Разрешение неустойчивых ступеней в до мажоре

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

myfortepiano.ru

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе — VI

78. Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

79. Таблица интервалов в пределах октавы

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

80. Переменный лад

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.
  • 82. Ладовое разрешение интервалов

    Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
    Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
    Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
    Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

    Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

    • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
    • Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

    • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
    • Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

    • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
    • При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

    • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
    • 83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений

      Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
      Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

    • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
    • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
    • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.
    • Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

    • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
    • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
    • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.
    • 84. Вводные септаккорды

      Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

    • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
      • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
      • Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

        Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

        Интервальный состав малого вводного септаккорда:

      • м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.

      Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

      Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

    • м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.
    • Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

      Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
      СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

      Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
      СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

      85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

      Тональностью называется определенная высота лада.

      Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

    • ДО мажор — ЛЯ минор;
    • СОЛЬ мажор — МИ минор;
    • РЕ мажор — СИ минор;
    • ЛЯ мажор — ФА-диез минор;
    • МИ мажор — ДО-диез минор;
    • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
    • ФА-диез мажор — РЕ-диез минор;
    • ДО-диез мажор — ЛЯ-диез минор.
    • Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

    • ФА мажор — РЕ минор;
    • СИ-бемоль мажор — СОЛЬ минор;
    • МИ-бемоль мажор — ДО минор;
    • ЛЯ-бемоль мажор — ФА минор;
    • РЕ-бемоль мажор — СИ-бемоль минор;
    • СОЛЬ-бемоль мажор — МИ-бемоль минор;
    • ДО-бемоль мажор — ЛЯ-бемоль минор.
    • 86. Тетрахорды

      Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.

      Тетрахорды в гамме ДО мажор:

    • ДО-РЕ-МИ-ФА — нижний, или первый тетрахорд;
    • СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО — верхний, или второй тетрахорд.
    • 87. Энгармонически равные тональности

      Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

      Энгармонически равные мажорные тональности:

    • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
    • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
    • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.
    • Энгармонически равные минорные тональности:

    • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
    • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
    • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.
    • 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей

      Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

      Таблица слоговых и буквенных названий

      www.lafamire.ru

      Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

      В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

      Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

      В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

      Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

      Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

      Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

      Как разрешаются неустойчивые ступени?

      Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

      Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

      Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

      Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

      Как опевать ступени?

      Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

      1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

      2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

      3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

      Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

      Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

      Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

      Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

      music-education.ru

      Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

      Рок-Академия » Самоучитель фортепиано для начинающих » Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия. Урок 6 самоучителя фортепиано

      На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

      Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

      К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

      Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

      Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

      Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

      Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

      Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

      Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

      Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

      Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

      Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

      Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

      В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

      Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

      Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

      Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

      Подробнее об уроках фортепиано

      Мероприятия

      Прекрасная возможность послушать босса-нову такой, какой она должна быть и какая она есть в Бразилии, в исполнении бразильца Янзена (автора песен) и преподавателя гитары в Академии Москворечье Никиты Паршунина на гитаре.

      На сцене клуба Вермель выступят ученики Игоря Ламзина

      30 мая в клубе Вермель состоится мастер-класс Валерия Волошина по классу ударных

      Лавров, Зайдин и другие представляют новый музыкальный проект.

      rock-academy.ru

      В гамме есть УСТОЙЧИВЫЕ ступени (I, III, V) и НЕУСТОЙЧИВЫЕ (II, IV, VI, VII). Самая устойчивая — I. На ней удобнее всего закончить мелодию.

      Вот послушайте: можно ли так закончить эту мелодию?


      ?

      Попробуйте спеть или сыграть эту мелодию, подставляя для окончания каждый раз новую ноту: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Выберите лучший вариант окончания. Вы заметили, что окончания на нотах Ре, Фа, Ля и Си совсем не подходят для этой мелодии? Они звучат очень неустойчиво и на них нельзя закончить мелодию. Ноты Ми и Соль подходят для окончания, но самый лучший вариант – окончание на ноте До.

      Задание 30. Спойте песни «Жучка» и «Паровоз». Подберите самые удачные ноты для окончания этих песен.

      Почему же во всех этих песнях для окончания лучше всего подходит нота ДО, а возможные варианты – ноты МИ и СОЛЬ?

      Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.

      Все устойчивые ступени (или звуки) как магниты притягивают к себе неустойчивые.

