Правила плавания-огни

Правила плавания-огни

02.06.2015 19:15
дата обновления страницы

Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации. Знание сила

Если у Вашей яхты, лодки или катера обросло дно, то он выглядит не только не эстетично (это как ездить на грязной машине), но и с практической точки зрения, наросты, тина, ракушечник, различные отложения образуют некую преграду для воды, чем замедляют движение судна, тем самым увеличивают расход топлива при той же скорости. Для этого существуют самополирующие и необрастающие краски, покрасив днище лодки или катера, Вы избавитесь от обрастания. Более подробно о красках необрастайках здесь. Но чтобы нанести краску на днище катера или лодки, сначала нужно удалить водоросли с днища и все загрязнения,

Ходовые огни на самоходных судах

Ходовые огни на самоходных судах. 1. Пассажирские, грузопассажирские, буксирные, служебноразъездные суда, идущие в одиночку, несут один белый топовый огонь на носовой мачте и бортовые (отличительные) огни (на правом борту — зеленый, на левом — красный), а также гаковый белый огонь и гакобортные белые огни, если ширина судна более 5 м (рис. 167,Л).

Рис. 167. Ходовые огни: А — одиночного пассажирского и буксирного судна; Б- грузового сухогрузного судна

2. Грузовые сухогрузные суда несут ходовые огни, как указано в п. 1, с изменением: два топовых вертикально расположенных огня (верхний — белый, нижний — зеленый) (рис. 167,5).

3. Грузовые суда, груженные огнеопасными грузами 1-го класса (танкеры), а также взрывчатыми и отравляющими веществами, несут ходовые огни, как указано в п. 1, с изменением: три топовых огня на мачте (верхний — белый, а два нижних- красные); днем — два красных квадратных флага размером 1 X 1 м, расположенных вертикально (рис. 168,Л).

4. Грузовые суда, груженные огнеопасными грузами 2, 3 и 4-го классов, несут ходовые огни на мачте, как указано в п. 1, с изменением: два топовых вертикально расположенных огня (верхний — белый, нижний — красный); днем на мачте — один красный квадратный флаг размером 1X1 м (рис. 168,5).

Специальные пожарно-спасательные суда и прочие суда при следовании их к месту пожара или оказании помощи судну, терпящему бедствие, несут ночью бортовые, гаковый и гако-бортные огни, а на мачте один красный топовый огонь. Днем эти суда поднимают на передней мачте красный флаг размером 1X1 м.

Все суда обязаны предоставлять свободный и беспрепятственный проход этим судам.

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

02.06.2015 20:08
дата обновления страницы

в этом Вам поможет, моющие средство Фаворит-К, для мойки днищ катеров и яхт. Читайте здесь.

Огни на дноуглубительных и дноочистительных снарядах

Огни на дноуглубительных и дноочистительных снарядах.

Земснаряды, работающие по углублению и расширению судового хода, в темное время суток несут:

а) на мачте один зеленый огонь с дугой освещения по горизонту в 360°;

б) два на стержневом борту со стороны судового хода на высоте тента (на носу и корме) при работе у правого берега — красные огни, у левого — белые.

в) один огонь на боте — завозне, стоящем на становом канате,- в зависимости от нахождения троса: у правого берега — красный, у левого — белый.

У рефулерных снарядов по всей длине трубопроводов через каждые 50 м на высоте 1 м установлены огни. При откладывании грунта к правому берегу — красные огни, к левому — белые с круговым обзором (рис. 177,А).

Лотковые снаряды несут те же сигналы, что и земснаряды, за исключением огней, установленных на рефулерах. Если лоток отведен в сторону судового хода, огонь на лотке со стороны свалки грунта у правого берега — красный, у левого — белый.

При стоянке земснаряды несут огни, как несамоходные суда, в зависимости от их длины.

У водолазных ботов, карчеподъемниц при работе в темное время суток на мачте ночью — два зеленых огня, расположенных вертикально, с дугой освещения 360° на расстоянии 1 м друг от друга. В дневное время — два зеленых квадратных флага размером 1 X 1 м.

В нерабочее время, а также в период буксировки водолазные боты и карчеподъемницы несут огни, как несамоходные суда, в зависимости от их длины.

Рис. 177. А — огни на земснаряде при работе у правого берега; Б — огни на земснаряде при работе у левого берега

boat.matrixplus.ru

Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП). Местные (бассейновые) правила плавания

(в этом разделе приводятся выдержки из Правил ПВВП — 2002 и Правил плавания в пределах г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области.)
Из большого количества различных правил, регламентирующих безопасность плавания судов как на внутренних водных путях, так и в прибрежной части морей в пособии будут рассматриваются только Правила плавания по внутренним водным путям и Международные правила предупреждения столкновения судов, поскольку местные и бассейновые Правила, Обязательные постановления капитанов морских торговых и рыбных портов, издаваемые на местах, и другое документы не должны вступать в противоречие с ППВВП и МППСС. С действующими в районах плавания дополнительными правилами и постановлениями в части организации и безопасности судоходства, судоводителю при подготовке к плаванию или разработке маршрута перехода следует ознакомиться самостоятельно или получить соответствующую консультацию в территориальных органах ГИМС.
Правила предупреждения столкновения судов в общем случае — это вызванная необходимостью установленная правительствами государств система правил плавания, огней, знаков и сигналов, которыми регулируются безопасность движения и расхождения судов на реках, озерах, водохранилищах, в каналах и иных судоходных путях, в море, на акваториях рейдов и в портах.
Приказ Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129
«Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации»
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст 1001) приказываю
1 Утвердить прилагаемые Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации
2 Признать не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства речного флота РСФСР от 28 августа 1984 г N 100 «Об утверждении и введении в действие Правил плавания по внутренним водным путям РСФСР»
3 Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н Г Смирнова
Министр С Франк
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2002 г Регистрационный N 4088

Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129)
I. Общие положения
1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее -КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 N 11, ст 1001)
Правила действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом
2. В целях понимания настоящих Правил используются следующие термины и определения
судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст 3 КВВТ),
самоходное транспортное судно — самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов (ст 3 КВВТ),
скоростное судно — судно, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более (пункт 4 ст 95 КВВТ),
маломерное судно — самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст 117 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) (далее — КОАП) (собрание законодательства Российской Федерации 2002 г часть 1, N 1, ст 1),
любое судно, передвигающееся с помощью паруса (далее парусное судно),
судно, передвигающееся с помощью паруса и одновременно использующее свою силовую установку (далее самоходное судно);
судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами (далее паром),
любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном (далее плот (соединение плавучего материала);
судно, соединение судов, плотов, буксируемые на тросе самоходными судами (далее буксируемый состав),
жесткое соединение судов, приводимое в движение толкачом (самоходным судном) (далее толкаемый состав),
судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели (далее судно на ходу),
судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну (далее судно на стоянке),
судно, ведущее рыбную ловлю с помощью сетей, тралов или других орудий лова, которые ограничивают его маневренность (далее судно, занятое ловом рыбы),
наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах (далее минимальная скорость);
выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами (далее безопасная скорость),
частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной (далее пропуск),
часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте (далее судовой ход);
визуальная видимость менее 1,0 км (далее ограниченная видимость)
3. Настоящие Правила распространяются на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.
4. В дополнение к Правилам государственные речные судоходные инспекции бассейнов определяют особенности движения судов в отдельных бассейнах и их участках
5. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в Остановленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации На основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства (статья 23 КВВТ)
6. Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов осуществляется органами Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации (далее — ГРСИ)
9. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем
10. Судоводитель несет ответственность за соблюдение настоящих Правил на своем судне в соответствии с законодательством Российской Федерации Судоводители буксируемых судов должны выполнять распоряжения судоводителя состава, наряду с этим они должны принимать все требуемые обстоятельствами меры для надлежащего управления своими судами.
II. Средства идентификации судна
43. В соответствии со статьей 13 КВВТ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер
Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер
Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна
III. Визуальная сигнализация
47. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью) При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения
Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться от восхода до захода солнца (днем)
51. Сигнальные огни
— топовый огонь — белый огонь или красный, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза каждого борта,
— бортовые огни — зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, причем каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5° и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза соответствующего борта,
— кормовой огонь — белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта,
— круговой огонь — огонь, излучающий свет непрерывно по дуге горизонта в 360°,
— буксировочный огонь — желтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта,
— светоимпульсная отмашка цветная или белая — проблесковый огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 125° от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 225° Светоимпульсная отмашка является ночной и дневной сигнализацией При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение ночью световой отмашки (мигание белым огнем), а днем — флага-отмашки,
— проблесковый огонь — огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени
55. Запрещается использовать осветительные устройства прожекторы а также щиты флаги и другие предметы если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы упомянутые в настоящих Правилах или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов
56. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства

IV. Ночная ходовая сигнализация
57. Одиночное самоходное судно должно нести
— топовый огонь, судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь расположенный позади и выше переднего
— бортовые огни,
— три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз — на судах шириной более 5 м
— один кормовой огонь в диаметральной плоскости — на судах шириной 5 м
V. Ночная стояночная сигнализация
78. Одиночное судно на стоянке должно нести
— самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м — один белый круговой огонь на мачте,
— самоходное шириной более 5 м — белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180°,
— несамоходное длиной 50 м и более — по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях
VI. Дневная сигнализация
90. Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.
91. Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз
92. Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон
93. Толкач или буксировщик состава, стоящего на якоре, должен поднимать черный шар, видимый со всех сторон
VII. Особая сигнализация
VIII. Звуковая сигнализация. Радиотелефонная связь
108. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться
— самоходными судами, за исключением маломерных, — посредством механически действующих сигнальных приборов,
— несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов,
-посредством колокола или рожка
Указанные сигналы должны отвечать предписаниям приложения N 4 к настоящим Правилам
IX. Сигнализация и навигационное оборудование водного пути
125. В приложении N 5 к настоящим Правилам определены запрещающие предписывающие и указательные знаки и даны их значения
126. В приложении N 6 к настоящим Правилам определены сигнальные знаки и огни, которые устанавливаются для указания положения судового хода на водном пути и упорядочения движения судов
X. Движение судов по внутренним водным путям
129. Основной судовой ход — судовой ход являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе
— дополнительный судовой ход — судовой ход отходящий от основного а затем соединяющийся с ним а также судовой ход отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу причалам затонам и т п
— основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает,
— полоса движения — часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода
— ось судового хода — условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками,

