Программа переселения 2013

Постановление Администрации Липецкой области от 26 апреля 2013 г. N 210 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 — 2017 годы» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Администрации Липецкой области
от 26 апреля 2013 г. N 210
«Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 — 2017 годы»

С изменениями и дополнениями от:

22 января, 11 июня, 31 декабря 2014 г., 20 апреля, 19 мая, 3 декабря 2015 г., 12 февраля 2016 г., 24 марта, 23 октября 2017 г.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, администрация Липецкой области постановляет:

Утвердить областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 — 2017 годы» (приложение).

Глава администрации Липецкой области

Главной целью программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Задачей программы является переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Реализация программы намечена на 2013 — 2015 годы. Общий объем финансирования программы составляет 2 225,863 тыс. руб.

Конечным результатом программы является расселение жителей 272 многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, общей площадью жилых помещений 74 161,96 кв. м.

Постановление Администрации Липецкой области от 26 апреля 2013 г. N 210 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 — 2017 годы»

Текст постановления опубликован в «Липецкой газете» от 5 июня 2013 г. N 109

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Администрации Липецкой области от 23 октября 2017 г. N 470

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Постановление Администрации Липецкой области от 24 марта 2017 г. N 131

Постановление Администрации Липецкой области от 12 февраля 2016 г. N 79

Постановление Администрации Липецкой области от 3 декабря 2015 г. N 534

Постановление Администрации Липецкой области от 19 мая 2015 г. N 255

Постановление Администрации Липецкой области от 20 апреля 2015 г. N 201

Постановление Администрации Липецкой области от 31 декабря 2014 г. N 584

Постановление Администрации Липецкой области от 11 июня 2014 г. N 252

Постановление Администрации Липецкой области от 22 января 2014 г. N 16

base.garant.ru

В Тульской области объем финансирования программы переселения граждан из ветхого жилья составил свыше 5 млрд рублей

В правительстве Тульской области подписано постановление о некоторых вопросах реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2013-2017 годы.

Документ представляет собой некий итог реализации программы в регионе за 2013-2017 годы.

Указано, что в период реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2013-2017 годы расселяемая площадь составила 184,586 тыс. кв. м, в том числе:

по этапу 2013 года — 28,523 тыс. кв. м;

по этапу 2014 года — 0,00 тыс. кв. м;

по этапу 2015 года — 66,847 тыс. кв. м;

по этапу 2016 года — 89,216 тыс. кв. м (а также: по этапу 2016 года (часть I) — 87,979 тыс. кв. м; по этапу 2016 года (часть II) — 1,237 тыс. кв. м)

Переселено в благоустроенное жилье 9531 человек, в том числе: по этапу 2013 года — 1723 чел.; по этапу 2014 года — 0 чел.; по этапу 2015 года — 3358 чел.; по этапу 2016 года — 4450 чел. (а также: по этапу 2016 года (часть I) — 4387 чел.; по этапу 2016 года (часть II) — 63 чел.);

Ликвидировано аварийного жилищного фонда 231,767 тыс. кв. м, в том числе:

по этапу 2013 года — 33,764 тыс. кв.;

по этапу 2014 года — 0 тыс. кв. м;

по этапу 2015 года — 85,038 тыс. кв. м;

по этапу 2016 года — 112,964 тыс. кв. м (а также: по этапу 2016 года (часть I) — 111,384 тыс. кв. м; по этапу 2016 года (часть II) — 1,58 тыс. кв. м).

Общий объем финансирования программы составляет 5 млрд 817 млн 641 тыс рублей.

newstula.ru

Программа переселения 2013

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 11 июня 2013 года N 193

О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства»

(с изменениями на 31 января 2018 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2013 N 224, от 29.04.2014 N 116, от 23.09.2014 N 323, от 19.12.2014 N 470, от 20.03.2015 N 76, от 24.08.2015 N 294, от 23.11.2015 N 452, от 11.02.2016 N 32, от 31.08.2016 N 316, от 28.10.2016 N 384, от 16.12.2016 N 450, от 13.03.2017 N 76, от 26.05.2017 N 180, от 10.08.2017 N 276, от 26.10.2017 N 357, от 31.01.2018 N 22)

В целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.08.2015 N 294, от 16.12.2016 N 450)

2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова И.Г.

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.03.2015 N 76)

3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА

Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства»

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 11 июня 2013 г. N 193

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2013 N 224, от 29.04.2014 N 116, от 23.09.2014 N 323, от 19.12.2014 N 470, от 20.03.2015 N 76, от 24.08.2015 N 294, от 23.11.2015 N 452, от 11.02.2016 N 32, от 31.08.2016 N 316, от 28.10.2016 N 384, от 16.12.2016 N 450, от 13.03.2017 N 76, от 10.08.2017 N 276, от 26.10.2017 N 357)

Паспорт республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства»

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.12.2016 N 450)

Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 — 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства» (далее — Программа)

Основание для разработки Программы

Государственный заказчик Программы

Министерство архитектуры и строительного комплекса материалов Республики Саха (Якутия)

