Приказ о приеме на обязательные работы

Организация включена в утвержденный администрацией перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ.
Обязана ли организация принять на работу лицо, направленное уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания обязательных либо исправительных работ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При отсутствии потребности в новых работниках организация не обязана принимать на работу лицо, направленное уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания обязательных либо исправительных работ.

Обоснование позиции:
Согласно ст.ст. 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также ст.ст. 49, 50 Уголовного кодекса РФ обязательные и исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Требования о предварительном согласовании перечня организаций, где планируется отбытие наказания осужденных к обязательным и исправительным работам, с самими этими организациями законом не предусмотрено.
Между осужденным и организацией, в которой он отбывает обязательные либо исправительные работы, возникают трудовые отношения (ст. 15, часть первая ст. 16 ТК РФ), особенность которых состоит в том, что такие работники ограничены в трудовых правах в той степени, в которой это предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством. В частности, осужденные работники не могут отказаться от предложенной ему работы, уволиться по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и т.п. Возможность подобного ограничения предусмотрена и частью третьей ст. 3 ТК РФ.
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (часть первая ст. 64 ТК РФ). Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (часть вторая ст. 64 ТК РФ). Законодательство не предусматривает каких-либо особых правил, которыми должны руководствоваться организации при приеме на работу лиц, направленных для отбывания обязательных или исправительных работ. Поэтому при наличии потребности в новых работниках работодатель не может отказать в приеме на работу лицу (в том числе направленному для отбывания обязательных или исправительных работ), деловые качества которого соответствуют установленным требованиям и нет иных причин, препятствующих его работе по определенной должности (например признания лица в установленном порядке не пригодным для выполнения поручаемой работы (ст. 213 ТК РФ), наличия соглашения о переводе иного работника из другой организации (часть четвертая ст. 64 ТК РФ)).
При отсутствии же потребности в новых работниках*(1) работодатель в любом случае не обязан заключать трудовой договор с обратившимся (или направленным к нему уголовно-исполнительной инспекцией) лицом и вправе отказать такому лицу в приеме на работу. Право организации на обоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного для отбывания исправительных работ, подтверждается и п. 72 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 N 142, по смыслу которого в случае обоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу уголовно-исполнительная инспекция продолжает работу по трудоустройству осужденного. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите решения Шарьинского районного суда Костромской области от 25.05.2011 по делу N 2-224/2011, Молоковского районного суда Тверской области от 09.12.2010 по делу N 2-249/2010, с текстом которого можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://actoscope.com/cfo/tverobl/molokovsky-twr/gr/1/reshenie-o-priznanii -nezakonnim-o21122010-823370/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

29 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

──────────────────────────────
*(1) В силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

forum.garant.ru

Прием на работу осужденных к обязательным работам

Нередко возникают ситуации, когда организация принимает решение принять на работу осужденного человека. У бухгалтера нередко могут возникнуть сомнения относительно порядка приема работника и пакета необходимых документов. Физическое лицо может быть приговорено к разного рода работам, среди которых различают обязательные, исправительные и принудительные. В статье расскажем про прием на работу осужденных, рассмотрим разные ситуации.

Порядок приема осужденного сотрудника

Порядок приема осужденных сотрудников отличается от любого другого приема пакетом документов, а также процедурой оформления, которая основана на положениях трудового законодательства нашей страны и определяет заключение трудового договора и подписание приказа, а также необходимость сделать в трудовой книжке работника соответствующую запись о приеме.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе самостоятельно определить, в какой структуре осужденный гражданин будет отрабатывать свое наказание: государственной или коммерческой. Если принято решение направить работника в негосударственную компанию, в общем случае, порядок принятия в организацию осужденного сотрудника включает в себя несколько этапов:

  • Инспекция информирует гражданина о том, что свое наказание он будет отрабатывать в организации, в связи с чем, физическому лицу следует явиться в компанию.
  • Осужденный сотрудник, взяв с собой предписание, должен явиться в выбранную инспекцией компанию и передать руководителю этот документ.
  • Компания рассматривает предложение и принимает решение о приеме на работу осужденного сотрудника.
  • На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее. Организация имеет право отказать в приеме на работу осужденному сотруднику, но только в том случае, если причина отказа веская и логически обоснованная. Трудовое право устанавливает ответственность за беспочвенные отказы в трудоустройстве.

    Важно! Если уголовной исполнительной службой получен отказ, она вправе передать документы в прокуратуру для детальной проверки.

