Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ урегулирован главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

— неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

— неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

— прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение осужденным к исправительным исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью четвертой статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 50 УК РФ, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

www.belproc.ru

Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ

9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Исправительные работы являются традиционным для отечественного законодательства видом уголовного наказания. В первые советские годы это наказание называлось обязательными общественными работами, затем принудительными и исправительно-трудовыми работами. Смена названия влекла за собой отдельные изменения правовой природы данного наказания, но его основные черты оставались неизменными. Главным преимуществом исправительных работ как вида уголовного наказания всегда было то, что осужденный проживал со своей семьей, работал в трудовом коллективе на прежнем месте работы, он был огражден от явно негативного влияния других осужденных, как это имело место при отбывании лишения свободы.

В настоящее время институт исправительных работ претерпел значительные изменения. Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ федеральными законами от 8 декабря 2003 г., по-новому определяют сущность данного вида наказания. Если ранее исправительные работы назначались, как правило, трудоустроенным осужденным и отбывались по основному месту работы осужденного, которыми могли быть организации любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной), то сейчас указанный вид наказания применяется только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, определены в ст. 43 УИК РФ (см. табл. 4). Неисполнение обязанностей администрацией влечет ответственность ее руководителей в соответствии с законодательством РФ, в том числе и уголовную (ст. 315 УК РФ).

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Исправительные работы не назначаются тем же категориям граждан, что и обязательные работы (см. 9.1).

Порядок и условия исполнения (отбывания) исправительных работ определены гл. 7 УИК РФ. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Началом срока является день выхода осужденного на работу.

На уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ и Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38 возложены различные обязанности (см. табл. 4).

Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством (ст. 138 ТК РФ) общий размер удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски по возмещению ущерба и др.) не может превышать 70%.

Удержания не производятся: а) из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения; б) выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице; в) ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ: осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову; из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда; в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке; осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы; осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством РФ о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Одним из важных условий отбывания указанного вида наказания является правильное исчисление его срока. Оно осуществляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Поэтому в каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. В связи с этим фактический календарный срок отбывания исправительных работ, как правило, превышает назначенный судом срок наказания.

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал по любым причинам; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Особенностью исчисления срока наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, заключается в том, что он исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов, дней.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до 2 раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: а) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета 1 день ограничения свободы за 1 день исправительных работ, 1 день ареста за 2 дня исправительных работ или 1 день лишения свободы за 2 дня исправительных работ.

Таким образом, поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, № 162-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.

www.e-reading.club

§ 2. Исполнение наказания в виде обязательных работ

I 72 свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК). Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В этом случае они заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время.

Обязательные работы не могут назначаться лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).

Порядок и условия исполнения этого вида наказания предусмотрены гл. 4 УИК (ст. 25 — 30). Данный вид наказания является новым для нашего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку для надлежащего исполнения обязательных работ требуется проведение ряда серьезных подготовительных мер организационного характера, законами РФ о введении в действие УК и УИК предусмотрено, что положения названных кодексов, касающиеся данного вида наказания, вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2001 г.

Исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ч. 1 ст. 25 УИК). Это означает, что осужденный, как правило, должен привлекаться к обязательным работам на объектах, расположенных в пределах населенного пункта, где он проживает, или в местности, откуда имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания.

Объекты, т. е. конкретные предприятия, учреждения, организации, где должны работать осужденные, согласно ч. 1 ст. 25 УИК определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно- исполнительными инспекциями. Виды работ, на которых должны быть заняты осужденные, также определяются органами местного самоуправления. Как правило, это работы, не требующие высокой квалификации (уборка улиц, погрузочно-разгрузочные работы, работа в качестве санитаров в больницах и поликлиниках и т. п.). Привлечение осужденных к обязательным работам должно начаться не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Отсрочка привлечения осужденного к обязательным работам может быть разрешена уголовно-исполнительной инспекцией, если для того имеются уважительные причины, предусмотренные законом (надлежащим образом подтвержденная временная нетрудоспособность, привлечение на военные сборы, необеспеченность работой в организации, куда направлен осужденный, и др.).

В целях обеспечения исполнения назначенного судом наказания уго- ловно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; осуществляют контроль за поведением осужденных; ведут суммированный учет отработанного осужденным времени; контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы; выполняют другие обязанности, предусмотренные законом.

