Субсидия признание дохода

Субсидия признание дохода

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Статьей 249 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 № 15187/09.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями на возмещение осуществленных расходов, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Согласно данному пункту субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления.

Таким образом, субсидии, полученные на компенсацию недополученных доходов в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, учитываются единовременно на дату их зачисления. При этом в силу того обстоятельства, что расходы, связанные с оказанием услуг по регулируемым тарифам, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. Кизимов

www.eg-online.ru

УСН: Определение доходов для налогообложения в связи с получением субсидий из бюджета

Субсидии бывают разные. Подход к их налогообложению – один. Минфин озвучил его достаточно четко. Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, попадают под налогообложение. К такому выводу чиновники приходят, ссылаясь на то, что многие субсидии либо не являются целевыми в смысле ст.251 НК РФ, либо прямо там не поименованы (перечень, установленный ст. 251 НК является закрытым).

Позиция Минфина отражена в целом ряде писем, посвященных данному вопросу. В них отмечается: «…Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения . При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения … субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) необходимо учитывать следующее…Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;

2) полученные средства должны носить целевой характер;

3) налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий» (письмо МФ РФ от 14.08.09 № 03-03-05/156).

В одном из последних писем (от 05.08.10 № 03-11-06/2/123 «О порядке налогообложения субсидий) в подтверждении вышеизложенной точки зрения приводятся следующие аргументы: «…Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

…Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим… Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем, учитываются в целях налогообложения …в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться».

Кроме того, чиновники отмечают, что «…денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий…должны учитываться при определении объекта налогообложения в связи с тем, что коммерческие организации не обладают статусом бюджетных учреждений…» (письмо от 10.08.09 № 03-11-06/2/150).

Заметим, что хотя приведенные письма рассматривают налог на прибыль, данные выводы применимы и к тем, кто работает на УСН, т.к. необлагаемые доходы при УСН также регламентируются ст. 251 НК РФ.

Таким образом, по мнению чиновников, оказывается, что практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, применяющими УСН, будут попадать под налогообложение, как внереализационные доходы.

Однако из любых правил есть исключения. Например, для субсидий, полученных от центра занятости на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест (субсидии на самозанятость). Порядок их учета и налогообложения определен законодателем «по-особенному».

Актуальность вопроса налогообложения этих субсидий остро встала перед налогоплательщиками в тот момент, когда активно заработала государственная программа по предоставлению таких субсидий. Некоторое время этот вопрос был совершенно не урегулирован. Налоговики пытались самостоятельно разобраться, как же эти субсидии облагать налогами и являются ли они доходом. На сегодня внесены уточняющие поправки в НК РФ. Федеральный Закон от 05.04.2010 № 41-ФЗ вступил в силу с 07.04.2010 и распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 2009г.

Согласно внесенным изменениям, субсидии на самозанятость «учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения указанных выплат, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с названным пунктом (ст. 346.17 НК РФ), оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового периода, то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.

Казалось бы, проблема была решена. Однако вопросы оставались. Прежде всего, у тех, кто применял УСН с объектом налогообложения – «доходы». Эти налогоплательщики не имеют права уменьшать свои доходы, ни на какие расходы. Таким образом, они в данном случае оказывались в неравных условиях с теми, кто выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы». У них возникали дополнительные налоговые обязательства — исчислить и уплатить налог с полученных субсидий.

Минфин представил свое видение вопроса следующим образом: «…нормами п. 1 ст. 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

…Учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения…»(письма от 23.04.10 № 03-11-09/33, от 26.04.10 № 03-11-11/116). Форма и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н. Так, в графе 4 раздела I отражаются субсидии в размере фактически произведенных расходов, а в графе 5 этого же раздела — соответствующие суммы осуществленных расходов.

То есть чиновники рекомендуют заполнять указанные графы налогоплательщикам как с объектом «доходы минус расходы», так и с объектом «доходы». При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», при определении суммы дохода, подлежащей налогообложению за соответствующий период, данные суммы выплат не учитывают (письмо от 01.09.10 № 03-11-11/230).

Налогоплательщик, применяющий УСН, получил субсидию на самозанятость в размере 58 800 руб. в октябре 2009г. В ноябре и декабре 2009 г. на расходы, заявленные в бизнес плане и утвержденные при получении субсидии, было направлено 20 000 руб. В мае 2010 г. условия получения субсидии были нарушены.

Субсидия будет отражаться следующим образом:

1. Для налогоплательщика, применяющего УСН «доходы минус расходы»

— за 2009 г: 20000руб. отражается в составе доходов с одновременным отражением в расходах и в книге учета доходов и расходов и во 2-ом разделе декларации по УСН (стр. 210 и 220). Т.е. в 2009г. полученная сумма фактически налогом не облагается.

— за 2010г. (при нарушении условий получения выплаты): 58800р. отражается в составе доходов и в декларации по УСН и в Книге учета доходов и расходов. Т.е. появляется налогооблагаемый доход. При этом обязанности подать уточненную декларацию за 2009г. не возникает.

