Приказ по курению с 1 июня

Приказ о запрете курения на рабочем месте — образец (2016)

Отправить на почту

Приказ о запрете курения является документом, реализующим как отдельные законодательные нормы по охране и безопасности труда, так и общегосударственную политику в сфере борьбы с потреблением табака. В статье рассмотрены основания, предусматривающие запрет курения, и дан образец приказа.

Когда запрещается курение в определенных местах

Режимы, ограничивающие или запрещающие курение в определенных местах, существовали и до закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» от 23.03.2013 № 15-ФЗ. Так, курение должно быть обязательно запрещено, когда этого требуют:

  • Правила санитарно-эпидемиологической безопасности. Устанавливаются постановлениями Главного санитарного врача РФ.
  • Правила пожарной и технической безопасности. Устанавливаются постановлениями и распоряжениями ГУ МЧС и служб пожарной и технической безопасности.
  • Нормативы охраны труда. Нормы устанавливаются Минтрудом РФ и утверждаются Минздравом РФ, и могут уточнять и дополнять положения предыдущих пунктов.
  • Подробнее о нормативных требованиях к рабочим местам читайте: «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту».

    Внутрифирменные нормативы

    Во внутрифирменных нормативах запрет курения может быть прописан в том числе:

  • в правилах внутреннего распорядка;
  • в положениях о режиме внутри объекта;
  • в положениях по охране труда и технике безопасности.
  • О требованиях по охране и безопасности труда узнайте больше: «Государственные нормативные требования охраны труда».

    Исходя из уже существующих регламентов и закона от 23.03.2013 № 15-ФЗ, предприятие может принять решение:

  • о полном запрете курения на территории предприятия;
  • о запрете курения везде, кроме специально отведенных мест.
  • Обратите внимание! Совместный приказ Министерства регионального развития и Минздрава «О выделении и оснащении мест для курения» от 31.07.2013 № 321 не прошел регистрацию в Минюсте РФ и был отменен. В законе № 15-ФЗ содержатся только общие требования к выделению таких мест. Поэтому при принятии решения о выделении «курилок» работодателю следует в первую очередь руководствоваться законом № 15-ФЗ.

    Не забудьте! Решение о том, что курение все-таки допускается в отведенных местах, по закону № 15-ФЗ принимает только собственник имущества (здания, территории). То есть если работодатель не является собственником, нужно получить отдельное разрешение собственника на организацию мест для курения.

    Запрещающие и разрешающие знаки

    Приказом Минздрава России от 12.05.2014 № 214н утверждена форма знака о запрете курения и требования к его обязательному размещению. Требования ведут к тому, чтобы запрещающий знак был виден любому посетителю помещения или общественного места либо пассажиру транспортного средства.

    Разрешающие знаки и надписи могут быть использованы для выделения мест, где курение разрешено внутренними положениями организации.

    Приказ о запрете курения: итоги, образец

    Приказ о запрете курения должен быть составлен с учетом вышеизложенных требований и правил и содержать соответствующие пункты и разделы.

    Образец приказа можно посмотреть здесь:

    nalog-nalog.ru

    Шойгу запретил курильщикам дымить в зданиях Минобороны

    На жесткий шаг решился глава Минобороны Сергей Шойгу — он наложил запрет на курение в служебных зданиях военного ведомства.

    Министр обороны России Сергей Шойгу распорядился ввести запрет на курение в служебных зданиях ведомства.

    Александр Фисун, начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ: «Этот приказ принят в соответствии с законом об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Распоряжение министра касается охраны здоровья и направлено на значительное ограничение курения в воинских коллективах».

    Военный чиновник подчеркнул, что запрещено дымить во всех служебных зданиях Минобороны, а также в зданиях штабов военных округов и других учреждениях ведомства. Кроме того, были изъяты из продажи сигаретные пачки в тех торговых точках, которые находятся на территории воинских частей, передает ИТАР-ТАСС.

    Александр Фисун: «Сделаем все, чтобы воздействие зелья на военнослужащих было минимальным».

    смотреть Страшные картинки с пачек сигарет стали поводом для анекдотов Как писал НТВ.Ru, антитабачная кампания в стране идет полных ходом. Недавно в Россию поступили в продажу сигареты, упаковка которых призвана напугать людей последствиями курения. На пачках напечатаны рентгеновские снимки людей, больных раком легких, и фотографии зубов, пораженных кариесом. По словам главного санитарного врача, такие меры пойдут только на пользу.

    смотреть Ломка курильщиков: любители подымить ищут лазейки в новом законе А с 1 июня в стране действует запрет на курение в общественных местах. Впрочем, пока полицейские делают устные предупреждения курильщикам. Ожидается, что летом 2014 года эти меры станут еще жестче.

    www.ntv.ru

    Приказ о запрете курения на предприятии — образец

    Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

    Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

    В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

    Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

    • образовательных заведений;
    • медучреждений;
    • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.
    • Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

      Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

      Образец приказа о запрете курения на предприятии

      Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

      1. Наименование организации, где оформляется приказ.
      2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
      3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
      4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
      5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
      6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

      Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

      nsovetnik.ru

      Приказ о запрете курения

      Вопрос-ответ по теме

      Может ли директор в организации издать приказ о запрете курения и не оборудовать на улице площадку для курения? Второй вопрос. Если площадку будет сделана, то есть обязательные критерии к этой площадки для курения (расстояние до организации, спец. кабина или что-то типо этого)?

      Работодатель вправе установить запрет, за нарушение которого работников можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности.

      Запрет на курение в рабочих зонах и на рабочих местах действует с 1 июня 2013 года. При этом собственники зданий, в которых размещается работодатель с сотрудниками, может разрешить курить в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системой вентиляции. Однако независимо от решения собственника на здании следует установить знак о запрете курения (ст. 12 Закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ).

