Правила поведения в конфликте википедия

Этическая Википедия и коммуникативные вызовы интернета

Максим Кронгауз о сетевых конфликтах и привычке к хейту как отправной точке диалога о новой этике

Сетевое общение стало для многих неотъемлемым элементом повседневной жизни вообще. Некоторые языковые и социальные новшества, которые привнес интернет в коммуникацию, заметны невооруженным взглядом. Другие же — особенно связанные с неприемлемым публичным поведением — часто остаются не в полной мере отрефлексированными. Можем ли мы утверждать, что именно они во многом определяют специфику цифровых взаимодействий? Какой должна быть реакция общества на их вторжение в и так не слишком устойчивый набор разных поведенческих норм? Громкие скандалы, троллинг, хейтерство — требуют ли эти явления пристального внимания или жесткой регуляции? Кто как не создатель лингвистической конфликтологии может знать ответы на эти вопросы? Слово Максиму Кронгаузу.

Интернет как новое коммуникативное пространство

Появление интернета и вообще цифровых средств связи ознаменовало развитие новых условий коммуникации, которые можно считать новой же коммуникативной средой. Речь идет о «разговорном интернете», то есть тех интернет-площадках, на которых происходит письменное общение (сейчас это в первую очередь социальные сети). Собственно, это и есть основное изменение: общение происходит теперь прежде всего с помощью письменной, а не устной, формы языка.

Здесь существенны два уточнения. Это уже не вполне письменная форма языка, а нечто промежуточное между письменной и устной. Иначе говоря, язык в интернете письменный с формальной точки зрения (это буквы) и устный с точки зрения структуры, лексики и т.п. Кроме того, письменным мы называем его условно, поскольку теперь важнее не способ порождения (собственно письмо), а способ восприятия. Так что сегодня имеет смысл говорить о визуальности языка.

Потенциально почти любую коммуникацию в интернете можно считать публичной

Второе основное изменение касается нечеткости границы между публичным и частным (интимным) пространством. Потенциально почти любую коммуникацию в интернете можно считать публичной, хотя участниками общения это не всегда ощущается, что приводит к коммуникативным, этическим и даже юридическим проблемам. Люди делают очень личные, эмоциональные, не вполне продуманные высказывания, которые «неожиданно» оказываются публичными и за которые приходится нести ответственность.

Есть и другие новации, но именно эти две я бы назвал главными: 1) перераспределение между функциями и, соответственно, условиями бытования устной и письменной коммуникации; 2) перераспределение между публичной и частной (интимной) формами коммуникации. Первое приводит к сужению сферы использования устной речи (и нейтральности письменной), второе к сужению области интимной коммуникации и интимного вообще.

Массовая ненависть и ее онлайн-управляющие

Каковы же эффекты, в том числе этические, такого «обновления» коммуникации? Скажем, к высокому уровню агрессии интернет-коммуникации все уже постепенно привыкли («Это интернет, детка, здесь могут послать …»), но есть еще одна крайне неприятная особенность — это массовость или иллюзия массовости. Если при чтении своей ленты в социальных сетях мы сталкиваемся с 5-6 повторами одного и того же мнения, мы воспринимаем его как массовое. И это при том, что оно может быть выражением коллективной позиции, а может — результатом случайного стечения обстоятельств или специально смоделированной сетью выборкой. Если же массовой становится агрессия (на самом деле или иллюзорно), возникает эффект травли. Травля может быть спонтанной или спровоцированной, хаотичной или организованной — ее объект, как правило, не в силах ее оценить, что часто приводит к трагическим последствиям.

Возвращаясь к примерам из интернет-практик, можно сказать, что для социальных сетей, микроблогинговых сервисов работа с хейтерами стала важным трендом. Последних, кстати, иногда привлечь легче, чем просто «почитателей». Достаточно опубликовать что-нибудь провокационное — и хейтер тут как тут. Да, не у всех получается стабильно качественно работать с таким сегментом аудитории. Но оседлать волну ненависти для любого блогера чрезвычайно полезно и перспективно.

