Прокурорский надзор за орд полномочия

uristinfo.net

7.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Эго положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.
Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.
Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.
Допуск для работы с документами оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.
Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 “О государственной тайне” (далее — Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.
Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций.
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.
Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.2002 № 20-27/10 “О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оперативно-розыскной деятельно- ста» органами федеральной службы безопасности” у прокурора должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным нормативным документам.
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:
— знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;
— требовать письменные объяснения от до
лжностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;
— давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;
— опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно- розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);
— отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;
— опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих ОРД;
— вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
— требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
— проводить проверку при обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;
— направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей. При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.
В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.
Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

uristinfo.net

Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1
(ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данной сфере;

— соблюдение установленного порядка разрешения заявле­ний и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

— законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;

— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

— соблюдение прав человека и гражданина на неприкосно­венность частной жизни, личную и семейную тайну;

— соблюдение прав на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Официальное понятие оперативно-розыскной деятельности дано в ст.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то указанным федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственно­сти, обеспечения безопасности общества и государства от пре­ступных посягательств.

Одним из основных признаков оперативно-розыскной деятельности является ее негласный, секретный характер. Негласный характер оперативно-розыскной деятельности является неизбежной необхо­димостью в борьбе с преступностью. Часть сведений об оперативно-розыскной деятельности составляет государственную тайну, в связи с чем, уполномоченным проку­рорам оформляется в установленном порядке соответствующий допуск, являющийся формальным основанием для ознакомления с оперативно-служебными документами.

Прокурор, осуществляющий надзор в данной сфере, следит за тем, чтобы органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, не выходили за пределы своих полномочий.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об опера­тивно-розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную дея­тельность предоставляется оперативным подразделениям ор­ганов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безо­пасности РФ, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Федераль­ной службы исполнения наказаний.

Деятельность прокуроров направлена на выполнение задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия, которые проводят органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Успешное раскрытие преступлений зависит от хорошо спланированных и проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Оператив­но-розыскные мероприятия, проведенные с нарушением закона, могут привести к тому, что виновные лица не будут привлечены к ответственности, а доказательства могут быть утрачены.

В связи с этим, задачей прокурорского надзора является предупреждение фактов проведения оперативно-розыс­кных мероприятий, которые не предусмотрены законом, и осу­ществление надзора за тем, чтобы оперативно-розыскные органы не выходили за рамки своей компетенции.

Предварительное расследование представляет собой поря­док раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда и заключается в принятии преду­смотренных законом мер к установлению события преступле­ния, лиц, которые виновны в совершении преступления, и к их наказанию. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, задачей прокурорского надзора за исполнением законов орга­нами дознания и предварительного следствия, а также осуществляющих ОРД является: а) своевременное принятие предусмотренных законом мер к устранению нарушений закона; б) принятие мер, которые направлены на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого на­казания каждого лица, совершившего преступление.

sevproc.ru

§ 5. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Это связано с тем, что суд является не субъектом ОРД, а орга

ном, принимающим окончательное решение (санкционирующим) проведение отдельных ОРМ.
Прокурор не вправе ограничивать обращения OPO в суд с ходатайством о разрешении на проведение ОРМ, поскольку только судья по результатам рассмотрения материалов разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем и выносит мотивированное постановление.
Прокурор не вправе принимать решения, ограничивающие (запрещающие) проведение OPM в случаях проведения ОРМ, требующих судебного решения до его получения или без такового, которые осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 8 ФЗ об ОРД.
Сведения о конфидентах составляют государственную тайну и могут предоставляться соответствующим прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.
Возможность надзора за законностью привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству возникает при подаче ими заявлений о принуждении их к такой деятельности.
Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления ОРД в предмет прокурорского надзора не входят (Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»).
Вместе с тем под грифом секретности могут скрываться не только сведения, составляющие гостайну, но и ошибки, просчеты, а то и беззаконие в решении тех или иных задач ОРД. Соответственно, действия, выходящие за границы законности организационных мероприятий, допустимости тех или иных тактических действий, например провокационные действия, не образуют признаков ОРД. Поэтому и ограничений в выявлении таких фактов быть не может, и это уже не проверка прокурора организации и тактики ОРД, а определение законности действий субъектов этой деятельности.
Из содержания ст. 21 ФЗ об ОРД следует, что правом надзора за ОРД наделены не все прокуроры, а только Генеральный прокурор РФ и прокуроры, на которых его приказом персонально возлагаются полномочия по осуществлению надзора за исполнением ФЗ об ОРД. Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора от 25 апреля 2000 г. № 56 определить уполномоченных прокуроров, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций за ОРД, предлагается в аппарате Генеральной прокуратуры — заместителю Генерального прокурора, а в аппарате Главной военной прокуратуры РФ — заместителю Генерального прокурора РФ — Главному военному прокурору.

