Права собственности регулируются

Право собственности

Оглавление

Право собственности — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Комментарий

Право собственности является важным понятием как в праве вообще, так и налоговом праве, в частности. Основное содержание права собственности состоит в трех видах прав на имущество:

а) право владеть — реально обладать имуществом;

б) право пользоваться — извлекать выгоду от использования имущества;

в) распоряжаться — определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Право владения — возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом.

Право пользования — возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества.

Право распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам и т.д.).

Право собственности относится к вещным правам (в отличие от обязательственных прав).

Пример

Собственник имущества может передать, оставаясь собственником, другому лицу часть своих имущественных прав. Так, если собственник передает имущество в аренду, то арендатор получает право владения и пользования этим имуществом, но право распоряжения им остается у собственника (арендодателя). Арендодатель может, к примеру продать или подарить предоставленное в аренду имущество. При этом переход права собственности на имущество к иному лицу не является основанием для расторжения или изменения договора аренды.

Понятие «право собственности» сформулировано в ст. 209 ГК РФ «Содержание права собственности»:

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Для налогообложения термин «право собственности» важен тем, что с переходом права собственности (см. Переход права собственности) связана Реализация товаров, работ или услуг . Так реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Порядок возникновения права собственности на имущество, перехода права собственности от одного лица к другому, регулируются нормами ГК РФ для соответствующих видов сделок.

В зависимости от субъекта права собственности, ГК РФ выделяет:

Право собственности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ);

Право государственной собственности (ст. 214 ГК РФ);

Право муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ).

Основания для возникновения права собственности регулируется главой 14 ГК РФ.

Основания для прекращения права собственности регулируется главой 15 ГК РФ.

taxslov.ru

Права собственности регулируются

2.1 Законодательные акты / Некоторые правовые аспекты возникновения и прекращения права собственности
Глава 2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения института права собственности

В настоящее время на правовое регулирование отношений права собственности направлены сотни и тысячи разноуровневых нормативных актов (как гражданско-правовых, так и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права).

Как верно подчеркивают исследователи, институт права собственности (право собственности в объективном смысле) является комплексным (многоотраслевым), объединяющим нормы различных отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. Указанный институт охватывает совокупность норм, которые устанавливают общие принципы принадлежности имущества определенным лицам, регулируют и защищают принадлежность материальных благ конкретным лицам [1] .

Большинство из данных актов приняты после 1992-1993 гг, то есть после принятия Конституции Российской Федерации, однако есть и законодательные акты принятые еще в СССР. Так, например, со значительными ограничениями, но продолжает действовать Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества» (с изменениями от 16 декабря 1964 г.) [2] .

Если в начале 90-х гг. отношения собственности фактически регулировались единым законодательным актом — Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. [3] , то в настоящее время это огромный комплекс законодательных актов. Если в начале 90-х стояла проблема неурегулированности отношений собственности, то в настоящее время основная проблематика звучит по-другому.

На современном этапе все законодательные акты, направленные на регулирование правоотношений собственности можно, на наш взгляд, условно, разделить на три группы. Во-первых, это законодательные акты, декларирующие и провозглашающие право собственности; во-вторых, это законодательные акты, регулирующие содержание права собственности, а также возможности его реализации, и, в-третьих, это законодательные акты, направленные на регулирование права собственности на отдельные виды имущества (лес, земля, недвижимость в целом и т.д.).

Итак, представим иерархию (по их юридической силе) нормативных актов направленных на регулирование отношений права собственности

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство, направленное на регулирование отношений права собственности, базируется на общепризнанных международных нормах.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ [4] и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отношений права собственности (а именно субъективных прав на собственности человека и гражданина) можно выделить:

— Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [5] (ст.17);

— Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) [6] и др.

Российская Федерация является участником и ряда иных международных соглашений, так, например, можно выделить Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкек, 9 октября 1992 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993 г.) [7] .

Базисным актом национального законодательства Российской Федерации, отдельные статьи которого посвящены праву собственности, является Конституция Российской Федерации. Основной Закон России провозглашает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.2 ст.8); право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст.35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).

Эти положения (а точнее — принципы) пронизывают всю систему российского законодательства о собственности.