Исполнители основных мероприятий Программы — участники Программы

— городской округ «город Якутск» (по согласованию)

— муниципальное образование «Город Нерюнгри» (по согласованию)

— городское поселение «Поселок Чульман» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Хандыга» (по согласованию)

— городское поселение «Поселок Серебряный Бор» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Зырянка» (по согласованию)

— городское поселение «Поселок Беркакит» (по согласованию)

— муниципальное образование «Алданский район» (по согласованию)

— муниципальное образование «Амгинский наслег» (по согласованию)

— муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Батагай» (по согласованию)

— муниципальный район «Вилюйский улус (район)» (по согласованию)

— муниципальный район «Горный улус» (по согласованию)

— муниципальное образование «Жиганский эвенкийский национальный наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Сангар» (по согласованию)

— муниципальное образование «Город Ленск» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Витим» (по согласованию)

— муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Чернышевский» (по согласованию)

— муниципальное образование «Садынский национальный эвенкийский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Момский район» (по согласованию)

— муниципальное образование «Едейский наслег» (по согласованию)

муниципальное образование «Хатын-Арынский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Тюбинский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Ленский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Хомустахский I-й наслег» (по согласованию)

— муниципальный район «Нюрбинский район» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Усть-Нера» (по согласованию)

— муниципальный район «Олекминский район» (по согласованию)

— муниципальный район «Оленекский эвенкийский национальный район» (по согласованию)

— муниципальное образование «Сунтарский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Средне-Амгинский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Таттинский наслег» (по согласованию)

— муниципальный район «Томпонский район» (по согласованию)

— муниципальное образование «Мюрюнский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Петропавловский национальный наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Усть-Мая» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Солнечный» (по согласованию)

— муниципальное образование «Поселок Эльдикан» (по согласованию)

— муниципальный район «Хангаласский улус» (по согласованию)

— муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)» (по согласованию)

— муниципальное образование «Чурапчинский наслег» (по согласованию)

— муниципальное образование городской округ «Жатай» (по согласованию)

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, путем приобретения (строительства) жилых помещений;

снос аварийного жилищного фонда, высвободившегося в результате переселения граждан

Ожидаемые результаты реализации Программы

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда:

объем расселяемой площади — 385 280,58 кв. метров;

количество расселенных помещений — 8 946 единиц;

количество переселенных жителей — 22 880 человек.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства:

объем расселяемой площади — 105 567,26 кв. метров;

количество расселенных помещений — 2 730 единиц;

количество переселенных жителей — 6 873 человека.

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.08.2017 N 276, от 26.10.2017 N 357, от 31.01.2018 N 22)

Сроки реализации Программы

2013 год — 1 сентября 2017 года

Прогнозный объем и источники финансирования Программы

Прогнозный общий объем финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда — 23 077 361 174,10 рублей, в том числе:

1) основной объем финансирования — 21 277 819 327,27 рублей, в том числе:

средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 9 374 850 349,67 рублей;

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 10 537 320 947,40 рублей;

средства долевого финансирования за счет бюджетов муниципальных образований — 1 365 648 030,20 рублей.

2) дополнительный объем финансирования 1 331 613 506,83 рубля, в том числе:

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 1 331 165 482,05 рублей;

средства местных бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) — 448 024,78 рублей.

3) внебюджетные средства — 467 928 340,00 рублей, в том числе:

внебюджетные средства, не обеспеченные источниками финансирования, — 0 рублей;

иные источники финансирования — 467 928 340,00 рублей.

Прогнозный общий объем финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства — 6 553 385 198,71 рубль, в том числе:

1) основной объем финансирования — 5 336 956 509,16 рублей, в том числе:

средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 2 777 491 484,95 рублей;

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 2 333 224 314,78 рублей;

средства долевого финансирования за счет бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) — 226 240 709,43 рубля.

2) дополнительный объем финансирования 1 163 811 704,56 рублей, в том числе:

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 1 147 147 544,50 рублей;

средства местных бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) — 16 664 160,06 рублей.

3) внебюджетные средства — 52 616 984,99 рублей, в том числе:

иные источники финансирования — 52 616 984,99 рублей.

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.01.2018 N 22)

Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства осуществляет контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием финансовой поддержки, проводит мониторинг реализации Программы в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.

Правительство Республики Саха (Якутия) контролирует исполнение мероприятий Программы государственным заказчиком и участниками Программы.

Государственный заказчик Программы:

координирует и контролирует исполнение мероприятий Программы участниками Программы, проводит мониторинг реализации Программы;

осуществляет мероприятия по финансированию Программы, контролирует расходование средств участниками Программы, предоставляет отчетность о расходовании средств финансовой поддержки в Государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

является ответственным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по работе с Государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

участники Программы — основные исполнители мероприятий Программы подконтрольны Правительству Республики Саха (Якутия) и государственному заказчику

1. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков ее реализации

Целями Программы являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем переселения из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения целей Программы решаются следующие основные задачи:

переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, путем приобретения (строительства) жилых помещений;

снос аварийного жилищного фонда, высвободившегося в результате переселения граждан.

