Уроки закон божий дети

Уроки закон божий дети

«Всякая школа должна не только сообщать детям тот или иной круг знаний, но вместе с тем должна воспитывать учащихся. Средством воспитывающего обучения должен служить всякий предмет, включенный в курс школы, но главным предметом воспитывающего обучения, бесспорно, является Закон Божий, так как религиозное знание обнимает собою все стороны духовной жизни человека. Законоучитель в школе является не просто преподавателем Закона Божия, но и проповедником; уроки его должны действовать не столько на ум ребенка, сколько на его чувство, т. е. не только обогащать детей знанием основных христианских догматов, но увлекать детей к делам, сообразным с требованиями христианской нравственности. Добро делается не по расчету, а по порывам и влечениям сердца. В воспитательной стороне преподавания Закона Божия заключается главная цель изучения его в школе как особого предмета. Живя в доброй христианской семье, дети еще до школы получают начала религиозного знания, но в большинстве случаев дошкольные религиозные сведения детей бывают крайне сбивчивы и неправильны. Вследствие этого законоучитель в школе должен прежде всего заняться обучением детей, т. е. сообщением им определенных знаний о Боге и Его некоторых свойствах, об Ангелах, о душе человеческой и т. д. Без сообщения детям этих начальных, основных религиозных сведений никакое воспитательное влияние законоучителя на своих питомцев не может иметь места, и все его назидательные речи не могут задеть сердце ребенка, так как учение о нравственности не будет иметь под собой твердого основания».

Священник Сосунцов Е.Ф.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

Курс младшего отделения начальной школы

Предисловие к третьему изданию

О преподавании Закона Божия в начальной школе

Порядок и способ изучения молитв. Часть I

Порядок и способ изучения молитв. Часть II

Урок 1. Единство Бога по существу и Его духовность

Урок 2. Всемогущество и вечность Бога

Урок 3. Необходимость молитвы, понятие о молитве. Объяснение молитвы «Господи, благослови»

Урок 4. Свойства Божии: вездесущий, всеведение, премудрость и благость

Урок 5. Крестное знамение, перстосложение, значение последнего как символического изображения догмата Святой Троицы

Урок 6. Равенство Лиц Святой Троицы. Научение молитве «Во имя Отца…»

Урок 7. Научение молитвам «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

Урок 8. Поклоны и благословение

Урок 9. Сотворение мира невидимого. Падение ангелов. Молитва «Свят, Свят…»

Урок 10. Понятие о грехе. Падение ангелов. Душа. Мздовоздаяние за гробом

Урок 11. Сотворение человека. Грехопадение людей

Урок 12. Обетование о Спасителе и исполнение этого обетования

Урок 13. Научение молитвам «Господи, помилуй» и «Святый Боже…»

Урок 14. Научение молитве «Боже, милостив буди ми грешному»

Урок 15. Научение молитве «Пресвятая Троице…»

Урок 16. Молитва Иисусова и молитва «Буди имя Господне…»

Урок 17. Рассказ о Рождестве Божией Матери и Введении Ее во храм

Урок 18. Научение молитве «Достойно есть…»

Урок 19. Благовещение Божией Матери

Урок 20. Посещение Богоматерью праведной Елизаветы. Научение молитве «Богородице Дево…» и повторение молитвы «Достойно есть…»

Урок 21. Научение молитве Господней

Урок 22. Окончание молитвы Господней

Урок 23. Повторение молитвы Господней и выяснение ее содержания

Урок 24. Рассказ о Рождестве Христовом и поклонении волхвов

Урок 25. Крещение Господне

Урок 26. Научение молитве Ангелу-хранителю

Урок 27. Окончание молитвы Ангелу-хранителю

Урок 28. Молитва после обеда и ужина

Урок 29. Объяснение праздника Сретение Господне

Урок 30. Беседа перед говением о посте, говении и исповеди

Урок 31. Беседа о таинстве причащения

Урок 32. Молитва за живых и умерших

Урок 33. Молитва святым

Урок 34. Вход Господень в Иерусалим

Урок 35. Страдания Иисуса Христа

Урок 36. Суд над Христом у Пилата

Урок 37. Крестные страдания, смерть и погребение Спасителя. Научение молитве благоразумного разбойника

