Развитие личности учебное пособие

Развитие личности учебное пособие

Педагогика — Учебное пособие (Пидкасистый П.И )

4.1. условия развития личности

Одно из основных профессиональных качеств учителя — умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении. Внутренний мир школьника постепенно развивается, причем неравномерно: периоды плавного, медленного развития сменяются бурным ростом самосознания. На каждом следующем уроке ученики вроде бы те же, но чуть-чуть другие. Умение вовремя заметить, поддержать «микроскопические» улучшения необходимо учителю, чтобы избежать лишних конфликтов; быть гуманным и справедливым. Это умение — составная часть педагогического мастерства.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Оно состоит в том, что по каждому направлению возникают и накапливаются необратимые изменения — новообразования, новые качественные состояния учащихся. Существует определенная логика развития детей, которая фиксируется в этапах и закономерностях развития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому направлению, в которых отображаются причинно-следственные связи между условиями и результатами (новообразованиями).

Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой «Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Человеческое развитие, — утверждает Б.Г. Ананьев, обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия

общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития (см. Б. Г. Ананьев. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. психологические труды: в 2-х т., т. II. М., 1980 С. 44).

В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие — как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка.

Условия — это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Этапы и закономерности развития по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых. В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся — присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.

Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином «созревание», в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы). Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь. Биологические системы организма развиваются неравномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.

Биологическая наследственность обусловлена генами, которые состоят из миллиардов атомов, связанных в нити, и локализованы в хромосомах — специфических структурах ядра клетки. Она является врожденной и определяет строение и размеры тела, в том числе мозга, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества. Наследуют от рождения: все свойства ЦНС (силу, подвижность, иррадиацию и концентрацию, возбуждение и торможение, уравновешенность, динамичность, лабильность, активированность и др.), биологические характеристики первой и второй сигнальных систем (быстрота образования условных рефлексов, их прочность, уровни сложности, подражательность, рефлексы: ориентировочный, цели, свободы и др.), музыкальный слух, остроту зрения, различение цветов и оттенков, задатки: математические, вербальные, кинестетические, спортивные и др.

Существуют также спорные проблемы, различные точки зрения на биологическое наследование некоторых черт характера (акцентуации, общительность, экстраверсия, интроверсия, агрессивность, замкнутость и Др.), экспериментальное исследование которых представляет значительные трудности. Вероятно, в формировании этих черт характера имеют существенное зна-

чение все три фактора (наследственность, воспитание и социализация).

Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки, и др. Они формируются прижизненно в процессе образования в семье и школе, трудовом коллективе, неформальных объединениях. Для их описания используют понятие социального наследования, которое не имеет никакого отношения к биологической наследственности и означает прижизненное освоение духовных ценностей и норм поведения. Условиями биологического развития являются: сбалансированное питание, режим дня, рациональное чередование умственной и физической деятельности, благоприятные природные и социальные факторы (чистые вода и воздух, дружеские отношения с окружающими и др.). Сбалансированное питание детей отличается повышенным (в \% к весу) содержанием витаминов и микроэлементов; для развития и интенсивной умственной деятельности особенно необходимы сахар, кальций и фосфор. Сытый ребенок лучше учится, легче воспитывается.

Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых различают природные психические функции (общие у человека и животных) и культурные психические функции, возникающие благодаря абстрактной знаковой деятельности, в том числе речи; они присущи только человеку и подразделяются на простейшие и высшие. Развитие психических функций индивида относится к онтогенезу. (Индивид — человек в аспекте его отдельности, целостности и устойчивой системы, объединяющей биологическую, психическую и социальную подсистемы). Закономерности психического развития животных и человека различны. Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т.д.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Раздел i общие основы педагогики
Читать: Глава 1 педагогика как наука
Читать: 1.1. объект и предмет педагогической науки
Читать: 1.2. задачи педагогической науки
Читать: 1.3. структура педагогической науки
Читать: 1.4. связь педагогической науки с другими науками
Читать: Глава 2 методология и методы педагогических исследований
Читать: 2.1. понятие «методология» педагогической науки
Читать: 2.2. научное исследование в педагогике, его методологические характеристики
Читать: 2.3. логика педагогического исследования
Читать: 2.4. методы исследования
Читать: 2.5. методологическое обеспечение преобразований в педагогике
Читать: Глава 3 воспитание в педагогике
Читать: 3.1. помятые цели воспитания
Читать: 3.2. цель воспитания и задачи воспитания
Читать: 3.3. цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя
Читать: 3.4. педагогические цели и образовательные стандарты
Читать: Глава 4 развитие, воспитание и социализация личности
Читать: 4.1. условия развития личности
Читать: 4.2. взаимосвязь развития и воспитания учащихся
Читать: 4.3. взаимосвязь развития и обучения
Читать: 4.4. становление личности в процессе социализации
Читать: Раздел ii дидактика
Читать: Глава 5 дидактика как педагогическая теория обучения
Читать: 5.1. общее понятие о дидактике
Читать: 5.2. объект и предмет дидактики
Читать: 5.3. задачи и функции дидактики, ее пошятийный состав
Читать: 5.4. основные дидактические концепции
Читать: 5.5. становление современной дидактической системы
Читать: Глава 6 процесс обучения как целостная система
Читать: 6.1. понятие и сущность обучения
Читать: 6.2. характеристика процесса обучения как целостной системы
Читать: 6.3. цикличность процесса обучения
Читать: 6.4. функции обучения
Читать: 6.5. сущностная характеристика преподавания как деятельности
Читать: 6. 6. учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
Читать: 6.7. деятельность учителя и ученика в различных видах обучения
Читать: 6.8. формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
Читать: 6.9. технология обучения
Читать: 6.10. информатизация образования
Читать: Глава 7 принципы обучения
Читать: 7.1. принципы обучения как категории дидактики
Читать: 7.2. законы и закономерности обучения
Читать: 7.3. характеристика принципов обучения
Читать: Глава 8 содержание общего образования
Читать: 8.1. понятие и сущность содержания образования
Читать: 8.2. источники и факторы формирования содержания школьного образования
Читать: 8.3. проблема введения образовательных
Читать: 8.4. учебный план средней общеобразовательной школы
Читать: 8.5. характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий
Читать: 8.6. стратегия развития вариативного образования в россии
Читать: Глава 9 методы обучения в школе1
Читать: 9.1. понятие и сущность метода и приема обучения
Читать: 9.2. из истории развития методов обучения
Читать: 9.3. классификация методов обучения
Читать: 9.4. выбор методов обучения
Читать: Глава 10 средства обучения
Читать: 10.1. понятие о средствах обучения
Читать: 10.2. средства общения
Читать: 10.3. средства учебной деятельности
Читать: 10.4. оборудование учебного кабинета
Читать: 10.5. технические средства обучения (тсо)
Читать: Глава 11 формы организации учебного процесса в школе
Читать: 11.1. понятие о формах организации обучения и основания их классификации
Читать: 11.2. формы организации обучения и их развитие в дидактике
Читать: Глава 12 урок — основная форма организации обучения в современной школе
Читать: 12.1. урок как целостная система
Читать: 12.2. типология и структура уроков
Читать: 12.3. организация учебной деятельности учащихся на уроке
Читать: 12.4. система уроков по теме
Читать: 12.5. другие формы организации обучения
Читать: 12.6. подготовка учителя к уроку
Читать: 12.7. анализ и самооценка урока
Читать: Глава 13 проверка и оценка результатов обучения
Читать: 13.1. сущность контроля обучения как дидактического понятия
Читать: 13.2. методы и формы контроля
Читать: 13.3. оценка знаний учащихся
Читать: 13.4. неуспеваемость учащихся
Читать: Раздел iii теория воспитания
Читать: Глава 14 воспитание как педагогическое явление
Читать: 14.1. понятия «воспитание», «самовоспитание»^ «перевоспитание»
Читать: 14.2. сущность воспитания и его особенности
Читать: 14.3. формирование личности в воспитательном процессе
Читать: 14.4. критерии оценки воспитательного процесса
Читать: Глава 15 общие закономерности и принципы воспитания
Читать: 15.1. характеристика закономерностей воспитания
Читать: 15.2. характеристика принципов воспитания
Читать: Глава 16 содержание воспитательного процесса
Читать: 16.1. проблема содержания воспитательного процесса
Читать: 16.2. ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Читать: 16.3. программа воспитания
Читать: Глава 17 социальное пространство воспитательного процесса
Читать: 17.1. понятие социального пространства
Читать: 17.2. психологический климат группы
Читать: 17.3. группа в социальном пространстве воспитательного процесса
Читать: 17.4. динамика социального пространства воспитательного процесса
Читать: Глава 18 общие методы воспитания
Читать: 18.1. понятие метода воспитания
Читать: 18.2. система методов воспитания
Читать: 18. 3. система методов педагогического воздействия
Читать: Глава 13 средства и формы воспитательного процесса
Читать: 19.1. средства воспитательного процесса
Читать: 19.2. формы воспитательного процесса
Читать: Глава 20 основы теории и технологии семейного воспитания
Читать: 20.1. концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
Читать: 20.2. правовые основы семейного воспитания
Читать: 20.3. взаимодействие семьи, образовательных
Читать: 20.4. педагогические лектории, родительские
Читать: Раздел iv основы школоведения
Читать: Глава 21 характеристика нормативных документов о школе
Читать: 21.1. система общего образования в россии
Читать: 21.2. вопросы теории управления школой
Читать: 21.3. основные положения «закона об образовании»
Читать: 21.4. выбор типа школы и учебного плана
Читать: 21.5. демократизация управления школой
Читать: 21.6. устав школы — каким ему быть
Читать: 21.7. взаимодействие школы и органов образования
Читать: Глава 22 организация деятельности педагогического коллектива
Читать: 22.1. планирование работы в школе
Читать: 22.2. требования к руководителю школы
Читать: 22.3. каковы же критерии оценки деятельности директора школы?
Читать: 22.4. распределение обязанностей
Читать: 22.5. организация личного труда руководителя школы
Читать: 22.6. упорядочение труда учителя
Читать: 22.7. охрана жизни детей и педагогического персонала
Читать: Глава 23 методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала
Читать: 23.1. содержание и методика работы педагогического совета
Читать: 23.2. предметные методические объединения
Читать: 23.3. самообразование учителей
Читать: 23.4. организация помощи молодому учителю
Читать: 23.5. работа директора школы по внедрению
Читать: 23.6. аттестация учителей
Читать: 23.7. система виутришколъиого контроля
Читать: Глава 24 деятельность директора школы в условиях рыночной экономики
Читать: 24.1. финансовые поступления школы
Читать: 24.2. бюджет школы
Читать: 24.3. приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов
Читать: 24.4. хозяйственное обеспечение школы
Читать: 24.5. оформление школы и учительской
Читать: 24.6. школьная документация
Читать: 24.7. внутришкольная оперативная информация
Читать: 24.8. основы законодательства о труде и школе

uchebnik-online.net

Смотрите еще:

  • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
  • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.