Виды надзора прокурора

20. Прокурорский надзор и его виды

Прокурорский надзор — это деятельность прокуратуры как специально уполномоченного государственного органа по обеспечению правильного и единообразного применения права с целью укрепления законности, защиты прав и свобод человека, охраны интересов общества и государства, осуществляемая с помощью специальных мер прокурорского реагирования.

Характерные черты прокурорского надзора:

— обеспечение единообразного и правильного применения всего массива законодательства независимо от сферы деятельности граждан и организаций;

— прокурорский надзор — одно из направлений деятельности прокуратуры;

— прокурорский надзор не распространяется на высшие законодательные и исполнительные органы, высших должностных лиц РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

Направления прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов — общий надзор.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе:

— беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий;

— возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, привлечь виновных лиц к иной ответственности;

— опротестовывать противоречащие законам правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносить представление об устранении нарушений.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:

— рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

— разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

— принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

— при наличии оснований возбудить уголовное дело либо производство об административном правонарушении;

— в установленных законом случаях подать иск в суд или арбитражный суд в защиту прав конкретного лица, а также подать иск в интересах пострадавших и поддерживать его, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан или в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

— принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд;

— внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить это нарушение.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:

— проверять уголовные дела и другие материалы о совершенных преступлениях;

— давать письменные указания о расследовании преступлений;

— отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей;

— санкционировать установленные законом следственные действия (например, обыск);

— возвращать уголовные дела на доследование;

— возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела;

— передавать уголовные дела от дознавателей к следователям или от одних следователей другим;

— продлевать срок расследования и срок заключения под стражу (ареста);

— участвовать в производстве дознания или предварительного расследования, совершать отдельные следственные действия, изымать у следователей уголовные дела и принимать их к своему производству либо поручать их расследование следователям прокуратуры.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуждения, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении указанной деятельности прокурор вправе:

— посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять законность приказов и распоряжений администраций учреждений и опротестовывать их;

— требовать от администраций поднадзорных органов и учреждений соблюдения прав содержащихся в таких учреждениях лиц;

— приостанавливать действие приказов и распоряжений администрации поднадзорных учреждений;

— отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, содержащееся в поднадзорном учреждении;

— освободить лицо, незаконно помещенное в поднадзорное учреждение.

Иные функции прокуратуры:

Участие прокурора при рассмотрении дел судами. В этом случае прокурор является участником судебного разбирательства. При осуществлении указанной деятельности прокурор:

— при рассмотрении уголовных дел участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, поддерживая обвинение или отказываясь от его поддержания, участвует в исследовании доказательств, выступает в прениях и т. п.;

— при рассмотрении гражданских дел вправе подать иск в защиту третьего лица или неопределенного круга лиц; вступить в процесс на любой его стадии; давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела; знакомиться с материалами дела, даже если он не участвовал в его рассмотрении;

— приносит частные кассационные и надзорные протесты на не вступившие и вступившие в законную силу незаконные и необоснованные судебные решения как по гражданским, так и по уголовным делам.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов. При этом производится изучение структуры и динамики преступности, вырабатываются согласованные мероприятия различных правоохранительных органов по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