Срок реализации Программы — 2013 год — 1 сентября 2017 года.

Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, и планируемые показатели выполнения определены согласно приложениям N 1, N 2 и N 3 к настоящей Программе.

Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и планируемые показатели выполнения определены согласно приложениям N 4, N 5 и N 6 к настоящей Программе.

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.12.2016 N 450)

2. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование Программы и механизм предоставления средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства установлены Федеральным законом о Фонде.

Финансирование этапа 2013 года Программы осуществляется за счет основного и дополнительного финансирования.

Основное финансирование осуществляется за счет средств Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) и долевого финансирования за счет бюджетов муниципальных образований — участников Программы, и установлено в размере не менее 5% от общей стоимости переселения.

Дополнительное финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств бюджетов муниципальных образований и направляется на финансирование:

превышения цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого (строящегося) в рамках реализации Программы, от предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых (строящихся) за счет основного финансирования Программы;

превышающей площади приобретаемых (строящихся) жилых помещений от общей площади аварийных жилых помещений, подлежащих переселению.

Этапы 2014 — 2017 годов Программы финансируются за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд), средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетных средств и долевого финансирования за счет бюджетов муниципальных образований — участников Программы в размере не менее 1% от общей стоимости переселения.

Таблица 1. Прогнозный общий объем финансирования переселения по этапам

За этапы 2013 — 2016 годов

2 889 994 035,93

2 789 557 793,40

7 095 940 073,06

10 301 869 271,71

23 077 361 174,10

1 551 423 503,87

2 638 773 061,99

7 093 049 073,06

9 994 573 688,35

21 277 819 327,27

средства Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

1 447 699 776,01

3 616 131 398,15

3 380 202 990,79

9 374 850 349,67

1 480 001 186,58

3 319 198 809,45

5 738 120 951,37

10 537 320 947,40

1 263 281 004,48

3 117 992 362,31

5 518 528 607,89

9 899 801 974,68

средства местного бюджета

1 365 648 030,20

с финансовой поддержкой Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

1 081 977 660,82

Дополнительный объем финансирования

1 331 613 506,83

1 331 165 482,05

средства местных бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

внебюджетные средства, необеспеченные источниками финансирования

Таблица 2. Прогнозный общий объем финансирования переселения с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства по этапам

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.01.2018 N 22)

За этапы 2013 — 2014 годов

2 821 629 364,59

3 731 755 834,12

6 553 385 198,71

1 655 207 328,43

3 681 749 180,73

5 336 956 509,16

1 568 303 393,05

1 209 188 091,90

2 777 491 484,95

2 333 224 314,78

2 170 253 871,28

2 180 504 145,86

без финансовой поддержки Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Объем долевого финансирования за счет средств местного бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), %

1 163 811 704,56

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

1 147 147 544,50

внебюджетные средства, не обеспеченные источниками финансирования

Объем финансирования участников Программы рассчитан на момент формирования Программы исходя из наличия площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, планируемых к расселению в 2013 — 2017 годах, прогнозных объемов предусмотренных на эти цели средств в бюджетах участников Программы.

Прогнозная стоимость затрат на реализацию этапа 2013 года Программы рассчитана исходя из произведения общей площади подлежащих расселению жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в Программу, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на текущий год. Прогнозная стоимость затрат на этапы 2014 — 2016 годов рассчитываются в следующем порядке:

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 N 116, от 20.03.2015 N 76)

по способу строительства или приобретения жилых помещений у застройщиков — произведение стоимости одного квадратного метра жилья, утверждаемой приказом Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), на площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах с учетом превышения площади строящегося (приобретаемого) жилья (коэффициент К) с применением ежегодного индекса дефлятора на планируемый год в размере 1,051. При этом коэффициент К устанавливается по годам: на этап 2014 года — не более 1,25, на этап 2015 года — не более 1,20, на этап 2016 года — не более 1,15;

(абзац введен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 N 116; в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.03.2015 N 76)

по способу приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, или при выкупе жилых помещений у застройщиков — произведение стоимости одного квадратного метра жилья, установленной Программой, на площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах с применением ежегодного индекса дефлятора на планируемый год в размере 1,051.

Стоимость затрат подлежит ежегодной корректировке в связи с уточнением источников финансирования.

(абзац введен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 N 116)

Цена муниципального контракта на строительство или приобретение жилых помещений в таких домах формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений, умноженной на общее количество квадратных метров расселяемой площади жилого помещения, предусмотренных настоящей Программой в рамках долевого финансирования, либо с учетом дополнительных средств, предусмотренных Программой и в бюджетах участников Программы.

По этапу 2013 года предельная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений за счет средств основного финансирования Программы не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов в республике на текущий год, в котором подается заявка. Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений для целей реализации настоящей Программы на 2013 год по способу строительства или приобретения жилых помещений у застройщиков составляет 34 600 рублей, по способу приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, составляет 25 950 рублей.

