Тема любви преступление и наказание

«Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Их воскресила любовь, сердце одного заключало
бесконечные источники жизни для сердца другого.
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа — это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня — нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка — «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня — святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («. С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» — о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку — сестре, матери, Разумихину — приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она. не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг — отказаться от рационального осмысления жизни: «. он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь. » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута. »
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Сочинение на тему Любовь Сони и Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский читать бесплатно

­Любовь Сони и Раскольникова

В своем идеологическом романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему образов, с помощью которых раскрывает свое собственное видение мира и свои поиски истинного пути. Главный герой Родион Романович Раскольников раскаявшийся каторжанин, который убил старуху-процентщицу для того, чтобы освободить мир от очередного зла.

До того как совершить преступление герой прошел через ряд неприятностей. Он был вынужден оставить учебу из-за нехватки денег, он ничем не мог помочь матери и сестре, которые от бедности жили то тут, то там. Раскольникова часто посещали мрачные мысли, так как комната-шкаф, в которой он мог позволить себе жить, только угнетала. Идею убить несносную старушенцию он придумал не сам, а подслушал в трактире. Ему показалось, что в этом поступке больше хорошего, нежели плохого.

Как раз незадолго до этого в газете была опубликована его статья «О преступлении», в которой он высказывал свое мнение о классовом разделении. В ней Раскольников раскрыл теорию о двух разрядах людей — «обыкновенных» и «необыкновенных». По его мнению, первые рождались безвольными и не могли никак повлиять на ход истории. Вторые же вершили историю, даже переступив через массовые войны. Таковым он считал Наполеона, и к таким он хотел бы относить себя.

Все разрушило одно обстоятельство. В то время как он избавлялся от процентщицы, в гости нагрянула ее сестра — доброй души старушонка, которую Раскольникову тоже пришлось убить. Это в его планы не входило и полностью нарушило душевный покой героя. Получилось, что он не действовал по своей теории, он убил невинного человека. От таких мрачных мыслей его спасло знакомство с Соней Мармеладовой — восемнадцатилетней девушкой, которая ради выживания и ради многодетной семья была вынуждена пойти на панель.

С общественной точки зрения — она блудница, с христианской — святая, так как жертвовала собой ради спасения других. Душой она всегда тянулась к Богу, и не было в ней ни капли бунтарства, присущего Раскольникову. Эта девушка своего рода антипод главного героя, в то же время — его спасение. Благодаря ее любви в конце произведение Раскольников понял, что самое главное в человеке — это смирение души, а гордость ума следует тщательно избегать, так как она ведет к уничтожению духовной красоты.

После признания в убийстве он был отправлен в Сибирь, куда Соня, как личность сильная и волевая, последовала за ним. Она теперь работала швеей и всячески помогала своему другу обрести себя. Именно судьба этой девушки убедит главного героя в ошибочности его теории и в необходимости помогать ближнему.

www.sdamna5.ru

Сочинение на тему: МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Взгляд Ф. М. Достоевского на окружающий мир очень своеобразен, и любая деталь в его глазах имеет не только необычную трактовку, но и зачастую изме­ненный внешний облик. Не исключением стала и лю­бовь. Хотя вроде бы этому чувству всегда присущ строго определенный набор качеств и отступить от ка­нонического отображения любви очень непросто. Одна­ко Достоевский не был бы гением, если бы не смог шаг­нуть за рамки канонов, создавая совершенно необыч­ные картины чувств и взаимоотношений влюбленных в «Преступлении и наказании». И этой своей необыч­ностью любовь Разумихина к Авдотье Романовне и Раскольникова к Соне Мармеладовой особенно силь­но бросается в глаза и оставляет в душе читателя глу­бокий след.

Обе эти истории любви начинаются как-то совер­шенно неожиданно. И та, и другая умудряются появить­ся там, где им, строго говоря, совершенно не место. Ра­зумихин влюбляется в девушку, которая уже наречена другому, а Раскольников и вовсе в обладательницу «желтого билета», этого постыдного клейма, создающего вокруг владелицы атмосферу отчуждения и презрения. И совершенно никого не трогает тот факт, что отнюдь не от хорошей жизни Соня Мармеладова стала падшей женщиной.