Урок 38. Воскресение Христово

Урок 39. Вознесение Господне и изложение вкратце истории земной жизни Спасителя

Урок 40. Сошествие Святого Духа. Молитва Святому Духу

Прибавление (Приложение). Молитва утренняя

Окончание утренней молитвы

Окончание вечерней молитвы

Конспекты уроков по Закону Божию

Курс старшего отделения начальной школы

Урок 1. Необходимость для нашего спасения веры, молитвы и добрых дел. Вселенские Соборы. Понятие о «Символе веры»

Урок 2. О Священном Предании и Священном Писании. Первый член «Символа веры»

Урок 3. Второй член «Символа веры»

Урок 4. Третий член «Символа веры»

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Четвертый член

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Пятый член

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Шестой член

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Седьмой член

Урок 7. Восьмой член «Символа веры»

Урок 8. Девятый член «Символа веры»

Урок 9. Десятый член «Символа веры». Объяснение крещения и понятие о таинстве вообще

Урок 10. Раскрытие понятия о таинствах и объяснение таинства миропомазания

Урок 11. О таинствах причащения и покаяния

Урок 12. О таинствах священства, брака и елеосвящения

Урок 13. Одиннадцатый и двенадцатый члены «Символа веры»

Урок 14. Психологическое основание молитвы и ее определение

Урок 15. Виды молитвы и условия ее действенности

Урок 16. Переход к молитве Господней и объяснение призывания

Урок 17. Первые три прошения молитвы Господней

Урок 18. Четвертое и пятое прошения молитвы Господней

Урок 19. Окончание молитвы Господней

Урок 20. Первая заповедь Десятословия

Урок 21. Вторая и третья заповеди Десятословия. Вторая заповедь

Урок 21. Вторая и третья заповеди Десятословия. Третья заповедь

Урок 22. Четвертая заповедь Десятословия

Урок 23. Пятая и шестая заповеди Десятословия . Пятая заповедь

Урок 23. Пятая и шестая заповеди Десятословия. Шестая заповедь

Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия. Седьмая заповедь

Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия. Восьмая заповедь

Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия. Девятая заповедь

Урок 25. Десятая заповедь и обобщение Десятословия

Урок 26. Учение о Блаженствах.

Урок 27. Окончание объяснения Блаженств

Урок 28. Краткое повторение «Символа веры», молитвы Господней, заповедей Десятословия и Блаженств

Урок 29. О храме и принадлежностях храма

Урок 30. Понятие о богослужении, смысл его. Церковные службы

Урок 31. Всенощное бдение

Урок 32. Утреня и понятие о всех ектеньях

Урок 33. Проскомидия

Урок 34. Литургия оглашенных

Урок 35. Литургия верных

Урок 36. Окончание и повторение Литургии верных. Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров

Урок 37. Об обрядах при совершении таинств крещения, миропомазания, причащения и покаяния

Урок 38. Обряды при таинствах священства, брака и елеосвящения. Молебны и панихиды

blagoslovenie.su

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

М етодические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Конспекты уроков по Закону Божию: Курс старшего отделения начальной школы.

По благословению епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана

© Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2002

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

Курс младшего отделения начальной школы

Конспекты уроков по Закону Божию

Курс старшего отделения начальной школы

Поделиться:

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Православный календарь

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Мученики Косма́ и Дамиа́н Римские

День памяти: 1 июля

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан — родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение недугующих святых братьев называли «безмездными врачами».

Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. Услышав об этом, христиане просили святых Косму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда святые Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели в судилище. Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира, и решительно отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8).

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, исполненных благодатной силой, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Доведенный до исступления этой коварной, все иссушающей страстью, он призвал святых братьев, когда-то любимых своих учеников, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Так мученически окончили свой земной путь безмездные целители — святые братья Косма и Дамиан, всю свою жизнь посвятившие христианскому служению ближним, избежавшие римского меча и темницы, но предательски убитые учителем.

Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.

Тропарь бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод: Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.

Кондак бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Молитва бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Римским

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст.37–42; гл.11,ст.1.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

(Мф. гл. 10, ст. 37-42, гл. 11, ст. 1.)

georgievka.cerkov.ru

Уроки по закону Божию для детей младшего возраста. Урок 1. Урок 2. Урок 3

Урок 1. Сотворение мира и человека (Быт. 1,1 – 27; 2,23)

Бог сотворил мир из ничего словом Своим. В начале Бог сотворил небо и землю. Под небом разумеются Ангелы, под землею — неустроенный видимый мир, который и устроил Бог в шесть дней.

