Право собственности в советское время

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

В основе производственных отношений общества на всех стадиях его развития лежит собственность на средства производства. Собственность есть условие всякого производства, потому что «. ни о каком производстве, а стало быть, ни о каком обществе, не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности. ..» (Маркс К- и Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, стр. 177). Собственность, будучи основой производственных отношений, изменяется вместе с последними. Первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типу производственных отношений соответствует свой тип собственности.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений являлась общественная собственность на средства производства. Отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов обусловили отсутствие государства и права в том числе и П. с.

На определённой стадии развития человеческого общества с развитием разделения труда, с возникновением частной собственности, с разделением общества на классы, с возникновением классовой борьбы появляется П. с. Государство закрепляет посредством соответствующих правовых норм отношения частной собственности, выгодные для господствующего класса. Таким образом, собственность существует при всяком общественном строе, а П. с. является исторической категорией.

Во всех эксплуататорских формациях П. с. является правом частной собственности – основой эксплуатации и угнетения трудящихся (см. Рабовладельческое государство, Рабовладельческое право, Феодальное государство, Феодальное право, Буржуазное государство, Буро/суазное право).

В результате Великой Октябрьской социалистической революции была экспроприирована капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства. В течение 1917–18 гг. была произведена национализация земли, банков, фабрик, заводов, путей сообщения, основного жилищного фонда в городах и др. Советская власть создала новые, социалистические формы хозяйства, опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил и на общественную силу союза рабочих и крестьян, представляющих подавляющее большинство общества, – силу, способную преодолеть сопротивление отживающих сил общества.

В СССР основой производственных отношений является социалистическая собственность на средства производства, возникшая в результате ликвидации частной собственности на орудия и средства производства и ликвидации эксплуатации человека человеком (ст. 4 Конституции СССР). Социалистическая собственность принципиально противоположна капиталистической собственности. Капиталистическая собственность создаёт колоссальное богатство немногих за счёт, нищеты масс. Социалистическая собственность является общественным богатством, на ней зиждется благосостояние всех трудящихся.

В наст, время существует социалистическая собственность в двух формах – государственная социалистическая собственность и кооперативно-колхозная социалистическая собственность (ст. 5 Конституции СССР); личная собственность граждан (ст. 10 Конституции СССР) и личная собственность колхозного двора (ст. 7 Конституции СССР), причём личная собственность является производной от социалистической собственности. Кроме того, Конституция СССР допускает мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда (ст. 9 Конституции СССР).

П. с. является основным видом вещных прав (см. Вещное право), имеющим своим объектом вещь, т. е. материальный предмет. П. с. – абсолютное право (см.) и как таковое оно обязывает неопределённое число лиц воздерживаться от нарушения прав собственника. Собственнику принадлежат в пределах, установленных законом, правомочия владения (см.), пользования (см.) и распоряжения (см.) вещью .(ст. 58 ГК). Эти правомочия и составляют содержание субъективного права собственника. Однако сами по себе они ещё не дают полного определения содержания П. с. Отдельные из указанных правомочий могут быть перенесены на других лиц (например., на нанимателя), но от этого собственник не перестаёт быть собственником. Для П. с. характерно, что собственник может использовать правомочия владения, пользования и распоряжения на основе законов, выражающих волю господствующего класса, непосредственно в силу П. с. Правомочие же пользования вещью, принадлежащее, напр., нанимателю, должна быть установлено собственником, т. е. является производным.

Способы возникновения П. с. разнообразны. П. с. возникает в результате производственной деятельности; приобретения вещей по различного рода договорам (купля-продажа, поставка, мена, дарение и др.); приобретения плодов, приносимых вещью, добросовестным владельцем этой вещи (ст. 59 ГК); приобретения вещей в порядке наследования и др.

П. с. может прекращаться без возникновения его у другого лица (напр., уничтожение вещи), переходом его к другому лицу по воле собственника (напр., по договору), переходом его к другому лицу помимо воли собственника (напр., конфискация – ст. 70 ГК, реквизиция – ст. 69 ГК, приобретение П. с. третьим добросовестным лицом от несобственника – ст. 60 ГК).