Хотя, строго говоря, чувство Раскольникова к Соне трудно сразу и безоговорочно окрестить именно «лю­бовью». Изначально это — лихорадочная привязан­ность, почти что болезненная тяга одного преступника к другому. Да, не один только Раскольников — пре­ступник. Соня Мармеладова тоже нарушила закон. Но только, в отличие от Родиона Романовича, престу­пившего уголовный кодекс, она шагнула за черту ко­декса нравственного. О, нет, не нужно винить ее за это, но и забывать о том, что факт преступления здесь налицо, тоже не стоит. Раскольников вначале цепля­ется за Соню, как за человека, который наверняка его поймет. В некотором роде он прав, ведь его терзания и угрызения совести были пережиты и Соней тоже. Раскольников поначалу ни в коем случае не видит в Соне объект любви. Ведь он никуда не может деться от знания того, чем она занимается. Тем более он не может позволить себе влюбиться не только в нее, но и в кого бы то ни было еще: он — убийца. А значит, для него уже закрыто большинство путей, по которым может пройти нормальный, не запятнавший себя кро­вью человек.

Придя к Соне в первый раз, Раскольников ведет себя очень жестоко. Когда она приходила к нему, Ро­дион был другим. Вспомним, как смело он отрекомен­довал Соню своим сестре и матери: «Маменька, — ска­зал он твердо и настойчиво, — это Софья Семеновна Мармеладова, дочь того самого несчастного господина Мармеладова, которого вчера в моих глазах раздавили лошади и о котором я уже вам говорил…» Он почти что бросает вызов своим родным. И здесь тоже просматри­вается ощущение: Соня — сродни ему. И он, преступ­ник, готов заступиться за «себе подобную» перед Пульхерией Александровной и Дуней — людьми чис­тыми и избавленными от проклятия порочности. Хотя потом Достоевский и показывает читателю, что Рас­кольников мог бы не вести себя так — Соню никто не собирается воспринимать, как отверженную. Авдотья Романовна прямо заявляет: «А я уверена, что она… прекрасная…»

Однако Раскольников ведет себя так только до тех пор, пока Соню вроде бы нужно от кого-то защищать. А вот когда он оказывается с ней наедине, его отноше­ние резко меняется. Он продолжает относиться к ней с жалостью, но при этом, как уже упоминалось, он же­сток. Раскольников не упускает возможности напом­нить Софье Семеновне, что мачеха ее сгорает от жес­точайшей чахотки, что после того, как болезнь сведет Катерину Ивановну в могилу, останутся дети, он за­ставляет Соню читать ему Библию… В общем, он изо всех сил старается, чтобы дочь покойного Мармеладо­ва тоже испытала страдания. И дав последнее обеща­ние — рассказать, кто убил Лизавету (а значит, и старуху-процентщицу), Родион Романович, истерзанный, вымотанный своей беседой со следователем, хочет, чтобы Софья Семеновна испытала те же самые муки неопределенности, неизвестности. Возможно, уже тог­да он понимает, что им суждено быть рядом, и потому он хочет, чтобы Соня, пройдя через подобие его мук, надежнее к нему привязалась. Вот так необычно завя­зывается узел первой любовной интриги романа. С ней мы еще встретимся, а пока посмотрим на завязку вза­имоотношений сестры Раскольникова — Авдотьи Ро­мановны и его товарища — Разумихина.

Здесь вовсе неожиданность громоздится на неожи­данности. Ну разве не внезапен и не неуместен всплеск чувств Дмитрия Прокофьича к чужой невесте, к особе, чье будущее уже вроде бы определено и пред­начертано? И хотя Дуня хорошо умеет скрывать свои эмоции, но можно ли поручиться за то, что Разумихин был ей безразличен? Он ведь с самого начала был го­тов пойти за нее и Пульхерию Александровну бук­вально в огонь и воду. Это прекрасно видно по его поч­ти комичной горячности, по словам и поступкам не только в момент первой встречи, когда Разумихин был пьян, а Раскольников слишком ошеломлен появлением матери, но и по поведению на следующий день. Впро­чем, Дмитрий Прокофьич изначально отдает себе от­чет в бесперспективности своих надежд. И не только потому, что Авдотья Романовна собирается выйти за­муж за Лужина, но еще и оттого, что он вел себя со­вершенно неподобающим образом. Но все равно, когда человек влюблен — он не может запретить себе наде­яться. Пусть эта надежда будет тщательно упрятана даже от самого себя, но все равно помыслы и поступки влюбленного будут ей подчинены и ею же будут по­рождаться.

