Правила безопасности канат

Перетягивание каната: основные правила и техника безопасности

Несмотря на то, что перетягивание каната является официальным видом спорта, это и прекрасный конкурс, популярный на корпоративах, элемент частных спортивных мероприятий и, конечно, часть физкультурной программы в школах и детских садах.

Перетягивание каната поможет разнообразить любой спортивный праздник или общественное мероприятие.

Рассмотрим некоторые базовые правила организации соревнований:

  1. Обычно в перетягивании участвуют по восемь человек в каждой из команд. Располагаются команды у разных концов каната.
  2. Для взрослых соревнований подойдет канат для перетягивания жгутовый (диаметр 40 мм) , для детских соревнований лучше выбрать канат для перетягивания хлопчатобумажный.
  3. Посередине каната делается «центральная отметка» и на расстоянии нескольких метров от неё две боковые отметки.
  4. Перед началом состязания команды встают так, что центральная отметка находится над проведённой на земле чертой.
  5. По сигналу судьи каждая команда начинает тянуть канат так, чтобы отметка ближайшая к соперникам пересекла черту на земле
  6. Команда, чей игрок нарушает правила, получает фол.

Веселая игра может закончиться травмой, если не соблюдать технику безопасности:

  • не разрешается обувать ботинки с шипами
  • на корпоративных или детских мероприятиях участникам лучше надеть перчатки (обычно на профессиональных соревнованиях это запрещено)
  • участники соревнований в процессе перетягивания не должны падать, должны оставаться на ногах и не пересекать боковые ограничительные линии
  • зрители не должны «помогать» участникам и приближаться к ним (лучше просто «болеть» кричалками).
  • В традиционных соревнованиях после начала поединка замена игроков невозможна. Обычный перерыв между схватками составляет 5 минут.

    Если вы хотите подойти к организации соревнований по перетягиванию со всей серьезностью, рекомендуем изучить единые правила соревнований по перетягивания каната.

    kansport.ru

    Правила безопасности канат

    К занятиям допускаются учащиеся:

    • отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
    • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
    • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
    • Учащийся должен:

      • иметь коротко остриженные ногти;
      • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
      • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
      • знать и выполнять настоящую инструкцию.
      • Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

      • маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
        • канат не должен иметь порывов и узлов;
        • бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
        • жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
        • перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
        • поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
        • Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.

          Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.

          Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

          II. Требования безопасности перед началом занятий

          Учащийся должен:

          • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
          • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);
          • убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
          • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
          • по команде учителя встать в строй для общего построения.
          • Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
            Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.
            При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя.
            На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.
            Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.
            Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу.
            Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки.
            Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

            III. Требования безопасности во время занятий

            Учащийся должен:

            • каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
            • вытирать руки насухо, использовать магнезию;
            • выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
            • при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая;
            • при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
            • переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.
            • Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.
              Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.
              Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.
              Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
              Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом.
              Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим.

              IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

              Учащийся должен:

              • при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
              • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
              • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
              • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
              • V. Требования безопасности по окончании занятий

                Учащийся должен:

                • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
                • организованно покинуть место проведения занятия;
                • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
                • вымыть с мылом руки.
                • marisoft.ru

                  Техника лазания по канату

                  Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48» г. Новоуральск

                  Реферат по физической культуре на тему:

                  «Техника лазания по канату»

                  Выполнила: ученица 6А класса

                  История лазанья по канату.

                  Способы лазанья по канату.

                  Лазанье по канату — хороший вид спорта, развивающий силу, ловкость и координацию движений. Были времена, когда этот вид спорта даже входил в программу олимпийских соревнований. Канат имеется во многих детских домашних спортивных уголках, часто можно увидеть канаты на детских площадках во дворах. Лазанье по канату входит в программу школьных уроков физкультуры. Научиться лазать по канату не так уж и сложно, надо лишь освоить некоторые типичные упражнения.

                  История лазанья по канату .

                  Лазанье по канату воистину один из самых древних видов спорта, который вошел в нашу жизнь настолько прочно, что оказался включен и в школьную программу и в различные нормативы. Наверное, только пожизненно освобожденный от физкультуры школьник не мечтал покорить эту болтающуюся веревку. Примечательно, что лазание по канату было и остается очень популярным гимнастическим упражнением в Соединенных Штатах Америки. По сути, именно благодаря этой стране, лазание по канату и попало в свое время в состав Олимпийских игр.

                  В перечне Олимпийских игр лазание по канату присутствовало с 1896-го года, причем, спортсмены оценивались по различным параметрам, включая скорость лазания и технику. Постепенно стала оцениваться только техника, а после 1932-го года лазание по канату и вовсе потеряло статус олимпийского вида спорта. Несмотря на тот факт, что разговоров о возвращении лазания по канату в лоно олимпийских видов спорта не ведется, данный вид гимнастики никогда не потеряет свою актуальность, как одно из очень полезных оздоровительных упражнений.

                  Способы лазанья по канату.

                  Лазанье выполняется в смешанном висе и в висе на одних руках. На занятиях следует чередовать эти способы, учитывая их преимущественное воздействие на мышцы рук и плечевого пояса или ног. Кроме того, при лазанье в смешанном висе значительно улучшаются условия для дыхания.
                  Упражнения в лазанье развивают силу, ловкость, смелость, повышают у занимающихся уверенность в своих силах, совершенствуют координационные способности.

                  Существует три способа лазанья в смешанном висе по вертикальному канату: лазанье в висе на согнутых руках и лазанье в три и два приёма.

                  Лазанье в три приёма.

                  И.п. – вис на прямых руках.
                  1 – согнуть ноги вперёд и захватить канат стопами (подъёмом одной и пяткой другой ноги). Можно закреплять канат петлёй. В этом случае он должен проходить снаружи бедра и голени одной ноги и прижиматься внутренней частью стопы (способ захвата каната зависит от его жёсткости и толщины: тонкий и мягкий канат можно захватывать петлёй).
                  2 – не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки. 3 – поочерёдно перехватить руки вверх и принять и.п., не отпуская захвата каната ногами. Лазанье в три приёма применятся в занятиях с детьми среднего школьного возраста, т.к. нагрузка падает не только на мышцы рук и плечевого пояса, но и на мышцы ног. При обучении этому способу лазанья целесообразно хорошо усвоить приёмы лазанья на вертикальной лестнице.