Травля может быть спонтанной или спровоцированной, хаотичной или организованной — ее объект, как правило, не в силах ее оценить

С этим, в частности, связано возникновение хейтерства как коммуникативного феномена. Надо признать, что уже есть примеры сознательной работы с хейтерами, их привлечения и использования, например, для увеличения популярности. Эта работа ведется на разных социальных уровнях, и самый яркий пример здесь — президент США Дональд Трамп. Он выступает этаким генератором мемов. И, создавая странные, как правило неудачные ситуации, привлекает огромное внимание публики, все время оказывается в эпицентре повестки. Примерно так же работают уже вне политической области представители селебрити. Они ведут популярные аккаунты в Twitter (вспомним сестер Кардашьян или Ольгу Бузову), их посты сопровождаются постоянными выступлениями множества хейтеров. И важным оказывается именно количество отметившихся; привлекает сама возможность оценки, а не ее строго положительное, одобрительное содержание. Надо сказать, что все это бывало и вне интернета. Есть, например, известные мастера единоборств, которые строили свою популярность на таком своеобразном проявлении внимания: люди приходили на их бои, чтобы посмотреть, как их побьют. Скажем, известный боксер Мейвезер считался «управляющим» хейтерства.

От споров к этическому компендиуму

В этой связи важно помнить, что наше общение всегда существует в трехмерном пространстве: коммуникативном, этическом и юридическом. И я бы считал нормальным развитием общества именно последовательный переход от установления коммуникативных практик к их этической оценке с последующим юридическим закреплением.

Ранний интернет игнорировал последние два измерения, но сегодня это вряд ли возможно. В сети изначально формировалась терминология агрессивной коммуникации: холивар, флейм, флуд, троллинг, хейтер. Часть из этих слов и выражений приобретает вполне устойчивую этическую оценку, а еще какая-то переходит и в юридическую сферу. В последнее время одним из ключевых терминов стало понятие «hate speech», на русский оно переводится как «язык вражды» или «язык ненависти». Понятия-то есть, но как связать их с какой-то устойчивой оценкой, локализовать их и стоящие за ними поступки в системе нормативных социальных представлений?

В первую очередь, необходима общественная дискуссия о коммуникативной и этической допустимости тех или иных актов общения, проговаривание вслух некоторых онлайн норм. На этом этапе важны даже локальные споры (в чьем-то блоге, например) — они помогают выработать в публичном, хотя и относительно частном пространстве какую-то позицию. Это такие небольшие очаги опознания привычного и непривычного, нормального и ненормального коммуникативного поведения.

Необходима общественная дискуссия об этической допустимости тех или иных актов общения

На следующем этапе можно приступать к этической оценке какого-то типа поведения как, скажем, серьезного нарушения. А в дальнейшем уже закон должен обрабатывать данные, мнения, озвученные на предыдущих этапах и запрещать то, что является коммуникативно неприемлемым и к тому же получает негативную этическую оценку. Важна эта последовательность. У нас же она перевернута. Интернет слишком молод: многие типы общения еще не устоялись и уж точно не получили этической оценки, но зато успели подвергнуться регулированию и регламентации с помощью законов. Во многом это связано с тем, что реальный мир почувствовал силу виртуального и поторопился подчинить его себе. Отсюда возможная юридическая ответственность за лайки или репосты и подобные не вполне продуманные решения. Которые, впрочем, неудивительны: мы даже еще не всегда преодолели первичный этап локальных обсуждений, не поняли, есть ли уже в наличии какие-то правила поведения или они только в процессе конструирования.

