Способ управления государственной собственностью

Управление государственной и муниципальной собственностью субъектов РФ

Юридические науки

  • Бихтимирова Мируэрт Олжаваевна , бакалавр, студент
  • Омский государственный педагогический университет
  • СОБСТВЕННОСТЬ
  • ИМУЩЕСТВО
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
  • ОБЪЕКТ
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
  • СУБЪЕКТ
  • Похожие материалы

    Важнейшей составляющей экономических реформ в Российской Федерации являются процессы формирования и нормативного закрепления различных видов собственности.

    В нормативно-правовой базе даётся определение понятию «собственность»: «Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности» [2]. Данное понятие неразрывно связано с юридическим понятием «права собственности», содержание которого составляют принадлежащие собственнику правомочия: владения, пользования и распоряжения.

    Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) [1].

    Содержание права государственной собственности характеризуется в принципе теми же чертами, что и право собственности вообще. Это вытекает из общего конституционного положения, согласно которому права всех собственников в Российской Федерации признаются равными (ст. 8 Конституции РФ). Гражданско-правовое регулирование отношений собственности с участием субъектов права государственной собственности имеет место во всех случаях, когда указанные субъекты действуют в соответствующих правоотношениях на началах равенства, т.е. не пользуются своими властными полномочиями (ст. 124 ГК РФ).

    Содержание правомочий у субъектов права государственной собственности неодинаково. Если в федеральной государственной собственности (т.е. у Российской Федерации в целом) может находиться любое имущество, то в государственной собственности субъекта РФ — только такое имущество, которое не включает в себя объекты исключительной федеральной собственности.

    Субъектами права государственной собственности выступают:

    1. Российская Федерация в целом;
    2. субъект Российской Федерации.

    Объектом права государственной собственности выступает:

    1. имущество, находящееся в федеральной собственности;
    2. имущество, находящееся в собственности субъектов РФ.
    3. Оно закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Кроме того, право государственной собственности распространяется на землю и иные природные ресурсы, в отношении которых прочие субъекты права (граждане, юридические лица либо муниципальные образования) не имеют доказательств права собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

      Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием [1].

      Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

      По аналогии с государственным имуществом, вся масса имущества, находящегося в муниципальной собственности, распадается на две части:

    4. имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
    5. муниципальное казенное имущество, состоящее из:
      • средств местного бюджета;
      • иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
      • Входя составной частью в сферу публичной собственности, муниципальная собственность не тождественна государственной и не признается ее разновидностью, хотя во многом и схожа с последней.

        Муниципальная собственность обеспечивает экономическую самостоятельность муниципального образования и направлена на решение задач местного уровня, на обеспечение общественных потребностей населения соответствующей территории.

        На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, и в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определены оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые для реализации данных полномочий необходимы. В-третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права.

        Специфичность права региональной собственности, очевидно, вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов, очевидно, входят в систему государственной власти Российской Федерации. Тем самым можно подчеркнуть, что право собственности субъектов Российской Федерации носит целевой характер, а самостоятельность субъектов Российской Федерации в вопросах осуществления права собственности чрезвычайно ограничена [3, 5].

        От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции.

        От имени муниципальных образований права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления получили статус равноправного субъекта правовых, экономических, социальных отношений с другими органами государственной власти и управления, хозяйствующими субъектами и соответственно должны выполнять возложенные на них функции, что невозможно без наличия муниципальной собственности.

        Таким образом, государственная собственность – это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. К муниципальной собственности относится собственность муниципальных образований.

        Список литературы

      • Муравченко В.Б. Правовое регулирование муниципальной службы различными отраслями права // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 3.
      • Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: Дис. … канд. юр. наук. – Омск, 2005.
      • Муравченко В.Б. Институт муниципальной службы в политической системе общества // Вопросы правоведения. – 2012. – № 1.
      • Журавлева Г.П. Экономическая теория/Экономика. URL: http://edu.tltsu.ru/er/book_view.php?book_id=189e&page_id=14425
      • Мазаев В.Д. Конституция и национализация: по материалам научного семинара. URL: http://pravo.hse.ru/legalanalysis/news/104067208.html.
      • Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        novainfo.ru

        Способы управления государственной и муниципальной собственностью;

        В качестве способов управления рассмотрим пять основных, которые чаще всего встречаются на практике. К таким способам управления относятся: продажа объектов государственной и муниципальной собственности, передача в аренду, создание на базе объектов собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий, внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ, развитие объекта собственности путем инвестирования.