В первый день Бог сказал: «Да будет свет», и стал свет. Во второй день Бог сказал: «Да будет твердь», и явилась твердь, или видимое небо. В третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша», и явилась суша с растениями, а по местам — моря, озера, реки. В четвертый день Бог сказал: «Да будут светила на тверди небесной», и явились солнце, луна и звезды. В пятый день Бог сказал: «Да произведет вода пресмыкающихся. и птицы да полетят над землею», и явились рыбы в водах и птицы в воздухе. В шестой день Бог сказал: «Да произведет земли— скотов, и гадов, и зверей», и явились животные земные. После того Бог сказал; «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И сотворил Бог человека: тело его Он создал из земли, а в лицо вдунул душу бессмертную, разумную и свободную, и стал человек живым. Имя первого человека было Адам. Потом сказал Господь: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему». И навел Господь на Адама крепкий сон, взял одно ребро его и из ребра создал жену.

Проснулся Адам, увидел жену и сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою». Имя первой жены было Ева. Бог благословил первых людей. После того посмотрел Бог на весь мир, который Он сотворил, и увидел, что он прекрасен. Бог не стал творить новых тварей и стал управлять миром, чтобы в нем был порядок, чтобы каждое творение исполняло назначение и прославляло бы Творца.

Седьмой день Бог назвал «суббота», т.е. покой или отдых, и повелел людям почитать седьмой день как день святой. Сотворение мира есть великое чудо Божие. Когда мы вспоминаем о сотворении мира, сердце прославляет Творпа и Вседержителя Господа, как прославлял Его Псалмопевец; «Благослови, душа моя. Господа. Все премудро Ты сотворил. Слава Господу, сотворившему все!» Пс. 103, 1. 24; церк. п.

Урок 2. Блаженство первых людей (Быт. 2, 8 — 17)

Первые люди Адам и Ева жили в раю и блаженствовали. Они не имели ни в чем нужды, даже и в одежде, поелику были невинны и чисты, как дети, не знали болезней, никаких огорчений, никаких несчастий; они часто беседовали с Богом и постоянно радовались. Не боялись и смерти первые люди, потому что в раю было дерево, называемое «древо жизни», плодами которого питаясь, они никогда бы не умерли, но вечно жили бы телом. Занятием первых людей было возделывать и хранить рай — прекрасный Божий сад, в котором были всякие деревья, а на них плоды прекрасные и вкусные. Адам и Ева ели плоды со всех деревьев рая кроме одного дерева, которое было посреди рая и называлось «древо познания добра и зла». Об этом дереве Бог сказал человеку: «Не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь».

Урок 3. Грехопадение первых людей и обетование о Спасителе (Быт. 3, 1 – 24)

Прежде сотворения видимого мира Бог сотворил мир невидимый Ангелов. Один из светлых Ангелов возгордился перед Богом, захотел быть равным своему Творцу; за то Бог удалил его с неба, и стал он темным и злым духом,— его называют диаволом. За ним пали с неба его сообщники, которые также стали темными и злыми духами,—их называют бесами.

Позавидовал диавол людям, что они блаженствуют в раю, и задумал соблазнить их на грех. Он хотел, чтобы Бог прогневался на людей и удалил бы их от Себя, чтобы люди мучались вечно, как мучаются они — злые духи.

Однажды Ева проходила по раю и остановилась перед запретным деревом. В эту минуту змий, в которого вошел обольстительный диавол, спросил ее: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев рая?» Жена ответила: «Мы едим со всех деревьев, только не едим с одного этого дерева. Бог сказал: не ешьте, чтобы не умереть». Змий сказал: «Не умрете, но как только вкусите, будете, как боги, знающие добро и зло», Ева соблазнилась словами змия; захотелось ей знать добро и зло, она сорвала — плод с запрещенного дерева и ела, потом дала Адаму, и он ел.

Как только вкусили Адам и Ева запрещенного плода, они увидели, что они наги, и почувствовали стыд и страх. Они сорвали листья с дерева и ими закрыли свою наготу. Слышат они, ходит по раю Господь; раньше они радостно встретили бы Господа, теперь же спрятались от Него за дерево.

— Адам, где ты? — спросил Господь.
— Я наг,— ответил Адам,— убоялся Тебя и скрылся.
— Кто ж тебе сказал, что ты наг? — спросил Господь,— Не вкусил ли ты запрещенного плода?
— Жена, которую Ты мне дал, соблазнила меня, — сказал Адам.
— Что ты это сделала? — спросил Господь жену.
— Змий меня соблазнил,— ответила Ева.

