Пруд как частная собственность

Статья 8 Водного кодекса. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Комментарии к ст. 8 ВК РФ

Право собственности — фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно статьям 209 — 211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерб окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и другими природными ресурсами (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животным мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно последнему характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия «владение» к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на их отчуждение (кроме прудов и обводненных карьеров).

После длительной и острой дискуссии в обществе новый Водный кодекс разработан таким образом, что положения о преимущественно федеральной собственности на водные объекты были пролонгированы. Впрочем, по-другому этот вопрос в едином федеральном государстве было бы трудно решить. Согласно Кодексу собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры.

Таким образом, законодатель отошел от формулировок первоначальной редакции Водного кодекса 1995 г. о собственности субъектов Федерации на водные объекты, акватории и бассейны которых находятся на территории одного субъекта Федерации (например, области, края, республики). На основе этой формулировки в нескольких субъектах некоторые реки и озера внутреннего стока либо реки, впадающие в море, реально были региональной собственностью. Согласно последующим изменениям в ВК РФ 1995 г. это стало невозможным. В Водном кодексе 2006 г. собственность субъектов Федерации окончательно сведена до собственности лишь на такие искусственные водоемы, как пруды и обводненные карьеры.

Еще одной новеллой Водного кодекса РФ 2006 г. стал отказ от правовой конструкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Согласно Закону о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации данная формулировка была изъята из земельного и гражданского законодательства. По ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (как правило, пруды). В то же время следует признать несовершенство и условность правовой конструкции обособленных водных объектов.

Прежде всего, по-разному может пониматься и искусственное происхождение замкнутых водоемов, ибо многие пруды создавались и создаются на месте небольших озер или родников. Кроме того, такие признаки данных водных объектов, как «непроточность» и «замкнутость», по сути, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. В свою очередь, несовершенство правовых конструкций влекло за собой трудности правоприменения. Например, на практике встречались попытки приватизировать озера и иные водоемы, связанные с рекой.

В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны, что может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. Кроме того, многие искусственные водоемы возникают на месте естественных. Маленькое озеро, превращенное в небольшой искусственный водоем, может оказаться в частной собственности.

Согласно статье 42 ВК РФ 2006 г. работы по изменению и обустройству природного водоема и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима). Данные положения призваны положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьев, наблюдающемуся в период «коттеджного бума» и завершающемуся присвоением «свежеиспеченных» водоемов частными лицами.

Следует также отметить: пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъектов Федерации (республик, краев, областей и др.), муниципальных образований, частных лиц вместе с соответствующими земельными участками. Наложен запрет на отчуждение названных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых последние расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера. При этом неверно считать, что пруды и обводненные карьеры крайне малы по площади. Некоторые обводненные карьеры, оставленные в результате масштабной добычи полезных ископаемых, крупнее иных озер. Именно поэтому члены Совета Федерации и МПР России предлагают внести поправки в новый Водный кодекс, позволяющие субъектам Федерации определить предельные размеры водоемов, которые могут быть преданы в собственность физических и юридических лиц.

Ограничение предмета возможного права собственности субъектов Федерации лишь прудами и обводненными карьерами было в свое время вопросом острой дискуссии, в которой участвовали администрации субъектов Федерации. При подготовке проекта нового Водного кодекса РФ от регионов поступали следующие интересные, но отклоненные предложения:

— сохранить в собственности субъектов Федерации реки, акватории которых находились исключительно в границах одной области (края, округа);

— передать в собственность субъектов Федерации водотоки, преимущественно расположенные в одном регионе;

— передать в собственность субъектов Федерации рукотворные водные объекты, созданные в целях питьевого водоснабжения данного субъекта вне зависимости от их географического расположения.

Во втором случае речь идет о реках, более половины течения которых приходится на данный регион. В третьем случае — о водохранилищах питьевого назначения. Эти смелые и даже конфликтные предложения имели важную смягчающую оговорку: на внутренние водные пути региональные власти не претендовали.

Правовой режим подземных водных объектов главным образом определяется в законодательстве о недрах. В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закреплено, что регулированию подлежат отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и континентального шельфа, в том числе в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер, заливов морей.

