Приказ по бадам

Приказ по бадам

Рынку БАД — около 15 лет, однако он начал нормироваться и регулироваться с 1997 г. Первым документом, который ввел обязательным нормативом проведение экспертизы БАД, был приказ Минздрава РФ № 117 от 15.04.97 “О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище”.

В приказе № 117 дается определение БАД, в соответствии с которым сотрудники аптек должны ориентироваться, информируя потребителей об этой продукции. Из него следует, что биодобавки – это вещества, применяемые вместе с пищей или отдельно от пищи для восполнения нашего рациона в биологически активных веществах, которых не хватает по объективным причинам.

Что такое БАД, если не лекарство?

На этот вопрос отвечает Федеральный закон № 29 от 02.01.2000 г. “О качестве и безопасности пищевых продуктов”. Он относит БАД к пищевым продуктам, именно поэтому биодобавки находятся в ведении Госсанэпиднадзора, который традиционно контролирует пищевую отрасль. Этот закон также четко разводит два понятия: пищевые добавки и биодобавки к пище, которые до сих пор путают даже фармацевты, устанавливая над витринами с биодобавками к пище вывеску “пищевые добавки”. Чтобы избежать путаницы в дальнейшем, напоминаем, что пищевые добавки – это те вещества, которые добавляются в пищевые продукты для придания им определенных свойств, — загустители, ароматизаторы, консерванты и т.д. На этикетках пищевых продуктов они обозначаются цифрами с индексом “Е”.

Почему биодобавки не являются лекарством?

Сегодня для классификации биодобавок к пище мы используем систему, предложенную Институтом питания РАМН, которая подразделяет БАД на три основные категории: нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики. Упомянутый приказ Минздрава № 117 тоже оперирует этой классификацией. В нем определено, что количество активных веществ в нутрицевтиках (к ним относятся витамины, ненасыщенные жирные кислоты, микроэлементы, пищевые волокна и т.д.) не должно превышать 6 суточных потребностей человека. Всем известно, что витаминно-минеральные комплексы регистрируются и как БАД, и как ЛС(лекарственные средства). Если сравнить состав этих комплексов из той и другой категории, то мы сразу увидим, какие витамины “витаминнее”. В биодобавках эти вещества окажутся в пределах физиологической потребности, тогда как в лекарственных веществах их дозы будут превышать суточную норму в 5, 7 и даже 20 раз.

Парафармацевтики благодаря содержанию в них биологически активных веществ более приближены к ЛС. Даже дословный перевод слова “парафармацевтики” означает “почти лекарство”, но все-таки “не лекарство”. Ими тоже лечиться нельзя, потому что дозировка активных веществ должна быть ниже терапевтической дозы. Указания на этот счет содержатся в том же приказе Минздрава, и если производитель не нарушает технических условий, по которым он должен готовить БАД, то в их рецептуре не может быть превышения этих активных веществ.

Разница между БАД и лекарствами весьма ощутима. БАД действуют только в пределах физиологической нормы, именно поэтому их применяют длительно. И если лекарство может оказать эффект уже через несколько минут, то для достижения того же эффекта при помощи биодобавки ее придется ежедневно принимать в течение 4-6 недель.

Для чего же они предназначены

Показания к применению БАД установлены тем же приказом Минздрава № 117. Прежде всего они восполняют дефицит эссенциальных пищевых веществ, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности человека, поступление которых с пищей недостаточно. Другое их предназначение — повышение неспецифической резистентности организма, укрепление иммунитета. По данным исследований, 42% потребителей БАД применяют их именно для этой цели, несмотря на наличие огромного количества лекарств – иммуномодуляторов, иммуностимуляторов, адаптогенов. Биодобавки используют также для регулирования массы тела. Еще одна решаемая при помощи БАД задача, которая с каждым днем становится актуальнее, — защита от экологически неблагоприятной среды, связывание и выведение ксенобиотиков, чужеродных для организма веществ. Особый класс биодобавок — эубиотики помогают преодолеть еще одну из “проблем века”, вызванную безответственным самолечением, неправильным питанием, в котором повинны рафинированные продукты. Они восстанавливают микробиоценоз кишечника, повышают функциональную активность кишечной микрофлоры.