        Продажа. В результате реализации данного способа предполагается полных переход прав владения, распоряжения и использования к покупателю.

        Преимуществами данного способа управления являются:

        — сравнительно быстрое, практически единовременное, получения относительно крупных сумм денежных средств (данное обстоятельство обусловило факт доминирование продажи как способа управления государственной и муниципальной собственностью в 1990-х годах);

        — возможность получения в будущем дохода в виде налоговых поступлений в результате функционирования и использования объекта собственности;

        — расширение в экономике класса частных собственников.

        Стимулированием развития данного способа управления на практике является действие Федерального закона № 131-ФЗ.

        Недостатками данного подхода к управлению объектами государственной и муниципальной собственности являются:

        — потеря возможности использовать и получать доход от объекта собственности в будущем. Важно понимать, что, продавая объект в частную собственность, органы государственной и муниципальной власти теряют его навсегда, поскольку право собственности является бессрочным;

        — сокращение возможности выполнения социальных функций. Частный бизнес всегда будет преследовать только одну цель – максимизация дохода, что вступает в противоречие с социальной деятельностью;

        — трудности в поиске покупателей, обладающих достаточным капиталом для полного выкупа объекта собственности по рыночной цене;

        — снижение степени участия в экономических процессах и влияния на них.

        Передача в аренду предполагает сохранения права владения и распоряжения за органами государственной или муниципальной власти над объектом собственности и передачу права использования по назначению объекта собственности арендатору.

        Преимущества данного вида использования заключаются в следующем:

        — появление стабильного источника дохода во времени. В отличие от продажи аренда представляет практически не иссекаемый источник дохода, что весьма актуально в вопросе стратегического планирования;

        — сохранение контроля над судьбой объекта собственности. Договора аренды могут предусматривать целевое использование объектов собственности или вводить ограничения;

        — возможность использования объектов собственности в будущем.

        В качестве недостатков данного способа управления можно назвать такие, как:

        — потеря ряда возможных налоговых поступлений (налог на имущество);

        — отсутствие стимула у арендатора к инвестированию средств в развитие объекта собственности. Данный недостаток является одним из основных факторов, сдерживающих процесс развития государственной и муниципальной собственности, переданной в аренду;

        — ограниченность владения инструментом арендной ставки по договору может привести к потере определенной части дохода в результате инфляции и т.п.

        Создание государственного или муниципального предприятия

        Для оказания предписанных законом услуг населению и осуществления иной хозяйственной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения и предприятия.

        Права органов государственной власти и местного самоуправления в отношении государственных и муниципальных предприятий, учреждений и других организаций, определены федеральным законодательством (ГК РФ ст. 7). К ним относятся:

        — определение целей, условий и порядка деятельности;

        — регулирование цен и тарифов;

        — назначение и увольнение руководителей, отношения с которыми строятся на контрактной основе;

        — контроль за деятельностью.

        Кроме того, в качестве собственника органы государственной власти и местного самоуправления вправе получать в доход бюджета часть прибыли муниципальных предприятий.

        Гражданским кодексом предусмотрено создание государственных и муниципальных предприятий в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (ГК РФ ст. 296). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтому муниципальные унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (государства или муниципального образования в лице органов государственной власти или местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия, а также запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.

        Органы государственной власти и местного самоуправления вправе также создавать государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Особенности правового положения имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, состоят в следующем. При наступлении ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, Но и собственник в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.

        Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательствам государственных и муниципальных образований, устанавливает также некоторые отношения по поводу государственной и муниципальной собственности между государством и муниципальными образованиями и созданными ими юридическими лицами при наступлении ответственности (Нпр. ГК РФ ст. 126). Государство и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также не отвечают по обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные государством или муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

        Сущность управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности их функционирования.

        Для осуществления управления, уполномоченный орган государственного или муниципального управления должен определить и согласовать с подчиненным предприятием перечень, структуру и объем информации о функционировании.

        Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

        Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура перераспределения прибыли от предприятия в пользу государства или муниципалитета. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от предприятия к уполномоченному органу, оговоренное в Уставе государственного унитарного предприятия.

