Специфическая черта налогов

Понятие и сущность налогов и налоговой системы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Кафедра экономических теорий

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

студентка группы ЭУ-21 ____________ М.А.Переверзева

ассистент _____________ Е.В.Силуянова

1 НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ……………… 4

1.3 Элементы налога и налоговая терминология …………………………………7

1.4 Классификация налогов ……………………………………………………….11

2 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЕЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.…………………………………………………………………….17

2.1 Понятие налоговой системы…………………………………………………..17

2.2 Основные принципы построения налоговой системы ………………..18

2.4 Функции налоговой системы …………………………………………………23

2.5 Способы и методы взимания налогов ………………………………………..25

3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..39

Возникновение налогов обычно связывается с развитием государства: становление его институтов требует формирования фондов финансовых ресурсов и, соответственно, инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги.

Как известно, история налогов насчитывает тысячелетия. Их появление связано с возникновением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения своих общественных обязанностей.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Цель курсовой работы  рассмотреть налоги и налоговую систему в переходной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность, функции и виды налогов;

определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;

рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использовались: учебники, учебные пособия таких авторов, как Заяц Н.Е., Германов Н. И., Шмарловская Г.А., Адаменкова С.И., Лемешевский И. М., Василевская Т.И., а также периодические издания («Экономика Беларуси», «Информационный бюл-летень», «Бухгалтерский учет и анализ», «Беларуская думка», «Директор, Финансы, учет, аудит»).

1 НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ

1.1 Сущность налогов

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с функциями и задачами государства (политическими, экономическими, внешнеэкономическими, оборонными и др.), выполнение которых требует средств 1, с.447. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Следует особо подчеркнуть, что именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом процессе финансы сферы материального производства являются исходным звеном финансовой системы, в котором создаются совокупный общественный продукт и национальный доход, являющийся главным источником доходов государства.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги, в качестве перераспределительной категории, являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги 2, с.34-35.

Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово бюджетный механизм и его составная часть – налоги.

Налоги носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Подобно государственному кредиту, расходам государства и т.п., они являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их.

Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги и налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений, а их особенность состоит в том, что налоговые отношения носят односторонний характер – от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.

Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельность, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении [3, с.256].

Налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, используемые и регламентируемые государством, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта – на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.

Государство устанавливает правила изъятия, распределения, использования налогов путем придания им силы закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью государственного принуждения. В связи с этим с древних времен осуществляется правовое регулирование налоговых отношений, издаются законы о налогах, создается налоговое законодательство (конституция, законы, постановления правительства, решения местных органов власти, подзаконные акты налоговых комитетов, инспекций) [4, с.15-16].

Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса. А через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Конкретные виды, уровни ставок, система льгот, распределение налогов по уровням государственной системы определяются условиями той или иной страны, ее финансово-экономической политикой. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны; тип государственного устройства; масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период; наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства [5, с. 801].

works.doklad.ru

Тест по аудиту 2

полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов

К какому виду налогов относится налог на имущество организаций ?

Доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог, относится к понятию:

К какому виду налогов относится упрощенная система налогообложения?

Кривая А. Лэффера иллюстрирует:

соотношение налоговой базы и доходов бюджета

К какому виду налогов относится налог на прибыль организаций?

Налоговые агенты могут:

исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет

К какому виду налогов относится единый налог на вмененный доход?

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены…

величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут ли определять ставку налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по транспортному налогу:

К какому виду налогов относится госпошлина?

обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований

К какому виду налогов относится водный налог?

К какому виду налогов относится единый социальный налог?

Что составляет сущность налога?

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса

Налог на добавленную стоимость принадлежит налогов к группе

Функция налога — это:

Способ выражения свойств налога

К функциям налогообложения, через которые реализуется практическое назначение налогов относятся …

Распределительная или социальная

Объект налогообложения — это:

-имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и т.п. с наличием которых у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога

В чем состоит главное отличие сбора от налога?

в отсутствии требования безвозмездной уплаты

К какому виду налогов относится налог на добычу полезных ископаемых?

К какому виду налогов относится сбор за пользование объектов живого мира и водных биологических ресурсов?

Налоговая ставка представляет собой

Виды налогов по способу взимания:

прямые и косвенные

К какому виду налогов относится налог на добавленную стоимость?

