Правовая защита законных интересов несовершеннолетних детей

Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы Независимый доклад Российского Детского фонда «О положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации» // Дитя человеческое. Специальный выпуск. — 2006. № 4-6. .

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Необходимо признать, что законы создающие условий для улучшения положения детей оказались неработающими и органами исполнительной власти разных уровней они во многом не выполняются.

Политическая и социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется тотальной деморализацией общества, вседозволенностью и безнаказанностью при демонстративном игнорировании социальных и правовых норм. Россия к концу XX века не стала ни демократическим, ни правовым государством. Российское законодательство не обеспечивает в должном объеме безопасность детей, индифферентно к их физическому, духовному, психическому здоровью. Эти обстоятельства приводят к росту детской преступности. Исполнительная власть страны далека от интересов детей, ей сегодня не до них. Она реорганизует управление государства, ищет новые формы и методы управления экономикой и производством. В лучшем случае власть способна фиксировать социальные девиации в детской среде. Изменить что-либо такая «социальная активность» исполнительной власти объективно не может.

Положение российских детей остается до сих пор в критическом состоянии. Около 35 млн. детей (что составляет 23,9% населения России) остаются в течение многих лет самой незащищенной частью российского общества. Похоже, что нашему государству дети не нужны, и они стали жертвами социально-политических и экономических реформ. Жизненный уровень ребенка в нашей стране зависит от социального положения его законных представителей, государство не дает никаких гарантий для достойного развития несовершеннолетних граждан. В России не созданы условия, необходимые для нормального развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, получения образования, обеспечивающего духовно-нравственные ценности личности, ее позитивную социализацию, востребованность на рынке труда, готовность принимать ответственные решения и вести здоровый образ жизни.

Анализируя положение детей в ретроспективе, к числу основных причин, обусловливающих в последние годы сокращение для абсолютного большинства российских детей вышеперечисленных условий вплоть до их полной ликвидации, можно отнести:

— попрание прав детей в различных сферах их жизнедеятельности;

— снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей;

— неразвитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей ничтожно малы);

— тотальную духовно-нравственную деградацию общества;

— легализацию криминальных форм жизнедеятельности не только и не столько отдельных личностей, сколько уже сформировавшихся поколений.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, — истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, — мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции — судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации — традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка — к сожалению, не всегда действуют должным образом.

studbooks.net

4. Защита интересов несовершеннолетних детей.

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.

Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака (ст.182 КоБС РБ) Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения (ч.2 ст.181 КоБС РБ).

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Родители согласно ч.2ст.73 КоБС РБ являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе в судах, без специальных полномочий. Они (согласно ч.1 ст.75 КоБС РБ) обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случаях, когда брак между ними расторгнут.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в из воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

При ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, в суд — по достижении 14 лет.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и интересов несовершеннолетних детей к любому юридическому и физическому лицу.

Целям обеспечения законных прав несовершеннолетних детей супругов служит Соглашение о детях, заключаемое супругами при расторжении брака в установленном порядке.

В Соглашении о детях родители определяют:

· место проживания детей,

· размер алиментов на них,

· порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя,

· другие условия жизни и воспитания детей в соответствии с правами, закрепленными законодательством Республики Беларусь.

При отсутствии Соглашения о детях суд в соответствии со ст.39 КоБС РБ обязан при вынесении решения о расторжении брака определить следующее:

· при ком из родителей и кто из детей остается,

· порядок участия в их воспитании отдельно проживающего родителя,

· с кого из родителей, и в каком размере взыскиваются алименты на содержание детей — при наличии спора между супругами.

Защита прав и интересов детей в случаях:

· смерти родителей, лишения их родительских прав;

· ограничения их в родительских правах;

· признания их недееспособными, болезни;

· длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

· в других случаях отсутствия попечения родителей в соответствии с ч.1 ст.116 КоБС РБ возлагается на органы опеки и попечительства, обеспечивается комиссиями (инспекциями) по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые:

· признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия;

· ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования.

Для установления происхождения между родителями и детьми необходимо, чтобы происхождение детей от данных родителей было удостоверено в установленном законом порядке. Документом, подтверждающим происхождение ребенка от матери, является справка медицинского учреждения, в котором ребенок родился. На основе этой справки в книге записей актов гражданского состояния производится запись о матери. Взаимные права и обязанности между матерью и ребенком возникают независимо от того, рожден ребенок в браке или вне брака.