В СССР бесхозяйное имущество, собственник которого неизвестен или которое не имеет собственника, переходит в собственность государства (ст. 68 ГК).

Государственная социалистическая собственность. Государственная социалистическая собственность – всенародное достояние.

Она принадлежит всему советскому народу в лице Советского государства. Государственная собственность является ведущей формой социалистической собственности. Она является тем фундаментом, на котором возник основной экономический закон социализма – обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

Вся государственная собственность представляет единый фонд, единым и единственным собственником которого является Советское государство. Советское государство является одновременно и носителем политической власти и субъектом всего фонда государственной социалистической собственности. Отдельные части этого фонда находятся в управлении государственных учреждений, предприятий, хозяйств, через которые, как правило, Советское государство осуществляет свои правомочия собственника. При переходе государственного имущества от одного государственного органа к другому собственник не меняется, переходит лишь управление частями единого государственного фонда. Директора предприятий, получившие от государства средства производства, не становятся их собственниками, а являются лишь уполномоченными Советского государства по использованию средств производства, согласно планам, преподанным государством.

Переход предприятий, зданий и сооружений от одного государственного органа к другому осуществляется на основании административных актов безвозмездно (пост. ЦИК и СНК СССР 29 апреля 1935 г. – СЗ 1935 г. № 28, ст. 221 и пост. СНК СССР 15 февраля 1936 г. – СЗ 1936 г. № 11, ст. 93), а в отношении продукции, как правило, путём гражданско-правовых сделок (поставка, подряд), заключаемых на основании административных плановых актов за вознаграждение. В содержание понятия управления, возлагаемого на государственные органы, входит владение имуществом с целью его планового использования. Плановое пользование имуществом госорганами направлено на осуществление народнохозяйственного плана, реализацию задач социалистического строительства. Пределы и порядок осуществления госорганами права распоряжения различны в отношении продукции, оборотных средств и основных фондов. Распоряжение основными фондами предоставлено лишь вышестоящим госорганам. Распоряжение оборотными средствами и продукцией, согласно плану, осуществляется самими госорганами, но вышестоящим госорганам принадлежит право перераспределения оборотных средств нижестоящих госорганов (см. пост. ЦИК и СНК СССР 15 июля 1936 г. – СЗ 1936 г. № 43, ст. 361; Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 февраля 1941 г. – «Ведомости Верховного Совета СССР» 1941 г. № 8).

Объектом права государственной собственности может быть всякое имущество. Среди объектов государственной собственности особое положение занимают земля, её недра, леса и воды, являющиеся исключительной собственностью государства. Эти объекты не могут быть собственностью ни отдельных граждан, ни кооперативных или общественных организаций. Они могут предоставляться лишь в пользование. Государственной собственностью являются заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные с.-х. предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах в промышленных пунктах.

Способом возникновения государственной собственности в период проведения Великой Октябрьской социалистической революции была национализация (см.) и муниципализация (см.) капиталистической частной собственности. В наст, время основным источником возникновения государственной собственности являются производственная деятельность государства, а также налоги и сборы, обязательные поставки с.-х. продукции и различные гражданско-правовые сделки, в силу которых к государству переходит собственность на те или другие объекты.

Кроме того, в собственность государства переходят: 1) бесхозяйное имущество, 2) имущество, признанное судом бесхозяйственно содержимым, 3) невостребованная находка, 4) клад, 5) имущество, завещанное государству, 6) выморочное имущество, 7) неосновательное обогащение, полученное по сделкам, противным закону, совершённым под влиянием обмана, по кабальным сделкам и др. (ст. 147 и др. ГК), 8) реквизированное имущество, 9) конфискованное имущество.

