Право учебное пособие чистяков

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Н.М. Чистяков Б А К А Л А В Р И А Т

Транскрипт

1 Б А К А Л А В Р И А Т Н.М. Чистяков ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» Второе издание, переработанное КНОРУС МОСКВА 2017

2 УДК 340(075.8) ББК 65.0я73 Ч-68 Рецензенты: С.В. Королев, научный куратор российско-германского центра правовых исследований при Институте государства и права РАН, д-р юрид. наук; С.М. Зубарев, профессор административного права и процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д-р юрид. наук; В.А. Баранов, заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса Фин университета, заслуженный юрист Российской Федерации, канд. юрид. наук, доц. Чистяков, Николай Михайлович. Ч-68 Теория государства и права : учебное пособие / Н.М. Чистяков. 2-е изд., перераб. Москва : КНОРУС, с. (Бакалавриат). ISBN Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования нового поколения для подготовки бакалавров по направлению «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение». В результате изучения теории государства и права будущие бакалавры смогут принимать участие в разработке и реализации практической (налоговой и правовой) и нормативно-методической деятельности, осуществлять научно-исследовательскую и образовательную работу. Особенностью этого учебного пособия является применение инновационных методик. Для студентов-целевиков, обучающихся по направлению «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение». УДК 340(075.8) ББК 65.0я73 Чистяков Николай Михайлович ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Изд Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Усл. печ. л. 18,5. Уч.-изд. л. 11,57. ООО «Издательство «КноРус» , г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2. Тел.: Отпечатано в АО «Т8 Издательские Технологии» , г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 5. Тел.: Чистяков Н.М., 2017 ISBN ООО «Издательство КноРус», 2017

3 Содержание Предисловие. 9 Тема 1. Предмет, методология и функции теории государства и права 1.1. Предмет теории государства и права Принципы и методы теории государства и права Функции теории государства и права Теория государства и права в системе юридических наук Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература. 17 Тема 2. Происхождение государства и права 2.1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе Причины, пути и формы возникновения государства. у различных народов Основные теории происхождения государства и права Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 3. Сущность и типология государства 3.1. Понятие, признаки и сущность государства Социальное назначение современного государства Государственная власть, ее институты и разделение властей Основные подходы к типологии государства Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература. 41 Тема 4. Формы государства 4.1. Понятие и элементы формы государства Форма правления. 44

4 4 Содержание 4.3. Форма государственного устройства Политический режим и его виды Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература. 56 Тема 5. Механизм государства 5.1. Понятие механизма государства,. его структура и особенности Государственные органы: понятие, признаки, виды Финансовые органы в механизме государства Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература. 71 Тема 6. Функции государства 6.1. Понятие и классификация функций государства Внутренние функции государства Внешние функции государства Формы и методы осуществления функций государства Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 7. Государство в политической системе 7.1. Понятие и структура политической системы общества Место и роль государства в политической системе Типология партий и их роль в политической системе Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература. 88 Тема 8. Происхождение и сущность права 8.1. Понятие и признаки права.. Объективное и субъективное право Сущность права Принципы и функции права Различные подходы к правопониманию Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература. 97

5 Содержание Тема 9. Право в системе социальных норм 9.1. Понятие и виды социальных норм Мораль и право Право и обычаи Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 10. Формы (источники) права Понятие формы (источника) права Основные виды форм (источников) права Нормативные правовые акты Российской Федерации Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 11. Система права Понятие, признаки и структура системы права Предмет и метод правового регулирования Основные отрасли российского права Финансовое право в системе отечественного права Соотношение системы права и системы законодательства Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 12. Нормы права Понятие и признаки нормы права Структура правовой нормы Основные виды правовых норм Способы изложения правовых норм. в нормативных правовых актах Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 13. Основные правовые системы современности Понятие и классификация правовых систем Основные правовые семьи народов мира Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература

6 6 Содержание Тема 14. Правовые отношения Правовые отношения: понятие, признаки,. структура и состав Субъекты правоотношений Содержание и основание. возникновения правоотношения Объекты правоотношений: понятие и виды Классификация правоотношений Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 15. Правотворчество Понятие правотворчества, его виды и принципы Стадии законодательного процесса Систематизация нормативных правовых актов Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 16. Реализация права Понятие реализации права, ее формы и виды Применение норм права Стадии и акты правоприменительного процесса Пробелы в праве и пути их преодоления Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 17. Толкование права Понятие и необходимость толкования права Способы толкования права Виды толкования права Акты толкования права: понятие и виды Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 18. Правосознание и правовая культура Понятие, структура и виды правосознания Дефекты правосознания: понятие и виды Понятие, структура и функции правовой культуры