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 N 116)

Расчет объема финансирования Программы по этапам приведен в таблице 1 настоящего раздела. График финансирования Программы для реализации мероприятий переселения граждан из аварийного жилищного фонда приведен в таблице 5 и таблице 6 настоящего раздела.

Таблица 3. Расчет объема финансирования переселения по этапам 2013 — 2016 годов

docs.cntd.ru

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 — 2017 годы

Постановление Правительства Красноярского края от 6 мая 2013 г. N 228-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 — 2017 годы»

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 6 мая 2013 г. N 228-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ

ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

НА 2013 — 2017 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края

от 21.08.2013 N 408-п, от 17.10.2013 N 543-п,

от 28.11.2013 N 624-п, от 31.01.2014 N 26-п)

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьей 103 Устава Красноярского края постановляю:

региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 — 2017 годы согласно приложению N 1;

региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013 — 2017 годы согласно приложению N 2.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 28.11.2013 N 624-п)

2. Опубликовать Постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Первый заместитель
Губернатора края —
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО

lesosibirsk.krskstate.ru

тема: Популярная музыка в эфире «Маяка»

23.08.2013 — О программе переселения из аварийного и ветхого жилья в Подмосковье слушать скачать

В 2012 году программа переселения из аварийного жилья в Подмосковье оказалась под угрозой срыва: финансирование прекратили и переселили всего 38 человек. Сейчас ситуация меняется: выделены средства, и в 2016-2017 годах в области из аварийного фонда дополнительно расселят 1500 человек.

В 2012 году программа переселения из аварийного жилья в Подмосковье оказалась под угрозой срыва: финансирование прекратили и переселили всего 38 человек. Сейчас ситуация меняется: выделены средства, и в 2016-2017 годах в области из аварийного фонда дополнительно расселят 1,5 тысячи человек. О программе переселения из аварийного и ветхого жилья в Подмосковье рассказывает министр по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Московской области Александр Борисович Коган. Ведущая — Екатерина Высоковская.

ВЕДУЩИЙ: Гость программы — министр по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Московской области Александр Коган. Мы будем говорить о такой проблеме, как переселение из аварийного и ветхого жилья в Подмосковье. Поскольку эта проблема все никак не теряет остроты, то в области сейчас прикладываются заметные усилия для того, чтобы программа переселения все-таки набирала обороты. Об этом мы сейчас и будем расспрашивать профильного министра. Александр Борисович, застарелую проблему, как правило, не решить эффективно, не разобравшись в подноготной. Вот кто сейчас живет в ветхом жилье, и почему там проживают люди?

КОГАН: Там проживают наши граждане, то есть люди, которые живут в Подмосковье, которые живут в Московской области. Ничем примечательным они не отличаются, единственное только тем, что кто-то приехал в свое время строить крупные промышленные предприятия, и временно их поселили в бараки. А у нас, как правило, что временное, то зачастую становится постоянным. Есть дома, которые отслужили свой срок. К примеру, пятиэтажки, которые строились по государственным программам, это железобетонные пятиэтажки, коробки, которые возводились, — срок службы таких пятиэтажек не более 50 лет. Они уже ветшают. И их конструкции, как их там не ремонтируй, не соответствуют уже всем нормам прочности и так далее.

ВЕДУЩИЙ: То есть это, может быть, люди, которые работали на производстве и ожидали, что со временем их жилищные условия будут улучшены?

КОГАН: И не только на производстве. Это люди, которые в свое время приватизировали, которым досталось по наследству. То есть это абсолютно разные категории граждан, они ничем не отличаются от тех, которые живут в благоустроенном жилье. Но вот так просто жизнь распорядилась, что люди попали в такие условия.

ВЕДУЩИЙ: То есть приватизированные квартиры тоже входят в эту программу?

КОГАН: Тоже, есть как муниципальные, так и приватизированные. То есть в частной собственности, в государственной, в муниципальной собственности. В данном случае программа не разделяет, какой вид собственности, для того чтобы переселять.

ВЕДУЩИЙ: То есть речь идет о том, что это ветхое жилье просто должно быть ликвидировано?

КОГАН: Не ветхое, а аварийное. Дело в том, что аварийное жилье, оно определено законом Российской Федерации, четко дано определение, 47-е постановление определяет правила переселения, порядок переселения соответствующий, как признается аварийным жилье. Но одним словом это можно сказать так, что жилье аварийное непригодно для проживания. И граждан в разумные сроки необходимо переселить из этого жилья.

ВЕДУЩИЙ: Сколько сейчас квадратных метров вот такого, именно уже признанного аварийным, жилья?

КОГАН: 220 тысяч метров квадратных в Московской области в рамках действующих норм признано аварийными.

ВЕДУЩИЙ: Это очень много, вот объясните?

КОГАН: На самом деле это 608 домов, это 15 тысяч жителей.

ВЕДУЩИЙ: И как вы собираетесь сейчас решать эту проблему?

КОГАН: Всё, что признано, оно вошло в московскую программу, программу губернатора по переселению граждан из аварийного жилья.

