Третейские суды в зарубежных странах

§ 1. третейские суды, их функции и задачи

Статья 11 Гражданского кодекса РФ называет третейские суды среди органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей. Эти суды могут создаваться сторонами для рассмотрения конкретного спора (ad hoc) или действовать постоянно.

Третейские суды ad hoc, создаваемые сторонами, осуществляют судебные процедуры по самостоятельно установленным правилам. Обычно такие суды при рассмотрении дел придерживаются принципов арбитражно-процессуального законодательства страны пребывания или руководствуются правилами международного арбитражного регламента «Юнситрал»1.

Так, например, в большинстве двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством России и правительствами многих других стран содержится правило, согласно которому споры между одной из Договаривающихся Сторон и инвестором другой Договаривающейся Стороны, возникающие в связи с осуществлением капиталовложений, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, будут разрешаться в арбитражном суде ad hoc в соответствии с арбитражным регламентом «Юнситрал».

Постоянно действующие третейские суды — это органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора.

В Российской Федерации к наиболее известным из них относятся Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК) и Третейский суд для разрешения экономических споров, осуществляющие свою деятельность при Торгово-промышленной палате Рос-

1 Типовой закон «Юнситрал» о международном торговом арбитраже (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, 21 июня 1985 г.).

сийской Федерации2. Кроме них существуют и другие третейские суды, образуемые в соответствии с Федеральным законом № 102 от 24.07.2002 г. «О третейских судах в РФ»3.

За рубежом третейское разбирательство по делам о коммерческих спорах между предпринимателями организуют такие известные арбитражные органы, как Лондонский международный третейский суд4, Международный арбитражный суд Международной Торговой палаты в Париже, Американская арбитражная ассоциация, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма5, Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики в Вене и др.

Рассматривая вопросы третейских процедур, нужно помнить, что для российского права термином «арбитражный суд» обозначается государственный орган, являющийся частью судебной системы страны, тогда как в мировой практике название «арбитражный суд» является синонимом суда третейского.

История третейского разбирательства насчитывает несколько столетий6. Идее урегулирования споров между предпринимателями без участия государства путем третейского разбирательства, то есть обращения к известным и уважаемым людям, столько же лет, сколько и самой коммерции. Легитимность третейских процедур основана на свободе воли и действий граждан, их автономии в хозяйственной деятельности.

Согласно международной практике третейские суды, как правило, создавались при торговых или торгово-промышленных палатах в виде общественных самоуправляемых организаций.

2 См. подробнее о процедурах, применяемых в МКАСе: Кабатов В. Применимое право при разрешении споров в МКАСе при ТПП РФ // Хоз-во и право. 1998. № 5-6; Розенберг М.Г. Международный договор и иностранное право в практике Международного коммерческого арбитражного суда. — М.: Статут, 1998; Практика Международного коммерческого арбитражного суда: Научно-практический комментарий / Сост. и авт. ком. М.Г. Розенберг. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

3 Российская газета. 2002. 27 июля.

4 Воробьев А.А., Воробьев А.Б. Арбитражный суд в Лондоне (сравнительно-правовое исследование). — М.: Ассоциация независимых издателей, 2000.

5 Международный коммерческий арбитраж в Швеции. — М.: ТПП СССР, 1984.

6 Процедура рассмотрения дел третейскими судами была известна еще в Древнем Риме. Так, в 4-й книге Дигестов Юстиниана устанавливается, что «соглашение сторон о передаче их спора на разрешение третейского суда действует подобно судебному порядку и имеет целью окончание споров». Законы того времени подробно регламентировали третейские процедуры. См.: Дигесты Юстиниана / Пер. с латинского / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. — М.: Статут, 2002.

Так, в России в 1911 г. был подготовлен проект Общего положения о торгово-промышленных палатах, где, в частности, предусматривалось, что «палаты разрешают в качестве третейского суда возникающие по торгово-промышленным делам споры в случае состоявшегося об этом соглашения между сторонами, с соблюдением всех особых к сему относящихся предписаний закона».

В советское время правами третейского суда обладали биржевые арбитражные комиссии при товарных и фондовых биржах, образованные в 1922 г. и действовавшие в период нэпа.

