Разрешение аэрофотосъемки

Получение разрешения на проведение полетов над населенным пунктом с целью съемки с воздуха

Многие полагают, что получить официальное разрешение на полеты коптера (БПЛА) в городе невозможно. Рад сообщить, что есть абсолютно работающий и законный способ получения разрешения. Это занимает продолжительное время, но, в итоге, вы получаете возможность заниматься данным видом деятельности на полностью законных основаниях.
Сведения, приведенные в данной статье, основаны на разъяснениях, полученных на запрос нашей организации ООО «Летающая камера» в Государственную корпорацию по организации воздушного движения, а также на личном опыте неоднократного прохождения всех этапов получения разрешения.
В статье рассматриваются вопросы получения разрешения юридическим лицом. В случае запроса на проведение полетов частным лицом, вероятно, процедура получения разрешения будет сходной.
Далее будет описан процесс получения разрешения на полеты коптера (БПЛА) над населенным пунктом с целью выполнения воздушной съемки. Этот материал может быть полезен всем, кто занимается данным видом полетов и позволит избежать ошибок на этапе получения разрешений.

1. Получение разрешения на выполнение полетов БПЛА над населенным пунктом с целью выполнения воздушной съемки начинается с подачи заявления в орган местного самоуправления. В нашем случае — это исполком г. Казани. Заявление подается на имя Первого заместителя по транспорту. В заявлении нужно указать сроки, в которые будут проходить полеты, места проведения съемок и их цель. Советую указывать сроки большие, чем те, в которые вы будете снимать. Вся наша деятельность очень зависит от погоды и прочих обстоятельств, все это может сдвинуть сроки проведения полетов. Заявление пишется на фирменном бланке организации, документу присваивается исходящий номер, ставится подпись и печать. Заявление подается в канцелярию исполкома, где ему присваивают внутренний номер, по которому вы можете узнавать текущее состояние документа. По нашему опыту, получение разрешения от исполкома занимает 3-5 дней.
Пример запроса на разрешение полетов. Копия разрешения на полеты.

2. В это же время направляется аналогичный запрос в территориальный орган ФСБ РФ. По закону на рассмотрение вашего обращения дается 30 дней. В нашем случае получение разрешения от ФСБ занимало полторы-две недели. Заявление подается в канцелярию территориального органа ФСБ.

3. После получения разрешений от вышеперечисленных органов вы направляете Представление на установление «Временного режима». Представление направляется в Главный центр Единой системы организации воздушного движения РФ (ГЦ ЕС ОрВД). Подается за 5 суток до начала использования воздушного пространства по факсу +7(495) 601 07 17.
Перед подачей представления вы должны получить согласование в местном аэропорту у начальника службы движения аэропорта. В нашем случае мы согласовывали проведение полетов с начальником Производственно-диспетчерской службы аэропорта (ПДСА) ОАО «Международный аэропорт «Казань», для чего предъявили копию данного Представления, разрешения от исполкома и ФСБ. После получения согласования вы вписываете в Представление имя и должность человека, с которым согласовано установление режима.
После отправки факса в ГЦ ЕС ОрВД вам, скорее всего, перезвонят для уточнения данных.
На следующий день вы звоните по телефону +7 (495) 601-06-64 (ГЦ ЕС ОрВД) и получаете подтверждение о получении Представления и принятии решения на обеспечение деятельности. Вам должны сообщить номер вашего временного режима.
В Представлении вы указываете название вашей организации, даты проведения полетов, район проведения полетов, координаты, диапазон высот, имя и должность человека, с кем вы согласовали проведение полетов в местном аэропорту, цель проведения съемок, номера и даты выдачи разрешений от территориального органа местного самоуправления (исполком) и территориального органа ФСБ и контактное лицо от вашей организации (имя и телефон). При описании района проведения полетов необходимо указывать не отдельные точки взлетов и посадок, а общий район полетов, радиусом не более 10 км. Например, район с радиусом 6 км с центром в точке с такими-то координатами — это удобнее, чем обозначать большое количество точек съемки. В представлении можно указать 3 основных дня проведения полетов и 3 резервных. Например: 13, 14, 15 декабря 2014 г. Резерв 16, 17, 18 декабря 2014 г. (Не пишите даты через дефис: «13-15 декабря», перечисляйте через запятую). Время проведения полетов указывается в стандарте UTC (Всемирное координированное время)
Пример оформления Представления на временный режим

