Статья 4 фз о гражданстве

Комментарий к статье 4 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  • Принципы и правила гражданства – руководящие идеи, характеризующие содержание гражданства, его сущность и назначение. Их основная цель – формирование общих исходных начал правового регулирования всех отношений гражданства, а также создание основ взаимосвязей элементов его содержания. Соответственно, основополагающая роль принципов и правил гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства РФ, и принимаемые решения должны соответствовать им.
  • В настоящее время принципы и правила гражданства РФ содержатся в ст. ст. 6, 19, 61, 62, 71 Конституции РФ, ст. 5 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. N 1920-1, комментируемом Законе, Правовом акте Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ “О согласованных принципах регулирования гражданства” (г. Санкт-Петербург, 29 декабря 1992 г.) и других международных актах. Часть принципов и правил гражданства прямо сформулирована в тексте настоящих актов, а другие по смыслу вытекают из их положений. В связи с этим в правовой литературе, посвященной гражданству, до сих пор отсутствует единый подход к определению системы принципов гражданства Российской Федерации, предлагаются самые различные варианты их комбинации.

  • Анализ законодательства о гражданстве позволяет выделить три основные группы принципов и правил гражданства РФ:
  • 1) принципы и правила по поводу гражданства РФ;

    2) принципы и правила, непосредственно связанные с содержанием гражданства РФ (состоянием в гражданстве);

    3) принципы решения вопросов гражданства РФ.

    В качестве принципов первой группы гражданства следует выделить:

    – право каждого человека на гражданство;

    – признание двойного гражданства;

    – поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

    Вторая группа представлена такими принципами, как:

    – невозможность лишения гражданства РФ или права изменить его;

    – недопустимость высылки за пределы РФ или выдачи российского гражданина иностранному государству;

    – сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами;

    – предоставление защиты и покровительства государства гражданам, находящимся за пределами РФ;

    – поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

    – сохранение гражданства при заключении или расторжении брака;

    – запрет обратной силы закона.

    Третью группу принципов гражданства образуют исходные (базовые) начала отношений, возникающих при решении органами, ведающими делами о гражданстве, конкретных вопросов по поводу гражданства РФ. К их числу следует отнести принципы:

    – уважение прав и свобод человека и гражданина;

  • Комментируемая статья носит системообразующий характер и содержит основные принципы и правила гражданства РФ. Часть принципов гражданства, кроме того, закреплена в других ст. ст. 6 – 9 комментируемого Закона.
  • В числе основных принципов и правил гражданства РФ комментируемый Закон выделяет принцип запрета дискриминации или неограниченности гражданства.
  • В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В этой связи комментируемый Закон устанавливает правило о недопустимости в принципах и правилах гражданства ограничений по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

  • Следующими принципами гражданства РФ, закрепленными в ч. 2 комментируемой статьи, являются единое и равное гражданство.
  • Провозглашение единого гражданства связано с федеративным устройством Российской Федерации и, как следствие, наличием в его составе государственно-подобных образований – субъектов, что придает настоящему принципу особую важность в теоретическом и практическом значении.

    Важность принципа усиливается тем обстоятельством, что с принятием Конституции РФ республиканское гражданство было исключено и отнесено п. “в” ч. 1 ст. 71 к исключительному ведению федерального уровня. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 в ч. 2 ст. 2 к этому времени сохранил двухуровневую систему гражданства, которая, начиная с Договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., была традиционным атрибутом союзных государственно-территориальных отношений.

    Несогласованность Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 с Конституцией РФ способствовала республикам Российской Федерации в их стремлении к суверенизации свободно интерпретировать положения настоящих актов и расширить относительно Конституции РФ свои полномочия в сфере гражданства. Гражданство республик Российской Федерации большинством из них стало трактоваться как двойное гражданство и закреплялось по принципу обратного порядка действия нормы. К примеру, в ст. 11 Конституции Дагестана было установлено: “Каждый гражданин Республики Дагестан одновременно является и гражданином Российской Федерации”.

    В свою очередь, это вызвало противоречие положению ч. 1 ст. 5 Конституции РФ о равноправии субъектов РФ, что потребовало бы признание права “регионального” гражданства не только за республиками в составе Российской Федерации, но и за другими субъектами РФ. Кроме того, провозглашение гражданства субъектов Российской Федерации не соответствовало ст. ст. 15, 71 Конституции РФ.