ВЕДУЩИЙ: Это новая программа?

КОГАН: Да. Это программа 2013-2015 годов.

ВЕДУЩИЙ: То есть это фактически сейчас с новой энергией вы беретесь за решение такой застарелой проблемы?

КОГАН: Ну, с новой энергией мы уже взялись, потому что, когда пришла новая команда, уже была программа Московской области на 2011-2012 гг. по переселению граждан, 159 домов необходимо было расселить. Это 78,5 тысячи метров квадратных жилья. Это 4804 человека. Такая программа действовала. Но, к сожалению, когда Андрей Юрьевич взялся за эту работу, 38 человек всего было переселено, и программа была заблокирована, она не работала.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, если вы говорите именно об аварийном…

КОГАН: Пока только про аварийное жилье.

ВЕДУЩИЙ: То мы говорим в принципе о том, что люди живут в опасных условиях, потому что в любой момент может что-то произойти. О таких авариях регулярно, кстати, пресса сообщает, и показывают это бедственное совершенно положение.

КОГАН: Кстати говоря, аварийное жилье — это не исключает того, что дом обязана обслуживать управляющая компания, обязана проводить соответствующий ремонт и предупреждать все негативные последствия.

ВЕДУЩИЙ: Вот, например, был недавно пожар в таком аварийном жилье, где очень старая проводка. Но если там продолжают жить люди…

КОГАН: Пожар — это чрезвычайная ситуация. Поэтому в рамках комиссии глава обязан людей расселить в маневренный фонд, потом либо произвести капремонт этого жилья, либо снести и построить новое жилье. Но это принимается в рамках чрезвычайной комиссии. К аварийному жилью это не имеет никакого отношения.

ВЕДУЩИЙ: Пожар именно в аварийном жилье, там проводка плохая в силу своей застарелости. Да, это не просто пожар в хорошем доме, это пожар в аварийном.

КОГАН: Еще раз хочу сказать, то, что дом аварийный, не освобождает от ответственности управляющую компанию, которая обслуживает этот дом. Она надлежащим образом должна его содержать, потому что, если есть на самом деле уже некие обстоятельства, которые говорят о том, что есть угроза жизни, дом немедленно должен быть расселен, немедленно. Это деятельность управляющей компании, и муниципальные образования должны в этом направлении работать.

ВЕДУЩИЙ: То есть фактически это ответственность муниципальных образований и управляющих компаний, а область и федеральный центр оказывают содействие всяческое, да, в том, чтобы муниципалитеты справились с этой задачей?

КОГАН: Никто не отводит от себя и никто не снимает ответственности с себя. То есть это полномочия муниципальных образований, но ни область, ни федеральный центр, ни правительство Российской Федерации в стороне не остаются. Выделяются средства, принимаются законы, которые позволяют это делать эффективно и быстро, в срок. В Московской области к тому моменту, когда новое правительство приступило к работе, уже должно было быть переселено около 3,5 тысячи человек, а было переселено 38 человек.

ВЕДУЩИЙ: Вот я и хотела бы вернуться к этой цифре, которую вы сейчас обозначили, 15 тысяч человек. Это в год или за три года?

КОГАН: Это за три года по новой программе. А если учитывать и старую и новую программу, то 20 тысяч человек.

КОГАН: Нет. Это за 2011-2012 годы, и вот еще плюс 15 тысяч человек, которые должны быть переселены в ближайшие три года.

ВЕДУЩИЙ: В ближайшие три года 20 тысяч человек должны быть переселены.

КОГАН: Уже 4,8 тысячи человек переселено за один год.

ВЕДУЩИЙ: Давайте расскажем про механизм. Какой был найден механизм решения этой проблемы?

КОГАН: То, что касается аварийного жилья, механизм работает очень просто. Если на самом деле люди живут в жилье, они про него знают больше, чем кто-либо, и видят, что дом в очень плохом состоянии и не соответствует никаким нормам, правилам, содержание его не соответствует никаким стандартам и так далее, они должны написать заявление в администрацию, в межведомственную комиссию, которая выходит проверять этот дом и назначает экспертизу. В рамках этой комиссии принимается решение о признании данного дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту или реконструкции. Есть три составляющие: капитальный ремонт, реконструкция либо аварийный.

ВЕДУЩИЙ: В какую лучше попасть?

КОГАН: В любую если попадаете, в любом случае…

ВЕДУЩИЙ: Где будет действеннее помощь и скорее окажут?

КОГАН: Все три направления сейчас очень активно будут работать в Московской области, очень активно. Программа аварийки начала с приходом нового губернатора очень активно работать, и вот за один год уже переселено около 5 тысяч человек, это теперь только по программе аварийки будет как минимум по 5 тысяч в год переселяться. Но губернатор требует от нас удвоить, и мы сейчас поговорим еще, за счет каких источников это можно будет сделать и почему он говорит, что минимум 10 тысяч человек надо переселять в год, минимум 10 тысяч…

ВЕДУЩИЙ: То есть за сколько лет вы хотите решить эту проблему в целом?

