Преступление в подростковом возрасте

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера«, – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» во многих образовательных учреждениях созданы отряды «Юные друзья полиции». Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях «Службы примирения». Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. «Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики«, – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной «Службы примирения» в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: «Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные «Службы примирения». Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое«.

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как «Совет отцов» и «Совет бабушек» создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, «Школьный совет отцов» организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. «Школьный совет бабушек» – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

«Советы профилактики правонарушений» в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

«Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается «под ковром». Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели«.

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. «В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями«, – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. «Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще«.

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: «У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны«. Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

«Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы«, – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. «Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами«, – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: «Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен«.

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. «Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания» – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

Новости по теме:

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

www.garant.ru

Что толкает подростков на преступления и как этого избежать

Жертвами правонарушений наряду со взрослыми, к сожалению, становятся и несовершеннолетние. Но и они тоже подчас нарушают законы. Вопросы профилактики подростковой преступности находятся в сфере жизненных интересов государства, поскольку в последние годы уровень преступности несовершеннолетних растет.

« В профилактической деятельности с конкретным человеком, – считает доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Г. Аванесов, – важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда у личности еще не сформировались устойчивые взгляды и привычки, успех может быть достигнут легче».

Необходимо вовремя заметить отклонения в поведении детей и подростков и правильно организовать им педагогическую помощь. Это поможет предотвратить ситуации, которые приводят к совершению правонарушений. Родителям и учителям необходимо знать, что если ребенок уклоняется от учебы, в том числе вследствие неуспеваемости по большинству предметов, отсутствия интереса к учебе, пренебрежительно относится к делам класса, школьной собственности, отказывается от общественных поручений, от участия в трудовых делах, демонстрирует негативизм в оценке действительности, повышенную критичность по отношению к педагогам и взрослым, допускает грубость, драки, пропуски занятий, жестокое отношение к животным, немотивированные поступки, скептически реагирует на замечания взрослых, то такому ребенку нужно уделить повышенное внимание в целях предотвращения его скатывания в пропасть преступности.

Причинами, толкающими молодых людей на совершение преступления, являются:

  • стремление к красивой жизни, желание быстрого обогащения;
  • уверенность в том, что можно избежать наказания;
  • стремление показать себя и самоутвердиться;
  • алкогольная и наркотическая зависимость и др.
  • Родители стали меньше заниматься детьми, зачастую перекладывая воспитательные функции на школу, улицу. Совместный просмотр телевизора заменяет общение родителей с детьми. Все эти реалии в совокупности создают почву для увеличения уровня преступности и свидетельствуют о необходимости ранней профилактики преступлений и правонарушений в молодежной среде.

    Родителям необходимо знать, что для ребенка они являются образцом поведения, особенно в дошкольном и школьном возрасте. Самое главное – добиться доверия ребенка и сохранить его всеми силами, не дать разрушиться. При отсутствии между родителями и ребенком доверительных отношений эффект воспитательного процесса не будет достигнут.

    Отрицательно влияют на формирование личности ребенка:

    1. Асоциальное поведение родителей (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам): систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявления жестокости.

    2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

    3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка, за чем следует стремление к уличным компаниям, где они чувствуют себя самостоятельными и значимыми.

    4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

    5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

    6. Отодвигание детей на второе место после карьеры. Многие современные родители, погруженные полностью в работу, не находят времени для воспитания собственных детей, перекладывая зачастую эту обязанность на нянь, бабушек и дедушек, школу и пр. Они, как правило, не знают своих детей: чем они увлекаются, что любят, к чему стремятся. Все это пагубно сказывается на формировании личности ребенка. По статистике, более двух третьих подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

    Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть от внимания взрослых. Очень правильно писал по этому поводу А.С. Макаренко: « Первый случай детского воровства – это не воровство, это « взял без спросу». А потом воровство становится привычкой». Особенно важно высказать неодобрение по поводу проступка ребенка сразу же после его совершения. Всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только какую-то конкретную вещь, но и остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок – кража.

    А.С. Макаренко писал, что « главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, – это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается».

    Рекомендации родителям « трудных» подростков

    Необходимо знать, что вызывающее поведение подростков – всего лишь проявление « защиты». У всех обследуемых психологами трудновоспитуемых детей выявлялась крайне низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией.