                  Для облегчения усвоения приёмов лазания на канате можно рекомендовать следующие упражнения:

                  1. Вис на канате на прямых руках и раскачивание в висе (вис после толчка ногами или небольшого разбега). 2. Разучивание захвата ногами, сидя на скамейке.
                  3. Захват ногами каната в положении виса на прямых руках.
                  4. Из виса сидя на полу ноги врозь подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лёжа на согнутых руках.

                  Лазанье в два приёма.

                  Существуют два варианта лазанья по канату в два приёма.

                  Первый вариант.

                  Исходное положение – вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка.
                  1 – сгибая ноги вперёд, захватить канат, как при лазанье в три приёма.

                  2 – разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху.

                  Исходное положение – вис на прямых руках.
                  1 – подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат.
                  2 – разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т.е. перейти в вис на прямых руках.

                  Этот способ лазанья координационно не сложен, поэтому при достаточной физической силе овладеть им несложно. Кроме основных способов можно использовать лазанье по канату, опираясь о стенку, лазанье по двум канатам – руками по одному, ногами по другому или одна рука на одном, другая на другом, а ноги захватывают один или два каната сразу.

                  Обхватите канат выпрямленными руками по возможности как можно выше и, поджав ноги, висите на канате некоторое время. Если получится, попробуйте подтягиваться на руках, захвативших канат, не помогая себе ногами. Это упражнение разовьет руки и поможет научиться удерживать руками вес собственного тела.

                  Захватить канат между ногами, скрещенными ниже колен. Канат удерживается внешними сторонами стоп. Перехватывайте руками поочередно вверх-вниз, скрещенные ноги при этом продолжают удерживать канат и не перемещаются. Упражнение укрепляет мышцы ног, спины и пресса и готовит вас непосредственно к лазанью по канату .

                  Обхватите канат руками и, слегка подпрыгнув, захватите канат ногами — между коленями и подъемами перекрещенных стоп. Руки при этом находятся в слегка согнутом состоянии, напряжены и удерживают вес тела на канате. Тело также несколько согнуто.

                  Прочно упритесь ногами в канат, удерживая его между щиколотками. Выпрямите ноги, при этом тело поднимется вверх, а руки, удерживающие канат, окажутся еще более согнутыми.

                  Удерживайте канат полностью выпрямленными ногами, а кисти рук перехватывайте как можно выше — до положения практически полностью выпрямленного тела.

                  Повторяйте поочередно последние три пункта и поднимайтесь по канату на нужную высоту. При спуске все вышеописанные действия повторяются в обратном порядке: сначала перехватывайте пониже кисти рук, затем выпрямите ноги, удерживающие канат.

                  5. Техника безопасности

                  Безопасность при лазанье по канату очень важна. Под канат всегда стелите маты. Если вы новичок в лазанье, выполняйте упражнение обязательно под наблюдением и не поднимайтесь выше 2 метров над землёй. Начинайте лазать медленно, пока не овладеете техникой, затем повторите подъём по канату, пока не пройдёте в общей сложности 15—20 метров.

                  infourok.ru

                  Нормы браковки канатов грузоподъёмных кранов

                  НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ КРАНОВ

                  1. Браковка канатов грузоподъёмных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.

                  Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

                  а) характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

                  в) поверхностный и внутренний износ;

                  г) поверхностная и внутренняя коррозия;

                  Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

                  проволок с их износом:

                  а — в канате крестовой свивки;

                  б — в канате односторонней

                  д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

                  е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

                  ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

                  з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

                  Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

                  а-в нескольких прядях каната;

                  б- в двух прядях в сочетании

                  с местным износом

                  2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната.

                  Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

                  3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. Износ наружных проволокканата крестовой свивки) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

                  При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника).

                  Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната:

                  1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один

                  конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект

                  соответствует одному обрыву;

                  2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца.

                  Данный дефект соответствует одному обрыву;

                  3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву

                  При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

                  При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. д — интенсивный износ всех наружных проволок каната) или коррозии (см. рис. д — интенсивная коррозия) на 40% и более канат бракуется.

                  Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

                  Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

                  snip1.ru

                  Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 г. N 563 г. Москва «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»

                  Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 января 2014 г.
                  Регистрационный N 31036

                  В соответствии с подпунктом 5.2.2.16 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822), приказываю:

                  1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог».

                  2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.

                  Врио руководителя А.В.Ферапонтов


                  Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 03.03.2014.

                  Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»

                  I. Общие положения

                  1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822). ФНП устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются грузовые подвесные канатные дороги, при:

                  а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;
                  б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;
                  в) проведении экспертизы промышленной безопасности, а также к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах и к работникам опасных производственных объектов.

                  2. В настоящих ФНП используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе N 116-ФЗ, а также в приложении N 1 к настоящим ФНП.

                  3. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие грузовые подвесные канатные дороги (далее — ГПКД, когда речь идет о грузовых подвесных канатных дорогах, перечисленных в данном пункте) и оборудование, используемое совместно с ГПКД:

                  а) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с неотцепляемым на станциях подвижным составом;
                  б) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;
                  в) двухканатные кольцевые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;
                  г) одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава;
                  д) двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава.

                  4. Настоящие ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 настоящих ФНП на территории Российской Федерации.

                  5. ГПКД подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Организация, индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие ГПКД (далее — эксплуатирующая организация), по результатам экспертизы промышленной безопасности обеспечивают выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности ГПКД в сроки, указанные в экспертном заключении, или выводят ГПКД из эксплуатации.

                  6. Организации, занятые в сфере изготовления, монтажа, наладки, ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ГПКД (далее — специализированные организации), должны иметь квалифицированных специалистов, обученных и аттестованных по вопросам безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям, утвержденным распорядительным актом специализированной организации.


