Решения астраханского областного суда

Астраханский областной суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории Астраханской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации областному суду подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 ч. 2, ст. 131 ч. 5, ст. 132 ч. 5, ст. 134 ч. 6, ст. 210 ч. 4, ст. 228.1 ч. 5, ст. 229.1 ч. 4, ст. 277, ст. 281 ч.3, ст. 295, ст. 317, ст 357 Уголовного кодекса Российской Федерации , за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 126 ч. 3, ст. 209, ст. 211 ч. 1-3, ст. 212 ч. 1, ст. 227, ст. 275, ст. 278, ст. 279, ст. 281 ч. 1 и 2, ст.ст. 353-356, ст. 358, ст. 359 ч. 1 и 2, ст. 360 Уголовного кодекса Российской Федерации ; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 130-ФЗ , от 08.03.2015 №47-ФЗ )

2) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (часть 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 217- ФЗ ).

В соответствии со ст. 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в областном суде в апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции.

В соответствии со положениями ст. 401.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в президиум областного суда могут быть обжалованы вступившие в законную силу приговор и постановление мирового судьи, приговор, постановление и определение районного суда, апелляционные определения, промежуточные судебные решения областного суда, вынесенные им в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

2) — 8) утратили силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 № 23-ФЗ .

9) предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса (Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских (арбитражных) судов). (введен Федеральным законом от 29.12. 2015 N 409-ФЗ ).

К подсудности областного суда могут быть отнесены и другие дела.

— по заявлениям граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства об усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ );

— о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК РФ).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ в Астраханский областной суд в апелляционном порядке могут быть обжалованы не вступившие в законную силу решения, определения районного суда, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства.

В президиум Астраханского областного суда на вступившие в законную силу судебные приказы, решения, определения районных судов и мировых судей, на апелляционные решения, определения районных судов, апелляционные определения судебной коллегии по гражданским делам может быть подана кассационная жалоба и представление прокурора.

В соответствии со статьей 20 Кодекса административного судопроизводства РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 18-ФЗ )

3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса;

12) об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;

13) о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования;

14) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

15) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действия (бездействие) такой комиссии (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 №274-ФЗ ).

В соответствии со статьями 295, 296 КАС РФ не вступившие в законную силу решения районных судов могут быть обжалованы в апелляционном порядке в областной суд.

В Астраханский областной суд в апелляционном порядке обжалуются:

— решения областного суда по административным делам о присуждении компенсации (ст. 260 КАС РФ ),

— решения областного суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ст. 249 КАС РФ ),

— определения районного и областного суда, вынесенные по первой инстанции (ст. 313 КАС РФ ).

В соответствии со ст. 319 КАС РФ вступившие в законную силу судебные приказы, определения мировых судей, решения и определения районных судов, апелляционные определения областного суда обжалуются в кассационном порядке в президиум Астраханского областного суда.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ в Астраханский областной суд могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ , в порядке пересмотра не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные районными судами.

В порядке пересмотра в Астраханский областной суд могут быть обжалованы не вступившие в законную силу решения, вынесенные районными судами по жалобам на постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях.

Лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 КоАП РФ, могут быть обжалованы в Астраханский областной суд вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, вынесенные районными судами, и постановления по делам об административных правонарушениях , вынесенные мировыми судьями.

oblsud.ast.sudrf.ru

Астраханский областной суд утвердил обвинительный приговор Стенину

Защита намерена продолжать борьбу за оправдание лидера движения «Русские Астрахани».

21 декабря 2017 года Астраханский областной суд в очередной раз пересмотрел дело лидера движения «Русские Астрахани» Игоря Стенина и оставил в силе приговор, вынесенный ему 16 мая 2016 года Советским районным судом Астрахани. Напомним, Стенин был приговорен к двум годам колонии-поселения по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности через интернет). Защита намерена оспаривать это решение.