4. За день до предполагаемого полета нужно направить «Представленный план полета» воздушного судна в Зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ЗЦ ЕС ОрВД). В нашем случае Зональным центром является Самара. План полета может быть направлен по электронной почте zc_esorvd@cv.gkovd.ru или по факсу +7 (846) 279 18 47.
После подачи плана полета вам нужно проверить прохождение плана полета. Мы связывались по телефону в ЗЦ Самара +7 (846) 279-18-26 (начальник смены ЗЦ), если отправляли план по электронной почте — +7 (846) 278-46-81.
Пример оформления Представленного плана полета

Пояснения по заполнению полей в плане полета.
Поле 7: Номер вашего воздушного судна. Придумайте сами. Это ваш позывной. Он должен иметь не более 7 знакомест (пример, 01958, 00099 или что-нибудь подобное).
Поле 10: «N/N» — означает, что ваше воздушное судно не оборудовано радиосвязью.
Поле 13: «ЗЗЗЗ» (русская буква «З») — означает, что вы взлетаете не с аэродрома. 0500 — это время начала работ. Указывается в UTC.
Поле 15: «К0030» — это крейсерская скорость 30 км/ч. Ставим примерную.
«М0005» — это высота 50 метров. Если нужно 200, то значение будет «M0020».
Поле 16: «ЗЗЗЗ» — означает, что вы садитесь вне аэродрома. «1000» (10 часов) — это общее время, которое вам нужно для работы. Не время окончания работ, а время, которое будет затрачено на проведение полетов. Исчисляется от времени, указанного в поле 13.
Поле 18: «ДЕП/554748с 0490730в» — координаты взлета. «ДЕСТ/554748с 0490730в» — координаты посадки. Должны соответствовать данным, указанным в вашем представлении на установление временного режима. По факту вы должны будете сообщать о каждом вашем взлете и посадке. Об этом читайте в пункте 5.
«ДОФ» – дата проведения полета. 141119 (год, месяц, число).
«ВР-2472» – номер временного режима.

5. В день проведения полетов, за 2 часа до начала полетов необходимо позвонить в районный центр Единой системы организации воздушного движения (РЦ ЕС ОрВД) и запросить разрешение на использование воздушного пространства. У диспетчеров уже будет информация о вашем временном режиме, направленная из ГЦ ЕС ОрВД и информация из ЗЦ ЕС ОрВД о вашем плане полета. Вам нужно представиться, назвать свой позывной и номер временного разрешения. В нашем случае мы связываемся по телефону с диспетчерами в казанском аэропорту. Мы сообщаем о каждом взлете и каждой посадке и о конкретном месте полета руководителю полетов. Об окончании полетов нужно также сообщить в районный центр ЕС ОрВД.
В случае, если съемки закончены, и вы больше не будете использовать воздушное пространство, нужно сообщить об этом в Главный центр ЕС ОрВД в Москву и снять «Временный режим» на указанные вами даты.

Что имеем в итоге:
На получение официального разрешения на использование воздушного пространства для осуществления съемок с коптера (БПЛА) потребуется 1,5 — 2 недели.

Краткая последовательность получения разрешения:
1) Получение разрешения в исполкоме — 3-4 дня.
2) Получение разрешения в ФСБ — 7-10 дней.
3) Представление на временный режим. Москва ГЦ ЕС ОрВД. За 5 суток.
4) План полета в ЗЦ ЕС ОрВД. За день перед полетом.
5) Запрос на ИВП (использование воздушного пространства) в РЦ ЕС ОрВД. В день полета за 2 часа.

Дополнительные справочные материалы:
Подробную информацию по подаче и оформлению Представления на установление «Временного режима» смотрите в приказе Минтранса РФ №171 от 27.06.2011.

Представленный план полета заполняется согласно Табелю сообщений о движении воздушных судов в РФ (приказ Минтранса РФ № 13 от 24.01.2013г.).

