Приказ об организации наставничества в школе

Положение о наставничестве

Статьи по теме

1. Общие положения

1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ОУ или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.

2.2. Задачи школьного наставничества:

  • привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ОУ;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в ОУ.
  • 3. Организационные основы наставничества

    3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

    3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист школы и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.

    3.3. Руководитель методического объединения выбирает наставника из наиболее подготовленных учителей по следующим критериям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки;
  • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • опыт воспитательной и методической работы;
  • стабильные результаты в работе;
  • богатый жизненный опыт;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
  • 3.4. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.

    3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с зам. директора по НМР и утверждаются на методическом совете школы.

    3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета, приказом директора школы с указанием срока наставничества (не менее одного года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность.

    3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников школы:

  • учителей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ОУ;
  • специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;
  • учителей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками;
  • учителей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
  • 3.8. Кандидатура молодого специалиста для закрепления за ним наставника рассмат­ривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.

    3.9. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.
  • 3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым учителем целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

    3.11. За успешную работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.

    3.12. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления – Совет наставников.

    4. Обязанности наставника

    4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

    • деловые и нравственные качества молодого специалиста;
    • отношение молодого специалиста к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;
    • его увлечения, наклонности, круг досугового общения.
    • 4.3. Вводить в должность.

      4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий.

      4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

      4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.

      4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.

      4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

      4.9. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

      4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

      5. Права наставника

      5.1. Подключать с согласия методиста (зам. директора по НМР, руководителя методического объединения) других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

      5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

      6. Обязанности молодого специалиста

      6.1. Изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

      6.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

      6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

      6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

      6.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

      6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

      7. Права молодого специалиста

      7.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

      7.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

      7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

      7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

      7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

      7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

      7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

      8. Руководство работой наставника

      8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на методиста школы.

      8.2. Методист школы обязан:

    • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
    • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
    • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
    • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
    • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ОУ;
    • определить меры поощрения наставников.

    8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

  • Руководитель методического объединения обязан:
  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их методисту школы (зам. директора по НМР).
  • 9. Документы, регламентирующие наставничество

    9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора ОУ об организации наставничества;
  • планы работы педагогического, научно-методического совета, Совета наставников, методических объединений;
  • протоколы заседаний педагогического, научно-методического совета, Совета наставников, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
  • 9.2. По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней должен сдать методисту школы следующие документы:

  • отчет молодого специалиста о проделанной работе;
  • план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
  • Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

    www.menobr.ru

    Положение о наставничестве 2016

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ЧОУ «Школа Экспресс»

    ___________ О.Д. Владимирская

    Приказ №_____

    «___» ________________ 2016 г.

    СОГЛАСОВАНО
    Педагогическим Советом

    «___» ________________ 2016 г.

    ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В
    В ЧОУ «ШКОЛА ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Санкт-Петербург
    2016 г.

    1. 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      1. 1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
      2. 2. Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в методике преподавания и воспитания.
      3. 3. Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуз, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
      4. 4.Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
      5. 5.Правовой основой института школьного наставничества являются Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений
      6. 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
        1. 1.Цель: оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
        2. 2.Задачи:
          1. 2.1.привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
          2. 2.2.ускорение процесса становление учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
          3. 2.3.адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанности учителя.
          4. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
            1. 1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
            2. 2. Руководство деятельностью наставника осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
            3. 3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности не менее пяти лет.
            4. 4.Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
            5. 5.Кандидатуры наставника рассматриваются на заседаниях педагогического совета, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются на заседании педагогического совета.
            6. 6.Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания педагогического совета, согласованная с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
            7. 7.Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации педагогического совета приказом директора с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
            8. 8.Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
            9. 9.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

            – впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

            – выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

            – выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

            – учителями переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

            – учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

          5. 10.Замена наставника производится директором в случаях:
          6. – перевода на другую работу подшефного наставника;