Суд признал Стенина виновным в публикации в 2014 году во «ВКонтакте» под псевдонимом «Ингвар Стефан» записи «Смерть кремлевским оккупантам! Руки прочь от Украины!», под которым украинский пользователь с ником «Сергей Романов» разместил комментарий, охарактеризовав тогдашнюю стадию военного конфликта на Украине. Этот комментарий был ошибочно принят следствием за репост и также вменен в вину Стенину.

28 июля 2016 года Астраханский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу и утвердил приговор. Защита Стенина обратилась в Верховный суд РФ и Европейский суд по правам человека. 30 мая 2017 года Астраханский областной суд по распоряжению ВС рассмотрел кассационную жалобу на ранее утвержденный им обвинительный приговор Стенину и отменил этот приговор в связи с отсутствием состава преступления, поскольку обвинение в репосте было снято. После этого Стенин был освобожден из колонии и подал иск с требованием компенсации за неоправданное преследование.

Однако Генпрокуратура обратилась в Верховный суд, продолжая настаивать на том, что репост имел место. Исходя из этого, ведомство обвинило Астраханский областной суд в том, что он проигнорировал результаты психолого-лингвистической экспертизы, которая нашла в тексте Романова, якобы републикованном Стениным, признаки возбуждения национальной вражды. 9 ноября 2017 года Верховный суд РФ удовлетворил кассационное представление Генпрокуратуры и вернул дело Стенина на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, то есть в Астраханский областной суд, который и утвердил обвинительный приговор.

С нашей точки зрения, уголовное преследование Стенина неправомерно, поскольку фигурировавшая в уголовном деле фраза с призывом к уничтожению «кремлевских оккупантов» не может считаться призывом к осуществлению экстремистской деятельности. Подробнее о нашей позиции по этому делу мы писали здесь .

www.sova-center.ru

Астраханский областной суд

Развитие судебной системы на территории Астраханского края берёт начало с 60-х гг. XVI в., когда после присоединения в 1558году г. Астрахани к России начинают формироваться местные органы власти и управления.

С 1613 г. производство судебных дел поручается астраханскому воеводе, ко­торый решает дела единолично или с товарищами и становится прямым начальни­ком губного суда, а губной староста его помощником.

Губные старосты в Астраханском крае с 1702 г. упраздняются, а рассмотре­ние всех уголовных и гражданских дел было вверено единоличным органам — оберландрихтерам, просуществовавших в свою очередь недолго.

В 1719 г. вместо них в городах и уездах Астраханской губернии учреждаются самостоятельные от администрации провинциальные и городовые суды нижней ин­станции.

В 1711 г. при всех судебных местах были учреждены фискалы, в 1722 г. -прокуроры.

Но реформа 1719 года в пяти российских губерниях не про­водилась, в том числе в Астраханской, учреждённой Указом Петра I от 22 ноября 1717 года. В течение десятилетий высшей судебной инстанцией в губернии был губернатор.

В 1836 году в Астрахани был учрежден городской магистрат, который являлся судебным, административно-полицейским и на­логовым органом для городского населения.

При Александре I в 1801 г. палата гражданского и уголовного суда восста­навливается. В ее состав входят выборные от дворянства заседатели; нижняя распра­ва упраздняется, а в состав уездных судов вводятся выборные от крестьян заседате­ли.

Мировые судьи, как низшие судебные инстанции для разбора мелких гражданских и уголовных дел, в Астраханской губернии введены в мае 1878 г. и просуществовали до 1918 г.

На основании Указа Сената от 20 ноября 1864 г. был создан и Астраханский окружной суд (точная дата не установлена, первый из сохранившихся документов датирован 1877 годом). Он являлся высшей судебной инстанцией для разбора гражданских и уголовных дел всех сословий, апелляционной инстанцией на решения земских начальников, городских судей и уездных членов окружного суда.

С 1918 г. начинает действовать Астраханский народный революционный трибунал, открывается Астраханский губернский народный суд. Территория губер­нии делится на судебные участки, в каждом из которых создается участковый на­родный суд. В том числе в г. Астрахани работает 7 участковых народных судов.