В Генеральной прокуратуре РФ правом прокурорского надзора за ОРД наделены заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями (п. 2 Указания Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. № 1/12812).
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. Указанные прокуроры своими приказами назначают уполномоченных для осуществления надзора за ОРД прокуроров из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур.
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям ОРО.
По требованию уполномоченных прокуроров руководители OPO представляют им оперативно-служебные документы, включающие ДОУ, материалы о проведении OPM с использованием оперативнотехнических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО, вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.
В свою очередь, руководители OPO обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения ДОУ, а также проведения OPM и их учета .
ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора № 56, который закрепляет, что оперативнослужебные документы об осуществлении КРД органами ФСБ и СВР России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.
В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно
служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
Незаконный отказ в представлении прокурору документов в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в этих случаях при наличии оснований вправе принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
Защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.
Персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.
В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД.
Единая система делопроизводства в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам ОРД, содержащим секретные сведения, устанавливается Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (Приложение 3 к приказу Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56).
Делопроизводство ведется работниками, на которых приказом соответствующего прокурора возложен надзор за исполнением ФЗ об ОРД.
Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформляется допуск для работы с документами, составляющими гостайну.
В соответствии с ФЗ об ОРД сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО, а также о конфидентах предоставляются соответствующим прокурорам
только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокурор в соответствии с ФЗ о прокуратуре имеет самые широкие полномочия по надзору за исполнением законов в ОРД.
Например, прокурор наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц OPO проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих ОРО. Причем в соответствии со ст. 22 ФЗ о прокуратуре должностные лица OPO обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно.

Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих ОРД, к материальной или дисциплинарной ответственности. В этих целях прокурор вносит представление ОРО.
Прокурор вправе предостеречь соответствующее должностное лицо OPO о недопустимости нарушения закона.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело при наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими ОРД, преступления.
Однако при использовании общих полномочий должна учитываться специфика надзора в сфере ОРД.
Например, к числу таких общих полномочий относится право прокурора беспрепятственно входить на территории и в помещения государственных органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор. Однако при этом следует учитывать сущность понятий «территория» и «помещение», используемых в такой специфической сфере, какой является ОРД.
Например, нестандартная ситуация возникает в связи с тем, что ФЗ об ОРД предоставлено право ОРО: использовать в ходе проведения OPM по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (ст. 4, ч. I ст. 5 ФЗ об ОРД); создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия (легендированные объекты), необходимые для решения предусмотренных ФЗ об ОРД задач (п. 5 ч. I ст. 15 ФЗ об ОРД). В указанных помещениях могут располагаться специальная техника и информационные системы, с которыми могут работать штатные сотрудники ОРО, LUHC и конфиденты. В этой связи вхождение на такие объекты может происходить лишь в ситуации совершения в них преступления[78].

uchebnik.online

Прокурорский надзор за орд полномочия

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям прокуроры вправе использовать определенные законом методы прокурорского надзора:

1) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

2) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширения их комплекса либо требовать их прекращения;

3) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

4) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

5) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

6) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Уполномоченные прокуроры при проведении проверок обращают особое внимание:

1) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;

2) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

3) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

4) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.

Уполномоченные прокуроры, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимают своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Прокуроры субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам информируют Ген. прокуратуру РФ о результатах надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности по итогам года.

Прокурорский надзор
Суперека С.В.
2005

www.tamognia.ru

Полномочия прокурора по надзору за использованием законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В Законе о прокуратуре полномочия прокуроров в рассматриваемой сфере надзора не определены. Статья 30 является бланкетной, она содержит указание на то, что полномочия прокурора по надзору за ОРД устанавливаются другими федеральными законами.

Таким законом является Закон об ОРД, содержащий исходные данные о полномочиях прокурора, которые конкретизированы и детализированы в приказе от 15.02.2011 № 33.