    • Бухгалтер компании заполняет отрывной талон и отправляет его в уголовно-исполнительную инспекцию.
    • В случае если решение о приеме осужденного сотрудника в организацию положительное, то инспекция передает в компанию документы, характеризующие решение суда. К ним относятся решения, постановление суда и иные аналогичные документы с указанием продолжительности работ.
    • Бухгалтерия производит оформление работника в штат в соответствие с нормами права и заполняет отрывной талон для инспекции, в котором прописывает должность, а также номер и дату приказа о приеме на работу.
    • Начисление и выдача заработной платы производится в порядке, действующем для иных категорий граждан. Читайте также статью: → «Как рассчитать зарплату по окладу: примеры с формулами». Тем не менее, правом предусмотрено перечисление части денежного вознаграждения за труд в государственную казну в размере от 5 до 20 процентов.

      online-buhuchet.ru

      Приказ о приеме на обязательные работы

      Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.И. Селиверстова). — М.: «Проспект», 2011.

      Между тем, как отмечается рядом авторов*(5), при привлечении к труду осужденных к обязательным работам отсутствуют две наиболее существенные черты трудовых правоотношений. Во-первых, возникновению трудового правоотношения, как правило, предшествует такой юридический факт, как заключение трудового договора. Исходя же из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора — свободно выраженная воля стороны. Во-вторых, трудовой договор является возмездным, т.е. работа всегда выполняется за вознаграждение (заработную плату), а обязательные работы — это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно. Получается, на первый взгляд, что обязательные работы предусматривают принудительный труд и идут вразрез с международным законодательством, которое запрещает принуждение к такому труду. Однако ответ содержится в ч. 4 ст. 4 ТК РФ, которая акцентирует внимание на том, что с точки зрения российского трудового законодательства работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров, принудительной не является.

      Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»

      V. Исполнение наказания в виде обязательных работ

      42. Для исполнения наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают наказание (далее — перечень)*(18).
      По мере необходимости инспекция направляет обращение в органы местного самоуправления для внесения изменений в перечень.
      43. Инспекция привлекает осужденных к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления)*(19).
      44. Инспекция, получив распоряжение суда с копией приговора (определения, постановления), оформляет документы в порядке, приведенном в главе II настоящей Инструкции.
      45. На каждого осужденного инспекция заводит учетную карточку (приложение N 18), в которой ведет суммарный учет отработанного осужденным времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения. Учетные карточки помещаются в картотеку, которая ведется по двум разделам. Первый раздел — «Подлежат привлечению к отбыванию наказания», второй раздел — «Не подлежат привлечению к отбыванию наказания».
      46. Инспекция ведет ежедневный учет осужденных, ежемесячно обобщает сведения об изменении их численности (приложение N 21). Ежемесячно ведет учет лиц, несвоевременно приступивших к отбыванию наказания, из числа подлежащих привлечению к отбыванию наказания.
      47. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, в отношении несовершеннолетнего — возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.
      48. По окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному направление (приложение N 22) о необходимости явки в организацию для отбывания обязательных работ.
      49. Контроль за явкой осужденного в организацию по вопросу привлечения к общественно полезным работам осуществляется инспекцией ежедневно путем получения информации с использованием средств связи, о чем делается отметка в учетной карточке. При необходимости посещается организация и составляется справка.
      50. Инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда или заверенную начальником инспекции выписку из него.
      51. В целях контроля за поведением осужденного, соблюдением им условий отбывания наказания и исполнением приговора инспекция:
      еженедельно получает информацию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи, письменного запроса или посещения организации;
      ежемесячно запрашивает из организации табель (в случае его непоступления в инспекцию) о количестве отработанного осужденным времени*(20);
      осуществляет не реже одного раза в месяц посещения объектов для проверки поведения осужденного по месту работы. В справке по результатам проверки отражается информация о виде выполняемой осужденным работы и другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания.
      52. На основании представляемых организацией табелей о количестве времени, отработанного осужденным, инспекция ведет его суммарный учет в часах.
      53. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
      54. При наличии уважительных причин инспекция по письменному заявлению осужденного может разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В этом случае инспекция выдает осужденному сообщение (приложение N 23) для представления его по месту отбывания обязательных работ. В учетной карточке осужденного делается соответствующая отметка.
      55. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись.
      56. За уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение (приложение N 24).
      Предупреждение выносится инспекцией не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на обязательные работы и нарушения трудовой дисциплины, объявляется осужденному под роспись.
      57. В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление (приложение N 25) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.
      К представлению прилагаются копии документов, характеризующих осужденного и подтверждающих его уклонение от отбывания наказания.
      Информация об изменениях:
      Приказом Минюста РФ от 22 августа 2014 г. N 178 в пункт 58 внесены изменения
      См. текст пункта в предыдущей редакции
      58. Представление о замене обязательных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, — после проведения первоначальных розыскных мероприятий.
      59. В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания.
      60. В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания, перечисленных в пункте 57 настоящей Инструкции.
      61. В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, а также признания осужденного инвалидом первой группы инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
      Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию. Инспекция одновременно с ходатайством направляет в суд заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (при тяжелой болезни) и личное дело осужденного.
      При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление (приложение N 25) об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции.
      62. При наступлении беременности инспекция разъясняет осужденной ее право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
      63. Осужденный снимается с учета инспекции в порядке, установленном главой X настоящей Инструкции.