Сопроводительные документы на БАД

Биодобавки сегодня пользуются все большим и большим спросом у населения, поэтому для аптек они, безусловно, представляют перспективную группу товаров. Кстати, опрос потребителей показывает, что 50% из них предпочитают покупать БАД именно через аптечные организации или специализированные торговые точки, т.к. они соблюдают условия хранения, выбирают надежных поставщиков, и в соответствии с законом “О защите прав потребителей” готовы по первому требованию предоставить всю информацию о происхождении и качестве продукции — документы о производителе продукции, показателях качества.

Какие же документы устанавливают показатели качества и безопасности БАД и какие официальные бумаги должны сопровождать этот товар при поступлении в аптеку?

Удостоверение о государственной регистрации. В настоящее время БАД подлежат государственной регистрации, т.е. аптеки и специализированные торговые точки имеют право реализовать только те биодобавки, которые прошли эту процедуру. Обязательная регистрация биодобавок к пище введена в 1997 г. постановлением главного санитарного врача № 21 “О государственной регистрации биологически активных добавок к пище” взамен обязательной гигиенической сертификации БАД. В соответствии с этим документом регистрация биодобавок к пище находится в ведении главного государственного санитарного врача. В дополнение к этому приказу в 1998 г. Федеральный центр Госсанэпиднадзора издал Методические указания 2.3.2.721-98 “Определение эффективности и безопасности БАД к пище”. Эти документы устанавливают возможность реализации БАД к пище только при наличии копии регистрационного удостоверения, которое является разрешительным документом обращения товара на рынке. Для производителя оно дает право производить биодобавки, для аптечных организаций – реализовать. Причем юридическую силу имеет только первая, либо нотариально заверенная копия регистрационного удостоверения, предоставленная производителем товара, и если ее нет, реализация продукта незаконна.

Санитарно-эпидемиологическое заключение. Этот документ введен с 01.09.2003 г. постановлением главного государственного санитарного врача № 146 от 15.08.2003 “О санитарно-биологической экспертизе биологически активных добавок”, установившим на рынке БАД новый порядок предрегистрационной экспертизы этой продукции. По ее прохождении органы Госсан-эпиднадзора выдают производителю санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН), которое имеет силу разрешительного документа. Постепенно санитарно-эпидемиологическое заключение заменит регистрационное удостоверение, но пока, до истечения сроков ранее выданных регистрационных удостоверений, оба они имеют право хождения на рынке.

Постановление № 146 ввело новые правила и к перевозке, и хранению БАД, а также установило более жесткие требования для производителей этой продукции: они обязаны провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу производства, которая выполняется органами Госсанэпиднадзора. Этот документ изменил также требования к информации, выносимой на этикетку. Помимо указания технических условий, по которым изготавливалась эта продукция, ее дозировки, способа приема, показаний к применению на этикетке БАД должна присутствовать фраза “не является лекарством”.

Ни в регистрационном удостоверении, ни в санитарно-эпидемиологическом заключении мы не видим тех показателей, которые гарантируют качество БАД. В нем только задекларирована рецептура и приведены результаты токсикологического анализа на следы тяжелых металлов и микробиологического анализа на наличие патогенной микрофлоры и т.д. Все эти показатели относятся к категории безопасности. Но покупатель, в соответствии с законом “О защите прав потребителя”, имеет право запросить документ, подтверждающий качество БАД, который назвается “удостоверение качества” (в некоторых нормативных актах его называют – “удостоверение качества и безопасности”).

Удостоверение качества — документ производителя, никто другой его выдать не может: только производитель знает, что он взял, как смешал и что в результате из этого получилось.