А ведь Дмитрий Прокофьич очень старался ничего не показать. Он весьма интересовался наутро после первой своей встречи с Дуней в квартире Раскольни­кова собственной внешностью, но при этом темнил, как мог. Вершиной его притворства стало то, что он не побрился специально. «Ну как подумают, что я вы­брился для… да непременно же подумают! Да ни за что на свете!»

И к подтруниваниям Раскольникова Разумихин от­носился чрезвычайно болезненно именно потому, что уже тогда, на другой день после первой его встречи с Авдотьей Романовной, было ясно: он безнадежно и отчаянно влюблен. Иначе какой смысл так ругать се­бя за вчерашнее пьяное рвение, почти переходящее в буйство, зачем бить кулаком в печь так, что кирпич из нее оказался выбитым, а рука — Повреждена?

Ведь в тот момент он еще не подозревал, что Дуня разорвет отношения с Лужиным! А безнадежность, осознание неспособности своей повлиять на ситуа­цию — это самое страшное чувство для того, кто испы­тывает любовь. Пусть при этом он изо всех сил делает вид, что только и исключительно дружеская привязан­ность и самоотверженность имеют место на самом де­ле. Этим влюбленный даже себе как следует голову не заморочит, а уж другим и подавно. Особенно друзьям, которые хорошо знают черты характера влюбленного притворщика.

Авдотья Романовна, наверное, тоже почти сразу от­метила для себя незаурядность персоны Разумихина, и ее вроде бы совершенно нейтральное: «Какой расто­ропный и… преданный молодой человек», почти навер­няка имеет скрытый подтекст. Ведь Дуня прекрасно понимает, что ее будущий брак с Петром Петровичем Лужиным никак не сможет стать союзом любящих сердец. Это дань необходимости, жестоко навязанной ей бедственным положением матери и брата. Как тут можно быть оптимистичной в отношении грядущего? И наверняка где-то про себя Авдотья Романовна позво­лила немалую долю симпатии в отношении Разумихи­на. Тем более, что он и вправду, хоть и был во хмелю, но прямо-таки самоотверженно заботился о больном Раскольникове, провожал Пульхерию Александровну и Дуню в их жилье… В общем, ему можно было симпа­тизировать. Более того, своим рвением Разумихин на­верняка произвел на Авдотью Романовну куда более приятное впечатление, нежели она показала вначале. Просто не к лицу ей было бы перед предстоящей свадьбой вовсю расточать на не своего жениха излиш­нюю нежность. А ведь и приглашение Дмитрия Прокофьича на тот самый знаменательный разговор с Лужи­ным (почти на семейное дело) очень ярко показывает, что Дуня «заметила» Разумихина сразу.

Такова завязка второй истории любви, случившей­ся в романе.

Вернемся к Раскольникову и Соне Мармеладовой, чтобы проследить до конца их непростые взаимоотно­шения. Итак, Родион — личность неуравновешенная и незаурядная — вначале ну никак не считает воз­можным полюбить Софью Семеновну, хоть и тянется к ней. Даже его вопрос о том, последует ли Соня за ним в Сибирь, — едва ли проявление надежды любящего. Скорее это болезненное желание, стремление к тому, чтобы рядом с ним был кто-то сопричастный преступ­лению. Наверное, Раскольников просто неспособен му­читься в одиночку, и Соня Мармеладова с ее способно­стью самопожертвования видится ему идеальной по­другой по несчастью.

Буквально вплоть до самого последнего Раскольни­ков терзает несчастную девушку, которая полюбила его с того самого момента, когда впервые судьба свела их на квартире Мармеладова в вечер нелепой и траги­ческой смерти последнего. Да, Соня уже тогда испыта­ла к Родиону любовь. Иначе и быть не могло, ведь свою собственную, почти погубленную, жизнь Софья Семеновна подпитывала только безграничной любовью к мачехе Катерине Ивановне и младшим братьям и се­страм, непутевому отцу. Она любила — и тем жила, и в том черпала силы, позволявшие ей приносить неве­роятные жертвы во имя ближнего своего.