Наиболее ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 г. Внешнеторгового арбитража при Торгово-промышленной палате СССР. С этого же времени работает Морская арбитражная комиссия. В тот период в стране существовали именно эти два постоянно действующих третейских суда. Однако круг отнесенных к их компетенции дел ограничивался преимущественно спорами, вытекающими из внешнеторговых контрактов, когда одна из сторон спора находилась за рубежом.

Вплоть до 1992 г. деятельность третейских судов в России не получала должного развития. В нормативном порядке не предусматривалось создание каких-либо постоянно действующих третейских судов. Кроме того, вопреки основному принципу деятельности третейского суда, когда вынесенное решение является окончательным, главный арбитр Госарбитража имел право своим постановлением отменить это решение.

С началом экономических реформ в России и переходом к рынку институт третейского разбирательства был востребован участниками хозяйственного оборота. Третейские суды стали образовываться при товарных и фондовых биржах, банковских союзах, других крупных ассоциациях различных предпринимателей. В частности, и при Союзе юристов действует третейский суд. К настоящему времени только в Москве насчитывается уже свыше 40 постоянно действующих третейских судов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — около 20.

Правовые основания деятельности третейских судов в России закреплены в Федеральном законе «О третейских судах в РФ».

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» регулирует порядок образования и деятельности судов, находящихся на территории России. Этим законом установлено, что в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ в п. 6 ст. 4 определяет право сторон по своему усмотрению до принятия ар-

битражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, передать спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, на рассмотрение третейского суда. Часть 3, п. 1 ст. 150 АПК РФ предусматривает обязанность арбитражного суда прекратить производство по делу, если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда. Часть 5, п. 1 ст. 148 АПК РФ гласит, что арбитражный суд обязан оставить иск без рассмотрения, когда имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде.

Следует отметить, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ нацеливает судей на более широкое применение третейских процедур для урегулирования судебных споров. Так, в соответствии со ст. 135 АПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам их право передать спор на разрешение третейского суда. Коррелирующий с этой статьей п. 4 ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в РФ» гласит, что третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом. Анализ этих новых законов в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что государство стало поощрять проведение третейских процедур для урегулирования хозяйственных споров.

Большое значение для понимания роли третейских судов и регулирования их работы имеют определения Конституционного Суда РФ по вопросам, связанным с их деятельностью. Так, в частности, Конституционный суд РФ своими решениями разъяснил, что:

— конституционному праву на судебную защиту не противоречит передача спора на рассмотрение третейского суда (Определение № 123-О от 21.06.2000 г.);

— третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации (Определение № 45-О от 13.04.2000 г.);

— запрет на пересмотр государственным судом по существу решения, вынесенного международным арбитражем (третейским судом), установленным нормами Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.93 г. в развитие принципов, закрепленных статьей V Нью-Йоркской конвенции 1958 г. «О признании и приведении в исполнение ино-

странных арбитражных решений», не противоречит конституционному праву на судебную защиту (Определение № 191-О от 09.12.99 г. и Определение № 214-О от 26.10.2000 г.);

— подписание стороной в споре арбитражного соглашения (арбитражной оговорки в договоре) представляет собой «реализацию права на свободу договора» и не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении конституционного права на судебную защиту (Определение № 214-О от 26.12.2000 г.).

Принятые решения Европейского суда по правам человека также носят основополагающий характер и подлежат изучению адвокатом в контексте работы третейских судов.

Так, в 1982 г. в одном из решений судом был отмечен принцип, согласно которому поскольку назначение третейских судей производится сторонами, постольку наличие близких отношений между судьями не противоречит ст. 6 Европейской конвенции по правам человека, если применяемая процедура назначения арбитров дает сторонам равные права и возможности. В этом же решении суд отметил, что ограниченный контроль за третейским решением со стороны государственных судов также не противоречит ст. 6 Конвенции.