— кромка судового хода — условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине,
— встречное плавание — движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу
— расхождение — маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании
— обгон — приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22 5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его,
— пересекающиеся курсы — пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения,
— пропуск — частный случай расхождения или обгона
149. Маломерным и парусным судам запрещается
— маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними,
— останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса) а также у навигационных знаков,
— выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам кроме того, и ночью
225. Судно считается лишенным возможности управляться если оно из-за неисправности двигателей, движителей корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами
Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно — бортовые и кормовой (кормовые) огни Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте
226. Каждое судно на ходу (за исключением обгона) должно уступать дорогу судам, указанным после него:
— одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме плота),
— парусное судно,
— судно, занятое ловом рыбы,
— судно, буксирующее плот,
— судно, лишенное возможности управляться, занятое подводными или водолазными работами
227. Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах БОГУ на ВВТ
228. Водителя буксирующего судна должно сопровождать лицо, которому поручается обслуживание буксира и наблюдение за лыжником и которое способно выполнить эту роль
229. Буксирующее судно и воднолыжник в любом случае должны находиться на достаточном расстоянии, но не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся
230. Лов рыбы неводом с помощью нескольких судов идущих фронтом на судовом ходу не разрешается
231. Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна занятого ловом рыбы и несущего сигналы предусмотренные настоящими Правилами
232. Суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов следующих установленными полосами движения или рекомендованными курсами
233. Судам, занятым ловом рыбы, запрещается
— выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии 1 км от судоходных пролетов мостов,
— выметывать рыболовные снасти более чем наполовину судового хода,
— выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости,
— начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами
234. Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т п , обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.
235. Суда и плоты должны проходить зоны подводных переходов трубопроводов с принятием дополнительных мер предосторожности
— надежно закрепить якоря, выбрать лоты, цепи (тросы) — волокуши и другие тормозные устройства
— усиленно наблюдать за окружающей обстановкой, учитывая возможное появление на поверхности воды выбросов газов нефтепродуктов, а также появление нефтяных пятен
236. В случае обнаружения выбросов или нефтепятен суда, не заходя в аварийную зону, должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем курение и нахождение на палубе посторонних лиц, сообщить по радиосвязи диспетчеру в ближайший район водных путей и порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода
237. При внезапном возгорании выброса газа, нефти или нефтепродуктов на поверхности воды в момент нахождения судна опасной зоне подводного перехода судоводитель должен принять все меры к быстрейшему выходу судна из этой зоны и подготовить экипаж к действию согласно наставлению по борьбе за живучесть судна
238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств
XI. Правила стоянки
239. Не нарушая положений настоящих Правил, судоводители должны выбрать место стоянки как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка и местные условия, и так, чтобы не препятствовать судоходству
240. Суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения
241. Суда не должны становиться на стоянку
— на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна,
— на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками
— в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов,
— в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением,
— на входах в притоки и выходах из них,
— на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков
242. В портах суда и плоты должны становиться на якорь на отведенных рейдах с соблюдением требований документов определяющих особенности движения судов в бассейне
247. Запрещается:
— использовать для швартовки парапеты, тумбы, колонны, поручни, знаки судоходной обстановки и т п ,
— стоянка двух судов, ошвартованных друг к другу, если одно из них имеет на борту опасные грузы, за исключением операций по передаче бункера судами-бункеровщиками или приема с судна подсланевых и фекально-хозяйственных вод специализированными судами.
Звуковые сигналы судов
Приложение N 4
к Правилам (пп 108, 111, 216)
Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики
короткий звук — звук продолжительностью примерно в 1 с,
продолжительный звук — звук продолжительностью примерно 4 с
Интервал между звуками должен составлять примерно 1 с за исключением «серии коротких звуков» которая должна состоять из ряда по крайней мере пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности
Общие сигналы

kamstorm.ru

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РСФСР

Введены в действие с 15 марта 1985 г. приказом Министерства речного флота РСФСР от 28 августа 1984 г. № 100 МОСКВА “ТРАНСПОРТ” 1985

УДК 351. 813. 225

Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР
/Министерство речного флота РСФСР.— М.:Транспорт, 1985—80 с.

Определяют порядок движения и маневрирования судов, несения ими навигационных огней и знаков, подачи звуковых и зрительных сигналов при плавании по внутренним водным путям РСФСР в условиях нормальной и ограниченной видимости.

Предназначены для судоводителей, учащихся учебных заведений судоводительской специальности, для организаций и лиц, эксплуатирующих и использующих суда или другие плавучие средства. Табл. 4.

Правила разработаны комиссией в составе: председателя — заместителя министра речного флота РСФСР Н. П. Горькова, заместителя председателя — начальника Главной инспекции по безопасности судоходства В. И. Лашевича, секретаря — ведущего инженера Главной инспекции М. Е. Филатова, работников Главной инспекции по безопасности судоходства — С. П. Булгакова, Ф. П. Голенкова, А. Я. Озо-ля, представителей главных управлений и управлений Минречфлота РСФСР — С. А. Белянина, М. П. Головушкина, В. И. Голика, В. Л. Емельянова, представителей научных и учебных учреждений Минречфлота — проф. Д. К. Земляновского, А. И. Калинина, Е. И. Честнова, В. С. Удачина, начальников бассейновых судоходных инспекций — Г. М. Агафонова, Г. Т. Лаподуша, Л. В. Пушкарева, А. Д. Ширинкина, начальников служб безопасности судовождения — В. Б. Соловьева, В. Г. Яковлева, капитана-наставника — В. Г. Полуэктова, капитанов — В. А. Кириллова, А. Д. Кириллова, М. П. Листопадова, В, С. Манакова, В. С. Марасанова. Ответственный за выпуск М. Е. Филатов Заведующий редакцией В.А.Галкин Редактор Г.Н. Лаговский Выпущено по заказу Минречфлота РСФСР\Министерство речного флота РСФСР, 1985
Утверждено приказом Министерства речного флота РСФСР от 28 августа 1984 г. № 100.