7 Содержание.. Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 19. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность Понятие, признаки и виды правомерного поведения Понятие правонарушения, его признаки,. юридический состав и виды Финансовые и налоговые правонарушения Понятие, признаки и виды юридической. ответственности, ее основания Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 20. Механизм правового регулирования Понятие и структура механизма правового. регулирования Стадии механизма правового регулирования Способы, методы и типы правового регулирования Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 21. Законность и правопорядок Понятие, содержание и значение законности Принципы и гарантии законности Понятие правопорядка. Соотношение законности. с общественным порядком, правопорядком и дисциплиной Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 22. Право и личность Соотношение понятий «человек», «личность», «гражданин» Классификация прав и свобод человека и гражданина Правовой статус личности: понятие, структура, виды Гарантии прав и свобод человека и гражданина Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература

8 8 Содержание Тема 23. Правовое государство и гражданское общество Понятие, принципы и модели правового государства Гражданское общество: понятие, структура, признаки Проблемы становления правового государства в России Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тема 24. Глобализация, государство, право Глобализация: понятие и признаки Глобализация и государственно правовые. изменения в современном мире Глобализация и интернационализация. правовой системы России Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельной работы Литература Тематика и планы семинарских занятий Рекомендуемая литература Заключение. 296

9 ПРЕДИСЛОВИЕ Теория государства и права является базовой научной и учебной дисциплиной юридического образования, так как дает студентам не только систематизированные знания о государстве и праве в целом, но и показывает неразрывную взаимосвязь государства и пра ва, знакомит с различными научными школами и направлениями государствоведения и правопонимания. Большое значение для формирования профессиональных качеств будущего бакалавра в финансово-экономической сфере, подготовки его к практической (экономической и правовой сфере) и нормативно-методической деятельности имеет изучение таких тем и вопросов, как «Финансовое право в системе отечественного права», «Система права», «Финансовые и налоговые правоотношения», «Финансовые и налоговые правонарушения», «Виды налоговой юридической ответственности» и др. Изучение этой учебной дисциплины будет способствовать также формированию у студентов нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону, общей налоговой культуре, развитию соответствующих навыков применения юридических знаний, необходимых для дальнейшей практической работы будущих бакалавров в финансово-экономической сфере. При написании учебного пособия были использованы материалы из работ по теории государства и права А.В. Малько, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, Г.В. Назаренко, В.Д. Перевалова, Л.П. Рассказова, Л.В. Смирнова, О.В. Старкова, В.М. Сырых, Е.И. Темнова, И.В. Упорова, В.И. Червонюка, А.В. Якушева.

10 ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Основные понятия: объект, предмет, методология, методы, принципы, функции 1.1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Теория государства и права является наукой со своими собственными понятиями и категориями. Она имеет объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта исследования шире. Под объектом науки понимается объективная область исследования той или иной науки. Под предметом науки понимается выделенная, т.е. вовлеченная в исследование часть объекта изучения. Объектом теории государства и права являются два общественных феномена государство и право, а также государственно-правовые явления социальной жизни. Вместе с тем государство и право являются объектом изучения других социальных наук: философии права, социологии права и политологии. Однако каждая наука имеет свой предмет изучения. Вопрос о предмете теории государства и права является дискуссионным. Но все же большинство правоведов сходятся в том, что предметом теории государства и права являются: 1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. В содержание предмета теории государства и права входят такие основ ные вопросы, как происхождение государства и права, сущность