Требования к контролю качества БАД и порядок получения удостоверения качества детально излагают сразу четыре документа:

— Методические указания Госсан-эпиднадзора 2.3.2.721 от 1998 г., которые разъясняют процедуру получения этого документа, выдаваемого производителем на уровне выходного контроля;

— СанПиН 2.3.2.1078-01 “Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов”, принятые в 2001 г. В них говорится, что каждая серия БАД должна сопровождаться удостоверением качества и безопасности.
Именно в этом документе впервые появилось требование указывать на этикетке БАД слова “не является ЛС”;

— Постановление Правительства РФ № 81 от 6.02.2002 является дополнением к хорошо известному постановлению № 55 “О правилах продажи отдельных
видов товаров”. Этот документ предписывает в месте продажи обеспечивать
покупателям по их требованию удостоверение качества БАД к пище;

— СанПиН 2.3.2.1290-03, введенные с 01.09.2003 г., которые установили гигиенические требования к организации производства и оборота БАД, а
также порядок их производственного контроля.

Заключение о радиационном контроле — еще один документ, который в соответствии с письмом главного государственного санитарного врача от 1999 г.
аптеки должны требовать от поставщика в том случае, если в состав БАД входят
растительные компоненты, в т.ч. и пищевые волокна.

Проследив за развитием законодательной базы, регулирующей рынок
БАД, мы видим, что государство устанавливает более жесткие требования к
производителям этих товаров, проявляя заботу о нашем здоровье, благодаря чему
рынок БАД становится все более цивилизованным.

vitamax-ekb.narod.ru

Каким приказом запрещается торговля БАДами в медицинских учреждениях?

какой приказ (правовой документ) запрещает торговлю Биологически активными добавками в медицинских учреждениях

Ответы юристов (2)

Согласно 7.4.1.СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.

«розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки,
аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по
продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски)».

Уточнение клиента

Мне бы еще хотелось узнать для уточнения (для аргументации врачу, который распространяет) — чем продажа БАД в медицинском учреждении чревата для него лично и для главного врача?

21 Января 2016, 06:39

Наказать могут по статье 14.4.2 КоАП РФ «нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

Однако могут привлечь к ответственности не только по этой статье, но за введение в заблуждение относительно потребительских свойств препарата (14,7, 14,8 КоАП), а также за торговлю товарами без надлежащей сертификации и документов 14.4 КоАП).

Наталья, чтобы было проще бороться с такими явлениями размещаю соответствующее письмо Минздрава.

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 9 июня 2011 года
О МОШЕННИЧЕСТВЕ С ПРОДВИЖЕНИЕМ БАДОВ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу мошеннических действий лиц, выдающих себя за сотрудников Минздравсоцразвития России и других государственных органов и организаций, информирует о том, что работники

Министерства не имеют отношения к продвижению и продаже каких-либо
лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения, а также возврату
части денежных средств за ранее приобретенные товары.

Как правило, предлагаемые так называемыми врачами по телефону препараты не
зарегистрированы как лекарственные средства в установленном порядке в
Российской Федерации и не внесены в Государственный реестр лекарственных
средств. Эти препараты относятся к биологически активным добавкам (БАД).

БАДы являются пищевыми продуктами, а не лекарственными препаратами и не применяются для лечения каких-либо заболеваний.

Однако зачастую навязываемая реклама предлагает БАДы как высокоэффективное средство для лечения практически всех заболеваний. Это обман, обман сознательный, преступный и циничный. Особенно возмущает, когда этому обману подвергаются пожилые и не самые обеспеченные люди, тем более что многие БАДы стоят недешево.

Количество писем от людей, попавших под влияние лжеврачей, говорит об огромных масштабах их деятельности на всей территории Российской Федерации.

Однако Минздравсоцразвития России не уполномочен рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплатить какие-либо деньги потребителю, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

В сложившихся условиях только бдительность и ответственность самих граждан может противостоять противоправным действиям мошенников.

Не вступайте в разговоры с неизвестными лицами, не предоставляйте им свои
персональные данные, не рассказывайте о проблемах со здоровьем. Только врач при личном посещении больного может назначать лекарственные препараты и нести за это ответственность.

Помните, что продажа БАД дистанционным путем (заказ по телефону, через интернет с доставкой на дом, через дистрибьютеров) является нарушением в сфере реализации БАД.

