Виды судов в рф 2018

В 2018 году Россию ждет судебная реформа

Пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции могут появиться в РФ после 1 июля 2018 года. Разместить их предполагается в крупных российских городах, включая обе столицы. Это следует из текста законопроекта (есть в распоряжении «Известий»), который 13 июля рассмотрит на своем заседании пленум Верховного суда РФ (ВС РФ), после чего документ поступит в Госдуму. Такие меры позволят унифицировать работу судов общей юрисдикции по аналогии с арбитражными судами — их вышестоящие инстанции также находятся в других регионах.

Апелляционные суды предлагается разместить в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске. Кроме того, рассматривается вариант размещения суда в Воронеже или Иваново, а также в Краснодаре либо Сочи. Кассационные суды, согласно проекту документа, могут появиться в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке. Как следует из приложения к законопроекту, в кассационных судах будут работать 723 судьи, в апелляционных —181. Дополнительные расходы Судебного департамента при ВС при этом оцениваются в 4,4 млрд рублей — из федерального бюджета на эти цели потребуется 3 млрд рублей, полагают авторы инициативы. Ранее глава ВС Вячеслав Лебедев оценивал связанные с реформой расходы в 3,828 млрд рублей.

Такие новеллы, как объяснял Вячеслав Лебедев, дадут больше гарантий независимости и объективности судей. В качестве аргумента он ссылался на то, что сегодня в судах областного уровня решения райсудов обжалуются в апелляционном порядке, а затем и в кассационном: «Инстанции разные, но коллектив-то один (имеется в виду коллектив суда. — «Известия»). Поэтому резонно каждую инстанцию разделить».

С этим согласны и два собеседника «Известий», знакомых с ходом разработки законопроекта. Они отмечают, что сложившееся положение недопустимо.

— Выстраивается стройная, логичная, целостная система судебной власти в стране, которая предполагает жесткое разграничение сфер компетенции, — заявил один из них.

По его словам, при выборе места расположения апелляционных и кассационных судов учитывались имеющиеся возможности (например, наличие в городе подходящих зданий), а также географическое удобство их расположения для граждан.

Также в ходе реализации инициативы возникнет вопрос и с назначением судей в новые суды. Собеседник «Известий» отметил, что на замещение вакансий смогут претендовать судьи, работающие сейчас в областных и краевых судах. При этом на расходах на кадровый вопрос можно будет сэкономить — за счет перераспределения имеющихся сейчас незаполненных ставок в судах.

Поправки в законы в случае принятия их Госдумой могут вступить в силу уже с 1 июля 2018 года, однако начать работу новые суды смогут только после соответствующего решения пленума ВС и после назначения не менее двух третей судей от общего состава.

В Федеральной палате адвокатов ранее положительно оценили идею территориально развести апелляционную и кассационную инстанции, отделив их от региона, в котором находится суд, рассматривающий дело по существу.

iz.ru

Статья 118 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 118 Конституции РФ гласит:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Комментарий к Ст. 118 КРФ

1. Правосудие — вид государственной деятельности, связанной с разрешением различных споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права. Оно осуществляется от имени государства судами путем рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении порядка, правил и принципов судопроизводства.

Правосудие — коллегиальная деятельность суда или единолично судьи в суде первой инстанции, коллегиальная — в вышестоящих судах и при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суды, в соответствии со ст. 11 Конституции, олицетворяют судебную власть, являющуюся, в соответствии со ст. 10 Конституции, одной из трех ветвей государственной власти.

В ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1) содержание ч. 1 комментируемой статьи конкретизируется положением, согласно которому правосудие осуществляется «только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом». В этой же статье Закона сказано, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

К осуществлению правосудия в порядке, установленном законом, могут также привлекаться присяжные и арбитражные заседатели.

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия, если даже в их наименовании фигурирует термин «суд», например «суд чести» или «товарищеский суд».

Важнейшей задачей судов является защита конституционных и иных прав и свобод граждан. На это указывается во многих статьях Конституции. В частности, в ст. 18 указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этой конституционной норме корреспондирует содержание ст. 46 Конституции, закрепившей неограниченное право на судебную защиту, действующую даже в условиях чрезвычайного положения (см. комм. к ст. 18, 46 и 56).