Выражаю благодарность за помощь в написании данной статьи-руководства заместителю начальника ЗЦ ЕС ОрВД Самара Владимиру Николаевичу Костенко.

flyingcam.ru

Согласно статье 27 ФЗ допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (абзацу девятому статьи 2 Закона).

Конкретный перечень сведений, относящихся к гостайне, содержится в Указе Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.05.2007 N 326 проведение геодезических и картографических работ в районах ограничения требует наличие разрешения Минобороны на проведение данных работ.

Перечень районов ограничения ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

Данный перечень закрытый и не подлежит опубликованию.

Таким образом, в случае проведения аэросъемки над территориями, не включенными в Перечень сведений, относящихся к гостайне (Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203), а также в Перечень районов ограничения, наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну не требуется.

В связи с тем, что перечень районов ограничения не опубликован, мы полагаем, что необходимо руководствоваться открытыми информационными источниками, в том числе открытых данных о различных объектах, имеющих важное и особо важное значение, а также использовать перечень закрытых для полета районов.

В частности, перечень закрытых для полетов районов опубликован на сайте Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов — http://maps.aopa.ru.

Если воздушное судно может осуществлять полёт в воздушном пространстве класса G и отсутствуют данные о наличии на территории объектов, имеющих важное и особо важное значение, то получение дополнительных разрешений не требуется и лицензия ФСБ не нужна.

Если полёт предполагается в запретной зоне, то съёмка требует дополнительных разрешений и согласований.

www.prinwings.ru

Комплексная аэрофотосъёмка с помощью беспилотных аппаратов

Компания Русгеоком предлагает полный спектр услуг по комплексной беспилотной аэрофотосъемке и мониторингу объектов и территории. Применяя автоматизированные беспилотные системы контроля и мониторинга, вы экономите время и средства, предотвращаете возможные потери из-за аварий и утечек. Наша компания поможет вам провести весь комплекс работ по получению и обработке данных. Наши специалисты предоставят вам необходимую информацию по предлагаемым услугам.

Аэрофотосъемка местности — это комплекс работ, включающий различные этапы от цифровой съемки поверхности земли с летательного аппарата до получения цифровых фотоснимков, на основе которых создаются фотосхемы и ортофотопланы отснятой местности.

Использование беспилотного летательного аппарата с установленной фотоаппаратурой высокого разрешения позволяет произвести аэрофотосъемку местности на заданной высоте в определенном месте и времени. Получаемые снимки высокого качества имеют необходимое перекрытие, а центры фотографирования, привязанные с использованием геодезического GPS оборудования, позволяют быстро и максимально точно произвести обработку материала с помощью специального программного обеспечения. Итогом обработки полученных снимков является фотосхема, фотоплан или ортофотоплан. Точность результата работ зависит от высоты фотографирования, погодных условий и разрешения применяемой фотосъемочной аппаратуры. В настоящий момент точность получаемых ортофотопланов удовлетворяет требованиям геодезии, топографии и кадастра, а созданные 3D модели местности позволяют быстро оценить объем и площадь строительных работ, работ по добыче полезных ископаемых и т.п.

Технология аэрофотосъемки на основе БПЛА состоит из следующих этапов:

  • подготовительные работы;
  • полевые работы;
  • камеральные работы.
  • Подготовительные работы включают:

  • получение и уточнение технического задания;
  • сбор и систематизацию данных — картографических или фотографических материалов, списков координат пунктов ГГС или межевой сети и т.п.;
  • расчет параметров перехода из системы координат WGS-84 в систему координат заказчика;
  • анализ физико-географических характеристик района работ — лесной, горный, водный, средняя температура и т.п.;
  • разработка технического проекта и карты (схемы), в которой отображается граница участков работ, срок выполнения, намеченные к определению точки планово-высотной полевой подготовки снимков;
  • расчет и ввод данных на наземной станции управления: высоты съемки, продольного и поперечного перекрытия, границы съемки, положение стартовой позиции относительно максимально высотных объектов, выбор посадочной площадки;
  • выбор точек планово-высотной подготовки снимков (опорных и контрольных точек), а также выбор метода определения координат этих точек;
  • получение разрешения на проведение полета;
  • технический осмотр и подготовка приборов и техники к работе;
  • осмотр и зарядка аккумуляторных батарей.
  • Полевые работы включают:

