Ведомости накопительная пенсия

Центробанк и Минфин отказались от идеи обязать работающих россиян отчислять часть зарплат на пенсионные накопления. Об этом в четверг заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов (его слова передало RNS) и подтвердил представитель Минфина.

Концепция будущей пенсионной системы меняется: теперь граждан ждет не автоподписка, а авторегистрация в системе индивидуального пенсионного капитала (ИПК), заявил Швецов. Работодатель будет предварительно знакомить работника с правилами участия в системе, после чего тот подпишет «специальный документ». Она позволяет сохранить принцип добровольности при минимизации необходимых действий для вступления в систему, отмечает представитель ЦБ.

Система ИПК должна сменить государственную накопительную пенсионную систему, взносы в которую заморожены с 2014 г. Вместо работодателя их будет делать работник: он может сам выбрать ставку от 0 до 6%, а если не сделает этого, ставка с 0% будет ежегодно расти на 1 п. п.

Минфин и ЦБ хотели, чтобы к новой системе людей подключали автоматически: либо по прямому указанию закона, либо включив такую норму в Трудовой кодекс, либо через публичную оферту НПФ, на которую человек будет соглашаться «молчанием». Оставалось придумать, как соотнести эти идеи с законодательством, чего Минфин и ЦБ так и не смогли сделать. Идеи противоречат Гражданскому кодексу, настаивал Минтруд.

В российском праве в отличие от англосаксонского человека нельзя по умолчанию подписать, признали юристы, консультировавшие Минфин, рассказал «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев, авторегистрация подразумевает участие работодателя как центра, удостоверяющего, что человек принял решение участвовать в ИПК. Работодатель выступает с инициативой подключить человека к системе ИПК, продолжает Моисеев: если он имеет право заключить договор с конкретным НПФ, то подписывает человека на него, второй вариант – человека случайным образом распределяет в тот или иной фонд центральный администратор. Такая система более юридически выверенная, но ее внедрение займет больше времени, оговаривается Моисеев, он рассчитывает, что льготы для работодателей будут мотивировать их.

Автоподписка предполагала, что человеку не придется совершать каких-то действий: он автоматически становится участником системы ИПК с момента вступления закона в силу и может отказаться от уплаты пенсионных взносов, подав заявление о каникулах (приостановить уплату взносов), напоминает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин поддержал решение ЦБ отказаться от автоподписки (его также цитирует RNS). Однако участие в системе ИПК должно быть добровольным не только для работника, но и для работодателя, подчеркнул он: его тоже нельзя обязывать регистрировать в системе своих работников.

Работодателю предлагается выступить платежным агентом, что сейчас законом не предусмотрено, говорит советник Baker McKenzie Евгений Рейзман. Правда, по закону работодатель и так выполняет много «косвенных» обязанностей: по заявлению работника удерживает профсоюзные взносы и перечисляет их в профсоюзы, выступает в качестве налогового агента, удерживая НДФЛ из зарплаты, – эти функции не вытекают из его отношений с работником, но возложены на него федеральными законами. Обязать работодателя отчислять в фонды пенсионные накопления работников также можно федеральным законом, рассуждает Рейзман: это ляжет на него дополнительной нагрузкой, но вряд ли чрезмерной по сравнению с другими обязанностями.

Стимулировать людей участвовать в системе ИПК Центробанк и Минфин предлагали с помощью налогового вычета из базы для НДФЛ, но не более 6% от зарплаты в год. По оценкам Минфина, льгота обошлась бы бюджету в 2019 г. в 74,8 млрд руб., если бы число участников ИПК было равно числу участников НПФ. Такой же вычет из доналоговой прибыли предлагался работодателю, но с повышающим коэффициентом: 1,03 в первые шесть лет с момента вступления работника в систему, 1,06 – в последующие годы.

Если работник будет принимать добровольное решение об участии в системе ИПК и заключении договора с НПФ, новая конструкция более логична и соответствует законодательству, признает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Правда, фондам придется прилагать усилия, чтобы убедить кадровые службы предприятий уговаривать людей в целесообразности перечисления своих денег в пенсионные фонды, продолжает он: учитывая низкие доходы большей части россиян, это достаточно сложно.