Традиционно в качестве ядра комплексного института права собственности рассматривают нормы гражданского права (и в частности Гражданский кодекс Российской Федерации [8] ).

Как подчеркивают эксперты, основания для такого подхода состоят в том, что проблемы права собственности наиболее полно и глубоко разработаны в цивилистике; в силу этого взгляды цивилистов во многом определяют подходы к формированию соответствующих правовых конструкций в рамках других отраслей права, в том числе и конституционного. Это «давление» цивилистических воззрений, классических подходов и теорий, складывавшихся на протяжении веков, на формирование конституционного права в вопросах, связанных с гарантиями экономических прав и свобод, в том числе права частной собственности, в целом закономерно и оправданно [9] .

Вместе с тем простое заимствование, механическое использование понятий, сформированных в рамках науки гражданского права, конституционным правом в целом ряде случаев порождает серьезные теоретические и практические проблемы.

В ГК РФ на правовое регулирование института права собственности направлены ст.ст.130, 135, а также статьи раздела II (Право собственности и другие вещные права).

Наряду с ГК РФ к правоотношениям собственности применимы многие другие законодательные акты. Прежде всего, обратим внимание на кодифицированные законодательные акты. В частности можно выделить нижеследующие акты.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) [10] — данный законодательный акт направлен на регулирование отношений собственности на землю.

Собственность на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд регулируется Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. №22-ФЗ [11] .

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) [12] направлен на регулирование права собственности на водные объекты.

Вопросы приобретения в собственность занимаемого жилья (по договору социального найма) урегулированы Жилищным кодексом РСФСР от 24 июня 1983 г. (с изм. и доп. от 18 января 1985 г., 29 августа 1986 г., 7 июля 1987 г., 18 ноября, 19 декабря 1988 г., 22 июня 1989 г., 6 июля 1991 г., 27 января, 22 августа 1995 г., 28 марта 1998 г., 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.) [13] .

Также можно выделить следующие акты, регулирующие особенности приобретения в собственность определенных видов имущества:

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля, 30 июня 2003 г.) [14] ;

— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г.) [15] .

Наряду с кодифицированными актами, д ействует несколько десятков законодательных актов. В частности можно выделить:

— Федеральный закон от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» [16]

— Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) [17] ;

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г.) [18] – отдельные положения данного закона применимы при переходе права собственности на недвижимое имущество;

— Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1 [19] . (с послед. изм. и доп. от 6 июня 2003 г.) и др.

Необходимо подчеркнуть, что отдельные вопросы отношений права собственности могут быть урегулированы только законодательными актами. Приведем пример. В соответствии со ст.209 ГК РФ п раво собственности в ряде случаев может быть ограничено. Так, Конституция в ст.36 устанавливает запрет для собственника земли наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц. Ст.209 ГК РФ распространяет этот запрет на собственников природных ресурсов. Согласно же п.2 ст.1 ГК РФ ограничения права собственности, как и других гражданских прав, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, ограничения права собственности, содержащиеся в иных правовых актах, — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и ведомств РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, решениях органов местного самоуправления незаконны и исполнению не подлежат.

Еще один вопрос, требующий однозначного ответа: могут ли субъекты Российской Федерации принимать законодательные акты, направленные на регулирование отношений собственности?

В этой связи представляется необходимым обратиться к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29 июля 2000 г. №106-ФЗ; от 8 февраля 2001 г. №3-ФЗ). «Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, в котором оспаривается конституционность некоторых положений Конституции Республики Алтай, принятой Государственным Собранием — Эл Курултай Республики Алтай 7 июня 1997 г. В частности, согласно ч. 1 ст. 16 Конституции Республики Алтай земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, из ст. 9 и 36 Конституции Российской Федерации следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы. Субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.

По смыслу оспариваемого положения ч. 1 ст. 16 во взаимосвязи с другими положениями данной статьи, а также со ст. 4 Конституции Республики Алтай, все природные ресурсы на территории Республики Алтай объявлены достоянием (собственностью) именно Республики Алтай, которая, провозглашая себя суверенным государством, полагает, что она вправе определять, находятся ли природные ресурсы в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, основания и пределы права на которую, согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Республики Алтай, устанавливаются федеральными и республиканскими законами.