Происхождение ребенка от отца удостоверяется записью о браке, если родители состоят между собой в зарегистрированном браке (ст. 51 КоБС РБ).

Удостоверение отцовства в отношении ребенка, родившегося у лиц, не состоящих в браке между собой, производится двумя способами:

а) на основании совместного заявления родителей, поданного в органы ЗАГС;

б) в судебном порядке.

Если отцовство не установлено, ни личных, ни имущественных прав и обязанностей между ребенком и отцом не возникает. Установление отцовства приводит к возникновению прав и обязанностей между отцом (его родственниками) и ребенком, но не между отцом и матерью ребенка.

Не является препятствием к установлению отцовства и то, что один из родителей или оба они состоят в другом браке.

Законодательство не запрещает признания отцовства несовершеннолетними, т. к. осуществление родительских прав не ограничено определенным возрастом.

Не допускается установление отцовства лица, признанного в судебном порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, по его заявлению. Отцовство такого лица может быть установлено в суде.

Опекун не вправе признавать отцовство за малолетнее или взрослое недееспособное лицо, потому что родительские права и обязанности в силу их глубоко личного характера не могут возникать через представителей.

Лицо, ограниченное судом в дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами, не лишено права на признание отцовства, поскольку ограничение дееспособности не распространяется на сферу семейных отношений.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуальных совращений, в том числе со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми.

lawbook.online

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 2065 раз

Библиографическое описание:

Мальсагова Б. Х. Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 260-261. — URL https://moluch.ru/archive/133/37151/ (дата обращения: 13.07.2018).

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Ключевые слова: правовое положение, несовершеннолетние, государство, возраст, защита прав детей

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому, что государство, гарантируя имущественное обеспечение для детей, не уделяет вместе с тем, по нашему мнению, должного внимания проблемам охраны нормального развития и благополучия ребенка.

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ) [1, с 65]. Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что основной целью данной статьи является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России.

На современном этапе развития государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка.

Направления, имеющие особое значение в сфере охраны прав ребенка, определились в процессе становления и развития зарубежной и отечественной правовых систем, а результатом этого развития стало появление основных принципов и норм международного права [2, с. 273].

Признание прав семьи и ребенка в российском праве объектом государственно-правовой защиты, повлекло за собой внесение в уголовное законодательство поправок, которые содержат в себе соответствующие составы преступлений и меры уголовно-правового воздействия.

Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, хочу обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах международного права, которые отразились на нормах Конституции РФ и законодательных актов соответствующей отрасли права.

В соответствии с Конституцией РФ, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции РФ, Семейный кодекс [3, с. 53]. (далее — СК РФ) содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.

Несовершеннолетние дети, так же как и взрослые, обладают личными неимущественными правами, такими как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и т. д. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Проводя анализ правового положения детей, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточная развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. [4, с. 325]. Органы государства соответствующего профиля, как правило, обращают свое внимание на ребенка и действуют в отношении него принудительными мерами воздействия только тогда, когда он уже совершил какое-то правонарушение или преступление. Но в это время воздействие уже становится запоздалым.

Указанные проблемы можно решить в том случае, когда установленные и санкционируемые государством правила поведения обеспечиваются мерами юридической ответственности за их неисполнение. Это касается и гарантий защиты прав несовершеннолетних детей.

Важнейшим упущением в обеспечении исполнения родителями конституционных обязанностей является то, что обычно государство игнорирует качественную сторону процесса воспитания, пока дело не приобретает слишком серьезный оборот. Это может выражаться в отсутствии заботы со стороны родителей, оставлении ребенка без еды на несколько дней, долговременном непосещении ребенком школы и т. д.

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, культурное и нравственное развитие ребенка главным образом зависит от личных качеств родителей, их моральных ценностей. Сегодня эта сторона в процессе воспитания не учитывается. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [6, с. 123] допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59.). И, на мой взгляд, это было правильным решением.