Из-за отсутствия автоподписки потенциальное количество участников системы пенсионных накоплений снизится, если не обеспечить дополнительных стимулов работодателю и работнику, оценивает директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. На принципах автоподписки фонды рассчитывали привлечь в систему 10–12% от ныне застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, теперь в лучшем случае 3–5%, да и то при агрессивной политике по привлечению клиентов, говорит президент Ассоциации НПФ Сергей Беляков. Это превращает систему ИПК из национальной пенсионной системы, которая позволит большинству молодых людей накопить на пенсию через 20–30 лет, просто в одну из схем негосударственного пенсионного обеспечения, говорит Якушев. Компромисс с социальным блоком правительства ничего не дает, убежден Беляков: система ИПК могла бы помочь выжить фондам, решить проблему пенсионного обеспечения, которое люди будут получать в дополнение к невысокой государственной пенсии, и привлечь деньги в экономику, а отказ от автоподписки ставит под вопрос ее жизнеспособность.

Серьезные проблемы у НПФ могут возникнуть после 2022 г., когда массово начнут выходить на пенсию люди моложе 1967 года рождения, у которых есть накопительная пенсия, говорит Назаров. Пока к НПФ перетекают средства Пенсионного фонда, но эти поступления в обозримой перспективе закончатся, напоминает Горлин. По расчетам Назарова, к 2022 г. на ИПК должен отчисляться минимум 1% фонда оплаты труда ежегодно, чтобы система НПФ могла успешно функционировать после 2022 г.

Раньше обсуждалась идея распределить всех людей между фондами пропорционально их рыночным долям, новая концепция предполагает, что пенсионные фонды, которые должны заниматься ИПК, будут ходить по работодателям и уговаривать их продавать этот продукт своим сотрудникам, полагает Якушев: по сути, это новый передел рынка. Пенсионные фонды не знакомы с формулировками новой концепции, вероятно, обсуждение реформы перенесется в следующий электоральный цикл, рассуждает президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов.

Мораторий на перечисление пенсионных накоплений продлен до 2020 г. Соответствующие поправки в закон об обязательном пенсионном страховании подписал президент России Владимир Путин, документ опубликован на официальном портале правовой информации. Ранее законопроект был одобрен Госдумой и Советом Федерации.

Продление моратория на пенсионные накопления позволит уменьшить трансферт на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда России на 551,3 млрд руб., отмечалось в пояснительной записке к законопроекту.

Впервые взносы на накопительную пенсию были заморожены в 2014 г.: отчисления в размере 6% от зарплаты россиян пошли на выплаты пенсионерам. Впоследствии мораторий продлевался каждый год. По подсчетам Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), из-за замораживания пенсионных накоплений экономика страны потеряет 6 трлн руб. При этом, если отрасль не дождется реформ, потери будут значительно больше: к 2027 г. система может недополучить 19 трлн руб.

Доходность основана на показателе расширенного портфеля ВЭБа за 2014-2016 гг., а также на возможной доходности в 7% в последующие годы, уточняла АНПФ. Прогноз составлялся без учета изменения демографии и возможного реформирования накопительной системы. «Но если этого не произойдет, а индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) не будет введен либо его появление будет не столь успешным, экономика потеряет достаточно большой объем длинных денег, а пенсия россиян по-прежнему будет зависеть от возможностей госбюджета», — отмечал руководитель аналитической службы АНПФ Евгений Биезбардис.

Изначально концепция ИПК предполагала, что россияне будут включены в новую систему автоматически – по автоподписке, однако ЦБ и Минфин от этого подхода отказались. Автоподписку должна была сменить авторегистрация: работодатель должен будет сначала ознакомить сотрудника с правилами участия в системе, и, если сотрудник захочет, он сможет подписать документы и присоединиться к ИПК.