Раскольников же, совершив свой благородный (пусть и с налетом характерного для него безумия) поступок, отдав вдове все свои деньги на устройство похорон, попадает в глазах Софьи Семеновны в раз­ряд людей, которых можно беззаветно любить, несмо­тря ни на что. И пусть она всей душой против поступ­ка Раскольникова, пусть она ни в каком виде не при­емлет насилия, а тем паче убийства, но Соня не понаслышке знает о муках совести. И потому Родион получает от нее сочувствие, потому она льет слезы и дарит ему крестик. Он любим, а значит — не в ее праве отталкивать его.

Зато Раскольников ведет себя далеко не самым благородным образом. Даже на каторге он продолжает быть собой — болезненно гордым и из-за этого жесто­ким человеком. Жутковатой нелепицей выглядит то, что совершенно посторонние, чужие люди относятся к Соне куда более ласково. «“Матушка Софья Семе­новна, мать ты наша, нежная, болезная!” — говорили эти грубые клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая ма­ленькая, даже уж не знали, за что похвалить». А ведь на самом деле к этому времени Раскольников уже не может без Сони. И это он понимает тогда, когда она за­болевает. Вот тут-то он начинает всерьез беспокоить­ся, посылает даже справляться о здоровье ее. И «серд­це его сильно и больно билось», когда он читал утеши­тельную записку от Сони.

И потом, когда они наконец-то увиделись, он взял ее за руки уже без отвращения и вот тогда-то понял, что любит и что его дальнейшая жизнь уже немыслима без этой хрупкой девушки. «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».

Вот так, тяжело и мучительно, Достоевский привел-таки нелегкие отношения Раскольникова и Сони к счастливому исходу. И вполне возможно, что именно так и должно быть, что любовь этих двух людей долж­на была пройти тернистым путем. Тем большую цен­ность она в итоге получила, и читатель с особенным облегчением воспринимает данный финал. Да, в жизни все очень сложно и трудно, но есть в конце этого тем­ного лабиринта заветный проблеск.

Хорошо все заканчивается и для Разумихина с Авдо­тьей Романовной. Хотя здесь благополучный исход но­сит куда менее выстраданный характер. И это тоже нор­мально, учитывая душевную твердость Дуни и энергич­ную доброту Дмитрия Прокофьича. И он, и она лишены нервозности Родиона, а потому им гораздо проще нала­дить союз, начав с идеи совместного дела — издатель­ского занятия, предложенного Разумихиным. Они вооб­ще хорошо подходят друг другу, эти двое. Дуня способна направить кипучую натуру Разумихина на верную сте­зю, а он — придать разумности Авдотьи Романовны над­лежащее горение. Они по сути своей — плюс и минус. Тем сильнее их обоюдное притяжение, заложенное для противоположностей самой природой.

Так что намек Раскольникова Дуне — «Этот Разу­михин, Дмитрий Прокофьич, очень хороший чело­век» — носит исключительно риторическое значение. Дуня и сама это прекрасно понимает.

Может быть, именно из-за очевидности благопо­лучного (хотя бы отчасти) исхода для Авдотьи Рома­новны и Разумихина Достоевский так мало внимания уделяет этой сюжетной линии. Он ведь куда более тщательно привык исследовать те явления в обществе, которые могут называться болезненными.

В итоге же остается сказать, что мотив любви в ро­мане «Преступление и наказание» настолько же све­тел, насколько мрачен и суров сам роман. Во многом именно благодаря этому мотиву творение Достоевского после прочтения оставляет скорее светлое, нежели тя­желое, впечатление. Ясно и легко замечается, что именно любовь способна донести тепло и свет в самые страшные трущобы, в Сибирь, на каторгу. Таково ее предназначение, и никакой подлости не дано лишить любовь этой великой созидательной силы.

vsesochineniya.ru

«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский). (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

Тему жертвенной христианской любви к людям в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор раскрывает на примере центрального женского образа Сони Мармеладовой, чья судьба вызывает у читателя неизменное сочувствие и восхищение. Чем больше раскрывается характер Сони, тем более читатель задумывается о нравственных ценностях и христианской морали.

Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным ее разуму, но всегда ощущаемым ею. Соня отвергает как заблуждение претензию раскольниковского ума на личный суд, карающий не ради «очеловечивания» бесчеловечного мира, а ради собственного самоутверждения. «Это человек-то вошь?» — почти со страхом восклицает Соня. И если Раскольникову в его самоутверждении нужно преодолеть действительную преграду – человеческую личность, то для Сони – в ее самоотдаче, в ее служении людям – нет границ, нет преград для проявления своей личности. Своим состраданием Соня вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на самой грани их окончательного падения. Она спасает Раскольникова. Но и сам он шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной пробудившейся человечностью, своим состраданием и любовью. Именно Соня спасает главного героя от «своеволия», но ведь и раскольников поднимает Соню, наполняет ее душу мужеством. Можно сказать, что в лице Сони Раскольников встретил человека, который пробуждается со временем в нем самом и которого он преследует еще как слабую и беспомощную «дрожащую тварь». Христиански-сострадательная любовь Сони зовет героя поделить с нею страдания, вызванные совершенным преступлением.

Путь к духовному обновлению героя – это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, сострадания, которое исповедует Соня. В своем бунте герой преступен перед законами человечности, которые живы в народе в виде основ христианской нравственности. Суд Сони – это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью – тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С сострадательным образом Сонечки Мармеладовой связана вера в то, что мир спасет братское единение между людьми.

Так, судьба полностью опровергает взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед нами отнюдь не «тварь дрожащая» и не смирившаяся со своим положением жертва обстоятельств. В условиях, казалось бы совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с бунтом Раскольникова. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально-активный характер, она вся направлена на спасение погибающих.

В лице Сони Достоевский изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть».

Соня Мармеладова является подлинным носителем веры в романе Достоевского. Она так же, как и Раскольников, преступна, но в ином смысле. У нее свое понятие правды, свои взгляды на мир. В романе противопоставлены две правды: теория Раскольникова, неосвещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия. Сохранить в позоре и унижении чистую душу помогла Соне христианская религия. Только вера в Бога дает ей силы. По мысли Достоевского, христианская религия, вера в Бога – основа народной жизни, а нравственная суть народной жизни в смирении, в способности к страданию и состраданию. Достоевский предлагает нести крест страдания за грехи чужие и свои. Образом Сони автор выражает мысль о необходимости сострадания по отношению к человеку. Соня все свои надежды связывает с Богом, уповая на его защиту и надеясь на чудо. Достоевский отвергает насилие, сталкивая две точки зрения на то, как жить и что делать в мире, в котором торжествует зло: смириться и ждать чуда или объявить злу войну.

Своим романом автор утверждает сострадание, доброту, справедливость и призывает к смирению и всепрощению. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал в ее лице антипод Раскольникову и его теории. Жизненная позиция милосердия и христианской жертвенной любви отражает мировоззрение самого писателя, его веру в добро и смирение, а также всепрощающую и спасительную любовь к человеку.

www.yaklass.ru

Ваш браузер не поддерживается

Наградить фанфик «Тема любви в романе «Преступление и наказание»»

Основная тема романа — история преступления главным персонажем закона и нравственности и его наказание. Но многие сюжетные линии связаны с чувством любви и её воздействием на человека.

Красавица Авдотья Раскольникова способна разжечь пламя страсти в любом мужском сердце. Она была высокой и стройной, обладала роскошными тёмно-русыми волосами, тёмными глазами, сверкавшими духовной силой и гордостью, сияющей светлой кожей. Её наряды никогда не были богатыми, но она выглядела, как истинная королева. Авдотья Романовна была умна и образованна, в её характере гордость, уверенность в себе, стойкость сочетались с необыкновенной добротой, преданностью, жертвенностью. Она бы никогда не согласилась заплатить своей внутренней свободой за «комфорт», но была готова на любые моральные пытки ради благополучия семьи.