Согласно статье 1.2 указанного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Участки недр вмещают в себя и подземные воды. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Итак, подземные воды отнесены к специфическим минеральным ресурсам недр и находятся в государственной собственности. Однако в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание «подземные воды», а не «подземные водные объекты». Это объясняется тем, что в законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются как извлекаемый ресурс, а не как природное образование. Такая узость подхода при обновлении законодательства о недрах будет, наверное, преодолена.

Остается неясным, до каких пределов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объекты. Согласно статье 5 Водного кодекса границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, так как недра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному хозяину — государству. Поэтому подземные водные объекты как бы теряются в общем массиве государственной собственности на недра. Однако с развитием рыночных отношений в области природопользования подземные водные объекты могут стать предметом договора добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым горным законодательством. В любом случае необходимо обеспечить экономное «подземное» водопользование.

Таким образом, при всех изменениях законодатель явно предпочел сохранить государственную собственность на большую часть водного фонда, привлекая частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность, как следует ожидать, должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, до которых у государства «не доходят руки» .

См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 95 — 102; Он же. Новый Водный кодекс — итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. N 7. С. 88 — 91; Он же. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 8. С. 82 — 85; Он же. Водный кодекс 2006 года: значение для водопользователей // Экология производства. 2006. N 12. С. 14 — 18.

rulaws.ru

Пруд как частная собственность

Как купить водоем?

В 2007 году вступила в силу новая редакция Водного Кодекса. Закон закрепляет 95% всех водных объектов России как федеральную собственность и около 5% — как муниципальную и частную. Полноправным владельцем водоема теперь может стать как фирма, так и частное лицо.

Водоем рядом с домовладением, а тем более прямо на территории земельного участка, всегда был огромным плюсом. Наличие озера, реки, пруда в непосредственной близости от дачи стабильно удорожает ее стоимость на 25%, а в некоторых случаях – и до 50%! Однако при всей привлекательности объектов недвижимости «у воды», их минусом являлся повышенный интерес со стороны природоохранных ведомств и организаций. Иногда это заканчивалось сносом коттеджей.

Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2007 года, предусматривает следующие новшества:

1) Разрешено строительство объектов недвижимости в природоохранных зонах. Если коттедж строится в пределах населенного пункта, то расстояние до воды может быть любым; если строительство ведется в «диком» месте – то не ближе 50 метров от береговой линии (при площади водоема менее 10км2), 100 метров (10-50 км2), 200 метров (более 50 км2). Обязательное условие для построек в природоохранной зоне – наличие очистных сооружений.
2) Появилась возможность осуществления следок, связанных с отчуждением водоемов. Однако фирма или частное лицо может оформить в частную собственность только обособленные поверхностные водные объекты: пруды, обводненные карьеры площадью не более 3 тысяч квадратных метров. Земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер), должна являться собственностью фирмы (частого лица) в пределах береговой линии.
В настоящее время Правительством РФ рассматривается поправка к новому Водному Кодексу, согласно которой будет запрещено приватизировать пруды, являющиеся источниками питьевого водоснабжения.

На настоящий момент правоприменительная практика в сфере приватизации и купли-продажи водных объектов еще не сложилась окончательно. Необходимо издать еще много подзаконных актов, провести четкий кадастровый учет всех водных объектов, установить ставки оплаты по договорам водопользования.

Но уже сегодня наши эксперты с большой долей уверенности предполагают, что собственность водных объектов будет устанавливаться по принципу собственности земельных участков. То есть, водоем следует за судьбой земельного участка, на котором он находится, и право собственности на пруд начинается и прекращается одновременно со вступлением и прекращением права собственности на землю. Если водный объект находится на границе нескольких земельных участков, принадлежащих разным собственникам, то оформить его в собственность нельзя – он отходит муниципалитету.