В исполнении рассматриваемого наказания принимает участие администрация предприятий, учреждений и организаций, в которых применяется труд осужденных. На администрацию указанных организаций законом возложены контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания (ч. 1 ст. 28 УИК). Таким образом, в соответствии с законом администрация наряду с уголовно-исполнительной инспекцией является субъектом исполнения рассматриваемого вида наказания. Из смысла закона вытекает также обязанность администрации обеспечить фронт работ осужденных, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, организацию надлежащего учета отработанного осужденными времени и другие обязанности по организации труда осужденных. В зависимости от производственных потребностей администрация вправе изменять конкретное место выполнения осужденным обязательных работ, а по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией может перевести его на другую работу.

Хотя в законе (ч.

Администрация вправе налагать на осужденного дисциплинарные взыскания за допущенные нарушения трудовой дисциплины (предупре-

ждение, выговор, перевод на другую работу). О допущенных осужденным нарушениях трудовой дисциплины и примененных к нему мерах взыскания администрация в обязательном порядке информирует уголов- но-исполнительную инспекцию.

После отработки осужденным определенного приговором суда количества часов администрация организации, в которой он отбывает обязательные работы, направляет извещение об этом в уголовно-исполни- тельную инспекцию и увольняет его в связи с истечением установленного срока обязательных работ (п. 2 ст. 29 КЗоТ РСФСР).

Законом подробно регламентируются условия отбывания обязательных работ, права и обязанности осужденных к этому виду наказания. Основной обязанностью осужденных является отработать на определяемых для них объектах установленный приговором суда срок обязательных работ. При этом закон обязывает их добросовестно относиться к труду, соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание. В случае изменения места жительства осужденные обязаны ставить об этом в известность уголовно-исполнительную инспекцию (ч. 1 ст. 26 УИК).

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывает это наказание (ч. 1 ст. 27 УИК). При этом срок обязательных работ для совершеннолетних осужденных не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Как правило, время обязательных работ в течение недели не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция может разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК). Согласно ст. 88 УК исполнение данного вида наказания лицам в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ (ч. 2 ст. 26 УИК). Время отбывания этого наказания не включается в общий, непрерывный, специальный трудовой стаж. Если осужденному было причинено увечье, связанное с выполнением обязательных работ, то возмещение вреда ему производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 3 ст. 28 УИК). В случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке ей наказания (ч. 3 ст. 26 УИК). Окончательное решение по этим вопросам принимает суд по месту отбывания наказания.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК).

Согласно ч. 3 ст. 49 УК в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

§ 2. Правовые основы исполнения наказаний в виде ссылки и высылки

В Основах исправительно-трудового законодательства ссылке была посвящена одна статья (ст. 40). ИТК РСФСР регулировал исполнение данного наказания более подробно: гл. 14 Кодекса содержала восемь статей (ст. 79—86). Кроме того, непосредственное отношение к исполнению ссылки имела ст. 6 ИТК, определявшая, что «перечень местностей, в которых отбывают наказание лица, осужденные к ссылке, а также перечень местностей, в которых запрещается проживать лицам, осужденным к высылке, устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР».

Осужденные к ссылке направлялись для отбывания наказания в определенную для этой цели местность не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению. Перемещение осужденных осуществлялось за счет государства без конвоя или под конвоем. Вопрос о направлении осужденных в ссылку без конвоя или под конвоем решался судом с учетом характера, степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного при назначении ссылки в качестве основного наказания; при условно — досрочном освобождении от наказания в виде лишения свободы, когда ссылка была назначена в качестве дополнительного наказания; при замене лишения свободы ссылкой в качестве более мягкого наказания.

Осужденные, которым ссылка назначалась в качестве дополнительного наказания, после отбытия наказания в местах лишения свободы направлялись к месту ссылки под конвоем. Время нахождения под конвоем при направлении в ссылку подлежало зачету в срок наказания из расчета — один день нахождения под конвоем за три дня ссылки, в то время как время следования к месту отбывания ссылки без конвоя из расчета — один день нахождения в пути за один день ссылки.

При направлении в ссылку лица, освобожденного из исправительно-трудового учреждения, это исправительно-трудовое учреждение было обязано обеспечить данное лицо одеждой и обувью по сезону и питанием на путь следования.

При направлении осужденного к месту отбывания ссылки без конвоя орган, ведающий исполнением этого вида наказания, вручал осужденному предписание с указанием маршрута и срока прибытия к месту отбывания наказания, обеспечивал средствами на проезд и питание на путь следования. Осужденный предупреждался об уголовной ответственности за побег с пути следования в ссылку, а также за побег с места ссылки, о чем у него бралась подписка.

В случае уклонения осужденного от следования к месту ссылки орган, ведающий исполнением этого вида наказания, должен был задержать осужденного и немедленно направить материал в суд для рассмотрения в течение трех суток вопроса о направлении его для отбывания ссылки под конвоем.

