Правила эстафеты

Правила эстафеты

Техника эстафетного бега

Эстафетный бег на стадионе проводится по кругу беговой дорожки. Беговые эстафеты на стадионе могут включать в себя этапы коротких и средних дистанций. Наряду с этим применяется эстафетный бег с этапами различной длины.

Эстафетный бег (4×100 м, 4×200 м) проводится по отдельным дорожкам, а в остальных эстафетах — по общей дорожке. Первый этап или часть его можно пробегать по отдельным дорожкам.

Наряду с эстафетным бегом на беговой дорожке стадиона проводятся эстафетные соревнования на улицах города с этапами разной длины. Как правило, эти соревнования проводятся для смешанных команд, в которые входят мужчины и женщины, а иногда и участники различных возрастных групп. Легкоатлеты участвуют в соревнованиях, в которых часть этапов преодолевают велосипедисты, мотоциклисты, гребцы на разных судах, пловцы и др.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции.

На 1-м этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафету в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис. 46).

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного бега на 100 и 200 м. Сложность техники эстафетного бега заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть более высокой скорости.

Существует два способа передачи эстафетной палочки (рис. 47).

Передача эстафетной палочки по этапам в беге 4×100 м проводится следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит возможно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой. Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой эстафеты из одной руки в другую) в эстафете 4×100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на 2, 3 и 4-м этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для решения этой задачи бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта (рис. 48). Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он левую ногу ставит вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую руку отводит вверх-назад. В этом положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна. Бегун 1-го этапа приближается с максимальной скоростью к зоне передачи. Когда до зоны разбега ему остается 9—11 м, бегун 2-го этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость, чтобы за 2—3 м до конца зоны догоняющий его бегун мог передать ему эстафету. Расстояние между бегунами во время передачи (1—1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее (рис. 49). Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету.
Скорость бегуна на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуна с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. У спринтеров-мужчин высокой квалификации это расстояние преодолевается за 2,0 с и меньше, у женщин — за 2,2 с и меньше. Следовательно, стартующему бегуну необходимо почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать самую высокую скорость. Лучше всего, если скорость бегунов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приблизится к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал «хоп». По этому сигналу принимающий эстафету, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов 2-го и 4-го этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и движением снизу вперед и слегка вверх точно вкладывает эстафету в кисть принимающего.

Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точности передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В момент, когда бегун, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость (рис. 50).

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4—5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется, причем это расстояние можно определить следующим образом (В. Кривозубов, 1984): вначале определяется место передачи эстафеты (S = 25 м), затем определяется время пробегания 25 м в стартовом разгоне принимающего эстафету из положения низкий старт с опорой на одну руку (например, t1 = 3,35 с) и последних 25 м передающего эстафету при беге на 75—100 м (t2 = 2,25 с). Далее определяем разницу во времени пробегания 25 м передающим и принимающим — t (3,25—2,25=1,00 с), рассчитываем среднюю скорость бега передающего (25 м : 2,25 с=11,11 м/с) и расстояние, которое он пробегает за время t (11,11×1,00 с=11,11 с). Это расстояние и является оптимальной величиной «форы» между принимающим и передающим без учета реакции на движущийся объект (в среднем запаздывающая реакция принимающего эстафету равна 0,2с). Полная величина «форы» должна включать также длину отрезка, пробегаемого передающим, из-за времени запаздывающей реакции принимающего.

К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, которое позволяет ему вбегать в зону передачи почти всегда в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в этом, следует пробежать весь этап и зону 2—3 раза. Если шаги не совпадают, то стартующему в зону нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4×200 м, 4×400 м, 800+400+200+100 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого сделать соответствующие расчеты. Естественно, что чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньшим должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега.

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

Задачи, средства и методы обучения

Задача 1. Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства. 1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега. 2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости. 3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки.

Средства. 1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу. 2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге. 3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом. 4. То же по сигналу передающего. 5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер). 6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.

Задача 3. Научить старту бегуна, принимающего эстафету.

Средства. 1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку. 2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку. 3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж). 4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней — на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Задача 4. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства. 1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам). 2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Методические указания. Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2—3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте, т. е. в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов 1-го и 2-го и 3-го и 4-го этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим, наконец все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.