netprava.ru

Виды надзора прокурора

3. Сущность и виды надзора в государственном управлении

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому надзор рассматривается как суженный контроль.
Административный надзор завершается нередко привлечением виновных лиц к административной ответственности, а контроль, чаще всего — к дисциплинарной ответственности.
Различают два вида надзора: прокурорский и административный.
Важная роль в обеспечении законности в управлении принадлежит прокурорскому надзору. Согласно Федеральному закону от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 21) предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Кроме того, предметом надзора прокуратуры является соответствие законам правовых актов, издаваемых указанных органов и должностных лиц.
Другими направлениями надзора прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначенных судом мер принудительного характера администрациями мест содержания заключенных под стражу лиц.
В процессе осуществления общего надзора прокурор при предъявлении служебного удостоверения вправе:
— беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам;
— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в федеральный или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона.
К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся: протест, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона, предупреждение.
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которое издало этот акт, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органов прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генеральный прокурор России информирует об этом Президента РФ.
Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении прокурор выносит исходя из характера нарушения закона должностным лицом.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, которое объявляется должностным лицам. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому было объявлено такое предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Предупреждение как правовая форма реагирования прокуратуры на возможные нарушения законодательства установлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».196 Генеральный прокурор или его заместитель направляет в письменной форме предупреждение общественному или религиозному объединению в случае выявления фактов, свидетельствующих в их деятельности признаков экстремизма.
Такое же предупреждение может быть направлено учредителю или редакции СМИ в случае распространения через такое средство экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности СМИ признаков экстремизма.
Второй вид надзора — административный надзор со стороны органов исполнительной власти. Он осуществляется специальными федеральными службами, органами, для которых такая функция является важнейшей и даже главной. Его субъекты наделены широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением мер административного принуждения.
Существует большое число государственных структур, занимающихся общим административным надзором. Одни из них являются самостоятельными, другие — как структурные подразделения государственных органов. К органу, самостоятельно функционирующему, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вместе с тем ряд федеральных служб, осуществляющих административный надзор, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) входит в систему МВД России, Государственная противопожарная служба входит в систему МЧС России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинена Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подчинена Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является частью системы Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:
1) полномочия по предупреждению правонарушений;
2) полномочия по пресечению правонарушений;
3) полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц;
4) полномочия по нормотворчеству.
Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов, выдавать разрешения (лицензии) на производство отдельных видов работ, а также заключения по проектам строительства производственных и иных объектов, на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др.
Вторую группу составляют полномочия по пресечению правонарушений. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении начавшегося правонарушения.
В соответствии со своими полномочиями органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы на основании вынесенного постановления. Они запрещают эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, приостанавливают действие ранее выданного разрешения (лицензии) на право ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими полномочиями наделены Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России198, Государственная противопожарная служба МЧС России и др.
Большинство органов административного надзора наделены правом привлечения виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания. Перечень органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП РФ (органы внутренних дел; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ; органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор; органы рыбоохраны; органы государственного энергетического надзора и др.).
Те органы административного надзора, которые выявили правонарушения, не относящиеся к их компетенции, направляют дела о таких правонарушениях федеральным судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать такие дела.
Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются органами административного надзора разными путями. Одни органы самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила. Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
а) федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;
б) порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;
в) порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов и другие нормативные правовые акты.
Некоторые органы административного надзора утверждают нормы и правила совместно с другими органами. Так, Государственная противопожарная служба утверждает совместно с заинтересованными организациями обязательные для исполнения требования, нормы и правила в области пожарной безопасности, пожарной техники и огнетушащих средств.
Одной из форм участия органов административного надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) другими органами (Государственной думой, Президентом, Правительством РФ) или согласовывают проекты правовых актов, принимаемых другими органами.
В завершение можно отметить, что среди органов, осуществляющих административный контроль (надзор), большой объем работы возложен на органы внутренних дел. Так, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», другими законами и подзаконными актами на нее возлагается осуществление следующих видов административного контроля (надзора):
1) контроль за поведением граждан в общественных местах — ст. 11 п. 1 Закона «О милиции»;
2) контроль за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность — ст. 11 п. 25 Закона «О милиции»;
3) контроль за объектами лицензионно-разрешительной системы — ст. 10 п. 10 Закона «О милиции» и ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»;
4) надзор и контроль за безопасностью дорожного движения — ст. 10 п. 9 Закона «О милиции» и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
5) контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил — ст. 10 п. 17 Закона «О милиции и Закон РФ от 25 июля 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
6) контроль за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства — ст. 10 п. 17 Закона «О милиции», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
7) контроль за частной детективной и охранной деятельностью — ст. 10 п. 19 Закона «О милиции» и Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
8) контроль в пределах своей компетенции за лицами условно осужденными к лишению свободы и осужденными, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы — ст. 10 п. 18 Закона «О милиции»;
9) контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы — ст. 10 п. 18 Закона «О милиции».

Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 15, 33, 46, 80, 114, 118,125
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»//Там же. № 18. Ст. 1589.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации»//Там же. 1997. № 1. Ст. 1.
Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации»//Там же. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 848.
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж- дан»//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»//СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2868.
Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 744//Рос. газета. 1998. 27 авг.
Устав о дисциплине работников морского транспорта. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395//Рос. газета. 2000. 1 июня.
Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота. Утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. № 715//Рос. газета. 2000. 29 сент.
Бородушко И. В. Контрольная деятельность в России: история и современность: Монография/Под общ. ред. В. П. Сальникова; СПб. ун-т МВД России. СПб., 2001. 83 с.
Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сб. нормат. актов. 3-е изд., доп. М.: Юрид. лит., 1997. 432 с.
Примов Н. Расширить сферу судебного обжалования//Рос. юстиция. 1996. № 3. Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. М., 1994.
Рябко А. И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросы теории). Монография/РЮИ МВД России. Ростов-на/Д., 1999.
Стуканов А. П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2000. 225 с.
Чиркина В. Е. Контрольная власть//Государство и право. 1993. № 4.

studlib.com

Прокурорский надзор и его виды

Прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Его целями являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из этих целей, а также места прокуратуры в системе государственных органов власти, прокурорский надзор, на наш взгляд, представляет собой специфическую деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров за точным и единообразным исполнением законов на территории Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Закон определил пять видов надзора:

1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Как усматривается из содержания этого вида надзора, его предметом является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов:

федеральными органами исполнительной власти;

представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

органами местного самоуправления и военного управления;

органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

установление соответствия законам издаваемых указанными выше органами правовых актов.

