Социально правовые услуги по 442 закону

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).
  • Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

    До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

    Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

    «Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

    Определен поставщик социальных услуг

    Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

    Расширен перечень видов социальных услуг

    Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

    После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).
  • К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

    Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

    Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

    С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

    • несовершеннолетние;
    • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
    • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.
    • Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

      Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

      Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

      Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

      Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

      Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

      Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

      (12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

      Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

      Формула для расчета тарифа будет следующая:

      12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

      Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

      Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

      Изменен порядок получения социальных услуг

      С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

      БЛАНКИ

      Заявление о предоставлении социальных услуг

      С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

      Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

      После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

      «Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

      Определена организация социального обслуживания

      Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

      Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

      Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

      Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

      www.garant.ru

      Нормативная основа оказания юридических услуг в рамках социального обслуживания граждан

      В соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, среди прочего организующим свою политику с целью создания условий для обеспечения достойной жизни и развития человека [1, ст.7]. Реализуя свою социальную политику, Российская Федерация формирует многогранную систему социального обслуживания населения. Основополагающим нормативным актом, регулирующим эту систему, является Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2, ст.1].

      В данном законе в ст. 3 социальное обслуживание граждан определяется как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам [2, ст.3]. Данное определение носит общий характер, и именно эта его абстрактность позволяет выявить упомянутую выше многогранность социального обслуживания. Она выражается в том, что социальные услуги, предоставляемые нуждающимся гражданам – получателям услуг, не сводятся лишь к деятельности по удовлетворению первичных потребностей, а предоставляются в дифференцированном виде посредством оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг и срочных социальных услуг.

      В вышеназванном перечне услуг, приведенном в соответствии со ст.20 ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», отдельно выделяются социально-правовые услуги [2, ст.20]. Представляется, что юридические услуги, предоставляемые гражданам, позволят государству встать на путь успешной реализации своей социальной политики, ведь зачастую ввиду своей правовой неграмотности граждане даже не знают о своих субъективных правах на социальное обеспечение и порядке их реализации, не говоря уже о защите иных прав. Об этом говорят и слова, которые Президент РФ В.В. Путин сказал в одном из Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации: «Ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан» [3, с.1]. Поэтому оказание юридических услуг как обеспечение прав на защиту в рамках социального обслуживания населения является важным элементом роста правовой грамотности населения.

      О реализации прав и свобод граждан в рамках социального обслуживания говорится в Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.10.2011 г. №1757-р [4, пар.9]. Таким образом, обеспечение защиты прав, в том числе путем предоставления социально-правовых услуг, является стратегической целью государственной политики в области социальной защиты населения.

      Говоря о социально-правовых услугах необходимо определить их нормативное определение. Оно содержится в п. 2.2.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст , и раскрывается как «социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности» [5, ст.2].

      Помимо задач, преследуемых оказанием данной услуги, указанных в вышеназванном определении другие национальные стандарты выделяют иные способы оказания социально-правовых услуг. Так Национальный стандарт ГОСТ Р 52884-2007 «Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. № 562-ст в пп. «б» п. 4.4.2.3 содержит такой дополнительный способ оказания услуги как оказание помощи в оформлении различных юридических документов [6, ст.4].

      Наиболее полно объемы и формы оказания социально-правовых услуг раскрываются применительно к области социального обслуживания инвалидов в Национальном стандарте ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 г. № 436-ст, где в п. 4.1.6 приводится 10 способов оказания правовых услуг при стационарном обслуживании, 3 способа при полустационарном обслуживании и 4 способа при обслуживании на дому [7, ст.4]. Общими способами оказания услуг являются помощь в оформлении документов, содействие в получении консультативной помощи. При стационарном обслуживании должны оказываться помощь в подготовке и подаче жалоб на социальные службы, в пенсионном и социальном обеспечении, содействие в осуществлении социальной поддержки, консультирование по вопросам социальной защиты, содействие в получении бесплатной помощи адвоката, содействие в сохранении ранее занимаемых помещений.

