Правило полногласия

ГРУППЫ ПОЛНОГЛАСНЫХ И НЕПОЛНОГЛАСНЫХ СЛОВ

В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно. Для этой группы слов характерны:
а) семантический распад одинаковых по происхождению корней;
б) разнородное стилистическое употребление.

Слова с полногласными звукосочетаниями

Слова с неполногласными звукосочетаниями

2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).

береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
болото, болотистый, болотный
борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
борозда, бороздить, бороздчатый (сравните: бразды правления)
борона, боронить, бороновать
вереск (кустарник), вересковый
веретено
волос, волосатый, волосок, волосяной (сравните: устар. власяница — «грубая одежда из волос»)
воробей, воробьиный, воробушек (воробышек)
ворон, ворона, вороньё, вороний, воронёный, воронить, вороной
ворох, ворошить
голод, голодать, голодный, голодовка
горох, гороховый, горошек, горошина
долото, долотный
дорога, дорожка, бездорожье, дорожный, подорожник
жёлоб, желобок, желобчатый
жеребец, жеребёнок, жеребячий
колода, колодка, колодочный
колодец, колодезный
колокол, колокольный, колокольня, колокольчик
колос, колосистый, колоситься, колосья
колотить, колотушка
короб, коробейник, коробить, коробка, коробок
корова, коровий, коровник
коростель (м. р.) (птица)
мерёжа (рыболовная снасть), мерёжка (к мерёжа), мережка (род вышивки)
молот, молоток, молотобоец
молотить, молотый, молотьба
мороз, морозить, морозный, изморозь, мороженое
моросить, изморось
ожерелье, ожерельице
окорок, окорочный
папоротник, папоротниковый
перепел, перепелиный, перепёлка
переполох, всполошиться, чертополох
полозья
полоса, полосатый, полоска, полосовать, полосовой
полоскать, полоскательница
полоть, выполоть
порог, порожек, порожистый, запорожец
поросёнок, поросячий
сковорода, сковородник
соловей, соловьиный, соловеть, осоловеть
солома, соломенный, соломинка
сорочка, сорочий
стеречь, предостеречь, предостережение
тетерев, тетеревиный
толочь, толокно
торопить, оторопеть, оторопь, расторопный, торопыга
хворост, хворостина
холостой, холостяк, выхолощенный

3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.

благо, блаженство, блажь
(чаще в сложных словах: благодарить, благозвучный, благоразумный, благородный)
полногласие сохранилось лишь в названии станции Бологое, утерявшем смысловые связи с благо

влага, влажность, влажный
полногласие сохранилось лишь в названии города Вологда, не обнаруживающем смысловой связи с влага

владеть, владыка, власть, властный, обладать, область, Владимир (в уменьшительном образовании Володя сохраняется полногласие)

время, временный, времянка, современный, современник

глагол, глагольный, глагольность

зрачок, призрак, призрачный, прозрачный, невзрачный

пламя, пламенный, воспламенять
(сравните: из огня да в полымя — сохраняется видоизмененное древнерусское слово поломя)

wordsland.ru

Урок «Что такое полногласие и неполногласие?»

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Содержание

Название темы урока, предмет, ФИО автора (авторов)

Что такое полногласие и неполногласие?

Цели и задачи урока

— Повторить и обобщить знания о знакомых чередованиях в корне;

— Дать понятие исторического чередования (полногласие и неполногласие);

— Развивать орфографическую зоркость учащихся в определении выбора правописания корней с чередованием.

Форма урока

Оборудование урока

(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)

Чередование – явление нам уже знакомое. Но человеку всегда свойственно идти вперёд, погружаться вглубь явления. Все уроки русского языка имеют одну цель – научить грамотно владеть языком. Но, работая учителем, я часто задаюсь вопросом: почему же всё-таки, изучая предмет на протяжении всех школьных лет, многие остаются не совсем грамотными. Сегодня среди вас есть ученица, которая постаралась помочь мне в этом, она опросила одноклассников, друзей. Вот что у неё получилось.

Ученическая презентация «Почему мы иногда безграмотно пишем?»

Вопрос к классу: Вы согласны, что правила с чередованиями трудны? В чём их трудность? (ответы учащихся).

Учитель: Сегодня работать над знакомыми и незнакомыми чередованиями нам поможет А. С. Пушкин.

Работа с текстом: «Там лес и дол видений полны…» — и выделенным в нём словом ЧРЕДОЙ.

