Поступление налога на доходы физических лиц 2014

Поступление налога на доходы физических лиц 2014

Прогноз поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков городского округа город Мегион составлен на основе фактических данных об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год и предполагаемых условий социально-экономического развития страны до 2017 года, ожидаемых итогов в текущем году и основных прогнозных параметров социально-экономического развития городского округа город Мегион на 2015-2017 годы, а также с учетом реформирования налоговой и бюджетной системы.

Поступления налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с территории города в оцениваемом 2014 году ожидаются в сумме 75597,1 млн.рублей, что на 6,4% выше аналогичного периода 2013 года. В 2015-2017 годы объемы поступлений прогнозируются с ростом 100,5-108,3% по первому варианту и 100,9-112,9% по второму варианту.

Сумма налоговых поступлений в 2014 году оценивается с ростом 6,8% к 2013 году и составит 71362,5 млн.рублей. Общая сумма налоговых поступлений и других обязательных платежей во все уровни бюджета (к предыдущему году) по I и II вариантам прогноза по годам составит:

  • в 2015 году – 76059,7 млн.рублей (106,6%) и 79457,1 млн.рублей (111,3%);
  • в 2016 году – 78458,2 млн.рублей (103,2%) и 82398,3 млн.рублей (103,7%);
  • в 2017 году – 78474,9 млн.рублей (100,0%) и 82640,5 млн.рублей (100,3%).
  • Основным налогом в структуре налоговых поступлений остается налог на добычу полезных ископаемых – 71,3% (2013 год). Учитывая уровень цен текущего года согласно сценарным условиям, сумма поступлений налога в 2014 году оценивается на уровне 53459,7 млн.рублей, с ростом 12,2% к 2013 году. В 2015 году темп роста поступлений налога на добычу полезных ископаемых по первому варианту составит 108,4%, по второму варианту – 114,5%. В 2017 году поступление налога прогнозируется с незначительным снижением, что связано с прогнозируемым снижением темпов добычи нефти и газа нефтегазодобывающего предприятия города.

    Налог на добавленную стоимость оценивается в сумме 13712,3 млн.рублей, доля которого в общей сумме налоговых поступлений составляет 19,3%. Рост поступлений налога на добавленную стоимость в 2015-2017 годах прогнозируется на уровне 100,2-100,4% по первому варианту и 101,0-101,1% по второму варианту.

    Основными и крупнейшими плательщиками налога на прибыль на территории городского округа город Мегион являются предприятия нефтегазового комплекса. В 2013 году сумма поступлений налога на прибыль организаций снизилась на 57,4%, что в основном обусловлено результатами финансовой деятельности предприятий и организаций нефтегазовой деятельности, на долю которых приходится более 80% прибыли организаций территории. Ожидаемое поступление данного налога рассчитано исходя из ценовой конъюнктуры нефти согласно сценарным условиям.

    В дальнейшем поступления налога на прибыль организаций прогнозируются на уровне 2014 года.

    Поступления налога на доходы физических лиц в 2014 году оцениваются в сумме 1862,6 млн.рублей, рост к уровню 2013 года составит 15,2%, его доля составляет 2,6% в общей сумме налоговых поступлений. Прогнозируется, что рост поступлений данного налога будет сохранен на весь период до 2017 года.

    Имущественные виды налогов в 2014 году оцениваются с незначительным увеличением к уровню 2013 года и составят 445,8 млн.рублей. В дальнейшем темп роста прогнозируется на уровне 101,0-101,3% по первому варианту, 101,6-101,7% по второму варианту развития.

    Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет городского округа город Мегион в 2014 году оцениваются в сумме 1134,3 млн.рублей, или 91,3% к уровню 2013 года.