Планировалось, что ИПК вступит в силу в январе 2019 г., говорил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Для этого необходимо было принять концепцию ИПК в эту осеннюю сессию, отмечал он. Этого не произошло – правительство отложило обсуждение концепции до конца 2018 г.

www.vedomosti.ru

Если хотите в старости иметь пенсию, на которую можно жить, копите на нее сами, в очередной раз признал в понедельник министр финансов Антон Силуанов. Россияне, конечно, давно и сами об этом догадываются – но нельзя не сказать спасибо министру за прямое признание невозможности рассчитывать в старости на государство из-за так и не появившейся в России предсказуемой и жизнеспособной пенсионной системы.

Пенсионная система – объект постоянных реформ, ее конфигурация не раз менялась с момента начала изменений в 2001 г. То, о чем говорит сейчас Силуанов, – очередная попытка государства привлечь граждан к самостоятельным накоплениям с помощью индивидуального пенсионного капитала, который, в отличие от все еще де-юре не упраздненной накопительной части пенсии, будет собственностью будущих пенсионеров. Правда, платить их нужно будет сверх обязательных сегодня отчислений, т. е. ограничивать себя сегодня ради надбавки к скромной страховой пенсии послезавтра, и начинать копить уже с молодости – только тогда прибавка будет сколько-нибудь значительной.

Накопительная часть пенсий, которая должна была позволить отчасти компенсировать гражданам низкие страховые пенсии, появилась в 2012 г., но уже в 2014 г. правительство заморозило перевод средств в НПФ – якобы временно, переправляя все деньги в общий котел страховых пенсий из-за дефицита денег в экономике. На деле заморозка оказалась фактически бессрочной: в прошлом году президент продлил ее до 2020 г. Сократить трансферт в ПФР за счет заморозки получилось только локально. В 2018 г. он составит более 100 млрд руб., и демографический дисбаланс вместе с отсрочкой принятия решения о повышении пенсионного возраста не позволяет рассчитывать на системное сокращение дефицита.

Условий для формирования массовых добровольных накоплений пока нет, считает замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская. Во-первых, россияне долго жили в условиях высокой инфляции и нынешнее ее снижение – недостаточный срок, чтобы люди осознали привлекательность длинных денег. Во-вторых, доходы населения слишком низкие, чтобы значительная часть людей могла позволить себе делать такие накопления. Работнику с низким заработком они невыгодны – существенной прибавки к пенсии он не получит. Те же, у кого доходы высокие, и так ищут способы сформировать сбережения на старость – не понятно, зачем им Пенсионный фонд. В-третьих, для многих граждан заморозка накопительной части пенсий была хорошим маркером отношения государства к пенсиям, который будет психологическим барьером для индивидуальных пенсионных накоплений, отмечает Синявская.

Ведомости накопительная пенсия

На пенсию начали выходить первые граждане, у которых есть право на выплаты накопительной части пенсии. Но люди не могут ее получить, потому что до сих пор нет закона, указывающего, как рассчитывается и индексируется накопительная пенсия, кто производит эти выплаты, как управляются и кем гарантируются накопления после выхода человека на пенсию и проч. В негосударственные пенсионные фонды (НПФ) начали поступать обращения от пенсионеров, и НПФ вынуждены отправлять таких клиентов в суды, чтобы в отсутствие закона суд определял, как выплачивать накопления гражданам. Об этом рассказал глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов на конференции рейтингового агентства «Эксперт». В Пенсионном фонде России (ПФР) «Ведомостям» также подтвердили, что «такие люди есть, но их сейчас единицы и суммы их пенсионных накоплений невелики».