Покупайте БАДы только в аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках, специализированных магазинах по продаже диетических продуктов, специальных отделах, секциях, киосках продовольственных магазинов, предварительно посоветовавшись с лечащим врачом.

В Минздравсоцразвития России работает «Телефон доверия» (499) 686 01
75, по которому граждане могут информировать о фактах коррупции среди
государственных гражданских служащих Министерства, подведомственных служб,
агентства, специалистов внебюджетных фондов, координацию деятельности которых осуществляет Минздравсоцразвития России.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Можно, но нельзя

У работников аптечных организаций часто возникают вопросы, касающиеся выкладки лекарств и других товаров аптечного ассортимента на витрины. Многие из таких вопросов касаются правил хранения БАД в аптеке. «Объясните, можно ли ставить БАД вместе с лекарствами на одной полке?» — такое лаконичное письмо от фармацевта из Брянска было обнаружено в редакционной почте «Катрен-Стиль». Казалось бы, ну что может быть сверхсложного в упорядочении витрин. Однако проблема в том, что эта тема должным образом не регламентирована.

После того как 2 марта 2014 г. утратил силу Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения (Приказ Минздрава РФ № 80 от 04.03.2003)», — который содержал очень расплывчатую, но хоть какую‑то регламентацию витринного размещения — по этой теме в законодательстве образовался если не вакуум, то очень разреженное пространство. В итоге аптечные работники не имеют четких правил от регулятора, как правильно выкладывать, а проверяющие, наоборот, имеют возможность миловать или наказывать по своему усмотрению. И всё же постараемся осветить эту тему.

Витрина — это тоже хранение

У любого товара, принятого аптекой, может быть только два состояния — он либо хранится, либо отпускается. И присутствие упаковки на аптечной витрине — будь то лекарство безрецептурного отпуска или БАД — это один из вариантов хранения, в ходе которого потребители информируются о данном товаре, его наличии в аптеке, цене, дозировке, лекарственной форме и т. д. Может быть, именно поэтому регуляторы не считают необходимым или срочным отдельно регулировать витринный вопрос — ведь тема хранения отрегулирована в соответствующем нормативно-правовом акте.

Имеется в виду Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». Что же касается «Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 № 377), то большинство ее статей утратили силу. Действуют лишь ее нормы, касающиеся изделий медицинского назначения и медицинской техники, перевязочных средств и вспомогательного материала, пластмассовых и резиновых изделий.

В Приказе № 706н даже сами слова «витрина» и «выкладка» отсутствуют. Но, наверно, нет ни одной аптеки или аптечного пункта, у которого часть лекарственной продукции не хранилась бы в предвитринной и витринной части аптечного зала. Таким образом, Правила хранения лекарственных средств Приказа № 706н закономерно распространяются и на аптечный зал.

Что следует из Приказа № 706н

Обратите внимание на название приказа — он действительно касается почти исключительно лекарственных средств. Пунктом 8 раздела III приказа определено, что их размещают в помещениях для хранения — мы уже упомянули выше, что таковыми являются также предвитринные и витринные части аптечных залов — с учетом:

  • фармакологических групп;
  • физико-химических свойств;
  • способа применения (внутреннее, наружное);
  • агрегатного состояния фармсубстанций (жидкие, сыпучие, газообразные);
  • а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, указанной на упаковке лекарственного препарата.

    Никаких отдельных указаний, как надо хранить в аптеке — в том числе на витрине — БАДы, медицинские изделия, средства личной гигиены, минеральную воду, косметику и т. д. относительно лекарственной продукции, приказ № 706н не содержит. Нет их и в «Гигиенических требованиях к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище» (СанПиН 2.3.2. 1290–03). Поэтому с формальной точки зрения некоторые трактуют это так, что БАД можно размещать с лекарствами «одной с ними направленности» на одной витринной полке.

    Однако такой вывод представляется сомнительным. Во-первых, БАДы по сути не могут быть с лекарственными средствами «одной направленности», ибо они не являются лекарствами (воздействие на одни и те же системы организма еще ничего не означает).