    • обследование и закрепление точек планово-высотной подготовки снимков (не менее 5 точек на район работ), а также их измерение;
    • уточнение положения стартовой площадки для запуска БПЛА;
    • измерение скорости ветра и его направления — при скорости ветра более 10 м/с полет необходимо перенести на более благоприятную погоду;
    • закрепление катапульты таким образом, чтобы БПЛА взлетал против ветра;
    • сбор БПЛА;
    • развертывания наземной станции управления (НСУ);
    • проверка связи и работы подвижных элементов самолета;
    • загрузка маршрутного задания в БПЛА;
    • ввод координат точки возврата БПЛА;
    • старт БПЛА с пускового устройства или эластичной катапульты;
    • выполнение аэрофотосъемки в автоматическом режиме;
    • контроль за выполнением маршрутного задания, скорости БПЛА, скорости ветра, напряжении в аккумуляторных батареях, а также контроль за оставшимся временем в полете;
    • посадка БПЛА в автоматическом режиме;
    • копирование данных телеметрии и цифровых аэроснимков с БПЛА;
    • предварительный анализ цифровых изображений местности на наличие разрыва и отсутствия тройного перекрытия;
    • разбор и осмотр БПЛА, упаковка в транспортировочный кейс;
    • сворачивание наземной станции управления.
    • Камеральные работы включают:

    • копирование полученный данных — фотоснимков, телеметрии, полевых данных с наземных GPS-приемников — на фотограмметрическую станцию;
    • обработка данных с GPS приемников: получение координат точек планово-высотной подготовки снимков, центров фотографирования;
    • визуальная оценка качества фотографий и сортировка снимков;
    • загрузка снимков, телеметрии в специальное программное обеспечение;
    • построение маршрутов и разбиение на блоки;
    • ввод опорных точек;
    • фотограмметрическая обработка;
    • построение цифровой модели рельефа (матрицы высот);
    • создание цифрового ортофотоплана;
    • нарезка на номенклатурные листы;
    • дешифрирование и оцифровка объектов местности;
    • заполнение семантической информации объектов;
    • получение цифровой электронной карты.
    • Итак, технологический процесс аэрофотосъемки с применением БПЛА характеризуется высоким разрешением получаемых снимков, обладает высокой мобильностью и оперативностью, меньшими экономическими затратами, не причиняет вред экологии и совершенно безопасен для человека.

      Компания Русгеоком предлагает полный спектр услуг по беспилотной аэрофотосъемке. Свяжитесь с нами удобным для вас способом – мы готовы обсудить любые предложения по сотрудничеству!

      С нами можно связаться

      129327, г. Москва,
      ул. Коминтерна, д. 7, корп. 2, оф. 110

      www.rusgeo.com

      Разрешение аэрофотосъемки

      Если у вас стоит задача по оперативному картографированию, съемке газопроводов, нефтепроводов или ЛЭП для определения их состояния — наши специалисты быстро и в оговоренный срок выполнят для вас эту работу в любом месте Российской Федерации. На наших беспилотных самолетах установлена высококачественная зеркальная фотокамера с разрешением 24 мегапикселей, тепловизор с разрешением 640*480 пикселей и видеокамера с HD разрешением с десятикратным зумом, которые позволяют выполнять плановую и перспективную аэрофотосъемку. Для выполнения работ наша организация заключает с Заказчиком договор на оказание услуг по аэрофотосъемке. Для работ высокой точности на БПЛА установлен двухчастотный GPS/ГЛОНАСС — приёмник, использующий большинство передовых GPS/ГЛОНАСС — технологий, и способный следить за спутниками даже при затрудненных условиях окружающей среды.

      И, конечно же, мы готовы обработать полученные материалы для подготовки фотоплана, фотосхемы или выполнить дешифрование.