В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний. В этих документах суды ориентировались на усиление борьбы с теми или иными преступлениями, которые, по мнению политического руководства, в данный момент были более опасны, на применение строгих уголовных наказаний. Осуждался либеральный подход, что исключало индивидуализацию наказаний.

От судов требовалось не принятие решений на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, а совсем другое — быстрое оформление материалов следствия и немедленное вынесение и исполнение жестоких обвинительных приговоров. Процессуальное законодательство и различного рода инструкции оставляли следствию простор для применения незаконных мер воздействия на обвиняемого, призванных получить от него признание, которое приобрело значение «царицы доказательств». У судов при таких процессуальных «правилах» оставалось мало возможностей для маневра. Конечно, и на этом фоне многие судьи стремились выносить справедливые решения, но в целом условия работы судов этому явно не благоприятствовали.

Суды действовали прежде всего как карательные органы и воспринимались населением именно как таковые. И хотя научная доктрина и пропаганда утверждали, что интересы государства и личности не противопоставимы, а гармонично сочетаются, это было далеко не так. И суд, и другие карательные органы государства выступали не как беспристрастные арбитры, осуществляющие государственную власть, а как инструмент в чужих руках, как орудие партийной политики и партийного давления.

О судебной власти в цивилизованном понимании этого понятия нельзя было говорить и потому, что параллельно с судами действовали многочисленные внесудебные органы, которые жесточайшим образом расправлялись с так называемыми вражескими элементами.

В качестве органов, осуществлявших судебные функции, в разное время действовали ВЧК, ГПУ, ОГПУ, УНКВД, НКВД, МГБ, МВД, прокуратура и ее коллегии, комиссии, особые совещания, «двойки», «тройки» и другие подобные репрессивные органы. Эти внесудебные органы имели полномочия осуждать людей к расстрелу, направлению в лагеря, применять другие жестокие репрессивные меры. Различные административные органы подвергали граждан в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иным ограничениям.

Все это свидетельствует о том, что при формулировании ч. 1 комментируемой статьи был учтен печальный урок истории суда в России. Это подчеркивает значение конституционного требования, чтобы правосудие осуществлялось только судом.

2. Содержащееся в ч. 2 настоящей статьи указание на осуществление судебной власти посредством определенных видов судопроизводства подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда. Судопроизводством является осуществляемое в установленном законом порядке рассмотрение и разрешение дел. Различия в его видах зависят от назначения соответствующего суда и характера рассматриваемых дел.

Конституционный Суд посредством конституционного судопроизводства реализует функцию конституционного контроля и рассматривает дела, отнесенные к его ведению статьей 125 Конституции и статьей 3 ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией и названным ФКЗ.

Гражданское, уголовное и административное судопроизводство осуществляются судами общей юрисдикции, в том числе военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими гражданские, уголовные и административные дела. Соответственно различаются гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и административно-процессуальный порядки производства по делам, закрепляемые в ГПК, УПК и КоАП.

Согласно ст. 22 ГПК о подведомственности гражданских дел судам, суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в ст. 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 настоящего Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в ст. 262 настоящего Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Из ст. 118 (ч. 3) и 127 Конституции можно вывести, что особой формой судопроизводства, во многом сходной с гражданским, является производство по разрешению экономических споров арбитражными судами. Арбитражные суды являются судебными органами в сфере гражданской юрисдикции, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в сфере как частных, так и публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 Конституции полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. К числу таких законов относятся ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В настоящее время действует Арбитражный процессуальный кодекс 2002 г.

Уголовное судопроизводство регламентируется УПК РФ 2001 г.

Все перечисленное процессуальное законодательство (гражданское, арбитражное, уголовное) относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции), и поэтому соответствующие правила судопроизводства регламентируются только федеральными законами.

Регулирование административного судопроизводства, в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. С 1 июля 2002 г. действует Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (с изм. и доп.).

Важным обстоятельством обеспечения законности в деятельности судов является применение ими законов, конституционность которых не вызывает сомнений. В связи с этим необходимо отметить, что по вопросам, касающимся соответствия Конституции норм процессуального судопроизводства, принято много постановлений Конституционного Суда. Они позволили оперативно защитить права участников судопроизводства и в то же время сыграли неоценимое значение в деле формирования подготавливаемых процессуальных кодексов и других законов, статьи которых теперь будут соответствовать требованиям Конституции.