К какому виду налогов относится единый сельскохозяйственный налог?

К какому виду налогов относится налог на игорный бизнес?

К какому виду налогов относится налог на доходы физических лиц?

К какому виду налогов относится акциз?

Специфической чертой налогов не является его:

К какому виду налогов относится налог на имущество физических лиц?

Кривая Лаффера, показывает зависимость…

доходов бюджета от налогового бремени

налоговой базы от изменения ставок налога

К какому виду налогов относится система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции?

специальные налоговые режимы

Дифференциация налогов по источнику обложения

К классическим экономическим принципам налогообложения относятся принципы:

максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков

экономичности или эффективности

Определите, облагаются ли НДС услуги коммерческих банков:

В отношении уплаченных поставщикам сумм НДС по приобретаемым основным средствам правомерно отнесение на:

расчеты с бюджетом по НДС

По подакцизным товарам НДС рассчитывается в процентах:

к отпускной цене с акцизом

Объектами налогообложения НДС являются:

-выручка от услуг по сдаче в арену имущества

Облагается ли НДС продукция собственного производства в школьной столовой?

Суммы авансовых платежей, полученных под поставку продукции на экспорт от иностранного покупателя

включаются в облагаемый НДС оборот

При реализации предприятием услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость, оно имеет право на соответствующую льготу:

при условии ведения раздельного учета по видам деятельности, имеющим разный режим налогообложения

Для налогоплательщиков и налоговых агентов с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб. налоговый период составляет.

Определите, облагаются ли НДС

-авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг

-услуги по перевозке пассажиров

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база исчисляется…

Как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение

Какие ставки НДС применяются при удержании налога налоговыми агентами?

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

-передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления

-реализация товаров на территории РФ, в том числе реализация предметов залога, передача товаров

-ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Какие ставки НДС применяются при получении денежных средств полной или частичной оплате предстоящей отгрузки товаров?

Облагается ли НДС ритуальные услуги?

При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья или материалов налоговая база исчисляется…

Как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акциза, но без НДС

Какие ставки НДС применяются при реализации товаров, приобретенных на стороне и учитываемого, с налогом?

Включается ли в облагаемый НДС оборот средства, предоставляемые предприятиям на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на выполнение целевых программ?

штрафы, полученные за нарушение договоров поставки товаров .

Исчисление НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом производится:

по мере подписания акта-приемки объекта

Моментом определения налоговой базы или датой выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления является…

последний день месяца каждого налогового периода

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица:

являются плательщиками НДС

Освобождены от уплаты НДС:

-услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования

-продажа почтовых марок

Налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации:

-товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления предусмотренных документов

-работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ, транзитных товаров

Освобождены от НДС услуги:

по оказанию медицинскими учреждениями физическим и юридическим лицам по перечню обязательного медицинского страхования

Может ли предприятие в случае приобретения основных средств, легковых автомобилей и микроавтобусов на сумму уплаченных поставщику НДС уменьшить сумму своих платежей по НДС в бюджет:

Укажите базовые и расчетные ставки НДС:

Суммы НДС, уплаченные поставщиком за сырье, использованное при производстве экспортной продукции, возмещаются:

при наличии документов, подтверждающих реальный экспорт и факт поступления средств за экспортную продукцию

Налоговые вычеты представляют собой суммы НДС:

предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, работ и услуг на территории РФ

Определите, облагаются ли НДС следующие операции?

-выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

Определите облагаются ли НДС следующие операции?

-продуктов диабетического питания

Средства, полученные предприятием в виде штрафов и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров:

облагаются НДС, если эти средства получены за нарушение условий договора на поставку облагаемой НДС продукции

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

-день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав

-день отгрузки или передачи товаров (работ, услуг) имущественных прав

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС:

если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база без учета НДС не превысила 2 млн. руб.

Какие перечисленные ниже средства, полученные предприятием, включаются в оборот, облагаемый НДС?

штрафы, полученные за нарушение договоров поставки товаров

Освобождены от НДС следующие операции:

реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, в счет натуральной оплаты

Какие ставки НДС применяются при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки?