В другом решении суда, принятом в 1991 г., определены цели и объем контроля в отношении решения третейского суда со стороны государственных судов. Было подчеркнуто, что, признавая и разрешая принудительное исполнение третейского решения, государственный суд осуществляет контроль и гарантирует, что процедура третейского разбирательства была справедливой и корректной и проведена с соблюдением фундаментальных прав сторон. Кроме того, в решении было указано что:

третейский суд приобретает юридическую значимость как продукт свободы воли сторон, только если стороны требуют, чтобы их третейское соглашение или решение суда было признано государством;

заключение соглашения о третейском суде должно рассматриваться как частичный отказ от прав, предусмотренных Конвенцией;

государство в принципе не несет ответственности за действия третейского суда;

государству, однако, дается право наделять решение третейского суда принудительной исполнительной силой, если государственные суды считают, что при рассмотрении дела третейским судом были соблюдены основополагающие гарантии. Это, однако, не означает полного контроля за тем, были ли соблюдены арбитрами все те гарантии, которые требуются от государственных судей, например публичности судебного

разбирательства, но должно проверяться, соблюдаются ли минимальные стандарты справедливости7.

Итак, третейский суд — это негосударственный, независимый орган. В этом главное преимущество третейского суда, где значительно уменьшена возможность влияния государства на разрешение спора. Подведомственность споров такому суду исключительно добровольная, основанная на соглашении сторон. При заключении контракта или при возникновении разногласий стороны имеют право в письменном виде договориться, что возникающие между ними споры будут рассматриваться третейским судом. При этом они должны точно указать его наименование и местонахождение.

Существенным преимуществом третейского суда служит то обстоятельство, что его судьями являются наиболее известные и уважаемые юристы, часто из разных стран мира, широко эрудированные, со знанием языков, обычно обладающие более широким взглядом на правовые явления. Решения, принимаемые ими, носят более ярко выраженный характер справедливости, основываются на международно-правовых нормах и тенденциях развития международных правоотношений в бизнесе.

Другим достоинством третейского суда является то, что его решение окончательное, не подлежит изменению, обязательно для сторон, а в случае, если сторона добровольно не исполняет решение, оно исполняется в принудительном порядке. Такое решение имеет силу закона. Гарантом признания и принудительного исполнения третейского решения, вынесенного на территории России, являются положения главы VIII об исполнении решений третейского суда Федерального закона «О третейских судах»; иностранного третейского решения в странах разной юрисдикции служит Нью-Йоркская конвенция 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»8, участниками которой являются более ста стран мира, в том числе и Россия9.

7 Цит. по статье: Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // Вестник ВАС. 2001. № 4. — С. 91.

8 См подробнее о признании и исполнении иностранных судебных решений по экономическим спорам // Вест. ВАС. 1999. Спец. прил. к № 3. — С. 177-182.

9 Российская Федерация, кроме того, участник целого ряда других международных конвенций и договоров по вопросам признания и исполнения третейских судов. В частности, Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Московской конвенции «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» 1972 г., Конвенции государств — членов СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 г., Соглашения государств — участников СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», двусторонних договоров о правовой помощи и защите инвестиций, заключенных с различными зарубежными странами.

Таким образом, обращаясь в третейский суд, участники международных коммерческих отношений могут быть уверены, что решение третейского суда будет исполнено в любом государстве — участнике Конвенции, за исключением небольшого круга оснований, по которым компетентный государственный суд может отказать в признании и исполнении решения третейского суда.

Для третейского разбирательства приоритетной задачей является защита частных законных интересов сторон. Кроме того, процедура третейского разбирательства не содержит строгих формальных процессуальных требований к сторонам, которые в определенной мере сковывают их действия при защите своих интересов.

Но рассмотрение дела третейским судом имеет и существенные минусы. Они состоят в том, что хотя спор разрешается в одной инстанции, но сроки рассмотрения дела обычно более длинные по сравнению со сроками, принятыми в арбитражный судах России. Клиент несет более значительные расходы по уплате пошлины и оплате иных судебных процедур. Кроме того, в большинстве третейских институтов нет права на отсрочку уплаты пошлины, а в некоторых случаях и при определенных условиях решение третейского суда может быть пересмотрено государственным судом.