Каждый из перечисленных в Конституции и Законе видов судопроизводства имеет свои специфические особенности, нередко весьма существенные. Но их главная и общая характеристика состоит в том, что, как указывается в самой комментируемой норме, посредством судопроизводства осуществляется судебная власть.

Сочетание властных полномочий судов, выносящих общеобязательные решения, с обязательными же для всех участников судопроизводства правилами процедуры создает специфику правосудия, представляющего собой особый род деятельности, характерный только для судов. Правосудию во всех видах судопроизводства свойственны определенные общие сущностные черты и принципы. К ним относятся закрепленные в Конституции (ст. 120 и 123) положения о независимости судов и судей, подчинении их только Конституции и закону, об открытом разбирательстве дел в судебных заседаниях с участием заинтересованных сторон на основе состязательности и равноправия (см. комм. к указанным статьям).

3. В Конституции в соответствии с содержанием ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются основные положения, относящиеся к построению судебной системы Российской Федерации. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Эти положения воспроизводятся, конкретизируются и развиваются в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В нем есть нормы, посвященные судебной власти, лицам, полномочным ее осуществлять, единству судебной системы, раскрывается содержание принципов судопроизводства: самостоятельность судов, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, язык судопроизводства и делопроизводства.

Ряд статей указанного ФКЗ посвящен основам статуса судей, порядку создания и упразднения судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в действие. В Законе (ст. 11) установлено, что судьями являются лица, наделенные, в соответствии с Конституцией и настоящим Законом, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

В развитие ст. 123 (ч. 3) и 32 Конституции в Законе установлено, что к осуществлению правосудия в установленном порядке могут привлекаться как присяжные заседатели, на что прямо указывается в Конституции, так и арбитражные заседатели. Они, таким образом, также осуществляют судебную власть. Указывается на факторы, обеспечивающие единство судебной системы; в их числе: соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, признание общеобязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. В Законе воспроизведено конституционное положение о недопустимости создания чрезвычайных судов, что имело место в прошлом. Это положение дополняется правилом о недопустимости создания судов, не предусмотренных данным ФКЗ. При этом в ст. 4 приводится перечень федеральных судов и судов субъектов Федерации (см. комм. к ч. 1). Значительное место в Законе уделяется обеспечению самостоятельности судов и независимости судей.

В Законе развито положение ст. 19 Конституции о равенстве всех перед законом и судом, включено правило (ст. 7), по которому суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам и участвующим в процессе сторонам.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судей других федеральных судов назначает Президент в порядке, установленном федеральным законом (см. комм. к ст. 128). Подробно этот порядок регламентирован ФКЗ в «О судебной системе Российской Федерации». Установлено, в частности, что мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Федерации.

Отдельной нормой в названном Законе (ч. 5 ст. 13) сформулировано правило о том, что отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

В Законе (ст. 12) отмечается, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. В то же время подчеркивается, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Федерации. В ст. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.) содержится указание о том, что особенности правового положения судей Конституционного Суда определяются федеральным конституционным законом. Таким законом является ФКЗ от 21 июля 1994 г. о Конституционном Суде, гл. 2 которого предусматривает требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда, порядок его назначения, срок полномочий, гарантии независимости и неприкосновенности, присягу судьи.

Значительное место в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» уделяется порядку создания и упразднения судов, регламентации полномочий судов судебной системы.

В заключительные положения Закона включены нормы об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности судов, о Судебном департаменте при Верховном Суде, об аппарате судов и о финансировании судов, символах государственной власти в судах.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. отмечалось, что проблемы формирования судебной системы в значительной части решены. В то же время Президент предложил ряд новаций в данной сфере: о возможной передаче на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей, что позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти; о сокращении сроков рассмотрения гражданских дел и введении дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства; об установлении механизма возмещения ущерба, причиненного гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений; о принятии закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и др. Такие изменения предполагают введение ясных и понятных для граждан правил и процедур и призваны в конечном счете способствовать усилению национального механизма применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

constitutionrf.ru

В России готовится массовое переселение судей

Вдогонку за ними из региона в регион потянутся и желающие подать апелляцию или кассацию

16.02.2018 в 19:54, просмотров: 8699

Власти начинают очередную судебную реформу. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предлагает создать в России 5 специальных апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Апелляционные суды по решениям, принятым в Москве, предполагается проводить в Петербурге. Впрочем, вопрос о расположении новых судов может быть уточнен ко второму чтению.