    Основным источником собственных доходов городского округа город Мегион является налог на доходы физических лиц, доля которого составляет 58,6% (2013 год) собственных доходов бюджета. В 2014 году сумма налога на доходы физических лиц по оценке составит 631,3 млн.рублей, или 86,7% к уровню 2013 года. С 2014 года в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации сокращен норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты с 20,0% до 15,0%. Одновременно, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято решение об уменьшении единого норматива отчислений от данного налога, передаваемого в бюджеты муниципальных образований за счет региональной доли с 25,0% до 23,5%. Таким образом, единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет городского округа город Мегион в 2014 году составляет 38,5%.

    С 01.01.2015 единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в местный бюджет составит 34,0%, в связи с чем, в 2015 году ожидается снижение поступления данного налога на 5,1% по первому варианту прогноза и на 4,2% по второму варианту. В дальнейшем, на 2016-2017 годы, прогнозируется рост поступлений налога на доходы физических лиц: по первому варианту на уровне 107,5%, по второму варианту 108,5%. Данный прогноз рассчитан исходя из складывающихся изменений средней заработной платы и динамики численности работников организаций и предприятий городского округа город Мегион. Поступления от налога спрогнозированы исходя из изменений фонда оплаты труда предприятий города.

    Налоги на совокупный доход в 2014 году по оценке составят 118,4 млн.рублей, что на 1,4% ниже поступлений в 2013 году.

    Рост субъектов малого и среднего бизнеса, а также их финансовая поддержка, в рамках действующих и принимаемых программ всех уровней власти, позволяет прогнозировать положительную динамику поступления налогов на совокупный доход. Так в 2015-2017 годах прогнозируются поступления налога на совокупный доход на уровне 100,5-100,8% по первому варианту, 101,0-101,2% — по второму варианту.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, транспортный налог является региональным налогом и до 2014 года передавался из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в бюджет города в размере 100%.

    С 01.01.2014 транспортный налог не передается в бюджет городского округа город Мегион, что, соответственно, отразится на уменьшении поступлений налоговых доходов.
    Начиная с 2014 года из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в бюджет городского округа город Мегион, подлежит передача по дифференцированным нормативам отчислений акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, рассчитываемые исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения. В прогнозный период 2014-2017 годы данные отчисления в бюджет городского округа город Мегион составят 10,0 – 10,5 млн.рублей в год.

    Поступления земельного налога в 2014 году оценивается в сумме 16,2 млн.рублей, и снизится к уровню 2013 года на 17,3%. Прогнозируется, что поступления данного налога будут сохранены на период до 2017 года на уровне 2014 года.

    Оценочное поступление налога на имущество физических лиц в 2014 году составит 11,7 млн.рублей, и увеличиться на 10,4% по отношению к 2013 году. В последующие годы поступления данного налога прогнозируются на уровне 2014 года и составят 11,8-12,0 млн.рублей по первому варианту, 12,0-12,2 млн.рублей – по второму варианту.

    Неналоговые доходы включают в себя доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных организаций, административные платежи и сборы, штрафные санкции и прочие неналоговые доходы. Наибольшую долю неналоговых доходов в 2013 году составили доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 68,1%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов составили 25,6%. По оценке в 2014 году ожидается снижение неналоговых доходов — на 7,2%. В 2015-2017 годах прогнозируется снижение неналоговых доходов (доходы от использования муниципального имущества, от продажи активов и прочие неналоговые доходы), что обусловлено уменьшением стоимости муниципальных активов.

    В целях мобилизации и увеличения доходной части бюджета городского округа на территории муниципального образования на постоянной основе осуществляет свою деятельность комиссия по мобилизации доходов в бюджет. В состав комиссии вошли представители налоговых органов и органов муниципальной власти. Основными задачами комиссии по мобилизации доходов в бюджет города является принятие мер по сокращению налоговой недоимки, повышение собираемости налоговых и неналоговых платежей, а также разрешение проблемных вопросов уплаты и исчисления налогов и сборов на территории муниципального образования.

    admmegion.ru

    За январь – ноябрь 2017 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 159,1 млрд рублей администрируемых ФНС России доходов, что больше аналогичного периода 2016 года на 25 млрд рублей, или на 18,7 процентов.