• Подобрать однокоренные слова к слову ЧЕРЕДОЙ. Выделить главную морфему – корень. • Почему я решила выделить это слово в тексте? ЧРЕДОЙ – ЧЕРЕДОВАТЬСЯ (как звуки, приходя с в слова по очереди, заменяют друг друга). • Выписать из текста слова с чередованием. Подобрать к ним пары так, чтобы чередование просматривалось.

Вопрос учителя: А какие чередования нам знакомы? Вспомним правила.

Я хочу вас познакомить с таким чередованием в языке, которое получило название полногласие – неполногласие. Это чередование является историческим. Почему? Потому что связано с историей нашего языка. В старославянском языке – это предок русского языка – встречались слова ГЛАС, ВРАТА, БРЕГ (с неполногласием). В современном русском языке есть полногласные их «родственники» — ГОЛОЛС, ВОРОТА, БЕРЕГ. Основные полногласные – неполногласные пары: ОРО – РА, ЕРЕ – РЕ, ОЛО – ЛА, ОЛО – ЛЕ.

Работа с презентацией учителя:

• Найдём слова с неполногласием у Пушкина. Подберём к ним полногласные пары. • Почему слова с неполногласием часто встречаются в поэзии? • Назовите основное правило чередования. ЧЕРЕДОВАНИЕ НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ! ГЛАСНЫЕ ЧЕРЕДУЮТСЯ С ГЛАСНЫМИ, СОГЛАСНЫЕ С СОГЛАСНЫМИ!

Работа по группам:

Одна часть класса выполняет задание на карточке для тренировки (первый вариант), другая – решает тест у компьютеров (второй вариант).

Заключительная часть урока: Вспомним основные понятия, о которых говорили на уроке. • ЧЕРЕДОВАНИЕ • ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ • ПОЛНОГЛАСИЕ – НЕПОЛНОГЛАСИЕ

Домашнее задание:Мы говорим: • КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ • ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ • НА СТРАЖЕ ГРАНИЦ • ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК • ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР • ВРАТА В РАЙ • КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ

Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями.

Межпредметные связи

русский язык и литература

Используемые ресурсы

1. Е.А.Арбатова Правила русского языка в таблицах и схемах, С-Пб. — 2008

2. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002

3. Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы, часть 1. Автор-составитель: Н.О.Краманенко. Волгоград, 2002

wiki.pskovedu.ru

НЕПОЛНОГЛАСИЕ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «НЕПОЛНОГЛАСИЕ» в других словарях:

неполногласие — неполногласие … Орфографический словарь-справочник

НЕПОЛНОГЛАСИЕ — сочетание плавного согласного (р, л) с гласным на месте праславянских дифтонгических сочетаний or, ol, er, el между согласными, напр. болгарское крава , бреза , чешское krava, bziza. Ср. Полногласие … Большой Энциклопедический словарь

неполногласие — я; ср. Лингв. Характерные для старославянского языка сочетания ра , ла , ре , ле в положении между согласными, которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро , оло , ере , оло , еле . * * * неполногласие сочетание плавного… … Энциклопедический словарь

Неполногласие — такие сочетания ра , ла , ре , ле в рус. словах (враг, глава, время, плен и т. п.), к рые проникли в рус. яз. через посредство церковно славянского или возникли по его моделям. В конечном итоге Н. восходит к южно слав. изменению праслав.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Неполногласие — Неполногласие фонетическое явление, противоположное полногласию, развившееся в южнославянских языках. Праславянские сочетания гласных «o» и «e» с плавными r и l между согласными, т. е. сочетания типа tort, tolt, tert, telt, в силу действия… … Лингвистический энциклопедический словарь

неполногласие — ср. Тип сочетания гласных [о], [е] и плавных в корнях некоторых слов, характерный для русского, украинского и белорусского языков, предполагающий в противоположность полногласию комбинацию согласный + гласный , т.е. наличие сочетаний [ра], [ла],… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неполногласие — неполногласие, неполногласия, неполногласия, неполногласий, неполногласию, неполногласиям, неполногласие, неполногласия, неполногласием, неполногласиями, неполногласии, неполногласиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

неполногласие — Наличие в пределах одной морфемы сочетаний ра , ла , ре , ле в старославянском языке и в современных южнославянских языках. Неполногласные сочетания в русском языке имеются в славянизмах. Врата (ср.: ворота), глава (ср.: голова), среда (ср.:… … Словарь лингвистических терминов

Неполногласие — См. полногласие. • Прил. неполногласный … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