                  II. Требования при изготовлении

                  7. Производитель технического устройства (технологического оборудования ГПКД) должен обеспечивать соответствие его изготовления требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящих ФНП.

                  8. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении ГПКД должны быть согласованы с проектировщиком. Безопасность ГПКД, изготовленной по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должна быть ниже установленной проектировщиком.

                  9. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель должен выполнять комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом должна обеспечиваться возможность контроля выполнения технологических операций, от которых зависит дальнейшая безопасная эксплуатация технического устройства (технологического оборудования ГПКД).

                  10. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель проводит контрольные проверки, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.

                  11. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.


                  III. Общие требования к безопасности технологических процессов

                  12. Длина натяжного участка несущих канатов должна соответствовать условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках не превышает 30 процентов от расчетного.

                  13. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:

                  для одноканатных кольцевых ГПКД с неотцепляемым на станциях подвижным составом — 3 м/с;
                  для одноканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом — 6 м/с;
                  для двухканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом — 6 м/с.

                  При наличии на станциях ГПКД, указанных выше в настоящем пункте, горизонтальных обводных шкивов скорость движения вагонеток должна составлять 1,6 м/с — для груженых и 2,0 м/с — для порожних, а при наличии на несущих канатах линейных муфт или предохранительных бандажей скорость движения вагонеток должна составлять 3,5 м/с;
                  одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава — 8 м/с;
                  двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава — 12 м/с.

                  14. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:

                  0,1 м — до пола станции или до верха груза, лежащего на решетке над бункером;
                  0,6 м — до стен в местах возможного нахождения людей;
                  0,2 м — до выступающих частей колонн;
                  0,3 м — до настила предохранительного моста;
                  0,5 м — до предохранительной сетки.

                  15. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:

                  над территориями поселков, промышленных предприятий, строительных площадок, поверхностью возделываемых полей — не менее 5 м;
                  над зданиями и сооружениями — не менее 2 м;
                  над незастроенными территориями — не менее 2,5 м;
                  допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).

                  16. Нижний габарит ГПКД должен соответствовать условию прохода вагонетки с опрокинутым кузовом с учетом продольного качания, максимального провеса несущих или тяговых канатов, а для предохранительных сетей — из максимального их провеса при падении вагонетки или груза.

                  17. На трассе ГПКД свободное боковое пространство между вагонеткой с учетом поперечного качания каната и вагонеток и сооружениями или естественными препятствиями должно быть не менее 1 м, а в местах, где возможен проход людей, — не менее 2 м.

                  18. Расстановка линейных опор по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций должна быть выполнена с учетом:

                  соблюдения расстояний и габаритов в соответствии с требованиями пунктов 15, 16 настоящих ФНП;
                  обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов.

                  19. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.

                  20. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:

                  где А — ширина колеи канатной дороги (расстояние между несущими (несуще-тяговыми) канатами), измеряемая в метрах.

                  21. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузка от веса вагонеток должна соответствовать условию расположения вагонеток вплотную одна к другой.

                  22. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, должны соответствовать коэффициентам динамичности, приведенным в таблице 1.

                  Коэффициенты динамичности, указанные в таблице в скобках, принимаются в случае, когда нагрузка от тягового каната является основной.

                  23. Прочность и устойчивость станций и сооружений ГПКД должны соответствовать требованиям по надежности, учитывающим повышающие коэффициенты нагрузок:

                  1,2 — для нагрузок от натяжения несущих канатов (для конструкций с консольной нагрузкой от несущих канатов для порожнякового каната коэффициент надежности по нагрузкам допускается принимать равным 1,0 при минимальном натяжении каната);
                  1,4 — для нагрузок от натяжения тягового каната;
                  1,2 — для нагрузок от натяжения сетевых и расчалочных канатов;
                  1,0 — для динамической горизонтальной нагрузки сопротивления при проходе вагонетки через опору;
                  1,2 — для нагрузок от веса вагонеток, включая вес груза в кузове вагонетки;
                  1,1- для нагрузок от веса оборудования;
                  1,3 — для нагрузок от трения канатов по башмаку.

                  24. Полы на станциях в местах прохода людей, имеющие уклон свыше 10 процентов, должны быть ребристыми или ступенчатыми.

                  25. Приводы ГПКД должны располагаться в помещениях. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления монтажных и ремонтных работ. Температура в помещениях, где установлены шкафы управления, должна соответствовать параметрам, указанным в документации завода-изготовителя.

                  26. На станциях должна быть предусмотрена механизация загрузки и разгрузки вагонеток, передвижения вагонеток по станционным путям, возвращения кузова в первоначальное положение после разгрузки, а также устройства для автоматического выпуска вагонеток на линию.

                  27. На станциях в местах, где вагонетки отцепляются от тягового каната, должны быть тупиковые рельсовые пути для отвода неисправных вагонеток. Кроме того, на станциях ГПКД должны быть размещены запасные пути, суммарная длина которых позволяет разместить вагонетки всего приводного участка.

                  28. Конструкции станций и опор должны иметь приспособления (монтажные стрелы, скобы) для использования их при подъеме канатов и оборудования во время монтажных и ремонтных работ.

                  Станции, на которых установлены противовесы, должны быть оборудованы приспособлениями для подъема этих противовесов.

                  29. Все станции, за исключением линейных, должны быть оборудованы электрическими лебедками для периодической замены канатов и ввода на станцию вагонеток, не включившихся в тяговый канат или застрявших в выключателе.

                  Рельсовые пути галерей и станций, имеющие наклон к горизонту свыше 10 процентов, должны быть оборудованы ловителями, препятствующими обратному ходу вагонеток при движении их на подъем.

                  30. Для обслуживания станций и линейных сооружений ГПКД должна быть обеспечена возможность подъезда транспорта.

                  31. Опоры должны быть оборудованы дугами, обеспечивающими попадание тягового каната на поддерживающие ролики. Продольный уклон несущих канатов в прилегающем к станции пролете должен исключать возможность задевания тяговым канатом отклоняющих башмаков, установленных на входных фермах станции, при любом положении вагонеток в пролете.