    Во-вторых, «направленность» не означает принадлежность к одной фармакологической группе, которая, кстати, не может содержать и лекарства, и нелекарства, то есть БАДы. А поскольку в приказе № 706н и в приведенном выше его пункте речь идет об упорядочении хранения именно лекарственных средств и именно по фармакологическим группам, очевидно, что ни в одном из мест хранения — в том числе и на витрине — лекарства не могут размещаться вместе с БАД.

    Чтобы не ввести в заблуждение

    Имеется и другая сторона темы. Не следует забывать о статье 10 Закона «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300–1), которая предписывает предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

    Представьте, подходит потребитель к витрине, где размещены не только лекарства одной фармакологической группы, но и БАДы «одной с ними направленности». Фраза «Не является лекарством», конечно, согласно п. 4.4 СанПиН 2.3.2. 1290–03, присутствует на упаковке БАД, но, как правило, нанесена мелким шрифтом, и в глаза издалека не бросается.

    Поэтому, разглядывая витрину, такую фразу легко не заметить, пропустить. Кроме того, при выкладке она может оказаться на не доступной взору стороне упаковки. В результате покупатель может автоматически посчитать, что данный продукт, как и расположенные вокруг препараты, является лекарством, хотя, подчеркнем, вряд ли это можно назвать сознательным введением его в заблуждение со стороны аптеки. Тем не менее, потребитель может решить приобрести именно это наименование, полагая его лекарственным. И только дома, приглядевшись к упаковке или инструкции, обнаружит, что оно таковым не является.

    Таким образом, совместная выкладка лекарств и БАД на одной витринной полке создает риск несознательного дезинформирования потребителя, нарушения его прав, определенных статьей 10 Закона «О защите прав потребителей». И поэтому ее тоже следует избегать.

    Выводы следующие. Лекарства и любые БАД не рекомендуется выкладывать на одну витринную полку. Для хранения БАД в аптеке лучше предусмотреть отдельные витринные пространства, которые следует сопроводить надписью «Биологически активные добавки к пище». Об упорядочении различных БАД в рамках такой витрины СанПиН 2.3.2. 1290–03 ничего не сообщает. В нем только содержится указание, что БАД следует хранить с учетом их физико-химических свойств, при условиях, указанных производителем, соблюдая режимы температуры, влажности и освещенности.

    www.katrenstyle.ru

    Каким образом регулируется ввоз и реализация БАДов на территории РФ

    Вопрос-ответ по теме

    Каким образом регулируется ввоз и реализация БАДов на территории РФ? Как маленькие магазины их реализуют: это исключительно серые схемы или есть какие-то пути? Суть вопроса: мы уже длительное время занимаемся подготовкой сертификатов для японских БАДов, в то время как масса аналогичных средств реализуется небольшими интернет-магазинами здесь и сейчас. При отсутствии серьезных бюджетов каким образом они легализуются в России? Есть ли какие-то пути упрощения процедур подготовки БАДов к продаже? В качестве ответа было бы здорово получить 2-3 алгоритма вывода БАДа на рынок с наименьшими потерями бюджета и времени.

    В соответствии с нормами СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» от 17.04.2003 года, биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в т. ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

    Согласно ст.24 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР), БАД допускаются к производству, хранению, перевозке и реализации исключительно после их государственной регистрации. При изготовлении БАД на территории Таможенного союза (далее – ТС) государственная регистрация проводится на этапе подготовки к производству продукции, а при импорте БАД – до их ввоза на территорию ТС. Уполномоченным в РФ органом по регистрации БАД является Роспотребнадзор. Регистрация бессрочная, однако может быть прекращена или приостановлена в случае несоответствия БАД требованиям ТР. Подробный порядок регистрации установлен ст.25 ТР и предполагает подачу в Роспотребнадзор заявления по установленной форме, подтверждающих безопасность БАД результатов исследований и дополнительных документов, а также сведений о назначении БАД (подробный перечень предоставляемых документов установлен п.29 регламента, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 23 июля 2012 г. N 781). Срок рассмотрения такого заявления составляет 5 рабочих дней, в случае принятия Роспотребнадзором заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации БАД.