Как вытекает из положений указанных нормативных актов, деятельность прокурора должна быть направлена на обеспечение соблюдения:

а) прав и свобод человека и гражданина;

б) законности при решении задач ОРД, в том числе:

— по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших;

добыванию информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

— установлению имущества, подлежащего конфискации.

При осуществлении надзора за органами, осуществляющими ОРД, прокурор обладает как общими для всей надзорной функции полномочиями, так и специальными, присущими только для рассматриваемой отрасли надзора. Но и те, и другие, безусловно, несут на себе печать специфики ОРД.

Уполномоченный прокурор может беспрепятственно, по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения, занимаемые оперативными подразделениями, иметь доступ к их документам и материалам.

Он может знакомиться с оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалами о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационной документацией и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения ОРМ.

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов при осуществлении ОРД. Поводом для их проведения могут быть обращения граждан, юридических и должностных лиц; результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях; информация о ненадлежащем исполнении поручений должностными лицами органов предварительного расследования по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и др.

Прокурор вправе получить письменные объяснения от руководителей и сотрудников оперативных подразделений по поводу выявленных нарушений закона.

В целях устранения выявленных нарушений в деятельности поднадзорных органов и должностных лиц, а также восстановления нарушенных прав и свобод граждан прокурор предъявляет письменные требования и дает поручения об устранении нарушений закона, опротестовывает незаконные и необоснованные постановления, противоречащие закону правовые акты руководителей органов, осуществляющих ОРД.

Прокурор вправе требовать отстранения от дальнейшего участия в проведении ОРМ сотрудников, допускающих нарушения закона. Если такие нарушения носят характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и немедленно передает его для рассмотрения и принятия мер соответствующему органу или должностному лицу.

Если же нарушение носит характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений закона.

Пределы прокурорского надзора обусловлены спецификой деятельности поднадзорных объектов и связаны с ограничением доступа уполномоченных прокуроров к определенной оперативной информации. Так, оперативно-служебные документы об осуществлении органами Федеральной службы безопасности РФ оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности могут быть проверены в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующих о нарушениях этими органами законодательства РФ.

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки РФ и органе внешней разведки Министерства обороны РФ проверяются только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Сведения о лицах, сотрудничающих с органами, которые осуществляют ОРД, могут быть получены прокурором только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Организация работы по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Приказом Генерального прокурора РФ от 15.02.2011 № 33 ответственность за организацию прокурорского надзора в рассматриваемой сфере возложена на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов и районов, других территориальных образований, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

Непосредственный надзор за ОРД в поднадзорных объектах осуществляют уполномоченные на то прокуроры. Для того чтобы обеспечить эффективный надзор за исполнением требований законов, уполномоченный прокурор должен владеть полной информацией о состоянии законности в поднадзорных объектах. В этих целях широко используется такой метод надзора, как прокурорская проверка исполнения законов.

Она может проводиться как в плановом порядке, так и внепланово, в том числе по указанию вышестоящего прокурора. Проверка может проводиться и в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе оперативных подразделений.

При этом руководители прокуратур и уполномоченные прокуроры обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, прежде всего составляющих государственную тайну, содержащихся в документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.

Составной частью организации работы по надзору за ОРД является анализ ее результатов.

Отчеты о состоянии законности в деятельности правоохранительных органов нижестоящие прокуратуры регулярно направляют в вышестоящие прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры такие отчеты составляют по итогам полугодия и года и представляют их в Генеральную прокуратуру РФ (к 25 января и 25 июля). Представленные отчеты в Генеральной прокуратуре анализируются, обобщаются и используются для принятия управленческих решений.

Аналитические материалы используются Генеральным прокурором РФ также для подготовки доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, который он ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ.

studme.org

Смотрите еще:

  • Субсидия в ленинске-кузнецком Информация о ходе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» Согласно реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» […]
  • Образец заполнения заявления на загранпаспорт нового образца при смене фамилии Заявление на смену загранпаспорта при смене фамилии Сочетаясь со своим избранником законным браком, российская женщина обычно берет его фамилию. При этом все документы, выданные на девичью фамилию, […]
  • Приказы на водителей погрузчика Приказы на водителей погрузчика (1) «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт). ПОТ Р М-008-99», утв. постановлением Минтруда […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.