    В том числе за счет налога на добычу нефти доходы бюджета увеличились на 14,5 млрд рублей (или на 23,9%), что обусловлено, в основном, ростом средней ставки для расчета налога в 1,4 раза (цена на нефть марки «Юралс» возросла в 1,3 раза).

    Доходы федерального бюджета возросли относительно аналогичного периода 2016 года на 16,3 млрд рублей (или на 21,9%) и составили 90,9 млрд рублей, сообщает Управление ФНС России по Коми.

    Без учета налога на добычу нефти поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации больше на 10,5 млрд рублей (на 14,3%), в том числе в федеральный бюджет — на 1,8 млрд рублей (на 13,2 процента).

    НДПИ на нефть по-прежнему формирует основную долю в налоговых поступлениях и составляет 47 % в общей сумме налоговых доходов по республике. Значительный удельный вес также занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (по 13% соответственно), налоги на имущество (12%), НДС (5%) и акцизы (6%).

    В консолидированный бюджет Республики Коми поступило 68,2 млрд рублей, что больше на 8,7 млрд рублей, или на 14,6 процентов. Основное влияние на положительную динамику оказали поступления налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет, которые увеличились на 4,9 млрд рублей (на 33,7%), что связано с увеличением налоговой базы, в том числе по консолидированным группам налогоплательщиков.

    По налогу на имущество организаций платежи возросли на 4,4 млрд рублей (или на 31,8%), что обусловлено увеличением среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества, а также увеличением пониженной ставки по налогу в отношении ряда имущества с 1% за 2015 год до 1,3% за 2016 год и до 1,6% за 2017 год.

    По НДФЛ снижение поступлений составило 62,4 млн рублей, или на 0,3%, что связано с низким темпом роста фонда заработной платы работников организаций республики (Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми за январь – сентябрь 2017 года составил 100,6%), а также уменьшением поступлений в погашение задолженности по налогу.

    По акцизам на нефтепродукты в республиканский бюджет поступило меньше на 1,2 млрд рублей (на 16,4%), основной причиной снижения является уменьшение норматива отчисления акцизов в республиканский бюджет: с 01.06.2016 на 12% и с 01.01.2017 еще на 26,3 процента. В целом по акцизам на нефтепродукты в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило больше на 18,8 процентов.

    Налоговые доходы местных бюджетов составили 8,7 млрд рублей, рост на 264 млн рублей, темп роста к уровню аналогичного периода прошлого года 103,2 процента. Основными налогами, обеспечившими увеличение поступления, являются налоги на имущество и налоги на совокупный доход.

    Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды поступили в размере 36 млрд рублей.

    www.bnkomi.ru

    Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 08.05.2014 2014-05-08

    Статья просмотрена: 3770 раз

    Библиографическое описание:

    Дедусенко М. Л., Прудникова М. О. Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 327-331. — URL https://moluch.ru/archive/66/10913/ (дата обращения: 13.07.2018).

    Впервые налог на доходы физических появился в 10 г. н. э. в Китае при императоре Ванг Манге в виде налога на доход мастеров. Налог взимался с прибыли мастера в размере 10 %. Налог на доходы мастеров взимался недолго и после смерти императора был отменён в 23 году н. э. [4]

    В России история подоходного налога начинается в 1812 г. с введения прогрессивного процентного сбора с доходов от использования недвижимого имущества. В 1893 г. был введён квартирный налог для квартиросъёмщиков, который взимался по прогрессивной шкале ставок от 1,6 до 10 % (в последующем налог на роскошь и налог на потребление) [4]. В начале 1960-х гг. была предпринята попытка отмены налогообложения заработной платы, был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» [3]. Налоговая система РФ 1992 г. состояла из 60 видов налогов, среди которых был подоходный налог, введённый Законом Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». Налог взимался с годового дохода и имел прогрессивную шкалу ставок налогообложения (от 12 до 60 %), устанавливались необлагаемые доходы, налогоплательщикам предоставлялись различные налоговые льготы.

