Случаи слагает полномочия

Случаи слагает полномочия

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

www.constitution.ru

Статья 117 Конституции РФ

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Статье 117 Конституции РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий Правительства. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает право Правительства уйти в отставку. Никаких оснований для принятия такого решения не требуется.

Правительство, как коллегиальный орган, по сути, должен принимать такое решение на заседании его членов, хотя это основание отсутствует в перечне обязательных. Анализ конституционных положений и норм Закона о Правительстве РФ (ст. 7) позволяет сделать вывод, что такое решение может принять Председатель Правительства, поскольку его отставка даже в личном качестве влечет одновременную отставку всего Правительства.

Прошение об отставке Правительства рассматривается Президентом, который может принять его или отклонить. Конституция не оговаривает вариантов действий Президента в случае, если Правительство настаивает на своей отставке. Однако если высший исполнительный орган все-таки посчитает невозможным дальнейшее функционирование в существующем составе, разрешить ситуацию сможет Председатель Правительства, чье заявление в соответствии с Законом о Правительстве РФ подлежит обязательному удовлетворению (ст. 7).

Основанием отставки всего Правительства вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства может также являться и невозможность исполнения Председателем Правительства своих полномочий (в связи с состоянием здоровья, с его несогласием с политикой Президента, с совершением действий, не совместимых с занимаемой должностью). Эти случаи досрочного прекращения полномочий Правительства не содержатся в Конституции, но также предусматриваются Законом о Правительстве РФ (ст. 7).

Конституция не предусматривает механизмов отставки отдельных членов Правительства РФ. Но Закон о Правительстве РФ закрепляет за ними право на подачу такого заявления (ст. 9).

Российской практике известен только один случай отправки Правительства в отставку по ч. 1 ст. 117 Конституции. В сентябре 2007 г. Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подал Президенту заявление о своей отставке, что повлекло отставку всех членов высшего исполнительного органа государства*(1098).

2. Президент сам может отправить Правительство в отставку, не предоставляя каких-либо объяснений. Это наиболее весомая прерогатива Президента. Но осуществление Президентом конституционной функции по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти предполагает, что действия Президента по отставке Правительства должны быть мотивированными и соответствовать требованиям закона.

За период действия современной Конституции Президент РФ 5 раз воспользовался этим правом, отправив Правительство в отставку по собственной инициативе, из которых 4 раза приходятся на 1998-1999 гг. Официальные документы об отставках не содержат мотивов принятых Президентом решений*(1099).

3. Часть 3 ст. 117 регулирует порядок выражения Государственной Думой так называемого вотума недоверия — элемента парламентарной республики в условиях смешанной (президентско-парламентарной и парламентарно-президентской) формы правления. При этом во многих зарубежных конституциях основания так называемой парламентской ответственности правительства не определяются.

Конституция также не предусматривает оснований для постановки вопроса о доверии Правительству. Как правило, этот вопрос имеет политический характер, и возникновение возможности применения данной формы ответственности связано с активностью оппозиционных Правительству сил.

Зарубежная практика свидетельствует, что правительство отвечает чаще всего перед так называемой «нижней» палатой парламента, ответственность перед обеими палатами одновременно (Казахстан, Италия, Румыния) — редкость.

В зарубежных странах в основном имеет место коллективная ответственность правительства, когда недоверие адресуется правительству в целом либо даже отдельным членам правительства, оно рассматривается как отказ в доверии правительству, поскольку действия отдельных министров, как правило, связаны общей политикой правительства (например, в Великобритании).

В ряде стран недоверие может быть выражено не правительству в целом, а его главе (ФРГ, Албания, Венгрия), что для характеристики парламентской ответственности правительства не имеет принципиального значения, поскольку отставка главы правительства, как правило, влечет отставку правительства в целом.

В других государствах предусматривается и ответственность отдельных членов правительства (Дания, Латвия, Швеция, Эстония, Австрия, Греция, Финляндия, Польша). Правда, в некоторых странах индивидуальная ответственность министров наступает лишь в случае, если они официально не возражали против правительственного решения (Финляндия, Казахстан).