С правами одного лица соотносятся обязанности другого. А поскольку психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества, берет на себя обязательство по контролю над родителями [5, с. 372]. Это значит, что родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством. Поэтому необходимо конкретно определить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, касающихся воспитания ребенка и заботы о нем, так как в СК РФ эти меры носят общий характер.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам практического применения норм, которые регулируют права несовершеннолетних и внесение в законодательство изменений, которые создадут реальные условия по ликвидации беспризорности среди несовершеннолетних, а также уменьшат факты жестокого обращения с детьми, снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  4. Леженин В. Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. – Воронеж, 2012.
  5. Нечаева А. М. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2014.
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

moluch.ru

2. Правовое регулирование охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних

Насилию в семье ежегодно подвергается около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из домов убегают 50 тысяч детей, около 10 % из них погибают; 60 % – сироты, достигшие трехлетнего возраста, многие попадают с диагнозом «дебильность» (только в 2008 году поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних [13] .

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний ужу не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей и т. д.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально‑экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантия этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены Гражданским и Семейным кодексами РФ.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.; вторая группа – права на семейное благополучие; третья группа – права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

С рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие – нормами права, в частности, нормами семейного права, которые устанавливают и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями, и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:

1) право на жизнь и воспитание в семье;

2) право знать своих родителей и право на их заботу;

3) право на совместное с ними проживание;

4) право на воспитание своими родителями;

5) обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства [14] .

За ребенком закреплено и такое личное право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ) [15] . Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей – защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (или лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет – в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, исключая случаи, когда это противоречит его собственным интересам. Кроме того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 летнего возраста, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка – обязательное условие для подготовки решения этого вопроса. Согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется и для того, чтобы принять решение об усыновлении, при решении вопроса об имени, отчестве и фамилии при усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Следовательно, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве Российской Федерации представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Статья 60 Cемейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскивается с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка распоряжаться принадлежащими ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ. Указанные статьи определяют дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних. В частности ст. 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей [16] .

Несовершеннолетний может заключать какую‑либо сделку, но затем эта сделка должна быть письменно одобрена его законными представителями; в противном случае она признается недействительной. Несовершеннолетие в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

– распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

– осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

– в соответствии с законом делать вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

– совершать мелкие бытовые и иные сделки.

По достижению 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии весомых оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана разными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т. п. Однако сделать это может только суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Статья 28 ГК РФ предусматривает дееспособность малолетних, т. е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их законные представители. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

– мелкие бытовые сделки;

– сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

– сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителями с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения [17] .

Таким образом, малолетний от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если, исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители имеют право принять дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 164 ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации. Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед или другую вещь и заплатить за это деньги, подаренные ему кем‑либо; фактически принять наследственное имущество (свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель).

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, по которому ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Cемейного кодекса РФ). Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание – это процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере осуществляется такое взаимодействие, тем эффективнее проходит процесс воспитания. Действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего процесса воспитания ребенка в семье. Поэтому семейное законодательство исходит из положения, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за их воспитание и развитие. Именно родители должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ). В первую очередь действующее законодательство возлагает на родителей обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе и в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий. Именно к родителям необходимо обращаться в случаях прав и интересов несовершеннолетних [18] .

Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому если, например, дети проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же ребенок находится с отцом, такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда ребенок находится на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети или дяди и т. п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Многие дети по различным причинам становятся сиротами. Их судьбы всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в свою семью на воспитание или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создать приемную семью предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, не могут создавать приемную семью.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Право на образование включает в себя:

– право на обязательное и бесплатное начальное образование;

– право на открытое и доступное среднее образование в различных его формах, включая профессионально‑техническое среднее образование;

– право на одинаково доступное для всех на основе способностей каждого высшее образование;

– право каждого, кто не проходил или не закончил полного курса начального образования, на получение элементарного образования;

– право родителей и законных опекунов свободно выбирать для своих детей любую школу, отвечающую тем требованиям для образования, который устанавливается государством;

– право родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями [19] .

Право на образование в федеральном законодательстве основывается на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и др.

Под образованием принято понимать целенаправленный обучающий процесс и сам результат воспитания и обучения человека для обеспечения усвоения им систематизированных знаний, умений и навыков в интересах его самого, общества и государства.

Кроме того, это и право каждого человека, и обязанность общества и государства.