неполногласие — неполногл асие, я … Русский орфографический словарь

dic.academic.ru

Полногласные и неполногласные сочетания: примеры

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

  • оро – ра: ворона — вран;
  • ере – ре: перестать – прекратить;
  • оло – ла: полотно – плат;
  • оло – ле: полон – плен.
  • Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

    • борода – брада;
    • борозда – бразда;
    • ворог – враг;
    • ворота – врата;
    • воротиться – вращаться;
    • город – град;
    • огород – ограда;
    • дорогой – дражайший;
    • зорок – зрачок;
    • королева – краля;
    • короткий – краткий;
    • морок – мрак;
    • норов – нрав;
    • оборот – обратно;
    • порох – прах;
    • здоровый – здравие;
    • сторона – страна;
    • хоромы – храм;
    • хоронить – охрана;
    • хоробрый – храбрый.
    • В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

      • болото – блато;
      • волочить – влачить;
      • волосы – власы;
      • Володя – Влад;
      • голос – глас;
      • голова – глава;
      • голод – глад;
      • золото – злато;
      • колос – клас;
      • молот – млат;
      • молодой – младой;
      • молодец – младенец;
      • молония – молния;
      • оболочка – облако;
      • солод – сладок;
      • холод – хладный.
      • Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

        • беремя – бремя;
        • веред – вред;
        • середина – среда;
        • бередить – бред.
        • дерево – древо.
        • И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

        • молоко – млечный;
        • полощет – плещет;
        • волочит – влечёт.

        Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

        Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

        Слова высокого стиля

        За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

        Браду его посеребрила чреда прошедших лет.

        Где-то в лесу каркнул ворон.

        Чёрный вран беду уж кликал.

        На улице стоял ужасный холод.

        И смертный хлад его объял.

        Сразу за кустами начиналось болото.

        Степей и блат родных просторы.

        Волосы Таня заплела в косу.

        Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

        Кузнец орудовал молотом.

        Млат судьбы опускается на землю многострадальную.

        Ворота к ночи запирались.

        И райские врата пред вами распахнутся.

        Дед добывал золото на приисках Сибири.

        Не надобно мне ни злата, ни серебра!

        Посевы на полях уже пошли в колос.

        На пашнях уж тяжёлые класы клонятся долу.

        Молния ударила в дуб за околицей.

        Его молония повергла за грехи.

        Когда дедушка был молодой, то наша страна называлась Советский Союз.

        С младых ногтей его учили, что надо Родину любить.

        Колька еле волочил ноги от усталости.

        И кое-как влачились дни его в изгнанье.

        Наш город сравнительно молод.

        Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

        Слова с чередованием, у которых разное значение

        Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный, например), имеют разное лексическое значение.

        «Голосистый» — имеющий громкий и красивый голос. Слово «гласный» уже никакого отношения к красоте звучания не имеет. Оно обозначает звук речи.

        Или возьмём слова голова и глава. Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

        Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочка. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

        Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

        Королева и краля – конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое – это заносчивая, знающая себе цену особа.

        Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.

        Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое – это темнота, а второе – частичная потеря способности здраво рассуждать.

        В словах порох и прах, кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно – это вещество, способное взрываться, а другое – тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

        Середина – это место, равноудалённое от начала и конца, а среда – день недели или окружение.

        Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

        Короткий/краткий – эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный – во времени.

        Слова устаревшие

        Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

        Из активной лексики

        Устаревшие, редко используемые

        Слова из правого столбика можно встретить разве что в исторических произведениях.

        Работа с текстом

        Нам уже известно, что собой представляют слова, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв. Интересно будет применить эти знания на практике. Прочитайте текст.

        Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

        В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «. дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

        Александр Сергеевич Пушкин, ознакомясь с летописным источником, создал на его основе своё оригинальное произведение «Песнь о вещем Олеге», в котором он художественно переосмыслил сюжет. В основе идеи Пушкина Олег, являясь великим полководцем, остаётся по своей натуре обычным человеком, склонным верить в предсказания, боящимся смерти. Ему противопоставлен по-настоящему великий человек – волхв, наделённый способностью говорить правду, проникающий внутренним взором в самые потаённые глубины человеческих судеб. Этот дар, как считал Пушкин, даётся только избранным, истинно свободным и независимым личностям.

        Давайте найдём в тексте слова с неполногласием и полногласием, выпишем их и подберём им пару.