        Управление государственным или муниципальным предприятием со стороны органа федеральной, региональной или местной власти может быть построено по следующему принципу. Орган федеральной, региональной или местной власти определяет стратегию развития предприятия, а руководители предприятия порядок деятельности своих предприятий в соответствии с интересами государства. Поскольку каждое предприятие имеет определенные цели функционирования, процесс управления должен вестись в соответствии с этими целями.

        Контроль деятельности государственного унитарного предприятия – это неотъемлемый этап процесса управления, который состоит из нескольких последовательных шагов, включающих анализ финансовой отчетности и факторный анализ предприятия.

        К преимуществам данного способа управления можно отнести:

        — возможность получения дохода (экономии бюджетных средств на покупку данных товаров и услуг по рыночным ценам) в долгосрочном периоде в виде отчислений от прибыли и платы за пользование муниципальной собственностью;

        — расширение возможности решения задач социально-экономического развития.

        Недостатками в данном случае будут:

        — отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;

        — возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал. Ярким примером может служить наличие в составе муниципальной собственности муниципального пассажирского автотранспорта, деятельность которого, с одной стороны, необходима предоставления данной услуги социально незащищенным слоям населения, а, с другой, перетягивает на себя огромную часть общего пассажиропотока.

        Внесение доли в уставной капитал акционерных обществ. Данный способ управления отличается от предыдущего тем, что здесь органы государственной и муниципальной власти выступают соучредителями на ряду с частными лицами.

        — получение дохода в долгосрочном периоде в виде дивидендов;

        — повышение эффективности использования объектов собственности;

        — возможность последующей продажи акции по более выгодному курсу;

        — сохранение контроля над предприятиями экономически и социально значимыми для государства или отдельного региона, территории.

        — возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал (распределение государственного и муниципального заказов).

        Инвестирование, развитие объекта собственности. Зачастую в нашей стране государственная и муниципальная собственность продавалась в запущенном или изношенном состоянии, делающем непригодной ее для эксплуатации (объекты недвижимости, предприятия и т.п.). После продажи объектов собственности, их развития новыми собственниками, последние выставляют их на торги по более высокой стоимости. Данный подход предполагает участие государства и муниципалитета непосредственно в развитии объекта собственности и дальнейшего его использования по назначению или продажи.

        — расширение возможности решения ряда социально-экономических задач развития;

        — увеличение налогооблагаемой базы;

        — возможность получения дополнительного дохода в будущем от использования или продажи.

        — необходимость больших единовременных затрат на реализацию инвестиционных программ (данный недостаток существенно ограничивает реализацию представленного способа управления объектами государственной и, прежде всего, муниципальной собственности на практике).

        studopedia.su

        Вопрос 9.2.Формы и способы управление государственной собственностью

        Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности, разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности).

        Методы управления государственным имуществом – способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:

        1. организационно-правовые методы – распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;

        2. организационно-экономические методы – воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.

        1. Хозяйственное ведение. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение регламентируется Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям осуществляется на основе федерального министерства по управлению государственным имуществом по поручению Президента РФ или Правительства РФ. Государственное унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В подобной форме могут быть созданы и муниципальные унитарные предприятия.

        Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется после заключения договора на право хозяйственного ведения, в котором отражаются условия передачи имущества.

        Оперативное управление. Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, государственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения Росимущества по поручению Президента РФ или Правительства РФ.

        Фактическая передача государственного имущества в оперативное управление осуществляется после заключения договора, в котором отражаются условия передачи государственного имущества.

        Управление пакетами государственных акций хозяйственных обществ, закрепленных в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ или уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законодательством. Росимущество формирует федеральный перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых закреплены в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права («Золотая акция»). В перечень включаются акционерные общества, которые:

        · производят продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;

        · осуществляют свою деятельность в качестве субъектов естественных монополий;

        · занимают доминирующее положение на потенциально конкурентном товарном рынке и подлежат реорганизации в целях создания конкурентной среды на этом рынке;

        · акции которых подлежат внесению в уставные капиталы других акционерных обществ, в том числе холдинговых компаний.

        Росимущество в пределах предоставленных ему полномочий управляет закрепленными в федеральной собственности пакетами акций приватизированных предприятий путем представления интересов РФ в органах управления акционерного общества уполномоченными лицами – представителями РФ или путем передачи акций в доверительное управление.