Приложение 1 СООТНОШЕНИЕ ГАБАРИТОВ СУДОВ (СОСТАВОВ) И ВОДНОГО ПУТИ

Приложение 2 ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ОГНЕЙ И ЗНАКОВ

Приложение 4 НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ОГНИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила, издаваемые на основании Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, распространяются на все суда, составы, плоты и другие плавучие средства, независимо от их принадлежности, при плавании на внутренних водных путях РСФСР.

1.2. Местные правила плавания, отражающие особенности отдельных бассейнов и их участков, а также документы, издаваемые министерствами, ведомствами и организациями, в части обеспечения безопасности плавания не должны противоречить настоящим Правилам.

Владельцы судов, судоводители и другие члены экипажа, должностные лица предприятий, организаций, учреждений и отдельные граждане, эксплуатирующие и использующие суда, плоты и другие плавучие средства, несут ответственность за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной практикой судовождения или особыми обстоятельствами данного случая.

3. 1. В настоящих Правилах, когда по тексту не требуется иное толкование, употребляются термины, определение которых дано в пунктах 3. 2—3. 25.

3. 2. “Судно”— плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.

3. 3. “Самоходное судно” (“судно с механическим двигателем”) —любое судно, приводимое в движение механической установкой.

3. 4. “Несамоходное судно”— судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения.

3. 5. “Скоростное судно”— любое самоходное судно, кроме водоизмещающих, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

3. 6. “Маломерное судно”— судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно — независимо от размера.

3. 7. “Парусное судно”— любое судно под парусом, в том числе имеющее механический двигатель, при условии, что последний не используется.

3. 8. “Плот”— плавучее средство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, предназначенное для их транспортировки по воде.

3. 9. “Буксируемый состав”— одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавучих средств, буксируемых на тросе, включая судно (суда), занятое буксировкой.

3. 10. “Толкаемый состав”— одно или несколько судов, соединенных между собой, включая судно (суда), занятое толканием.

3. 11. “Длина судна”, “ширина судна”, “осадка судна” и “высота судна”— его наибольшие соответственно длина, ширина, осадка и высота.

3. 12. “Судно “на ходу”—любое судно, если оно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели.

3. 13. “Безопасная скорость”— выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами.

3. 14. “Минимальная скорость”— наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах.

3. 15. “Расхождение”— маневр прохождения судна относительно другого при встречном движении.

3. 16. “Пропуск”—частный случаи расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной.

3. 17. “Оборот”—поворот судна на обратный курс.

3. 18. “Судовой ход”— водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте.

3. 19. “Кромка судового хода”—условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

3. 20. “Ось судового хода”— условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.

3. 21. “Полоса движения”—часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.

3. 22. “Основной судовой ход”— судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

3. 23. “Дополнительный судовой ход”— судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т. д. Основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному ходу реки, в которую этот приток впадает; судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, также является дополнительным.

3. 24. “Судно, идущее вверх”,— судно, осуществляющее движение:

( 01) на реках — от устья к истоку;

(02) на водохранилищах на основном судовом ходу и на дополнительном, соединяющемся с основным,— от плотины к зоне выклинивания подпора, на других дополнительных — от основного судового хода к берегу;

(03) на каналах и озерах — против условного течения, принятого по местным правилам.

3. 25. “Судно, идущее вниз”,— судно, осуществляющее движение в направлении, противоположном движению судна, идущего вверх.

Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же, как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию, в которой оно находится (опасность столкновения, удара, навала, посадки на мель и т. д.).

Использование УКВ радиосвязи

5. 1. Все суда, оборудованные УКВ радиостанциями, должны использовать их в случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий; для этого УКВ радиостанции должны быть постоянно включены на соответствующем канале при движении, маневрировании и стоянке на якоре.

5. 2. Согласование судами взаимных действий по УКВ радиосвязи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи этих сигналов; при этом вызов на УКВ радиосвязь должно, как правило, произвести судно, которое обязано первым подать сигнал.

5. 3. Судно, не получившее ответ на произведенный им вызов по УКВ радиосвязи, должно считать, что на другом судне нет УКВ радиостанции, и действовать с учетом этого обстоятельства.

5. 4. Когда суда согласовали свои действия по УКВ радиосвязи, звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами для этих случаев, могут не подаваться.

5. 5. Судно при подходе к непросматриваемым или затруднительным нерегулируемым участкам и движении по ним, при ухудшении видимости и плавании в условиях ограниченной видимости должно периодически по УКВ радиосвязи информировать другие суда о своем местонахождении и своих действиях; при этом оно должно также подавать предусмотренные для данных случаев звуковые и световые сигналы.

5. 6. Судно с опасным грузом при согласовании по УКВ радиосвязи взаимных действий с другими судами может информировать их о наличии такого груза.

ДВИЖЕНИЕ, МАНЕВРИРОВАНИЕ И СТОЯНКА СУДОВ

6. 1. Правила настоящего раздела распространяются на все суда, кроме маломерных и парусных, а правила 7, 9, 10— также и на маломерные и парусные суда.

6. 2. В настоящем разделе под термином “судно” понимаются одиночные суда и суда, толкающие или буксирующие составы или плоты (если не оговорено иное).

7. 1. Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах.