Существуют некоторые ограничения при осуществлении сделок с водоемами и земельными участками, в пределах которых расположен водный объект. Так, новый Водный Кодекс запрещает делить земельные участки, если в результате раздела появится необходимость в разделе пруда или карьера. Также не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены (то есть продать пруд без земли невозможно).
В связи с принятием нового Водного кодекса, пруды и обводненные карьеры были исключены из перечня недвижимого имущества, закрепленного в Гражданском кодексе РФ. Теперь они не подлежат правительственной регистрации в соответствии с ФЗ от 21.06.1997 № 122-ФЗ «О казенной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Частная собственность на пруд не означает полную свободу действий. Конечно, частник имеет полное право запретить купаться и ловить рыбу в своем водоеме. Однако при этом он по закону обязан отвечать за сохранность и чистоту своих водоемов.
В случае, если водный объект предполагается использовать для сброса дренажных вод, размещения причалов, забора воды для орошения, организации детского отдыха и прочего, юридическому или физическому лицу необходимо получить специальное решение о предоставлении водоема в пользование. Водопользование на основании решения является бесплатным. Если пруд используется в иных производственных целях, то придется заключать договор водопользования в органах исполнительной власти. Ставки платы за водопользование по договору устанавливают органы местного самоуправления.

www.volgastyle.ru

Оформление права собственности на пруд

Получите не только бесплатную консультацию, но и помощь компетентных специалистов по решению Вашей юридической проблемы. Обратитесь к нам прямо сейчас!

Новая редакция Водного Кодекса вступила в силу в 2007 году, в ней закон закрепляет 5% всех водных объектов Российской Федерации — как муниципальную и частную собственность. Полноправным владельцем такого водного объекта, как пруд, может стать как юридическое, так и частное лицо.

На сегодняшнее время юридическая практика в сфере приватизации и совершения купли-продажи водных объектов до сих пор не сформировалась окончательно. Существуют определенные ограничения при осуществлении сделок с водными объектами и участками земли, на которых расположен последний. Кодекс, к примеру, запрещает раздел земельных участков, если в результате него появится необходимость в разделе пруда на части. К тому же, недопустимо отчуждение водоемов без отчуждения участков земли, в пределах которых они расположены.

В связи с вступлением в силу нового Водного кодекса Российской Федерации, пруды и обводненные карьеры были исключены из перечня недвижимого имущества, который был закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации. Теперь вышеназванные объекты не подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О казенной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Оформление права собственности на пруд не означает полную свободу действий. Владелец, конечно, вправе запретить купаться посторонним и ловить рыбу в своей собственности, но при этом собственник, после признания права собственности на землю, должен соответственно отвечать за сохранность и чистоту своего водоема. А в тех случаях, когда водный объект должен использоваться для сброса дренажных вод, забора воды для орошения, организации причала и т.д., юридическому либо физическому лицу придется получить специальное решение о таком пользовании. Если же пруд будет использоваться в иных производственных целях, то необходимо заключить договор водопользования в органах исполнительной власти.

Юристы нашей компании помогут вам в оформлении права собственности на пруд, осуществят правовое сопровождение сделок с земельными участками, на скважину, на вновь созданный объект недвижимости, в выкупе у города арендуемого нежилого здания, в регистрации права собственности на объекты незаконченного строительства, в оформлении права собственности на самовольную постройку, в регистрации договоров аренды земельных участков, в оформление права собственности на участок земли, в регистрации ипотеки и многое другое.

help-phone.ru

Как оформить пруд в частное пользование

Здравствуйте! Могу ли я оформить в собственность земельный участок на котором находится искусственного происхождения пруд(есть дамба) ! Пруд находится в черте села, у земельного участка назначение для личного подсобного хозяйства на кадастре не стоит! И если как вариант спустить пруд а потом оформить участок!?

Ответы юристов (10)

Если опираться на статью 102 Земельного Кодекса РФ, то образовать данный участок нельзя

Статья 102. Земли водного фонда

Подскажите пожалуйста, откуда Вы владеете информацией, что назначение участка: личное подсобное хозяйство, если он не стоит на кадастровом учете?

Каким образом Вы намереваетесь оформить участок в собственность? Правильно ли я понимаю — путем выкупа его у администрации муниципального образования через аукцион?

Шелковая Наталья Николаевна

Есть кадастровая карта , на ней видно что данный участок не стоит на кадастре! А в сельском совете назначение земли стоит ЛПХ (для личного подсобного хозяйства)

06 Марта 2017, 19:15

Уточнение клиента

Да через аукцион других путей как я понимаю нет в данном случае!