        Управление деятельностью акционерных обществ (АО) с преимущественной долей государственных акций – государственных корпораций осуществляется на основе договора о государственном представительстве.

        Если контрольный пакет акций АО принадлежит РФ, ее представители принимают участие в общих собраниях акционеров, участвуют в работе совета директоров. Генеральный директор назначается Правительством РФ. Если РФ принадлежит более 10% акций АО, представитель государства принимает участие в работе совета директоров. Если РФ принадлежит менее 10% акций АО, принадлежащие РФ пакеты акций передаются в доверительное управление. Операции с ценными бумаги и участие в капитале. Росимущество совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Российским фондом федерального имущества по поручению Правительства РФ за счет бюджетных средств, а также за счет других средств, полученных от использования государственного имущества, по нормативам, утвержденным Правительством РФ, формирует и управляет портфелем ценных бумаг:

        · проводит подготовку и осуществляет приватизационные работы, формирующие портфель ценных бумаг;

        · передает в залог ценные бумаги, находящиеся в государственной собственности;

        · анализирует рынок ценных бумаг;

        · инвестирует бюджетные средства в ценные бумаги.

        Участие государства в капитале хозяйственных обществ и товариществ осуществляется путем внесения вкладов государственного имущества. Вкладом является принадлежащая РФ доля в имуществе, находящемся в общей собственности двух или более лиц, или в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ.

        Право доверительного управления государственным имуществом распространяется на пакеты акций (доли) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в государственной собственности. В доверительное управление может быть передано имущество, не включенное в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, находящиеся в государственной собственности. Указанное имущество остается в государственной собственности, управление им осуществляется в соответствии с договором о доверительном управлении.

        Передача государственного имущества в доверительное управление осуществляется на конкурсной основе.

        Право сдачи федерального имущества в аренду, за исключением земельных участков, принадлежит исключительно Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Оно в праве сдавать в аренду предприятия, структурные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения предприятий и др. объекты.

        Арендаторами государственного имущества могут выступать юридические лица и граждане РФ, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием российских и иностранных лиц, а также иностранные юридические лица и граждане. Передача государственного имущества в аренду осуществляется нВ бесконкурсной или конкурсной основе.

        За использование государственного имущества арендатор уплачивает арендную плату. Величина арендной платы рассчитывается в соответствии с методикой, утверждаемой Росимуществом.

        Лизинг государственного имущества. Объектом лизинга является любое государственное имущество, движимое и недвижимое, относимое к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке, предназначенное для предпринимательской деятельности.

        Наем помещений государственного жилищного фонда. Росимущество через уполномоченные им органы передает жилые помещения государственного жилищного фонда в наем. Сдача жилого помещения в наем не влечет передачу пава собственности на него. Основанием для передачи жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в наем является договор найма. Фактическая передача осуществляется на основании акта передачи жилого помещения.

        Безвозмездное пользование государственным имуществом. Государственное имущество может быть передано во временное безвозмездное пользование на основании постановления Правительства РФ федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным казенным предприятиям.

        Фактическая передача государственного имущества в безвозмездное пользование осуществляется после заключения договора между Росимуществом, государственным предприятием или учреждением, на балансе которого находится соответствующее имущество, и получателем имущества. Имущество учитывается на балансе юридического лица, в собственности которого оно находится. Росимущество имеет право распоряжаться переданным в безвозмездное пользование государственным имуществом, т.е. продавать или передавать его в аренду.

        Залог государственного имущества. Правительство РФ имеет право привлекать заемные средства, предоставляя в качестве залога государственное имущество, включая предприятия, здания, сооружения, строения потребительского назначения, ценные бумаги (акции предприятий) и иные активы, а также имущественные, за исключением имущества, изъятого из гражданского оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законодательством.

        Ипотека государственного имущества. Ипотека (залог государственного недвижимого имущества) осуществляется по решению Правительства РФ. Залогодателем государственного недвижимого имущества выступает Росимущество, его территориальные органы. Правительство РФ выступает в роли гаранта возврата ипотечных кредитов, полученных государственными предприятиями.

        Коммерческая концессия и хранение. Государственное имущество, включая деньги и ценные бумаги, может быть передано на хранение в коммерческую или некоммерческую организацию, осуществляющую хранение в качестве одной из целей ее профессиональной деятельности. К обязательствам хранения применяются правила, установленные в Гражданском кодексе РФ.