Так согрешили первые люди. Вместо того чтобы покаяться во грехе и просить у Бога прощения, грешники слагали вину один на другого. Бог прогневался на согрешивших людей и изрек на них Свой праведный суд.

Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя; в поте лица (т.е. тяжелыми трудами) ты будешь доставать себе пропитание до тех пор, пока не умрешь. Ты земля, в землю и пойдешь». Жене Бог сказал: «В болезнях ты будешь рождать детей и будешь под властаю у мужа». Змию и диаволу Бог сказал: «Проклят ты пред всеми животными; родится от Жены Потомок, Который сотрет главу твою, победит тебя». Этими последними словами, в которых заключалось обещание о Спасителе мира, Милосердый Господь дал людям надежду на спасение.

После того Господь изгнал Адама и Еву из рая и поставил во вратах рая Херувима с пламенным мечом, чтобы он не пускал грешников в рай.

www.portal-slovo.ru

Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества

Наша книга поможет преподавателям Воскресных школ проводить уроки Закона Божия и рисования на заданную тему с детьми младшего школьного возраста. Также она будет хорошим подспорьем родителям, которые смогут познакомить детей с основами христианской веры и развить их творческие способности. И, наконец, сами дети, приложив немного трудолюбия и усидчивости, не только узнают Священную Историю, но и с интересом проведут своё свободное время.

Книга включает в себя подробные, методически разработанные уроки Закона Божия в сочетании с уроками рисования на тему беседы.

Наше издание поможет:

  • преподавателям Воскресных школ проводить уроки Закона Божия и рисования на заданную тему с детьми младшего школьного возраста (6–8 лет);
  • преподавателям дисциплины «Основы православной культуры» в светских школах, так как книга написана с учетом требований современных методик преподавания в начальных классах;
  • учителям начальных классов на уроках рисования;
  • родителям, которые будут знакомить детей с основами христианской веры и выполнять с ними совместную творческую работу.

В основе методики преподавания любого предмета (в том числе и Закона Божия) лежит осознание взаимосвязанных и взаимовлияющих положений: зачем, кого, чему, как и в каких условиях учить.
Изменение любого положения может повлиять на методику преподавания в целом.

Проиллюстрируем это на примерах.

Посмотрим, как связаны положения «В каких условиях учить?» и «Как учить?» В современном мире существует много других, кроме школы, источников информации: компьютерные сети (самая большая из которых — Интернет), телевидение, радио, видео. Эти источники — нравится нам это или нет — более информативные, зрелищные и яркие. Значит, школа (особенно Воскресная школа) должна предложить не просто информацию, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. При этом серьёзные базовые знания обязательны, но деятельность нельзя заменить механической передачей, запоминанием и воспроизведением информации. «Кто требует от школы лишь знаний и при этом не ставит на первый план духовное, нравственное и умственное развитие ребёнка, тот пытается, по сути, поставить телегу впереди коня» 1 .

На первом месте должно быть умение учиться, воспитание способности к самоизменению, саморазвитию, ощущение ребёнком своего роста. Таким образом, ребёнок вместо объекта обучения (того, кого учат) становится субъектом обучения (тем, кто сам учится).

Как же это осуществить на практике? На такой вопрос отвечает теория учебной деятельности. Некоторые её положения мы попытались применить в данной разработке. Например, начало каждого урока является мотивационно-полагающим этапом к изучению темы урока, то есть создаёт желание и мотив узнать нечто новое. Так как наши ученики — дети младшего школьного возраста, то используются учебно-игровые ситуации (см. урок «Плоды растений и “плоды” человека»), а мотив становится эмоционально окрашенным (радость, удивление — см. уроки «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово. Поклонение волхвов»).

Теперь обратимся к взаимосвязи положений «Кого учить?» и «Как и чему учить?» Мы идем к детям 6–8-летнего возраста, у которых преобладающим является наглядно-образное мышление (то есть мышление наглядно представляемыми образами). Только после семи лет начинает формироваться мышление в форме отвлечённых понятий и рассуждений — абстрактное. Поэтому мы сознательно избегали многих, естественных и ясных взрослому человеку, абстрактных понятий, отталкиваясь от наглядно-представляемых образов. Например, на уроке, посвящённом молитве «Отче наш», для объяснения молитвы было выбрано только три положения (см. урок «Молитва «Отче наш»»).