11 Тема 1. Предмет, методология и функции теории государства и права и типы государства, функции, механизм и формы государства, сущность и система права, нормы и источники права, правоотношения и правосознание и др., а также иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий юриспруденции ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Принципы это основные исходные положения, основополагающие начала. Основными принципами теории государства и права являются объективность, плюрализм, конкретность, историзм, принцип всестороннего познания и другие. Принцип объективности предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений по сути и в реальности, не идеализируя, но и не очерняя их, отстраненно отображая реальность. Принцип плюрализма подразумевает изучение не одного оторванного объекта, а всего комплекса взаимосвязанных явлений, порожденных реальностью. Принцип историзма заключается в рассмотрении и оценке государственно-правовых явлений с точки зрения их исторического и будущего развития. Принцип всестороннего познания требует изучения одного и того же явления с точки зрения других общественных наук. Методология это совокупность принципов, подходов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется познание государственно-правовых явлений (рис. 1.1). Методология теории государства и права включает в себя всеобщие, общенаучные и специальные методы. Всеобщие методы это философские, т.е. мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются метафизика и диалектика. В метафизическом методе государство и право воспринимаются как институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека. При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии. С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе разделения труда, появления частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основ ным при исследовании государства и права.

12 12 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Рис Структура методологии теории государства и права

13 Тема 1. Предмет, методология и функции теории государства и права 13 Основными общенаучными методами являются: логический, системный, функциональный, статистический, сравнительный и дру гие. Логический метод включает в себя анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование и т.д. Анализ (от лат. analysis разложение) разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям. Синтез (от лат. synthesis соединение) изучение государственно-правовых вопросов путем их объеди нения и рассмотрения как одного целого. Индукция (от лат. induction наведение) прием, согласно которому на основании принадлежности признака отдельным предметам делают вывод о его принадлежности к определенному множеству предметов. Дедукция (от лат. deduction выведение) обратный по отношению к индукции путь изучения явлений: от наиболее общего к част ному. Системный подход восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе. Функциональный подход определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния. Статистический метод использование количественных данных в процессе исследования государственно-правовых явлений. Сравнительный метод на основе сравнения исследуемых явлений выявляются общие и особенные черты, этапы и тенденции развития государственно-правовых явлений. К специальным методам при изучении теории государства и пра ва относятся: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и кибернетический. С помощью формально-юридического метода изучаются основные понятия юриспруденции; даются их определения; производятся толкование смысла и классификация понятий; вычленяются признаки; осуществляется иное их исследование. Этот метод применяется на стадии познания юридической практики. Метод толкования права предназначен для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона. Например, в толковании сотрудникам Центрального Банка РФ норм права конкретных инструкций по технике проведения проверок банков и иных кредитных организаций. Метод государственно-правового моделирования используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.

14 14 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Метод правотворческого эксперимента напрямую связан с методом государственно-правового моделирования, являясь воплощением его на практике. При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов правовых систем в целом, определе ние общих закономерностей и особенностей. Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации. Конкретно-социологический метод это выяснение мнения общества по вопросам государства и права: тестирование, интервьюирование, те лефонные опросы и др. Кибернетический метод изучение государства и права с использова нием современных технических достижений: математических моделей, алгоритмов, компьютерных программ и т.д. Эти методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права. Теория государства и права является базовой наукой и методологической основой всех юридических дисциплин. Теория права и государства, обладая системой логических приемов и методов исследования, открывает новые закономерности в развитии права и государства, что особенно важно в переходные периоды развития общества, а также в условиях глобальных экономических и финансовых кризисов ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Теория государства и права выполняет свои специфические функции: гносеологическую, теоретическую, онтологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую, организаторскую и др. Гносеологическая функция познание и объяснение сущности, содержания и форм государства и права. Теоретическая функция заключается в описании и объяснении существующей государственной и юридической практики, правовой системы, формулировании общих и специфических законов развития права и государства. Онтологическая функция (от греч. онтос сущее) исследование, систематизация, изучение и анализ данных о государственно-правовых явлениях. Дает ответы на вопрос, что такое государство и право, как они возникли, развиваются и функционируют.