При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий — второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в беге со старта, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать также тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, следует распределить их по этапам и начать тренировку.
Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции — это в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого — постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка эстафетной команды включается как органическая часть в спринтерскую тренировку. Это не должно намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, по ходу тренировочного занятия бегуны должны пробегать несколько раз 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4×100 м. Бег с ускорениями, с ходу, прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты и т. д.

Совершенствование в эстафетной технике при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.
Перед соревнованием в конце разминки следует провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре — встречном, попутном.

В процессе тренировки и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений.

msuathletics.ru

Эстафетный бег

Многие кто бывал на легкоатлетических соревнованиях, не могут дождаться времени проведения эстафет. Обычно назначают её в последний день соревнований или заключительным видом программы. Это самое интересное состязание, на которое стоит прийти и посмотреть. Обычно все трибуны ревут во время эстафеты.

Можно увидеть огромное напряжение всего тренерского состава и болельщиков. Эстафета поднимает командный дух и объединяет команду, которая её бегут. Если вы хоть раз в жизни, даже на уроках физкультуры бегали эстафету, то помните это чувство адреналина и захватывающих эмоций. Спортсменам необходимо сохранять спокойствие и выдержку на протяжении всего своего этапа.

Какие виды эстафет бывают

Главными эстафетными дисциплинами являются 4х100 метров и 4х400 метров, это обычные дистанции на всех проводимых соревнованиях. На любительских состязаниях организаторы сами могут решить, какой вид эстафеты выбрать, это может быть и 4х60 метров, а могут быть этапы 4х800 метров.

Также есть такой вид эстафет как шведская. Заключается она в том, что участники проходят этапы разной протяжённости. Обычно дистанции идут на уменьшение. Есть такая эстафета под названием «шведка», состоит она из таких этапов как 800+400+200+100 метров.

Многие жители города видели уличные эстафеты, которые обычно приурочены к какому-либо празднику. Например, знаменитая майская эстафета, проводимая в честь «9 Мая». На таких состязаниях дистанции зависят от длины улиц и выдумки организаторов.

Какие существуют правила эстафетного бега

Главный момент в эстафете – это передача палочки. Если вдруг спортсмен потерял её, он долженподнять палочку и передать следующему бегуну. Зона передачи палочки составляет 20 метров. Обычно она выделяется белыми линиями. Соревнующимся людям, можно начинать разгон за 10 метров до этого коридора.

На официальных соревнованиях в эстафете 4 по 100 метров участники должны строго бежать по своим дорожкам. В дисциплине 4 по 400 метров нужно придерживаться своей дорожки только первый круг и 100 метров (первый вираж) второго этапа эстафеты.

Необходимо выполнять строгие правила:

  • Нельзя переходить на чужую дорожку, в случае невыполнения вся команда дисквалифицируется;
  • Спортсменам ни в коем случае нельзя помогать друг другу. Например, если у принимающего человека упала палочка, то только он может её поднять;
  • Атлету, которые уже пробежал дистанцию нельзя покидать свою дорожку, пока не освободятся все остальные.
  • Техника эстафетного бега

    Тренеры начинают обучать участников эстафеты с азов, т. е. с техники передачи эстафетной палочки. Есть два вариант:

    1. Во время прохождения дистанции спортсмен может переложить палочку в руку, которая ему удобней;
    2. Палочка остаётся в той руке, в которой её передали. Обычно такой вид используется в коротких эстафетах, чтобы не терять сокровенные доли секунд.

    Также спортсменам нужно чётко знать места, с которого необходимо начать разгон. Проходит не одна тренировка, чтобы чётко отработать этот момент.

    Во время дистанции спортсмен первого этапа вытягивает руку уже на середине, и при помощи голоса предупреждает следующего о передаче палочки. У другого спортсмена должна быть отведена руки назад и положение кисти, необходимо держать таким: большой палец направлен к бедру, а вся кисть – вниз. Тогда первый сможет без проблем вложить палочку в руку второму.

    Ещё спортсмены должны учитывать очень важный момент как скорость передачи. Её необходимо сохранять примерно равной у обоих передающих в зоне передачи палочки.

    Для тренера важно правильно подобрать участников эстафеты. Необходимо учитывать следующие моменты:

  • Личные рекорды на конкретно этой дистанции;
  • Правильная согласованность всех бегунов;
  • Выполнение идеальной техники при передаче палочки;
  • Командный дух всех участников.
  • Когда все спортсмены чувствуют, какая огромная ответственность на них лежит, и каждый старается помочь другому, только тогда приходят победы.