                  32. Опоры и станции ГПКД для подъема на них должны быть оборудованы лестницами.

                  33. Вертикальные лестницы опор высотой до 30 м и линейных станций при высоте более 5 м должны иметь начиная с высоты 3 м ограждения в виде дуг. Дуги должны располагаться на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами. Лестницы высотой более 30 м должны быть выполнены в виде маршей с площадками через каждые 6-12 м.

                  34. Иные решения для доступа персонала на опоры должны быть разработаны с условием обеспечения безопасности при подъеме персонала эксплуатирующей организацией и утверждены ее распорядительным актом.

                  35. Для доступа к механизмам ГПКД при их обслуживании должны быть обеспечены безопасные подходы.

                  36. Ширина проходов для людей, обслуживающих оборудование, должна быть не менее 0,8 метра.

                  37. Открытые станции должны быть ограждены по периметру, а в местах входа и выхода вагонеток при превышении уровня пола станции над уровнем земли более чем 0,5 м установлены сетки шириной не менее 1 м.

                  38. Движущиеся части оборудования (за исключением вагонеток), а также канаты на станциях и в машинном отделении, находящиеся на высоте менее 2,5 м от пола, должны быть ограждены.

                  Площадки (стационарные или передвижные) для обслуживания оборудования, расположенного на высоте более 2 м, должны иметь ограждение высотой не менее 1 м и сплошную зашивку понизу на высоте не менее 0,1 м.

                  Поверхность площадок, мостиков, а также ступеней лестниц должна исключать скольжение по ним.

                  39. Скапливание воды в элементах опор не допускается.

                  40. Все опоры должны быть пронумерованы.

                  41. ГПКД должна иметь предупреждающие надписи и знаки о видах опасности.

                  42. Электроснабжение ГПКД должно относиться к той же категории надежности, что и производство, обслуживаемое ГПКД.

                  43. Станции и опоры ГПКД должны быть оборудованы молниезащитой.

                  44. Все канаты и металлоконструкции ГПКД должны быть заземлены.

                  45. При работе ГПКД в темное время суток станции и участки входа и выхода вагонеток должны иметь освещение.

                  46. В машинном отделении должно быть устроено аварийное освещение.

                  47. ГПКД должна быть оборудована предупредительной и аварийной сигнализацией. Предупредительная сигнализация предназначена для оповещения персонала о предстоящем включении дороги в работу. Аварийная сигнализация должна срабатывать при возникновении аварии.

                  48. Кнопки «Аварийный стоп» должны быть установлены на всех станциях, в помещениях приводов, вблизи включателей и выключателей вагонеток, а также у мест их загрузки и разгрузки.

                  Аварийная сигнализация должна быть выведена на пульт управления дороги от всех кнопок «Аварийный стоп», концевых выключателей и указателя скорости ветра.

                  49. Между станциями, а также между пультом управления и станциями должна быть предусмотрена телефонная связь, подключенная к телефонной сети эксплуатирующей организации.

                  50. Каждый применяемый на ГПКД стальной канат должен иметь сертификат либо протокол об испытании его в испытательной лаборатории (испытательном центре).

                  51. Несущие канаты должны быть спиральными закрытой конструкции.

                  52. Тяговые и несуще-тяговые канаты должны быть прядевыми двойной свивки с органическим сердечником.

                  53. Натяжные канаты для несущих канатов должны быть прядевыми тройной свивки с органическим сердечником.

                  54. Натяжные канаты для тяговых канатов должны быть двойной или тройной свивки с органическим сердечником.

                  55. Сетевые и расчалочные канаты должны быть спиральными, спиральными закрытыми или двойной свивки с металлическим сердечником.

                  56. Запасы прочности канатов (отношение разрывного усилия каната в целом к наибольшему натяжению) должны иметь не менее:

                  несущего каната — 2,8;
                  тягового каната — 4,0;
                  несуще-тягового каната — 4,5;
                  натяжного каната:
                  для несущих канатов — 3,5;
                  для тяговых канатов — 4,0;
                  сетевого каната при статической нагрузке — 2,5;
                  сигнального каната — 2,5.

                  57. Число соединений новых канатов должно быть минимальным и обуславливаться предельной длиной канатов, поставляемых заводами-изготовителями.

                  Концы несущего каната должны закрепляться муфтами, якорными барабанами и зажимами, установкой многоболтовых зажимов.

                  Концы тягового (несуще-тягового) каната должны счаливаться.

                  Концы натяжных, сетевых и расчалочных канатов должны закрепляться муфтами, или многоболтовыми зажимами, или коушами с зажимами.

                  58. При частичной замене несущего или тягового каната во время эксплуатации число соединений должно быть не более 5 на 1 километр длины каната.

                  Длина счалки тягового (несуще-тягового) каната должна составлять не менее 1000 диаметров каната, а расстояние между концами счалок — не менее 3000 диаметров каната.

                  59. Натяжной канат с несущим канатом должен соединяться переходной муфтой, а к противовесу закрепляться концевой муфтой или многоболтовыми зажимами.

                  60. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом или заякориванием обоих концов каната. При заякоривании обоих концов каната необходимо не менее одного раза в шесть месяцев контролировать и корректировать величину его натяжения. Соотношение между минимальным натяжением несущего каната и весом груженой вагонетки должно быть не менее 8.

                  61. При закреплении несущего каната с помощью якорного барабана число витков каната на барабане должно быть не менее трех в один слой, а зажимов на сходящем с барабана конце каната — не менее двух.

                  62. Тяговые (несуще-тяговые) канаты кольцевых ГПКД должны иметь натяжные устройства. Минимальное натяжение тягового каната не должно быть меньше 600 q, где q — погонный вес тягового каната в Н/м. Отношение суммарного веса груза к минимальному осевому натяжению несуще-тягового каната на одноканатных ГПКД не должно быть больше 1 : 10.

                  63. Закрепление в муфтах несущих канатов должно осуществляться согласно рекомендациям заводов — изготовителей канатов.