    Лучшая статья месяца

    Блокировка соцсетей, штрафы за опоздания и частые проверки демотивируют сейлзов, но и без контроля нельзя.

    Мы подготовили статью, которая:

    ✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

    ✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

    ✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

    С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

    • Система сертификации организации: все, что нужно знать о данной процедуре

    Регистрация и получение сертификата для реализации БАД

    В соответствии с ч.1 ст.21 ТР, оценка (подтверждение) соответствия специальной пищевой продукции, включая БАД, требованиям ТР проводится, в том числе, в форме государственной регистрации. Таким образом, обязательное получение сертификата соответствия или подача декларации о соответствии на БАД, действующим законодательством не предусмотрено. При этом следует учитывать, что на основании ст.39 ТР упаковка зарегистрированных БАД должна в обязательном порядке содержать маркировку «ЕАС» – единый знак обращения продукции на рынке государств-членов ТС.

    В случае если требования по государственной регистрации не выполнены, для производителей и продавцов незарегистрированных БАД возникает риск привлечения к ответственности на основании ч.1 ст.6.33 КоАП с наложением на юридическое лицо штрафа в размере от 1 миллиона до 5 миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Если нарушение совершено в крупном размере (стоимость реализованных БАД превышает 100 тысяч рублей), то для продавца возникает риск привлечения к уголовной ответственности на основании ст.238.1 УК РФ – «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД». Продажа БАД без необходимой маркировки создает для юридического лица риск штрафа в размере от 50 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией немаркированных БАД на основании ч.2 ст.15.12 КоАП.

    Правила продажи БАД на территории России через интернет

    Дистанционная продажа БАД не допускается. Согласно п.7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03, розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов и продовольственные магазины. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, согласно ст.14.15 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Требования к рекламе, стимулирующей реализацию БАД

    Следует учитывать, что к рекламе БАД законодательством установлены специальные требования. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», реклама БАД и пищевых добавок не должна:

    1. создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
    2. содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
    3. содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
    4. побуждать к отказу от здорового питания;
    5. создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

    Кроме того, реклама БАД в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, в вышеуказанной статье установлены и дополнительные требования к формату рекламных объявлений. В случае нарушения требований к рекламе БАД, рекламодатель или рекламораспространитель могут быть привлечены к ответственности по ч.5 ст.14.3 КоАП с наложением штрафа от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.

    Безусловно, существуют «серые» схемы реализации БАД дистанционным способом. Сайты для продажи БАД могут быть зарегистрированы на подставных лиц, а реализация товара может осуществляться от имени физического лица или вообще без указания отправителя БАД. Часть существующих магазинов может действовать по агентской схеме, заказывая незарегистрированные БАД от имени и за счет покупателя за рубежом за определенный процент от стоимости товара, часть – оказывать исключительно посреднические услуги, предполагающие реализацию зарегистрированных БАД конечному покупателю через крупные магазины. Но все эти схемы несут для продавца, действующего в правовом поле, серьезные риски привлечения к ответственности, в том числе, уголовной.

    www.kom-dir.ru

    БАДы и законодательство РФ

    БАД — биологически активные вещества, позволяющие обогатить рацион человека недостающими витаминами и элементами в связи с их недостаточным содержанием в пище. Эти продукты, добавляемые в повседневное питание, в последнее время пользуются широкой популярностью. Это связано, прежде всего, с низким качеством питания и его недостаточным разнообразием. БАДы способны удовлетворять необходимость человека в большинстве важных для организма веществах: витаминах, минералах, жирах, аминокислотах и других незаменимых элементах. БАДы снижают риск возникновения заболеваний, возникших в результате частых стрессов, малоподвижности, курения и алкоголизма. В целях снижения мошенничества в сфере торговли БАДов государство установило строгое наблюдение за их распространением с помощью законодательства РФ.