Таким образом, оспариваемым положением ст. 16 Конституции Республики Алтай закрепляется, что Республике Алтай изначально принадлежит право собственности на все природные богатства на ее территории, а право на разграничение собственности в отношении природных ресурсов, в том числе их отнесение к федеральной собственности, и право на установление других, кроме государственной, форм собственности на них рассматриваются как производные от права Республики Алтай в качестве собственника.

В заключение Конституционный Суд Российской Федерации делает вывод о том, что положение ч. 1 ст. 16 Конституции Республики Алтай, согласно которому земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай, как допускающее признание за Республикой Алтай права собственности на все природные ресурсы, находящиеся на ее территории, ограничивает суверенитет Российской Федерации и нарушает установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов и потому не соответствует Конституции Российской Федерации, ее ст. 4 (ч. 1, 2), 9, 15 (ч. 1), 36, 72 (п. «в», «г» ч. 1) и 76 (ч. 2, 5)» [20] .

Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации получила также подтверждение в Определении от 27 июня 2000 г. №92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан» [21] .

Для ответа на поставленный вопрос о правомочиях субъектов, необходимо обратиться к ст.ст.71-72 Конституции РФ. Систематический анализ указанных и иных статей Основного закона РФ позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ находятся …гражданское право. Во-вторых, в соответствии с подп. «в», «г» в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Субъекты РФ не вправе принимать законодательные акты, направленные на регулирование отношений права собственности (в гражданском аспекте), но вправе регулировать вопросы публичных отношений. Так, например, субъекты РФ не вправе принять законодательный акт, регулирующий порядок приобретения права собственности на недвижимость, но вправе урегулировать вопрос передачи собственности между публичными органами.

Как правило, вопросы разграничения государственной собственности урегулируются между РФ и субъектами дополнительными соглашениями. Приведем пример из практики:

«Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений Российской Федерации обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к Иркутской области в лице ее администрации о признании за Российской Федерацией права собственности на 1906723080 акций Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (далее — ОАО «Иркутскэнерго»), составляющих 40 процентов уставного капитала акционерного общества.

Иркутская область в лице ее администрации предъявила встречный иск к Российской Федерации о признании права общей долевой собственности Российской Федерации и Иркутской области на те же акции.

К участию в деле в качестве третьих лиц без права заявления самостоятельных требований на предмет спора были привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области, ОАО «Иркутскэнерго», ООО «Иркутское фондовое агентство», администрация Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и ОАО «Центральная компания Восточно-Сибирской финансово-промышленной группы».

Решением от 05.02.01 основной иск удовлетворен — за Российской Федерацией признано право собственности на 1906723080 акций ОАО «Иркутскэнерго».

Во встречном иске о признании права общей долевой собственности Российской Федерации и Иркутской области на указанные акции отказано.

Вместе с тем решением суда за Иркутской областью признано право на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738855193 акциям (15,5 процента уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности, без права отчуждения, залога, а также передачи функций по управлению ими.

В протесте Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.01 в части признания за Иркутской областью права на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление права акционера, 738855193 акциями ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности, отменить.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по настоящему делу на основе исследования представленных сторонами материалов и обстоятельств спора право собственности на 1906723080 акций ОАО «Иркутскэнерго» признано за Российской Федерацией. Данное решение вступило в законную силу и не оспорено сторонами.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 142), Федеральным законом «Об акционерных обществах» (статьи 2, 31), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (статья 29) права, закрепляемые акциями (права акционера), принадлежат собственнику акций и не могут быть переданы иному лицу без его воли.

Ссылка в решении суда на Договор от 27.05.96 «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского национального округа», предусматривающий, как сказано в решении, возможность передачи во владение Иркутской области части спорного пакета акций для осуществления прав акционера (без права отчуждения указанных акций путем продажи, передачи в залог и управление без согласия Российской Федерации как собственника), не может служить основанием для признания решения в этой части законным.