15 Тема 1. Предмет, методология и функции теории государства и права Эвристическая функция (от греч. эуриско нахожу) связана с развитием науки теории государства и права, уяснением ее тенденций и взаимосвязей с другими общественными явлениями, открытием новых закономерностей государственно-правовой жизни общества. Прогностическая функция (от греч. прогносис предсказание, предвидение, основанное на определенных данных) обосновывает прогнозы изменения состояния государственно-правовых явлений. Методологическая функция система принципов и методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, которые затем творчески используются другими отраслевыми юридическими науками. Способствует научному познанию и установлению истины. Идеологическая функция (от греч. идеа понятие, представление; логос слово, теория) отражает роль государства и права в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни. Создает научную основу для формирования политического и правового мировоззрения общества. Организаторская, или практически-организаторская, функция заключается в том, что теория государства и права вырабатывает практические рекомендации по совершенствованию правотворческой, правоприменительной и иных видов правовой деятельности. Все функции тесно взаимосвязаны между собой, что обеспечивает успешное развитие теоретической науки о праве и государстве ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК Юридические науки принято классифицировать на следующие группы: 1. Общетеоретические и исторические, или теоретико-исторические, науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права (история отечественного государства и пра ва и история государства и права зарубежных стран), история политических и правовых учений. 2. Отраслевые юридические науки, занимающиеся исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни, например конституционного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуального права, торгового права, финансового права, налогового права и т.д. 3. Прикладные, к которым относятся криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и т.п.

16 16 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Рис Место теории государства и права в системе юридических наук

17 Тема 1. Предмет, методология и функции теории государства и права 4. Организационные науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов. Например, судоустройство, организация прокуратуры, нотариата, прокурорского надзора и др. 5. Международные, изучающие международное публичное право, международное частное право, международное гуманитарное право, космическое право, морское, атомное, право, регулирующее новые способы мировых коммуникаций, основанных на современных информационных технологиях, средствах массовой информации и др. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками показано на рис Вопросы для самоконтроля 1. Что составляет «объект» и «предмет» изучения теории государства и права? 2. Что такое методология теории государства и права? 3. Раскройте содержание всеобщих методов познания государственноправовых явлений. 4. Что представляют собой общенаучные методы? 5. Что можно отнести к специальным методам? 6. Какие функции призвана выполнять теория государства и права? 7. Что представляет собой классификация юридических наук? 8. Каково место теории государства и права в системе юридических наук? Задания для самостоятельной работы 1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь. 2. Составьте конспект главы 13 «Методология юридических наук» работы Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права». 3. Составьте схему «Теория государства и права в системе общественных наук». 4. Составьте схему «Взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми юридическими науками». Литература Алексеев С.С. Право: азбука теория философия. Опыт комплексного исследования. М. : Статут, Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., Керимов Д.А. Методология права. М., Комаров С.А. Теория государства и права. М. : Норма, Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник. 5-e изд., перераб. и доп. Норма НИЦ Инфра-М, Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. 4-е изд. испр. и доп. М., Назаренко Г.В. Общая теория права и государства : учебный курс. М. : Издво Ось-89, Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., Темнов Е.И. Теория государства и права : учеб. пособие. М. : КноРус, Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Омега-Л,

18 Рекомендуемая литература Основная Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. М. : Статут, Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов. М. : Омега-Л, Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права : учеб. пособие. 2-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, Комаров С.А Теория государства и права. М. : Норма, 2015 Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник. 5-e изд. перераб. и доп. М. : Инфра-М, Норма, Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М. : Проспект, Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. 4-е изд. испр. и доп. М., 2013 г. Нерсесянц В.С. Проблемы обшей теории права и государства : учебник. ИНфра-М, Норма, Перевалов В.Д. Теория государства и права : учебник. М. : Норма, Темнов Е.И. Теория государства и права : учеб. пособие. М. : КноРус, Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. : Омега-Л, ЧервонюкВ.И. Теория государства и права : учебник. М. : ИНФРА-М, Дополнительная литература Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М. : Норма, Дергачев В.А. Глобалистика. М. : Юнити-Дана, Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций. М. : Феникс, Иванов А.А. Теория государства и права : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, Клепицкая Т.А. Теория государства и права : учеб. пособие. М. : РИОР, Назаренко Г.В. Общая теория права и государства : учебный курс. М. : Ось 89, Права человека : учебник // под ред. Е.А. Лукашевой М.: Инфра-М, Норма, Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник. М. : Проспект, Радько Т.Н. Хрестоматия по теории государства и права / под общ. ред. И.И. Лизиковой. 2-е изд. М. : Проспект, Смоленский М.Б. Теория государства и права. М. : Дашков и К о, Теория государства и права : хрестоматия : в 2 т. Т. 1. Государство. Т. 2. Право / автор-сост. М.Н. Марченко. М. : Издательский дом «Городец», 2004.