        2. Организационно-экономические методы управления государственным имуществом включают: консалтинг, маркетинг, планирование и программирование, контроллинг и мониторинг, аудит и оценку имущества, инвентаризацию и учет, страхование.

        Консалтинг в системе управления государственным имуществом направлен на организацию взаимодействия Правительства РФ и уполномоченных им органов с субъектами рыночной инфраструктуры по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом. Консалтинг использует совокупность приемов, повышающих эффективность управления государственным имуществом путем реорганизации и реинжиниринга структур управления, а также систем мониторинга. Профессиональной консалтинговой деятельностью в сфере управления государственным имуществом имеют право заниматься профессиональные консультанты – юридические и физические лица на условиях и в порядке, определенном Росимуществом.

        Маркетинг позволяет органам управления государственным имуществом выявить потребности потенциальных пользователей и покупателей государственного имущества и удовлетворить эти потребности при обеспечении соответствующей государственной выгоды. Маркетинг имущества включает:

        · выявление характеристик имущественных объектов, формирующих спрос на рынке;

        · исследование рыночных факторов, влияющих на стоимость и доходность имущественных объектов;

        · обеспечение продаж, в том числе по государственному заказу и др.

        Планирование и программирование использования государственного имущества относится к основным методам эффективного управления.

        Планирование определяет направления эффективного использования объектов государственной собственности исходя из определенной собственником цели управления, назначения объекта, рыночных факторов, определяющих ценность объекта.

        Функции планирования и программирования в системе управления государственным имуществом выполняет Росимущество и его территориальные органы.

        Контроллинг как метод управления государственным имуществом включает совокупность действий и условий проведения внутреннего аудита, а также систему управления результатами и затратами, связанными с использованием государственного имущества, включая движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, с учетом рыночных факторов, основанную на использовании информационных технологий управления. Сферой контроллинга являются результаты использования государственного имущества, в том числе пакетов акций (вкладов) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, закрепленных в государственной собственности. Система контроллинга включает экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности и принятие решений по результатам этого анализа.

        В целях контроля за состоянием и эффективностью использования имущества Росимущества, отраслевые министерства и ведомства осуществляют мониторинг государственного имущества по следующим направлениям: ведение финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием; оценка стоимости государственного портфеля акций; управление недвижимым имуществом.

        Аудит использования государственного имущества направлен на установление достоверности об использовании имущества государственными предприятиями и учреждениями, хозяйственными обществами и товариществами с государственным участием, а также соответствия совершенных ими действий нормативным актам РФ.

        Оценку государственного имущества осуществляют независимые оценщики. Оценщик не может быть учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки.

        Инвентаризация государственного имущества обязательна в случаях: передачи имущества в аренду; выкупа, продажи имущества; реорганизации и ликвидации государственного предприятия; составления годовой отчетности; смены материального ответственных лиц; выявления фактов хищения имущества; стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

        Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем государственного предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с федеральным законодательством.

        Объекта государственной собственности подлежат обязательному государственному учету, который осуществляется в виде общего и специализированного учета. Общий учет объектов государственно имущества ведется Правительством РФ в лице Росимущества в реестре федерального имущества, который представляется на утверждение Государственной Думы и подлежит ежегодному уточнению и изменению одновременно с предоставлением федерального бюджета на очередной год.

        Государственное имущество, переданное в хозяйственное ведение, аренду, лизинг, доверительное управление, подлежит обязательному имущественному страхованию от рисков полной или частичной его утраты за счет средств юридического лица, которому оно передано. Страхованию также подлежит гражданская ответственность указанного юридического лица.

        studopedia.ru

        Смотрите еще:

        • 236 приказ моз Журнал "Фармацевт Практик" Архіви > Законодательство Наказ МОЗ України від 04.04.2012 № 236 “Про організацію контролю та профілактики післяопераційних гнійно-запальних інфекцій, спричинених […]
        • Инструкции вводятся приказом Образец приказа об утверждении инструкции по делопроизводству Смотрите также: Инструкция по делопроизводству это один из локальных нормативных актов, который имеется практически на каждом предприятии. […]
        • Досрочное получение пенсии по старости Кто имеет право на досрочную страховую пенсию по старости? Досрочная страховая пенсия по старости назначается в зависимости от следующих условий (ст. ст. 30 — 32, ч. 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ): […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.