Как сумма до­хода, получен­ная в виде воз­награждений (любых иных доходов) при исполнении договоров

В налоговую базу при расчете НДС за таможенное оформление включаются:

Определите, облагаются ли НДС следующие услуги банков:

Кто является плательщиком НДС при безвозмездной передаче

При осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основа­нии договоров поруче­ния, договоров комиссии или агентских договоров налоговая база исчисляется…

-услуги ЖКХ, связи

Расчетная ставка НДС определяется по формуле:

При безвозмездной передаче передающая сторона начисляет НДС?

Налоговый период по НДС устанавливается:

Единый налог на вмененный доход может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности

розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети

www.wddb.ru

8.3.1. Характерные черты и признаки налога

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы о характерных чертах и признаках налога.

Юридический аспект налога состоит в том, что налог всегда представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении платежей в бюджет.

Установление налога и его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог — это обязательный взнос. По закону налогоплательщики при определенных условиях обязаны уплачивать налоги (ст. 57 Конституции РФ). Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Другими словами, уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

Экономический аспект налога состоит в том, что последний вносится в бюджет всегда в денежной форме. Уплата налога имуществом не предусмотрена. Налог, как уже говорилось, — это взнос, а слово «взнос» означает внесенные за что-либо деньги.

Существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозвратностью налогов.

Государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком. Хотя если рассматривать эту проблему более широко, то плательщик налогов имеет от государства большой перечень благ, таких как бесплатное образование и медицинское обслуживание, дотируемые коммунальные услуги, защиту органами правопорядка и т.д. Все эти блага налогоплательщик получает от государственных институтов, которые содержатся на его отчисления. В то же время налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.

Налоги вносятся в бюджет или во внебюджетные фонды, которые выступают получателями налогов.

Они поступают непосредственно как в федеральный бюджет, так и в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Есть варианты, когда налог уплачивается не в бюджет, а вносится на счета определенных организаций — держателей и распорядителей бюджетных счетов. Характерным примером служит производившаяся до 2001 г. уплата налогов в дорожные фонды, т.е. именно организациям, отвечающим за состояние дорог. Такой порядок устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством (целевые налоги).

Налоги являются абстрактными платежами, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается в их названии (например, платежи в дорожные фонды). Но целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают общего признака абстрактности налоговых платежей.

Функции налогообложения — это проявление его сущности и свойств. В первую очередь в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практике налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

textbooks.studio

Понятие налогов. Отличительные черты налогов

В современном обществе содержание налогов многогранно. Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому можно встретить различные определения налогов в современной российской энциклопедической, справочной, научной и учебной литературе. В Большом экономическом словаре налог определяется как обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц [1] . Универсальный энциклопедический словарь дает более развернутое определение налогов. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты [2] . В учебной литературе, в научных статьях, как правило, приводится определение налога, закрепленное в ст. 8 НК. В соответствии с российским налоговым законодательством под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая природа налогов находит отражение в единстве специфических черт данного платежа, которые отличают его от других видов финансовых платежей. Налогам присущи следующие отличительные (специфические) черты:

– законодательный (властный) характер;

– использование налогов на выполнение публичных функций государства;

– индивидуально безвозмездный характер.

Налоги уплачиваются в принудительном порядке. Этим они отличаются от благотворительности, страховых платежей добровольного страхования и других финансовых платежей. Принудительный характер налогов неразрывно связан с их экономической природой. Для того чтобы государство имело возможность финансировать производство общественных благ, потребность в которых может осознаваться далеко не всеми гражданами, уплата налогов должна осуществляться в принудительном порядке. Налоги по сути своей представляют принудительную оплату расходов государства по производству общественных благ.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Принудительность и добровольность платежа имеют относительный характер. С одной стороны, добровольные пожертвования могут быть мнимо добровольными. По форме они добровольны, а по сути в силу определенных причин носят характер принудительных сборов. Например, в организации проходит кампания по сбору средств для помощи детскому дому. Большинство сотрудников организации делают пожертвования добровольно. С одной стороны, кто-то может делать эти пожертвования не в силу своих душевных побуждений, а потому, что пожертвования делают все, этого требует общественное мнение. С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться добровольно. Отдельные лица, осознавая важность общественных благ, могут платить налоги безо всякого принуждения. Они добросовестно декларируют все свои доходы, если даже знают, что получение некоторых доходов никак нельзя проконтролировать, и их можно скрыть без какого-либо риска наказания. В целом отмечается, что рост общего материального благосостояния в обществе, повышение общего культурного уровня населения способствуют росту налоговой ДИСЦИПЛИНЫ.