    Видео: Техника эстафетного бега


    kakbegat.com

    В программу летних Олимпийских игр включен единственный командный легкоатлетический вид состязаний – эстафетный бег. Суть его заключается в передаче во время движения эстафетной палочки от одного спортсмена другому. Побеждает команда, сумевшая первой перейти финишную черту, не нарушив правила.

    Эстафетные состязания часто организуются на городских стадионах, школьных спортивных площадках. Командные забеги могут быть приурочены к праздникам или общественно-политическим событиям. Иногда между собой соревнуются команды различных образовательных учреждений или предприятий.

    Традиционным снарядом для эстафетного бега принято считать эстафетную палочку. Ее изготавливают из алюминия и покрывают краской яркого цвета, например, желтого или красного. Но в Японии существуют соревнования на марафонской дистанции с передачей товарищам по команде ленты, которую бегун надевает через плечо. Такое состязание носит название экиден. Во время движения передающий эстафету должен снять с себя ленту и успеть отдать ее следующему спортсмену.

    Программа забегов

    Основными эстафетными дистанциями для спортивных состязаний являются забеги 4х100 и 4х400. Расшифровывается это таким образом. Для дисциплины 4х100 – команда из 4-х человек с помощью передачи палочки должна преодолеть 400 м. Во втором случае, соответственно, общая дистанция для команды такого же будет равна 1600 м.

    Существует также вид эстафет, называемый шведским или смешанным, в котором каждый последующий этап короче предыдущего или, наоборот, длиннее. Таким образом, проводятся соревнования 800−600−400−200; 400−300−200−100; 400−800−1200−1600.

    Способы передачи палочки

    Можно выделить несколько техник передачи эстафеты:

    Например, сборная России использует первый способ, а команда США отдает предпочтение второму. При этом передача сверху вниз считается более рискованной, потому что палочка может выпасть из рук.

    Также техника передачи может осуществляться с перекладыванием палочки из левой руки в правую и без перекладывания.

    Во время состязаний важна внимательность, согласованность действий и умение бежать в ногу с товарищем. Без этого четкая и быстрая передача снаряда невозможна. Поэтому тренер должен уделять внимание не только выработке навыков передачи эстафеты, но и поддерживать коллективный дух.

    Правила и нюансы

    1. Передача эстафетной палочки должна осуществляться не в любом месте, а только в определенных коридорах.
    2. Финишем считается момент пересечения черты туловищем бегуна.
    3. Во время движения нельзя мешать участникам другой команды совершать маневры. Любое намеренное действие, направленное против соперников, грозит штрафом.
    4. Старт участников совершается одновременно по команде «Марш».
    5. Правила для разных дистанций отличаются. В стометровых эстафетный бег участники перемещаются каждый по своему кругу. Для разгона участникам второго, третьего и четвертого этапов предоставляется дополнительный коридор в 10 м. Для забегов в 400 м такой возможности не дается. Спортсмены стартуют одновременно в коридоре длиной 20 м.
    6. Бегун должен с помощью голосовой команды сообщить следующему участнику о готовности передать эстафетную палочку примерно за 2 беговых шага.
    7. Передавший эстафету спортсмен покидает стадион только после того, как мимо него пробегут участники всех команд.
    8. Для передачи палочки передающий и получающий эстафету бегут некоторое время в ногу. При этом второй участник должен выбрать такой темп, чтобы бежать не слишком быстро, иначе он перегонит товарища до передачи снаряда, и не слишком медленно, чтобы палочка не выпала.
    9. Если спортсмен уронил эстафетную палочку на пол, он и только он может поднять ее и продолжить движение.
    10. Нельзя переходить на чужие дорожки – это грозит команде дисквалификацией.
    11. Эстафетный бег может быть не засчитан, если нарушены следующие правила:

      • снаряд утерян или поднят другим членом команды;
      • передача осуществлена за пределами коридора;
      • была попытка помешать другой команде;
      • один из участников не пробежал положенную дистанцию или вышел на соседний круг.

      За эстафетными соревнованиями интересно наблюдать, и не менее увлекательно в них участвовать. К слову, эстафеты существуют не только в беге, но еще в таких видах спорта, как биатлон, плавание, конькобежный спорт.

      runnerclub.ru

      Использование игровых эстафет на уроках физической культуры

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Важной составной частью гармонично развивающейся личности является физическое совершенство. Эффективность физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, поиском нестандартных организационно-методических приёмов. Правильно организованный двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей физической подготовленности обучающихся. В настоящее время игровые эстафеты пользуются большой популярностью у школьников. Эстафеты – веселые соревнования, которые предоставляют возможность создать хороший командный дух и сотрудничество. В основе эстафет лежат физические упражнения. Большое разнообразие игровых эстафет способствует решению специальных задач физического воспитания.