Гражданин может обжаловать решение суда первой инстанции, подав апелляцию. Если обжаловал, вердикт суда по гражданскому, административному или уголовному делу вступит в силу только после рассмотрения дела вышестоящей судебной инстанцией. А кассационная жалоба подается на уже вступившее в силу решение суда, и здесь не изучаются обстоятельства дела и новые доказательства — речь идет лишь о проверке этого решения на наличие процессуальных нарушений.

Докладывая депутатам о сути законопроекта, представитель Верховного суда Виктор Момотов напомнил: сейчас и апелляцией, и кассацией часто занимаются судьи одних и тех же судов. Например, областные суды рассматривают уголовные, административные или гражданские дела и в апелляционном, и в кассационном порядке, если судом первой инстанции для них являлись суды мировые, районные или городские.

А еще есть уголовные дела по тяжким преступлениям (убийство двух и более лиц, наркоторговля в крупных размерах и др.) или особо сложные административные дела (международное усыновление или охрана гостайны): тут первой инстанцией являются суды субъектов РФ, а апелляции подаются в Верховный суд, который занимается и кассацией по этим делам. Это «не отвечает принципам независимости судей и объективности при отправлении правосудия», сказал г-н Момотов. Предлагается же создать обособленные друг от друга и от судов первой инстанции 5 апелляционных судов и 9 кассационных судов на всю страну, где будут работать 181 и 723 судьи соответственно.

Подобный экстерриториальный принцип построения судебной власти был в России после судебной реформы 1864 года, принцип «один суд — одна инстанция» более понятен гражданам и прозрачен, заявил представитель ВС.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») предложил поддержать инициативу. По его словам, когда и апелляцией, и кассацией занимается один суд, «при всем уважении к нашим судьям, вопрос искушения и непредвзятости есть, потому что один председатель, один аппарат». Депутат напомнил: в арбитражных судах несколько лет назад сделали нечто подобное предложенному и «это доказало свою эффективность».

Почему кассационных судов будет больше, чем апелляционных? Г-н Момотов пояснил логику ВС. Дело в том, что принцип экстерриториальности в законопроекте реализуется не в полной мере: особый апелляционный суд станет проверять лишь те дела, по которым первой инстанцией является суд субъекта РФ, а решения мировых и районных судов по-прежнему придется обжаловать в областном суде…

Очень много замечаний было высказано по поводу доступности правосудия при той нарезке кассационных и апелляционных округов, что предложил ВС. Например, Второй апелляционный суд общей юрисдикции в Санкт-Петербурге будет рассматривать апелляционные дела из 15 регионов, в том числе из Москвы, Свердловской и Челябинской областей. А Пятый апелляционный суд в Томске займется делами 21 региона Сибири и Дальнего Востока, включая Чукотку, Приморье и Новосибирскую область. Михаил Емельянов («СР») напомнил, что «мы в России, дороги не везде хорошие, а самолетом напрямую из одного региона в другой редко можно долететь».

Г-н Момотов признал, что при определении места нахождения судов исходили прежде всего из «минимизации издержек федерального бюджета», искали, где есть подходящие здания, инфраструктура и кадры. Кроме того, сказал он, кассационное производство «во многом письменное», явка сторон здесь не имеет принципиального значения. К тому же во всех судах сейчас есть возможность проведения заседаний в формате видеоконференции, так что проблем с доступностью правосудия быть не должно. Но Юрий Синельщиков (КПРФ) напомнил, что в уголовном процессе посредством видеоконференции можно допросить только свидетеля и потерпевшего, а самого обвиняемого — лишь с его согласия. К тому же, считает коммунист, «переезжать в другую местность согласятся в основном те, кто не видит перспектив на старом месте, те, кто числится в плохишах и от кого хотят избавиться председатели облсудов» — в КПРФ опасаются, что «вместо реформы может получиться ее имитация». По данным ВС, на перевод готовы около 50% судей, которым это может быть предложено.