В качестве кассационной инстанции для дел, рассматриваемых в местных су­дах, учреждается Астраханский губернский Совет народных судей.

Образованный 31 октября 1922 г. Верховный суд РСФСР осуществлял надзор за деятельностью судов Астраханской губернии, и вместе с тем являлся кассацион­ным судом по делам, рассматриваемым губернским судом, кроме того стал судом первой ин­станции для важнейших уголовных и гражданских дел.

28 мая 1922 г. ВЦИК утвердил положение о прокурорском надзоре.

Ужесточение карательной политики государства в 1930-х гг. привело к соз­данию специальных судов. В 1930 г. были созданы железнодорожные линейные су­ды при краевом суде, к их подсудности относились дела о преступлениях на желез­нодорожных дорогах. В 1934 г. создаются водные суды, в том числе Нижне-Волжского бассейна.

По Конституции 1936 г. была осуществлена централизация судебного управ­ления в стране путем создания союзнореспубликанского Наркомата юстиции СССР, что стало первым шагом на пути отделения судебных функций от функций судебного управления.

27 декабря 1943 г. была образована самостоятельная Астраханская область в составе РСФСР.

В связи с этим, согласно приказу Наркомата юстиции РСФСР от 11 января 1944 года организуется Астраханский областной суд, состав которого включал в себя Президиум и Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

С упразднением в 1956 году Министерства юстиции СССР низовыми судами Астраханской области стало управлять Министерство юстиции РСФСР, причем через свой местный орган — управление юстиции Астраханского облисполкома. В августе 1963 года управление юстиции упраздняется, а его функции передаются Астраханскому областному суду, сосредоточившему руководство деятельностью местных судов, ведение их финансирования, контроль над их деятельностью.

16 июля 1993 года в России был введён суд присяж­ных. В соответствующем законе были решены практически все во­просы, связанные с разбирательством уголовных дел с участи­ем присяжных заседателей. Это изменение законодательства отчасти реставрировало тот суд присяжных, который был введён ещё в ходе реформы 1864 года.

17 декабря 1998 года в России был введён институт мировых судей, оперативно рассматривающих в первой инстанции: дела об административных правонарушениях; уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы и др.

В Астраханской области с июня 2001 года начали осуществлять свою деятельность мировые судьи в пределах 46 судебных участков мировых судей.

С 2003 года Астраханский областной суд получил возможность осуществлять правосудие по принципиально новым правилам судопроизвод­ства — судом с участием присяжных заседателей.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

pravo.ru

Решения астраханского областного суда

[Требование ФГОС: учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Орган местного самоуправления, на который возложена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, должен обеспечить учащихся этой школы бесплатными учебниками на все 100%.]

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 5 февраля 2014 г. по делу № 33-522/2014

Судья Сидорова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Шустовой Т.П.,

судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.

дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2013 года по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области к МБОУ «Волго-Каспийская СОШ», администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области, Министерству образования и науки Астраханской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы,

Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка на предмет исполнения действующего законодательства об образовании в части обеспечения учебными материалами по предметам образовательной программы. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчики не обеспечили учащихся школы бесплатными учебниками и учебными пособиями. Обеспеченность библиотеки МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» учебными материалами и учебниками составляет 43% от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц.

В нарушение требований закона ответчики не приняли мер к истребованию из муниципального, федерального бюджетов дополнительных денежных средств для приобретения учебных пособий и учебников в необходимых объемах.

С учетом изложенного, прокурор просит обязать ответчиков обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе.

В судебном заседании помощник прокурора Полежаева Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» В. в судебном заседании исковые требования признала.

Представители администрации МО «Камызякский район» Астраханской области, Министерства образования и науки Астраханской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2013 года требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал МБОУ «Волго-Каспийская СОШ», администрацию МО «Камызякский район» Астраханской области, Министерство образования и науки Астраханской области обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе.