    Взрослые должны во всех ситуациях оказывать ребенку моральную поддержку и укреплять веру в его силы, вовлекать его в интересную деятельность, проявлять к нему доброту, внимание, заботу, не приказывать, а обращаться к ребенку с просьбой, поощрять его (одобрять, хвалить, награждать, выражать положительное отношение).

    Применяя поощрение, следует руководствоваться следующим:

    – поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для ребенка в данных условиях, награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

    – любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

    – поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

    – что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

    – никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было;

    – ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей дети ждут от них каждый день.

    Ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Не забудьте о внушаемости ребенка, уважайте его тайну:

    – всегда учитывайте состояние ребенка;

    – не унижайте ребенка;

    – избегайте « навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не « ты плохой», а « ты сделал плохо», не « ты жестокий», а « ты жестоко поступил».

    Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик – это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему – вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к доверию, расположению ребенка. Необходимо правильно понять его, принять и вовремя помочь.

    Педагогам

    Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте от 11 до 15 лет, который считается трудным, противоречивым, переходным.

    Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения. Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, появляется ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым очень значимы для подростка. В этот период особое значение имеет межличностное общение. Если у подростка не складываются отношения с классом, то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в сформировавшиеся уличные компании.

    Практика подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. Необходимо развивать структуру внеурочной деятельности, учитывающей интересы подростков, создавать в школах структурные подразделения дополнительного образования, реализовывать досуговые программы, организовывать любительскую самодеятельность (художественную, техническую, спортивную), семейный досуг.

    В каждой школе необходимо:

    – создать уклад норм школьной жизни;

    – помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

    – помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

    – помочь школьникам на-учиться разрешать споры правовыми способами;

    – воспитать навыки правовой культуры.

    Вместе с тем важнейшей задачей школы, социального педагога являются систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди родителей, использование всех форм и методов работы с семьей, для того чтобы помочь родителям в воспитании детей и эффективно использовать возможности семьи.

    Неотъемлемыми в формировании гармоничной личности являются организация досуга и пропаганда здорового образа жизни.

    Как говорил Л.Н. Толстой, « трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком и опиумом».

    Важно, чтобы понимание необходимости ограждения подростков от негативного влияния улицы, необходимости его организованной занятости в свободное от занятий время, вовлечения в занятия спортом появилось и у правоохранительных органов, и у педагогов, и у руководителей общественных и спортивных организаций, а самое главное, у родителей.

    К сожалению, здоровый образ жизни пока не стал обязательной составляющей нашего общества. С каждым днем мы становимся свидетелями утраты традиционных семейных ценностей. Растет число преступлений, совершенных на почве семейно-бытовых отношений.

    Молодое поколение, еще не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступился в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в последующем.

    Всего этого можно избежать, если направить совместные усилия на профилактику правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

    Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    www.stapravda.ru

    Классный час «Почему подростки совершают преступления?»

    Цель: формирование отношения к преступлению как к самому страшному деянию.

    Оформление: иллюстрации по теме.

    Ход мероприятия

    Учитель:

    Во мне два я – два полюса планеты,
    Два разных человека, два врага.
    Когда один стремится на балеты,
    Другой стремится прямо на бега,
    Я лишнего и в мыслях не позволю,
    Когда живу от первого лица, –
    Но часто вырывается на волю
    Второе я в обличье подлеца.
    И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
    О, участь беспокойная моя,
    Боюсь ошибки: может оказаться,
    Что я давно не то второе я.

    В каждом из нас живет два человека. В каждом из нас живут противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Поэтому каждый год детская преступность растет с ужасающей быстротой. За 2011 год цифры просто пугают.

    В совершении преступлений и правонарушений приняли участие около трехсот тысяч подростков. Наиболее распространены имущественные преступления – две трети от общего числа. Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой.

    Преступления совершаются как в вечернее время, та и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов.

    Как же мы будем жить дальше?

    Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой.

    Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».

    Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?

    Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.

    Давайте с вами заполним маленькую анкету, которая вас ни к чему не обязывает.

