Поправки по 72 статье ук рф

МОСКВА, 4 июл — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс, согласно которым будет изменен порядок зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Изменения вносятся в статью 72 УК РФ. Предлагаемый порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом.

Так, время содержания лица под стражей до вступления в законную силу решения суда будет засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом. При отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня. В случае обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

В случае лишения свободы будет засчитываться один день содержания лица под стражей в следственном изоляторе следующим образом. При отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима — за один день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за полтора дня. При отбывании наказания в колонии-поселении — за два дня.

Не предусматривается распространение предлагаемого порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений; преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве; а также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Также не будет применяться указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным.

Время нахождения лица под домашним арестом, включаемое в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, будет засчитываться из расчета два дня за один день лишения свободы.

Закон имеет обратную силу. Положения федерального закона подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня его вступления в силу в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении.

В течение шести месяцев со дня вступления в силу федерального закона подлежат исполнению положения в отношении: лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ; военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе и отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Законопроект был внесен в Госдуму еще в 2008 году и принят в первом чтении в 2015 году, а во втором и в третьем чтениях 20 и 21 июня 2018 года. Совет Федерации одобрил документ 27 июня.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, как сообщалось ранее, выступила в качестве одного из авторов закона, когда была депутатом Госдумы пятого созыва и на посту уполномоченного продолжила способствовать скорейшему принятию закона. По мнению омбудсмена, закон о кратном зачете времени в СИЗО направлен на гуманизацию уголовного законодательства и появился из соображений восстановления справедливости.

rapsinews.ru

Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания

ч 1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.

(в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

ч 2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

ч 3. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

ч 4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются из расчета один день за один день.

ч 5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Комментарий к ст. 72 УК РФ

1. В ряде статей УК, регламентирующих применение видов наказаний с указанием их сроков (ст. ст. 47, 50, 51, 53 — 56), исчисление их производится в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах. В этих случаях следует иметь в виду, что указание в санкции статьи наказания до определенного количества лет, например до пяти лет лишения свободы, дает право суду назначить наказание как целыми годами, так и годами с месяцами (например, три года и шесть месяцев). Если в санкции статьи указан определенный диапазон вида наказания (ч. 2 ст. 117 УК — лишение свободы на срок от трех до семи лет), то наказание может быть назначено как в месяцах, так и в годах, в том числе с месяцами.

2. Назначение наказания в целых годах предполагает окончание срока наказания в последний день истекающего года, при этом год берется не календарный (с 1 января по 31 декабря), а в рамках начала и конца срока отбывания наказания. Например, назначенное наказание сроком в три года лишения свободы, срок отбывания которого начался 20 июля 2010 г., заканчивается 19 июля 2013 г. Если срок наказания назначен в месяцах, то окончание срока падает на последний день месяца, исходя из начала и окончания срока наказания. При исчислении сроков наказания в месяцах не имеет значения количество дней в месяце (наказание в два месяца исправительных работ, начало которого падает на 1 февраля 2011 г., будет считаться отбытым 31 марта 2011 г., а наказание в три месяца — 30 апреля 2011 г.).

3. Исчисление сроков наказания в днях допускается лишь в трех случаях:

  • когда при совокупности преступлений или совокупности приговоров приводятся в соответствие к лишению свободы виды наказаний, указанные в ч. 1 ст. 71 УК;
  • когда происходит зачет времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи;
  • когда заменяются одни виды наказания другими в случае злостного уклонения от отбывания назначенного судом наказания (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50, ч. 4 ст. 53, ч. 1 ст. 54 УК).

При замене наказания или сложении наказаний с учетом положения ч. 1 ст. 71 УК 240 часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

4. Начало срока отбывания наказания, как правило, указывается в резолютивной части приговора (при лишении свободы, аресте), однако это делается не всегда. Если виновному назначается наказание в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ограничения свободы, то срок отбывания наказания определяется с момента фактического отбытия наказания при осуществлении контроля специально созданными подразделениями при органах внутренних дел или органах самоуправления. Например, началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу (ч. 2 ст. 42 УИК).