      Пример ортофотоплана площадью 14км*14км, снято с высоты 1.5 км с БПЛА Supercam-350 за один день

      Аэрофотосъемка местности — это комплекс работ, включающий различные процессы от фотографирования земной поверхности с летящего самолета до получения аэрофотоснимков, фотосхем или фотопланов снятой местности. В него входят:
      1. подготовительные мероприятия, заключающиеся в изучении местности, которая подлежит фотографированию, подготовке карт, проектировании маршрутов полетов самолета и в производстве расчета элементов аэрофотосъемки;
      2. собственно летно-съемочные работы или фотографирование земной поверхности при помощи аэрофотоаппаратов;
      3. фотолабораторные работы по проявлению снятой пленки и изготовлению позитивов;
      4. геодезические работы по созданию на местности геодезической основы, которая необходима для исправления искажений аэроснимков, возникших в процессе аэрофотосъемки, привязки аэроснимков и для составления фотосхем и фотопланов;
      5. фотограмметрические работы, которые проводятся как в полевом, так и камеральном периодах, и связаны с обработкой аэрофотоснимков для составления планов и карт снятой местности.

      Все эти процессы тесно связаны один с другим и отчасти взаимно перекрываются. Аэрофотосъемка каждого объекта должна выполняться одной и той же организацией от начала до сдачи окончательной продукции. В результате проведения этих работ изготовляются контактные отпечатки, репродукции с накидного монтажа аэрофотоснимков, фотосхемы или фотопланы, составленные по данным геодезической основы. Все эти аэрофотосъемочные материалы используются в дальнейшем для решения целого ряда вопросов в области лесного хозяйства и лесной промышленности.

      История аэрофотосъемки местности

      Беспилотная аэрофотосъемка, как, впрочем, и сама история, развивается по спирали: в 1858 выполняя полет на воздушном шаре над Парижем, Гаспар Феликс Турнашон сделал первый в мире аэрофотоснимок, а уже в 1887 году французский фотограф Артур Батут разработал и выполнил первую беспилотную аэрофотосъёмку с помощью воздушного змея. Затем в аэрофотосъемке бурно развились идеи беспилотной авиации, что вылилось в запатентованный «Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху» с помощью почтовых голубей немецкого аптекаря Юлиуса Нойброннера. Причем этот метод действительно широко применялся во время Первой Мировой войны. И только 24 апреля 1909 г. случилось «Первое использование кинокамеры, вмонтированной в летательный аппарат тяжелее воздуха» при съёмках короткометражного немого киноролика «Уилбур Райт и его самолёт». В настоящее время аэрофотосъемка делает очередной виток своей истории, становясь опять беспилотной.

      Плановая и перспективная беспилотная аэрофотосъемка местности

      При плановой съемке камера направлена вертикально вниз, под прямым углом к поверхности земли. На снимках мы видим плоскую картину (ортогональная проекция), напоминающую изображение на географических картах. При этом виде аэрофотосъемки мы можем определить взаиморасположение объектов на плоскости без учета их высот. При фотографировании объектов недвижимости мы можем видеть те части сооружений, которые направлены вверх (крыши). Такой вид съемки в основном используется для создания фотопланов. Аналогичный продукт может быть получен с использованием спутниковой и традиционной аэрофотосъемки.

      При перспективной (обзорной) съемке камера направлена под углом к горизонту. Такой вид съемки невозможен для спутников и традиционной «большой авиации». При перспективной аэрофотосъемке на снимках мы видим объемную картину (аксонометрическая проекция): не только крыши сооружений, но и боковые поверхности (стены). Таким образом, мы можем судить не только о взаиморасположении объектов на плоскости, но и об их форме. Кроме того, при перспективной съемке мы можем определить высоту объектов относительно друг друга. При определенных углах перспективной съемки в кадре может присутствовать линия горизонта. В этом случае мы получаем возможность увидеть на одном снимке то, как участок или сооружение вписаны в окружающий ландшафт и их взаиморасположение с отдаленными объектами (дальние объекты, леса, водоемы, населенные пункты). На основе нескольких перспективных снимков, сделанных с поворотом камеры вокруг вертикальной оси, могут быть собраны панорамные снимки, включая полные 360-градусные круговые панорамы. Создание аэрофотопанорам возможно только при использовании специально оборудованного дистанционно управляемого вертолета, способного надолго зависать на определенной высоте, пока проводится съемка смежных кадров.