Все вышесказанное и практика участия адвокатов фирмы «Юстина» в рассмотрении дел в различных третейских судах позволяет выделить случаи, когда клиенту можно рекомендовать включать в текст соглашения третейскую оговорку для передачи дела в тот или иной третейский суд. Это можно делать тогда:

— когда стороны зарегистрированы в различных юрисдикциях. В этом случае они выбирают международный третейский суд, стремясь избежать рассмотрения дела в суде иностранного государства, чтобы не оказаться в более невыгодном положении из-за незнания языка, судебных процедур и т.д. При этом нивелируется влияние того или иного государства на принятие судебного решения;

— когда сделка является многосторонней и будет исполняться в странах различной юрисдикции;

— когда стороны зарегистрированы в одной стране, но одна из них является «слабой» по отношения к другой. Например, в

случае заключения контракта с крупной компанией, в том числе государственной, в успешной деятельности которой имеется государственный интерес.

lawbook.online

41. Судебная власть. Основные принципы организации и деятельности судебной власти.

Главное назначение судебной власти — разрешение конфликтов в обществе.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, «судебного присутствия», т.е. Особой процессуальной форме, установленной законом.

Судеюная власть принадлежит судебной коллегии ( по малозначительным делам — единолично судье), действующей в процессе, т.е. рассматривающей в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры.

В странах тоталитарного социализма в процессе по первой инстанции участвует 1 судья и 2 народных заседателя, вго многих европейских странах- 6-9 присяжных (судебных) заседателей, шеффенов или ассизов, в странах англосаксонского права — судья и 12 присяжных ( в нек штатах США — 24 присяжных).

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству.

Особенности судебной власти как независимой ветви предполагают судейское самоуправление — наличие рассматриваемых ниже высших советов магистратуры, общегосударственных и других советов судей, высших и иных квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы.

42.Система общих судов. Специальные суды. Негосударственные суды в зарубежных странах.

Суды общей юрисдикции («общие суды»), рассматривающие уголовные дела, гражданские и иные трудовые споры. В некоторых постсоциалистических странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые функции административной юстиции. К судам общей юрисдикции относятся также мировые судьи, единолично рассматривающие малозначительные уголовные и гражданские дела. Система общих судов всегда включает иерархические звенья от верхних до нижних судов. Особое место в этой системе занимают суды присяжных ( в некоторых штатах США они рассматривают не только уголовные, но и гражданские дела).

Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие ( по торговым делам) и др. Судьи в этих делах помимо юридического иногда имеют другое образование ( педагогическое – в судах по делам малолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, они обычно не имеют системы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как бы отделениями при общих судах.

Особое звено специальных судов – административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления (США, GB), но в данном случае это как бы не совсем суды (они часто называются трибуналами по профессиям: для врачей, адвокатов и т.д.). В других странах они составляют целостную систему: верховные административные суды (Франция, Италия, Нидерланды)

Народные (Негосударственные) суды (Частные суды)

суд народных заседателей

Трете́йский суд (арбитраж) — это институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Проще говоря, рассмотрение споров между сторонами лицом (лицами), которому они это доверяют.

Третейские суды бывают двух видов:

третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая)

образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, оперативность, меньшая материальная затратность по сравнению с разрешением споров в государственном суде, а также немедленное вступление решения в силу.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

конфиденциальность (отсутствие гласности судебного разбирательства);

ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;

пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;

перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах. Так, например, в США около 60% коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925). На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация Суд прися́жных — институт судебной системы, состоящий из скамьи присяжных заседателей, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы пра́ва. Суд присяжных рассматривает серьёзные уголовные дела в первой инстанции и его решения не подлежат апелляционному обжалованию в части установленности вины. В некоторых штатах США присяжные могут принимать решение только единогласно. В других же — простым или квалифицированным большинством. Также в некоторых странах присяжные дают рекомендацию о применении высшей меры наказания или о наличии смягчающих вину обстоятельств. Однако, вопрос избрания меры наказания всегда решает только судья. В уголовном процессе присяжные обычно выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, в гражданском процессе решают только вопрос факта. Присяжные подбираются с соблюдением определённых условий.

Товарищеский суд — неофициальный суд, проводимый над провинившимся в чём-либо членом коллектива

studfiles.net

МОСКВА, 18 окт – РАПСИ. Третейские суды в России в период с 2002 по 2016 годы рассматривали не более 1,1% гражданско-правовых споров, такие данные привел исполнительный сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК) Андрей Назаров на заседании, посвященном реформе негосударственных судов.

