Прокурор и его процессуальные функции

Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
    • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
    • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
    • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
    • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

    По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

    Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

    Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

    В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

    Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео


    legalquest.ru

    3.3. Прокурор, его процессуальный статус и задачи в различных стадиях уголовного процесса

    Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов РФ, районные (городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

    Уголовно-процессуальные полномочия прокурора, устанавливаются не только ст. ст. 37 и 246 УПК РФ, но и некоторыми другими статьями

    УПК РФ. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

    Правовой статус прокурора можно разделить на три части. Общий статус, права и обязанности на досудебных и на судебных стадиях.

    К общим правам, присущим прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он участвует, относятся следующие: 1)

    осуществлять уголовное преследование (ч. ч. 1 и 3 ст. 21 УПК

    собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ); 3)

    заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ); 4)

    иные общие полномочия.

    Общие обязанности прокурора: 1)

    устраниться от участия в производстве по уголовному делу, при наличии оснований для отвода (ч. 1 ст. 62 УПК РФ); 2)

    оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ); 3)

    выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления; 4)

    иные общие обязанности.

    Согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ на досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе, а в некоторых случаях и обязан: 1)

    проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

    Регистрация — это присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих све-

    дений о них согласно установленному порядку ; 2)

    возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3)

    участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия; 4)

    давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ; 5)

    давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6)

    разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7)

    отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования; 8)

    изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9)

    передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 10)

    отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; 11)

    поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 12)

    продлевать срок предварительного расследования; 13)

    утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14)

    утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 15)

    возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16)

    приостанавливать или прекращать производство по уголовному

    Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом и иных полномочий. Так, прокурор вправе: 1)

    продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); 2)

    знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 3)

    отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК

    в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ).

    Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности: 1)

    немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст.

    не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их

    приему и учету, о результатах проверки составлять акт ; 3)

    принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ); 4)

    обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом (ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению, и др.

    Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов, они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства он наделен следующими правами: 1)

    получить копию постановления судьи:

    а) о направлении уголовного дела по подсудности,

    б) о назначении предварительного слушания,

    в) о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК РФ);

    г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ); 2)

    знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 3)

    иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 4)

    участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ); 5)

    поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 6)

    отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК РФ), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ); 7)

    изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбирательства вплоть до до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ); 8)

    заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ); 9)

    в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ); 10)

    представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 11)

    участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК

    излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 13)

    участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ); 14)

    высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 15)

    знакомится с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК

    Прокурор имеет и иные права.

    При рассмотрении судом уголовным дел прокурор обязан:

    участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения (ч. 2 ст. 246 УПК РФ);

    подчиняться законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании;

    отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);

    опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ (ч. 4 ст. 235 УПК РФ);

    предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК РФ);

    выполнять иные предусмотренные законом обязанности.

    Прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных

    органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

    Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда следователь представил уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими указаниями прокурора: 1)

    о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2)

    о квалификации преступления; 3)

    об объеме обвинения; 4)

    об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5)

    об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; 6)

    о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7)

    об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8)

    о передаче уголовного дела другому следователю.

    Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат

    безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7 КоАП РФ).

    knigi.link

    Процессуальные функции и полномочия прокурора. Статьи по предмету Прокурорский надзор

    ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА

    У.А. МУСЕИБОВ

    Процессуальные функции прокурора в концентрированном виде закреплены в его правовом определении, сформулированном в ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), согласно которому прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
    Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу в систематизированном виде перечислены в ч. 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ. Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.
    В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (в ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре») прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. Осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, отнесено ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона к основным направлениям деятельности прокуратуры. При этом при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры, в соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 2 ст. 26 указанного Федерального закона, не подменяют иных государственных органов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
    ———————————
    СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

    Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также по осуществлению им функции уголовного преследования устанавливаются в соответствии со ст. 30 и ч. 2 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Исключение составляют только положения ч. 2 ст. 35 данного Закона о том, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
    В п. 22 ст. 5 УПК РФ термин «обвинение» определяется как «утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом». Функция обвинения включает, таким образом, формулирование, предъявление, доказывание и поддержание обвинения. Уголовное преследование определяется в п. 55 ст. 5 УПК РФ как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
    Поддержание от имени государства обвинения в суде по уголовному делу является основной формой уголовного преследования, полномочием осуществления которой прокурор наделен в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» и уголовно-процессуальным законодательством. Полномочием непосредственного осуществления на досудебных стадиях уголовного судопроизводства уголовного преследования в форме выдвижения и обоснования подозрения в совершении преступления либо в форме выдвижения (формулирования), предъявления и доказывания обвинения прокурор не наделен ни уголовно-процессуальным, ни иным федеральным законом. Осуществление прокурором функции уголовного преследования начинается с момента принятия им решения о возможности и необходимости выдвижения против конкретного лица государственного обвинения и поддержания этого обвинения от имени государства в суде по материалам уголовного дела, поступившего к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, и выражается в утверждении обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, вручения его копии обвиняемому и направлении уголовного дела в суд в порядке, предусмотренном ст. 221 — 222, 226, 226.8 УПК РФ. Функцию уголовного преследования прокурор осуществляет и при принятии им всех иных предусмотренных ст. 221, 222, 226, 226.8 УПК РФ видов решений по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением. Прокурор осуществляет функцию уголовного преследования также при решении им вопроса о даче согласия дознавателю на прекращение уголовного преследования либо прекращении уголовного дела по подозрению или обвинению конкретного лица в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 25, 28 и 28.1 УПК РФ.
    Прокурор до момента поступления к нему уголовного дела с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением либо с постановлением дознавателя о прекращении уголовного преследования или уголовного дела в отношении конкретного лица непосредственно функцию уголовного преследования, таким образом, не осуществляет. Такого же мнения придерживаются и некоторые другие авторы . Исключение составляют только случаи реализации им предусмотренного ч. 5 ст. 21 УПК РФ своего полномочия после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве, а также предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ своего полномочия выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства, которые некоторые авторы также относят к числу средств осуществления прокурором функции уголовного преследования.
    ———————————
    Тетюев С.В., Буглаева Е.А. О новых полномочиях прокурора в досудебном производстве // Российская юстиция. 2010. N 1. С. 41.

    В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет в основном опосредованно — путем процессуального руководства уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем. При этом его функция уголовного преследования трансформируется в функцию руководства предварительным расследованием. В литературе это признают даже те авторы, которые придерживаются точки зрения о непосредственном выполнении прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве .
    ———————————
    Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. 2007. N 10. С. 63 — 64.

    Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по процессуальному руководству уголовно-процессуальной деятельностью следователя были переданы руководителю следственного органа. В то же время перечень полномочий прокурора по процессуальному руководству уголовно-процессуальной деятельностью дознавателя как был предусмотрен в УПК РФ в достаточно обширном виде с момента его принятия, так и продолжает оставаться таковым до настоящего времени и даже несколько расширился. В данный перечень не было внесено изменений и Федеральными законами от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» , которыми полномочиями по руководству деятельностью подчиненных дознавателей были наделены соответственно начальник подразделения дознания и начальник органа дознания.
    ———————————
    СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2830.
    СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833.
    СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. I). Ст. 60.

    Процессуальные полномочия прокурора по руководству уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем, и полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания по своей сущности, а отдельные и по содержанию являются в значительной части идентичными и представляют собой полномочия по процессуальному руководству деятельностью дознавателя. Анализ содержания полномочий прокурора в досудебном производстве, предусмотренных в ч. 2, 2.1 ст. 37 УПК РФ и в других нормах уголовно-процессуального закона, показывает, что в значительной своей части они не связаны с осуществлением прокурором непосредственно функции уголовного преследования либо функции прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, а являются только средствами процессуального руководства дознанием, в том числе уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем.
    Надзор за соблюдением установленного порядка проведения расследования и руководство уголовным преследованием являются различными видами уголовно-процессуальной деятельности и не могут выполняться одним и тем же лицом одновременно, с использованием одних и тех же полномочий и без ущерба их друг другу, поскольку имеют различную правовую природу и разные непосредственные цели. Первый из них направлен на обеспечение законности, второй — на изобличение, обвинение конкретного лица в совершении конкретного преступления. В связи с этим должны быть разными и полномочия по осуществлению надзора и по руководству уголовным преследованием.
    Совмещение целей уголовного преследования и надзора за законностью, как справедливо отмечалось в литературе, «ведет к внутреннему противоречию, поскольку законность неизбежно ограничивает достижение цели уголовного преследования лишь определенными средствами, учитывающими и интересы стороны защиты, и потому, ставя цель добиться наказания виновного, прокурор в случаях, предусмотренных законом, должен ограничивать ее достижение в интересах законности средствами надзора и это противоречие особенно остро проявляет себя при возложении на прокурора руководства предварительным расследованием, когда он отвечает за его эффективность, которая в первую очередь определяется успехом уголовного преследования и при этом на практике надзорная цель неизбежно отходит на второй план, уступая первенство интересам уголовного преследования» .
    ———————————
    Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2009. С. 124.