5. Зачету в срок отбывания наказания подлежат время содержания лица под стражей и время отбывания лишения свободы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 УК.

В странах СНГ этот вопрос решается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в г. Минске 22 января 1993 г. и вступившей в действие для Российской Федерации с 10 декабря 1994 г., в странах дальнего зарубежья — на основании международных договоров и соглашений. В указанных случаях зачет времени содержания под стражей и времени отбывания лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, производится из расчета один день за один день вне зависимости от того, какой вид режима исправительной колонии назначается осужденному.

Конституционный Суд РФ по этому вопросу высказал следующую правовую позицию. Конституция, закрепляя в ст. 22 право каждого на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает единые гарантии этого права при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей. Аналогичный подход получил отражение в УК, который использует единый временной масштаб при исчислении срока лишения свободы, независимо от того, применяется оно в качестве меры пресечения или наказания: время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день (ч. 3 комментируемой статьи). При этом федеральный законодатель не проводит (и не обязан проводить) дифференциацию порядка зачета сроков содержания под стражей в зависимости от видов исправительных учреждений, определяемых судом при назначении наказания в виде лишения свободы. По смыслу положений ст. 130 УИК во взаимосвязи с положениями комментируемой статьи, время содержания под стражей в качестве меры пресечения во всяком случае подлежит зачету при определении общего срока назначенного судом наказания. Такой подход корреспондирует международным стандартам, согласно которым предварительное заключение не должно применяться, если предполагаемому правонарушению не соответствует наказание в виде лишения свободы, а при вынесении приговора срок, проведенный в предварительном заключении, следует или засчитывать в установленный приговором срок наказания, или принимать во внимание с целью сокращения срока наказания (Постановление КС РФ от 27.02.2003 N 1-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Л. Верещака, В.М. Гладкова, И.В. Голышева и К.П. Данилова»).

Вопрос о возможности зачета времени содержания под стражей в качестве меры пресечения в других пропорциях также рассматривался Конституционным Судом РФ (см. Определение КС РФ от 16.04.2009 N 564-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузьмицкого Саяна Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 30, 35, 56, 58, 66, 72, 159 и 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

6. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве наказания исправительных работ, оно освобождается от отбывания наказания, если при перерасчете наказание окажется уже отбытым. Например, лицу, содержавшемуся под стражей четыре месяца, назначено наказание в виде одного года исправительных работ. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Например, окружным военным судом С. был осужден к штрафу в размере 250 тыс. руб. Суд надзорной инстанции снизил размер штрафа до 150 тыс. руб., поскольку с 30 сентября 2005 г. по 15 марта 2006 г. С. содержался под стражей. В соответствии с ч. 5 ст. 72 УК при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного наказания в виде штрафа суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания. Судом первой инстанции эти положения уголовного закона не были выполнены.

wiselawyer.ru

Новые поправки к ст 72 УК РФ коснуться всех отбывающих наказание в колонии-поселения?

Скажите пожалуйста: новые поправки в 72 ст ук коснуться всех отбывающих наказание в колонии-поселения? Если заключенный был когда-то туда переведен со строгого режима например? В самих поправках есть только ссылки на место отбывания, а не на то как и когда туда попал заключенный.

Ответы юристов (7)

Здравствуйте да, в данном случае коснутся, согласно УК РФ изменениям в ст.72 исключений будет лишь несколько. В вашем случае исключения такого не будет, вот официальные комментарии с сайта http://kremlin.ru/acts/news/57.

При этом повышенный коэффициент кратности не применяется к осуждённым при особо опасном рецидиве преступлений, осуждённым, которым смертная казнь заменена лишением свободы, осуждённым за преступления террористической направленности или за преступления, связанные с распространением наркотиков.

Этот коэффициент также не распространяется на время нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа.

Время нахождения лица под домашним арестом будет засчитываться в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчёта два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы

Есть вопрос к юристу?

Если заключенный был когда-то туда переведен со строгого режима например?