В рамках существующей иерархии прокуратуры РФ за федеральными органами исполнительной власти осуществляет надзор Генеральная прокуратура; за представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации — прокуратуры субъектов РФ; за органами местного самоуправления и военного управления — прокуратуры городов, районов и специализированные. При осуществлении надзора прокуратуры не подменяют иные государственные органы, но вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения проверяемых объектов надзора, иметь доступ к документам и материалам, требовать представления необходимых документов и .материалов, проведения ревизий деятельности, вызывать необходимых лиц для объяснений по поводу нарушений законов. Такая активная форма осуществления надзора позволяет прокурору не только выявить нарушения, но и обязывает принять меры прокурорского реагирования. По результатам проверки прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

В случае установления факта нарушения закона органами, указанными выше, прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, каковыми являются органы внутренних дел, налоговой полиции, таможенные органы.

При выявлении правовых актов, противоречащих закону, прокурор опротестовывает их, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Требования прокурора о проведении проверок и ревизий исполняются должностными лицами указанных органов незамедлительно.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. По своему усмотрению прокурор может обратиться и в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Срок рассмотрения протеста определен в 10 дней с момента его поступления. Такие протесты приносятся наиболее часто при выявлении нарушений административного, трудового или таможенного законодательства.

В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании этого органа.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне его рас

смотрения уведомляется прокурор, который может принять участие в

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его ли

цом. Такая ситуация, как правило, связана с устранением нарушений за

кона до рассмотрения протеста.

Несколько иной порядок установлен для рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений закона. При этом представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В отличие от протеста конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты при внесении представления в течение месяца со дня внесения. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Разница в сроках рассмотрения протеста и представления объясняется тем, что протест приносится на противоречащий закону правовой акт, а представление — об устранении нарушений закона. Во втором случае для принятия соответствующих мер по устранению нарушения закона и причин, их породивших, требуется больше времени, так как зачастую возникает необходимость в принятии организационных мер.

Особый порядок и форма реагирования прокурора установлены для постановлений Правительства РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Сроки и порядок рассмотрения таких информации законом не определены, что, безусловно, является серьезным пробелом в законодательстве. Практически высший исполнительный федеральный орган государственной власти недосягаем прямому воздействию прокуратуры и не рассматривает обращения прокуратуры.

Одной из наиболее острых форм прокурорского реагирования является постановление прокурора на нарушения закона должностным лицом. Исходя из характера такого нарушения, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении уголовного дела направляется для расследования в соответствующий орган расследования по подследственности. Ход расследования контролируется прокурором до его завершения.

Законодатель предусмотрел особую форму прокурорского реагирования, основой которого является профилактика нарушений. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона».

В случае неисполнения требований, указанных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина направлен на реализацию конституционных принципов о правах и свободах человека и гражданина. Предметом этого вида надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти; представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Осуществляя надзор, прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

При осуществлении этого вида надзора прокурор должен обеспечить гражданско-правовую защиту интересов в гражданском судопроизводстве особой категории пострадавших граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут отстаивать в суде, в том числе и в арбитражном, свои права и свободы или если допущенное нарушение касается значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение. В подобных случаях прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Кроме этого, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор имеет право при выявлении нарушений закона принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали его, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и граж- : данина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, направлен на специфическую область деятельности правоохранительных органов, призванных обнаруживать, раскрывать, пресекать преступления и профилактировать причины и условия преступности.

Предметом данного вида !надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения , оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а так- > же законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Содержание предмета этого надзора включает в себя несколько самостоятельных направлений.

Во-первых, в зависимости от процессуального положения, в рамках уголовного судопроизводства гражданин имеет разный объем прав, которые может реально использовать. Обеспечение реального использования прав гражданина — это и есть одно из направлений рассматриваемого

Во-вторых, в условиях существующей преступности гражданин должен быть надежно защищен от криминального воздействия. Эта защищенность должна обеспечиваться как от непосредственного воздействия, так и в случае, когда гражданин может обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении и при этом получить реальную защиту. В данном случае эта защита должна проявляться в принятии различных мер, направленных на то, чтобы преступник был задержан и привлечен к уголовной ответственности.

В связи с этим надзор осуществляется за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности.