КОГАН: …Вот из горящего такого, где на самом деле аварийное жилье, уже признано аварийным, люди будут переселяться. Но это еще не решение проблемы в целом. Вы задали вопрос, в какую категорию попасть? В любую, потому что если дом на самом деле требует капитального ремонта, то с 1 января 2014 года начинает действовать очень активно программа, вступают в силу новые статьи закона 185-го и Жилищного кодекса, начинает действовать региональный фонд по капремонту. Будет принцип накопительный, около 10 миллиардов рублей ежегодно будет тратиться на капремонт.

ВЕДУЩИЙ: Вот скажите, попал дом в список…

ВЕДУЩИЙ: Капремонта. Через сколько реально может начаться ремонт?

КОГАН: Это всё зависит от того, когда попал в список, в каком он состоянии, потому что по правилам предусмотрено: чем раньше дом был построен, то есть чем он старше, дом, тем ранее и тем быстрее в нем будут делать капремонт. Дом моложе, но уже требует капремонта, конечно, он будет отодвигаться на более поздние сроки.

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас, когда приходим в какие-то учреждения, мы уже привыкли к электронной очереди, всё делается по воле компьютера. А здесь же все-таки очень силен человеческий фактор, оценочный и так далее?

КОГАН: И плюс еще будет однозначно оцениваться, в каком году дом был введен в эксплуатацию, то есть когда он, собственно, был построен.

ВЕДУЩИЙ: Но некоторые изнашиваются скорее, некоторые дольше.

КОГАН: Будут учитываться материалы, из которых сделан дом. Срок службы, который отведен дому, тоже учитываться будет.

ВЕДУЩИЙ: Есть более бережливые хозяева, есть менее бережливые. Есть погодные условия, которые так-то повлияли на дом.

КОГАН: У нас в Красногорске в центре города дома, которым уже по 100 лет, выглядят намного лучше, чем дома, построенные пять лет назад.

ВЕДУЩИЙ: Вот я про это и говорю. Если признали, что дом требует капитального ремонта, он будет в очереди стоять сколько?

КОГАН: Сейчас сказать по конкретному дому нереально. Почему? Потому что это программа, которая с 1 января начинает действовать. 10 миллиардов рублей — сумма там увеличивается чуть ли не в 10 раз, которая будет тратиться на проведение капремонта домов. То есть по всем правилам, по всем стандартам, которые выработаны. Порядок тоже будет отражен как в постановлении правительства, так и в самом законе. И по этому поводу принят областной закон.

ВЕДУЩИЙ: А на 10 миллиардов примерно сколько домов можно отремонтировать?

КОГАН: Это более 1 тысячи домов.

ВЕДУЩИЙ: То есть 1 тысяча домов может ожидать, что в ближайшее время…

КОГАН: Ежегодно, да, это минимум, будут ремонтироваться. Плюс реконструкция домов. Принимается решение о реконструкции дома, когда человек переселяется, когда проводится усиление конструкций, когда меняется там лифтовое хозяйство, меняются коммуникации все, крыша, то есть проводится такой мощнейший капитальный ремонт, плюс еще реконструкция — например, надстраиваются какие-то этажи, добавляются лифтовые шахты. Такой ремонт тоже будет проводиться в Московской области.

ВЕДУЩИЙ: Люди выселяются из этого дома?

КОГАН: Людей переселяют в маневренный фонд, проводят полный капитальный ремонт с реконструкцией, потом принимают в эксплуатацию, люди переезжают практически уже в обновленный дом.

ВЕДУЩИЙ: Возвращаются к себе?

КОГАН: Да, возвращаются в обновленный дом, в свои же квартиры.

ВЕДУЩИЙ: А сколько занимает такой ремонт по времени?

ВЕДУЩИЙ: Целый год длится ремонт дома?

КОГАН: От полугода до года. Но это реконструкция, это не просто текущий ремонт, это — реконструкция.

ВЕДУЩИЙ: Это сложная работа?

КОГАН: Конечно. Людей раз надо выселять, то, конечно, не всё так просто.

ВЕДУЩИЙ: А вы сказали, что можете уточнить, какой финансовый механизм найден и почему губернатор ставит задачу увеличить число людей, которые выселяются из ветхих и аварийных домов.

КОГАН: Мы с вами говорим сейчас про аварийные дома. А вы только что произнесли фразу про ветхие и аварийные дома. Дело в том, что такое понятие, как «ветхий дом», сегодня в законодательстве не определено. Есть «дом с высокой степенью износа». Дальше уже комиссия должна определять, он подлежит капремонту или его надо сносить. И вот каждое муниципальное образование дает свое понятие, определение ветхому дому.

ВЕДУЩИЙ: Каждое — свое?

КОГАН: Да. Потому что законодательно не определено. И каждое муниципальное образование своими нормативными документами определяет, в каком доме проводить капремонт, а какой дом там уже нужно сносить.

ВЕДУЩИЙ: То есть выделяется, наверное, средний уровень, выше которого дом еще пригоден для жилья?