    Ссылка республик Российской Федерации на упоминание их в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ государствами, ставшее основным аргументом в установлении их гражданства как атрибута суверенного государства, также не соответствовало другому конституционному положению – ч. 1 ст. 4, распространяющего суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию. Отсутствие суверенитета у субъектов РФ также было подтверждено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

    Таким образом, от республик требовалось устранение всех имеющихся в их законодательстве несоответствий. Однако из-за оставшейся неопределенности лишь незначительная часть республик пошла на приведение своего законодательства в соответствие с федеральным правовым регулированием (Адыгея, Бурятия, Коми, Северная Осетия-Алания, Тыва, Удмуртия). Это требовало окончательного решения вопроса о существовании республиканского гражданства, которое было достигнуто принятием комментируемого Закона, исключившего положение о гражданстве республик. При этом важность настоящего положения заключалась в том, что оно формализовало итоги острых дискуссий, возникших по этому вопросу при рассмотрении проекта настоящего Закона.

  • С принципом единого гражданства неразрывно связан принцип равного гражданства, означающий равенство всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства.
  • Настоящий принцип получил непосредственное закрепление в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в комментируемой статье. Он является производным от принципа равности, закрепленного в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Согласно принципу равности гарантируется равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной и религиозной принадлежности.

    Равенство гражданства также дополнено конституционным положением ч. 2 ст. 6 об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Содержанием принципа равного гражданства является запрет на деление граждан по объему прав на “природных”, “натурализованных”, “реинтегрированных” или “оптированных”, существование которых возможно в соответствии с существующими основаниями приобретения гражданства.

    Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении по жалобе Чехиринадзе О.В. (подробнее – см. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 156-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чехиринадзе Олеси Вадимовны на нарушение ее конституционных прав пунктом “б” части первой статьи 12 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”) в силу того, что гражданство РФ, приобретаемое и прекращающееся в соответствии с Федеральным законом, является согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ единым и равным независимо от оснований приобретения, а составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации положения гл. 2 Конституции РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, действующее правовое регулирование не допускает установления каких-либо различий в правовом положении граждан РФ в зависимости от оснований приобретения ими гражданства РФ.

    Принцип равенства в отличие от многих зарубежных стран является традиционным для российской государственности. Еще в Законе от 10 февраля 1864 г. “О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства” было установлено, что иностранцы, принятые в подданство, вместе с тем приобретают все права и подвергаются всем обязанностям того состояния, к которому они причислены, без всего различия от коренных подданных. В дальнейшем, начиная с Закона СССР от 1 декабря 1978 г. “О гражданстве СССР”, принцип равенства имел законодательное закрепление.

    Свод законов Российской империи. Т. IX. СПб., 1899. Ст. 982.

    Закрепление принципа равного гражданства в полной мере соответствует международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 2 ст. 5 Европейской конвенции о гражданстве каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь-то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.

    1. Важнейшим принципом гражданства РФ является принцип экстерриториальности или принцип сохранения гражданства РФ гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации. Настоящий принцип основывается на естественном праве человека свободно избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в государство гражданства, получившим, в свою очередь, закрепление в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и дальнейшее развитие в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.
    2. Экстерриториальность российского гражданства обусловлена отмеченными ранее свойствами отношения гражданства: непрерывностью и бессрочностью, предполагающими невосприимчивость связи российского гражданина со своим государством к государственной границе и изменению места жительства. На это также было указано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П “По делу о проверке конституционности пункта “г” статьи 18 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” в связи с жалобой А.Б. Смирнова”, где было отмечено, что граждане не утрачивают российского гражданства в силу одного только факта проживания за пределами РФ.

      Таким образом, российские граждане имеют возможность постоянного проживания как в Российской Федерации, так и за ее пределами, выезда из российского государства и возвращения, не утрачивая российского гражданства. Такой подход является более либеральным по сравнению с международными стандартами и законодательством других стран. Например, п. “е” ч. 1 ст. 7 Европейской конвенции о гражданстве допускает лишение гражданства по причине отсутствия реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей.