      • власть – волость;
      • Новгород – Царьград;
      • согласились – голос;
      • вратах – воротах;
      • возвратился – воротился;
      • превозгласили – голосили;
      • волхв – волох;
      • взором – зрачок.
      • fb.ru

        Полногласие и неполногласие, чередование в корнях как способы проверки безударных гласных в корне

        Еще с незапамятных времен русский язык был известен своей певучестью, богатым разнообразием слов и оборотов, особой выразительностью. Это один из сложнейших языков мира – об этом говорят многие как зарубежные, так и русские филологи, лингвисты, переводчики, писатели, государственные деятели

        Русский язык – один из самых выразительнейших, а поэтому и сложнейших языков мира. Овладеть им в совершенстве – задача не из легких, поэтому многие филологи и лингвисты стараются облегчить его усвоение с помощью многочисленных правил правописания.

        Целью данной работы является создание нового способа проверки безударных гласных в корнях слов – способа с использованием старославянских слов. Работа имеет прежде всего практическое значение, так как соответствующая тема нелегко усваивается учащимися на уроках. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи: формулировка правил проверки безударных гласных в корнях слов, создание таблиц для иллюстрации и применения способа, разработка типовых заданий для усвоения способа.

        Ведущими методами исследования в данной работе являлись сравнительно-сопоставительный метод и методы лингвогенетических исследований.

        Глава 1. Старославянский язык и его связь с современным русским языком.

        Прародителем современного русского языка является старославянский – древнейший литературный язык славян, возникший во второй половине XI века и дошедший до нас в ряде письменных памятников X – XI веков.

        Старославянский язык получил широкое распространение на территории Древней Руси, т. к. в эпоху возникновения старославянской письменности славянские языки имели между собой гораздо большее сходство, чем теперь, и усвоение его не представляло больших трудностей для всех славян.

        Старославянский язык был близок к языкам тех славянских народов, среди которых он был распространен. В силу этой близости старославянский язык оказал значительное влияние на различные славянские литературные языки, но в свою очередь сам подвергся активному воздействию со стороны народно-разговорных языков славянских народов и постепенно утратил свою первоначальную специфику, свой первоначальный облик. В церковно-религиозной литературе, которая была основной сферой распространения старославянского языка, в результате все усиливающегося проникновения в него элементов народно-разговорной славянской речи, возникли у славянских народов так называемые церковнославянские языки, которые обеспечивали их свободное понимание грамотными людьми всех славянских народов. Поэтому чаще говорят не о церковнославянских языках, а об изводах или редакциях церковнославянского языка (например, церковнославянский язык русской редакции).

        Знание старославянского языка не только совершенно необходимо для исторического изучения русского языка, но также имеет большое историко-культурное значение. Без знания старославянского языка невозможно изучение литературы, культуры и истории русского народа и других славянских народов. Изучение звукового и грамматического строя старославянского языка представляет собой основу изучения всех дисциплин цикла русского и славянского языкознания, а чтение и толкование старославянских текстов открывает двери в изучение русской культуры.

        Кроме того, знание старославянского языка позволяет уяснить ряд фонетических, грамматических и словарных особенностей современного русского языка. Старославянский язык способствовал обогащению словарного состава русского языка. Так, например, из старославянского вошли в русский язык слова с неполногласными сочетаниями. Судьба старославянских слов в русском языке была различна, многие из них полностью заменили соответствующие русские, и поэтому воспринимаются как обычные, обиходные слова, например: время, жажда, облако, храбрый, вред, враг.

        В других случаях слова со старославянскими и русскими корнями приобрели различные значения, например: невежда – необразованный человек невежа – невежливый человек гражданин – лицо данного государства горожанин – городской житель прах – тело порох – взрывчатка

        Глава 2. Правила проверки бездарных гласных в корнях слов.

        Некоторая часть старославянских слов существует вместе с русскими словами, отличаясь большой книжностью, тожественностью. В орфографии такие пары слов получили название полногласных и неполногласных сочетаний. Вот эти сочетания:

        здоровье здравие дорогой драгоценный город град сторона страна ворота врата короткий краткий сторож страж ворон вран борода брада борозда бразда хоронить хранить

        голова глава молодой младой холод охлаждение оболочка облако

        дерево древо берег брег середина средний

        При четком представлении, в каких корнях происходит чередование полногласны и неполногласных сочетаний, можно использовать это чередование в качестве приема проверки безударных гласных: к полногласному сочетанию подобрать однокоренное слово с неполногласным сочетанием и наоборот. Техника работы по проверки безударных гласных в этом случае следующая.