            – психологической несовместимости наставника и подшефного

            1. 11. По инициативе наставников они могут создавать органы общественного самоуправления – Совет наставников.
            2. 4.ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
              1. 1.Наставник обязан:
                1. 1.1.знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
                2. 1.2.разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
                3. 1.3.изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, обучаемыми и их родителями, увлечения наклонности;
                4. 1.4.знакомить молодого специалиста со школой, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
                5. 1.5.вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями к учителю, соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
                6. 1.6.проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий);
                7. 1.7.разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
                8. 1.8.оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
                9. 1.9.личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
                10. 1.10.участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельности молодого специалиста, вносить предложения о его поощрения или применении мер воспитательного дисциплинарного воздействия;
                11. 1.11.вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю педагогического совета о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
                12. 1.12.подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
                13. 5.ПРАВА НАСТАВНИКА
                  1. 1.Наставник имеет право:
                    1. 1.1.с согласия заместителя директора по УВР подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников ОУ;
                    2. 1.2.требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
                    3. 6.ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
                      1. 1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании педагогического совета с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ.
                      2. 2. В период наставничества молодой специалист обязан:
                        1. 2.1.1изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
                        2. 2.2.выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
                        3. 2.3.постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
                        4. 2.4.учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
                        5. 2.5.совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
                        6. 2.6.периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем педагогического совета.
                        7. 7.ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
                          1. 1. Молодой специалист имеет право.
                            1. 1.1.вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
                            2. 1.2.защищать профессиональную честь и достоинство;
                            3. 1.3.знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
                            4. 1.4.защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
                            5. 1.5.требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
                            6. 1.6.посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
                            7. 1.7.повышать квалификацию удобным для себя способом.
                            8. 8.РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА
                              1. 1.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
                              2. 2.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан:
                                1. 2.1.представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
                                2. 2.2.создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
                                3. 2.3.посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
                                4. 2.4.организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
                                5. 2.5.изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
                                6. 2.6.определить меры поощрения наставников.
                                7. 3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет председатель педагогического совета.
                                8. 4.Председатель педагогического совета обязан:
                                  1. 4.1.рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
                                  2. 4.2.провести инструктаж наставников и молодых специалистов, обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
                                  3. 4.3.осуществлять систематический контроль работы наставника;
                                  4. 4.4.заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по учебно-воспитательной работе
                                  5. 9.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТВАНИЧЕСТВО
                                    1. 1.К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
                                    2. – приказ директора ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга об организации наставничества;

                                      – планы работы педагогического совета;

                                      – протоколы заседаний педагогического совета, на котором рассматривались вопросы наставничества;

                                      – методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

                                      – переписка по вопросам деятельности наставников.

                                      express-externat.spb.ru

                                      Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

                                      Дата публикации: 18.03.2016 2016-03-18

                                      Статья просмотрена: 3776 раз

                                      Библиографическое описание:

                                      Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — URL https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 13.07.2018).

                                      This article is devoted to the problem of organization of mentoring at school. The organization of tutor work in the process of increasing of a young teacher’s professional competence has stage-by-stage character and includes formation and development of functional and personal components of the beginning teacher’s activity.

                                      Keywords: mentoring, tutor, beginning teacher, professional qualities, professional competence, forms of methodical work, portfolio, mutual understanding, stages of tutor activity, practical and theoretical bases of pedagogical

                                      Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества.

                                      Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей.

                                      При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год. Наставник необходим следующим категориям педагогов:

                                       вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности

                                       наставник необходим учителям — неспециалистам.

                                      Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации.

                                      Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях:

                                       подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;

                                       разработка рабочих программ по предметам;

                                       ведение классных журналов;

                                       организация самообразовательной работы по методической теме;

                                       участие в методической работе ОУ;

                                       освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;

                                       подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель».

                                      Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами.Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы. Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые уроки опытных учителей, заседания клуба «Молодой педагог», Дни коррекции и регуляции — неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в ОУ по повышению педагогического мастерства [1, с. 66].

                                      Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации:

                                       требования к современному уроку;

                                       обязанности классного руководителя);

                                       организация работы с неуспевающими учащимися;

                                       организация работы с одаренными учащимися

                                       анализ и самоанализ урока;

                                       организация работы с родителями;

                                       внеурочная деятельность по предмету;

                                       методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

                                      Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя. Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности.

                                      А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию. Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты профессионального роста молодого педагога. Портфолио ведет молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте [2, с. 44].

                                      Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

                                      Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным.

                                      Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (Нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической. Предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

                                       мотивационно-целевой, когда, наставник определяет обязанности и полномочия молодого педагога, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации. [3, с. 34].

                                       главный этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования.

                                       итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.

                                      Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. [4, с. 77]. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами [7, с. 84].

                                    3. Арьяева Л. В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография.- СПб.: ИПК СПО, 2012; с 55.
                                    4. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей/ Аминов Н. А. Вопросы психологиии. 2012. -№ 5. — с 71–77.
                                    5. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
                                    6. Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109.
                                    7. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.
                                    8. Родионова Н. Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения / Родионова Н. Ф. с. 89.
                                    9. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н., Вершловский С. Г. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001.-104с.
                                    10. moluch.ru

                                      Смотрите еще:

                                      • Заявление на социальный вычет 2018 образец Заявления на стандартный налоговый вычет - образец 2017-2018 Отправить на почту Заявление на стандартный налоговый вычет — наиболее востребованный у подавляющего большинства работающего населения документ. […]
                                      • Правила тренировки на рельеф Тренировки для рельефа Аэробные тренировки для рельефа Править Для создания рельефа необходимо работать в двух направлениях: гипертрофия мышц и сжигание жира. Первый этап в достижении рельефа включает в […]
                                      • Фсин россии приказы по аттестации педагогических работников Фсин россии приказы по аттестации педагогических работников ВНИМАНИЕ! Электронный прием аттестационных материалов на 2018-2019 учебный год будет осуществляться с 16 июля 2018 года. Электронный приём […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.