                  64. Число колес тележек вагонеток должно удовлетворять условию, чтобы отношение минимального натяжения несущего каната к составляющей давления, перпендикулярной этому канату, вызываемого каждым колесом (при условии допущений для составляющей сил, действующих со стороны тягового каната на тележку вагонетки), составляло не менее 50.

                  65. Нормы браковки канатов приведены в приложении N 2 к настоящим ФНП.

                  66. Диаметр шкива, ролика или барабана, огибаемых стальным канатом, должен соответствовать параметрам, определяемым по формуле:

                  D — диаметр огибаемого шкива, ролика или барабана;
                  d — диаметр каната;
                  е — коэффициент, значения которого приведены в таблице 2.


                  67. Башмаки несущего каната закрепляются на опоре с помощью системы, которая позволяет производить регулировку их положения относительно оси канатной дороги. Радиус желобка в башмаке несущего каната должен быть на 10 процентов больше радиуса каната.

                  Минимальный радиус башмаков должен быть равен 150 диаметрам каната и не должен приводить к центростремительному ускорению тележки вагонетки более 2,5 м/с 2 .

                  68. Роликовые балансиры на опорах одноканатных ГПКД должны состоять не менее чем из двух роликов. Одинарные ролики должны использоваться только для направления канатов, входящих на приводной или обратный шкив.

                  69. Минимальное усилие со стороны каната на каждый поддерживающий ролик одноканатных ГПКД должно быть не менее 500 Н. Увеличение натяжения каната на 40 процентов не должно приводить к отрыву каната и потере его контакта с роликом на опоре, наивысшая точка которой находится ниже хорды, соединяющей две соседние с ней опоры.

                  70. Поддерживающие ролики не должны вызывать отклонение несуще-тяговых и тяговых канатов более чем на 10 процентов.

                  71. Диаметр линейных роликов должен удовлетворять условиям, которые проверяются по следующей формуле, связывающей его с углом отклонения, диаметром каната и натяжением каната:

                  D — диаметр линейных роликов (сантиметры);
                  фи — угол отклонения (градусы);
                  d — диаметр каната (сантиметры);
                  S — натяжение каната (ньютоны).
                  Диаметр D должен быть не менее 10 х d.


                  Приводы и тормоза

                  72. Привод должен обеспечивать скорость тягового (несуще-тягового) каната как номинальную, так и пониженную (ревизионную).

                  73. Пуск привода ГПКД должен осуществляться с пульта управления.

                  74. Возможность останова привода ГПКД должна осуществляться как с пульта управления, так и от кнопок «СТОП», установленных на каждой станции, и от аварийных выключателей «Аварийный стоп». Если для дороги предусмотрено несколько приводных участков, их приводы в режиме дистанционного управления должны быть синхронизированы.

                  75. Коэффициент запаса сцепления тягового каната с приводным шкивом должен быть не менее 1,1.

                  76. Приводы должны обеспечивать возможность работы канатной дороги с ревизионной скоростью не более 1 м/с.

                  77. Приводы должны иметь рабочие тормоза.

                  78. Приводы с канатоведущим шкивом, канатных ГПКД, на которых возможно самопроизвольное движение тягового или тягонесущего каната, должны иметь дополнительные предохранительные тормоза на валу или на ободе шкива.

                  79. Тормозной момент каждого тормоза должен быть не менее 1,25 величины статического момента при наиболее тяжелых условиях загрузки дороги.

                  80. При отключении электроэнергии на ГПКД должны автоматически срабатывать рабочий и предохранительный тормоза.

                  81. Приводы, предназначенные для работы в тормозном режиме, должны иметь устройства для контроля скорости и обеспечивать автоматическую остановку ГПКД при превышении расчетной скорости на 20 процентов.

                  82. На ГПКД с маятниковым движением подвижного состава конечные положения вагонетки должны контролироваться автоматически.

                  83. Привод ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должен быть оснащен системой регулирования и контроля скорости с учетом ее снижения при подходе к станции или, когда это необходимо, при переходе через линейные опоры.

                  84. ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должна автоматически останавливаться при возникновении неисправности в системе контроля скорости.

                  85. Зажимы должны иметь запас надежности не менее 1,5 с учетом возможного уменьшения диаметра каната.

                  86. Для ГПКД с отцепляющимся подвижным составом должны быть предусмотрены меры по предупреждению покидания станции и выхода на линию вагонеток, закрепленных на канате с отступлением от проектных характеристик.

                  87. Зоны прохождения ГПКД над железными и автомобильными дорогами, зданиями и сооружениями, пешеходными зонами должны быть оборудованы предохранительными устройствами в виде сетей или мостов, а также щитами с предупреждающими надписями.

                  Предохранительные устройства должны обеспечивать удержание падающей груженой вагонетки и исключать просыпание транспортируемого груза размером более 20 миллиметров.

                  88. Ширина предохранительных сетей должна обеспечивать перекрытие предохраняемого пространства на 2 метра в каждую сторону от оси несущего каната (для пролетов свыше 250 метров — от габарита качающейся вагонетки при расчетной ветровой нагрузке). Высота бортов сетей должна быть не менее 1,2 метра.

                  Длина предохранительных сетей должна приниматься исходя из необходимости перекрытия всего предохраняемого пространства с учетом траектории падения вагонетки или груза.

                  Ширина предохранительных мостов должна обеспечивать перекрытие пространства на 1,25 м в каждую сторону от оси несущего каната. Высота бортов мостов должна быть не менее 1,8 метра.

                  89. Провесы канатов предохранительных сетей с учетом статической нагрузки и нагрузки от упавшей вагонетки должны быть в пределах, допускаемых габаритами приближения строений для перекрываемых сетями сооружений.

                  90. Электрическое оборудование ГПКД должно иметь главный выключатель и дифференциальный автоматический выключатель цепи, способный полностью отключить электропитание.