Реализация задуманного неминуемо потребует расходов. Приведенные в финансово-экономическом обосновании к законопроекту цифры (4,4 млрд рублей) вызвали и в профильном комитете, и в правительстве большие сомнения.

ВС предлагает ввести принимаемый закон в силу уже 1 июля 2018 года, но г-н Крашенинников предупредил: «Это не дело ближайшего будущего, потребуются деньги и внесение изменений в процессуальное законодательство».

Поможет ли эта перекройка судебной системы борьбе с коррупцией? Какие-то коррупционные цепочки будут разорваны, что хорошо, признавали депутаты. «В нашей стране 35 тысяч судей, и они плоть от плоти нашего общества, мы далеки от идеала, но совершенствуемся», — сказал г-н Момотов.

Заголовок в газете: В России готовится массовое переселение судей
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27619 от 17 февраля 2018 Тэги: Суд, Власть, Коррупция, Уголовное дело, Финансы Организации: КПРФ Правительство РФ Места: Москва, Санкт-Петербург

www.mk.ru

Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.

Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

Суд – это государственный орган. Но принцип разделения властей говорит о том, что во время разбирательства он должен отделяться от общего государственного механизма и работать независимо от него. И если человек спорит с целым государством, то суд, хотя и является частью этого государства, должен как бы отойти в сторону и посмотреть со стороны, кто прав – представители государства или гражданин. Впрочем, в реальности это происходит не всегда.

Судебная система России – тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов. Поэтому начнём с этих вещей, а потом постепенно разберёмся в устройстве судов и их работе.

Виды российских судов

В России существует четыре вида судов.

Суды общей юрисдикции (иногда их название сокращают до аббревиатуры «СОЮ») занимаются подавляющим большинством дел. Убийства, кражи и изнасилования, споры о наследстве и разводе, нарушения правил дорожного движения и незаконные увольнения, защита прав потребителей и жалобы на действия чиновников, невыплаченные кредиты и коммунальные платежи. Более 90% дел в России рассматривают суды общей юрисдикции.

«Юрисдикция» – это полномочия по рассмотрению каких-то споров, а слово «общая» подразумевает противопоставление термину «специальная» или «специализированная». То есть словосочетание «общая юрисдикция» означает, что такой суд рассматривает все споры, кроме тех, которыми занимаются специализированные суды (со специальной юрисдикцией).

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. Это обычно либо конфликт между коммерческими организациями, либо конфликт между коммерческой организацией и государством. В число арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, расположенный в Москве. Словосочетание «арбитражный суд» иногда не вполне корректно сокращают до слова «арбитраж».

Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ.

Перечисленные выше суды – это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.

Лирическое отступление: как выглядит суд

Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты.

Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.

В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Судопроизводство – это порядок действий суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводства, которые отражают пять типов правовых конфликтов. Синоним слова «судопроизводство» – «процесс».

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс). Суть дела – государство обвиняет человека в совершении преступления. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). За что судить и как наказывать – читаем Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс). Суть дела обычно такова – один субъект (физлицо, юрлицо, РФ, субъект РФ или муниципалитет) считает, что другой субъект нарушил его права и нанёс ему имущественный или моральный ущерб. Поэтому первый субъект (истец) требует от второго субъекта (ответчика) компенсацию, чаще всего денежную. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ). Как разрешать спор – читаем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), а также Семейный, Трудовой, Жилищный и Земельный кодексы, закон РФ «О защите прав потребителей» и другие законы.

Административное судопроизводство (административный процесс). В науке не устоялось чёткое понимание этого термина, и в разных источниках в него включают разные виды судопроизводства. Если объединить их все, то получится следующий круг ситуаций. Первый случай – госорган привлёк кого-то к административной ответственности (например, оштрафовал водителя за превышение скорости), а «привлечённый» жалуется в суд. Второй случай – госорган передаёт в суд дело об административном правонарушении, где сам не может назначить наказание (например, об административном аресте или лишении специального права). Третья ситуация – человек оспаривает действия госслужащих или органов власти (неправильно посчитали пенсию или налоги, не регистрируют право собственности на землю, нарушили порядок подсчёта голосов на выборах и др.).

Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить в первых двух случаях – читаем Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в третьем – Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Какое решение выносить в первых двух случаях – читаем КоАП РФ и ряд других законов, в третьем – законы, регулирующие работу госорганов.