    3. К числу основных принципов гражданства комментируемый Закон относит принцип невозможности лишения гражданина РФ своего гражданства или права изменить его. Настоящий принцип впервые получил нормативное закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., в дальнейшем в ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. Включение принципа в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ придало ему конституционное значение в правовом регулировании отношений гражданства и в очередной раз подтвердило стремление государства к признанию прав и свобод человека и гражданина. Это обусловило неизбежность воспроизведения принципа в комментируемой статье.
    4. Рассматриваемый принцип направлен на предоставление гражданину полной свободы в решении вопросов собственного гражданства и тем самым на обеспечение его права свободно осуществлять свои права и свободы, без боязни утратить гражданство. При этом свобода гражданства не исключает возможности приобретения гражданства другого государства либо прекращения гражданства вообще. Последнее может быть реализовано путем выхода из гражданства РФ или выбора гражданства, что качественно отличает его от лишения гражданства, представляющего одностороннее, инициируемое государством и не учитывающее волеизъявление гражданина действие (см. комментарий к ст. 18).

      Говоря о международно-правовых стандартах, следует отметить более сдержанный подход в установлении настоящего принципа. Так, ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) и п. “с” ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве устанавливают запрет только произвольного лишения гражданства человека или права его изменения. Подобного придерживается ст. 8 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.). Кроме того, ст. 7 Европейской конвенции о гражданстве определяет возможные основания утраты гражданства ex lege или по инициативе государства, в числе которых: добровольное приобретение другого гражданства; добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства; поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства; отсутствие реальной связи с государством и др.

    5. Конкретизацией принципа невозможности лишения гражданства и права его изменения является принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации и выдачи его иностранному государству, получивший закрепление в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ. Настоящий принцип представляет одну из важных правовых гарантий, защищающих конституционные права и свободы человека и гражданина.
    6. Запрет высылки граждан РФ корреспондирует с положением ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, предоставляющим возможность каждому человеку свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право российского гражданина беспрепятственно возвращаться на ее территорию, что, в свою очередь, соответствует ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), устанавливающей право каждого “покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну”.

      Важность этих положений определяется тем, что на них основывается регулирование всех отношений, связанных с нахождением и перемещением граждан и лиц без гражданства, применение мер административного характера. Последнее, например, проявляется в допустимости административного выдворения за пределы Российской Федерации только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ).

      Особое место занимает запрет на выдачу российских граждан другому государству. Ограничивая роль государства в отношениях гражданства, он определяет несвязанность российского гражданства с мерами наказания за противоправные деяния и тем самым защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств.

      Запрет выдачи российских граждан иностранному государству также содержится в ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса РФ и п. 1 ч. 1 ст. 464 Уголовно-процессуального кодекса РФ и соответствует международным стандартам, в частности, Европейской конвенции о выдаче ETS N 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.), Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS N 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) и Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), а также присутствует в международных договорах Российской Федерации о правовой помощи.

      В случае совершения российскими гражданами преступлений на территории другого государства они подлежат ответственности по российскому уголовному законодательству, при этом согласно ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом этого государства.

    7. Немаловажное значение имеет принцип поощрения приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ, направленный для обеспечения равенства всех лиц, проживающих в конкретном государстве, посредством принятия в его гражданство неграждан, существование которых наряду с гражданами нередко может привести к возникновению конфликтных ситуаций.
    8. Поощрение апатридов, желающих приобрести гражданство постоянного проживания, является традиционным для мирового сообщества, сформулированным и конкретизированным в Конвенции о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.), Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), призывающие избегать случаев безгражданства.

      В комментируемом Законе настоящий принцип предполагает предоставление различных преференций в приобретении гражданства лицам без гражданства, выражающихся, например, п. “в” ч. 2 ст. 13, который освобождает от некоторых условий приема в гражданство Российской Федерации.