Прокуратура также в этом направлении надзирает не только за тем, чтобы органы дознания регистрировали все преступления, но и за тем, чтобы они принимали необходимые меры к обнаружению преступлений и лиц, их совершивших. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, органы дознания обязаны возбудить уголовное дело и, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, произвести неотложные следственные действия, то есть такие действия, которые выполняются без промедления. I Отличительной особенностью при выполнении розыскных мероприятий является время их проведения: до возбуждения уголовного дела орган дознания проводит их самостоятельно, а после передачи дела следователю — только по его письменному поручению.

Такая специфика деятельности требует от прокурора постоянного надзора за своевременностью и законностью мер, принятых органом дознания и следователем. Прокурорский надзор в этой стадии столь же активен и объемен. Необходимо осуществлять надзор за законностью отказов в возбуждении уголовных дел органами дознания, своевременным проведением оперативно-розыскных мероприятий, обоснованностью привлечения граждан к уголовной ответственности, полнотой расследования, обоснованностью приостановления расследования и прекращения дел.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

требует от органов дознания и предварительного следствия для про

верки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о

совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного след

ствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет

не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о при

еме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совер

шенных или готовящихся преступлениях; ;

отменяет незаконные и необоснованные постановления следовате

лей и лиц, производящих дознание;

дает письменные указания о расследовании преступлений, об избра

нии, изменении или отмене меры пресечения, квалификации пре

ступления, производстве отдельных следственных действий и розыс

ке лиц, совершивших преступления;

поручает органам дознания исполнение постановлений о задержа

нии, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выем

ке, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других

следственных действий, а также дает указания о принятии необходи

мых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совер

шивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или сле

участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в

необходимых случаях лично производит отдельные следственные дей

ствия или расследование в полном объеме по любому делу;

продлевает срок расследования и содержания под стражей в каче

стве меры пресечения в случаях и порядке, установленном уголов

возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного

следствия со своими указаниями о производстве дополнительного

изымает от органа дознания и ‘передает следователю любое дело,

передает дело от одного органа предварительного следствия друго

му, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наи

более полного и объективного расследования;

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляется

в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федера

Генеральной прокуратурой и включает в себя установление соответ

ствия федеральным законам нормативных актов, издаваемых Глав

ным судебным приставом Российской Федерации;

прокурорами субъектов Российской Федерации — за исполнением

законов службами судебных приставов органов юстиции субъектов

Российской Федерации и Главного судебного пристава Российской

Федерации, а также за соответствием издаваемых нормативных ак

тов субъектами Российской Федерации федеральным законам;

районными и городскими прокурорами — за исполнением федераль

ных законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации

подразделениями судебных приставов, а также за исполнением зако

нов и иных нормативных актов подразделениями судебных приста

вов при обеспечении установленного порядка деятельности судов,

при исполнении судебных актов и актов других органов и исполне

нием законов, регламентирующих возбуждение исполнительного

5. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, администрациями мест содержания задержанных идаключенных под стражу. Предметом данного вида надзора являются:даконность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказание, либо принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Таким образом, надзор охватывает все места лишения свободы независимо от категорий содержащихся в них лиц — осужденных; лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, к которым в установленном законом порядке применены меры принудительного лечения. При этом, осуществляя надзор, прокуроры способ-53 См.: Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» от 6 января 1999 г.

Прокурорский надзор осуществляется также и с тем, чтобы задержанные, арестованные, лишенные свободы, подвергнутые принудительному лечению, содержались не иначе, как по основаниям и в порядке, установленном законом. Такими основаниями являются в отношении задержанного — протокол задержания лица, (Подозреваемого в совершении преступления, арестованного — постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором. Поэтому, осуществляя надзор, прокурор вправе посещать ,в любое время учреждения и органы, где находятся лица, лишенные свободы, опрашивать их, знакомиться с документами, на основании которых эти лица лишены свободы. Прокурор может требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации. При выявлении нарушений закона прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации приостанавливается. Прокурор может также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, и освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания лиц, лишенных свободы, подлежат обязательному исполнению администрацией.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами.

Прокурорский надзор – это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции РФ. Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.

§ 3. Прокурорский (общий) надзор. Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

bibliotekar.ru

Смотрите еще:

  • Правила транслитерации имен и фамилий Оформление загранпаспорта оформление загранпаспорта Полезная информация Скачать документы ДЛЯ ВЗРОСЛОГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ РЕБЕНКА ДО 18 ЛЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНО Наши услуги Новые правила транслитерации в […]
  • Правило операций с константами Упрощение логических формул Равносильные преобразования логических формул имеют то же назначение, что и преобразования формул в обычной алгебре. Они служат для упрощения формул или приведения их к […]
  • Закон ома в однородной цепи Журнал "Квант" Купить трубочный табак, трубки, а также аксессуары можно в "SmartSmoker". Участок цепи, на котором не действуют сторонние силы, приводящие к возникновению ЭДС (рис. 1), называется […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.