Анализируя ч. 3 рассматриваемой статьи, следует отметить, что в Российской Федерации предусмотрена исключительно коллективная ответственность Правительства перед Госдумой. Государственная Дума может принять решение о недоверии только Правительству в целом, а не его отдельным членам. В отношении конкретного члена Правительства депутаты могут предлагать рекомендации, которые могут быть учтены или не приняты во внимание Президентом.

Государственная Дума в недавнем прошлом практиковала применение такой специфичной формы выражения недоверия исполнительной власти, как заявление о недоверии отдельным членам Правительства*(1100). Однако такие вотумы недоверия носят чисто политический характер и не имеют юридических последствий*(1101).

Между тем высказываются мнения, согласно которым Государственная Дума должна иметь право выражать недоверие не только Правительству, но и любому члену Правительства. Одна из первых попыток Государственной Думы по внесению изменений в Конституцию также предполагала введение персональной ответственности членов Правительства. Так, 21 июня 1995 г. Дума большинством голосов одобрила закон о внесении поправок в ст. 103 и 117 Конституции*(1102). Согласно этим поправкам Государственная Дума могла добиться отставки отдельного члена Правительства. Предлагаемая процедура выражения недоверия не давала Президенту возможности распустить Государственную Думу. Но данные поправки не были приняты.

Общим правилом в конституционной практике является то, что с инициативой выражения недоверия правительству может выступать более или менее значительная группа парламентариев*(1103).

В соответствии с Регламентом Государственной Думы мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Госдумы. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству в недельный срок после его внесения.

Председатель Правительства, а в его отсутствие один из заместителей Председателя Правительства, исполняющий его обязанности, вправе выступить на заседании Государственной Думы с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству. Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы Председателю Правительства и другим членам Правительства, высказаться за выражение недоверия Правительству или против этого.

Если инициаторы выражения недоверия Правительству отзывают свои подписи и тем самым численность внесших предложение о выражении недоверия становится менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы, то вопрос о выражении недоверия Правительству исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования.

Постановление Государственной Думы о выражении недоверия Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов открытым или тайным голосованием (по решению Государственной Думы).

Проблематичность применения данной формы воздействия на Правительство заключается в ее последствиях. Выражение недоверия Правительству не влечет за собой обязательной отставки Правительства. Вопрос о его дальнейшей судьбе решает Президент. Он может согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства или же не согласиться с таким решением. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу с назначением даты выборов ее нового состава.

Право роспуска парламента, принадлежащее Президенту, является элементом сдерживания, создает необходимое равновесие, которое вытекает из принципа разделения властей. Без этого права недоверие Правительству со стороны парламента превратилось бы в право смещения Правительства, что привело бы к нарушению баланса власти*(1104).

Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы одного созыва и избрание нового состава указанной палаты Федерального Собрания не влияет на судьбу Правительства, поскольку в соответствии со ст. 116 Конституции Правительство слагает свои полномочия лишь перед вновь избранным Президентом России.

Несмотря на угрозу роспуска, Государственная Дума прибегала к попытке применения данной формы. Вопрос о доверии Правительству ставился в 1994 г. и в 1995 г.*(1105), однако юридически значимых последствий для парламента или Правительства подобные инициативы не имели.

27 октября 1994 г. вопрос не получил необходимой поддержки голосов, недоверие Правительству выразили только 198 депутатов*(1106).

21 июня 1995 г. Государственная Дума 241 голосом приняла соответствующее решение*(1107), однако 22 июня Президент письменно сообщил Государственной Думе, что не согласен с ее решением. Депутаты не смогли повторно выразить недоверие Правительству в конституционный трехмесячный срок. 1 июля 1995 г. «за» проголосовало только 193 депутата*(1108).

При определенных обстоятельствах у Президента не существует альтернативы в выборе решения. Часть 3 ст. 109 Конституции закрепляет случаи, когда Президент не имеет права распустить Государственную Думу (например, в течение года после ее избрания), что предполагает единственно возможный исход конфликта — отставку Правительства.