        Возьмем, к примеру существительное «горожанин» и поставим задачу проверить безударные гласные в корне, в данном существительном их две: горожáнин

        Традиционный вариант проверки безударных гласных в данном слове позволит достаточно легко подтвердить первую безударную «о» (гóрод). Вторая безударная гласная тоже проверяется, но не всякий учащийся догадается, что проверочным словом может служить существительное «загорóдка», т. к. в современном русском языке эти слова разошлись в лексическом значении.

        В этом случае можно прибегнуть к другому способу проверки – подбору неполногласного варианта: город – град, где ОРО = РА.

        Таким образом можно доказать, что вторая безударная гласная в корне данного слова «о».

        Следующий способ проверки безударных гласных, предложенный автором данного проекта, – использование закона исторического чередования звуков.

        При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными.

        Одни чередования (позиционные) не отражаются на письме (например, [вадá] водá – вóды, [дуп] дуб – дубы, [внис] вниз – внизу и т. п. ). Их правописание определяется особыми орфографическими правилами.

        Другие чередования отражаются на письме (например, друг – дружок, скакать – скачет, выравнивать – выровнять и т. п. ).

        Возвращаясь к вопросу проверки безударных гласных в корне слова, автор проекта предлагает следующий алгоритм деятельности, в котором используются знания о чередующихся буквах. В качестве примера можно взять глаголы сокрщать охлждать

        Задачей учащихся является написание гласных на месте пропусков. Пропущенная буква находится в неударной (слабой) позиции: сокрщáть

        Следовательно, пропущенная орфограмма – безударная гласная в корне слова.

        Основное правило проверки безударных гласных в корне слова – подбор однокоренных слов, в которых данная буква находилась бы в ударной (сильной) позиции. Однако подбор проверочных слов у учащихся нередко вызывает затруднение.

        Однако владея понятиями «чередование согласных в корнях слов» и «полногласие/неполногласие», учащиеся могут использовать дополнительные способы проверки безударных гласных в корнях и нахождения проверочного слова, что значительно облегчит их работу в выборе орфограмм «безударная гласная в корне» и «согласная в корне».

        Попробуем воспользоваться законом чередования звуков в корне, чтобы подобрать проверочное слово к глаголу сокрщать.

        Лексическое значение корня кращ не всегда понятно, поэтому можно воспользоваться следующей техникой: зная, что «т» традиционно чередуется с «щ», под корнем кращ восстанавливаем вариант крат.

        Вариант крат более понятен; таким образом, задача по нахождению проверочного слова значительно облегчается.

        Приведем еще один пример: раздржаться

        Смысл корня драж не ясен, но если «ж» заменить на «з», используя чередование звуков в корне, то мы получим корень драз , смысловое значение которого более понятно: драж драз

        В качестве иллюстрации можно привести примеры слов, вызывающих затруднения у учащихся в выборе безударной гласной в корне.

        Использование знаний о чередовании поможет учащимся понять лексическое значение корня слова и подобрать к нему проверочное.

        ж//з жд//д щ//т ж//д раздражаться наслаждаться воплощение снаряжать

        драз слад плот(ный) ряд

        т//щ т//щ г//ж ж//г сокращать поглощать отягощать обнажиться

        крат глот тяжесть наг

        щ//т ст//щ укрощать срастание

        Для усвоения данного правила можно предложить следующие задания для тренировки:

        1. Подобрать слово с полногласным или неполногласным сочетанием, подчеркнуть чередующиеся буквы: нравоучение – приноровиться, распространять – сторона.

        а) охлаждать, преграждать, возглавлять, разоблачать, охранять, привлекать, превратился, поздравление, драгоценный; б) голос, холодно, поздороваться, гражданин, воротиться, Володя, посторониться.

        2. К данным словам подобрать однокоренные с полногласными и неполногласными сочетаниями: провозглашать (голос, возглас, согласование, глашатай, голосовать, отголосок, оглашать, голосистый, приглашение, безголосый, голосование, голосовой).

        Безоблачный, чередовать, ворота, холод, страна, город, голова, краткий, молодость, хранить, превратить.

        3. Разобрать слова по составу, подчеркнуть полногласные и неполногласные сочетания.

        Всесторонний, безнравственный, насторожиться, заграждение, кратчайший, главенствовать, поздороваться, превратиться, голосование, горожанин, распространять, поздравить, древонасаждение, середина, подбородок, младенец.

        4. Проверить безударные гласные двумя способами: холодок – холод, холодный, прохлада.