Статья 80 ИТК РСФСР допускала изменение места отбывания ссылки в случае болезни, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию ссылки в данном месте. Это производилось по «мотивированному постановлению Министра внутренних дел автономной республики или начальника управления внутренних дел исполнительного комитета краевого, областного Совета депутатов трудящихся». Если такой перевод осуществлялся по ходатайству осужденного или его родственников, то осужденный следовал к новому месту ссылки за свой счет.

Осужденные к ссылке должны были находиться под надзором органов, ведающих исполнением этого вида наказания. Как упо- миналось в § 2 гл. 9 учебника, были созданы специальные комендатуры горрайорганов внутренних дел, а позднее — инспекции исправительных работ. Их функции по исполнению ссылки детально определялись Инструкцией о порядке исполнения органами внутренних дел наказаний в виде ссылки и высылки, утвержденной МВД СССР в марте 1982 г.

В период отбывания ссылки осужденный проживал без паспорта, взамен которого ему выдавалось удостоверение личности специального образца.

В пределах административного района, определенного ему для проживания, ссыльный мог самостоятельно избирать место жительства. Статья 83 ИТК РСФСР обязывала исполнительные комитеты местных Советов «не позднее пятнадцати дней со дня прибытия ссыльных к месту отбывания наказания обеспечивать их работой, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности, а также жилой площадью и оказывать им в необходимых случаях материальную помощь до поступления на работу». В местах компактного проживания ссыльных органы власти обычно отводили для них специальное жилье (бараки, общежития).

Место и вид работы ссыльный мог избирать по своему усмотрению. Однако предписания исполнительных комитетов местных Советов о трудоустройстве ссыльных признавались обязательными для руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Труд лиц, отбывающих ссылку, регулировался на общих основаниях законодательством о труде. За уклонение от труда ссыльные несли ответственность на общих основаниях.

Вместе с тем ст. 81 ИТК РСФСР возлагала на ссыльного ряд специфических обязанностей:

по прибытии в район, определенный ему для отбывания ссылки, немедленно зарегистрироваться в горрайотделе внутренних дел;

один раз в месяц являться на регистрацию в орган, ведающий исполнением ссылки, а в случаях, определяемых руководителем этого органа, до четырех раз в месяц;

не позднее чем за три дня сообщить в указанный орган о перемене места работы или жительства.

При неявке ссыльного без уважительных причин в спецкомендатуру, инспекцию исправительных работ он мог быть подвергнут принудительному приводу.

Временный выезд за пределы административного района проживания допускался по разрешению органа, ведающего исполнением ссылки, в следующих случаях:

поощрения за хорошее поведение и честное отношение к труду (на время очередного отпуска);

вызова учебного заведения на учебную сессию для сдачи государственных экзаменов, защиты диплома (на срок, указанный в вызове);

необходимости специального лечения при невозможности получить соответствующую медицинскую помощь на месте (на срок лечения);

смерти или тяжелой болезни близкого родственника или иных исключительных обстоятельств (на срок до десяти суток без учета времени на дорогу);

служебной командировки (на срок командировки).

Время нахождения ссыльного за пределами административного района, определенного ему для проживания, в этих случаях засчитывалось в срок отбывания наказания.

Статья 84 ИТК РСФСР указывала на необходимость проведения со ссыльными политико-воспитательной работы. Последняя должна была осуществляться органом, исполняющим данное наказание, а также «коллективами трудящихся и общественными организациями по месту работы ссыльных и общественностью по месту жительства».

В числе мер поощрения, которые могли применяться органом, ведающим исполнением данного наказания, Кодекс устанавливал: объявление благодарности, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, а также разрешение на выезд за пределы административного района на время очередного отпуска.

Возможным было и представление осужденных к условно-досрочному освобождению и замене неотбытой части срока ссылки более мягким наказанием.

Относительно незначительная роль, которую играла ссылка среди других уголовных наказаний, несомненно повлияла на то, что за все время действия гл. 14 ИТК РСФСР законодатель практически не вносил в нее корректив. Незначительные поправки ряда статей, произведенные Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1983 г., были сугубо терминологическими: понятие «Советы депутатов трудящихся» было заменено на «Советы народных депутатов».

Уровень рецидивной преступности во время отбывания ссылки и после нее был выше, нежели при отбывании большинства других уголовных наказаний (соответственно 10 и 25%)’. Низкая эффективность ссылки, ее редкое применение судами на фоне сближения условий жизни населения в различных местностях страны и развития коммуникаций сделали вполне закономерной постановку вопроса об отмене этого наказания.