Если изначально осужденный отбывал наказание в ИК строго режима, то изменений никаких не будет, т.к. решение о зачете времени предварительного содержания под стражей указывается судом в резолютивной части обвинительного приговора, согласно п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, и этот зачет уже был произведен.

И действующая, и новая редакции УК РФ предусматривают для лишения свободы в ИК строго режима зачет времени содержания под стражей в соотношении 1:1.

Уточнение клиента

если мнения юристов диаметрально противоположные, то как нам быть? Обращаться в суд и ждать трактовку суда?

В новых поправках указаны статьи не попадающие под изменения. Зачем их вынесли в отдельную категорию? Следовательно остальные и отбывающие на кп должны попасть? По 308 ст все очевидно, но почему это не может быть изменено?

07 Июля 2018, 20:17

ФЗ от 03.07.2018 № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» изменяет указанную статью путем нового изложения её части 3 и дополнения этой части ещё четырьмя частями (3.1-3.4), поэтому указаны все варианты, когда может производиться зачет.

В настоящий момент этот ФЗ еще не вступил в силу, и практики перерасчета сроков пока нет.

Данные изменения уже приняты в законе. На приведение приговоров в соответствии с изменениями отводится 6 месяцев. В вашем случае не будет пересчета, поскольку изначально суд определил Вам колонию строго режима, а не общего.

3.1Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 и 3.3.настоящей статьи, из расчета один день за:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;

б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

То есть изменения режима со строго на колонию поселения не влечёт за собой смягчения в силу новых изменений?

08 Июля 2018, 15:53

Анна, нет не влечёт. Изменения были уже на стадии исполнения приговора, изначально назначался вид исправительного учреждения сторогого режима, поэтому данные изменения не применимы

Доброго времени суток!

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ, вступают в силу 14.07.2018г, то есть по истечении 10 дней после дня официального опубликования на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 03.07.2018).
Согласен с коллегами в вашем случае, изменения закона будут день за день. Это от того, что осужденный попал в колонию поселения через колонию строго режима. А, закон изложен по принципу «напрямую» из СИЗО в: колонию общего режима, воспитательнаю колонию, колонию-поселения, колонию строгого режима, особо строгого режима, тюрьму.
Но, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Помимо, указанного закона, существуют амнистии, помилования и т.п.
Кстати, в вашем случае (в зависимости от обстоятельств) стоит рассмотреть варианты предусмотренные статьёй 172. УИК РФ «Основания освобождения от отбывания наказания», в юридической связи со статьёй 79. УК РФ «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»
Но это не исчерпывающая информация.
Дать более подробную консультацию не представляется возможным, так как информации недостаточно, а данные случаи специфичны и индивидуальны.
Удачи и успехов вам, у вас все получиться.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Проект о внесении изменений в ст. 72 УК РФ

Шесть лет лежит без движения фактически одобренный законопроект, позволяющий сократить сроки наказания российским заключенным.

На сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ) началось голосование по предложению о внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса РФ, которое позволит приравнять один день нахождения в СИЗО к двум дням отбывания наказания в колониях.

Идея не новая. В Госдуме уже шестой год лежит подобный законопроект. Отличие от инициативы, вынесенной на голосование на сайте РОИ, лишь в том, что в думском проекте предлагается приравнять один день нахождения в СИЗО к полутора дням колонии, двум дням в колонии-поселении и трем дням исправительных работ.

Законопроект, зарегистрированный на официальном сайте Госдумы под номером № 73983-5 еще 20 июля 2008 года, инициировал Павел Крашенинников. Крашенинников — не рядовой депутат, с 1999 года, уже четвертый срок, возглавляет думский Комитет по законодательству. И вносить в Думу заведомо бесперспективные проекты не будет. И все равно документ как лежал без движения, так и лежит.