КОГАН: Сейчас ориентировочно статистика такова по Московской области, что если более 70% износа, как правило, дом признается ветхим. И тогда определяется, либо его нужно ремонтировать, либо реконструировать, либо его нужно сносить.

ВЕДУЩИЙ: А чем раньше это определится, тем, наверное, реконструировать легче и можно что-то спасти?

КОГАН: Вполне возможно. Более того, вот как раз губернатор и ставит задачу, что нам нужно понимать полностью, где у нас аварийные дома в области, где у нас ветхие дома, какие дома будут капитально ремонтироваться, какие дома будут реконструироваться, а какие необходимо сносить. И тут как раз мы говорим про то, что у нас есть аварийные дома, которые однозначно должны быть расселены, то есть граждане, которые живут, должны быть переселены, а дома должны быть снесены. И вторая составляющая — эти самые дома с высокой степенью износа, так называемые ветхие дома, с которыми нужно определиться. Вот тут резерв просто колоссальный. Почему? Потому что есть многие муниципальные образования, которые по своим программам переселяют. И мы сейчас ведем инвентаризацию всех этих программ, эффективности этих программ, потому что, к сожалению, во многих муниципальных образованиях они просто на бумаге. Так вот, таких домов у нас около 5 тысяч.

ВЕДУЩИЙ: Это очень много.

КОГАН: По предварительной оценке около 5 тысяч.

ВЕДУЩИЙ: А не получится так, что дома, которые расположены на территориях, привлекательных для инвесторов, скорее найдут лучшую судьбу?

КОГАН: Однозначно, так получится. И абсолютно вы правильно сказали, что как раз и предстоит проанализировать все эти программы, потому что у нас есть даже другие случаи. То есть далеко не всегда аварийные дома признаются аварийными, чтобы расчистить территорию. Это так действуют недобросовестные руководители территорий. Таких, слава богу, не так много, но такие факты уже вскрывались. И это вскрывалось при проведении губернатором градостроительного совета, когда инициативные группы предлагали и приглашали нас, правительство, губернатора посетить их дома, которые признаны аварийными, посмотреть. И на самом деле по некоторым территориям решения о развитии территорий отменялись. Вы правильно сказали, что, скорее всего, расселяться будут быстрее территории инвестиционно привлекательные. Там инвестор будет заходить, оценивать свои возможности, свои собственные деньги вкладывать в переселение. Там дома должны быть именно ветхими, должны быть именно аварийными. А вот там, где нет инвестиционной привлекательности, должны действовать федеральная, региональная и муниципальная программы. Собственно, над чем мы и трудимся, потому что, если мы по аварийке уже программу приняли, следующий шаг — это дома с высокой степенью износа. И следующий шаг, который, по сути, необходимо будет сделать — это огромная работа, которую надо будет провести, просто колоссальная, — в связи с созданием Фонда капитального ремонта надо будет создать реестр, техпаспорт на каждый дом, который требует капитального ремонта, и провести огромную работу по выявлению очереди, степени износа, для того чтобы включить в программу эти дома.

ВЕДУЩИЙ: Вы — молодые люди, энергичные, новой формации, вы и бизнесом уже занимались, вы понимаете и инвесторов, понимаете, как деньги работают, скажем так, и, наверное, вы понимаете, какие практические шаги позволяют именно решить проблему, а не вокруг нее много говорить.

КОГАН: Я вас уверяю, никто от проблемы бегать не будет. Правительство и команда, которая сегодня с Андреем Юрьевичем Воробьевым работает, и Андрей Юрьевич перед нами такие задачи всегда ставит. Что говорит губернатор? Проблема сама по себе никогда не рассосется. А чтобы решить проблему, надо очень сильно захотеть и приложить максимум усилий для того, чтобы ее решить. Вот мы будем идти ровно к тому, о чем мы договариваемся и о чем нам говорит губернатор, то есть проблему надо решать, она сама по себе не рассосется.

ВЕДУЩИЙ: А ведь была еще программа «Свой дом», где речь шла о малоэтажном строительстве. Вот уж Подмосковье для этого, ей-богу, очень подходящая территория.

КОГАН: Я вас уверяю, что касается программы «Свой дом» в Подмосковье, не надо вмешиваться. Здесь очень высокие цены, здесь инвестиционно привлекательные территории. Огромными темпами развивается малоэтажное строительство, осваиваются огромные территории, в несколько десятков тысяч га. В заделе там несколько миллионов квадратных метров жилья, индивидуального жилья.

ВЕДУЩИЙ: Я почему начала наш разговор с того, что я вас спросила, кто живет в ветхом жилье? Потому что ведь фактически это — те же жители Подмосковья, но они не могут себе позволить участвовать в программе, допустим, «Свой дом».

ВЕДУЩИЙ: Финансово они не созрели для того, чтобы взять на себя такие обязательства.

КОГАН: Да. И поэтому государство должно создать условия для изменения жилищных условий. Это не идет улучшение жилищных условий. Переселение граждан из аварийного жилья идет метр в метр. Но у нас так не происходит в области. У кого на 20, у кого на 30, у кого на 40 процентов, у кого в два раза увеличиваются площади. Но при этом они все равно не соответствуют тем социальным нормам, которые приняты, не всегда соответствуют. Во многих случаях это решается, в других случаях это не решается.

