Принципы мирового суда

Принципы мирового суда

Основополагающие принципы функционирования судебной системы в России

Осуществление в России судебной власти производится только судами в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства, самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Единство судебной системы России обеспечивается следующими положениями:

  • Регламентация судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом РФ №1-ФКЗ от 31.12.1996г. “О судебной системе Российской Федерации”.
  • Соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства.
  • Применение всеми судами Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ.
  • Признание обязательности на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу.
  • Законодательное закрепление единства статуса судей.
  • Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
  • Принципами деятельности судов являются следующие:

  • Самостоятельность судов и независимость судей.
  • Судебная власть осуществляется судами самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли с подчинением только Конституции РФ и закону. Судьи, присяжные, народные, арбитражные заседатели, осуществляющие правосудие, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. При установлении в ходе рассмотрения дела несоответствия акта государственного органа или иного органа, должностного лица Конституции России, федеральному конституционному закону, федеральному закону, международному договору России, общепризнанным нормам и принципам международного права, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решение согласно правовым положениям, имеющим наибольшую юридическую силу. В России запрещено издавать законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей. Лица, которые виновны в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных, арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, в ином вмешательстве в деятельность суда, несут установленную федеральным законом ответственность. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законодательством.

  • Обязательность судебных постановлений.
  • Постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических лиц и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. Неисполнение постановлений суда и иное проявление неуважения к суду влекут предусмотренную федеральным законом ответственность. Международными договорами России определяется обязательность на территории России постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей.

    1. Равенство всех перед законом и судом.
    2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности или в зависимости от их происхождения, имущественного, должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, по любым другим основаниям.

    3. Участие граждан в осуществлении правосудия.
    4. Граждане России вправе участвовать в осуществлении правосудия. Порядок такого участия и требования к таким гражданам определяется федеральным законом. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

    5. Гласность в деятельности судов.
    6. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытых заседаниях допускается в предусмотренных федеральным законом случаях.

    7. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
    8. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховного Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке, являющимся государственным языком России. Судопроизводство и делопроизводство:

      • в других федеральных судах общей юрисдикции могут осуществляться на государственном языке республики, на территории которой находится суд ;
      • у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке или на государственном языке республики .

      Аннотация . В данной статье рассмотрены принципы судебной системы в России.

      Ключевые слова: принципы деятельности, самостоятельность и независимость судей, обязательность судебных постановлений, судебная система

      Юрист ООО “Компания открытых систем” А.А. Рудаков

      Если у Вас возникли какие-то дополнительные вопросы —

      прошу присылать их мне .

      Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела

      sir35.ru

      Закон Республики Ингушетия
      от 3 февраля 1998 г. N 1-РЗ
      «О мировых судьях Республики Ингушетия»
      (с изменениями от 20 мая 2000 г., 21 декабря 2001 г., 19 июля 2002 г., 18 мая 2006 г., 30 октября, 31 декабря 2007 г.)

      Принят Народным Собранием — Парламентом Республики Ингушетия 18 декабря 1997 г.

      Глава I. Общие положения

      Статус и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации и настоящим Законом, иными федеральными и республиканскими законами.

      Мировые судьи осуществляют правосудие независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия, федеральному закону и закону Республики Ингушетия.

      Глава II. Статус и порядок деятельности мировых судей

      2. На мировых судей Республики Ингушетия распространяется# гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации.

      От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Республики Ингушетия освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

      2. К назначению на должность мирового судьи может быть представлен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к мировому судье.

      3. Квалификационный экзамен на должность мирового судьи принимает экзаменационная комиссия, состоящая при квалификационной коллегии судей Республики Ингушетия.

      Мировые судьи назначаются на должность Народным Собранием-Парламентом Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия.

      Срок полномочий мирового судьи, впервые назначенного на должность, составляет три года.

      При повторном и последующих назначениях на должность срок полномочий мирового судьи составляет пять лет.

      Удостоверение и отличительный знак мировому судье вручается Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия в торжественной обстановке.

