Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-.
Задачи урока:
Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.
Ход урока
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Запишите число, классная работа на листочках.
Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах. Будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной. В этом нам поможет суффикс.
– Где стоит суффикс?
(После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу
Обозначая уголком
Называю суффиксом.)
– К нам в гости пришли два брата близнеца суффиксы -ик, -ек. И просят нас подобрать к этим словам однокоренные слова, обозначающие маленькие предметы.
Цветок – цветочек, торт- тортик.
– С помощью, какой части слова образовались новые слова? (с помощью суффикса) Как вы думаете, а почему их назвали братья- близнецы?На эти суффиксы почти никогда не падает ударение, и спутать их довольно просто. Но на помощь приходит правило!
– Сначала мы потренируемся их писать на минутке чистописания.
Начинаем писать с середины рабочей строки образуя петлю влево переходим в полуовал и соединение ведем к верхней рабочей строке. Ведем вниз наклонную линию, касаясь нижней линии рабочей строки и , не отрывая руки, ведем чуть вправо и вверх наклонную линию, переходящую в правый полуовал на верхней линии рабочей строки. Отрываем ручку. Ставим точку и пишем элемент как строчная буква г.
Пишем с верхней линии рабочей строки. Ведем прямую наклонную линию с закруглением внизу и доводим ее до линии строки и , не отрывая руку пишем наклонную линии также с закруглением внизу и для соединения с буквой «кА» ведем линию до верхней рабочей строки. Затем пишем букву «ка»
Передай смыл правила своими словами.
Свернем правило в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек без ударения звучат одинаково.
Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.
Если гласный остался, пишем суффикс -ик;
Если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек.
Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.
Индивидуальная работа.
Какую часть слова учили на уроке?
Для чего служат суффиксы?
Когда нужно писать -ик? -ек?
Поиграем с братишками суффиксами.
Игра «Найди бабочку» Бабочка спряталась под цветком с правильно написанным словом. Найдите бабочек.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-
Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встречаются в морфемном составе существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
В морфемном составе многих существительных нет суффикса -к- , например, не будем его искать в непроизводных словах:
Примеры слов с суффиксом -к-
Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует от существительных новые слова с этим оттенком значения, например:
С помощью суффикса -к- от глаголов образованы существительные со значением процесса или результата действия, например:
Примеры слов с суффиксом -ек-
Суффикс -ек- аналогично образует существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Встречается он после шипящих в словах :
В этом безударном суффиксе пишется буква «е», если в нем выпадает гласная при образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:
бара́ш е к — нет бара́ш к а.
Примеры слов с суффиксом -ик-
Напротив, в существительном мужского рода пишется суффикс -ик- , если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:
Приведем примеры слов, имеющих суффикс -ик- в морфемном составе:
- лист ик
- холм ик
- стол ик
- куб ик
- мост ик
- дожд ик
- хвост ик
- карандаш ик
- луч ик
- двор ик
- сад ик
- нос ик
- шалаш ик
- прут ик
- рубл ик
- дом ик
- столб ик
- ковр ик
- ковш ик
- час ик и.
- пры ж ок
- гребе ш ок
- зра ч ок
- бор щ ок
- дру г — дру ж ок ;
- кру г — кру ж ок ;
- сне г — сне ж ок ;
- сапо г — сапо ж ок ;
- балы к — балы ч ок ;
- каблу к — каблу ч ок ;
- пу х — пу ш ок ;
- оча г — оча ж ок ;
- сто г — сто ж ок ;
- сунду к — сунду ч ок ;
- родни к — родни ч ок ;
- башма к — башма ч ок ;
- жу к — жуч ок ;
- барсук — барсуч ок ;
- вол к — вол ч ок
Примеры слов с суффиксом -ок-
В морфемном составе существительных под ударением после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» пишется суффикс -ок- :
При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит чередование согласных, например:
russkiiyazyk.ru
Буквы е — и в суффиксах существительных –ек — -ик
Листик, носик, кораблик, самолетик, дождик, мостик, кустик, билетик, хвостик, столик, домик, букетик паровозик
Лучик, ключик, кирпичик, чертежик, ежик, карандашик.
Песочек, кусочек, звоночек, орешек, огонечек, замочек.
I. 1. Напрасно Биденко осматривал каждый кустик, каждый ствол. (Кат.) 2. Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника. (Л. И. Т.) 3. Жилин выпросил у хозяина ножик. (Л. Т.) 4. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. (Кр.) 5. На крыльце калачиком свернулась старая гончая собака. (Бун.) 6. В полумраке нельзя еще было с Гремячей горы разглядеть утку, был виден только шалашик. (Пришв.)
II. 1. Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек. (Кат.) 2. Ой, конечек-горбуночек, прибегай ко мне, дружочек! (Ерш.) 3. Пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила, и с дороги отдыхать попросилась на кровать. (П.)
Из предложений выпишите слова с суффиксами -ек — -ик, распределите их в две колонки.
1. По целым дням лежал Иван на спине под шалашиком из бурьяна. (Сераф.) 2. За нагруженной снопами телегой чинно идет жеребеночек пегий. (И.) 3. С испугу птенчик крохотный из гнездышка упал. (П.) 4. Море любой камешек обточит. (Пог.) 5. Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка. (Ч.) 6. В амбарчике пахло мукой и мышами. (А. Н. Т.) 7. Под горой, за рекой хуторочек стоит. (Кол.) 8. Вот смиренный домик, где жил я с бедной нянею моей. (П.) 9. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. (Н.) 10. Среди кустов зеленых, у речки серебристой, гуляет олененок, теленочек пятнистый. (П. Комаров.) 11. Бугров откусил кусочек фруктового сахара и жадно выпил чай. (М. Г.) 12. Мы спустились в город и свернули в узкий, кривой переулочек. (Т.)
dictations.ru
Ключик. замочек. ик или ек?
Урок русского языка
Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик; повторить и закрепить знания о составе слова.
Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».
I. Организационный момент
II. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:
– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?
Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.
У. Что такое яблоко?
Д. Яблоко – это плод дерева яблони.
У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.
Рассказывает подготовленный ученик.
Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».
У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.
1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает
Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно
Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.
У. Объясните смысл пословицы.
Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.
У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.
Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.
– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».
Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.
– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».
III. Сообщение темы урока
У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
– Запишите эти слова.
– Какие корни в словах ключик, замочек?
У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.
Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.
У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.
У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик?
Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.
У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек,-ик«.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?
Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.
На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:
nsc.1september.ru
3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных
При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:
1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.
Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.
Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.
1. Правописание гласных в суффиксах существительных.
а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;
Ключ ик – ключ ик а.
суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.
Замоч ек – замо чк а.
Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);
Залив → залив чик .
б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш ;
Шуба → шуб оньк а.
суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш .
Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.
Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька;
в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;
суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;
В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.
Гор ец – гор ц а.
г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- ( ц чередуется с ч );
Пугов иц а → пугов ичк а.
В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .
Им ечк о, Ман ечк а.
Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);
д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;
Горош ин а → горош инк а.
Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на , у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.
Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.
Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.
2. Правописание согласных в суффиксах существительных.
а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж ;
Разве д чик , счё т чик , расска з чик .
суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;
Пи ль щик , ато м щик .
б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т .
Каба к → каба т чик ; разда ч а → разда т чик .
Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»
► Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:
licey.net