    Механизм реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве, за исключением окончания производства по уголовному делу, законом не предусмотрен. Поэтому включение прокурора наряду с дознавателем и следователем в число должностных лиц, обязанных осуществлять деятельность по установлению события преступления и изобличению подозреваемого, обвиняемого, является лишь декларативным положением закона. В связи с этим слово «прокурор» следует исключить из текста ч. 2 ст. 21 УПК РФ.
    Процессуальные полномочия прокурора закреплены не только в ч. 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ, но и во многих других нормах уголовно-процессуального закона, в том числе в нормах, регламентирующих порядок возбуждения уголовного дела, производства следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, рассмотрения уголовного дела в судах различных инстанций, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. При этом прокурор наделен законом значительным объемом полномочий по руководству уголовно-процессуальной деятельностью дознавателя, которыми начальник подразделения дознания и начальник органа дознания не обладают. Таковыми являются его полномочия: продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток; давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения; продлевать сроки дознания; принимать решения о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя; разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; рассматривать жалобы на действия и решения дознавателя; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. В то же время функция руководства предварительным расследованием и иными видами уголовно-процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия не предусмотрена законом в перечне функций прокурора в уголовном судопроизводстве.
    Полномочия по процессуальному руководству предварительным следствием предоставлены законом в настоящее время одному должностному лицу — руководителю следственного органа, а дознанием — трем должностным лицам: начальнику подразделения дознания, начальнику органа дознания и прокурору. Тем самым расследование уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести обеспечено законом большими гарантиями достижения целей досудебного судопроизводства, чем расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Такое правовое регулирование нельзя признать оптимальным и чем-либо оправданным.
    Принцип разделения полномочий по осуществлению прокурорского надзора и процессуальному руководству предварительным расследованием, реализованный законом в настоящее время только в отношении деятельности органов предварительного следствия, необходимо в связи с указанными обстоятельствами реализовать в законе и по отношению к уголовно-процессуальной деятельности органов дознания и дознавателя.
    Проявившую уже себя в уголовно-процессуальном законодательстве тенденцию, выражающуюся в возложении законом дополнительной ответственности за законность и обоснованность действий и решений должностных лиц того или иного органа расследования на руководителей этих органов, следует признать положительной. В русле данной тенденции процессуальные отношения между дознавателем и прокурором должны быть опосредованы процессуальными отношениями прокурора с начальником органа дознания точно так же, как отношения между следователем и прокурором опосредованы отношениями прокурора с руководителем следственного органа. Необходимость такого правового регулирования диктуется в том числе интересами повышения культуры правоотношений, складывающихся между участвующими в уголовном процессе должностными лицами, представляющими различные государственные органы, а также между ними и иными участвующими в уголовном процессе органами и лицами. Всю полноту ответственности за действия и решения подчиненных должностных лиц должен нести руководитель органа расследования.
    Все полномочия прокурора по руководству уголовно-процессуальной деятельностью дознавателя, за исключением полномочия продлевать сроки дознания и давать согласие дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей, необходимо исключить из перечня его полномочий как выходящие за пределы его уголовно-процессуальных функций, определенных законом, и наделить ими начальника органа дознания по аналогии с полномочиями руководителя следственного органа, а отдельными из них, в частности полномочием принимать решения о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, также и начальника подразделения дознания.