4. Часть 4 комментируемой статьи Конституции также регулирует вопрос о доверии, но по инициативе Председателя Правительства. Конституция закрепляет это полномочие исключительно за главой Правительства и не предполагает обсуждения этого вопроса на заседании Правительства.

Основанием для постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству может служить, например, стремление скорого разрешения конфликта до истечения трехмесячного срока повторного вотума недоверия либо прояснение ситуации по поддержке Правительства перед внесением в Государственную Думу значимого законопроекта и т.п. Следует отметить, что во многих странах (Греция, Италия, Чехия, Польша, Турция) для того чтобы приступить к исполнению своих полномочий, правительство должно заручиться поддержкой парламента, которая чаще всего выражается в вотуме доверия его составу или программе.

Государственная Дума при постановке перед ней Председателем Правительства вопроса о доверии Правительству вправе выразить доверие или отказать в доверии Правительству.

Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству во внеочередном порядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству.

При отказе Государственной Думы в доверии Президент принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы. Комментируемая статья устанавливает и срок, в течение которого Президент обязан принять одно из этих решений, — семь дней.

За всю историю современной Конституции был только один случай инициирования Председателем Правительства вопроса о доверии Правительству. Это было сделано 22 июня 1995 г. Председателем Правительства В.С. Черномырдиным в ответ на выраженное накануне Государственной Думой недоверие Правительству и несогласие с таким решением Президента. Таким образом Правительство пыталось разрешить парламентско-правительственный кризис до истечения предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи трехмесячного срока.

Созыв внеочередного заседания Государственной Думы по рассмотрению обращения Председателя Правительства был назначен на 1 июля 1995 г.

Исходя из позиции Президента РФ, отказ в доверии Правительству означал для Государственной Думы роспуск. Председатель Правительства предложил депутатам компромисс: Дума повторно ставит на голосование вопрос о выражении недоверия Правительству, и если большинство за недоверие не набирается — Председатель Правительства отзывает свой вопрос.

Кроме того, 30 июня Президент сделал шаг навстречу депутатам, освободив от занимаемой должности министра по делам национальностей и региональной политике, министра внутренних дел, директора Федеральной службы безопасности и главу администрации Ставропольского края (данные лица и были причиной конфликта). 1 июля предложение о недоверии не прошло, и Председатель Правительства отозвал свое представление.

Угроза роспуска Государственной Думы в подобных ситуациях стала причиной внесения изменений в ее Регламент уже в ноябре 1995 г., которые нашли свое развитие и в действующем Регламенте: в случае если Председатель Правительства поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству, первым рассматривается предложение депутатов. Если Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству, а Президент объявляет о несогласии с решением Государственной Думы, голосование по представлению Председателя Правительства рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

Если решение о доверии не принято, ставится на голосование вопрос о недоверии, и если большинство не набрано — рассмотрение вопроса прекращается.

5. Целью ч. 5 комментируемой статьи является недопущение ситуации, при которой исполнительная власть в стране остается без руководства со стороны Правительства. Универсальная необходимость исполнительной власти состоит в том, что без нее невозможна целостность системы государственной власти, она должна действовать повсеместно, на всей территории государства и постоянно, без каких-либо перерывов в деятельности. В последнем заключается одно из существенных отличий исполнительной власти от власти законодательной. Постоянство деятельности Правительства в конституционно-правовом понимании означает, что оно не имеет зафиксированных правовыми актами перерывов в своей работе, подобных парламентским каникулам. Государственное управление не допускает перерывов, и в этом смысле исполнительная власть осуществляется постоянно.