    Анкета

    1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять основных проблем)

  • денежные проблемы твоей семьи
  • отношения с родителями
  • отношения со сверстниками
  • конфликты с педагогами
  • трудности усвоения школьного материала
  • здоровье близких родственников
  • чем заняться в свободное время
  • личная жизнь
  • будущая жизнь
  • твои неудачи в кружках, секциях
  • что-то другое (написать)
  • 2. Какую работу ты хотел бы иметь? (Выбери пять основных требований)

    • с высокой оплатой
    • с гарантией от безработицы
    • престижную
    • не вредную для здоровья
    • связанную с разъездами, новыми впечатлениями
    • требующую личной предприимчивости, изобретательности
    • нужную стране, людям
    • связанную с общением с животными
    • связанную с общением с людьми
    • связанную с транспортом
    • творческую
    • другую (указать)
    • Учитель: Пока я рассматриваю ваши ответы, вы можете написать на листах, что лежат у вас на партах, причины, которые, как вам кажется, толкают подростка на преступление.

      Учитель: Спасибо за ответы. Я вижу. Вы имеете перед собой ясную цель и представляете свое будущее.

      Но мы вернемся к нашей теме. Чтобы враг не победил тебя, надо знать его в лицо. Чтобы каждый из нас стал добропорядочным гражданином, мало знать про то, что среди подростков совершаются преступления, необходимо стараться кого-то предостеречь от этого.

      Итак, что же вы написали? Давайте ваши ответы запишем на доске.

      Причины преступлений

      1. Доказать, что ты не трус.
      2. Нехватка денег в семье.
      3. Выделиться среди остальных.
      4. Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то)
      5. Легкая нажива.
      6. Моральная неустойчивость.
      7. Плохая компания.
      8. Употребление алкоголя или даже наркотика.
      9. Любопытство (угнали машину).
      10. Спор.
      11. Задолжал денег кому-то.
      12. Желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д.)
      13. Гнев и раздражение.
      14. Собственные неудачи.
      15. Зависть.
      16. Скука.
      17. Давление старших.
      18. Низкая самооценка.
      19. Самоутверждение.
      20. Любовь к приключениям.

      Учитель: Все правильно. Причин может быть много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы, подросток нравственно не смог противостоять преступлению.

      Ученик: Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Ведь каждый имеет право на ошибку, ее совершают многие, но не все становятся преступниками?

      Учитель: О, да. Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по-разному. Но был задан вопрос, что делать, когда рядом нет надежного человека?

      Ребята, давайте подумаем вместе и запишем на доске:

      1. Всегда должен быть верный друг, который поймет.
      2. Попробовать поговорить с родителями.
      3. Обратиться к одноклассникам.
      4. Телефон доверия.
      5. Обратиться к психологу.
      6. Поговорить даже с кем-то незнакомым.
      7. Учитель: Молодцы. Можно не заметить момент, когда человек переступает черту, за которой становится преступником. А можно отвернуться и пройти мимо.

        В Англии и США большинство дел о преступлениях несовершеннолетних разбирают детские суды. И это правильно.

        Давление взрослых может дать противоположный результат.

        А вот вы сверстники, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять?

        Ученик: Поговорить, прежде всего, откровенно и доброжелательно.

        Ученица: Если можно исправить ситуацию, предложить выход, желательно без вмешательства милиции или кого-то еще.

        Ученик: Предложить учителю поговорить с родителями, которые должны помочь своему ребенку.

        Ученица: Обратиться за помощью в психологический центр.

        Ученик: Стараться не оставлять одного. Чтобы кто-то был рядом.

        Ученица: Помочь раскрыться в другом – спорте, творчестве и т.д.

        Ученик: Дать человеку веру в то, что мы его уважаем и не бросим.

        Учитель: Молодцы. Очень хорошо. Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобиться. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.

        А ты?
        Входя в дома любые –
        И в серые,
        И в голубые,
        Всходя на лестницы крутые,
        В квартиры, светом залитые,
        Прислушиваясь к звону клавиш
        И на вопрос даря ответ,
        Скажи:
        Какой ты свет оставишь?
        След, чтобы вытерли паркет
        И посмотрели косо вслед,
        Или
        Незримый прочный след
        В чужой душе на много лет?

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Смотрите еще:

        • Комментарии к федеральному закону 120 Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". - Специально для системы ГАРАНТ, 2013 […]
        • Исковое заявление комиссия Примерная форма административного искового заявления о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда, в который […]
        • Санитарные правила детский дом Санитарные правила детский дом ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 февраля 2015 года N 8 Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.