19 Заключение Освоение основных проблем теории государства и права будет способствовать формированию профессиональной и правовой культуры бакалавра в сфере налогов и налогообложения. Знание основных государственно правовых категорий необходимо не только для дальнейшего успешного овладения такими юридическими науками, как «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Финансовое право», но и для понимания правового механизма обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых платежей в бюджет, умения выявлять, анализировать и оценивать правовые причины налоговых правонарушений, разрабатывать меры по их пресечению и недопущению. Основные понятия о государстве, которыми овладевают студенты в результате изучения теории государства, имеют огромное значение для их ориентации в организации и функционировании государственных органов, прежде всего финансовых и налоговых, в механизме государства. Эти знания необходимы для понимания специфики деятельности налоговых органов и их структуры. Изучив основные понятия о праве, студенты смогут анализировать информацию о состоянии и изменении налогового законодательства, реализации механизма налогообложения, включая правовое регулирование налоговых вопросов, смогут применять нормы права в своей профессиональной работе, свободно ориентироваться в сложной правовой реальности. Эти знания необходимы также для понимания законодательства и всего меха низма правового регулирования экономических отношений.

docplayer.ru

Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие — «Зерцало-М», 2004 г.

Конституция СССР 1924 года

Таким образом, Конституция СССР 1924 года явилась результатом образования Советского Союза и его логическим завершением. Колебания между формой юридического закрепления этого государства завершилось в пользу именно Основного закона, а не Договора. Союзный договор стал, следовательно, лишь определенным этапом в истории оформления Союза ССР. Споры о форме конституирующего документа были проявлением как определенных сепаратистских настроений в рядах руководителей некоторых союзных республик, в первую очередь Украины, так и простым непониманием важности правильной правовой формы закрепления нового государства. Победила, однако, рациональная линия, отвечавшая требованиям времени и дальнейшей перспективы развития СССР.

Создание СССР в качестве союзного государства не вполне отвечало объективным условиям, особенностям национального состава страны, естественно предрасположенной больше к форме государства с автономными образованиями. Но международная обстановка, надежда на мировую или, по, крайней мере, общеевроазиатскую революцию побудили В.И.Ленина, а вслед за ним и все руководство Коммунистической партии и Советского государства поставить карту именно на союзное государство, федеративное. Впрочем, и такая форма государственного единства для нашей страны оказалась все-таки достаточно жизнеспособной, выдержав даже страшные испытания Великой Отечественной войной и другие трудности. И хотя разрушение Советского Союза в определенной мере облегчалось союзной формой государственного единства, тем не менее не в ней была главная причина беды.

Уже упоминавшийся философ А.Н. Медушевский выдвинул странную идею о том, что партия в Конституции 1924 г. «формально закрепляя федеративный принцип, . реально проводила курс на последовательное сворачивание прав республик и превращение их в автономии»*(265). Юристы знают, что превратить союзное государство в государство с автономными образованиями практически невозможно и, конечно, такого процесса в истории Советского государства не было. Другое дело, что Ленин и Сталин никогда не скрывали, а наоборот, подчеркивали временный характер федеративного устройства, полагая, что ему на смену должен прийти социалистический унитаризм — форма государственного единства, более удобная для развития экономики, культуры и пр.

Конституция союзного государства, каким стал Советский Союз с 1922 года, исходила из концепции разделения суверенитета, то есть субъектами суверенных прав и обязанностей стали как сам Советский Союз, так и его члены, между которыми были построены гармоничные отношения. СССР взял на себя наиболее важные функции, обеспечивающие прочность государства и дальнейшее его развитие. Права Союза были исчерпывающе зафиксированы в законе. Остальные ничем не ограниченные возможности оставались за республиками — членами союзного государства. Это обеспечивало свободное развитие как самого Союза, так и его членов — союзных республик, необходимую свободу всякого рода самоопределения, в первую очередь хозяйственного и культурного. Советский Союз не ограничивал развитие народов, а наоборот, создавал условия для их дальнейшего роста. Не случайно уже в период до создания второй Конституции Союза в него вошли три новых союзных республики, получившие такие же права, как и государства-учредители.