Для понимания сути налога существенно то, что этот принудительный платеж имеет властный, императивный характер. Налог взимается государственной властью. Налог вводится и отменяется законом. Порядок исчисления и уплаты налога также регламентируется законом. Этим налоги отличаются от таких видов принудительных платежей, как, например, погашение кредита и выплата по нему процентов, рэкет, выплаты шантажисту, поборы шайки разбойников. Указанные платежи носят принудительный характер. Однако они являются не налогами, а грабежом в открытой или завуалированной форме.

Налог – это принудительный властный платеж, который необходим государству для выполнения им публичных функций, для удовлетворения общественных потребностей. Нельзя признать налогом дань или контрибуцию, хотя они являются принудительными платежами и взимаются государственной властью. Отличие их от налогов в том, что они не используются государством для удовлетворения общественных потребностей населения покоренной страны. К налогам нельзя отнести и такие принудительные платежи, как взносы (платежи) по обязательному страхованию (например, страхование автогражданской ответственности, обязательное страхование от несчастных случаев и т.д.). Обязательность (принудительность) этих платежей устанавливается законом, но они используются на строго определенные цели, а именно на покрытие убытков застрахованного лица в случае наступления страхового случая.

Налоги взимаются на основе властного (законодательного) принуждения и направляются на покрытие расходов государства, которые призваны обеспечить производство общественных благ. Таким образом, существует обмен между населением, частным бизнесом, с одной стороны, и государством, с другой стороны. Посредством налогов население и частный бизнес оплачивают потребляемые ими общественные блага, и налоги выступают ценой приобретения общественных благ. Однако данный обмен (налогоплательщики платят государству налоги, а взамен получают от него общественные блага) не соответствует рыночным принципам эквивалентного обмена, как это имеет место при покупке обычных товаров и услуг. Государство, взимая налоги, не берет на себя обязательств по предоставлению отдельному конкретному налогоплательщику услуг на сумму, эквивалентную уплаченным им налогам. Налог выступает индивидуально безвозмездным платежом.

В налоговом законодательстве наряду с понятием «налог» используют понятие «сбор». В ст. 8 НК дано следующее определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений <лицензий).

Налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. К общим чертам относятся принудительность, законодательный характер, поступление в бюджет. Сборы, как и налоги, устанавливаются и отменяются законом, их уплата является обязательной. Сбор, как и налог, характеризуется безэквивалентностью. Определить ценность услуги или размер выгоды, полученной от государства при уплате сбора, не представляется возможным. Вряд ли человек сможет оценить свою выгоду (ценность полученной услуги), например, от регистрации брака, получения паспорта или свидетельства о рождении ребенка. Основное отличие сбора от налога состоит в том, что уплата сбора всегда связывается с оказанием определенной услуги со стороны государства. Уплата налогов осуществляется безотносительно того, какие услуги оказывает государство, какова стоимость общественных благ, предоставленных государством при выполнении им своих функций.

ДЛЯ СПРАВКИ

В настоящее время российским налоговым законодательством установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина также является сбором налогового характера. С 2005 г. отменен сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на этой основе слов и словосочетаний. В Российской Федерации ранее имели место такие местные сборы, как сбор на содержание милиции, сбор с владельцев собак и др.

  • [1] Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М .: Фонд «Правовая культура», 1994. С. 241.
  • [2] Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 847.

studme.org

Смотрите еще:

  • Увольнение министров в россии Названы главные кандидаты на увольнение из правительства России 7 февраля 2018, 15:58 [ «Аргументы Недели» ] После мартовских выборов президента в Российской Федерации будет сформирован новый состав […]
  • Примеры экспертизы проектов Нижневартовский район Официальный сайт администрацииХанты-Мансийский автономный округ - Югра Нижневартовск 14 Июл, 2018 г. +21 °C Оценка регулирующего воздействия и экспертиза муниципальных нормативных […]
  • Вакансии адвокатов в коллегиях москвы Вакансии адвокатов в коллегиях москвы Коллегия адвокатов Русских и Партнеры • Москва ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ "ЕВРОЗАЩИТА" • Москва Налоговый юрист Коллегия адвокатов города Москвы «Фрейтак и […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.