      Поэтому работодатель имеет право:

    • или полностью запретить курение табака на своей территории и в своих помещениях;
    • или ограничить курение специально выделенными и оборудованными местами в изолированных помещениях или на открытом воздухе при согласии собственника здания.
    • За нарушение запрета на курение в рабочих зонах и на рабочих местах собственник здания или работодатель, если он одновременно является и собственником, может быть привлечен к административной ответственности.

      Нарушителям грозят следующие штрафы:

      — за несоблюдение требований к знаку «Курить запрещено» – штраф на должностных лиц, например руководителя, – от 10 000 до 20 000 руб., на организацию – от 30 000 до 60 000 руб.;

      — за неправильное выделение и оснащение мест для курения – штраф на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб., на организацию – от 50 000 до 80 000 руб.;

      ·за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм антитабачного законодательства – на индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 руб., на организации – от 60 000 до 90 000 руб. (ст. 6.25 КоАП РФ).

      Также к организации и собственнику здания могут быть применены санкции за нарушение правил пожарной безопасности. Они влекут наложение штрафа на должностных лиц от 6000 до 15 000 руб., на организации – от 150 000 до 200 000 руб. (ст. 20.4 КоАП РФ).

      За нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах работников и граждан сотрудники полиции по Вашему заявлению (сообщению) могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ.

      2. Как оборудовать места для курения подробно см. в материалах обоснования.

      Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда».

      Рекомендация: Как оборудовать места для курения

      «Организации и предприниматели обязаны ограждать работников от окружающего табачного дыма. Это указано в подпункте 3 пункта 2 статьи 10 Закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ).

      Работодатель вправе запретить курение в помещениях и установить меры дисциплинарной ответственности, например, замечание и выговор.

      Руководитель может разрешить курение табака в специально выделенных местах:

    • на открытом воздухе;
    • в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.*
    • За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность.

      Требования к местам для курения

      Специальные места на открытом воздухе и помещения для курения должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ:

      ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;

      ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

      www.law.ru

      Курение на работе: новые обязанности работодателя

      «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 8

      КУРЕНИЕ НА РАБОТЕ: НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

      Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

      Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись .

      Ранее действовал Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который утратил силу с 01.06.2013.

      Примечание. О том, как распознать сотрудников с вредными привычками, читайте на с. 82.

      В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

      — соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

      — осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

      — обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

      — предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

      Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

      1) территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

      2) территории и помещения, предназначенные для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

      3) поезда дальнего следования, суда, находящиеся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

      4) воздушные суда, все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе суда при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), места на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также станции метрополитенов, помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

      5) помещения, предназначенные для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

      6) помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, нестационарные торговые объекты (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

      7) помещения социальных служб;

      8) помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления;

      9) рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях;

      10) лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов;

      11) детские площадки и границы территорий, занятых пляжами;

      12) пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

      13) автозаправочные станции.

      Вопрос в тему. Куда: kadry@delo-press. ru.

      Означает ли новый Закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

      Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

      1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

      2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

      Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

      Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: «Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?». Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

      Отметим, что в Законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много, и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и в случае, если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

      Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

      Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

      Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

      Пример 1. Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

      На деле же требования Закона уже начали реализовываться на местах.

      Пример 2. Распоряжением администрации муниципального района «Печора» (МР «Печора») от 31.05.2013 N 470-р «О запрете курения табака в помещениях администрации МР «Печора» запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района «Печора», с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района «Печора» дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

      Работодатель имеет право

      Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

      Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

      Варианты реализации положений Закона

      Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового Закона.

      Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

      Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании работодатель должен:

      — издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

      — ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

      — провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

      — обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);

      — при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

      В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

      — в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должны быть предусмотрены порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

      — чтобы соблюсти баланс «кнута и пряника», при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

      Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

      В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

      Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники Закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю, и все еще на его территории (прилегающей к зданию территории), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

      Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако, даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

      Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

      Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

      — испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);

      — после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

      — издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

      — ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

      — применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно-распорядительными документами работодателя (а именно приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

      Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

      Анализ норм Закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного Закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива таким местом может оказаться, например, территория в 10 — 15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

      Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового Закона об ограничении курения:

      Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

      Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

      Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машиниста, проводника, капитана судна, пилота, стюардессы и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 руб., такая ответственность мало кого пугает.

      Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

      — должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

      — предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

      — юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

      Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в разд. 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т. д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований Закона о запрете курения все же есть.

      Учитывая «молодость» рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

      Нельзя не отметить, что сейчас наступило время «безответственности», как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

      Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно .

      Мы не рассматриваем санитарные или противопожарные нормы (ст. ст. 6.3 и 20.4 КоАП РФ).

      Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000 — 3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 руб. или даже выше.

      Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового Закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усиления санкций в сфере действия нового Закона о запрете курения.

      Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого Закона «Об ограничении курения табака» и нового «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (см. таблицу).

      Таблица. Отличия двух Законов для работодателей

      www.hr-portal.ru

      Смотрите еще:

      • Материнский капитал 2018 20 тысяч рублей Изменения в материнском капитале в 2018 году В 2018 году программы материнский капитал коснется целый ряд изменений в связи со вступлением в силу новых законов «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и […]
      • Какой налог при усн доходы Налог на прибыль при УСН (нюансы) Отправить на почту УСН налог на прибыль не предусматривает. Однако из любого правила есть исключения. Рассмотрим, в каких ситуациях при применении УСН уплачивается налог на […]
      • Помощь матерям одиночкам раз в год Какие пособия будут предоставляться для матерей-одиночек в 2018 году В соответствии с законами Российской Федерации на территории государства по состоянию на 2018 год не предусматриваются адресные меры […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.