Арбитражное судопроизводство (арбитражный процесс). Здесь тоже может быть несколько ситуаций. Первая – один бизнесмен обвиняет другого в нарушении договора или закона и требует компенсации убытков. Вторая ситуация – спор между бизнесменом и госорганом о налогах или административном правонарушении. Под «бизнесменом» я подразумеваю как индивидуального предпринимателя (ИП), так и юридическое лицо.

Место действия – арбитражный суд. Как судить – читаем Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ). Как разрешать спор – читаем ГК РФ, КоАП РФ и другие законы.

Арбитражный процесс выделяют в особую категорию, потому что происходит он в специальном суде и регулируется отдельным кодексом. Но некоторые юристы считают, что арбитражный процесс – лишь разновидность гражданского.

Конституционное судопроизводство (конституционный процесс). Спор зависит от уровня суда. В первом случае заявитель считает, что один из законов противоречит российской Конституции, и просит его изменить или отменить. В этом случае место действия – Конституционный суд РФ. Как судить – ФКЗ «О Конституционном суде РФ». Как разрешать спор – Конституция РФ и ряд других законов.

Во втором случае заявитель считает, что один из региональных законов противоречит региональной конституции или уставу. В данном случае «конституция» и «устав» – это одно и то же, просто конституции есть у республик, а уставы – у всех остальных регионов. Место действия – конституционный или уставный суд региона. Как судить и как разрешать спор – читаем законы субъекта РФ.

Разумеется, в описании каждого вида судопроизводства указаны далеко не все возможные конфликты. Есть много других вопросов – разрешение суда на обыск, ликвидация юрлица, банкротство, развод и т. д. Но пока затронем лишь основные ситуации.

Звенья судебной системы

Звено судебной системы – это все суды с одинаковыми полномочиями, действующие на равнозначных территориях. Или, иными словами, звено судебной системы – это суды соответствующего уровня.

Разные виды судов по-разному делятся на звенья.

Звенья системы судов общей юрисдикции (снизу вверх): мировые судьи; районные суды; областные и иные региональные суды; Верховный суд. Мировые судьи работают на самом нижнем уровне – на территории, где живут несколько десятков тысяч человек. Несколько таких территорий объединены в судебный район, в котором работает районный суд. В свою очередь, судебные районы расположены на территории одного региона, где работает областной или иной региональный суд. Наконец, верхнее звено этой системы – Верховный суд.

Система арбитражных судов устроена иначе. Здесь на каждый регион приходится всего один суд – арбитражный суд субъекта РФ. Выше – апелляционные арбитражные суды (действуют на территории нескольких регионов), ещё выше – окружные арбитражные суды (действуют на территории примерно десяти регионов). Верхнее звено системы арбитражных судов – тот же Верховный суд.

Звенья системы военных судов: на низовом уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные суды, выше – всё тот же Верховный суд.

Что касается конституционных и уставных судов, то они действуют независимо друг от друга и не образуют единую систему.

Каждый спор в зависимости от ряда параметров попадает в то или иное звено судебной системы. Это явление называют «родовой подсудностью» (подробности позже).

Словом «инстанция» называют определённую стадию судопроизводства или суд, который разбирает спор на этой стадии.

Дело в том, что люди, в том числе судьи, могут ошибаться. Поэтому издавна почти во всех странах была возможность обжаловать судебное решение. Когда-то жалобу подавали королю или царю, потом этим занялись специально созданные суды. Данная система много раз менялась и усложнялась, и в итоге появилась возможность обжаловать решение не один раз, а несколько.

Всё это должно оградить людей от произвола и сформировать единую правоприменительную практику. То есть решение по конкретному делу в идеале должно зависеть не от мнения и настроения конкретного судьи, а от неких объективных параметров.

Итак, любой правовой спор попадает сперва в суд первой инстанции. Обычно это одно из нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести решение. Потом сторонам дают срок на обжалование: например, месяц по гражданским делам (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ) либо десять дней по уголовным (ч. 1 ст. 389.4 УПК РФ). Если никто решение не обжалует, оно вступает в законную силу. «Вступает в законную силу» – значит, что его можно исполнять. Скажем, взыскивать деньги с должника или отправлять осуждённого в колонию.