Можно ли такие частные споры превратить в общенациональные дискуссии? Во многом это зависит от усилий заинтересованных акторов. Во-первых, надо ставить очень конкретные вопросы. Например, такие: какова функция лайка? это способ распространения информации? демонстрация поддержки? или это не в полной мере суждение, такое полу-высказывание, недо-высказывание? Во-вторых, приглашать к разговору, реализуемому изначально на площадке СМИ, стоит самых разных людей. Если говорить будут разные представители общества, то получится создать Википедию этики. Даже так: этический компендиум — на базе логики Wiki и в соответствии с принципами Web 2.0 . Только вместе можно выработать общие коммуникативные и культурные правила и конвенции. И заодно суметь так обратить внимание на ту или иную проблему, что игнорировать ее будет невозможно.

etika.nplus1.ru

Правила поведения в конфликте

Правила поведения в конфликте

В нашем обществе человеку приходится сталкиваться с конфликтами довольно регулярно. Поэтому всем полезно освоить приемы, которые могут способствовать снятию напряжения у конфликтующих.

Таблица 11.1

Стоит обратить внимание на то, что все перечисленные выше приемы отвечают четвертому правилу бесконфликтного поведения (см. раздел 3.2). Соблюдение и всех остальных правил бесконфликтного поведения (см. там же) оздоровляет обстановку. Напротив, любой конфликтоген может привести к эскалации конфликта.

Кроме этого, полезно помнить и соблюдать рекомендации, родившиеся из практики разрешения конфликтов. Приведем эти рекомендации.

Необходимо на всем протяжении конфликта проявлять выдержку. Конечно, вы не в состоянии полностью контролировать возникающее эмоциональные состояния оппонента. Но если вы сами остаетесь спокойными, то уже одно только это будет побуждать другую сторону к сдерживанию эмоций и к серьезному обсуждению спорного вопроса.

Эмоциональные всплески у оппонента не исключены, но вам надлежит воздерживаться от критических высказываний. Реагируйте лишь на факты, но не на эмоции.

Постарайтесь не сосредоточиваться на антипатичных вам личностных особенностях оппонента. Сконцентрируйте все внимание на выявлении его интересов и потребностей. Конечно, оппонент может оказаться трудным, жестким, неуступчивым, но любая трудность, отягощенная еще и личностным недоброжелательством, будет восприниматься более драматично.

На всем протяжении конфликтного процесса целесообразно оставаться открытым к рассмотрению взаимных претензий и предложений. Чтобы найти пути устранения конфликтной ситуации, ищите области взаимных интересов и возможных компромиссов. Чем больше вы будете отстаивать только свою позицию, не считаясь с интересами оппонента, тем большее сопротивление встретите с его стороны.

psy.wikireading.ru

Тест Томаса — типы поведения в конфликте

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой — поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе — поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Данная методика теста адаптирована Гришиной.

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

  1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
  4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы на вопросы заносятся в бланк.

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

Если хотите пройти тест вживую, можете сделать это по этой ссылке.

www.psychologos.ru

Конфликт и стратегии поведения в конфликте

В жизни бывает так, что интересы людей пересекаются и не всегда это приводит к хорошим последствиям. Довольно часто на столкновении интересов двоих и более людей возникает конфликтная ситуация. В связи с этим очень важно знать и понимать весь процесс возникновения конфликта и как можно повлиять на его развитие. Поэтому главной целью данной статьи является изучение теории возникновения конфликта и обучение способам его регулирования. Для реализации нашей цели мы рассмотрим, что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте. А также в конце статьи Вы сможете посмотреть советский мультфильм, посвященный конфликтному поведению.

Теоретическое обоснование любой проблемы, на мой взгляд, обязательный атрибут ее решения, т.к. без теории нет практики, а без практики нет теории. Поэтому в первую очередь перед нами стоит задача дать научное определение конфликта. Однако решение данной задачи имеет некоторые трудности, т.к. в зарубежной и отечественной психологии отсутствует общепризнанное понятие конфликта.