7.2. При выборе безопасной скорости среди других факторов всем судам необходимо учитывать:

(01) соотношение габаритов пути и судна;

(02) наличие и интенсивность движения судов в данном районе;

(03) маневренные возможности судна, особенно расстояние, необходимое для полной остановки судна, и поворотливость в данных условиях;

(04) направление и силу течения, ветра и волнения;

(05) состояние видимости и наличие фона освещения как от береговых, так и от собственных огней, наличие навигационных знаков.

7.3. Судам, использующим радиолокатор, при выборе безопасной скорости необходимо дополнительно учитывать:

(01) характеристики, эффективность и ограничения радиолокационного оборудования;

(02) любые ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;

(03) влияние на радиолокационное обнаружение состояния водной поверхности, метеорологических факторов, а также других источников помех;

(04) возможность того, что радиолокатор может не обнаружить на достаточном расстоянии малые суда, лед и другие плавучие объекты, знаки навигационного оборудования, низкие берега и др.;

(05) количество, местоположение и перемещение судов, обнаруженных радиолокатором;

(06) более точную оценку видимости, которая может быть получена при радиолокационном измерении расстояния до судов или других объектов, находящихся поблизости.

Общий порядок движения и маневрирования судов

8.1. Суда при движении на водных путях с латеральной системой навигационного оборудования должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов (составов) и водного пути (прил. 1). За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, где судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут плавать суда только по согласованию с органами, регулирующими судоходство, или суда специального назначения.

8.2. Судно на участках с двухсторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям),—придерживаясь оси судового хода и обеспечивая при этом готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами.

8.3. Судно, буксирующее плот, с учетом существующих условий и обстоятельств может отступить от требований пункта 8.2.

8.4. Суда, составы и плотовые составы при движении в одном направлении, когда они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную для данных условий и обстоятельств дистанцию с учетом своего тормозного пути при данной скорости.

8.5. Судно должно выполнять оборот, как правило, только за кормой проходящих судов. Такой маневр перед приближающимися судами может быть выполнен только после согласования взаимных действий.

8.6. Судно, идущее от берега, причала и т. д., должно беспрепятственно пропускать суда, следующие по судовому ходу, а судно, идущее с дополнительного судового хода, должно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу; при сближении судов на равнозначных пересекающихся судовых ходах судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу.

8.7. Суда при маневрировании у причалов и на рейдах, как исключение, по согласованию могут осуществлять пропуск друг друга правым бортом; при этом скоростные суда должны находиться в водоизмещающем положении.

8.8. Суда, которым в соответствии с пунктом 8.1 на озерах и водохранилищах разрешено плавание за пределами судового хода, должны при этом руководствоваться соответствующими правилами для участков с кардинальной системой навигационного оборудования (раздел 7).

8.9. Одиночное судно длиной менее 20 м не должно, по возможности, затруднять движение и маневрирование судов и составов, стесненных своими размерами.

8.10. Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1,0 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются плавучие навигационные знаки без огней.

8.11. Скоростные суда при движении не должны следовать в кильватер другим судам.

8.12. Суда и составы при самостоятельном плавании в ледовых условиях должны руководствоваться настоящими Правилами;

при ледовой проводке в составе каравана плавание дополнительно регламентируется специальными положениями.

(01) движение на внутренних судоходных путях судов, плотов и других плавучих средств самосплавом;

(02) движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев и случаев проведения комплексного обслуживания, но не более, чем двум;

при этом управлять движением и маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт;

(03) расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных заградительных ворот каналов, переправ (при ширине судового хода менее 200 м), в пролете мостов, а также в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение вверх и вниз осуществляется через один и тот же пролет;

(04) обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м;

(05) пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1,0 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий; при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому.

Предупреждение аварийной ситуации

9.1. Судно в случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т. п.) должно уменьшить ход или прекратить движение до согласования взаимных действий или выяснения си1уации.

9.2. Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, доков, нефтестанций, переправ, водолазных судов и т. д. должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного для них волнения.

9.3. Любые действия, предпринимаемые для предупреждения столкновения, удара, навала, посадки на мель и в других подобных случаях, должны быть уверенными, своевременными и соответствовать хорошей практике судовождения.

9.4. В случаях, когда необходимо показать или согласовать свои действия, суда при нахождении на виду друг у друга должны подавать звуковые сигналы, указанные в пункте 39.1.

Судно в случае внезапного возникновения аварийной ситуации для избежания непосредственной опасности или уменьшения возможных последствий должно предпринять все меры, диктуемые условиями и обстоятельствами данного случая, даже если эти меры не предусмотрены настоящими Правилами.

Особые случаи буксировки и толкания

11.1. В особых случаях буксировки управлять движением, маневрированием и подачей сигналов должны:

(01) при буксировке или совместной буксировке и толкании несколькими судами — буксировщик (толкач) с наиболее мощными главными двигателями, если заданием на буксировку не определено иное;

(02) при оказании помощи судну (составу), использующему свои машины, в маневрировании или прохождении затруднительных участков (при развороте, подходе, отходе от причала, при заходе в шлюз, при проходе под мостами, через перекаты и в других подобных случаях),—судно, которому оказывается помощь.

11.2. В случаях буксировки и при оказании помощи (пункт 11.1) подавать сигналы должно:

(01) переднее судно—если буксировщики соединены в кильватер;

(02) буксировщик — при совместной буксировке и толкании;

(03) судно, с которого подан буксирный трос, если буксировка осуществляется судами, ошвартованными бортами; при этом у судна, с которого подан буксирный трос, должен быть свободен левый борт;

(04) буксировщик — при оказании помощи самоходному судну.