    9. Особое место в системе принципов гражданства Российской Федерации занимает принцип запрета обратной силы закона, что характеризуется его значением в решении вопросов гражданства. Согласно принципу, закрепленному в ч. 7 комментируемой статьи, определение наличия у лица гражданства Российской Федерации либо в прошлом СССР, следует на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, их международных договоров, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Наличие настоящего принципа существенно изменяет решение вопросов гражданства Российской Федерации и требует от органов, их решающих, подробного изучения всех обстоятельств дела лица, обратившегося с вопросом о гражданстве, а также знаний правового регулирования вопросов гражданства СССР и РСФСР. Так, например, лица, родившиеся на территории Крыма до 26 апреля 1954 г., являются российскими гражданами (за исключением вышедших из российского гражданства по собственной инициативе), в связи с нахождением Крыма до данной даты в составе РСФСР.
    10. Моментом наступления обязательств, обусловливающих наличие у конкретного лица гражданства РФ, является день вступления в юридическую силу комментируемого Закона – 1 июля 2002 г.

      Ранее Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 в ч. 2 ст. 12 устанавливал, что при определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства РФ и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 г. Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству РФ.

    11. При применении положений ч. 7 ст. 4 следует учитывать разъяснение Конституционного Суда РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 426-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воеводина Вадима Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и части второй пункта 51 положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации”). Согласно мнению Конституционного Суда РФ к актам, на основании которых связывается наличие в прошлом у лица соответствующего гражданства, относится Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, признававший гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления данного Закона в силу, т.е. на 6 февраля 1992 г. Одним из документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ, является паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства РФ либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.
    12. Конституционным Судом РФ в настоящем решении также установлено, что Положение предусматривает также компетенцию полномочных органов при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, запрашивать у соответствующих органов сведения о лице, в том числе о его месте жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее. Проверка законности и обоснованности таких действий, требующая установления и оценки фактических обстоятельств, относится к ведению судов общей юрисдикции.

      При применении ч. 7 комментируемой статьи следует учитывать, что ее положение распространяется только на вопросы наличия у лица гражданства Российской Федерации либо факты наличия у лица в прошлом гражданства СССР. К вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации настоящее положение не применяется и регламентируется соответствующими положениями комментируемого Закона.

      zakoniros.ru

      Статья 4 фз о гражданстве

      Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
      [Закон «О гражданстве РФ»] [Глава I] [Статья 4]

      1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

      3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

      4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

      6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

      1 комментарий к записи “Статья 4 Закон о Гражданстве. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации”

      Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
      Комментарий к статье 4

      Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
      В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона. Проиллюстрируем данное положение примерами.
      К. приехал из Азербайджана в г. Казань с целью учебы, о чем свидетельствует его регистрация в паспорте «на учебу до 10 февраля 1996 г.». Поэтому пребывание К. следует считать временным, связанным с учебой. Признать его постоянно проживающим по состоянию на 6 февраля 1992 г. нельзя.
      Однако с этими доводами надзорной жалобы согласиться нельзя, поскольку у К. первоначально была временная регистрация в г. Казани в связи с его приездом на учебу, однако впоследствии он, окончив учебу, из г. Казани не уехал. Устроился на работу, вступил в брак.
      Данные обстоятельства свидетельствуют о его фактическом постоянном проживании на территории Российской Федерации.
      ОПВС также указывает в надзорной жалобе, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
      Однако в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
      Суд, сославшись на эти нормы, исходил из того, что, родившись на территории Азербайджана в составе СССР от родителей — граждан РФ, ребенок являлся гражданином РФ по рождению, независимо от места своего рождения.
      По мнению ОПВС, эти нормы судом применены неправильно, т.к. согласно ч. 2 ст. 13 Закона требуется, чтобы К. родился на территории РФ либо один из его родителей постоянно проживал бы на территории РФ. Однако К. родился в г. Баку, а его родители проживали в Азербайджане. Ссылка суда на ст. 14 Закона также несостоятельна, поскольку родители К. на момент его рождения не состояли в гражданстве РФ, они проживали в Азербайджане и состояли в гражданстве СССР.
      С этими утверждениями надзорной жалобы Президиум Верховного Суда РФ также не согласился.
      К. представил суду надзорной инстанции доказательства, свидетельствующие, что отец в момент его рождения проходил службу по призыву в рядах Советской Армии. Поэтому оснований однозначно утверждать, что отец К. в этот период проживал на территории Азербайджана, у ОПВС не имелось.

      rukak.ru

      Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

      Ст. 4 Закон о гражданстве в последней действующей редакции от 1 июля 2002 года.

      Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

      Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

      2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

      5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

      7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

      dogovor-urist.ru

      ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      28 ноября 1991 года № 1948-1

      Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

      Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

      Глава I. Общие положения

      Статья 1. Право на гражданство

      1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство.

      2. В Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

      3. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

      Статья 2. Гражданство Российской Федерации и гражданство республик в составе Российской Федерации

      1. Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

      2. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

      Статья 3. Двойное гражданство

      1. За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.

      3. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

      Статья 4. Сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации

      Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

      Статья 5. Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

      1. Граждане Российской Федерации за пределами Российской Федерации пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.

      2. Государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации.

      Статья 6. Гражданство Российской Федерации и брак

      1. Заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства.

      2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.

      3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

      Статья 7. Сокращение безгражданства

      Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

      Статья 8. Почетное гражданство Российской Федерации

      1. Лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерации или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации.

      2. Почетные граждане Российской Федерации пользуются правами граждан Российской Федерации в соответствии с Положением о почетном гражданстве Российской Федерации.

      Статья 9. Применение международных договоров

      1. При решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы.

      2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила этого договора.

      Статья 10. Документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации

      Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

      Статья 11. Терминология

      Если настоящим Законом не устанавливается иное, то указанные ниже термины означают в настоящем Законе следующее:

      а) иное гражданство — гражданство другого государства;

      б) иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации;

      в) лицо без гражданства — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства;

      г) полномочные органы — государственные органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Закона.

      Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

      Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

      1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

      а) в результате его признания;

      в) в порядке его регистрации;

      г) в результате приема в гражданство;

      д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

      е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

      ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

      2. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.

      Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации

      1. Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

      2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

      Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами Российской Федерации

      Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

      Статья 15. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации

      1. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

      2. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

      Статья 16. Гражданство детей, родители которых неизвестны

      Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. В случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка может измениться согласно настоящему Закону.

      Статья 17. Гражданство детей, родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации

      1. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

      Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации

      В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

      а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

      б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

      в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

      г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1; Федерального закона от 06.02.95 № 13-ФЗ] <Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.96 № 12-П пункт «г» статьи 18 признан не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретения гражданства РФ путем регистрации на лиц, которые:
      — родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;
      — являлись гражданами бывшего СССР;
      — не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;
      — выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;
      — не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;
      — и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.>
      ;

      д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

      е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

      Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

      1. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

      2. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более, чем на три месяца.

      3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:

      а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

      б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;

      в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

      г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

      д) получение убежища на территории Российской Федерации.

      е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению [пп. е) введен Законом РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      4. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:

      а) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

      б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;

      в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

      5. Положения части четвертой настоящей статьи распространяются также на лиц, указанных в статье 18 и части третьей статьи 20 настоящего Закона.

      Статья 20. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

      1. В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:

      а) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

      б) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

      2. Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      3. Лицу, ранее состоявшему в гражданстве Российской Федерации и на которое не распространяется действие частей первой и второй настоящей статьи, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по его ходатайству.

      Статья 21. Выбор гражданства при изменении границы Российской Федерации

      При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

      Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

      Статья 22. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

      1. Гражданство Российской Федерации прекращается:

      а) вследствие выхода из гражданства;

      б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

      в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

      г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

      2. Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.

      Статья 23. Выход из гражданства Российской Федерации

      1. Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:

      а) по ходатайству гражданина в порядке, установленном настоящим Законом;

      б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке — при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации.

      3. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:

      а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

      б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

      4. Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

      Статья 24. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации

      1. Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

      2. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного в части первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.

      3. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

      Глава IV. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов
      и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

      Статья 25. Гражданство детей и гражданство родителей (общие положения)

      1. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей.

      2. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

      3. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав.

      Статья 26. Гражданство детей при изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя

      1. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей.

      2. Если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан Российской Федерации, выходят из гражданства Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации.

      Статья 27. Гражданство детей при приобретении гражданства Российской Федерации одним из родителей

      Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.

      Статья 28. Гражданство детей при прекращении гражданства Российской Федерации у одного из родителей

      Если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

      Статья 29. Гражданство детей при усыновлении

      1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

      2. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами — гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации.

      3. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, становится гражданином Российской Федерации.