      Поскольку законодательство о защите прав и законных интересов граждан находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то в соответствии с бланкетными нормами ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2, ст.20] обращаемся к нормам законов субъектов о социальном обслуживании. Например, в Перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Свердловской области, способы и формы предоставления социально-правовых услуг фактически дублируют перечень федерального уровня, раскрывающий понятие социально-правовых услуг [8, ст.10]. В указанном перечне добавляются лишь такие способы оказания услуг, как содействие в оформлении регистрации по месту пребывания и содействие в осуществлении по отношению к гражданам мер социальной поддержки, установленных законодательством Свердловской области, однако меры поддержки, установленные законодательством Свердловской области (в ст.16 Закона Свердловской области от 03.12.14 г. «О социальном обслуживании граждан Свердловской области» [9, ст.16]) полностью дублируют в своем видовом многообразии меры поддержки, установленные в ст. 20 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2, ст.20].

      В Свердловской области помимо этого Приказом о Министерства социальной политики Свердловской области т 31.12.2014 г. №790 «Об утверждении стандартов социальных услуг» утвержден одноименный стандарт, который является одним из немногих нормативных документов, раскрывающих объем, сроки и условия предоставления социальной услуги, определяющие качество социальной услуги [10, ст.ст.6,8]. Однако раскрытие находят лишь такие услуги как «оказание помощи в получении услуг» и «содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг».

      В соответствии с пп.пп. 6.4. и 8.10. Стандарта обе услуги оказываются во всех известных формах: на дому, стационарно и в полустационарной форме [10, ст.6]. В соответствии с пп. 6.4. Стандарта оказание помощи в получении юридических услуг подразумевает под собой разъяснение клиенту сути и правового содержания интересующих его проблем, определение возможных путей их решения, разъяснение типов и содержания документов, необходимых для решения проблемы, информирование клиента о возможностях получения бесплатной квалифицированной помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 05.10.2012 N 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области» [10, ст.6]. Продолжительность оказания услуги до 30 минут. Предоставляется социальная услуга по мере необходимости.

      В соответствии с пп. 8.10. Стандарта содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг осуществляется посредством тех же самых действий, которые производятся в рамках оказания помощи в получении юридических услуг, и в те же сроки [10, ст.8]. Помимо этого условия предоставления социальной услуги, определяющие качество социальной услуги также одинаковы для обеих названных услуг и выражаются в том, что поставщик услуг должен быть укомплектован специалистами по квалификации «Юрист (юрисконсульт)». Рабочий кабинет данного специалиста должен быть укомплектован столом, стулом, шкафом для документации, шкафом для одежды, настольной лампой, стулом для клиента, компьютерной и сопутствующей оргтехникой, телефоном, расходными материалами. Данный стандарт, указывая на возможность оказания услуги на дому, вместе с тем не отвечает на вопрос, на каком оборудовании вести такие консультации, элементарно не решен вопрос оснащения специалиста планшетом, на котором можно вести записи при домашнем приеме, нестационарным компьютером.

      Помимо этого возникают иные вопросы, связанные с определением степени укомплектованности поставщика социальных услуг специалистами – юристами. Региональный Стандарт такого ответа не содержит. Однако применительно к услугам в стационарной форме вопросы укомплектованности решаются в Рекомендуемых нормативах штатной численности организаций, представляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, закрепленные в п.6 Приложения N 1 к Правилам организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н [11, прил.1]. Количество штатных единиц «юрисконсульт», в частности, дифференцируется таким образом: при количестве коек от 26 до 50 человек – 0,5 штатных единиц, при количестве коек свыше 50 человек – 1 юрисконсульт. Возникает логичный вопрос, насколько полно сможет оказать один юрисконсульт помощь 50 нуждающимся, и как изменится полнота оказания помощи при 300 и более нуждающихся гражданах. По всей видимости, дифференциацию необходимо проводить и применительно к большему числу коек в стационаре. Вопросы же определения количества штатных юристов для оказания юридической помощи полустационарно и на дому открыты до сих пор.