    Наделение законом прокурора полномочиями по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и по осуществлению им функции уголовного преследования не исключает наделения начальника органа дознания и руководителя следственного органа некоторыми аналогичными по содержанию полномочиями, находящимися в пределах их функций контроля за законностью и обоснованностью процессуальных решений соответственно дознавателя и следователя и непосредственного осуществления уголовного преследования.
    Процессуальный режим осуществления прокурором своих функций должен быть единым в отношении должностных лиц всех органов предварительного расследования. В связи с этим полномочия прокурора, являющиеся средствами реализации его функций уголовного преследования и надзора, которые он вправе осуществлять в соответствии с законом в отношении только дознавателя, а именно полномочия: отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, давать согласие дознавателю на прекращение уголовного дела по подозрению или обвинению в совершении преступления конкретного лица и утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, следует предусмотреть в законе и в отношении аналогичных постановлений и решений следователя. Одновременно надзорное полномочие прокурора истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение следует распространить и на решения дознавателя и органа дознания.
    В целях реализации указанных выше предложений необходимо внести изменения и дополнения в ст. 40.1 УПК РФ, посвященную правовой регламентации полномочий начальника подразделения дознания, и в ст. 40.2 УПК РФ, в которой определены процессуальные полномочия начальника органа дознания. Необходимо также внести соответствующие изменения и дополнения в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в которой закреплены полномочия прокурора, в том числе следующие: п. 3 дополнить словами «давать при этом следователю, дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий»; п. 4, 9, 10, а в п. 5 слова «либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения» — исключить; п. 5.1 дополнить после слов «руководителя следственного органа» словами «, а также дознавателя или органа дознания»; п. 6 дополнить перед словами «органа дознания» словами «следователя,»; п. 11 и 12 дополнить словами «при наличии обстоятельств, указанных в статьях 61, 152 и 153 настоящего Кодекса»; п. 13 дополнить после слова «дознавателя» словом «следователя».
    Одновременно с этим следует внести в УПК РФ и иные изменения и дополнения, в том числе следующие: в ст. 5, п. 41.1, дополнить перед словами «руководителя следственного органа» словами «прокурора,»; в ст. 20, в ч. 4, слово «прокурора» заменить словами «начальника органа дознания»; в ст. 21, в ч. 2, слово «прокурор» исключить; в ст. 25, в ч. 1 и 2, ст. 28 и в ч. 1 и 3 ст. 28.1 слова «с согласия руководителя следственного органа» исключить; в ст. 39, в ч. 1, п. 11, дополнить перед словом «возвращать» словами «утверждать обвинительное заключение,»; в ст. 67, ч. 1, дополнить после слов «Руководитель следственного органа,» словами «решение об отводе дознавателя принимает начальник органа дознания,», исключив слова «и дознавателя»; в ст. 147, в ч. 4, слово «прокурора» заменить словами «начальника органа дознания»; в ст. 165, в ч. 1, слово «прокурора» заменить словами «начальника органа дознания»; в ст. 211, ч. 1.1, дополнить после слов «признав постановление» словами «органа дознания, дознавателя,», а после слов «незамедлительно направляет» — словами «начальнику органа дознания или»; в ст. 220, ч. 3, дополнить словами «и утверждается руководителем следственного органа».

    Литература

    1. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. 2007. N 10. С. 63 — 64.
    2. Тетюев С.В., Буглаева Е.А. О новых полномочиях прокурора в досудебном производстве // Российская юстиция. 2010. N 1. С. 40 — 43.
    3. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 992 с.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    www.justicemaker.ru

    Смотрите еще:

    • Заявление на визу на английском Анкета на шенгенскую визу: как правильно заполнить Страховка онлайн Анкета на шенгенскую визу В соответствии с Визовым кодексом ЕС для оформления краткосрочной визы в любую из шенгенских стран используется […]
    • Социальная пенсия в чувашии Социальная политика в Российской Федерации реализуется путем разделения полномочий между центром и регионами. Пенсии назначаются по федеральному законодательству. Скачать для просмотра и печати: Общие […]
    • Развод брака в россии Развод с иностранным гражданином в России Вы хотите решить вопрос по бракоразводному процессу с иностранным гражданином, не вдаваясь в нюансы? «Развод с иностранцем без его присутствия» - это специальная […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.