В современных условиях государство не может длительное время обходиться без легитимного состава Правительства. Именно поэтому Конституцией регламентированы сроки, в течение которых должно быть сформировано новое Правительство, а ч. 5 ст. 117 Конституции устанавливается правило, в соответствии с которым по поручению Президента Правительство в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

При этом согласно ч. 2 ст. 8 Закона о Правительстве РФ в случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев*(1109).

constrf.ru

Последнее заседание правительства Зубкова 122 месяца назад

Новости Политика

После инаугурации Медведева правительство РФ сложит свои полномочия

После сложения полномочий правительство РФ продолжает исполнять свои обязанности до формирования нового кабинетаминистров

Правительство РФ после инаугурации избранного президента РФ Дмитрия Медведева (ФОТО) уйдет в отставку. Согласно статье 116 Конституции РФ, правительство слагает полномочия перед вновь избранным президентом. Это относится только к премьер-министру, его заместителям и федеральным министрам, которые по Конституции РФ входят в состав кабинета министров. Руководители федеральных агентств, служб, госкомитетов членами кабинета не являются и остаются на своих постах. В состав нынешнего правительства входят пять вице-премьеров, включая двух первых, и 17 федеральных министров.

После сложения полномочий правительство РФ по поручению президента продолжает исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета министров. Это определяет статья 117 Основного закона страны.

Виктор Зубков после сложения полномочий будет оставаться в качестве и.о. премьера всего около суток. Ожидается, уже 8 мая Госдума соберется для утверждения нового главы правительства. Избранный президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о намерении выдвинуть на пост премьера Владимира Путина. Владимир Путин ранее заявлял журналистам, что уже определился с персональным составом будущего правительства, не исключая при этом, что количество вице-премьеров в новом кабинете по сравнению с нынешним составом увеличится.

Произойдут изменения и в составе Администрации президента. Как пояснил руководитель Правового департамента правительства РФ Гарри Минх, в составе администрации есть сотрудники, которые назначены на должность точно на период работы действующего президента. После смены президента «им нет необходимости подавать заявление об уходе, так как их отставка произойдет автоматически». Речь идет о главе Администрации президента, помощниках, советниках, то есть тех, «кто лично связан по работе с действующим президентом России».

Согласно Конституции, председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Госдумы. Не позднее, чем через неделю, после назначения председатель правительства представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также кандидатуры на должности заместителей председателя правительства и федеральных министров.

Нынешняя отставка правительства станет одиннадцатой по счету со времени принятия в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете России. Это будет четвертый по счету кабинет, который сложит полномочия перед вновь избранным президентом РФ, напоминает агентство «Интерфакс».

Первый кабинет министров суверенной России, который с 15 июня 1990 года возглавлял Иван Силаев, сложил свои полномочия в 1991 году перед вступившим в должность президентом Борисом Ельциным. В 1996 году, снова после инаугурации Ельцина, в отставку ушло правительство Виктора Черномырдина. В 2000-м и 2004 годах свои полномочия сложило правительство, сформированное Владимиром Путиным и Михаилом Фрадковым. В остальных же случаях правительство отправлялось в отставку указами президента. В марте 1998 года такая участь постигла кабинет Черномырдина, а вслед за этим, в августе того же года, — и правительство Сергея Кириенко. В мае и августе 1999 года указами президента в отставку были отправлены, соответственно, кабинеты Евгения Примакова и Сергея Степашина. А в феврале 2004 было расформировано правительство Михаила Касьянова. Михаил Фрадков подал прошение об отставке 12 сентября 2007 года, после чего правительство возглавил Виктор Зубков.

www.vesti.ru

Правительство России уйдет в отставку

МОСКВА, 7 мая — РИА Новости. Правительство России, возглавляемое Владимиром Путиным, 7 мая уходит в отставку. Сразу после инаугурации, официально вступив в должность президента РФ, Путин перестает быть премьер-министром, а вице-премьеры и министры «путинского» кабинета слагают свои полномочия перед новым главой государства, до этого руководившего ими на протяжении четырех лет.

В этом году почти повторится процедура, которую Путин прошел 12 лет назад, впервые победив на выборах и став президентом.