На экспертной площадке ЦОП БПК накануне состоялось обсуждение реформы третейских судов, которая призвана снизить нагрузку на государственную систему правосудия и разрешить осуществление деятельности только заслуживающим доверия арбитражам.

Назаров отметил, что в ряде стран Западной Европы доля дел, рассматриваемых третейскими судами, доходит до 75-80%, а в некоторых странах и вовсе отсутствует система государственных арбитражей.

В 2015 году был принят Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Согласно его положениям, постоянно действующие арбитражные учреждения могут создаваться лишь при некоммерческих организациях. Для осуществления деятельности по рассмотрению споров необходимо получить разрешение от Правительства РФ, которое, в свою очередь, руководствуется рекомендациями Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции.

Не все представители юридического сообщества считают данный порядок оптимальным. Верховный суд (ВС) рассматривал иск об оспаривании порядка формирования Совета по совершенствованию третейского разбирательства. На заседании ВС судья третейского суда заявлял о необъективности Совета и недостатках реформы системы негосударственных арбитражей в целом.

В ходе обсуждения в ЦОП БПК, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб заявил о том, что в настоящее время только два третейских суда получили положительную рекомендацию Совета при Минюсте, тогда как в стране насчитывается порядка 1,5 тысячи арбитражей. Гриб отметил что в данный Совет входят представители организаций, которые претендуют на открытие постоянно действующих арбитражных учреждений. «Получается, что они будут решать целесообразность создания других третейских судов, которые, по сути, являются их прямыми конкурентами», — заключил эксперт.

Участники заседания ЦОП БПК отметили повысившийся уровень доверия к третейским судам в России. Среди преимуществ негосударственных арбитражей эксперты выделили быстрое рассмотрение споров (один месяц против 120-270 дней в государственных судах), возможность выбора арбитров сторонами, процедуру принудительного исполнения решения по делу с участием иностранных субъектов, предусмотренную Конвенцией «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений». К недостаткам арбитражей отнесли высокую стоимость процедуры по сравнению с оплатой пошлины в государственных судах, а также риски от возможной аффилированности третейских судей с учетом того, что вынесенное ими решение является окончательным.

rapsinews.ru

Вопрос-ответ

Каковы претензии к существующему порядку со стороны судебной системы и в чем смысл предлагаемых изменений?

Полагаю, что как таковых, претензий к третейским судам у государства нет, более того, несмотря на то, что ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» был принят в 2002 году, до настоящего времени он остается своего рода новеллой, нормативным актом, не получившим широкого распространения среди участников гражданско-правовых отношений.

Во многом, на мой взгляд, реформирование системы третейского разбирательства является этапом реформирования судебной системы в целом. И в какой-то мере мы здесь полагаемся на опыт зарубежных стран, где не существует так называемого государственного арбитража, его функции выполняет арбитраж коммерческий, или третейский суд. Именно этим вызвано особое внимание государства к третейским судам, система которых получит более динамичное развитие в связи с объединением государственных судов.

Смысл предполагаемых изменений сводится к упорядочению деятельности третейских судов, приведению к единообразию процедуры третейского разбирательства, квалификационных требований к арбитрам, повышению престижа данного института.

Принципиальным различием, которое нашло отражение в законопроектах, как уже представленных на обсуждение, так и находящихся в стадии разработки, является выбор вектора развития системы третейских судов — по принципу саморегулирования либо государственного регулирования.

Какой реформа третейского производства видится самим третейским судьям?

На Всероссийской Конференции арбитров, которая проходила в июне 2013 года в Москве под председательством председателя Национального совета третейских арбитров и судей Ю. И. Скуратова, эти вопросы были представлены на обсуждение арбитрам.

Реформирование системы третейских судов, безусловно, необходимо, но важно осознавать, что обращение в третейский суд является альтернативным судебному способом разрешения гражданско-правовых споров. Третейский суд является институтом гражданского общества, наделенным публично-значимыми функциями, предоставляет право заинтересованным лицам по своему усмотрению обратиться за разрешением спора в государственный суд или избрать альтернативную форму защиты. Беспристрастность и независимость третейских судов во многом определяется тем, что третейские суды не входят в судебную систему РФ, не осуществляют правосудие, независимы от органов государственной власти, но вместе с тем при вынесении решений руководствуются основополагающими принципами российского права.