06 Марта 2017, 20:01

Есть вопрос к юристу?

Сергей, добрый день!

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного Кодекса РФ

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ

1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Для начала Вам нужно будет обратиться в органы местного самоуправления с заявлением. В заявлении испросите в собственность земельный участок, на котором находится пруд, приложите координаты и размеры участка. В случае, если пруд не является федеральной собственностью органы местного самоуправления могут дать положительный ответ. Срок рассмотрения заявления 2 недели.

Если же пруд является федеральной собственностью, то будет отказ. И спускать пруд в таком случае так же чревато.

С Уважением, С.А. Шведов

Спустить пруд можно без проблем, так как дамба в аварийном состоянии( водосток) дамба не принадлежит ни кому! Пруд не большой искусственно вырытый ( копанец) соответственно спустить можно без проблем! В водном реестре его нет

06 Марта 2017, 19:20

Пруд находится в черте села, у земельного участка назначение для личного подсобного хозяйства на кадастре не стоит! И если как вариант спустить пруд а потом оформить участок!?
Сергей

Возможно попробовать оформить, обратившись в местную администрацию для того, чтобы уточнить в чьей собственности находится данный участок, а также возможность оформления права собственности либо права пользования таким участком вместе с прудом:

ст. 8 ВК РФ: 3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Также следует учитывать, что если участка нет на кадастровом учете, а также если его границы не определены, то придется оформлять межевание такого участка.

По требованиям ч. 3 ст. 129 Гражданского

кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от
одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается
законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно п.4 и п.5 ст. 1

Водного кодекса РФ под водным объектом
понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект,
постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В свою очередь, водный режим определен как изменение
во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

По требованиям ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости

от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других
особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Из содержания ч. 2 ст. 8 Водного кодекса следует, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ч. 5 ст. 7 ФЗ «О введении в действие водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

В ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения»
определено, что пруд — это мелководное водохранилище, площадью не более 1 кв.км. пруд -копань — это небольшой искусственный водоем в специально
выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и
хранения воды для различных хозяйственных целей.

Исходя из вышеизложенного, пруд должен представлять собой замкнутый водоем, ограниченный со всех сторон береговой линией. Из анализа приведенных правовых норм следует, что в собственности граждан могут находится только такие пруды и покрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами, то есть искусственные водоемы.

Если водоем находится в государственной собственности необходимо
заключить договор водопользования. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации,

собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в
пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. (ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ).

На основании статьи 12 Водного кодекса Российской
Федерации по договору водопользования одна сторона — исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные
частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне —
водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору
водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В соответствии с законодательством РФ, в частности Водным кодексом Российской Федерации, предусмотрен соответствующий порядок заключения договора водопользования.

Также, исходя из официальной информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края:

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

20.09.2016
В Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края провели «Час прямого провода» на тему: «Предоставление водных объектов в пользование». О целях и порядке предоставления водных объектов в пользование дал пояснение начальник отдела водных ресурсов Главного управления Ткаченко Олег Владимирович, он также ответил на поступившие вопросы.
В соответствии с Водным Кодексом РФ, полномочия по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, переданы органам государственной власти субъектов.
В Алтайском крае уполномоченным органом по предоставлению в пользование указанных водных объектов или их частей является Главное управление природных ресурсов и экологии
На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для:
— забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
— использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
— использования водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для:
— обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
— строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
— создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
— строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
— разведки и добычи полезных ископаемых;
— проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
— подъема затонувших судов;
— сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
— забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
— организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
— забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

ВОПРОС. Как взять водоем в аренду с целью ведения рыбного хозяйства и рекреационных целей.

ОТВЕТ. Главное управление выполняет полномочия по предоставлению прав пользования водными объектами на территории Алтайского края, на основании договоров водопользования или решений.
В соответствии с пп.7 ч. З ст.11 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ, не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов. Согласно пп.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются для использования акватории объектов, в том числе для рекреационных целей. Порядок подготовки заключения договора водопользования утвержден постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165. Названное постановление содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование. Таким образом, для предоставления в пользование водного объекта на основании договора водопользования для рекреационных целей необходимо представить в Главное управление заявку с перечнем документов, указанных в постановлении Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, 230, каб. 504.