2) Кооперативно-колхозная собственность. При диктатуре рабочего класса, когда земля и основные орудия и средства производства принадлежат государству, кооперативно-колхозная собственность является одной из форм социалистической собственности. Социалистическая кооперативно-колхозная собственность, в отличие от государственной собственности, не составляет единого фонда, а принадлежит каждой кооперативной организации, каждому колхозу, как отдельным собственникам. В связи с этим распоряжение кооперативной собственностью сосредоточено в руках каждой кооперативной организации. Вышестоящая кооперативная организация не имеет права распоряжаться имуществом нижестоящей кооперативной организации. Местные органы власти не вправе распоряжаться имуществом кооперативных организаций. Однако это не исключает повседневного руководства, осуществляемого Советским государством колхозами и кооперативными организациями. Деятельность колхозов и кооперативных организаций определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом. Кооперативные организации используют своё имущество согласно народнохозяйственному плану. В отличие от государственной собственности переход объектов, относящихся к основному фонду кооперативной организации, от одной кооперативной организации к другой, либо от кооперативной организации к государству и обратно совершается, как правило, за вознаграждение. Кроме того, если рабочие и служащие государственных предприятий получают заработную плату и не участвуют ни в распределении прибыли, ни в покрытии убытков предприятия, заработок членов кооперативных организаций определяется результатами оперативной деятельности кооперативной организации. Убытки могут быть распределены между членами кооперативных организаций. Объекты кооперативно-колхозной собственности перечислены в ст. 7 Конституции СССР: общественные предприятия с их живым и мёртвым инвентарём, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки. Таким образом круг объектов кооперативно-колхозной собственности уже круга объектов государственной собственности. Для правильного понимания характера и значения колхозной собственности следует иметь в виду, что колхоз является необычным предприятием, т. к. он работает на земле, являющейся общенародной собственностью, и при помощи основных орудий производства, также являющихся общенародной собственностью. Основной собственностью колхозов является продукция колхозного производства, не считая построек.

Способами возникновения кооперативно-колхозной собственности являются: добровольное обобществление имущества лиц, вступающих в кооперативную организацию; вступительные, паевые и специальные взносы членов; результаты хозяйственной деятельности; помощь государства, гражданско-правовые сделки.

Колхозная собственность является не общенародной собственностью, а групповой, и значительная часть колхозной продукции включается в систему товарного обращения. Между тем товарное обращение несовместимо с перспективой перехода от социализма к коммунизму. И. В. Сталин указывал, что одним из основных предварительных условий перехода от социализма к коммунизму является поднятие колхозной собственности до уровня общенародной собственности, а для этого необходимо выключить излишки колхозного производства из системы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между государственной промышленностью и колхозами. Основной собственностью колхозов является продукция колхозного производства, и включение её в систему продуктообмена даст тем самым возможность включить и колхозную продукцию в систему общенародного планирования и поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности.

3) Личная собственность. Право личной собственности гражданина имеет целью удовлетворение его личных потребностей. Личная собственность является производной от социалистической собственности. Труд граждан в социалистических организациях с оплатой в соответствии с его количеством и качеством является основным источником возникновения личной собственности. Субъектами права личной собственности являются граждане и колхозный двор (см.). Объектами личной собственности являются: трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления и удобства (ст. 10 Конституции СССР). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. установлено, что каждый гражданин и. каждая гражданка СССР имеют право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно, как в городе, так и вне города. Граждане могут распоряжаться личной собственностью по своему усмотрению, но при условии сочетания личных интересов с общественными, не нарушая правила социалистического общежития и не превращая личную собственность в источник получения нетрудового дохода, что противоречит назначению личной собственности. Незаконным использованием личной собственности является: использование её в целях эксплуатации чужого труда, спекуляция, использование личной собственности в виде промысла не для личного потребления, а для получения от неё дохода.