ВЕДУЩИЙ: Не соответствуют в каком смысле?

КОГАН: По социальным нормам. Ну, если человек стоит в очереди, а в очереди он стоит как малоимущий, человек с невысокими доходами, требуется выделение дополнительной жилплощади для того, чтобы улучшить жилищные условия по действующему законодательству. Так вот, переселение граждан — это не улучшение жилищных условий или не всегда улучшение жилищных условий, это переселение граждан из опасного жилья, которое может причинить вред здоровью людей. Тут тоже нужно понимать. Если переселяют – людям нужно знать, — это ни в коем случае не вычеркивает их из очереди, они так же находятся в очереди по улучшению жилищных условий. И в любой момент они могут претендовать, когда начнет двигаться очередь, претендовать на улучшение жилищных условий.

ВЕДУЩИЙ: Даже если люди переселены из аварийного жилья?

КОГАН: Вот если они переселены, а как правило, получается так, что идет увеличение площади, то… Увеличение площади идет в целом, когда они переселяются, это уже по-любому идет такое увеличение.

ВЕДУЩИЙ: Последний мой вопрос связан с тем, что строительная отрасль — это ведь высокодоходный бизнес. И он, наверное, соизмерим по доходам с естественными монополиями, где тарифы все время регулируются для того, чтобы люди могли справляться. В данном случае мы говорим о социальной программе, о программе помощи людям малоимущим, которые сами не смогут справиться с тем, чтобы улучшить свои жилищные условия.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки, наверное, мы находимся еще в вилке между прошлым и будущим, наше настоящее полно еще тех канонов, которые мы впитали в прошлом, относительно того, что такое жилье. Потому что в принципе в развитых странах люди более мобильные. Ну, аварийное жилье — значит, арендуешь квартиру где-то в другом месте.

КОГАН: Потому что цены более доступные.

ВЕДУЩИЙ: Да. Все-таки то, что у нас жилье должно быть личной собственностью, мне кажется, это вот такой психологический момент, который остался и довлеет. Может быть, уже пора переходить к тому, что не все должны иметь в собственности жилье, а что должна быть, особенно для молодых людей, все-таки аренда: вот ты поехал, ты там работаешь, ты там арендуешь?

КОГАН: У нас программа арендного жилья в Московской области будет работать по-любому. Дело в том, что она немножко сейчас приостановилась, потому что мы принимали соответствующую программу, и сейчас мы должны были ее усовершенствовать и модернизировать, но там было одно основное условие: мы ждали, когда примут федеральный пакет изменений в огромное количество законодательных актов Российской Федерации, без которых арендное жилье сегодня развиваться не может. Этот пакет из огромного количества законопроектов принят в первом чтении. Мы очень ждали, что он будет принят в весеннюю сессию, чтобы скорректировать программу в августе и широко, потому что мы готовы к ее реализации. Есть деньги, есть возможность, есть потребность. Как раз о чем вы сказали: около 60% молодых людей, до 40 лет, сказали: нам не надо собственность, дайте нам по нормальным условиям снимать в аренду.

КОГАН: По нормальным ценам. Мы не хотим там по 30-35 тысяч. Дайте нам нормальную цену. Это реально. Но сначала необходимо принять изменения в федеральное законодательство. В первом чтении законопроекты эти приняты. Вот как только они будут приняты, мы в течение месяца — максимум двух развернем программу Московской области, потому что там очень серьезные изменения. Там изменения по налоговым ставкам для тех, кто будет заниматься. Там дается понятие, кто такой наниматель. Защита нанимателя, защита арендодателя. Изменяется Гражданский кодекс, принимается понятие «некоммерческая аренда». И много-много таких моментов, которые решаются в федеральном законодательстве, что сейчас не решено, и без этого целесообразности в развитии аренды жилья просто нет. Нет инвестиционной привлекательности, нет желающих из частного капитала вкладывать, у государства нет возможности выделять на это целевые деньги и создавать условия, вот у нас сегодня как у субъекта. Поэтому мы с нетерпением ждем, когда депутаты Госдумы внесут соответствующие изменения в федеральное законодательство.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое за этот разговор в нашей студии.

«Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Государственная радиовещательная компания «Маяк».

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-48132 от 30 декабря 2011 г.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.

Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и со ссылкой на сайт «радио маяк» (для интернет-проектов — с гиперссылкой).

radiomayak.ru

Смотрите еще:

  • 85 оз закон Закон Свердловской области от 10 октября 2014 г. N 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (с изменениями и […]
  • Приказ по учебникам 2014-2018 Приказ Министерства образования Иркутской области от 21 марта 2016 г. N 26-МПР "О внесении изменения в ведомственную целевую программу Иркутской области "Повышение эффективности образовательных систем, […]
  • Закона об осаго 40-фз Федеральный закон "Об ОСАГО" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.