11.3. При буксировке под бортом (кроме рейдовой) буксируемое судно должно находиться с правой стороны буксирующего.

12.1. Настоящее правило не распространяется на плотовые составы и скоростные суда.

12.2. Суда при встречном движении должны расходиться левыми бортами с безопасной для данных условий скоростью. При этом каждое судно должно своевременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

12.3. В случае, когда по условиям пути или каким-либо другим причинам расхождение затруднено, судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать свое движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте; при этом оно должно заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и осуществить пропуск встречного судна по левому борту.

12.4. В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту, судно, идущее вверх, как исключение, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, и осуществить пропуск встречного судна по правому борту.

12.5. Судно, идущее вниз, при приближении к пропускающему судну должно заблаговременно уменьшить скорость (вплоть до минимальной), уклониться в соответствующую сторону, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до тех пор, пока пропускающее судно не останется позади.

12.6. Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора — при визуальном обнаружении встречного судна, должно подать:

(01) при расхождении (пропуске) по левому борту — отмашку с левого борта;

(02) при пропуске по правому борту — отмашку с правого борта.

12.7. Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки с соответствующего борта.

12.8. Судно на заднем ходу должно пропускать суда, следующие по судовому ходу, со стороны борта, обращенного к его оси, для чего оно первым должно подать три коротких звука и отмашку с соответствующего борта.

12.9. Суда, включая скоростные; при встречном движении поперек судового хода могут расходиться любыми бортами; сторону расхождения определяет судно, идущее от правого берега, и показывает ее заблаговременной подачей отмашки.

Расхождение судов с плотовыми составами

13.1. Судно, буксирующее плот, первым заблаговременно, а при ограниченном по путевым условиям обзоре — при визуальном обнаружении встречного судна, должно показать отмашкой сторону расхождения или пропуска.

13.2. Встречное судно должно незамедлительно подать отмашку с соответствующего борта и осуществить расхождение или пропуск бортом, указанным плотоводом.

Обгон судов, составов и плотовых составов

14.1. Обгон, как правило, должен осуществляться по левому борту обгоняемого судна (состава); обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологических или других условий.

14.2. Судно, которое намерено обогнать другое судно (состав), не ближе чем за 0,5 км до обгоняемого должно подать запрос сигналом из двух продолжительных и двух коротких звуков.

14.3. Обгоняемое судно, получив запрос, при возможности обгона должно незамедлительно подать отмашку с того борта, по которому оно разрешает обгон, уменьшить ход, уклониться в противоположную сторону, насколько это необходимо и ^безопасно, и следовать так до окончания обгона.

14.4. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, должно подать отмашку с соответствующего борта и производить обгон, держась на безопасном расстоянии от обгоняемого судна до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

14.5. При невозможности обгона обгоняемое судно должно подать сигнал “Предупреждение”. В этом случае производить обгон запрещается впредь до получения разрешения, которое должно быть дано без повторного запроса.

Расхождение и обгон скоростных судов

15.1. Скоростные суда при встречном движении должны расходиться между собой только левыми бортами, при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.

15.2. Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать в водоизмещающем положении до окончания обгона.

15.3. Сторону обгона и расхождения с другими судами, кроме плотоводов, определяет и показывает скоростное судно. При этом, как правило, расхождение должно осуществляться левыми бортами, а обгон должен производиться по левому борту обгоняемого судна. Встречные и обгоняемые суда должны подтвердить отмашкой указанную сторону и не допускать отклонения от своего пути до окончания расхождения или обгона.

15.4. При расхождении и обгоне скоростные суда между собой и с другими судами должны производить обмен такими же сигналами и на тех же расстояниях, что и водоизмещающие суда (правила 12, 13 и 14), соблюдая безопасный для данных условий интервал между бортами.

Прохождение непросматриваемых и затруднительных участков

16.1. Судно при подходе к непросматриваемому или затруднительному нерегулируемому участку, если встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно уменьшить ход и подать один продолжительный звук. Ночью этот сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленным вверх.

16.2. Судно при движении по такому участку большой протяженности должно через каждые 2—3 мин подавать два продолжительных звука.

16.3. Другие суда, убедившись в занятости участка, должны принять меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска), а если участок с односторонним движением — остановиться и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна месте.

16.4. При одновременном подходе к участку с односторонним движением судно, идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно, идущее вниз.

Прохождение мимо дноуглубительных и дноочистительных снарядов и судов, занятых подводными работами

17.1. Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду на расстоянии не менее 1,0 км должно подать один продолжительный звук.

17.2. Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода ночью миганием двух круговых (тентовых) огней (если земснаряд отошел к левой кромке — зелеными, к правой — красными), днем — светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

17.3. Дноочистительный снаряд ночью должен показать сторону прохода миганием одного кругового огня (белого — при работе у левой кромки судового хода, красного—у правой), днем—флагом-отмашкой.

17.4. Судно при получении разрешительного сигнала должно подать отмашку с соответствующего борта и проходить, принимая необходимые меры предосторожности.

17.5. Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными или водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т. д.), осуществляется таким же порядком, как и с дноочистительным снарядом (пункты 17.1, 17. 3, 17.4, 17.6, 17.7, 17.8).

17.6. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу судно, идущее вниз, или скоростное судно, независимо от направления движения, проходит в первую очередь.

17.7. При невозможности пропуска дноуглубительный и дноочистительный снаряды должны заблаговременно, но не менее чем за 1,0 км до приближающегося судна, подать сигнал “Предупреждение”.