Личная собственность колхозного двора имеет своими объектами жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий с.-х. инвентарь, согласно Уставу сельскохозяйственной артели (ст. 7 Конституции СССР). Орудия и средства производства, подлежащие обобществлению при вступлении в колхоз, не могут быть объектами личной собственности колхозного двора. С другой стороны, члены колхозного двора не могут иметь в индивидуальной личной собственности те объекты, которые по Конституции СССР и по Уставу сельскохозяйственной артели принадлежат колхозному двору. В области внутренних отношений членов колхозного двора личная собственность колхозного двора является совместной собственностью его членов (см. Общая собственность).

4) Мелкое частное хозяйство. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и некооперированных кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого-труда (ст. 9 Конституции СССР). Объектами П. с. единоличных крестьян и кустарей являются мелкие-орудия и средства производства, предназначенные для производства товарной продукции. Удельный вес мелкого частного хозяйства в экономике СССР ничтожен. Законодательство о мелком частном хозяйстве имеет своей целью стимулировать процесс перехода единоличных крестьян и кустарей на рельсы коллективного производства: вовлечение крестьян в колхозы, а кустарей – в промысловую кооперацию. Доходы от мелкого частного хозяйства подлежат повышенному налоговому обложению. Что касается гражданско-правового режима объектов мелкого частного хозяйства, то на них, как правило, распространяются гражданско-правовые нормы, которые определяют положение объектов личной собственности.

Охрана права собственности. Советское законодательство всегда было направлено на всемерную охрану социалистической собственности. Охрана социалистической собственности является одной из основных функций Советского государства во второй главной фазе его развития. Согласно ст. 131 Конституции СССР, каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу Советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа. Охраняется законом и право личной собственности граждан (ст. 10 Конституции СССР). П. с. охраняется нормами гражданского, административного и уголовного^ права.

Гражданское право даёт собственнику в случае нарушения его прав следующие меры защиты: иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения [(ст. 59 и 60 ГК) см. Виндикация]: иск об устранении помех, мешающих собственнику пользоваться объектом его П. с. (ст. 59 ГК) – т. н. негаторный иск (см.); иск о возмещении ущерба, причинённого собственнику повреждением его имущества (ст. 403 ГК); иск из неосновательного обогащения (ст. ст. 399, 400 ГК), предъявляемый собственником лицу, получившему имущество собственника без достаточного правового основания. Иск из неосновательного обогащения предъявляется собственником в тех случаях, когда собственник не может предъявить виндикационный иск. Так, напр., иск о возврате незаконно полученных денег; иск о возврате стоимости неосновательно полученных, но уже использованных вещей. Гражданское право особо охраняет государственную социалистическую собственность. В спорах о П. с. государственных организаций с кооперативными или общественными организациями либо с гражданами установлена презумпция государственной собствеиности, т. е. предполагается наличие государственной собственности, пока не будет доказано противное. На государственные учреждения и предприятия не распространяется ограничение виндикации, и они могут истребовать от всякого приобретателя принадлежащее им имущество, незаконно отчуждённое каким бы то ни было способом (см. 60 ГК). На виндикацион-ные иски государственных организаций не распространяется исковая давность.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

soviet_legal.academic.ru

Право собственности в советское время

Пришедшие к власти революционеры видели решение земельного вопроса иначе, чем это предлагалось П.А. Столыпиным.

Как известно из истории, большевики отстаивали национализацию земли, в то время как меньшевики, левые эсеры — социализацию. В соответствии с программой партии эсеров был составлен Крестьянский наказ о земле. Партия эсеров выступала за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из частной собственности отдельных групп и лиц в общенародное достояние на следующих началах: а) все земли поступают в заведование центральных и местных органов; б) пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, т.е. обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; в) рента должна быть обращена на общественные нужды; г) земля обращается во всенародное достояние без выкупа.

Эти положения эсеровской программы были развиты в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета «О земле», принятом Вторым съездом Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрьской революции, т. е. в 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) 1917 г.