Если слово «конфликт» перевести с латинского, то в первую очередь оно означает столкновение сторон, сил, мнений и т.д. Но при этом данное определение не позволяет нам решить поставленную перед нами задачу, т.е. в полной мере раскрыть определение конфликта. В связи с этим обратимся к литературе и рассмотрим определения конфликта психологов и социологов.

Так, польский социолог Я. Шепаньский определяет конфликт как столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Данное определение можно применить к различного рода ситуациям, где существуют противоречия, т.е. любое противоречие между людьми, животными и другими объектами является конфликтом.

По мнению, К.А. Абульхановой-Славской конфликт необходим рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, с инструментальной точки зрения данный феномен выступает как средство самоутверждения и преодоления отрицаемых личностью тенденций. Во-вторых, конфликт можно рассматривать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений. То есть, с одной стороны, с помощью конфликтной ситуации человек пытается добиться своей цели, самоутвердиться с помощью данной ситуации, с другой стороны, конфликт как процесс поиска решения проблемы. Существует и такое мнение, что конфликт – это противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством (Н.В. Жгутикова).

Однако, мне представляется возможным последовать за А.Г. Ковалевым и определить конфликт, как противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. При этом, по мнению автора, не каждое противоречие является конфликтом. Конфликты возникают в том случае, когда противоречия затрагивают социальный статус личности или группы, материальные или духовные ценности людей, престиж и моральное достоинство личности.

Таким образом, в данной статье мы будем использовать узкое определение конфликта, которое касается только людей и затрагивает их личные интересы.

Теперь, когда мы определились с понятием конфликта, необходимо перейти к главной части нашей статьи, т.е. рассмотреть стратегии поведения в конфликте. Возможно у читателя возникнет вопрос: зачем знать, как поведет себя человек в той или иной конфликтной ситуации? Объясню, во-первых, эти знания позволят Вам оценить свое поведение в конфликте и в будущем не совершить многих ошибок при возникновении конфликтной ситуации. Во-вторых, Вы сможете оценить поведение Вашего оппонента и воздействовать на конфликтную ситуацию.

В психологии принято различать 5 стратегий поведения в конфликте:

1. Уклонение (избегание) – пассивный стиль поведения в конфликте, который характеризуется отсутствием стремления человека как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. При этом данный стиль поведения в конфликте существует как в сознательной, так и бессознательной форме. Например, человек, который не признает наличие конфликтной ситуации, когда данная ситуация реально существует, тоже выбирает, но на подсознательном уровне, стратегию уклонения от конфликта.

Однако уход от конфликта можно считать рациональным, если дальнейшее развитие событий будет благоприятным для человека, либо принесет ему успех без особых усилий, либо представит для него более выгодные возможности и т.д.

Необходимо отметить, что частое использование данного стиля поведения в конфликте может привести к снижению самооценки человека, возникновению у него чувства неуверенности в своих силах. Поэтому при выборе уклонения стоит сначала взвесить все плюсы и минусы такого поведения.

2. Приспособление (уступка) можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у человека, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, а другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям.

Если для решения конфликта у Вас нет времени, то приспособление может стать наиболее выгодной стратегией поведения в данной ситуации. Существуют и другие плюсы приспособления, например, такое поведение позволяет сохранить отношения между людьми, способствует снятию напряжения, требует от личности наименьших затрат ее ресурсов, приводит к мирному существованию конфликтующих сторон. Но есть и минусы, такое поведение может быть воспринять другой стороной как проявление слабости, что способно привести к увеличению давления и требований. При этом необходимо помнить, что прибегая только к такому стилю поведения в конфликте, Вы скорее всего не сможете достичь желаемого и удовлетворить собственные интересы.

3. Конфронтация (конкуренция, соперничество, доминирование, подавление) – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение собственных интересов, при этом в ущерб интересам другой стороны. Человек, выбирающий соперничество как стратегию поведения в конфликте, стремится добиться удовлетворения только своих целей, для этого он может постараться убедить или принудить оппонента пойти на уступки.