Действительно, пока это немногочисленные случаи – в основном это люди 1952–1967 года рождения, которых в 2005 г. исключили из пенсионной реформы, а также «досрочники» (военные, полярники, металлурги, шахтеры и другие категории, имеющие право на досрочный выход на пенсию). Но в НПФ подсчитали, что уже в 2012 г. более 100 000 клиентов выйдут на пенсию и потребуют выплаты накоплений. Особенно остро вопрос стоит у отраслевых «металлургических» НПФ. «У нас первые пенсионеры, которые должны получать накопительную пенсию, появились в конце 2010 г., – говорит президент базэловского фонда «Социум» Анатолий Пузына. – В отсутствие закона мы не можем назначить им эту пенсию, поэтому мы будем вынуждены советовать людям добиваться решения о своей накопительной пенсии в судебном порядке». По его словам, фонды совместно с НАПФ писали запросы в Минздравсоцразвития, чтобы получить разъяснения, однако ответа не получили. Сотрудник НПФ «Норникель» сообщил «Ведомостям», что в фонд поступило примерно 50 обращений о досрочном назначении накопительной пенсии. «Общее количество таких клиентов, по нашим оценкам, будет значительно», – говорит представитель НПФ «Норильский никель» Ирина Цытович.

Минэкономразвития совместно с профессиональным сообществом подготовило необходимый законопроект еще в декабре 2009 г., однако он даже не внесен в Госдуму. Основное разногласие между Минфином, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития – кто и за счет каких средств должен гарантировать сохранность пенсионных накоплений человека, выходящего на пенсию. Минэкономразвития настаивает на том, что гарантии должны предоставляться всем застрахованным за счет государства, а Минфин не готов за счет бюджета давать гарантии пенсионерам, получающим накопительную пенсию в негосударственных фондах.

«Это стыдно для государства – люди, выходя на пенсию, не могут получать свои накопления, потому что чиновники третий год не согласовывают закон!» – заявил на конференции Угрюмов. Сегодня чиновники «саботируют» эти вопросы, говорит он: «Есть ощущение, что до проведения главного события страны [президентских выборов] чиновники ничего не будут предпринимать». Поэтому НАПФ собирается писать письмо «первым лицам государства», чтобы чиновники из различных ведомств, регулирующих пенсионный рынок, «перестали играть в циничный пинг-понг», перекидывая запросы НПФ из ведомства в ведомство. «Это вопиющая несогласованность действий министерств, – согласен Владимир Назаров из Института Гайдара. – Проблема в том, что нет ответственного за накопительную систему. А Минздрав вообще в ней не заинтересован – кот не может стеречь сметану».

«Разногласия [по законопроекту Минэкономразвития] есть, и не только у Минздравсоцразвития», – говорит помощник министра София Малявина. По ее словам, Минздрав подготовил альтернативный законопроект, который позволяет найти быстрое решение по началу выплат накопительной части, в ближайшее время он будет внесен в правительство.

В Кремле обеспокоены возникшей ситуацией, сообщил «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович, вопрос держится на контроле. Он описал примерный план решения проблемы: уже на этой неделе в правительство вносятся два варианта закона, на следующей неделе пройдут необходимые совещания, по итогам которых будет сделан доклад премьеру, в весеннюю сессию закон должен быть принят. Как только закон вступит в силу, людям, которые сейчас не могут получать свою накопительную пенсию, все долги «будут выплачены одномоментно», сообщила пресс-служба ПФР.

Копить или тратить

Взносы работодателей на страховую пенсию поступают в Пенсионный фонд России (ПФР) и идут на выплаты нынешним пенсионерам, но учитываются на индивидуальных счетах граждан в виде баллов, стоимость балла раз в год индексируется. В 2015 г. можно получить максимум 7,39 балла (при доходе до вычета НДФЛ свыше 59 250 руб. в месяц), 1 балл с 1 февраля 2015 г. стоит 71,41 руб. (см. врез).

А вот взносы на пенсионные накопления (ранее – накопительная пенсия) аккумулируются в рублях на индивидуальном счете и затем инвестируются. Инвестированием занимается либо одна из отобранных управляющих компаний (УК), либо НПФ, либо государственная УК (Внешэкономбанк). Внешэкономбанк также управляет средствами молчунов – тех, кто никогда прежде не выбирал управляющего для своих пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления – в отличие от страховой пенсии – наследуются. Но, выбрав накопительно-страховой вариант, гражданин снижает количество ежегодно начисляемых страховых баллов примерно на 40%, следует из методики, опубликованной на сайте ПФР.