В апелляционной жалобе администрация МО «Камызякский район» Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов фактическим обстоятельствам дела. Суд не учел, что в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления исполняют свои полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования только в части создания юридического лица, утверждения устава учреждения, обеспечения условий по содержанию учреждения: тепло, свет, вода и т.д. Полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представитель администрации МО «Камызякский район» Астраханской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представители Министерства образования и науки Астраханской области, МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, прокурора Самодаеву К.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Камызякского района Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части обеспечения учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы.

В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» обучается 268 учащихся, однако обеспеченность библиотеки учебными материалами и учебниками составляет 43% от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц.

Согласно сообщению МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» от 2 октября 2013 года № 21 денежные средства на обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями в 2011 — 2013 году не поступали.

Министерство образования и науки Астраханской области ежемесячно в рамках соглашения перечисляет платежным поручением в финансовое управление администрации муниципального образования «Камызякский район» средства на получение общедоступного образования, в том числе на обеспечение учебного процесса, после чего средства распределяются по муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям с учетом количества учащихся и суммы, приходящейся на одного ученика в месяц.

Из сведений администрации МО «Камызякский район» Астраханской области в 2013 году с учетом индексации сумма составила 377 рублей на 1 учащегося в год.

В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 72).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни, что соответствует пункту 4 статьи 5 Федерального закона.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Согласно пункту 1 указанного Стандарта федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (ст. 26 Стандарта).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками, в обязанности которых входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, нарушаются требования действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, поскольку учащиеся этой школы обеспечены бесплатными учебниками не на 100%.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на администрацию МО «Камызякский район» Астраханской области обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Волго-Каспийская СОШ» учебниками и учебными пособия не могут быть приняты во внимание как не основанные на нормах закона.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения.

Согласно постановлению главы муниципального образования «Камызякский район» от 17.11.2005 года администрация района выступает в качестве учредителя муниципальных образований и дошкольных образовательных учреждений района.

30 декабря 2012 года главой администрации муниципального образования «Камызякский район» и Министром образования подписано Соглашение о взаимодействии, предметом которого является определение порядка взаимодействия между сторонами и взаимные обязательства в сфере образования в части предоставления межбюджетных трансфертов в виде субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях МО «Камызякский район» Астраханской области в целях улучшения качества предоставления услуг в сфере образования.

Таким образом, суд первой инстанции исходя из положений закона, Устава учреждения и Соглашения о взаимодействии, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Камызякский район» обеспечить общеобразовательное учреждение учебниками и учебными пособиями.

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора Камызякского района Астраханской области ввиду того, что обеспечение МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы возложена не только на МБОУ «Волго-Каспийская СОШ» как в силу закона, так и в соответствии с Уставом учреждения, но и на администрацию муниципального образования «Камызякский район» как учредителя этого учебного учреждения, Министерство образования и науки Астраханской области.

Апелляционная жалоба не содержит указания на какие-либо обстоятельства, которые не приняты во внимание судом первой инстанции при вынесении решения. Суд объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений требований процессуального законодательства не допустил.

Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правовых оснований и направлены на переоценку выводов суда и иное применение и толкование закона, нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

решение Камызякского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области — без удовлетворения.

www.lexed.ru

Смотрите еще:

  • Гибдд по республике башкортостан штрафы по фамилии Узнать штрафы ГИБДД в Башкортостане Очень часто у водителей возникает вопрос, как узнать штрафы ГИБДД в Башкортостане. На самом деле, ответ на этот вопрос довольно простой. Для того чтобы жителям […]
  • 109 закон об агрохимикатах Управление Россельхознадзора по Республике Коми Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Об Управлении История Руководство Структура Управления […]
  • Закон об доверенности авто Нужна ли сейчас доверенность на машину Молодые водители часто интересуются, нужна ли сейчас доверенность на управление автомобилем, ведь часто хочется покататься на машине, а времени, желания или средств для […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.