Гармония между государством в целом и его частями в федерации не означает, конечно, «гармонии федеративного и унитарного начал» в федеративном государстве, как это утверждает один автор*(266). Федерализм и унитаризм — диаметрально противоположные принципы организации государственного единства: или государство простое, или оно сложное — третьего не дано. Конечно, можно превратить любое федеративное государство в унитарное и наоборот, но это уже другой вопрос. Одновременно же и то же государство не может быть неким гермафродитом — и федерацией, и унитарным государством.

Конституция создала и закрепила систему высших органов власти, управления и юстиции, а также органов государственной безопасности. Эти органы создавались исходя из опыта строительства союзных республик, и прежде всего РСФСР. Всесоюзный съезд Советов почти полностью копировал Всероссийские съезды, особенно по порядку образования и составу. Да и компетенция его была сходна с кругом полномочий съездов Советов РСФСР. Вместе с тем имелись неизбежные отличия, вытекавшие из особенностей правовой природы Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР уже отличался от ВЦИК и ЦИК других союзных республик. В ходе строительства Союза и разработки его Конституции родилась идея двухпалатности, обусловленная стремлением более четко и конкретно обеспечить интересы союзных республик. Эта идея не вытекала из опыта отношений между республиками накануне образования Союза, но была вполне плодотворной, как новая форма организации связей внутри федерации.

Конструкция ЦИК Союза ССР определила и новую структуру Президиума ЦИК. При этом как сам ЦИК Союза, так и его Президиум изменялись в последующие годы в силу возникновения новых членов союзного государства, включавших в эти органы своих представителей.

Совет Народных Комиссаров СССР был также подобен правительствам союзных республик. Однако состав его резко отличался. Это проистекало из идеи трех видов наркоматов, родившейся еще до образования СССР, в ходе организации связей между Советской Россией и союзными с ней республиками, но теперь поднятой на новую ступень. Надо сказать, что ведомства по количеству распределялись почти равномерно: пять народных комиссариатов стали общесоюзными, пять — союзно-республиканскими, или, по тогдашней терминологии, объединенными, и шесть относились к республиканским. Такая конструкция, как и создание второй палаты ЦИК Союза, решала все ту же задачу — обеспечить наилучшее сочетание интересов Союза в целом с особенностями его членов. Первая группа наркоматов отвечала наиболее общим интересам федеративного государства, связанным, прежде всего, с внешними функциями, вторая группа сочетала дела общесоюзные с республиканскими, наконец, третья имела дело с национальной спецификой каждой союзной республики.

В отличие от конституций союзных республик Основной закон Союза уделил специальное внимание, специальную главу органу правосудия — Верховному суду СССР. Верховные суды существовали и в союзных республиках, прежде всего в РСФСР, но ни одна из конституций этих республик не уделяла им никакого внимания. Поэтому в данном вопросе Основной закон Союза шел по непроторенному пути. Правда, и функции Верховного суда СССР отличались от задач верховных судов республик. Он был связан с судебной системой членов Федерации сложными узами. С одной стороны, он стал как бы вершиной судебной системы всего Союза, с другой стороны, процессуально мало координировал свою деятельность с судами членов Союза.

В отличие от конституций союзных республик, Основной закон Союза включил специальную, хотя и маленькую, главу об органах государственной безопасности — об Объединенном государственном политическом управлении.

Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго — каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была увенчана принятием нового Основного закона СССР, построенного на новых принципах.

*(1) См.: Учебные программы по специальности «Юриспруденция». Общие курсы. М., 2001. С. 34.

*(2) См.: Отечественное законодательство ХI-ХХ веков. Ч. 1. ХХ век. М., 1999. С. 217.

constitution.garant.ru

Смотрите еще:

  • Вакансия юриста во владимире Работа «юрист» в Владимире, 69 вакансий 6 июля 2018 – Требования: Образование Высшее юридическоеОпыт работы на позиции юрист а от 3 годаОпыт работы в рознице (предпочтительнее продукты питания)Опыт работы с […]
  • Бесплатный юрист в красногвардейском районе Юридические фирмы, Красногвардейский район, СПб Юридическая фирма ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ БИЗНЕСА 7-812-495-61-56 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 11 Юридическая фирма АЗАТ 7-812-441-38-58 195027, […]
  • Срок рассмотрения дел в суде первой инстанции Новая редакция Ст. 154 ГПК РФ Комментарий к Статье 154 ГПК РФ 1. Требование своевременности судебного разбирательства - одна из главных задач гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ). Указание на […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.