Согласно статье 8 названного Договора разграничение государственной собственности на территории области и автономного округа, включая объекты электроэнергетики, на федеральную, областную и окружную производится на основании отдельных соглашений между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, области, автономного округа. В этой же статье говорится, что предметом разграничения государственной собственности в электроэнергетическом комплексе является государственный пакет акций приватизированных предприятий электроэнергетики и что в пользование, владение и распоряжение Иркутской области может передаваться часть пакета акций приватизированных федеральных предприятий, но и здесь отмечено, что такая возможность допускается по соглашению между органами исполнительной власти Российской Федерации и Иркутской области.

В отношении акций ОАО «Иркутскэнерго» соответствующего соглашения до настоящего времени не достигнуто.

Следовательно, право на какую-либо часть акций указанного общества (даже с ограничениями, отмеченными в решении от 05.02.01) у Иркутской области не возникло, а поэтому суд не имеет оснований для его признания в отношении 15,5 процента акций данного общества.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.93 №15-П, отметившем необходимость использования согласительных процедур при решении вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указано, что данное постановление не предопределяет решение вопроса о том, в чьей собственности должны находиться гидроэлектростанции и другие объекты энергетического комплекса, а также не предопределяет возможные впоследствии решения арбитражных судов по конкретным экономическим спорам.

Доводы, приведенные администрацией Иркутской области в возражениях на протест Генерального прокурора Российской Федерации, не дают оснований для отклонения протеста и оставления решения по данному делу без изменения» [22] .

Конституция Российской Федерации, относя разграничение государственной собственности к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «г» части 1), вместе с тем не определяет, какие конкретно объекты государственной собственности находятся в собственности Российской Федерации, а какие — в собственности субъектов Российской Федерации. Указанное положение Конституции Российской Федерации означает прежде всего законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности — федеральной собственности, собственности республик, других субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого, Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 5 статьи 214) определяет, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном законом. Именно на основе федеральных законов, принятых в пределах ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации), а также на основе федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых по предметам совместного ведения (статья 76, часть 2, Конституции РФ), может осуществляться совместная практическая правоприменительная деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере разграничения государственной собственности.

[1] Новоселова Л.А. Определение объектов права собственности // Гражданин и права. – 2001. — №2.

[2] Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1964. — №51. -Ст. 892.

[3] Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. — 27 декабря 1990 г. — №30. — Ст. 416.

[4] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.

[5] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998 г.

[6] Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18 мая 1998 г. — №20.

[7] Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкек, 9 октября 1992 г.) // Бюллетень международных договоров 1993 г. — №10. – С. 7

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября 2003 г.)

[9] Новоселова Л.А. Определение объектов права собственности // Гражданин и права. – 2001. — №2.

[10] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 октября 2001 г. — №44. — Ст. 4147.

[11] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. №22-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 февраля 1997 г. — №5. -Ст. 610.

[12] Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 ноября 1995 г. — №47. — Ст. 4471.

[13] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1983 г. — №26. — Ст.883.

[14] Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12 марта 2001 г. — №11. — Ст. 1001.

[15] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 мая 1999 г. — №18. — Ст. 2207.

[16] Федеральный закон от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 23 июля 2001 г. — №30. — Ст. 3060.

[17] Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 января 2002 г. — №4. — Ст. 251.

[18] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 июля 1997 г. — №30. — Ст. 3594.

[19] Закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 16 апреля 1992 г. — №6. — Ст. 834.

[20] Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 июня 2000 г. — №25. — Ст. 2728.

[21] Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. №92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — №5. — 2000 г.

[22] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2002 г. №3111/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2002 г. – №10.

www.allpravo.ru

Смотрите еще:

  • Субсидии по лизингу 2018 Программа льготного лизинга Запущенная Министерством РФ 01.04.15 г. государственная Программа с целью поддержания автопрома России, предусматривает ежегодное выделение определенной суммы средств из […]
  • Статья 14 федерального закона от 05042013 44-фз или копии этих документов Декларация соответствия 44-ФЗ Приветствую вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней небольшой статье речь пойдет о декларации соответствия участника закупки требованиям 44-ФЗ . Поскольку в мою службу […]
  • Наказание за банкротство Ответственность за преднамеренное банкротство может быть ужесточена Ответственность за преднамеренное банкротство, возможно, будет ужесточена. Соответствующий законопроект внесло в Госдуму Законодательное […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.