                  91. Канатная система должна иметь встроенную цепь аварийного отключения. Кнопки управления цепью аварийного отключения должны быть легкоидентифицируемыми. Цепь аварийного отключения должна обеспечивать экстренную остановку ГПКД и предотвращать повторный запуск ГПКД без участия оператора. Повторный запуск ГПКД после устранения причин аварийного отключения должен быть произведен оператором ГПКД вручную. Данная цепь аварийного отключения также должна автоматически активироваться при перебое в электропитании.

                  92. Сигнал о причине остановки ГПКД должен отображаться на пульте оператора. Сигнал не должен выключаться до тех пор, пока не будет восстановлена полная работоспособность ГПКД.

                  93. ГПКД должна быть оснащена защитой всех электрических линий, выходящих со станции от превышения проектных параметров.

                  94. ГПКД должна оснащаться отказоустойчивым программируемым управлением, имеющим функцию показа, хранения записей и документирования всех произошедших происшествий и неисправностей.

                  95. ГПКД, на которой возможно самопроизвольное движение тягового (несуще-тягового) каната, должна иметь встроенную систему слежения за превышением скорости, которая активирует срабатывание предохранительного тормоза привода и размыкает цепь аварийного отключения, как только скорость ГПКД превысит максимально допустимое значение.

                  96. Включение дифференциальных тормозных систем, а также тормозных систем, активируемых при сбое питания и при аварийной остановке, не должно вызывать избыточное отрицательное ускорение ГПКД.

                  97. Скорость подвижного состава на входе станции реверсивных канатных дорог должна отслеживаться с помощью устройства, которое активирует цикл отключения питания, если скорость на входе превышает максимально допустимую. Также разрешается использование буферной системы останова подвижного состава.

                  98. ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должны иметь встроенную систему аварийной остановки, которая активируется в случае неисправности рабочего тормоза и должна вызывать срабатывание предохранительного тормоза.


                  IV. Приемка и ввод в эксплуатацию

                  99. До ввода в эксплуатацию ГПКД эксплуатирующая организация:

                  а) обеспечивает проведение экспертизы промышленной безопасности ГПКД;

                  б) обеспечивает выполнение требований, установленных пунктом 106 настоящих ФНП;

                  в) проверяет наличие и комплектность:

                  паспорта ГПКД (образец формы паспорта ГПКД приведен в приложении N 2 к настоящим ФНП);
                  сертификатов на канаты, а для канатов, подлежащих испытанию, — протокола их испытаний в испытательной лаборатории (испытательном центре);
                  актов заделки канатов в муфты;
                  актов на счалку каната;
                  актов замера провеса несущего каната;
                  актов на взвешивание противовеса;
                  актов испытаний подвижного состава;
                  актов о закреплении металлоконструкций станций и опор на фундаментах;
                  актов приемки фундаментов и опорных конструкций;
                  актов на скрытые работы;
                  актов испытаний гидравлических систем;
                  актов испытания станционного оборудования;
                  руководства по эксплуатации ГПКД;

                  г) обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194; 2011, N 43, ст. 5971; 2013, N 9, ст. 874; N 30, ст. 4084);

                  д) организует работу комиссии по вводу ГПКД в эксплуатацию в следующем составе:

                  председатель комиссии — уполномоченный представитель эксплуатирующей организации;
                  члены комиссии:
                  уполномоченный представитель генеральной проектной организации;
                  уполномоченный представитель генерального подрядчика;
                  уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.

                  100. По результатам работы комиссии составляется акт о возможности ввода в эксплуатацию ГПКД.

                  101. Решение о вводе в эксплуатацию ГПКД принимается ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности ГПКД и с учетом сведений, содержащихся в акте о возможности ввода в эксплуатацию ГПКД, с внесением записи в паспорт ГПКД и указанием даты ввода ее в эксплуатацию.

                  102. После ввода ГПКД в эксплуатацию эксплуатирующая организация осуществляет регистрацию ОПО, на котором используется ГПКД, в государственном реестре ОПО в соответствии с требованиями Федерального закона N 116-ФЗ.

                  103. О регистрации ГПКД в ее паспорте делается соответствующая запись.


                  VI. Организация эксплуатации

                  104. Эксплуатация ГПКД должна осуществляться на основании требований настоящих ФНП и в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД, составленным предприятием-изготовителем или организацией, разработавшей проект ГПКД, а при их отсутствии — специализированной организацией.

                  105. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией ГПКД в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305; 2005, N 7, ст. 560; 2013, N 31, ст. 4214).

                  106. Организация, эксплуатирующая ГПКД, обязана обеспечить содержание ее в работоспособном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

                  В этих целях должен быть назначен технический руководитель (начальник ГПКД), на которого возлагаются обязанность и ответственность за безопасную эксплуатацию канатной дороги.

                  Эксплуатирующая организация должна:

                  а) укомплектовать канатную дорогу специалистами и персоналом соответствующей квалификации в количестве, необходимом для управления ГПКД и для ее обслуживания, в соответствии с проектной документацией;
                  б) установить порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, технических освидетельствований ГПКД в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД и обеспечить их выполнение;
                  в) обеспечить установленный порядок аттестации специалистов и допуска к самостоятельной работе персонала;
                  г) разработать должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала;
                  д) разработать журналы работы ГПКД и передачи смен, журнал регистрации результатов планового осмотра оборудования, журнал регистрации результатов планового технического обслуживания, график планового осмотра оборудования, график планового технического обслуживания;
                  е) обеспечить специалистов ГПКД должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации ГПКД, а персонал — производственными инструкциями, утвержденными распорядительным актом эксплуатирующей организации;
                  ж) обеспечить выполнение специалистами требований ФНП, должностных инструкций, а персоналом — производственных инструкций.

                  107. Эксплуатирующая организация должна создать условия для выполнения техническим руководителем возложенных на него обязанностей.

                  108. Эксплуатация ГПКД не допускается при:

                  истекшем сроке технического освидетельствования;
                  невыполнении регламентных работ;
                  неисправности приборов и устройств безопасности, сигнализации и телефонной связи, а также защитных сооружений;
                  наличии трещин в расчетных элементах металлоконструкций и узлах;
                  износе канатов в соответствии с нормами браковки канатов ГПКД, приведенными в приложении N 2 к настоящим ФНП;
                  неисправности тормозов;
                  отсутствии персонала, прошедшего проверку знаний в установленном порядке, для ее обслуживания;
                  неблагоприятных погодных условиях, оговоренных в паспорте и руководстве по эксплуатации ГПКД.