    С 1 января 2001 г. в Российской Федерации была введена вторая часть Налогового кодекса РФ, которая содержит главу 23 «Налог на доходы физических лиц». НДФЛ относится к федеральным налогам, то есть действующим на всей территории Российской Федерации. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 85 % доходов от данного налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по данному налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Основная ставка НДФЛ, в соответствии с гл. 23 НК РФ, с 2001 г. устанавливалась пропорциональная 13 %, также предусмотрены необлагаемые доходы и налоговые вычеты [2].

    Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

    В таблице 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

    Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты Российской Федерации

    При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента

    Бюджеты субъектов РФ

    При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа

    При уплате НДФЛ в бюджет поселения и муниципального района

    При уплате НДФЛ в бюджет межселенной территории

    Бюджеты муниципальных районов

    При уплате НДФЛ в бюджет городского округа

    Бюджеты городских округов

    Из таблицы 1 видно, что (ст. 50, 56, 61–61.2 БК РФ) доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов Российской Федерации — в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов России, бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. Отчисления зависят от категории налогоплательщика и от статуса территории [1].

    Рассмотрим поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг.

    Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты

    за 2011–2013 гг., млрд. руб.

    2013 г. к 2012 г.

    Всего налоговые доходы

    Консолидированный бюджет субъектов РФ

    Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

    Консолидированный бюджет РФ

    Из таблицы 2 видно, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 13,3 %, в местные бюджеты — на 12,6 %, а в 2013 г. — на 10,5 в консолидированный бюджет РФ и на 12,6 % в местные бюджеты. Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2012 г. составила в консолидированном бюджете39 %, что на 0,9 % больше, чем в 2011 г, а в 2013 г. — 41,9 %, что на 2,9 % больше, чем в 2012 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2012 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2011 г., а в 2013 г. — 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2012 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а также в 2013 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2012 г.

    Так как в бюджеты субъектов РФ поступают доходы от налога на доходы физических лиц, проанализируем региональный аспект динамики поступлений данного налога на примере Белгородской области. Рассмотрим таблицу 3 «Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг.».

    Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг., млн. руб.

    Налоговые доходы всего

    Доля НДФЛ в налоговых доходах областного бюджета, %

    Из таблицы 3 видно, что НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Белгородской области, например, в 2011 г. — 28,3 %, а в 2012 г. — увеличилась на 4,9 % (т. е. составила 34,2 %), в 2013 г. — составила 39,1 %. Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Белгородской области возрастали в период с 2010 г. по 2013 г. В2011г. поступления по налогу по сравнению с 2010 г. увеличились на 13,7 %, что составило 1774 млн. руб., в 2012 г. бюджет пополнился за счёт НДФЛ на 16727 млн. руб., что на 19884 млн. руб. больше, чем в 2011 г. Налоговые доходы 2013 г. по НДФЛ в бюджет Белгородской области увеличились на 1545 млн. руб., что на 9,2 % больше показателя 2012 г.

    Необходимо проанализировать также влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица — резиденты и нерезиденты РФ, а объектом обложения являются доходы, полученные в натуральной, денежной форме или в форме материальной выгоды, то целесообразно будет исследовать следующие общеэкономические показатели, которые прямо или косвенно будут влиять на формирование налоговой базы по НДФЛ: среднедушевой денежный доход; среднегодовая заработная плата; численности населения, занятого в экономике; индекс роста потребительских цен (инфляция). Динамика данных показателей по России за 2011–2013 гг. представлена в таблице 4.

    Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2011–2013 гг.

    2012 г. к 2011 г.

    Среднемесячная заработная плата, руб.