Не менее удивительно, что у законопроекта нет противников. Публично все выступают за принятие поправок в ст. 72 УК РФ. Потому что невозможно найти серьезных возражений против доводов, которые Крашенинников привел в сопроводительном письме к законопроекту. Кроме очевидной для всех несопоставимости условий содержания в СИЗО и в колонии, автор сослался и на рекомендацию Комитета министров Совета Европы, который предложил: «…в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в местах содержания под стражей, в срок отбывания наказания с коэффициентом большим единицы».

Профильный комитет Думы поддержал проект.

Верховный суд России прислал лаконичный отзыв: «Замечаний и предложений не имеется».

Официальный отзыв Правительства России, подписанный еще Сергеем Собяниным (в то время вице-премьером и руководителем аппарата правительства), был более развернутым и даже содержал несколько поправок. Но в целом правительство не возражало против принятия законопроекта.

24 июля 2008 года Совет Думы также рекомендовал принять закон. Но рекомендацию проигнорировали.

В феврале 2010-го думский Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству снова вернулся к законопроекту и снова рекомендовал принять в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 72 УК РФ». Комментируя решение комитета, Крашенинников говорил, что «поправки послужат гуманизации уголовно-исполнительной системы страны. В случае принятия законопроекта он будет иметь обратную силу, в результате чего сроки заключения сократятся почти у 200 тысяч осужденных».

Тут надо заметить, что закон не распространится на заключенных, условия отбывания наказания которых по своей строгости сравнимы с условиями СИЗО. Речь о тех, кто содержится в колониях строгого и особого режима, а также пожизненно осужденных. То есть массового освобождения особо опасных преступников можно не опасаться.

Тем не менее до голосования дело так и не дошло.

Чтобы у инициативы появился шанс стать законопроектом, который рассмотрит Госдума, за нее должны отдать голоса не менее 100 тысяч россиян. Поддержать проект можно на сайте«Российской общественной инициативы».

7×7-journal.ru

В Госдуме согласились, что теперь день в СИЗО должен быть равен полутора дням в колонии

Думский комитет по законодательству сегодня рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который меняет систему зачета срока, проведенного в СИЗО до вступления приговора в силу. Благодаря корректировке ст. 72 Уголовного кодекса (исчисление сроков наказаний и зачет наказания) один день в СИЗО будет засчитан за полтора дня в колонии общего режима и воспитательной, за два – при отправке осужденного в колонию-поселение. По-прежнему – один к одному будет считаться срок, проведенный в СИЗО, если человека приговорят к отбытию наказания в тюрьме, колонии строгого или особого режима.

Этот законопроект оказался в Госдуме еще в 2008 году с подачи главы комитета по законодательству единоросса Павла Крашенинникова. В пояснительной записке говорилось о том, что условия содержания в СИЗО гораздо жестче, чем в исправительных колониях общего режима, колониях-поселениях. Вспоминал автор документа и о Рекомендации комитета министров Совета Европы, по которой в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в СИЗО, в срок отбывания наказания с коэффициентом больше единицы. «Европейский суд по правам человека при рассмотрении жалоб осужденных исходит из того, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий отбывания назначенного судом уголовного наказания», – говорилось в пояснительной записке.

Проект в Белом доме поддержали, Верховный суд РФ возражений не имел, но документ так и не обрел статус закона. В прессе, в частности, появлялись публикации о том, что бывший главный акционер НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский благодаря изменениям окажется на свободе в 2009 году.

pravo.ru

Смотрите еще:

  • Приказ минюста 72 Приказ Минюста РФ от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" Приказ Минюста РФ от 29 марта 2010 г. N 72"Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" Во […]
  • Контрольная работа законы сохранения в механике Контрольная работа по теме Законы сохранения в механике 10 класс Контрольная работа по теме Законы сохранения в механике для учащихся 10 класса с ответами. Контрольная работа состоит из 5 вариантов, в каждом […]
  • Коллектор passat b4 КОЛЛЕКТОР ВЫПУСКНОЙ VOLKSWAGEN PASSAT B3, B4 3A5,35I УНИВЕРСАЛ Для идентификации автомобиля и достоверного подбора коллектор выпускной Volkswagen Passat B3, B4 3A5,35I Универсал, следует внимательно выбрать […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.