Плюсами данного стиля поведения в конфликте выступает стимулирование развития и прогресса, а также высокая эффективность в достижении необходимых результатов. Однако человек, который постоянно соперничает и конкурирует в окружающими становиться для них конфликтным. При этом существенным минусом соперничества является постоянная необходимость в точности информации и затратах физических и психических сил человека, что может привести к возникновению стресса.

4. Срединное место среди разнообразных стилей поведения занимает такая стратегия как компромисс, которая означает предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения свои стремлений. По другому данное поведение обозначается как стратегия взаимной уступки, которая характеризуется балансом интересов всех сторон. Однако компромисс не может быть постоянным решением проблемы, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет собственные интересы полностью, что является основой для продолжения конфликта.

Способность человека регулировать конфликты с помощью компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, такое качество очень важно в ведении переговоров и управлении людьми. Да, компромисс не является способом полного разрешения конфликта, но он вполне может служить отличным методом его регулирования.

5. Стратегия сотрудничества (интеграции) характеризуется направленностью на реализацию интересов всех участников конфликта. Такой стиль поведения в конфликте возможен при точной и своевременной диагностике проблемы, выявлении внешних и скрытых причин конфликта, готовности конфликтующих сторон действовать для достижения общей цели.

Основой для такого стиля поведения в конфликте как сотрудничество является признание оппонентами ценности межличностных отношений. Выбирая сотрудничество, Вы выражаете стремление совместными усилиями разрешить конфликтную ситуацию. Однако для реализации данной стратегии необходимо, чтобы все конфликтующие стороны придерживались позиций сотрудничества друг с другом, что в нашем мире встречается не часто.

А Вы знаете какая стратегия поведения в конфликте Вам свойственна? Если Вы намерены научиться выбирать правильный путь разрешения конфликта, я Вам рекомендую, пройти опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

Теперь, когда мы уже знаем, что существует такие стратегии поведения в конфликте, как уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество, давайте попробуем оценить, как конфликт влияет на человека. Во многом влияние конфликта зависит от следующих факторов:

— ожидаемый результат или цель, которую необходимо достичь;

— отношение человека к конфликту;

— стратегия поведения, которую выбрал человек.

Каждый из этих факторов последовательно связан друг с другом, т.е. от преследуемой цели зависит отношения человека к конфликту, от отношения и цели зависит стратегия поведения, а вот от стратегии поведения зависит будущий результат. Предположим, возник конфликт между двумя людьми, но при этом для одного из них существует определенная цель, которую он хочет достичь посредством данного конфликта, а другой такой цели не имеет. Будет правильно предположить, что первый участник конфликта будет переживать конфликтную ситуацию более серьезно, чем второй, т.к. для него она имеет большую значимость. Таким образом, в зависимости от цели, отношения и стратегии поведения человека конфликт будет оказывать определенное влияние на человека.

Для того чтобы снять негативное влияние конфликта на человека необходимо воспользоваться определенными приемами и тактиками разрешения конфликта, о которых мы расскажем в следующих статьях. Если Вы не хотите пропустить новые статьи, подписывайтесь на рассылку.

Таким образом, мы рассмотрели научное понятие конфликта, изучили какие бывают стратегии поведения в конфликте, и коснулись проблемы влияния конфликта на человека. А что Вы думаете поэтому поводу? Какая стратегия поведения в конфликте Вам ближе? Оставьте Ваш комментарий!

Литература на тему конфликтов:

  • Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
  • Основы конфликтологии : учебное пособие / под редакцией д-ра экон. наук, проф. С.Г. Плещица. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012
  • Рубин Дж, Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб., Прайм Еврознак, 2001
  • Видео о конфликтном поведении и стратегиях поведения в конфликте.

    world-psychology.ru

    Смотрите еще:

    • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
    • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
    • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.