      Этапы аэрофотосъемочных работ

      Опыт, накопленный в области применения аэрометодов при изысканиях, показывает их исключительную эффективность по сравнению с традиционными методами сбора информации как в части значительного снижения трудоёмкости и сокращения сроков изысканий, так и в части широты охвата различных видов информации, необходимой для проектирования. Аэроизыскания выполняют в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

      В подготовительный период осуществляется сбор имеющейся на район изысканий топографической информации и материалов аэросъёмок прошлых лет, на основании которых обосновывают полосу варьирования конкурентоспособных вариантов трассы и составляют проект производства аэросъёмочных, полевых и камеральных аэрофотогеодезических работ.

      В полевой период производят: наземные геодезические работы по созданию планово-высотного обоснования аэросъёмок; закрепление и маркировку точек опорной сети; различные виды аэросъёмочных работ, привязку и дешифрирование аэрофотоснимков. Важным видом аэрогеодезических изысканий является дешифрирование – выявление (обнаружение и опознавание) и раскрытие содержания (познания) различных объектов и элементов местности по их изображениям на снимках, их качественных и количественных характеристик, своеобразных свойств и особенностей.

      В камеральный период выполняют полную обработку результатов геодезических измерений, фотограмметрическое сгущение геодезического съёмочного обоснования методами аналитической фототриангуляции, стереофотограмметрические работы по получению информации о рельефе и изготовлению топографических планов и цифровых моделей местности (ЦММ) в единой системе координат.

      Оборудование для беспилотной аэрофотосъемки

      Как правило, современные операторы беспилотных самолетов используют в своей ежедневной работе небольшой, размахом до 3 м, беспилотный самолет с обычной, бытовой или студийной, фотокамерой на основе ПЗС матрицы. Наиболее популярны «мыльницы» Samsung, Sony, Pentax. Фотографии с таких устройств годятся в целом для составления планов и схем. Аэрофотоснимки значительно более высокого качества дают зеркальные фотоаппараты — здесь лидерами и стандартом являются Canon 550D и его старший товарищ Canon 5D Mark II. При этом, конечно же, находят применение и большие многообъективные системы.

      Летно-съемочные работы, выполняемые фотоаппаратом на основе матричного сенсора (ПЗС – матрица), больше напоминают традиционный аналоговый метод аэрофотосъёмки, когда все элементы матрицы одновременно экспонируются. В этом методе внутрипиксельная геометрия известна и строго определена. В матричной технологии в настоящее время проблема в том, что большие матричные решётки сложны в изготовлении. Поэтому комбинируют: делают большие по площади решётки из нескольких маленьких по площади. Например, из четырёх. Четырех-линзовый объектив формирует четыре отдельных изображения, которые трансформируют в центральную проекцию и автоматически стыкуют. Такие снимки обрабатываются по существующим программам аналитической обработки.

      Второй главной частью, причем не менее важной, является система определения положения БПЛА/фотокамеры в пространстве. В простейшем случае это обычный малогабаритный GPS приемник с антенной, например Ublox. В настоящее время Российские производители комплексов с БЛА практически повсеместно переходят на приемники сигналов систем спутникового позиционирования совмещенного типа GPS/Глонасс. К сожалению, и они не могут обеспечить требуемую точность. Поэтому в более дорогих и серьезных аппаратах устанавливается дополнительный высокоточный приемник GPS, который позволяет при постобработке сырых данных определить координаты центра снимка с точностью до 5-10 см.

      А если этот приемник использовать вместе с наземными базовыми GPS станциями, то точность привязки кадров к координатам вырастет до ошеломляющих. 5 см. Для выполнения съемки создаются базовые GPS-станции, данные которых используются для вычисления дифференциальных поправок при определении траектории летательного аппарата. Для определения траектории летательного аппарата и уточнения угловых данных инерциальной системы применяется метод совместной обработки GPS-данных и данных инерциальной системы. Привязка снимков к координатам, как правило, выполняется при помощи программ, написанных специально под конкретный тип приемника и БЛА. Применение такого метода расчета повышает точность определения как угловых параметров, так и местоположения.