                  109. Транспортировка людей в вагонетках не допускается, за исключением транспортировки:

                  персонала, выполняющего проверку состояния канатов или регламентные работы;
                  персонала, вынужденного использовать ГПКД для проезда к своему месту работы.

                  При этом проезд должен осуществляться в специальном подвижном составе с принятием мер предосторожности. Порядок перемещения персонала в подвижном составе и требования к подвижному составу для перемещения персонала разрабатываются эксплуатирующей организацией и утверждаются ее распорядительным актом.

                  110. Ежедневный контроль состояния канатной дороги перед началом работы должен производиться в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД.

                  111. При остановке ГПКД из-за возникновения чрезвычайных обстоятельств (буря, гроза, образование наледи, сход лавины, разряд молнии) перед возобновлением работы необходимо произвести контроль готовности ГПКД к работе и контрольный пуск согласно руководству по эксплуатации ГПКД.


                  VII. Регламентные работы

                  112. Регламентные работы при эксплуатации канатной дороги и ее элементов должны проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД при соблюдении требований настоящих ФНП.

                  113. Ремонтная служба (подразделение) эксплуатирующей организации должна отвечать требованиям, указанным в пункте 6 настоящих ФНП, при выполнении работ по монтажу, демонтажу и наладке оборудования ГПКД.

                  114. Перечень работ, выполняемых только специализированными организациями или ремонтными службами (подразделениями) эксплуатирующей организации, отвечающими требованиям, указанным в пункте 6 настоящих ФНП, приведен в приложении N 4 к настоящим ФНП.

                  115. Плановый осмотр оборудования, металлоконструкций, сооружений ГПКД должен производиться силами персонала, обслуживающего канатную дорогу, в сроки, не превышающие:

                  а) канат несущий — 30 дней;
                  б) канат тяговый (несуще-тяговый) — 7 дней;
                  в) вагонетка — 7 дней;
                  г) приборы и устройства безопасности, сигнализации, связи — 7 дней;
                  д) отклоняющие шкивы, поддерживающие ролики, роликовые батареи — 14 дней;
                  е) линейное оборудование (опоры, линейные станции, якорные устройства, устройство для натяжения несущих канатов, башмаки, балансиры, роликовые батареи), фундаменты — 60 дней;
                  ж) станционное оборудование (приводы, натяжные устройства, отклоняющие шкивы, ролики, роликовые батареи) и станционные сооружения — 60 дней;
                  з) прочее оборудование (загрузочное, разгрузочное устройства, оборудование для перемещения вагонеток на станциях) — 90 дней.

                  116. Плановое техническое обслуживание осуществляется силами обслуживающего персонала либо ремонтных подразделений (специализированных организаций).

                  Техническое обслуживание должно включать в себя осмотр, смазку, замер износа, очистку, регулировку узлов и деталей.

                  Техническое обслуживание проводится в сроки, устанавливаемые в руководстве по эксплуатации ГПКД.

                  117. Сроки и объем текущего, среднего и капитального ремонта оборудования, металлоконструкций, сооружений устанавливаются в зависимости от технического состояния оборудования, определяемого в ходе:

                  а) планового технического осмотра;
                  б) технического освидетельствования;
                  в) экспертизы промышленной безопасности.


                  VIII. Техническое освидетельствование и экспертиза промышленной безопасности

                  118. Техническое освидетельствование проводится с целью установления следующего:

                  а) ГПКД и ее устройство соответствуют настоящим ФНП и паспортным данным;
                  б) ГПКД находится в технически исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу;
                  в) эксплуатация, содержание и обслуживание ГПКД соответствуют требованиям настоящих ФНП.

                  119. Техническое освидетельствование проводится эксплуатирующей организацией при наличии квалифицированного персонала или специализированной организацией в присутствии специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ГПКД. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством по эксплуатации ГПКД.

                  120. При техническом освидетельствовании проводятся:

                  а) проверка эксплуатационной документации;
                  б) проверка технического состояния оборудования путем осмотра и измерений;
                  в) статические и динамические испытания;
                  г) учебная операция по отработке действий персонала ГПКД в случае возникновения возможной чрезвычайной ситуации.

                  121. Методы контроля и диагностики, применяемые в процессе эксплуатации канатной дороги, или ее технического освидетельствования указываются в руководстве по эксплуатации ГПКД.

                  122. На основании результатов технического освидетельствования эксплуатирующая организация принимает решение о возможности дальнейшей эксплуатации ГПКД или о проведении ремонтных или восстановительных работ и утверждает его своим распорядительным актом.

                  123. Запись о результатах технического освидетельствования производится в паспорте ГПКД лицом, ответственным за производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.

                  124. ГПКД подлежит экспертизе промышленной безопасности:

                  а) до начала применения ГПКД на опасном производственном объекте;
                  б) по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки ГПКД, установленных изготовителем;
                  в) при отсутствии в паспорте ГПКД данных о сроке службы, если фактический срок ее службы превышает 20 лет;
                  г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ГПКД, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых была повреждена ГПКД.


                  IX. Требования к руководству по эксплуатации

                  125. Разработанное проектной организацией руководство по эксплуатации (далее — руководство по эксплуатации) должно содержать требования и инструкции, необходимые для обеспечения бесперебойной и безопасной эксплуатации ГПКД.

                  126. В комплект руководства по эксплуатации должны входить инструкции по эксплуатации отдельных комплектующих изделий, механизмов и узлов.

                  127. В руководстве по эксплуатации должны быть ссылки на соответствующие разделы, пункты законодательных, нормативных и иных обязательных к исполнению норм и правил, которые касаются конкретной ГПКД.