Учтены возрастные особенности детей и в последовательности построения урока: время для активного слушания — 8 минут, для беседы — 10 минут. Как бы ни было велико желание подробнее и шире осветить тему, приходится многое отложить на последующие годы обучения. И оставить только самое важное, то, что отвечает логике изложения, выбранной учителем в конкретном случае.

Константин Дмитриевич Ушинский просто и ясно сформулировал две самые актуальные для детей этого возраста темы: вокруг да около. Это жизнь, которая окружает ребёнка: родные люди и друзья, предметы, а ещё времена года. На уроки Закона Божия, которые посещает ребёнок, влияет церковный календарь, поэтому именно его мы заложили как основу календарно-тематического планирования. Конечно, возможны и другие варианты, например следовать последовательности изучаемых событий.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил на открытии Десятых образовательных Рождественских чтений о важности дать почувствовать и понять, что «вера — это не сумма абстрактных знаний, а жизнь, наполненная любовью к Богу и людям». Почти на каждом уроке мы обращались к темам «вокруг да около», чтобы у детей не возникло представления об отдалённости и оторванности предмета Закона Божия от их детской жизни, а ощущение теснейшей с ним связи. Поэтому в беседы вставлены логически связанные с темой урока небольшие произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Осеевой) о жизни детей-сверстников с реальными, актуальными для учеников и нравственно окрашенными историями.

А теперь немного о рисовании на наших уроках Закона Божия. Детские рисунки необходимы для нас: в них отражается не только бытовая, но и духовная жизнь.

Рисунки детей должны быть красивыми, содержащими смысл, а сам процесс выполнения работы должен иметь нравственный характер — воспитывать трудолюбие, взаимоуважение, умение доводить начатое до конца, стремление создавать прекрасное, доброе. Нужно стараться, чтобы ребёнок передавал состояние своей души.
Практически каждое занятие построено на основе обучения навыкам: передачи детям знаний, развития восприятия цвета, формы, композиции, формирования технических навыков и творческих способностей. Детям необходимо предоставлять возможность проявить свои индивидуальные способности.

Если говорить о тематике, то в течение учебного года можно провести несколько занятий на свободные темы бытового плана (например, «Готовимся к празднику», «Я помогаю маме», «Любимое занятие»).

Также нужны уроки, на которых дети могут проявить свою творческую самостоятельность и почувствовать определенную целесообразность создания работ: праздничной открытки, подарка, книжечки (Молитвы, Десять заповедей, Жития святого и так далее).

Конечно, работы детей — это не столько технически грамотно сделанные рисунки, сколько поделки, выполненные с помощью различных средств: красок, чернил, мелков, ваты, готовых форм, ткани, природного материала и так далее. Однако эти средства помогают расширять восприятие и возможности детей, вызывают ощущение успешности и уверенности.

Педагогам, занимающимся с детьми 6–8 лет изобразительной деятельностью, мы рекомендуем отобрать самое необходимое из данной разработки в соответствии с особенностями детей, их уровнем, посещаемостью, а также возможностями Воскресной школы.

В качестве наглядного материала детям предлагается несколько видов (небольшой спектр) одного и того же явления, предмета. Например: небо — голубое, синее, розоватое, безоблачное, покрытое облаками и так далее; деревья — высокие, низкие, с прямыми, извилистыми стволами и так далее.

Нежелательно использовать образцы готовых работ, чтобы не закреплять в детях шаблонное восприятие, а развивать в них собственные представления. Применение разнообразных средств на занятиях вызывает особый интерес со стороны детей, но может представлять определённые трудности в организации занятий, поэтому предполагается привлечение родителей для оказания помощи, тем более, что это объединяет детей, педагогов и родителей, создает дружную «семью-коллектив».

Акцентируем внимание на добром правиле: каждый урок начинать с молитвы «Царю Небесный» и заканчивать «Достойно есть».

Главное в нашей работе, чтобы дети полюбили Церковь, Воскресную школу, с радостью занимались различными видами деятельности, стремились жить по-христиански, дарили людям тепло, свет, праздник.

  1. Учительская газета. 1988. 18 окт.

Издание подготовлено Отделом духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии.

Заведующая редакцией — Т. Тарасова.

Художники — Ю. Черепанов, М. Черепанова.

Редакторы — О. Темнова, О. Шпак.

Технический редактор — З. Кондрашова.

www.rop.ru

Смотрите еще:

  • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
  • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.