ВОПРОС. Хотел бы взять пруд в Зимаревском районе, кадастровой номер ХХ: ХХ: ХХХХХХ: ХХХ для ведения рыбного хозяйства, могу ли я получить документ, что данный объект не является государственным и в какие сроки?

ОТВЕТ. Земельный участок с указанным кадастровым номером находится в Калманском районе, относится к землям сельскохозяйственного назначения и является федеральной собственностью. На осуществление деятельности по разведению и выращиванию водных биологических ресурсов, по результатам торгов (конкурсов, аукционов), заключается договор пользования рыбоводным участком. Договор пользования рыбоводным участком заключается сроком на 25 лет, что дает право долгосрочного осуществления рыбохозяйственной деятельности в соответствии с Законом «Об аквакультуре». Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 450 «Об утверждении правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком». За более подробной консультацией Вы можете обратиться в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края в отдел водных биологических ресурсов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2008 года N 165
О подготовке и заключении договора водопользования
(с изменениями на 28 сентября 2015 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее — водный объект), предоставляются в пользование для:

а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

4. Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее — заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее — уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее — заявление).
5. В заявлении указываются:
а) сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;
б) наименование и место расположения водного объекта;
в) обоснование цели, видов и срока водопользования.
6. Форма заявления утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351.*6)
7. К заявлению прилагаются следующие документы и материалы:
а) копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 октября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1039; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1024.
б) подпункт утратил силу с 30 октября 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1039;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
г) подпункт утратил силу с 30 октября 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1039;
д) материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
е) материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
ж) материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.

Водопользование в данном случае не целесообразно так как для данного пруда это будет очень дорого( куча экспертиз и т д ) пруд 70 на 100 метров заиленый, все это встанет порядка 2,5-3 млн руб

06 Марта 2017, 19:37

Уточните в местной администрации, является ли данный пруд федеральной собственностью. Если нет, то Вы можете получить его и участок земли.

В администрации разводят руками сами не знают как его оформить! Ссылаются на законы о водопользовании и т д. Я так понимаю что бы пруд был в государственной собственности он должен состоять в реестре водных объектов или земля стоять на кадастровом учете?! Он не состоит в водном реестре ни на кадастровом учёте

06 Марта 2017, 19:26

В таком случае можно

Совершенно верно. Раз его нет в реестре, он может быть передан в собственность физическому или юридическому лицу. Либо действительно можно просто осушить. Документально его нет.

Ещё если я не ошибаюсь если пруд ( копанец) и находится на одном цельном участке то он автоматически принадлежит собственнику данного участка!? а дамбу нужно в данном случае оформлять как ГТС !?

06 Марта 2017, 19:45

И как быть в данном случае с данной статьей? Статья 102. Земли водного фонда

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

06 Марта 2017, 19:53

В соответствии с п.4 ч.1 ст.12 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда
1. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:
4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

А так же пруд является водным объектом общего пользования, а ч. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ устанавливает Ваше право на получение данного участка в собственность и использования расположенных на нем объектов. В зависимости от того, решите Вы осушать пруд, или нет.

На основании ст. 8 Водного Кодекса РФ

ВК РФ, Статья 8. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Совершенно верно, пруд автоматически переходит собственнику участка.

По второй части вопроса: данную дамбу можно считать ГТС, так как она является мелиоративной системой. Однако, что бы оформить дамбу как ГТС, Вам для начала нужно добиться внесения пруда в водный реестр и кадастр, добиться признания дамбы ГТС

2. Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

pravoved.ru

Смотрите еще:

  • Пособие по бетону и железобетону Пособие к СНиП 3.09.01-85 Пособие по гелиотермообработке бетонных и железобетонных изделий с применением покрытий СВИТАП Способы доставки Курьерская доставка (7 дней) Почта РФ Пособие распространяется […]
  • Документы для оформления российской пенсии Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 […]
  • Наказание по уголовному праву кнр Виды наказаний по уголовному праву Китайской Народной Республики ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ О. А. БУРКИНА, С. Х. БАХТИЯРОВА Буркина О. А., старший преподаватель кафедры […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.