    Свое отношение к БАДам, и утверждая тем самым их, правовой статус Правительство выразило в «Концепции государственной политики в области здорового питания». Однако основными документами, регламентирующими деятельность этих продуктов, являются Постановление о госрегистрации продукции органами и учреждениями санитарной и эпидемиологической службы, а также приказ о госрегистрации БАД к пище. В них рассмотрена процедура оценки БАДов и условия их распространения на рынке.

    Приказ № 101 рассматривает основную терминологию, применяемую при взаимодействии с БАДами, определяет порядок экспертизы и сертификации БАДов в соответствии с гигиеническими нормами. Он дает непосредственно определение БАДам и рассматривает ситуации, при которых показано применения добавок.

    Для того чтобы у потребителей была возможность лично ознакомиться с требованиями, которые предъявляет БАДам Минздрав и убедиться в том, действительно ли они соответствуют критериям безопасности, были утверждены методические специальные указания, которые определяют безопасность и эффективность БАДов.

    Кроме того, государством были разработаны санитарно-эпидемологические и гигиенические нормативы к организации изготовления БАДов и их оборота, вследствие этого любой желающий человек может оценить условия, при которых проводится испытание продукции на качество.

    В связи с частыми случаями подделок БАДов в документе Постановления «Об усилении надзора за изготовлением и оборотом БАДов» были рассмотрены обязательные требования, предъявляемые БАДам. В нем было замечено, что, несмотря на строгий контроль государства, примерно 3,2% БАДов, которые прошли проверку, были зарегистрированы как несоответствующие нормам. Вследствие этого было принято решение усилить надзор за БАДами, их изготовлением и оборотом. Кроме того, многие люди осуществляют несанкционированную торговлю БАДами при участии дистрибьюторов, не имеющих документов и не прошедших необходимую подготовку. Торговлю таким способом регламентирует Постановление, утверждающее правила продажи товаров дистанционным методом.

    Существует также Постановление, которое предоставляет перечень растений, которые разрешено использовать при изготовлении БАДов. Важным документом в законодательстве БАДов является Постановление «Об утверждении списка продукции, которые подлежат декларированию в соответствии, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации». Он дает представление о документах, необходимых для соответствия продукции, а также устанавливает единую форму Декларации.

    Существуют два документа о надзоре БАД, несколько схожих между собой. Эти письма, оговаривают договоренность руководителей службы по контролю в сфере защиты прав потребителя и службы по контролю за оборотом наркотиков о продуктивной взаимной деятельности. Оба они отмечают, что в последнее время возрос оборот БАДов, а также ввоз зарубежного товара. В связи с этим увеличилось количество претензий на качество добавок. Письма определяют нарушения при реализации БАДов, а также добавок, содержащих в себе психотропные и наркотические вещества.

    Кроме того, существую законы, которые:
    — регламентируют информацию на этикетках БАДов. В соответствии с ними этикетка должна сообщать потребителю обо всех без исключения ингредиентах, входящих в состав БАД, их вес или процентное соотношение. Также обязателен на этикетке в качестве информации о продукте раздел «Противопоказания»;
    — определяют систему сертификации добавок;
    — определяют основные положения о надзоре за продуктами, содержащими наноматериалы.

    В сфере реализации, производства и ввоза БАДов разработана обширная нормативная база, предусматривающая многие аспекты отношений БАД к пище. Государство строго регламентирует распространение БАДов. Это позволяет сократить выпуск некачественного товара.

    obad.ru

    Смотрите еще:

    • Приказ министерства регионального развития 239 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 155-мю "Об отмене приказа Министра регионального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 302 "Об утверждении Порядка […]
    • Федеральные законы российской федерации список Федеральные законы российской федерации список Перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции ГУСПа Полномочия, задачи и функции ГУСПа в установленной […]
    • Узбекистан вор в закон Узбекистан: «Вор в законе» помилован и освобожден «в связи с ухудшением состояния здоровья», пишет «Фергана» «Фергана» (Россия). В Узбекистане из заключения вышел 44-летний криминальный авторитет Бахтиер […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.