      Рассмотренный стандарт не приводит конкретных требований к специалисту. Вопрос соответствия должен в каждой ситуации, соответственно, решать работодатель в организации – поставщике социальных услуг. В образовательных стандартах среднего и высшего профессионального образования по профессии «Юрист» специальных компетенций в области социально-правовых услуг не содержится. Такая профессиональная компетенция указывается лишь в ФГОС СПО по профессии «Социальный работник», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 690., в соответствии с которой на основании п.1.5. социальный работник должен уметь содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-правовых услуг [12, ст.1.5]. И действительно, некоторые способы оказания социально-правовых услуг не требуют знаний в области юриспруденции, а значит, могут оказываться и иными специалистами. Так содействие в получении помощи и оформлении документов могут оказывать и не юристы. С другой стороны, ряд способов оказания социально-правовой помощи, может оказываться исключительно юристами. Вместе с тем, для этого специалисты неюридического профиля могут помогать нуждающимся получателям услуг обращаться для этого в Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, в государственные юридические бюро и к адвокатам на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в соответствии с пп.8 п.2 ст. 20 которого бесплатная юридическая помощь оказывается при предоставлении мер социальной поддержки, оказании малоимущим гражданам государственной социальной помощи [13, ст.20].

      Вопросы квалифицированности специалистов, оказывающих социально-правовые услуги тесно связаны с вопросами квалифицированности юридической помощи в целом. Так, в Постановлении КС РФ от 28.01.1997 «По делу о проверке конституционности части четвертой ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» указано: отсутствует федеральный закон, определяющий критерии квалифицированности юридической помощи [14, с.7]. Нужно отметить, что данный закон не наличествует и сейчас.

      В области предоставления социально-правовых услуг вопросы оценки качества ранее были урегулированы Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 N 326-ст [15, с.1]. В стандарте содержался раздел «Качество социально-правовых услуг». Сейчас же подобного акта нет.

      Вместе с тем отдельные нормы об оценке качества услуг содержатся в некоторых действующих актах. Так п.19 Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 939н, содержит следующие показатели: удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика, укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация и другое [16, ст. 19]. П.2 данного Примерного порядка предлагает для оценки правовых услуг оценку эффективности оказания юридической помощи получателям социальных услуг, которая должна обеспечить своевременное и объективное решение стоящих перед получателем социальных услуг правовых проблем.

      Таким образом, исследование нормативной правовой базы оказания юридической помощи в рамках социального обслуживания населения показало, что законодатели и правоприменители разных уровней лишь предоставляют возможность для оказания такой помощи, не регламентируя порядок в полном объеме. В наиболее общем варианте картина может сложиться только путем анализа актов относящихся либо к разным категориям получателей, либо к разным формам предоставления. Это означает, что надлежит нормативно раскрыть способы предоставления юридической помощи, критерии ее предоставления, критерии подбора специалистов и качества их оценки применительно ко всем формам и всем типам получателей социально-правовых услуг.

      ego.uapa.ru

      Смотрите еще:

      • Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя образец в суд Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя Зачем нужен административный иск на действия судебного пристава-исполнителя? В каких случаях стоит его подавать? Давайте […]
      • Нормативная база правила Нормативно-правовая база Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность пригородного пассажирского железнодорожного транспорта Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных […]
      • Разрешения 16 10 список На главную Монитор и разрешения 16:9 и 16:10 B_nouckax_TBoeu_MaMku 28 Янв 2017 oNeRoSe 28 Янв 2017 Bygagist 28 Янв 2017 Paltus63 28 Янв 2017 Macca_He_PeIIIaeT (28 Янв 2017 - 14:13) писал: гугл тебе в […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.