      Виды эстафет. Исходя из способа действий участников эстафеты делятся на поочередные и совместные. В первом виде эстафет участники один за другим выполняют обусловленные действия. Поочередные эстафеты могут быть: а) на месте, без перемещения участников (“игровые гонки”); б) с передвижением различными способами; в) с передвижением и дополнительными действиями — например, преодолением препятствий. Совместные эстафеты характеризуются: а) групповым передвижением, где успех решает согласованность действий членов каждой команды; б) поочередным передвижением с последующими коллективными действиями. Есть также эстафеты, занимающие промежуточное положение, в которых участники действуют поочередно небольшими группами.

      Эстафеты классифицируются и по количеству заданий. Эстафеты, в которых выполняется одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска предметов и т.д.), принято называть простыми, а при наличии двух и более заданий — комбинированными. Задания, включенные в эстафету, выполняются следующим образом: а) заранее обусловленным способом, что применяется при повторении и закреплении пройденного материала; б) произвольным способом, когда участникам дается право выбора наиболее рационального или удобного для них варианта.

      По способу организации, пути перемещения участников эстафеты подразделяются также на линейные, в которых команды строятся в колонну или шеренгу и движутся до противоположного пункта и обратно (челночным способом) или выполняют задание по цепочке (например, передача мяча на месте с поочередным перемещением игроков); круговые, в которых или сами игроки перемещаются по кругу, или команды строятся в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке (движение идет в одну сторону), и встречные, в которых половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.

      Эстафеты группируются по видам упражнений: гимнастические, легкоатлетические, лыжные, с элементами спортивных игр и т.д. Они могут быть также тематическими (сюжетными) и комическими. Иногда в них включается серия различных упражнений, и каждый игрок или группа участников выполняет свое персональное задание.

      Команду-победителя в эстафете определяют следующие показатели: 1) быстрота выполнения заданий; 2) точность или качество их выполнения; 3) комплексная оценка. В первом случае результат фиксируется: а) по последнему участнику; б) по каждому участнику отдельно, а затем по общей сумме очков, завоеванных командой. Во втором случае действует очковая система — выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок. В третьем случае надо выполнить задания не только быстро, но и качественно, с соблюдением установленных правил, так как за каждую ошибку команде начисляются штрафные очки, для чего заранее определяется “стоимость” возможного нарушения (в секундах или очках).

      Подбор эстафет. Учитель должен четко знать, с какой целью он подбирает то или иное игровое задание, какие педагогические задачи собирается решать. Это могут быть задачи образовательные — закрепление, совершенствование изучаемых двигательных действий в новых, непривычных условиях: на фоне эмоционального возбуждения, при сочетании конкретного упражнения-задания с другими двигательными действиями и т. д. К примеру, в занятия баскетболом или гандболом полезно включать эстафеты с ведением, передачей и ловлей мяча, бросками мяча в цель.

      При подборе эстафет акцент можно сделать на развитии определенных двигательных качеств: быстроты, прыгучести, точности и координации движений, а также умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, быстро переключаться от одних действий к другим и т. д. Можно поставить на первый план и воспитательные задачи. Например, с целью воспитания чувств коллективизма, товарищества в эстафету включаются задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий участников, их взаимопомощи и взаимостраховки. Для воспитания смелости и решительности целесообразно включать упражнения, требующие проявления волевых усилий. Для воспитания сообразительности и творческого мышления могут даваться усложненные задания, в которых успех решает тактика преодоления препятствий, выбор наиболее рациональных способов выполнения двигательных действий.

      Часто подбираются эстафеты, обеспечивающие комплексное решение ряда задач: к примеру, серия простых эстафет со сменой исходных положений и различными действиями участников при проведении дней здоровья, спортивного часа в группе продленного дня или физкультурного праздника. Особое место занимают эстафеты в соревнованиях “Веселые старты”, “А ну-ка, парни!”, “А ну-ка, девушки!”, “Папа, мама и я — спортивная семья”, в массовых физкультурных праздниках. При составлении мероприятий учитывается их зрелищность, задания могут иметь тематическую направленность. Имеет значение и очередность эстафет — в конец программы обычно ставится наиболее сложная и увлекательная комбинированная эстафета для всех участников праздника.

      Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать: форму занятий, целевую установку, состав группы (возраст, пол, количество занимающихся и т.д.), уровень физической и технической подготовленности участников; характер их деятельности перед игрой и непосредственно после ее окончания; условия проведения (размеры зала, площадки, наличие инвентаря).

      Организация эстафет. Нередко эстафеты утрачивают педагогическую ценность из-за плохой организации. Поэтому при их проведении необходимо соблюдать ряд правил. В частности, эстафету нужно считать законченной лишь тогда, когда все члены команды заняли свои места в строю и выровнялись. Для повышения организованности и дисциплины можно вводить и такие правила: не выбегать из строя, не кричать,— за нарушения которых команда может быть наказана штрафными очками или даже проигрышем. В эстафете очень важно объективно определить команду-победителя. Следовательно, надо вовремя фиксировать все нарушения правил и соответствующим образом учитывать их при подведении итогов, по возможности предупреждать эти нарушения. Приведем пример. Во время линейных эстафет с бегом многие участники в азарте борьбы раньше времени выбегают из-за стартовой линии. При подведении же итогов победа присуждается команде, заканчивающей игру первой, даже если она чаще других нарушала правила. Это вызывает справедливую обиду у членов команд, которые были дисциплинированнее и точнее соблюдали условия эстафеты.

      Есть несколько путей устранения подобных недочетов. Можно, например, так подбирать задания, чтобы сама обстановка и условия игры обязывали игроков выполнять правила. Достигается это различными приемами. В той же линейной эстафете перед каждой командой устанавливается стойка, возвращающийся игрок передает эстафету следующему участнику с одной стороны, а тот обязан начинать бег с другой стороны от стойки. Есть вариант, когда перед командой ставится препятствие, преодолеть которое обязаны и передающий и принимающий эстафету участники. Иногда целесообразно ввести какое-либо обязательное задание, предшествующее движению, к примеру, приняв эстафету, сначала пролезть в обруч или повернуться на 360°, а потом начинать бег.

      В тех эстафетах, где основным критерием оценки является качество исполнения, вводятся штрафные очки. Однако бывают случаи, когда количество ошибок у каждой команды подсчитано, а учитель затрудняется определить победителя. Поэтому при системе штрафных очков нужно заранее установить их значимость и довести ее до сведения участников. Например, проводится эстафета “Бег по кочкам”, участники которой должны как можно быстрее и точнее выполнить задание. Каждой команде предварительно начисляется по 25 очков. Если команда заканчивает бег первой, эта сумма за ней сохраняется. За второе место снимается 2 очка, за третье — 4 и т. д. Каждая ошибка (заступ за “кочку”) оценивается в 1 штрафное очко. Команда заканчивает, к примеру, эстафету второй, но, имея 3 ошибки, получает в итоге 20 очков (25—2—3) и занимает первое место, так как команда, закончившая эстафету первой, допустила 6 ошибок и заработала 19 очков (25— 6).

      Большой интерес у детей вызывают эстафеты, в которых время фиксируется по секундомеру. В этих случаях команды не только соревнуются друг с другом, но и при повторении игры стараются улучшить свой результат. В подобных эстафетах штрафные очки целесообразно определять в секундах.

      В большинстве эстафет оптимальное число игроков в каждой команде 8—12 человек. В отдельных эстафетах их число меньше — 5—6 человек. При большом количестве участников целесообразнее скомплектовать 3—4 команды и провести между ними соревнование одновременно по круговой (все команды встречаются между собой поочередно) или олимпийской (по жеребьевке с выбыванием) системе. Большое количество игроков в команде допустимо лишь в комбинированных эстафетах, где участники выполняют задания группами, или же в тех случаях, когда в выполнении заданий участвуют сразу все игроки или определенная их часть (например, передвижение всей команды с взаимосцеплением, передача по цепочке сразу нескольких мячей и т. п.). Надо учесть, что ценность эстафет — в активной деятельности участников. Длительное же ожидание игроками своей очереди снижает эффективность игры.

      Если эстафеты проводятся внутри класса, группы продленного дня, то комплектовать команды надо с таким расчетом, чтобы они были относительно равными по силам. Это обостряет борьбу и обеспечивает большую объективность в определении победителя. Состав команд в этом случае может быть и постоянным на протяжении длительного времени. В этом случае счет побед и поражений ведется, к примеру, в течение всего учебного года. В младшей возрастной группе ряд эстафет можно проводить между командами мальчиков и девочек.