17.8. Судно, получив сигнал “Предупреждение”, должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.

Прохождение мостов, шлюзов и канатных переправ

18.1. Проход судов под мостами разрешается только через предназначенные для этой цели судоходные пролеты, оборудованные соответствующими навигационными знаками и огнями (прил. 4).

18.2. При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом первым его проходит судно, идущее вниз, или скоростное, независимо от направления движения.

18.3. Во всех пунктах, кроме областных и краевых центров, разводка наплавных мостов и пропуск через них судов и составов должны осуществляться в любое время суток при приближении к ним последних и подаче ими одного продолжительного звука на расстоянии не менее 1,0 км. В областных и краевых центрах разводка и пропуск осуществляются по специальному расписанию.

18.4. Судно при подходе к шлюзу или канатной переправе на траверзе знака “Внимание”, а при его отсутствии не менее чем за 1,0 км до них должно подать один продолжительный звук.

18.5. Паром канатной переправы должен своевременно освободить судовой ход идущим судам и не начинать движение от берега при их приближении.

18.6. Пропуск судов через шлюзы и наплавные мосты осуществляется владельцами последних с помощью светофорной (семафорной) сигнализации.

18.7. При движении в подходных каналах шлюзов, в процессе шлюзования, при входе в камеру шлюза и выходе из нее, кроме требований настоящих Правил, судно должно выполнять действующие правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы.

19.1. Суда, составы и плоты должны становиться на якорь на специально отведенных рейдах с соблюдением порядка расстановки и стоянки.

19.2. Места для рейдов, порядок расстановки и стоянки на них судов, составов и плотов определяются в установленном порядке и указываются в местных правилах и на навигационных картах.

19.3. Суда, составы и плоты при необходимости стать на якорь в пути следования, а также в пунктах, не имеющих специальных рейдов, должны выбирать место якорной стоянки вблизи кромки судового хода, а где это возможно и безопасно — за кромкой, чтобы не препятствовать движению и маневрированию других судов.

19.4. Якоря, отданные с судов, плотов, дебаркадеров, земснарядов, наплавных мостов и других плавучих средств, не должны создавать опасность для проходящих судов.

19.5. Судам и плотам запрещается:

(01) отдавать якоря, лоты, цепи-волокуши или останавливаться в зонах прокладки подводных кабелей и переходов, водозаборов и т. п., обозначенных на местности (информационными знаками) или на карте, за исключением случаев возникновения для судна угрозы аварии;

(02 ) стоять на якоре на перекатах, в коленах, узкостях и у берега с прижимным течением, у мостов, гидросооружений, в районе дебаркадеров, на подходе к пассажирским и грузовым причалам, переправам, вблизи навигационных знаков и на других участках пути, где вследствие этого могут быть затруднены движение, маневрирование или ориентировка по плавучим и береговым навигационным знакам других судов .

ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

20.1. Правила настоящего раздела распространяются на все суда и составы, за исключением маломерных и парусных, на водных путях с латеральной системой навигационного оборудования при визуальной видимости менее 1,0 км.

20.2. Движение при ограниченной менее 1,0 км видимости разрешается только судам, оборудованным исправно действующими радиолокатором, компасом и УКВ радиостанцией, за исключением судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки ниже 60 °С, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами.

20.3. Скоростным судам, оборудованным в соответствии с пунктом 20.2, разрешается движение в водоизмещающем положении только до ближайшего места безопасной стоянки.

20.4. При принятии решения о движении, обгоне или расхождении в условиях ограниченной видимости необходимо всесторонне оценить степень опасности и целесообразность таких действий, исходя из предстоящих условий и обстоятельств плавания. Особое внимание следует обращать на фактическую дальность видимости, интенсивность движения, соотношение габаритов судов (составов) и пути, эффективность применения радиолокатора в данном районе.

20.5. На судне в соответствии с правилом 4, наряду с визуальным и слуховым, должно вестись непрерывное квалифицированное радиолокационное наблюдение, при этом на посту управления судном, кроме рулевого, должны находиться не менее двух лиц командного состава судоводительской специальности (один из которых капитан).

20.6. При ведении переговоров по УКВ радиосвязи необходимо точно установить, что разговор ведется именно с тем судном, с которым необходимо согласовать взаимные действия (путем указания местоположения относительно приметных ориентиров, одновременного измерения взаимных дистанций, пеленгов и т. д.).

21.1. В условиях ограниченной менее 1,0 км видимости разрешается:

(01) при ширине судового хода менее 100 м — движение одиночным судам только вверх;

(02) при ширине судового хода 100 м и более, но менее 200 м, одиночным судам — двухстороннее движение, а толкаемым составам — движение только вверх;

(03) при ширине судового хода 200 м и более судам и составам — двухстороннее движение (плотовым составам в этих условиях движение разрешается только по озерам и водохранилищам).

21.2. На каналах, независимо от ширины судового хода, двухстороннее движение одиночных судов и толкаемых составов разрешается только при визуальной видимости обоих берегов по траверзу и не менее двух длин судна (состава) по курсу.

21.3. Проход судов и толкаемых составов под мостами разрешается только при условии, что судоходные пролеты имеют средства навигационного оборудования, позволяющие надежно опознать эти пролеты не менее чем за 0,5 км и уверенно ориентироваться при подходе к ним (визуально или с помощью технических средств). При этом ширина судоходных пролетов должна быть:

(01) для одиночных судов и однониточных толкаемых составов — не менее 5-кратной ширины судна (состава);

(02) для других толкаемых составов — не менее 3-кратной ширины состава.