      Лад. Тоника. СТУПЕНИ ЛАДА.

      Спойте гамму от ноты До. Вы заметили, как удивительно стройно звучит эта гамма? Все звуки здесь ладят между собой. (Когда люди ладят между собой, можно назвать это дружбой.) Такое согласие звуков называется ЛАД.

      Лад — это маленькая семья, но непременно королевская. Пришло время совершить путешествие в Ладовое королевство и познакомиться с его жителями.

      В Ладовом королевстве, как и в любом другом, есть Королева и Король, их слуги и помощники, есть важные персоны и те, кто им подчиняется.

      В ладовом королевстве есть свои законы, и главный из них — закон притяжения.

      Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).

      Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.

      Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре?

      №12.Осень М.Красев

      №13. Савка и Гришка

      Белорусская народная песня

      Но главные в этих городах не короли, а королевы. Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.

      Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII. Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков:

      № 14.

      № 15.

      № 16.

      Жил был ниж- ний ввод- ный тон на седь- мой сту- пе- ни,

      Был он в То- ни- ку влюб- лен, не- раз- лу- чен с не- ю.

      Ну а верх- ний ввод- ный тон то- же с То- ни- кой дру- жил.

      Со вто- рой сту- пень- ки он в го- сти к То- ни- ке хо- дил.

      Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:

      № 17.

      № 18. Песенка-загадка

      № 19.

      Задание 31. В № 19 первое предложение (вопрос) заканчивается на Доминанте и звучит неустойчиво. Придумайте и запишите окончание второго предложения, чтобы оно звучало утвердительно. Спойте песенку со словами и сольфеджио.

      Как и все неустойчивые звуки, Доминанта подчиняется Тонике – разрешается в Тонику. В произведениях разрешение Доминанты в Тонику (V — I) чаще всего встречается в конце. Это делает музыкальную фразу более завершенной, придает определенность, уверенность. Как восклицательный знак в конце предложения.

      № 20.

      До- ми- нан- та в То- ни- ку хо- чет раз- ре- шить- ся,

      К ко- ро- ле- ве То- ни- ке каж- дый звук стре- мит- ся!

      № 21. Английская народная песня

      Задание 32. Спойте № 21 сольфеджио. Определите, на каких ступенях заканчивается каждая музыкальная фраза. Придумайте и запишите ритмический аккомпанемент к этой песне.

      Задание 33. Допишите пропущенные ноты по цифрам, которые обозначают ступени. Самостоятельно придумайте окончания для первого и второго предложения. Спойте песню со словами и сольфеджио.

      Кто ко- пы — том бьет – цок — цок? Э — то рез — вый мой ко — нек!

      На третьей (III) ступени в ладовом королевстве живет Король, его называют МЕДИАНТА. От короля зависит, какое настроение в городе – мажорное или минорное. В мажоре – король МАЖОРНАЯ МЕДИАНТА, а в миноре – МИНОРНАЯ МЕДИАНТА.

      Рядом с королем, на четвертой (IV) ступени живет добрая фея СУБДОМИНАНТА. Приставка суб— в ее имени означает под-, перед. Она находится на одну ступень ниже Доминанты, под Доминантой (или перед Доминантой). После Субдоминанты появление Доминанты становится более торжественным.

      На шестой (VI) ступени, рядом с Доминантой, живет ее младший брат – маленький принц. Шестая ступень всегда разрешается в пятую.

      № 22.

      Задание 34. Пропойте следующие мелодии с названием нот. Определите ступень, на которой останавливается движение и разрешите ее в устойчивую.

      а)

      б)

      в)

      РЕПРИЗА.

      то есть, музыкальный отрывок, выделенный репризой, исполняется дважды.

      Если знак репризы стоит только в конце произведения или его части, нужно повторить всё с начала:

      № 23.

      Размер . ДИРИЖИРОВАНИЕ на

      Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.

      Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты. В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.

      Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:

      poznayka.org

      Смотрите еще:

      • Глава 31 земельный налог Налоговый Кодекс РФ. Глава 31 Первая часть НК РФ Раздел I. Общие положения Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Раздел III. […]
      • 320 приказ мо рф Противодействие коррупции В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № […]
      • Правила оон 24-03 Правила ЕЭК ООН N 24 "Единообразные предписания, касающиеся: I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ. II. Официального утверждения […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.