2. Для налогоплательщика, применяющего УСН «доходы»

— за 2009г: 20000руб. отражается в составе доходов с одновременным отражением в расходах в книге учета доходов и расходов. При этом в итоговую сумму дохода (в книге учета доходов и расходов) эта сумма не включается, соответственно не отражается в строках 210 и 220 раздела 2 декларации по УСНО.

— за 2010г. 58800р. учитывается полностью в составе доходов и, соответственно попадает в стр.210 декларации по УСНО.

Поскольку разъяснения чиновников, высказанные в письмах относительно этого вопроса выгодны налогоплательщикам, вряд ли далее будут возникать судебные споры. Соответственно, говорить об арбитражной практике или о правомерности точки зрения чиновников в настоящий момент не имеет смысла. Скорее всего, налогоплательщики, применяющие УСНО — «доходы» просто последуют предложенным рекомендациям.

Что касается субсидий, предоставленных налогоплательщикам из областного бюджета в рамках оказания поддержки малому и среднему предпринимательству (их бывает, путают с субсидиями на самозанятость) то, по мнению чиновников, они относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу (письмо Минфина РФ от 27.01.2010 N 03 11 11/18).

Аналогичные разъяснения даны и в отношении средств, получаемых из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (письмо Минфина РФ от 18.01.2010 N 03 11 11/04).

В общем ряду, отдельно можно выделить субсидии, полученные из местных бюджетов на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Эти поступления не учитываются при исчислении налога по УСН на основании того, что данные расходы прямо поименованы в ст. 251 НК РФ (письмо от 12.11.09 N 03-11-06/2/241).

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что большинство субсидий, выделяемых коммерческим организациям, являются налогооблагаемыми. Исключение составляют целевые средства, прямо поименованные в ст.251 НК РФ, а также субсидии, по которым законодатель прямо прописывает свой «особый» порядок учета и налогообложения.

cornaudit.ru

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров льготных категорий (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.), получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов. И у них возникают споры с налоговой инспекцией: чем, по сути, является эта субсидия — выручкой или внереализационным доходом? От этого зависит, когда ее нужно включать в доходы — в момент оказания услуг или в момент получения денег из бюджета.

ИФНС: субсидию надо учесть в доходах в момент оказания услуг по перевозке

По итогам выездной проверки одной из таких организаций инспекция установила, что компания не включила в состав выручки и не учла при исчислении налога на прибыль бюджетные средства, которые она должна была получить, но так и не получила за оказание услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. В проверяемый период расходы на перевозку льготников были компенсированы организации из бюджета лишь частично. В связи с этим полученные из бюджета субсидии организация отражала в доходах в момент их получения, а неполученные деньги в доходах не учла.

По мнению налоговиков, деньги, которые организация должна была получить из бюджета, являются доходами организации и подлежат отражению в налоговом учете полностью в момент оказания услуг по перевозке пассажиров. При этом размер этих доходов ИФНС посчитала так: количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся проездными социальными билетами, умножила на разницу между стоимостью обычного проездного билета и льготного.

В результате организации были доначислены налог на прибыль, штрафы и пени.

Организация с этим не согласилась и пошла в суд.

Один суд — за организацию, другие — за налоговиков

Суд первой инстанции организацию поддержал. Он указал, что по существу деньги, получаемые из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, — это убытки, понесенные организацией при оказании услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. И эти убытки надо включать во внереализационные доходы по правилам, установленным в подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, то ест ь Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2012 № А38-223/2010 (Внимание! Файл PDF) :

  • на дату признания их должником (то есть бюджетом);
  • на дату вступления в силу решения суда, если пришлось требовать их из бюджета через суд.
  • Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим не согласились. Они указали, что организация применяла метод начисления. А потому должна была включить суммы компенсации из бюджета в состав дохода, независимо от даты получени я Постановления 1 ААС от 12.12.2012 № А38-223/2010; ФАС ВВО от 18.04.2013 № А38-223/2010 . Но организация не сдалась и дошла до ВАС, который ее поддержал.

    ВАС: субсидию надо отражать в доходах в момент ее признания должником

    ВАС указал, что суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно проигнорировали обстоятельства, связанные со спецификой сложившихся отношений по возмещению перевозчикам расходов по перевозке пассажиров льготных категори й Постановление Президиума ВАС от 10.12.2013 № 10159/13 .

    ВАС порадовал транспортные компании: фактически не полученная бюджетная «поддержка» в состав доходов не включается

    Он напомнил, что в целях исчисления налога на прибыль по общему правилу датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) признается дата перехода к приобретателю права собственности на товар (дата передачи заказчику результата выполненных работ, оказания услуг ) ст. 271 НК РФ . А в рассматриваемом случае организация часть денег из бюджета так и не получила. Поэтому недополученная провозная плата, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образовани я гл. 16 ГК РФ . О чем ВАС говорил еще в 2006 г. п. 16 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23

    Из норм НК следует, что основанием для возникновения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ статьи 41, 247 НК РФ . А специфика оказания услуг по перевозке пассажиров льготных категорий не позволяет организации определить в момент оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном счете будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

    Следовательно, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания доходов в виде сумм возмещения убытков — по дате признания должником или вступления в законную силу решения суда.