21.4. Судно, буксирующее плот по реке, при видимости менее 1,0 км может продолжить движение только до ближайшего места остановки.

21.5. Суда и составы при движении в одном направлении, в условиях ограниченной менее 1,0 км видимости, если они не намерены обгонять друг друга, должны соблюдать между собой безопасную дистанцию, которая в любом случае должна быть не менее 5-кратного тормозного пути для данной скорости.

21.6. Суда, которые прекратили движение или которым плавание не разрешено, должны отстаиваться по возможности в таких местах, где они не будут создавать затруднений для ориентировки и прохода других судов, продолжающих движение. 21.7. Суда на ходу и стоянке должны подавать звуковые сигналы в соответствии с правилом 38. В процессе расхождения, пропуска и обгона суда по взаимному согласованию могут периодически включать светоимпульсные (световые) отмашки с соответствующего борта, а при сближении на визуальную видимость могут подавать звуковые сигналы, указанные в пункте 39.1.

21.8. При ограниченной видимости запрещается:

(01) расхождение и обгон на судовом ходу шириной менее 200 м судну (толкаемому составу), если визуальная видимость составляет менее трех длин судна (состава);

(02) швартовка к причалам, подходным палам шлюзов, судам и т. п., если визуальная видимость составляет менее двух длин судна.

21.9 . Исходя из конкретных условий местными правилами могут быть установлены участки, на которых движение судов при ограниченной видимости запрещается.

Расхождение (пропуск) судов

22.1. Суда при ограниченной менее 1,0 км видимости должны заблаговременно по УК.В радиосвязи договориться о наиболее удобном месте расхождения (пропуска) и осуществлять его только левыми бортами следующим образом:

(01) судно, идущее вверх, при подходе к согласованному месту, должно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, остановиться или уменьшить скорость до минимальной и осуществить пропуск встречного судна (состава) по левому борту;

(02) судно, идущее вниз, при подходе к согласованному месту должно заблаговременно уменьшить ход до минимального, уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади;

(03) судно, идущее вверх, должно осуществлять расхождение с плотовым составом по борту, указанному плотоводом.

23.1. При ограниченной менее 1,0 км видимости разрешается:

(01) одиночному судну обгон других судов и составов при ширине судового хода 100 м и более;

(02) толкаемому (буксируемому) составу обгон плотовых и других составов при ширине судового хода 200 м и более;

(03) обгон судов и составов только со стороны левого, борта обгоняемых; обгон плотовых составов — по указанию плотовода.

23.2. Судно, догоняющее другое судно, при видимости менее 1,0 км должно по УКВ радиосвязи получить разрешение на обгон, согласовать место обгона и взаимные меры предосторожности.

23.3. Обгоняемое судно при видимости менее 1,0 км, разрешив обгон, должно уменьшить скорость до минимальной, уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до окончания обгона.

2 3.4. Обгоняющее судно при видимости менее 1,0 км, получив разрешение на обгон, должно с осторожностью обходить обгоняемое судно, держась на безопасном расстоянии от него до тех пор, пока оно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ И ПЛОТОВ

24.1. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода Солнца (ночью), а также в условиях ограниченной видимости; при этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами или ухудшить их видимость, или служить помехой для наблюдения.

24.2. Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться от восхода до захода Солнца (днем).

24.3. Суда, стоящие на ремонте или холодном отстое на акваториях ремонтных предприятий или отстойных пунктов, находящихся за пределами судового хода, если они не создают препятствий для других движущихся судов, предписанные огни и знаки могут не нести.

24.4. Маломерные и парусные суда несут огни и знаки в соответствии с правилом 44.

25.1. “Топовый огонь”— белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

25.2. “Бортовые огни”— зеленый огонь на правом борту и красный на левом; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта.

25.3. “Кормовой огонь”— белый огонь, расположенный в кормовой части судна, освещающий непрерывным .светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

25.4. “Буксировочный огонь”— желтый огонь с дугой освещения в 135° от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта, расположенный в диаметральной плоскости судна.

25.5. “Круговой огонь”— огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.

25.6. “Проблесковый огонь”— огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени.

25.7. “Светоимпульсная (световая) отмашка”— белый Проблесковый огонь с дугой освещения в 112,5° от траверза судна к носу (с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5°) и 112,5° от траверза судна к корме (с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5°). Могут применяться светоимпульсные (световые) отмашки, одинаковые по цвету с соответствующими бортовыми огнями.

Светоимпульсная отмашка применяется как ночью, так и днем. При ее отсутствии отмашка должна подаваться днем флагом-отмашкой, ночью — световой отмашкой.

Дальность видимости огней

Огни, предписанные настоящими Правилами, должны быть видимы на расстояниях, не менее указанных в таблице.

old.marin.ru

Смотрите еще:

  • Сколько имеет право задерживать гаи Насколько долго могут задерживать ДПС. Gamil сказал(-а): 28.03.2008 14:37 Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении 1. Протокол об административном правонарушении […]
  • Закон о финансовой тайне Коммерческая тайна предприятия - что относится, сведения и признаки Что представляет собой коммерческая тайна? Какие сведения к ней относятся? Какое наказание грозит работнику за нарушение режима […]
  • Нормы мыла приказ Приложение N 1. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств Информация об изменениях: Приказом Минтруда РФ от 7 февраля 2013 г. N 48н в приложение внесены […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.