Высылка как мера наказания предусматривалась в УК РСФСР только за два вида преступлений: как основное наказание в ст. 231 («Уклонение от примирения») и как дополнительное — в ст. 226 («Содержание притонов и сводничество»). В судебной практике случаи назначения этой меры были единичны. Тем не менее ИТК РСФСР содержал специальную главу (гл. 15), в которой исполнению высылки посвящалось четыре статьи (ст. 87—90).

Кодекс определял, что осужденные к высылке не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению удаляются из места их жительства.

Осужденного должны были вызвать в орган, ведающий исполнением наказания к высылке, где у него бралось обязательство покинуть в установленный срок местность, в которой ему запрещено проживание. Осужденный предупреждался об уголовной ответственности за самовольное возвращение в места, запрещенные для проживания, о чем у него бралась подписка. В случае неявки высылаемого в орган, ведающий исполнением этого вида наказания, он мог быть подвергнут приводу.

Осужденный к высылке должен был выехать из местности, где проживание ему запрещено, за свой счет. В исключительных случаях орган, ведающий исполнением этого вида наказания, мог оказать высланному материальную помощь для выезда из запрещенной для проживания местности.

В случае уклонения осужденного к высылке от выезда из места жительства он мог быть удален в принудительном порядке органом, ведающим исполнением этого вида наказания.

Как и исполнение ссылки, исполнение высылки возлагалось на инспекцию исправительных работ. Практически здесь должны были действовать две инспекции: инспекция, которая брала у осужденного упомянутое обязательство, и инспекция по новому месту жительства осужденного. Ведомственная Инструкция МВД СССР 1982 г. возлагала на последнюю ряд функций в отношении высланных:

постановку высланного на учет;

оказание ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

не реже чем квартальные проверки осужденных по месту их работы или жительства.

Условия отбывания высылки не были особенно обременительны для осужденных. Они избирали место и вид работы, а также место жительства по своему усмотрению, кроме, разумеется, местностей, проживание в которых им запрещалось в силу приговора суда.

По прибытии к избранному месту жительства высланный был обязан в течение трех суток поставить в известность о своем прибытии, а в последующем — о поступлении на работу, равно как об изменении места работы и места жительства, отдел внутренних дел исполкома местного Совета для уведомления отдела внутренних дел по месту осуждения высланного. Никаких отметок в личных документах осужденных не производилось.

Труд высланных регулировался на общих основаниях законодательством о труде. Статья 88 ИТК РСФСР возлагала на исполкомы местных Советов обязанность содействия осужденным в трудовом и бытовом устройстве122. Содержалось в ней и общее указание о проведении с ними «политико-воспитательной работы по месту их работы и жительства».

Статья 89 ИТК РСФСР устанавливала основания, когда допускался временный выезд высланного в места, запрещенные ему для проживания. Они были аналогичны тем, которые предусматривались ст. 82 ИТК для временного выезда ссыльных. Разрешение на временный выезд высланного в места, запрещенные ему для проживания, давалось начальником городского (районного) отдела внутренних дел по месту нахождения осужденного с уведомлением отдела внутренних дел, куда разрешен временный выезд, а также органа, ведающего исполнением высылки, по месту осуждения.

Прибыв в место, запрещенное ему для проживания, осужденный должен был зарегистрироваться в городском (районном) отделе внутренних дел. Время нахождения в местах, запрещенных для проживания, в этих случаях засчитывалось в срок отбывания наказания.

Кодекс определял и специфические меры поощрения, принимаемые к лицам, отбывающим высылку. За «хорошее поведение и честное отношение к труду» инспекция исправительных работ могла разрешить высланному въезд в места, запрещенные для проживания, на время очередного отпуска. Осужденные к высылке, «доказавшие свое исправление примерным поведением и честным от- ношением к труду», могли быть представлены к условно-досрочному освобождению или к замене неотбытой части наказания более мягким.

Специфических мер взыскания в отношении высланных законом не было предусмотрено. Вместе с тем существовала уголовная ответственность по ст. 187 УК РСФСР за «самовольное возвращение высланного в места, запрещенные для проживания». Это преступление наказывалось заменой высылки ссылкой на неотбытый срок. В судебной практике ст. 187 УК практически не применялась.

lawbook.online

Смотрите еще:

  • Заявление 335 6 Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.09.2012 N 335 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах […]
  • Если стаж работы 7 лет Стаж и пенсия не работая как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе Сколько нужно стажа для пенсии По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения […]
  • Госслужба рк закон Госслужба рк закон Сможете задавать вопросы руководителям госорганизаций и получать на них ответы, получите доступ к документам для скачивания. Сможете пользоваться дополнительными сервисами: участвовать в […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.