И еще очень важно отметить, что регламентирование возможно в отношении постоянно действующих третейских судов. Но система третейских судов включает в себя и так называемые «ad hoс» — третейские суды, образованные сторонами для решения конкретного спора, и образование таких судов может носить исключительно уведомительный характер.

Регулирование конечно необходимо, но оно должно способствовать развитию системы третейских судов, а не поглощению более мелких крупными, в противном случае это противоречит основным принципам их создания, ну и само собой Конституции: право сторон на передачу гражданско-правового спора в третейский суд основано на ст. 45 ч.2 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 8, ч.1, согласно которой в РФ гарантируется свобода экономической деятельности и поддержка
конкуренции , и ст. 34. ч.1, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Большинство арбитров сходятся во мнении, что наиболее эффективным представляется развитие системы третейского разбирательства в условиях добровольного саморегулирования, именно этот механизм будет способствовать скорейшему становлению данного института гражданского общества в РФ.

Каковы особенности третейского разбирательства?

К особенностям третейского разбирательства можно отнести его быстроту рассмотрения спора (стороны могут в своем третейском соглашении установить сроки рассмотрения спора). На практике, в обычном производстве без процедуры выбора состава суда, если стороны до подачи иска в Третейский суд своим соглашением избрали состав суда может понадобиться всего 6 рабочих дней.

Второй особенностью третейского разбирательства в отличие от государственного судопроизводства является возможность выбора сторонами судебного состава. Стороны своим соглашением, например, при подписании договора, могут избрать состав суда , определить что рассмотрение спора осуществляется коллегиально
или единолично, либо сделать этот выбор позднее, после подачи заявления в третейский суд.

Третья особенность — конфиденциальность третейского разбирательства. В отличие от компетентных судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, третейские суды проводят закрытые судебные заседания, если стороны не выразили намерение на проведение открытых слушаний в своем третейском соглашении.

Можно отметить также невозможность обжалования решения третейского суда. В третейском соглашении стороны могут предусмотреть, что решение, вынесенное третейским судом, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Кроме того, стороны сами могут выбрать место рассмотрения спора и даже самостоятельно определить дополнительные процессуальные правила и нормы, расширив или сузив свои процессуальные права и обязанности, при условии, что это не будет противоречить основополагающим принципам Российского законодательства.

Каковы возможности у нижегородцев, которые бы желали прибегнуть к процедуре третейского разбирательства?

Сегодня на территории Нижегородской области работают постоянно действующие третейские суды как имеющие специализацию по отраслевому принципу, так и многопрофильные, рассматривающие внутренние и международные споры. Закон «О третейских судах в РФ» позволяет арбитрам иметь аккредитацию в нескольких судах одновременно и таким образом, участники гражданско-правовых отношений, передающие свой спор на разрешение третейского суда, могут
отдать предпочтение как конкретному третейскому суду, так и конкретному арбитру.

Любое физическое или юридическое лицо, желающее прибегнуть к процедуре третейского разбирательства, может прислать в гражданскую канцелярию Третейского Суда (e-mail: tsblasp@tsblasp.ru) все интересующие его вопросы и сделать свой выбор третейского суда.

© 2014–2018 Нижегородская региональная общественная организация правовой поддержки «Быстрый легитимный арбитраж споров»

www.tsblasp.ru

Смотрите еще:

  • Аккорды развод слепаков Семён Слепаков «Развод — самый счастливый день», аккорды и текст песни «Развод — самый счастливый день» 2014 год, аккорды в тональности D D Солнечным летним днем, D…………………G Мы с тобою вдвоем, G…………………….A […]
  • Лендинг осаго Продающий лэндинг ОСАГО лэндинг Кликов по объявлениям ОСАГО многих. продающий Интернет-магазин как бизнес Данный вид нужно просто на несезонный период немного ОСАГО рекламный бюджет, хотя для некоторых тем […]
  • Как удерживать алименты с зарплаты Удержания по исполнительному листу Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.