В соответствии с п.1 Наказа право частной собственности на землю отменялось навсегда; земля не могла быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо иным способом отчуждаема. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. При окончании пользования землей она поступает обратно в земельный фонд. При этом преимущественное право пользоваться указанными земельными участками получали ближайшие родственники лиц, отказавшихся от них, или иные лица по указанию отказавшихся. Право частной собственности отменялось навсегда, запрещались сделки с землей (купля — продажа, аренда, залог). Вся земля безвозмездно отчуждалась и переходила в собственность всего народа, а все недра земли в собственность государства. Не разделялись лишь участки с высококультурным хозяйством (сады, рассадники, питомники). Они передавались в пользование общин, также в пользование общин передавались животноводческие фермы и заводы. Помимо самой земли конфискации подлежал весь инвентарь (живой и мертвый), исключение делалось для малоземельных крестьян.

Землепользование признавалось уравнительным, и земля распределялась по трудовой или потребительской норме. Форма землепользования не определялась, ее определение передавалось на усмотрение общин или селений.

Распределением земли заведовали местные и центральные самоуправления. Земля подвергалась периодической переделки в соответствии с приростом населения отдельной местности. В случаи если же земли не хватало для всего населения, то избыток людей просто подлежал переселению в другую местность со свободной землей. Переселение осуществлялось за счет государства. Причем переселению подлежали в первую очередь безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и по жребию или по личному волеизъявлению.

Таким образом, Декрет провозгласил социализацию земли. Причем партия большевиков была, хотя и против социализации, но как выразился В.И. Ленин они решили воздержаться. Как известно они придерживались национализации земли. «Нам говорят, что мы против эсеровской социализации земли и что поэтому мы не сумеем договориться с левыми эсерами. Мы отвечаем на это: да, мы против эсеровской социализации земли, но это не помешает нам быть в честном союзе с левыми эсерами. Сегодня или завтра левые эсеры выдвигают своего министра земледелия и, если он проведет закон о социализации, мы не будем голосовать «против». Мы воздержимся» [35, c.101].

Если Декрет «О земле» имел в основном сельскохозяйственную направленность, то Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собственности на землю в городах» было отменено право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, принадлежащие как частным лицам и промышленный предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящимся в пределах всех городских поселений [27, c.142].

Таким образом, основные земельные преобразования пост революционного периода сводились: а) к отмене права частной собственности; б) к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства; в) к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов; г) к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, — права постоянного (временного) пользования.

Процесс всеобщего огосударствления, в первую очередь сельскохозяйственной сферы, был прерван нэпом, когда в земельных отношениях наметились зачатки гражданского оборота.

Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства. Поэтому 27 января (9 февраля) 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов ВЦИК утвердил Декрет “о социализации земли” или как говорится в литературе это Основной Закон о социализации земли. В нем в основном были изложены основные принципы Декрета о земле, Декрет о социализации земли подтверждал национализацию земель, недр, лесов и вод, а так же положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра [21, c.407-419].

В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления.

В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования.

Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говорилось о необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов». На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что вся земельная политика была направлена: 1) на уничтожение права собственности на землю; 2) на объединение крестьянского труда (будь это товарищества или общины). Чтобы получить, в соответствии с законом о социализации, землю в первую очередь, а не в последнюю, бывшие батраки и безземельные крестьяне должны были объединиться в коммуну или артель, создать коллективное хозяйство.

Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердила ЗК РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г.

Вскоре земельные кодексы были приняты и в других союзных республиках Союза ССР.

Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли.

Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, способам землепользования в земельном обществе, а также правовому положению крестьянского двора. «Помимо существующих земельных обществ таковыми признаются: сельскохозяйственные коммуны и артели, а также добровольные объединения отдельных дворов или совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ.

Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной государственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССР установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

Практика хозяйствования очень скоро обнаружила многочисленные отступления, и даже грубые нарушения законодательства, объективно подрывавшие начала национализации. Речь шла о многочисленных земельных сделках, маскируемых, как правило, продажей недвижимости.

Выявившиеся уклоны от принципов земельной политики и, прежде всего, начала национализации земли предстояло ликвидировать новому основополагающему документу в области земельных отношений — Общим началам землепользования и землеустройства.