                  128. Руководство по эксплуатации ГПКД должно содержать:

                  а) наименование изготовителя оборудования и (или) его товарный знак;
                  б) наименование и тип ГПКД;
                  в) назначение и технические характеристики;
                  г) указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
                  д) указания по использованию, меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды регламентных работ и периодичность их проведения, периодическое диагностирование, испытания;
                  е) назначенные показатели в зависимости от конструктивных особенностей: срок службы, ресурс;
                  ж) перечень критических отказов, возможные ошибочные действия (бездействие) персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
                  з) анализ рисков и возможных чрезвычайных ситуаций, а также методы их минимизации и локализации последствий;
                  и) действия персонала в случае инцидента или аварии;
                  к) критерии предельных состояний;
                  л) методы контроля и диагностики состояния элементов и узлов ГПКД;
                  м) указания по выводу из эксплуатации и утилизации;
                  н) формы графиков, журналов и иных учетных документов, связанных с управлением, обслуживанием и ремонтом канатной дороги;
                  о) программы и методики испытаний.


                  X. Переходные положения

                  ГПКД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, должны быть приведены в соответствие с требованиями главы III «Общие требования к безопасности технологических процессов» настоящих ФНП в срок, не превышающий 5 лет с даты вступления в силу настоящих ФНП.


                  Приложение N 1
                  к Федеральным нормам и правилам

                  Термины и определения

                  Башмак (опорный, отклоняющий) — закрепленное жестко или качающееся устройство на опоре или станции, обеспечивающее поддержку или отклонение несущего каната.
                  Грузовая подвесная канатная дорога (далее — ГПКД) — сооружение, состоящее из строительной части (здания и сооружения) и технического устройства (технологического оборудования) и служащее для транспортирования грузов в подвижном составе, перемещающемся по канатам и/или посредством канатов, которые поддерживаются установленными на линии опорами.
                  Двухканатная кольцевая ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом — ГПКД с непрерывным кольцевым движением отцепляемого на станциях подвижного состава по несущему канату (или жесткому рельсу) посредством тягового каната.
                  Двухканатная ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава — ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава по несущему канату посредством тягового каната.
                  Линейная станция — сооружение, предназначенное для жесткого закрепления или натяжения несущего каната.
                  Несущий канат — канат, по которому перемещается подвижной состав.
                  Несуще-тяговый канат — канат для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава.
                  Натяжной канат — канат, входящий в систему натяжения несущего, тягового или несуще-тягового каната.
                  Одноканатная кольцевая ГПКД с неотцепляемым на станциях подвижным составом — ГПКД с непрерывным кольцевым движением подвижного состава, прикрепленного к несуще-тяговому канату.
                  Одноканатная кольцевая ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом — ГПКД с непрерывным кольцевым движением прикрепленного к несуще-тяговому канату подвижным составом, отцепляемым от каната на станциях.
                  Одноканатная ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава — ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава, прикрепленного к несуще-тяговому канату.
                  Опора — часть оборудования ГПКД, предназначенная для поддержания канатов по трассе на проектной высоте.
                  Подвижной состав — вагонетка, имеющая в своем составе ходовую тележку, шарнирную подвеску, опрокидывающийся или раскрывающийся кузов.
                  Сигнальный кабель — электрический кабель для передачи сигналов систем безопасности и управления.
                  Станция — сооружение, предназначенное для погрузки и разгрузки подвижного состава или перехода его на другой приводной участок, на котором вагонетка, отсоединенная от тягового (несуще-тягового) каната, принудительно перемещается по жесткому рельсу.
                  Тяговый канат — канат для перемещения подвижного состава по несущему канату или рельсовому пути.
                  Трасса ГПКД — участок местности, на котором расположены опоры ГПКД между конечными линейными станциями с расположенным на нем оборудованием.
                  Участник сооружения ГПКД — юридическое или физическое лицо, выполняющее следующие работы по ГПКД:
                  а) инженерные изыскания по трассе ГПКД;
                  б) разработка проектной документации согласно закону о градостроительной деятельности;
                  в) разработка конструкторской документации на оборудование и металлоконструкции ГПКД;
                  г) изготовление оборудования и металлоконструкций ГПКД;
                  д) выполнение строительных работ;
                  е) выполнение монтажных работ;
                  ж) выполнение экспертных работ;
                  з) выполнение ремонтных (регламентных) работ;
                  и) обеспечение запасными частями;
                  к) поставка оборудования, комплектующих изделий, материалов, необходимых для сооружения ГПКД.

                  Приложение N 4
                  к Федеральным нормам и правилам

                  Перечень работ, выполняемых специализированными организациями или ремонтными службами (подразделениями) эксплуатирующей организации

                  1. Демонтаж, ремонт, монтаж, регулировка:

                  а) канатов всех видов;
                  б) натяжных и анкерных устройств для всех видов канатов;
                  в) приводов, включая их отдельные элементы (двигатели, редукторы, тормоза, шкивы, подшипники узлов);
                  г) систем управления приводами;
                  д) опорных башмаков несущих канатов, роликов, роликовых батарей отклоняющих шкивов, тяговых и несуще-тяговых канатов;
                  е) приборов безопасности, средств сигнализации и связи.

                  2. Все виды сварочных работ.

                  3. Все виды работ, связанных с нагревом (охлаждением) деталей и узлов.

                  4. Работы, связанные с наплавкой, напылением и последующей механической обработкой деталей.

                  5. Ремонт несущих металлоконструкций.

                  6. Ремонт несущих конструкций зданий и сооружений.

                  rg.ru

                  Смотрите еще:

                  • План действий предприятия по ликвидации чс План действий по предупреждению и ликвидации ЧС Компания "РосБезопасность" предлагает комплекс услуг по разработке и согласованию в надзорных органах Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных […]
                  • От какой суммы выплачиваются алименты Начисление алиментов В 2018 году основополагающие принципы начисления алиментов, подлежащих уплате в соответствии с нормами Семейного кодекса, не изменились. В то же время данная процедура требует повышенной […]
                  • Договор займа и налог на прибыль Налоговые последствия беспроцентных займов На правах рекламы Информация о компании КСК ГРУПП КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.