Именно поэтому Авдотья Раскольникова была вынуждена работать у Свидригайловых так долго, несмотря на бесстыдное поведение главы этого семейства. Сластолюбец Свидригайлов решил, что ради ощущения «разожженного уголька в крови» имеет право на любое преступление. Он окончательно утратил все положительные черты и даже ничуть не стыдился своих пороков. Что же привело Свидригайлова в Петербург? Несомненно, «зверок хорошенький» — Дунечка Раскольникова. Но он движим уже не только сладострастием, в его душе зарождается что-то похожее на любовь. Однако это чувство пробудило в нём худшие качества. Он абсолютно точно всё рассчитал, обманом заманил девушку в квартиру и стал шантажировать случайно услышанной тайной, касавшейся её брата. Кажется, нет спасения красавице Авдотье. Свидригайлова не останавливает револьвер, но он отступает перед душевной силой и стойкостью девушки и отпускает её. Дальнейшее существование теряет смысл для Свидригайлова, поэтому он лишает себя жизни.

Другой персонаж, влюблённый в Авдотью Романовну – «буржуазный хищник» Пётр Петрович Лужин. А можно ли назвать его чувство любовью? Нет, поскольку он не ценит и не уважает свою невесту, а своим благодетельствованием унижает её и ставит в зависимое положение. Он даже не скрывает, что его будущая жена должна быть красивой, интеллигентной, образованной, но бедной, покорной и полностью зависящей от него. Дуня была прелестной и высокоморальной девушкой с тонким умом и не могла иметь с Лужиным никакого духовного родства, их ничто не могло связывать. Лужин хотел только порадовать своё мелкое тщеславие, почувствовать себя вершителем судьбы более возвышенного и духовно богатого человека, чем он сам. Разве это не свидетельствует об эгоизме и бездушии? Лужин со своим недоразвитым умом, чёрствостью, скупостью не в силах оценить моральную красоту Авдотьи Раскольниковой. Она хотела выйти за него замуж, чтобы помочь семье, но, к счастью, вовремя исправила свою ошибку. Верным и надёжным спутником по жизни для Дуни становится добрый, умный и весёлый Разумихин. Его честность, преданность и трудолюбие растапливают лёд в сердце девушки.

Соня Мармеладова – символ терпения, безграничной и бескорыстной любви ко всем людям, стремления понять и помочь. Она становится проституткой и этим ломает свою судьбу, чтобы спасти мачеху и её детей, отдаёт последние копейки на полуштоф отцу, следует за Раскольниковым в Сибирь. Она без колебаний жертвует собой ради другого человека и никого не упрекает. Наиболее ужасно то, что её жертва на самом деле никого не спасает: отец остался алкоголиком, денег ни на что не хватает, Катерина Ивановна протестует против вопиющей несправедливости и страданий только на словах. Но иначе Соня не может, ведь она настолько сильно любит людей, что не имеет сил жить только для самой себя. Ей нужно знать, что кому-то необходимы её помощь, забота, поддержка, понимание, что её жизнь – не бесцельна.

Выстоять и не погибнуть в жестоком мире Соне помогает вера в светлое будущее. Но порой даже беспредельная кротость и покорность не спасают девушку от незаслуженных оскорблений. Тогда Раскольников становится её защитником и доказывает, что необходимо бороться за место под солнцем, отстаивать своё право на счастье. Соня, в свою очередь, приводит его к примирению с самим собой и обществом. Любовь воскрешает их обоих. Друг в друге они находят то, чего им самим не хватало: ему – альтруизма, ей – критического мировоззрения, уверенности в себе. Этой паре ещё нужно будет каждый день идти на бой ради счастья, но вместе они одержат победу.

Свет и тепло истинной любви должны пробуждать в человеке высокое и прекрасное, делать его преданнее и сердечнее. Настоящая любовь — это равенство и гармония любящих сердец, где нет места предательству и жестокости.

ficbook.net

Смотрите еще:

  • Субсидии по лизингу 2018 Программа льготного лизинга Запущенная Министерством РФ 01.04.15 г. государственная Программа с целью поддержания автопрома России, предусматривает ежегодное выделение определенной суммы средств из […]
  • Исковое заявление о возврате земельного участка Примерная форма искового заявления об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда, в который подается исковое заявление […]
  • Езда без зимней резины штраф 2018 Зимой на летней резине: какие требования и штраф? Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2018 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2018 […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.