Путин отправит себя в отставку, чтобы назначить Медведева. В мае 2000 года появилась шутка: «Президент России Путин В.В. своим указом отправил председателя правительства Путина В.В. в отставку».

Внешне ситуация выглядит похоже, но на деле шутка не совсем корректна. Совмещение постов президента и премьера Конституцией России не предусмотрено, поэтому сразу после инаугурации место главы правительства, победившего на президентских выборах, становится вакантным. После вступления в полномочия президента Путин должен назначить исполняющего обязанности премьер-министра, который со своей стороны в соответствии с Конституцией подпишет прошение об отставке кабинета перед новым главой государства. Затем президент поручит членам «старого» правительства исполнять обязанности до формирования нового кабинета, после чего внесет в Государственную думу кандидатуру премьер-министра. Так было в 2000 году и, скорее всего, так будет и сейчас.

Имя человека, чью кандидатуру Путин после инаугурации представит депутатам Госдумы, известно уже давно — еще 24 сентября прошлого года на съезде «Единой России» было объявлено, что им станет Дмитрий Медведев.

При этом не обязательно, чтобы и.о. премьера назначался тот, чья кандидатура потом будет внесена в Государственную думу. Так, например, после отставки в 2004 году премьер-министра Михаила Касьянова исполняющим обязанности председателя правительства тогдашний президент Путин назначил вице-премьера Виктора Христенко, однако в Госдуму для утверждения на пост главы кабинета министров внес кандидатуру Михаила Фрадкова.

Нынешняя отставка правительства в истории современной России станет двенадцатой по счету, причем в шестой раз это произойдет в связи с инаугурацией президента.

Первый кабинет министров суверенной России, который с 15 июня 1990 года возглавлял Иван Силаев, сложил свои полномочия в 1991 году перед вступившим в должность президентом Борисом Ельциным. В 1996 году, снова после инаугурации Ельцина, в отставку ушло правительство Виктора Черномырдина. В 2000, 2004 и 2008 годах свои полномочия сложили правительства, сформированные Владимиром Путиным, Михаилом Фрадковым и Виктором Зубковым.

В остальных же случаях правительство отправлялось в отставку указами президента. В марте 1998 года такая участь постигла кабинет Черномырдина, а вслед за этим, в августе того же года, — и правительство Сергея Кириенко. В мае и августе 1999 года указами президента в отставку были отправлены соответственно кабинеты Евгения Примакова и Сергея Степашина. А в феврале 2004 года было расформировано правительство Михаила Касьянова.

Михаил Фрадков подал прошение об отставке 12 сентября 2007 года, после чего правительство возглавил Виктор Зубков. С 8 мая 2008 года главой правительства был Путин.

Структурной реформы правительства не будет, просто появятся новые люди.

Медведев не собирается терять времени и сразу после инаугурации Путина приступает к консультациям с парламентскими фракциями как кандидат в премьеры. График довольно плотный: 7 мая встреча с фракциями «Единой России» и ЛДПР, а 8 мая — со «Справедливой Россией» и КПРФ, после чего в этот же день Госдума примет свое решение.

Договоренность об этом была достигнута еще 2 мая на последней встрече Медведева в качестве президента с главами фракций. Тогда, по словам первого зампреда ЦК КПРФ, первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, Медведев сообщил, что сильных изменений в структуре правительства не произойдет, поскольку это могло бы затормозить на серьезный промежуток времени работу министерств и ведомств.

Ни Медведев, ни Путин до сих пор не раскрыли секрет, кто войдет в состав нового правительства. Пока что было обещано только его существенное обновление. И одновременно то, что в нем должны сохраниться те члены кабинета, кто обеспечивает преемственность в работе. Так, например, в интервью пяти российским телеканалам 26 апреля Медведев отметил необходимость того, чтобы некоторые представители «старого» кабмина перешли в состав нового правительства, но, возможно, не на весь период его работы, а на год-другой.