Особенно велика роль образования в жизни человека в условиях современного мира. Сегодня образование – это обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, естественная потребность и право человека. Поэтому некоторые авторы рассматривают его как «элемент права на жизнь, права на развитие». Поэтому государство обязано создавать все необходимые условия для свободной реализации каждым его права на образование. Оно обязано предпринимать меры, обеспечивающие:

– обязательное и начальное образование для всех;

– открытость и доступность среднего образования и на конкурсной основе высшего образования;

– активное развитие сети школ всех ступеней;

– установление удовлетворительной системы стипендий;

– постоянное улучшение материальных условий преподавателей.

Международное и национальное законодательство закрепляют фундаментальные гуманистические и демократические цели образования. Оно должно быть направлено на полное развитие человеческой личности, и должно укреплять уважение к правам и основным свободам человека. Задачей системы образования является создание для всех и для каждого возможностей быть полезными участниками общества, способствовать взаимопониманию и терпимости между нациями, расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать укреплению мира.

В последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в области регулирования вопросов образования. В числе новаций следует отметить введение единого государственного экзамена при аттестации выпускников общеобразовательных школ, присоединение России к Болонскому процессу и Копенгагенскому процессу по созданию единого европейского образовательного пространства для высшего и среднего профессионального образования, введение государственных именных финансовых обязательств и др. При этом многие вопросы еще остаются нерешенными.

Отсутствует действенная система правового регулирования в сфере образовательных отношений. Распад СССР, детерминированный кризисом социалистической системы, привел к отказу от целого ряда социальных программ и, в том числе, от про‑граммы всеобщего бесплатного образования. Формирование институтов гражданского общества и глобальная капитализация общественных отношений привела к появлению негосударственного сегмента образовательной системы и коммерциализации многих видов образовательной деятельности. В условиях, когда с одной стороны, декларируется всеобщность права на образование, а с другой – все более явственной становится проблема невозможности реализации этого права, особую значимость приобретают вопросы, связанные с гарантированностью данного права и созданием действенного механизма его реализации.

В этой связи, считает, например, Тяпкина И.В., существует необходимость принятия единого закона в сфере образования – Образовательного кодекса Российской Федерации. Это позволит обеспечить наиболее полное соответствие системы действующих норм права современному состоянию профессионального образования и уст‑ранить большую часть недостатков, имеющихся в действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах, что, в свою очередь, будет способствовать эффективной и целенаправленной реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Общественные отношения, связанные с организацией и получением образования, регулируются соответствующим законодательством: Законом РФ от 21 декабря 2012 года № 273‑Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», законами и иными нормативными актами субъектов Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т. п., и обеспечивает всем гражданам право на образование. Государство создает и контролирует систему образования. Существуют различные формы получения образования: очная, очно‑заочная (вечерняя), заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат.

Право выбора конкретной формы получения образования остается за гражданином. Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя:

– общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

– учреждения начального профессионального образования;

– высшего профессионального образования;

– послевузовского профессионального образования и др.

Применительно к несовершеннолетним основными образовательными учреждениями являются общеобразовательные – начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в них обучается подавляющее большинство детей. Практика показывает, что формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т. п. И все‑таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.

В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно‑правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

В действительности большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили. Именно учредители устанавливают порядок приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального образования. Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на закрепленной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его законных представителей с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители пришли с ребенком в школу, чтобы записать его, их знакомство со школой должно начинаться с прочтения ее Устава и других документов, а обязанность ознакомить с ними лежит на администрации школы. Те же действия администрация школы должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях также бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом при успешной сдаче экзаменов принимаются дети‑сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно‑трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующем законодательством гражданам, поступившим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучения на родном языке. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, указан в его уставе.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) является обязательным для всех учащихся. Однако требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисте и т. д.) трансформируется таким образом, что сохраняет силу до достижения возраста 15 лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что если учащийся достиг возраста 15 лет и изъявил желание покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т. п.), у администрации образовательного учреждения нет права его задерживать. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования и ему не исполнилось 15 лет, то, несмотря на его желание при отсутствии веских оснований, указанных в законе, администрация школы не в праве исключить его [20] .

В то же время Законом установлен предельный возраст (18 лет) обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставе учебного заведения. Анализ уставов многих образовательных учреждений показывает, что в них чаще всего закреплены следующие права учащихся:

– право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности;

– право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;

– право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).