      4. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства.

      Статья 30. Гражданство недееспособных лиц и гражданство опекунов

      Гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      Статья 31. Споры о гражданстве детей и недееспособных лиц

      Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      Глава V. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации,
      и их полномочия

      Статья 32. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

      Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

      Президент Российской Федерации;

      Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

      Министерство внутренних дел Российской Федерации;

      Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

      Статья 33. Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве

      1. Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:

      а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 и 18 настоящего Закона [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1];

      б) восстановления в гражданстве Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие частей первой и второй статьи 20 настоящего Закона;

      в) разрешения на выход из гражданства Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие пункта «б» части первой статьи 23 настоящего Закона;

      г) разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

      д) отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

      е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

      Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

      2. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

      3. В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.

      Статья 34. Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

      1. Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

      2. При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      Статья 35. Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации

      1. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

      а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1];

      б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

      г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1];

      д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

      Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

      1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

      а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

      в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

      г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

      д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

      е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

      Глава VI. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

      Статья 37. Порядок подачи заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации

      1. Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      Статья 38. Форма заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации

      1. Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под этим документом удостоверяется нотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.

      2. Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявлении или ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации.

      Статья 39. Порядок оформления заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации

      1. Оформление заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации производится органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживает за пределами Российской Федерации — соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      2. При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально.

      3. При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом Российской Федерации.

      Статья 40. Заключения и представления по ходатайствам о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации

      1. Орган внутренних дел Российской Федерации либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление.

      2. Заключения и представления по вопросам гражданства Российской Федерации и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

      Статья 41. Сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации

      1. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств — девяти месяцев.

      2. Срок подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

      Статья 42. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

      Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      Глава VII. Исполнение решений по делам о гражданстве
      Российской Федерации

      Статья 43. Органы, исполняющие решения по делам о гражданстве Российской Федерации

      Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

      Статья 44. Выдача документов, удостоверяющих приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

      1. Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации — паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.

      2. Проживающим на территории Российской Федерации лицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено и которые при этом не состоят в гражданстве другого государства, органами, внутренних дел Российской Федерации выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.

      Статья 45. Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации

      Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, а также другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией.

      Глава VIII. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

      Статья 46. Обжалование отказа в регистрации изменения гражданства и решений о принадлежности к гражданству Российской Федерации

      Решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суд.

      Статья 47. Обжалование действий должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации

      Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в Московский городской суд.

      Глава XI. Заключительные и переходные положения

      Статья 48. Вступление Закона в силу

      Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

      Статья 49. Применение на территории Российской Федерации законодательства бывшего СССР по вопросам гражданства

      1. Со дня вступления в силу настоящего Закона на территории Российской Федерации прекращается действие тех положений Закона СССР «О гражданстве СССР» и Постановления Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 года «О порядке введения в действие Закона СССР »О гражданстве СССР», а также других нормативных актов СССР, которые противоречат настоящему Закону Российской Федерации.

      2. Международные договоры бывшего СССР по вопросам гражданства применяются на территории Российской Федерации.

      Статья 50. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Законом и начало регистрации граждан Российской Федерации

      1. Правительство Российской Федерации обеспечивает приведение подзаконных актов, изданных Правительством Российской Федерации, министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации, в соответствии с настоящим Законом.

      2. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации приводят законодательство этих республик в соответствие с настоящим Законом.

      3. Регистрация граждан Российской Федерации и выдача соответствующих документов начинаются с 1 марта 1992 года.

      Статья 51. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве

      Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве, сохраняют свою юридическую силу, если они надлежащим образом оформлены и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Закона.

      old.memo.ru

      Смотрите еще:

      • Ликвидация юрлица в рф Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие: для принудительной ликвидации […]
      • Реквизиты для оплаты госпошлины в верховный суд Госпошлина в Верховный Cуд РФ: реквизиты Актуально на: 23 июня 2017 г. О размерах госпошлины и реквизитах для ее уплаты в Конституционный Суд РФ мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале приведем […]
      • Условия получения накопительной части пенсии Как получить накопительную пенсию? Пенсионные накопления формируются за счет обязательных страховых взносов вашего работодателя и ваших добровольных взносов в рамках Программы государственного […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.