        Голова, молодой, деревцо, бережок, сторона, золотой, горожанин.

        5. Составить предложения с данными словами.

        Городской – гражданский, влачить – волочить, краткий – короткий, странный – посторонний, головной – главный.

        6. Чтобы повторить все способы проверки безударных гласны, можно попробовать выполнить обобщающее задание. Из данных ниже словосочетаний и предложений выписать: 1) слова, в которых безударная гласная проверяется ударением ( к ним подбирается проверочное слово и ставится ударение); 2) слова, в которых происходит чередование гласных ( к этим словам подбирается пара с чередующейся гласной); 3) слова с полногласными и неполногласными сочетаниями ( к ним также подбирается пара с полногласием и неполногласием).

        а) Притворить дверь, дождь утихает, ослепительный свет, очаровательный вид, внезапный гром, пятнистый тигр, предполагаемый срок, удобрять землю, разъяренный зверь, преодолеть трудности, выровнять край, промочить ноги, скаковая лошадь, низкие берега.

        б) Тема помогал загорелым рыбакам расстилать сети. Река протекала в густых зарослях. Со стороны Волги слышалось то нараставшее, то затихавшее грохотанье.

        в) 1) Томленье страшное разлуки мой стон молил не прерывать. Молодые деревья росли очень тесно, порой ничей топор еще не коснулся их стройных стволов. Владимир возвратился – ключ лежал на столе. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.

        Для закрепления материала можно предложить следующее тренировочное упражнение.

        7. Используя закон чередования согласных, подберите проверочное слово.

        приблзительный, блстящий, удвление, прослвление, лцо, укрщать, срстание, поглщать, наслждаться, воплщение, отгощать, снаржать, обнжиться, грохтать, проткать, охлждать, привлкать, промчить, приглшение, влчение.

        Таблица чередования согласных.

        Чередующиеся звуки Примеры чередования г//ж//з подруга – дружный – друзья д//ж//жд ходоки – хожу – хождение т//ч//щ светит – свеча – освещать ск//ст//щ блеск – блестеть – блещет х//ш воздух – воздушный, колыхать – колышет з//ж сказать – скажу, возразить – возражение с//ш писать – пишу, носить – ноша н///ш камень – камешек, баран – барашек б//бл гребёт – гребля п//пл насыпь – сыплю м//мл кормить – кормлю в//вл ловить – ловлю ф//фл разграфить – разграфлю о//а спор – оспáривать е//а влезть – лазить к//г пеку – печёшь, привлеку – привлечёшь к//ц лик – лицо д//т//с плету – плести, приведу – привести к//г//ч пеку – печь (пекти), стерегу – стеречь (стерегти)

        (из древнерусских сочетаний «кти», «гди»)

        Таблица чередования гласных.

        1. Е – Ё : сельский – сёла; весло – вёсла

        2. Е – ноль звука : день – дня; отец – отца

        О – ноль звука : сон – сна; кусок – куска

        3. У – ОВ : кую – ковать; сную – сновать

        Ю – ЕВ : клюю – клевать

        4. А (Я) – Н – ИН : жать – жну – пожинать мять – мну – приминать

        А (Я) – М – ИМ : жать – жму – пожимать взять – возьму – взимать

        5. Е – О – ноль звука – И : беру – сбор – собрать – собирать

        6. У – О – Ы : сухо – сохнуть – засыхать

        7. О – ноль звука – Ы : посол – послать – посылать

        8. О – А : ходит – захаживать просит – выпрашивать

        Наличие в современном русском языке в одних словах так называемых «беглых» гласных: сон – сна, весь – вся и отсутствие их в других словах: нос – носа, сев – сева может быть объяснено тем, что гласные О и Е в этих словах различного происхождения, восходят к разным гласным. В тех словах, где в современном языке имеются «беглые» гласные, там некогда были особые, засвидетельствованные старославянским языком, гласные Ъ и Ь, которые в определенных положениях могли утрачиваться.

        www.hintfox.com

        Смотрите еще:

        • Як правило що означає Словник української мови Академічний тлумачний словник ПР А ́ ВИЛО, а, сер. 1. Положення, яким передається якась закономірність, стале співвідношення певних явищ. Засвоївши якесь граматичне правило, він […]
        • Поступление налога на доходы физических лиц 2014 Поступление налога на доходы физических лиц 2014 Прогноз поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков городского округа город Мегион составлен на основе фактических […]
        • Как правильно написать ходатайство об отложении судебного заседания об отложении судебного заседания OБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.