Принцип независимости судей и подчинения их только закону

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Принцип независимости судей и подчинения их только закону. Его гарантии

Статья 8 ГПК

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только К РФ и ФЗ.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Гарантии независимости судей устанавливаются К РФ (Статья 120) и ФЗ.

Данный принцип относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам; он объединяет два взаимосвязанных положения:

1) независимость судей;

2) подчинение их только К РФ и ФЗ.

Несколько аспектов проявления независимости судей:

Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей , принимающих участие в разбирательстве дела (решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов);

При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений , данных различными лицами в процессе (заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения);

Судьи независимы от вышестоящих судебных инстанций.

Судьи независимы от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан .

Экономические гарантии охватывают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Отдельная статья Закона РФ «О статусе судей в РФ» раскрывает содержание материального обеспечения судей (статья 19).

Политические гарантии независимости судей связаны с тем, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью (ч. 3 статьи 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).

Среди организационно-правовых гарантий особое значение имеет назначаемость судей, их несменяемость , неприкосновенность , право на отставку, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи и др. (ст. 121, 122 К РФ, ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в РФ») и проч.

Среди процессуальных гарантий рассматриваемого принципа следует назвать тайну совещания судей , порядок голосования судей при вынесении решения по делу, право на изложение особого мнения судьи, собственно процессуальную форму осуществления правосудия по гражданским делам и проч. В соответствии со ст. 194 ГПК решение выносится судом в совещательной комнате. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Помимо вынесения решения в совещательной комнате обсуждаются и иные важные процессуальные вопросы, например разрешение заявленного отвода (ст. 16-17 ГПК).

www.shpora.su

11. Независимость судей и подчинение их только закону

В ст. 120 Конституции Российской Федерации записано, что «судьи

независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».

В силу данного принципа судьи рассматривают и разрешают уголовные дела,

руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом. Всякое

вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется

по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных

заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное

дело. Любое воздействие на судей, народных или присяжных заседателей с целью

воспрепятствовать объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения

незаконного решения преследуется в уголовном порядке (ст. 176 УК).

В Законе о статусе судей в Российской Федерации определены гарантии

независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и

социального обеспечения (ст. 9) 1.Гарантии независимости и

неприкосновенности присяжного заседателя определены в ст. 87 УПК.

Здесь важно подчеркнуть, что гарантия независимости судьи и присяжного

заседателя обеспечивается, в числе иных, «предусмотренной законом процедурой

осуществления правосудия». Это означает, что сама процедура осуществления

правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений

требований рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своего

убеждения по делу при совещании судей («тайна совещательной комнаты»).

Недопустимо незаконное воздействие на присяжного заседателя (ст. 445

УПК). Гарантией этого должен быть запрет участникам процесса, а также

свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам на протяжении всего

разбирательства дела судом присяжных общаться, помимо установленного

порядка, с присяжным заседателем, участвующим в рассмотрении этого дела.

«Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим

от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания

полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую

для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на

него незаконного действия».

Правосудие — самостоятельная область государственной Деятельности,

свободная от чьего бы то ни было руководства и надзора. Государственная

власть, декретировавшая независимость судей, сама обязана соблюдать

провозглашенный ею же принцип.

Подзаконность и независимость судей — две стороны одной и той же

медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только

закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний

внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может

Во всех судебных стадиях процесса судья решает все вопросы на основании

закона, по своей совести, по своему внутреннему убеждению, в результате

исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и собственной оценки

доказательств (ст. 71 УПК). В судебном разбирательстве суд, по общему

правилу, не связан выводами, изложенными в обвинительном заключении, как не

связан мнением сторон при решении всех вопросов, возникающих в ходе

рассмотрения дела, и кругом представленных ими доказательств. Поэтому суд

может по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе вызвать в

суд свидетеля, эксперта, т. е. восполнить недостающие в деле доказательства.

Суд (судья) может не признать доказанным все обвинение лица или его часть и

в соответствии со своим убеждением изменить обвинение или оправдать

подсудимого (ст. 254, 309 УПК).

В суде присяжных в случаях, когда обвиняемый полностью признает себя

виновным, при наличии определенных в законе условий, судья может ограничить

судебное следствие или объявить судебное следствие оконченным. Однако такое

решение судьи не зависит только от мнения и поведения сторон, а возможно

только тогда, когда сделанное признание «не вызывает у судьи сомнений» (ст.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет

также взаимоотношения судов различных звеньев. Кассационная и надзорная

инстанции, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение,

не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их

независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК). При

повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим ввыводах от

вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и

установления фактов, но и в отношении применения уголовного закона и

назначения наказания. Интерпретация закона является исключительной

прерогативой суда, разрешающего дело, и эта область деятельности закрыта для

постороннего влияния. Иное придало бы решению вышестоящего суда, отражающему

толкование уголовного закона, силу нормативного акта.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с

законом (ч. 2 ст. 120 Конституции).

Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не

только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней

коллегиальное начало. Каждый судья свободно выражает свое мнение по всем

обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить

свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Кроме того, данный принцип оберегает судей от собственных впечатлений,

ранее выраженных убеждений по рассматриваемому делу. Так, судья, принимавший

участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе

участвовать в рассмотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно

участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены

приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием

Осуществление правосудия судьями с предубежденным отношением к тому или

иному участнику процесса парализует права последнего на защиту и ведет к

постановлению неправосудного приговора.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону — проводник

законности и справедливости в правосудии. Его содержание глубоко

демократично, нравственно, гуманно. Осознание судьями необходимости свято

блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по

делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению

независимо от политических взглядов и симпатий (в личностном качестве),

решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел

и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в

этом к ответственности — это и юридический, и нравственно-этический аспект

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких

профессиональных и морально-психологических качеств, мужества и твердости

характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому

посягательству на их независимость и выполнить свой долг так, как повелевает

закон и голос совести.

Независимость судей обеспечивается также порядком замещения должности

судьи (п. «е» ст. 83 Конституции), неограниченностью срока их полномочий

(ст. 11 Закона о статусе судей), несменяемостью судей (ст. 121 Конституции,

ст. 14 Закона о статусе судей), неприкосновенностью (ст. 122 Конституции,

www.bibliotekar.ru

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону

независимость судей; 2)

подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

Новый ГПК уточнил положение о подчинении судьи при осуществлении правосудия Конституции РФ и федеральному закону.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).

Применительно к гражданскому процессуальному праву можно говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей.

Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей,

принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним. Народные заседатели, если дело рассматривается с их участием, обладают равными правами с судьей.

При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле в порядке ст. 46 ГПК, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.

Судьи независимы от вышестоящих судебных инстанций. Несмотря на то, что апелляционная, кассационная, надзорная инстанции обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости судей. Например, ГПК, устанавливая обязательность указаний кассационной инстанции, вводит ряд существенных ограничений. Суды кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 369 ГПК).

Судьи независимы от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Помимо провозглашения подобной независимости важно создание реальных гарантий, обеспечивающих подлинность независимости. Существенная роль отводится экономическим, политическим, правовым гарантиям. Так, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» введены существенные гарантии, призванные обеспечить независимость судей.

Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую половину рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей. Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Новый ГПК детализировал это положение: «Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 11 ГПК).

При раскрытии понятия принципа независимости судей и подчинения их только федеральному закону принято выделять экономические, политические и правовые (организационно-правовые и процессуально-правовые) гарантии.

Экономические гарантии охватывают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Отдельная статья Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» раскрывает содержание материального обеспечения судей (ст. 19).

Политические гарантии независимости судей связаны с тем, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Среди организационно-правовых гарантий особое значение имеет назначаемость судей, их несменяемость, неприкосновенность, право на отставку, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи и др. (ст. 121, 122 Конституции РФ, ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») и проч. Среди процессуальных гарантий рассматриваемого принципа следует назвать тайну совещания судей, порядок голосования судей при вынесении решения по делу, право на изложение особого мнения судьи, собственно процессуальную форму осуществления правосудия по гражданским делам и проч. В соответствии со ст. 194 ГПК решение выносится судом в совещательной комнате. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Помимо вынесения решения в совещательной комнате обсуждаются и иные важные процессуальные вопросы, например разрешение заявленного отвода (ст. 16-17 ГПК).

lawbook.online

9. Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону. Гарантии этого принципа.

Принцип независимости судей и подчинение их только Консти-туции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Этот принцип означает, что при разрешении дел судьи должны руковод-ствоваться только законом.

Требование Конституции РФ о независимости судей и подчи-нении их Конституции РФ и федеральному закону в равной мере относится к любому гражданину, должностному лицу и любой организации. Если они позволяют себе оказывать «давление» на судью, то нарушают Конституцию РФ, т.е. не исполняют обязан-ность не вмешиваться в осуществление правосудия.

Иные меры обеспечения независимости судей указаны в За-коне о статусе судей, Федеральном законе от 10 января 2006 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

В целях более полного проведения в жизнь, т.е. в судебную практику, принципа независимости судей Конституция РФ в ст. 122 провозгласила неприкосновенность судей. Этот принцип следует считать самостоятельным конституционным принци-пом, так как он касается личной неприкосновенности судьи, чле-нов его семьи, его жилища и его имущества, а также служебного кабинета (помещения). Судье предоставлено право на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Гарантией независимости судей является также установление особого порядка привлечения их к какой-либо ответственности.

На наш взгляд, к мерам по обеспечению неприкосновенности судей следует отнести и несменяемость судей, установленную ст. 121 Конституции РФ. Несменяемость судей не означает пожиз-ненность назначения на должность. Законом установлен возраст, до которого судья может осуществлять правосудие, — 65 лет.

В соответствии с требованием Конституции РФ законом уста-новлен порядок приостановления и прекращения полномочий судей.

pravo.studio

Принцип независимости судей и подчинения их только закону

20. НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ И ПОДЧИНЕНИЕ ИХ ТОЛЬКО ЗАКОНУ

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения различных органов, должностных и частных лиц. Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Указанные положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным, народным и арбитражным заседателям.

Сама формула подчинения судей «только Конституции» имеет основополагающее значение. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, контролировать законность правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

www.e-reading.mobi

Смотрите еще:

  • Разрешение в форме документа Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в […]
  • Осаго угон ущерб Что делать и куда обращаться, если угнали вашу машину? Угон автомобиля в соответствии со статьей 166 УК РФ определяется как вид посягательства на право собственности, препятствующий гражданину реализовывать […]
  • Штраф за радар-детекторы Каков штраф за активный антирадар или радар-детектор в России и за рубежом Один мой знакомый поехал в Финляндию на машине и не подумал о том, что в машине установлен антирадар. У нас в России антирадары […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.