В школах, гимназиях, лицеях и т. п. могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления, различного рода ученические организации, которые допускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся. Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы). Учащиеся обязаны:

– подчиняться требованиям педагогов;

– заботиться о младших;

– соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид;

– поддерживать чистоту в классах, в других помещениях;

– бережно относится к имуществу образовательного учреждения [21] .

Более того, практически все уставы содержат положения в соответствии с которым учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся школ, гимназий, лицеев и т. д. запрещается:

– приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия;

– использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям;

– применять физическую силу для выяснения отношений;

– применять психологическое насилие (например, в форме различного вида угроз);

– заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих (толкать, бить кого‑либо или бросать кого‑то предметы и т. п.).

Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, запрещающие сквернословить в учебных учреждениях, а также пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых сказано выше, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, также указанные в уставах образовательных учреждений. Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят:

– возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение;

– вызов родителей (законных представителей) на собеседование;

– исключение из образовательного учреждения (это самое строгое взыскание).

В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения [22] .

Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушения не исполнилось 14 лет, исключить их из образовательного учреждения нельзя. Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон предусматривает прежде всего совершение учащимся преступлений. По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершению преступления 16‑летнего возраста. Вместе с тем Уголовный кодекс РФ предусматривает случаи, когда уголовная ответственность наступает с 14‑летнего возраста. Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния (перечень изложен в ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Под противоправным действием можно рассматривать и совершение учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Согласно ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Названный Кодекс определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с 16‑летнего возраста:

– мелкое хищение государственного или общественного имущества;

– нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными лицами, не имеющими на это права;

– злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции.

Общественная опасность административных правонарушений, субъектом которых может быть учащийся образовательного учреждения, неодинакова. Поэтому вряд ли можно однозначно говорить о том, что в случае совершении любого административного правонарушения учащегося нужно автоматически исключать из учебного учреждения. В каждом конкретном случае совершения учащимся административного правонарушения необходимо разбираться, и лишь после глубокого анализа случившегося принимать решение.

Другими основаниями для исключения учащихся из образовательных учреждений являются грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Здесь имеется в виду, прежде всего нарушение учащимися своих обязанностей, а так же запретов, содержащихся в уставе образовательного учреждения. Любой из запретов можно рассматривать в качестве грубого нарушения Устава образовательного учреждения, а следовательно, и в качестве основания для исключения из него учащегося.

Неоднократность совершения какого‑либо действия подразумевает его совершение два или более раз. Согласно действующему законодательству решение об исключении учащегося из образовательного учреждения принимает орган управления образовательного учреждения (на практике этим органом чаще всего является педагогический Совет школы, гимназии, лицея и т. п.). Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления (местные администрации) об исключении учащегося. Это делается для того, чтобы органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного несовершеннолетнего в месячный срок могли принять меры по его трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении.

Говоря о правах несовершеннолетних в сфере образования, мы в основном анализировали их применительно к начальному общему, основному общему, среднему общему образованию. Вместе с тем законодательство предусматривает и дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности. Они могут быть реализованы как в общеобразовательных учреждениях, так и в образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах и дворцах детского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и иных учреждений). Кроме того, дополнительное образование можно получить и обучаясь посредством и индивидуальной педагогической деятельности.

Если дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и т. п.) не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право брать за эти услуги плату.

Несовершеннолетние, обучающиеся в образовательных учреждениях, где введены дополнительные платные образовательные услуги, вправе сами или с согласия родителей решать вопрос о необходимости получать или не получать предлагаемые образовательным учреждением дополнительные образовательные услуги. Другими словами, в данном случае речь идет о праве выбора, которое принадлежит учащимся. Причем платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счет средств бюджета. Отсюда следует, что администрация образовательного учреждения не может, не имеет права заставить ученика непосредственно принимать дополнительные платные образовательные услуги вопреки их желанию и воле. Закон предоставляет право получать дополнительное образование за плату. Для реализации такой возможности существует широкая сеть музыкальных и художественных школ, домов и дворцов творчества. При желании детей и родителей получать дополнительное образование индивидуально они могут сделать это, заключив соответствующее соглашение со специалистом.

В заключение отметим, что введение дополнительных образовательных услуг обязательно должно соответствовать общим требованиям к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на:

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

– укрепление и совершенствование правового государства.