      Точность GPS/Глонасс навигации и особенности систем автоматического управления БПЛА позволяют достигать следующих параметров при полете по маршруту аэрофотосъемки:

      поперечное смещение от оси маршрута — ± 10 м;
      удержание БПЛА на заданной высоте — ± 15 м;
      расстояние от запроектированного центра фотографирования до точки срабатывания затвора фотоаппарата — ± 5 м;
      изменение угла крена БПЛА на маршруте между двумя снимками — 10°;
      изменение угла тангажа БПЛА на маршруте между двумя снимками — 6°.

      Технология

      Результатом цифровой аэрофотосъёмки местности являются цифровые аэрофотоснимки, а также зафиксированные в полете элементы внешнего ориентирования (линейные — Xs, Ys, Zs – координаты центра фотографирования; угловые — α, β, γ — ориентирование камеры относительно осей координат).

      В соответствии с законами центрального проектирования, по которым строится изображение местности, аэронегатив (аэроснимок) содержит ряд искажений, величины которых определяются углом наклона оптической оси аэрофотоаппарата и колебанием рельефа местности. Устранение этих искажений осуществляется в процессе их компьютерной фотограмметрической обработки, и в частности – фотографического или цифрового преобразования, называемого трансформированием. В связи с этим использование аэроснимков без их предварительного трансформирования для картографического (топографического) обеспечения выполняемых работ, в том числе в качестве основы ГИС, ограничивается влиянием указанных искажений.

      Показания специальных приборов и оборудования, зафиксированные в процессе аэрофотосъемки, обеспечивают стабилизацию съемочной камеры в полете или последующее определение по ним пространственного положения аэроснимков в абсолютной или относительной системе координат с целью последующего их использования при выполнении фотограмметрических работ и преобразовании аэроснимков в планы и карты. К числу таких приборов относят гироскопы, системы глобального позиционирования, оборудование для определения высоты полета, превышений между центрами фотографирования, а также аэронавигационные системы и др. Наличие указанных данных во многом определяет технологию камеральной обработки материалов аэрофотосъемки, существенно влияет на оперативность, точность фотограмметрических построений и объемы полевых работ по их обеспечению.

      Прокладка маршрута

      Аэрофотосъемка бывает площадная и линейная, в площадной съемке кроме продольного перекрытия снимков еще необходимо соблюдать и поперечное перекрытие. Исходными параметрами фотосъемки при помощи беспилотника являются требуемое разрешение снимка, разрешение аэрофотоаппарата, угол зрения объектива камеры, величина перекрытия кадров. Из этих данных рассчитывается высота полета, скорость беспилотника и частота срабатывания затвора фотокамеры.

      Полет и фотографирование

      Во время полета беспилотник в автоматическом режиме рассчитывает свою скорость и частоту срабатывания затвора (скорость кадров) так, чтобы обеспечить заданное перекрытие кадров. Перекрытие снимков с БПЛА отвечает обычным требованиям для аэрофотосъемки и составляет, как правило, 60% кадра. Снимки с БПЛА перекрываются на 60% в продольном перекрытии и на 30% в поперечном перекрытии.

      Оперативный просмотр результатов аэрофотосъемки местности. В результате полета формируются набор фотографий и данные телеметрии, которые включают в себя координаты центра фотографирования, а также углы крена, тангажа и курса.

      Этапы обработки аэрофотоснимков в фотограмметрическом ПО

      1) Создание проекта (имя, система координат, диапазон высот объекта, размещение в системе ресурсов);

      2) Загрузка изображений в программу через конвертирование во внутренний формат MS-TIFF ;

      3) Импорт ориентирования из метаданных;

      4) Внутренне ориентирование (Создание паспорта камеры);

      5) Импорт внешнего ориентирования;

      6) Формирование накидного монтажа по внешнему ориентированию;

      7) Измерение сети (Автомат триангуляции БПЛА, автомат связующих точек с заданными параметрами, измерение опорного обоснования), контроль;

      8) Уравнивание сети (вычисление систематики, самокалибровка, контрольные измерения), контроль;

      9) Создание ЦМР (облако точек, TIN, структурные линии, матрица высот, горизонтали), контроль;

      10) Трансформирование по изображениям, контроль;

      11) Работа с ортофотоснимками (порезы, выравнивание яркости, нарезка на листы), контроль;

      12) (Опционально) Стереовекторизация для создания 3D карт и 3D моделей;

      13) (Опционально) Создание 2D карт.