«Точно предсказать, какой вариант формирования пенсии окажется более выгодным для граждан, практически невозможно. Не ясно, каким будет состояние бюджета и сможет ли государство индексировать страховую пенсию хотя бы по инфляции», – указывает гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. Накопительная часть, по его словам, – это страховка от плохого состояния бюджета в момент выхода человека на пенсию.

Как проголосовать за накопления

Чтобы выбрать пенсию с накоплениями, молчунам нужно до 31 декабря 2015 г. подать заявление в ПФР о выборе УК или в НПФ – для перевода в него накоплений. У молчунов, которые не станут писать заявление о выборе управляющего, пенсионные накопления автоматически перестают формироваться, и все новые взносы в ПФР будут направляться на финансирование страховой пенсии. Но все их пенсионные накопления прошлых лет за ними сохранятся, указывает представитель ПФР.

За гражданами, кто прежде хотя бы раз переводил накопления в УК или НПФ, автоматически сохраняется право на накопительно-страховую форму пенсии. Но они могут и отказаться от нее, подав в ПФР соответствующее заявление.

Кому доверить накопления

Тем, кто решит сохранить пенсионные накопления, стоит задуматься над выбором или сменой управляющего. От этого будет зависеть не только результат инвестирования пенсионных накоплений, но и порядок получения будущей пенсии.

Сейчас поручить инвестирование пенсионных накоплений помимо Внешэкономбанка можно одной из 34 УК (список – на сайте ПФР), а также одному из 32 НПФ, прошедших отбор в систему гарантирования прав застрахованных (список – на сайте АСВ).

C 2015 г. страховая пенсия рассчитывается так: сумма баллов, начисленных на дату назначения страховой пенсии (ее можно узнать из справки ПФР), умножается на стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии (в 2015 г. – 71,41 руб.) плюс фиксированная выплата (сейчас – 4383,59 руб.). Женщина с доходом более 60 000 руб. и стажем работы 28 лет, накопившая 138 баллов (данные из реального «письма счастья»), выходя на пенсию в 2015 г., будет получать 14 238 руб.

Пенсионные накопления в УК по статусу принадлежат ПФР, который ведет весь учет, а затем сам рассчитывает и выплачивает гражданину одновременно и накопительную, и страховую пенсию. Учетом и инвестированием накоплений, переданных в НПФ, и затем выплатой накопительной пенсии занимается сам НПФ, но страховую часть пенсии будет платить все равно ПФР.

У каждой УК и НПФ своя структура портфеля пенсионных накоплений. В наборе инструментов для вложения пенсионных накоплений у УК и НПФ различий немного: и те и другие могут инвестировать в акции, паи индексных фондов, облигации, депозиты. «НПФ могут инвестировать в облигации иностранных эмитентов, что не разрешено УК. Доля ценных бумаг одной группы в портфеле НПФ может достигать 25%, у УК – только 10%. Но эти различия серьезного влияния на результаты инвестирования не оказывают», – говорит Валерий Заикин из УК «Атон-менеджмент».

В отличие от УК накопления в НПФ застрахованы: пенсионные фонды – участники системы гарантирования ежегодно платят взносы в гарантийный фонд АСВ. Утраченные в случае банкротства НПФ накопления возмещаются из этого фонда, сообщает председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев.

Но страховка не покрывает рыночных рисков. «В отдельные годы НПФ могут получать убыток от переоценки, как в 1998 или 2008 гг., но на длительном отрезке они получают доходность, превышающую инфляцию», – уверяет Якушев.

Выбирать управляющего можно ежегодно, напоминает представитель ПФР и рекомендует задуматься о его смене тем гражданам, у кого пенсионные накопления остались в НПФ, не прошедших отбор в систему гарантирования.

Смотрите еще:

  • 1122 приказ минздрава Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта […]
  • Приказ 1919 мо Приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо […]
  • Налоги по страховым взносам в 2014 году Возврат страховых взносов за периоды 2016 года и ранее производят фонды Минфин России разъяснил, что для возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.