      Оформление в компанию должника, отбывающего обязательные работы

      Как оформить лицо (должника) по исполнительному производству, направленное в организацию судебным приставом-исполнителем для исполнения административного наказания в виде отбывания обязательных работ?

      В силу действующего трудового законодательства Российской Федерации обязанности работодателя по заключению трудового договора с лицом, прибывшим для отбывания обязательных работ, не предусмотрено. Между тем, рекомендуем издать Приказ (организационного характера) в целях учета должника по административному производству в месте деятельности организации.

      В соответствии с Письмом ФССП России от 25.06.2013 № 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства» при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель заводит учетную карточку на лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в которой ведет суммарный учет отработанного должником времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения.

      Для осуществления такого учета в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно обязать организацию, в которую направлен должник для отбывания наказания в виде обязательных работ, обеспечить издание приказа о приеме должника на работу; ознакомление его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; ведение ежедневного табеля с отражением количества отработанных часов, еженедельное направление копии табеля судебному приставу-исполнителю, а также информирование судебного пристава-исполнителя о невыходе лица, обязанного отбыть обязательные работы, на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

      Форма Приказа о приеме на работу, являющаяся приложением к вышеуказанному Письму ФССП России, соответствует унифицированной форме № Т-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

      Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, о чем составляется акт о совершении исполнительных действий (приложение № 17 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).

      Между тем, несмотря на наличие соответствующих разъяснений ФССП России, обращаем внимание на следующее. Издание работодателем Приказа о приеме на работу по форме № Т-1 свидетельствует о заключении с лицом трудового договора. Однако такой договор не будет соответствовать требованиям законодательства РФ в виду того, что в силу статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право работодателя заключить срочный трудовой договор с лицом, направленным на выполнение обязательных работ. Кроме того, такой договор предполагает согласие работника на его заключение, а также необходимость осуществления соответствующих выплат, что противоречит общему смыслу исполнения административного наказания.

      Таким образом, ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы не предусматривают в качестве основания заключения с работником срочного трудового договора отбывание им обязательных работ в организации. В связи с чем рекомендуем в процессе исполнения Постановления о возбуждении исполнительного производства утвердить Приказ (организационного характера) в целях учета должника по административному производству в месте деятельности организации.

      www.ascon-spb.ru

      Кадровый учет осужденных в организации — месте отбывания обязательных работ

      Скажите, а почему Вы решили (ну или где посмотрели), что не нужно заключать трудовой договор с работниками на срок исправительных работ, почему им не нужно начислять заработную плату и этот вид работ носит бесплатный характер? Я в этом сомневаюсь, если честно.
      Вы должны заключить с работником ТД, в котором прописываются некоторые нюансы, отличные от «обычного» ТД, им нужно начислять заработную плат, с этой з/п перечислять в пользу государства какую-то часть. В основе своей все происходит так. Какие условия у Вас, не знаю.
      Скажите, а что написано в документе, который Вам предоставил работник, в котором прописаны условия исправительных работ?

      Статья 40. Условия отбывания исправительных работ[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 40]

      1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.
      2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.
      3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.
      4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.
      5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.
      6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

      www.buhonline.ru

      Смотрите еще:

      • Работа няни в москве без посредников с проживанием вахта Работа няни в москве без посредников с проживанием вахта Гросс/год: 49 500 руб. Городская Социальная Помощь • Москва Няня (прямой работодатель! Стрит Ритейл Групп • Москва Гросс/год: 50 000 руб. Няня/сиделка […]
      • Изменения предмета иска в гпк Изменения предмета иска в гпк В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) изменение иска – право истца. В Арбитражном кодексе РФ об этом говорится в статьей 49. Учитывая […]
      • Приказ минэкономразвития россии от 412 Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.