    Индекс роста потребительских цен, %

    Из таблицы 4 видно, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2012 г. на 688,8 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2278 руб. (23058 руб.). Повышение роста цен на товары и услуги в 2012 г. на 0,5 % приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 3260 руб. По сравнению с 2012 г. среднегодовая численность экономически активного населения уменьшилась в 2013 г. на 153,9 тыс. чел., что привело к небольшому росту показателя среднедушевого дохода населения до 23763 руб. (3,1 %). Следует обратить внимание, что снижение роста потребительских цен в 2013 г. на 0,1 % привело возрастанию показателя среднегодовой заработной платы на 3331 руб. (12,5 %).

    Влияние экономических факторов на поступление доходов от НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. представлено в таблице 5.

    Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

    Среднедушевой денежный доход, руб.

    Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

    Из таблицы 5 видно, что между динамикой показателей среднегодовой численности населения занятого в экономике и среднедушевым денежным доходом населения существует прямая зависимость. Рост среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2012 г. на 23,7 тыс. чел. (3,2 %) приводит к увеличению среднедушевого дохода на 2763,2 руб. (14,7 %) по сравнению с 2011 г. Повышение среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2013 г. на 20,3 тыс. чел. (2,7 %) влияет на рост среднедушевого денежного дохода населения на 9 % (1950 руб.) по сравнению с 2012 г. Необходимо отметить, что при увеличении индекса роста потребительских цен должен происходить рост показателя среднемесячной заработной платы, в этом проявляется сбалансированность роста доходов населения и цен на товары и услуги на потребительском рынке. Из проведённого анализа видно, что повышение индекса роста потребительских цен в 2012 г. на 0,7 % приводит к увеличению показателя среднемесячной заработной платы на 2334,5 руб. по сравнению с 2011г., а в 2013 г. рост потребительских цен оставался на уровне 2011 г. в 106,2 %, но среднемесячная заработная плата возросла на 1471,5 руб. (7,4 %).

    НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, например, в 2013 доля НДФЛ в общих налоговых поступлениях составил 41,9 %, а также образует значительную часть налоговых доходов местных бюджетов — 69,9 %. В консолидированном бюджете Белгородской области НДФЛ занимает значительную долю дохода, например, в 2011 г. — 28,3 %, в 2012 г. — увеличился на 5,9 %, а в 2013 г. составила — 39,1 %.

    Рассмотрим зависимость динамики поступлений НДФЛ в бюджеты РФ от роста среднедушевого денежного дохода за 2011–2013 гг., которая представлена на рисунке 1.

    Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступления НДФЛ в бюджеты РФ

    Из рис. 1 видно, что зависимость между показателями среднедушевого денежного дохода населения и суммой НДФЛ, которая поступила в бюджеты РФ за 2011–2013 гг. является прямой, поэтому при возрастании одного показателя происходит увеличение другого.

    Зависимость динамики показателя среднедушевого дохода и поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. показана на рисунке 2.

    Рис. 2. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

    Из рис. 2 видно, что с роста показателя среднедушевого денежного дохода происходит повышение поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области на протяжении 2011–2013 гг.

    Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Белгородской области. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения занятого в экономике приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31.– Ст. 3823.

    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

    3. Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Шапошникова, С. В. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах [Текст] / О. А. Гражданкина, В. А. Гражданкин, С. В. Шапошникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 30–32.

    4. Рядинская В. А. Развитие налогообложения доходов физических лиц до XX века [Текст] / В. А. Рядинская // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2013. — № 13 (3). — С. 87–93.

    moluch.ru

    Роль НДФЛ в формировании бюджета РФ

    Экономические науки

    • Разова Зарина Рузалимовна , студент
    • Минеева Вера Михайловна , кандидат наук, доцент, преподаватель
    • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • НАЛОГИ
  • Похожие материалы

    В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики[3].

