Приказ петра 1 о новом годе

Как рубили бороды и праздновали Новый год

Как Петр I попытался сделать празднование Нового года в России более европейским

Ровно 315 лет назад Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре и перенес торжества на 1 января. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о том, как это произошло.

Как празднуют Новый год в разных странах мира

В суровые допетровские лета Новый год на Руси выглядел иначе. Тогда страна жила по другому календарю и летоисчисление вела от сотворения мира. Сначала наступление нового года отмечали в марте, что было продолжением традиции, существовавшей еще во времена Римской империи. Данный календарь называли «константинопольским» или «ультрамартовским». Со временем государство окрепло, появилась концепция «Москва — Третий Рим», а вслед за этим последовала и смена календаря.

С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь: согласно ему новый год начинался 1 сентября.

Впрочем, даже это не мешало крестьянам ориентироваться на весеннее равноденствие и практиковать ритуалы, представлявшие собой пережитки язычества. Против такого не возражала церковь, благо многие праздники язычников совпадали с церковными и теряли свой прежний окрас. И так продолжалось из года в год до тех самых пор, пока на престол не взошел Петр I. В 1689 году он начал править самостоятельно, а в 1697 году снарядил Великое посольство, в ходе которого посетил множество европейских держав.

Во время этих поездок Петр I смог убедиться в том, что в России все не слава богу. В том числе и празднование Нового года, тогда именовавшегося не иначе как «Первый день во году». В 1698 году Петр I возвращается в Россию, чтобы подавить восстание стрельцов, а спустя год — 20 декабря 1699 года — издал указ №1736 «О праздновании Нового года».

Наука не знает лекарства от всех симптомов похмелья разом

Сначала Петр I мотивировал свое решение — «не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».

Стране предстояло отпраздновать новый 1700 год 1 января. А ведь прошло всего лишь два месяца с тех пор, как жители тогдашней России успели справить этот праздник, правда, тогда они подразумевали 7209 год.

Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

История празднования Нового года в России за последнюю тысячу лет

Таким образом, в петровской России имелся и салют, и подобие новогодней ели: те два новогодних атрибута, которые есть в нашей стране и сейчас.

Тем не менее на европейский манер Новый год отмечали преимущественно представители знатных и зажиточных сословий. А вот крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством.

Да вот незадача — к началу XVIII века большинство европейских держав, на которые и ориентировался Петр I, перешли на григорианский календарь и стали праздновать Новый год на 11 дней раньше, чем Российская империя.

www.gazeta.ru

Приказ петра 1 о новом годе

7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:

«Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.

Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.

И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же».

rus-biography.ru

Петр Первый и Новый Год

Гуляка, не пропускавший юбок фрейлин своих жен, носитель дурнейшего характера, обладатель феноменального количества внебрачных детей и, разумеется, один из величайших реформаторов государства Российского – Петр Первый. Реформы во время его, Петра Первого, правления, которые коснулись Руси, по размаху последствий можно сравнить только с реформами решившего жениться на христианке языческого правителя Владимира, известного также, впоследствии, как Красное Солнышко. Владимир дал нам всем в приказном порядке христианство, а Петр Первый – в приказном же порядке – празднование Нового Года, чудесного праздника, который, спустя лет сто пятьдесят, стал праздником любимым и семейным, и до сих пор, спустя уже триста с небольшим лет, таковым и остается.

В 1699 году, 20 декабря , в день, когда, так сказать, ничто не предвещало беды, на головы всем жителям Руси, до которых успел он «долететь» — несомненно, в первые годы это коснулось только Москвы и её ближайших окраин, тогда и Санкт-Петербурга-то еще не было — буквально рухнул приказ Петра Первого:

«…кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить»

И это в этом приказе было не самое главное и не самое неприятное. Самое неприятное, не для царя, конечно, и даже не для бояр, а для простых людей, населявших Москву, было в том, что Новый Год, сообразно этому же приказу наступал второй раз за четыре месяца и через 11 дней:

«И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года».

Кроме того, что великий царь любил военные действия, шумные гуляния и женщин, он славился еще и невероятной, фантастической какой-то страстью к фейерверкам и шутихам, что нашло свое отражение в этом же указе:

«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.»

Вокруг Петра Первого, как человека одиозного, легендарного и значимого не только для России, но и для всего мира, ходит множество интересных легенд. Одна из них гласит, что первое января выбрано Петром для празднования нового года не случайно. Согласно этой легенде, Христос родился 25 декабря, а спустя семь дней его, по еврейской традиции, понесли обрезать в храм и, таким образом, мальчик стал тем самым Царем Иудейским, Богом, Новым Богом, который впоследствии отменил Ветхий Завет. И вот, будто бы, царь и пошутил, введя новое слово «год», с английского «God» (Бог). Легенда эта спорная, поскольку в приказе как мы видим, уже упоминается слово «год», причем как слово обычное, имеющееся в обиходе.

Наступивший, новый, 1700, год, царь праздновал со своим знаменитым и вызывавшим оторопь у боярства, Всешутейшего и Всепьянейшего собором, который Петр организовал в 1690 году, то есть когда молодому, но уже женатому, царю было 18 лет. Составлявшие этот своеобразный «собор» люди (в разное время числом от 20 до 200 человек), собравшись в полдень, катались по Москве на санях или лошадях в поисках подходящего для предстоящего кутежа двора. Куда и закатывались с тем, что бы разбрестись только на рассвете следующего дня. Хозяева дворов одновременно боялись нашествия Всешутейшего и ждали: ведь тех хозяев, которые Петру и его окружению понравились ждали почести и финансовые вознаграждения за учиненный ими на территории хозяина беспредел, а вот те, кто оказал прием недостойный могли и пострадать от дурного царского нрава.