На деле это может означать, как заявил РИА Новости глава фонда «Стратегии-2020» Михаил Ремизов, что у будущего премьера недостаточно своих кадров для заполнения появляющихся вакансий и поэтому ключевые фигуры в правительстве не изменятся. В частности, по его словам, наиболее вероятно, что в новом правительстве останутся недавно назначенные вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Владислав Сурков. Кроме того, может сохранить свой пост и вице-премьер Игорь Сечин, для которого в администрации президента нет сопоставимой позиции. Эксперт считает возможным, что в новом правительстве продолжит работать нынешний первый вице-премьер Игорь Шувалов, а также, хотя и непонятно в каком качестве, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова и министр обороны Анатолий Сердюков.

По словам политолога, профессора РГГУ Сергея Черняховского, имеет шансы остаться на своем посту, несмотря на критику в СМИ, и нынешний глава МВД Рашид Нургалиев.

Новое правительство: масштабная приватизация и борьба за здоровый образ жизни

Одним из первых и наиболее заметных решений нового кабинета министров станет принятие масштабной программы приватизации госсобственности.

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, соответствующее решение нового правительства может быть подписано в ближайшие недели после начала его работы. При этом первым крупным объектом госсобственности, который будет выставлен на продажу, возможно, станет пакет акций Сбербанка, поскольку благоприятная рыночная конъюнктура для приватизации принадлежащих ЦБ 7,6% акций Сбербанка может сложиться летом или осенью текущего года.

Среди важных задач правительства Медведева — увеличение продолжительности жизни, стимулирование здорового образа жизни и модернизация здравоохранения. Как заявил в интервью РИА Новости помощник президента Аркадий Дворкович, первым и очень важным шагом нового кабинета в этом направлении станет повышение акцизов на табак и алкоголь, причем, сверх уже намеченного уровня.

Вряд ли повышение цен на сигареты и алкогольные напитки привет к снижению их потребления в России, однако повлиять на рейтинги популярности правительства может. Эксперты обращают внимание и на риск увеличения контрафактной продукции на российском рынке. Так, по словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, если при нынешнем уровне цен доля нелегальной и суррогатной алкогольной продукции составляет до 50% в объеме потребления населением, то в 2014 году из-за повышения акцизов она может вырасти до 75%.

Открытое правительство — показуха или эффективный экспертный орган?

Медведев пообещал все важные социально-экономические инициативы сначала проводить через открытое правительство. Предполагается, что экспертный орган, в который войдут представители гражданского общества, дополнит традиционный «узкий» состав кабинета министров.

Однако пока не понятно, какую реально будет играть роль открытое правительство, станет ли оно «изюминкой» премьерства Медведева или постепенно будет забыто.

По мнению директора департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева, в нынешнем виде открытое правительство работает на публику и не играет серьезной роли в принятии решений: будущий премьер вроде бы советуется, но на выходе в стратегических документах появляются совершенно иные идеи.

Ничего нового в практике приглашения экспертов при подготовке решений по важным экономическим вопросам нет. Однако, как отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, пока это не стало системой. В частности, он напоминает, что проект решения о повышении страховых взносов в 2010 году серьезно с экспертами не прорабатывался.

Как заявил Гурвич, в состав открытого правительства необходимо ввести компетентных специалистов, представляющих разные структуры общества и бизнеса. Если к их мнению будут прислушиваться и реально учитывать при подготовке правительственных решений, то кабинету министров удастся избежать многих ошибок, полагает он.

ria.ru

Смотрите еще:

  • Надбавки к пенсии за рождение детей ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 10 августа 2017 Пенсионеры Пермского края в последнее время все […]
  • Як правило що означає Словник української мови Академічний тлумачний словник ПР А ́ ВИЛО, а, сер. 1. Положення, яким передається якась закономірність, стале співвідношення певних явищ. Засвоївши якесь граматичне правило, він […]
  • Пособие по бетону и железобетону Пособие к СНиП 3.09.01-85 Пособие по гелиотермообработке бетонных и железобетонных изделий с применением покрытий СВИТАП Способы доставки Курьерская доставка (7 дней) Почта РФ Пособие распространяется […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.