    Одним из важнейших источников дохода бюджета Российской Федерации является налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода (может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме) физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

    Работник может получить от организации доходы как в денежной, так и в натуральной форме.

    К доходам, полученным в денежной форме, относят:

    • заработную плату;
    • стимулирующие надбавки и доплаты (например, за стаж работы, совмещение деятельности, работу в ночное время и в праздничные дни и пр.);
    • премии, вознаграждения и т.д.
    • К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за работника товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, обучения и т.д. Эти выплаты рассчитываются по цене, предусмотренной в статье 105.3 НК РФ.

      Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что его платит все работающее население страны, вследствие чего поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от муниципального до федерального. В настоящее время этот налог в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Есть еще доходы, не облагаемые НДФЛ. Это:

    • пособия по безработице, беременности и родам, по уходу за больным ребенком (не включаются больничные) и пр.;
    • компенсации, связанные с:
      • возмещением вреда, причиненного на рабочем месте;
      • бесплатным предоставлением жилья;
      • оплатой стоимости питания, спортивного инвентаря, спортивной формы работникам физкультурно-спортивных организаций;
      • возмещением расходов на повышение профессионального уровня и т.д.
      • суммы единовременных выплат ( например, работнику, вышедшему на пенсию; из числа малоимущих и пр.);
      • выплаты, связанные с ущербом из-за стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
      • доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
        • стоимость подарков, полученных от организации;
        • стоимость призов в денежной и натуральной формах;
        • суммы материальной помощи и т.д.
        • Налоговые ставки по НДФЛ установлены в статье 224 НК РФ:

        • 35% — на выигрыши, призы, материальную выгоду от заемных средств;
        • 30% — на доходы нерезидентов;
        • 15% — на дивиденды, полученные от нерезидентов;
        • 13% — на доходы резидентов.
        • По налогу на доходы физических лиц установлены следующие виды вычетов[1]:

          1. Стандартные — на самого работника и на детей;
          2. Социальные — на лечение и обучение;
          3. Имущественные — при продаже и приобретении имущества;
          4. Профессиональные — ИП, адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

          В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ[5]:

        • до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
        • от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год — 18%;
        • от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год — 23%;
        • свыше 500 млн. руб. в год — 28%.
        • Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.

          Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения.

          Плюсы единой шкалы:

        • Стимулирование экономического роста, т.к. люди могут сохранить большую часть своего дохода;
        • Стабильность налоговой системы;
        • Низкие административные и судебные издержки;
        • Привлекательность для зарубежных инвесторов, и это позволяет повысить долю иностранного капитала в российской экономике.
        • Минусы единой ставки:

        • Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
        • Огромный разрыв между доходами граждан.
        • Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:

        • Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов;
        • Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
        • Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.
        • Затруднительность отрегулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
        • Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
        • Спад общей инвестиционной привлекательности России;
        • Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов.
        • Существует мнение, что введение прогрессивной ставки налогообложения приведет к тому, что богатые станут богаче, а бедные — беднее.

          Необходимость введения прогрессивного налогообложения — вопрос спорный. В первую очередь, необходимо на этапе обсуждения законопроекта точно спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена.

          НДФЛ — один из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования и координатор процессов экономики. Налоги всегда анализируются для того, чтобы увеличить эффективность их собираемости.

          Проанализируем отчет о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности в таблице[4].

          Табл.1. Поступление НДФЛ за 2014-2016 гг., тыс. руб.

          novainfo.ru

          Смотрите еще:

          • Приказ минтруда от 29092014 664 н Опубликовано 4 лет назад Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 644н Комментарий юриста медицинского права к приказу Минтруда России от 29.09.2014 N 664н "О классификациях и критериях, используемых при […]
          • Приказ 25 от 23012014 г ростехнадзора Юридический портал Советы профессионалов Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, […]
          • Эцп законы НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ Закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с 1 января 2014 года уступает место Закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Какие изменения ждут нас в связи с этим? В России […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.