      Положение об отличительном знаке мирового судьи, его образец и описание разрабатывает Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Ингушетия и утверждается Народным Собранием Республики Ингушетия.

      В случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда.

      Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе, постановлением председателя Верховного Суда Республики Ингушетия или его заместителя.

      Полномочия судьи прекращаются:

      в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;

      на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

      Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

      Назначение на должность работников аппарата мировых судей проводится на конкурсной основе.

      Конкурсная комиссия на одну вторую от общего числа членов конкурсной комиссии состоит из мировых судей.

      Мировой судья имеет право присутствовать с правом совещательного голоса на заседании конкурсной комиссии при рассмотрении кандидатуры для назначения на вакантную должность гражданской службы его судебного участка.

      Положение об удостоверении мирового судьи и его описание утверждается Народным Собранием Республики Ингушетия.

      3.ing.msudrf.ru

      Судебный участок №2 Чертковского судебного района Ростовской области

      Мировая юстиция в России
      История мировой юстиции в России

      Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII — начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

      Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована 1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

      Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

      Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

      20 ноября 1864 г. были обнародованы «Судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды — мировые.

      Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

      Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

      Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

      Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

      Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

      Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

      Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

      Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

      Цензовые требования для занятия должности мирового судьи — возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование «неопороченности» (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) — обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

      Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».

      В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

      1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;

      2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

      3. иски о личных обидах и оскорблениях;

      4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

      Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

      С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном — инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

      Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

      Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

      В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

      Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

      И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

      17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

      (по материалам «Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. — М.:Издательство БЕК, 2002.)

      chrtkr2.ros.msudrf.ru

      Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

      Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ
      «О мировых судьях в Российской Федерации»

      С изменениями и дополнениями от:

      19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля, 8, 23 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 октября, 25 декабря 2012 г., 4 марта 2013 г., 21 июля 2014 г., 5 апреля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

      Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

      Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

      См. комментарий к настоящему Федеральному закону

      17 декабря 1998 г.

      Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

      К подсудности мировых судей относятся отдельные уголовные дела, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, а также другие категории дел, определенные ФЗ.

      Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

      ФЗ закреплен порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи, срок осуществления полномочий, порядок прекращения и приостановления полномочий, установлены требования, предъявляемые к мировому судье, регламентированы вопросы финансирования.

      ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования.

      Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

      Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 1998 г. N 242, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

      См. будущую редакцию настоящего документа

      Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

      Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

      Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 276-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

      Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

      Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 164-ФЗ

      Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ

      Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 370-ФЗ

      Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ

      Федеральный закон от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ

      Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ

      Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

      Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

      Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 2-ФЗ

      Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 144-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ

      Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

      Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ

      base.garant.ru

      Общая характеристика мирового суда.

      Отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их систему, но при этом не являются судами федеральными. Они — суды субъектов Федерации, хотя их финансирование должно осуществляться из средств федерального бюджета. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Лишь при рассмотрении материалов об административных правонарушениях им разрешено при отсутствии федеральных правил прибегать к правилам судопроизводства, устанавливаемым законами субъектов Федерации.

      Большая часть вопросов их организации и полномочий подлежит регламентации в федеральных законах. К ведению субъектов — только определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся их организации и деятельности.

      На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии зависимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные для федеральных судей Законом о статусе судей и иными федеральными законами.

      Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

      Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

      МС может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

      Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

      МС назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, уст. законом соотв. субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо вправе снова выдвинуть свою кандидатуру

      При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то на мирового судью в ближайшем судебном районе.

      Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей ФЗ, является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Суд. департамента при Верховном Суде.

      Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от Председателя Верховного Суда Российской Федерации. В городах федерального значения — 64 процента.

      students-library.com

      Смотрите еще:

      • Форма заявления на квартиру Заявление на получение жилья (квартиры) Категория граждан, имеющих право на получение жилья В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 2005 года право на получение жилья имеют следующие категории граждан: […]
      • Как удерживать алименты с зарплаты Удержания по исполнительному листу Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены […]
      • Может ли папа получить материнский капитал Может ли отец получить материнский капитал Втиснуть жизнь в рамки закона невозможно. Первоначальная законодательная инициатива предоставлять материнский капитал только матерям претерпела существенные […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.