      Непременное условие четкой организации эстафет — своевременная и хорошо продуманная подготовка мест их проведения. С учетом поставленных задач, вида и содержания эстафеты делается разметка, устанавливаются ориентиры и ограничители, заранее готовится необходимый инвентарь. В школах целесообразно иметь оборудование и инвентарь, специально изготовленные для проведения эстафет: самокаты, мешки, конусообразные фишки, стойки, наборы досок, фанерных планшетов, обручей, скакалок, кеглей, флажков разного цвета, гимнастических матов, мячей и т.д.

      При разметке площадки и расстановке инвентаря на пути движения участников для удобства действий и с целью профилактики травматизма нужно соблюдать ряд правил:

      1. Если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним оставлять свободное пространство до 4—5 м.
      2. В местах соскоков с высоких препятствий уложить маты (в зале) или предусмотреть ямы с песком или опилками (на площадке).
      3. Высоту препятствий для перелезания, прыжков, соскоков, бега по узкой опоре регулировать с учетом возраста и подготовленности ребят.
      4. Включая в эстафеты кувырки, оговорить чтобы игроки выполняли их с места или не более чем с двух-трех шагов разбега. Исключение может быть сделано для юношей, выполняющих кувырки или длинный кувырок на поролоновые маты.
      5. На пути движения не должно быть предметов, о которые участник может споткнуться.
      6. Расстановку команд, интервал между ними и пути движения участников надо спланировать так, чтобы полностью исключить возможность столкновений.
      7. Если препятствие сложное, то целесообразно обеспечить в месте его преодоления страховку.
      8. Для детей младшего школьного возраста в целях безопасности в эстафеты не рекомендуется включать кувырки вперед, бег по узкому буму или рейке гимнастической скамейки, лазанье по канату (часто дети соскальзывают и обжигают ладони и бедра), бег до касания стены. Объяснение эстафеты должно быть кратким и понятным. Прежде чем приступить к объяснению, необходимо построить команды в исходное положение. Затем сообщить участникам название эстафеты и ее содержание (перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения), перечислить основные правила. Второстепенные замечания и уточнения можно давать по ходу игры. Необходимо рассказать о цели действий каждого игрока и команды в целом, а также об условиях определения победителей. Затем сообщаются условные сигналы начала и окончания эстафеты, а также ее остановки, если это потребуется. В заключение следует ответить на возникшие вопросы. В случаях, когда содержанием эстафеты предусмотрено точное соблюдение техники выполнения какого-либо задания (например, комбинированная эстафета) или некоторые условия соревнований непонятны участникам, желательно всю эстафету или часть заданий показать. Это может сделать либо учитель, либо один из играющих. В эстафетах, где для победы решающую роль играет слаженность действий участников, тактика их взаимодействия или выбранные способы преодоления препятствий, следует дать ребятам некоторое время на обдумывание. Это воспитывает сознательное отношение к занятиям, позволяет проявить сообразительность и находчивость. В целях максимальной объективности иногда целесообразно менять команды местами при повторении эстафеты, а также менять инвентарь в тех случаях, когда от его качества зависит результат игры.

        Эстафету следует повторять несколько раз, и только после этого окончательно выявлять победителя. Иногда можно заранее обусловить число повторений, учтя при этом сложность заданий, их целевую установку и время, которое потребуется на проведение эстафеты. Итоги подводятся после каждого повторения эстафеты. При этом указываются причины побед и поражений, разъясняется эффективность разумных, быстрых и точных действий. Это повышает образовательную и воспитательную роль эстафет в занятиях физическими упражнениями.

        Учителя физической культуры, совместно с учителями математики обрабатывают информацию и вносят в банк данных достижений обучающихся в области физической культуры и спорта.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Смотрите еще:

        • Повышение пенсии за награду Какие почетные звания или награды дают прибавку к пенсии? Мой отец более 40 лет проработалв автотранспортном предприятии Начальником филиала. Имеет звания Почетный работник Мострансавто и почетный […]
        • Мощность автомобиля налог Как рассчитывается налог на автомобиль по лошадиным силам Многие автомобилисты считают самостоятельный подсчёт с калькулятором транспортного налога занятием бесполезным, так как квитанции с точно указанной […]
        • Оформить карту кредитную до 20 Кредитные карты Кредитные карты банка Авангард это: Первый льготный период — до 200 дней бесплатно* Последующие льготные периоды — до 50 дней бесплатно Срок действия карты — 3 года Оплата по картам […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.