    Так что у ИФНС отсутствовали правовые основания для квалификации неполученной субсидии в качестве выручки от реализации услуг.

    Теперь все подобные споры должны разрешаться в пользу транспортных организаций.

    glavkniga.ru

    Порядок бухгалтерского учета и налогообложения полученных бюджетных субсидий и понесенных бюджетных и внебюджетных расходов коммерческими организациями

    О.А. Шлычкова , начальник консультационного отдела;
    Г.А. Сафиуллина , старший аудитор ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

    Ваша организация стала получателем бюджетной субсидии на реализацию проекта по созданию нематериального актива? В этой статье мы расскажем об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения полученных субсидий, а также расходования полученных средств на создание нематериального актива.

    Бухгалтерский учет

    Порядок отражения в бухгалтерском учёте получаемых субсидий определён Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт государственной помощи» (далее ПБУ 13/2000). Согласно п.5 ПБУ 13/2000 субсидии признаются в учете при наличии уверенности в том, что:

    — средства будут получены из бюджета;

    — организация выполнит условия их предоставления.

    Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о движении поступивших бюджетных средств предлагается использовать счёт 86 «Целевое финансирование».

    Поступающие бюджетные средства в целях бухгалтерского учета подразделяются в соответствии с п.4 ПБУ 13/2000 на:

    — средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и другого);

    — средства на финансирование текущих расходов.

    Согласно п.7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
    Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

    При использовании первого из перечисленных методов получателем по мере поступления бюджетных средств на расчётный счёт делается бухгалтерская запись:

    Дебет 51, Кредит 86 — получены средства целевого финансирования.

    При использовании метода по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность бухгалтерской записью:

    Дебет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами», Кредит 86 — отражена дебиторская задолженность по средствам целевого финансирования.

    По мере фактического поступления средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счет учета денежных средств:

    Дебет 51 «Расчетные счета», Кредит 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» — получены средства целевого финансирования.
    Порядок учета государственной помощи на капитальные вложения в соответствии с п.9 ПБУ 13/2000 предусматривает отражение сумм бюджетных средств в качестве доходов будущих периодов. Указанные суммы списываются со счета 86 «Целевое финансирование» на счет 98 «Доходы будущих периодов» в момент ввода в эксплуатацию объектов основных средств (нематериальных активов). На протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации, бюджетные средства со счета 98 «Доходы будущих периодов» равномерно в размере начисленной амортизации списываются на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.

    В нашем примере за счет субсидии создается нематериальный актив (НМА).

    На основании п. 6 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007) НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

    В соответствии с п. 7 ПБУ 14/2007 фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

    Согласно п. 8 и п. 9 ПБУ 14/2007 к расходам на создание НМА, в частности, относятся:

    • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
    • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
    • отчисления на социальные нужды (страховые взносы);
    • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества;
    • амортизация основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
    • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины;
    • иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

    Бухгалтерские записи при отражении операций по полученным из бюджета средствам, будут следующие:

    Дебет 76, Кредит 86 — возникновение целевого финансирования и задолженности по нему;

    Дебет 51, Кредит 76 — приняты к учету денежные средства, поступившие в качестве целевого финансирования;

    Дебет 08 (субсчет «Вложения в НМА»), Кредит 10, 02, 20, 70, 69, 76 и др. — списаны на производство израсходованные материалы, амортизация задействованных основных средств, зарплата сотрудников, страховые взносы и прочее;

    Дебет 04 (субсчет «Исключительные права на НМА»), Кредит 08 (субсчет «Вложения в НМА») — исключительные права приняты к бухгалтерскому учету в качестве НМА;

    Дебет 86, Кредит 98 — сумма средств, направленных на создание НМА, отражена в составе доходов будущих периодов.

    Согласно п.9. ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих (согласно действующим правилам) амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации (согласно действующим правилам). При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.

    Начисление сумм амортизации НМА отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» или по кредиту счета 04 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство:

    Одновременно с этим отражается сумма прочих доходов, признаваемых по мере начисления амортизации по НМА:

    Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

    Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» (код строки 1530) либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

    Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

    Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.

    Налог на прибыль

    Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

    В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.

    Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

    Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).

    Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.

    В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.

    Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

    Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

    Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

    Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

    Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

    При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

    www.audit-it.ru

    Смотрите еще:

    • Вахта горничная с проживанием Работа Горничная Проживанием Вакансии с 1 по 10 из 384 Сортировать по: Дата | Соответствие Работа Горничная Проживанием Гостинице Работа Горничная Питанием Проживанием Работа Горничная Работа Вахта […]
    • Просрочил осаго не езжу Просрочил осаго не езжу Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Штраф за просроченную страховку ОСАГО в 2018 году и сколько можно […]
    • Сколько пошлина на алименты Госпошлина на алименты в 2016-2017 году Алименты – это денежные средства, предназначенные для содержания человека, которому они выплачиваются. Они могут выплачиваться несовершеннолетнему ребенку одним из […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.