина также имеет фиксированный размер выплаты, однако если сумму сбора может устанавливать сама организация, предоставляющая права и привилегии, размер пошлин в подавляющем большинстве случаев закреплён законодательно. Данный пункт также касается и льгот для некоторых категорий граждан – льготы по уплате сборов могут определять сами организации, оказывающие услуги, тогда как льготы по уплате пошлин зафиксированы законодательно.

          znaybiz.ru

          1. Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

          Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

          Признаками налога являются:

          1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее — НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

          2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

          3) денежная форма.

          4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

          5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее — БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

          lawbook.online

          Смотрите еще:

          • Разрешение оружие самара Получить лицензию на охотничье, травматическое и гладкоствольное оружие в Самаре Для того, чтобы Получить лицензию на охотничье, травматическое и гладкоствольное оружие в Самаре вам потребуется: 1. Паспорт и […]
          • ИМ Александров налоги и налогообложение Налоги и налогообложение. Александров И.М. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009 - 228 с. Учебник, написанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным Министерством […]
          • Письмо минэкономразвития экспертиза Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 февраля 2017 г. N Д28и-846 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" Департамент развития контрактной […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.