В начале 1926 г. разработка его проекта была поручена Комиссии законодательных предположений при СНК СССР. Предложенный комиссией вариант Общих начал содержал в своих Основных положениях, почти дословно повторяемую установку Директивных указаний на то, что всякого рода сделки, нарушающие в прямой или скрытой форме начало национализации земли (купля-продажа, залог, дарение, завещание, самовольный обмен землей и т.п.), недействительны и влекут за собой лишение участников этих сделок права пользования землей с привлечением их и их пособников к уголовной ответственности.

ЦИК СССР постановлением от 15 декабря 1928 года утвердил Общие начала землепользования и землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений: определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; ”Основой земельного строя Союза ССР, обеспечивающей возможность социалистического строительства в сельском хозяйстве, а также проведение землеустройства и организацию землепользования в интересах основной массы крестьянства — бедняков и середняков, является национализация земли, т.е. отмена навсегда частной собственности на землю и установление на нее исключительной государственной собственности Союза ССР» [39, c.591-592].

В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало основным и потребовало дальнейшего совершенствования, упорядочения и охраны от каких бы то ни было нарушений. В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и совхозного землепользования. 3 сентября 1932 г. вышло в свет постановление ЦИК и СНК СССР «О создании устойчивого землепользования колхозов», завершившее формирование пакета документов по утверждению коллективных хозяйств на основе сплошной коллективизации. В нем резко осуждалась практика самовольного изменения местными органами власти земельной территории колхозов и подчеркивалась необходимость организации устойчивого и культурного хозяйства на колхозных землях.

II Всесоюзным съездом колхозников-ударников 17 февраля 1935 г был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен затем в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом, конституционным принципом. «Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно» [34, c.63]. Принцип бесплатности пользования землей был распространен на все сельскохозяйственные земли, а также на все виды пользования землей и лесами, сенокошение, пастьбу скота и др.

13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное законодательство — были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят новый Земельный Кодекс РСФСР. Статьей 10 Земельного Кодекса закреплялся принцип бесплатности землепользования.

“В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР”.

Земельным Кодексом 1970 года предусматривалась Уголовная и административная ответственность за нарушение земельного законодательства. Любые сделки касающееся купли — продажи, залога, завещания, дарения, аренды, самовольного обмена земельными участками, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, признавались недействительными.

Одним из важнейших актов рассматриваемого периода были Основы законодательства о земле принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года. Эти основы регулировали земельные отношения и были направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей[43, c.10-47]. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству.

25 апреля 1991 года принимается Новый Земельный кодекс. Это был принципиально новый документ, который регулировал все земельные отношения. Но он был ограничен действовавшей Конституцией РСФСР 1978 года, в которой как говорилось выше, был наложен десятилетний мораторий на продажу земли. Что касается купли — продажи земли, то можно сказать, что существовали отношения гражданин — государство и государство — гражданин. Одним из основных плюсов нового ЗК явилось установление разбирательства всех земельных споров в суде. До принятия ЗК в судебном порядке рассматривались только споры о пользовании земельным участком его собственниками в городской черте.

studbooks.net

Смотрите еще:

  • Заявление на социальный вычет 2018 образец Заявления на стандартный налоговый вычет - образец 2017-2018 Отправить на почту Заявление на стандартный налоговый вычет — наиболее востребованный у подавляющего большинства работающего населения документ. […]
  • Филиал 1 фгку главный центр военно-врачебной экспертизы мо рф Организация ФГКУ "ГЦ ВВЭ" Минобороны России Юридический адрес: 105229, МОСКВА Г, ГОСПИТАЛЬНАЯ ПЛ, 1-3, СТР.5 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1313500 - Министерство обороны Российской Федерации […]
  • Как оплатить налог с дивидендов Как оплатить налог с дивидендов Если работодатель издает «списочный» приказ о премировании по организации, объяснять в этом документе, почему кто-то получил премию в меньшем размере, не нужно. Муж не может […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.