      Существует три вида обработки данных: аффинное преобразование кадров для создания ортофотосхемы равнинных территорий, полное ортотрансформирование кадров для создания ортофотосхемы территорий с выраженным рельефом, полное ортотрансформирование кадров для создания ортофотоплана с выполнением геодезических требований по масштабу.

      Аффинное преобразование кадров для создания ортофотосхемы равнинных территорий

      Программой определяются общие точки (от 50 до 1200) между каждой парой снимков. После этого решается уравнение, включающее в себя информацию по всем снимкам, для поиска минимума СКО (среднеквадратичного отклонения) между всеми векторами, соединяющими общие точки. Проще говоря, между каждой парой точек натягивается резинка, и все кадры выстраиваются так, чтобы общее натяжение резинок было минимальным. При этом кадр может преобразовываться только афинно, т.е. любая прямая отображается только в прямую.

      Ортофотосхемы с беспилотного самолета

      Программой определяются общие точки (от 50 до 1200) между каждой парой снимков. После этого решается полное фотограмметрическое уравнение с определением рельефа местности с точностью до 10 пикселей. При этом уточняются координаты центра фотографирования и параметры ориентирования (крен, тангаж, курс).

      В соответствии с вычисленными данными проводится ортотрансформирование всех кадров и проецирование результата на плоскость. Привязка к реальным данным проводится по существующим в общедоступных картографических ресурсах данным. Например, по GoogleEarth. Точность этих данных на территории России составляет порядка 6 метров.

      Ортофотопланы с БПЛА

      Программой определяются общие точки (от 100 до 3000) между каждой парой снимков. После этого решается полное фотограмметрическое уравнение с определением рельефа местности с точностью до 2 пикселей. При этом уточняются координаты центра фотографирования и параметры ориентирования (крен, тангаж, курс) с высокой точностью.

      В соответствии с вычисленными данными проводится ортотрансформирование всех кадров и проецирование результата на плоскость. Привязка к реальным данным проводится по результатам наземного обоснования, включающего в себя не менее одной точки на каждые 10 кадров или не менее 10 точек на один ортофотоплан. Половина этих точек используется для привязки, вторая половина для подтверждения требований точности. Точность формирования рельефа при этом соответствует требованиям соответствующего масштаба.

      Результатом работы являются файлы формата geotiff с точностью, соответствующей заданному масштабу. Формат geotiff включает в себя два файла – ортотрансформированную аэрофотосъемку и цифровую модель рельефа (DEM – digital elevation model), которые можно открыть в любой ГИС программе, например ArcGis или GlobalMapper. По включенной DEM можно сформировать изолинии рельефа с любым перепадом высот.

      3D модель рельефа местности

      По результатам аэрофотосъемки выполняется восстановление рельефа по фотографиям с БПЛА. Совместно с DEM возможно выдать рельеф по изолиниям с требуемой точностью. Стандартный формат — векторные линии формата ArcGis, которые импортируются в любую картографическую систему.

      Специалисты компании могут выдать результат практически в любом требуемом формате. Для этого нужно указать программу, в которой предполагается использовать результат.

      Также возможно осуществить переход в местную систему координат из WGS. При выполнении наземного обоснования мы можем выполнить съемку координат на опознаках ГГС (государственной геодезической сети), тогда работа может сразу выполняться в местной системе координат без преобразования и соответствующей потери точности.

      unmanned.ru

      Смотрите еще:

      • Субсидии по лизингу 2018 Программа льготного лизинга Запущенная Министерством РФ 01.04.15 г. государственная Программа с целью поддержания автопрома России, предусматривает ежегодное выделение определенной суммы средств из […]
      • Исковое заявление о возврате земельного участка Примерная форма искового заявления об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда, в который подается исковое заявление […]
      • Езда без зимней резины штраф 2018 Зимой на летней резине: какие требования и штраф? Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2018 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2018 […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.