Впрочем вернемся к новому году. Поскольку царь отличался нравом не просто дурным, а и непомерно крутым, то тех, кто вдруг откажется веселиться в обозначенный царем срок, он, Петр, приказал бить батогами. Впрочем, разумеется, в официальный царский указ это не вошло, а сохранилось зафиксированное современниками:

«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами…»

Но и это еще не все! Будучи буквально отцом всех реформ, которые коснулись его, русского, народа, Петр Первый прозрел грядущие в веках проблемы с майскими демонстрациями и елками, и потому там же, в том же приказе, описал, что:

«А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года».

P.S.: Полный текст указа, переведенный на современный русский язык
7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:

«Известно ему, Великому Государю, стало — не только что во многих европских християнских странах , но и в народах славянских , которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, Великого Государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа , а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (Великий Государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.
А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года .
Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие : когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек , если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится .
И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же».

Указ Петра, №1736 «О праздновании Нового Года»

dom.sibmama.ru

Этот день в истории: 1699 год — указ Петра I о переносе Нового года

20 декабря 1699 года русский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. Благодаря этому, в XVIII век Россия вступила 1 января 1700 года.

До XV века на Руси не было единой даты начала нового года. Он начинался не с января, как в настоящее время, а с 1 марта (как в республиканском Древнем Риме), или с 1 сентября как в Византии, по юлианскому календарю.

Положение изменилось в 1492 году — официальной датой для Нового года становится 1 сентября, в соответствии с церковным календарём. Само празднование представляло из себя скорее церковную церемонию, чем народное гулянье.

В Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Ужасно не любивший всякие официальные пышные церемонии Петр, своим указом отменил весь этот порядок и повелел отмечать Новый год на европейский манер. Согласно этому указу, 1 января 1700 года следовало украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием.

На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов.

6 января празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Боярам и служилым людям было велено облачиться в европейские костюмы — венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

Стоит сказать, что новые новогодние традиции прижились в нашей стране довольно быстро, ведь раньше в ту пору на Руси отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. И многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. С тех пор этот праздник закрепился в российском календаре и дошел до наших дней.

eadaily.com

История — это роман, который был, роман — это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Рукопись Указа Петра I №1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года»

«Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.

И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.

А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.

Реакции на статью

Комментарии

Реакции на комментарий

2 января 13, в 18:40 В России имел место быть свой праздник: Освященное время Церкви: церковное новолетие
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта.
Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.
Любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».
И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря. http://www.rus-vera.ru/news/202.html Текст скрыт развернуть

2 января 13, в 18:41 Новолетие – славяно-арийский Новый Год Есть одна памятная дата в календаре наших славных предков славяно-ариев, с которой связана великая битва, ставшая новой точкой отсчёта в их древнейшем календаре. С сожалением можно констатировать тот факт, что ныне очень немногим людям известно, о чём же идёт речь. О какой такой битве мало кому известно? О каком календаре ведётся молва? Да, и понятие слова «Новолетие» мало кому что-то толковое может напомнить, не говоря уж о том, что это понятие мало у кого вызовет ассоциации с наступлением нового года.

22 сентября 2012 года в день осеннего равноденствия просвещённая часть славяно-ариев или русов будет праздновать Новолетие. А именно наступление 7521 лета от Сотворения Мира в Звёздном Храме или в сокращённом написании – 7521 СМЗХ!

Чтобы понять всё величие этой даты, всю глубину прошлого, необходимо, сначала, понять для себя, что же несут в себе эти, непонятные на первый взгляд слова «Сотворение Мира», да ещё и в каком-то «Звёздном Храме»? Да и вообще, откуда взялись такие большие числа в летоисчислении, особенно, наших предков, которым официальная история приписывает немногим более 1000 лет от роду?

В мире хорошо известен древний календарь китайцев, по которому на данный момент идёт 4693 год; древний календарь евреев, которые 17 сентября 2012 года уже отпраздновали свой 5773 год. Всем известный григорианский календарь, который мы используем сейчас, приближается к отметке лишь в 2013-ти лет, а также на слуху множество других календарей и громких дат, кроме одной и самой важной для нас с вами. Почему-то официальные историки и учёные молчат о славянском календаре. Также они молчат и об удивительно громкой дате, которая дала рождение новому летоисчислению наших предков, что имело место быть 7521 лето тому назад.
Что же произошло в те далёкие времена?

historicaldis.ru

Смотрите еще:

  • 462 приказ мвд Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России" Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462"О […]
  • Какие пенсии поднимут в 2018 Индексация пенсий с 1 апреля 2018 года: кому и на сколько повысят пенсии Уже с 1 апреля 2018 года в России будут проиндексированы социальные пенсии, сообщает informing.ru. В этот раз, как ранее сообщили в […]
  • Оформление прав собственности на машиноместо Машино-место: переоформлять по новым требованиям или нет? Партнер юридической фирмы "Алимирзоев & Трофимов Юрист юридической фирмы "Алимирзоев & Трофимов" специально для ГАРАНТ.РУ С 1 января 2017 года […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.