Инвалидность – это большая беда. К сожалению, число детей инвалидов в России не уменьшается. И в связи с этим извечная проблема: как обучать, воспитывать таких детей? В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь – помещали таких детей в интернаты. Однако пребывание детей‑инвалидов в учебно‑воспитательных учреждениях практически сводило к минимуму семейное влияние на этих детей, что, по мнению специалистов, не является оптимальным как для развития самих детей, их ближайшего окружения, так и общества в целом [23] .

В последние годы в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей. В них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги, и немалые, за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать работу приглашенных педагогов на дому. Учитывая все эти моменты, Правительство РФ приняло постановление от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей‑инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (в ред. 04.09.2012 г.), в соответствии с которым дети‑инвалиды получили возможность получать образование на дому.

Основанием для организации обучения на дому ребенка‑инвалида является заключение лечебно‑профилактического учреждения. Дети‑инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, находящееся ближе других к месту жительства ребенка. Зачисление ребенка в образовательное учреждение осуществляется на общих основаниях.

Вместе с тем для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку‑инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. Собственно обучение на дому осуществляют специалисты из числа педагогических работников конкретного образовательного учреждения. Они же оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.

Родители (законные представители) при обучении ребенка‑инвалида на дому дополнительно могут приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением также могут участвовать совместно с уже работающими с конкретным ребенком педагогами в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка‑инвалида (прием экзаменов). Кроме того, родители имеют право самостоятельно осуществлять обучение своих детей в рамках государственных образовательных стандартов. В этой связи важно отметить, что если обучение и воспитание детей‑инвалидов осуществляется на дому их родителями (законными представителями) самостоятельно, органы управления образованием должны компенсировать затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном’ или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

То, что несовершеннолетние‑инвалиды могут реализовать свое право на получение образования и воспитания на дому, имеет огромное значение, поскольку касается десятков тысяч человек. Задача государства – создание такого механизма, чтобы каждый ребенок‑инвалид при желании мог бы реализовать свое право на образование.

Обеспечение безопасности личности несовершеннолетнего в современном мире играет одну из первостепенных ролей. В современной научной литературе даются различные определения безопасности личности человека, под которой, в частности, понимается; а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития; б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; в) социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества; г) способность развиваться и самореализовываться при наличии угроз и опасностей физического, психологического и иного характера на основе формирования новых свойств и качеств, использования угроз и опасностей в качестве стимулов развития.

Обеспечение безопасности личности, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относится к жизненно важным интересам государства. По заключению Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в современной социально‑политической обстановке Российской Федерации и должна лечь в основу политики возрождения России.

Одной из составляющих безопасности личности является юридическая безопасность, под которой, следует понимать состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений.

Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно‑правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе. Более того, отмечается, что одна из основных целей семейного права – охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки семейного права.

В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно‑правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90‑х гг. претерпела значительные изменения прогрессивного характера. Реализация в Семейном кодексе (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в Кодексе о браке и семье РСФСР довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно‑правовой статус несовершеннолетних.

С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32, 33 34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку (социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст. 4, 19, 33 Конвенции о правах ребенка).

В России государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав несовершеннолетних в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав:

Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционна форма защиты – это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Защита семейных прав согласно ст. 8 СК осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, – государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации. Норма о судебной защите прав ребенка закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 25.11.2013 г.) установлено, что за защитой своих прав дети‑сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно‑правовых отношений. Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и, как правило, указаны в СК, например: установление отцовства и материнства (ст. 48–50); оспаривание отцовства и материнства (ст. 52).

pravo.studio

Смотрите еще:

  • Акции осаго Проект ОСАГО КОМ постоянно проводит акции по страхованию. Дисконтная акция КОМПРОМИСС - для тех, кто не хочет платить по ОСАГО много. Это наиболее популярная акция! Стать участником этой акции не просто, а […]
  • Сдают жилье не платят налоги Как сдать квартиру и не платить налоги? Вопрос, можно ли сдать квартиру и не платить налоги интересует многих владельцев квартир, которые живут с доходов от аренды. Для многих граждан пустующая квартира, в […]
  • Закон 417 Застереження до Закону «Про особливості здійснення права власності у багатоквартирному будинку» З 1 липня 2015 року набув чинності Закон України «Про особливості здійснення права власності у багатоквартирному […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.