Если же кто-то из участников дела недоволен решением, он в течение указанного выше срока может подать апелляционную жалобу. Тогда вступление в законную силу откладывается, а дело попадает в суд апелляционной инстанции. Задача апелляционной инстанции – проверить судебное решение, не вступившее в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения. То есть суд апелляционной инстанции должен определить, насколько верно суд первой инстанции установил все факты и правильно применил закон. В итоге суд апелляционной инстанции может вынести своё решение либо оставить в силе решение суда первой инстанции. Тяжеловесную конструкцию «суд апелляционной инстанции» юристы обычно сокращают до «апелляции» («апелляция рассмотрела», «в апелляции отказали» и т. д.).

Если суд апелляционной инстанции принял решение, оно сразу вступает в законную силу и его можно исполнять.

Однако участники дела всё ещё могут его обжаловать. Сделать это можно в кассационной инстанции. Её задача – проверить судебное решение, вступившее в законную силу, с правовой точки зрения. Это означает, что кассационная инстанция не проверяет, насколько правильно предыдущие судьи установили факты. Если они уже решили, что человек что-то украл или что магазин продал неисправный товар, то пересмотреть эти факты уже нельзя. Можно обжаловать лишь правовую сторону дела: например, что нужно было применить другую статью УК РФ или закона РФ «О защите прав потребителей». Если вдруг кассационная инстанция изменила решение, а оно уже было исполнено, то возможен «поворот исполнения». Например, если Иванов взыскал долг с Петрова, а кассация посчитала, что долг должен быть меньше, то Иванов должен вернуть часть денег. Словосочетание «суд кассационной инстанции» юристы тоже сокращают и говорят просто «кассация».

Ещё одно различие между судами апелляционной и кассационной инстанций: если первый должен рассмотреть любую поступившую жалобу, то во втором есть предварительный фильтр. Один из судей кассационной инстанции предварительно изучает жалобу и решает, нужно ли для её рассмотрения делать заседание. Если он думает, что жалоба совсем бесперспективная, он пишет заявителю отказ в передаче жалобы на рассмотрение суда. Чётких критериев здесь нет: закон позволяет отказывать заявителю, «если отсутствуют основания для пересмотра» (ч. 2 ст. 381 ГПК РФ, ч. 2 ст. 401.8 УПК РФ). Таким образом, большинство кассационных жалоб судьи отсеивают ещё до полноценного рассмотрения.

В большинстве стран процесс обжалования ограничивается апелляционной и кассационной инстанцией. В России, однако, есть ещё две инстанции. Во-первых, у нас почему-то появилась вторая кассационная инстанция – решения, которые уже рассматривала кассационная инстанция, можно обжаловать в том же порядке в одну из коллегий Верховного суда РФ. Во-вторых, решение можно обжаловать в надзорную инстанцию – это президиум Верховного суда РФ. Обе эти инстанции ещё менее доступные, там почти все жалобы отсеиваются на этапе подачи. Но если вторая кассация – это просто не очень доступная инстанция (она рассматривает в лучшем случае несколько процентов из поступивших жалоб), то надзор – это, можно сказать, космическая инстанция. Туда попадает дай бог одна из тысячи жалоб. Так что последние две инстанции для большинства людей выполняют скорее символическую роль.

Соотношение звеньев и инстанций зависит от вида суда. Так, в судах общей юрисдикции (в т.ч. в военных судах) предусмотрены условия, в зависимости от которых первой инстанцией может стать одно из звеньев судебной системы – мировой судья, районный суд, областной или Верховный. В арбитражных судах всё проще – там каждая инстанция закреплена за одним из звеньев. Первая инстанция – это арбитражный суд субъекта РФ, апелляционная – арбитражный апелляционный суд, кассационная – арбитражный суд округа, ну а вторая кассация и надзор – это, соответственно, коллегия по экономическим спорам и президиум Верховного суда РФ.

Принципы деятельности органов судебной власти

В своей работе суды должны действовать на основе ряда принципов. Большинство из них прописаны в российской Конституции.

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип упомянут в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. При этом ни сама Конституция, ни другие российские законы не дают определение термину «правосудие». В словарях под этим словом понимают «судебную деятельность государства» («Большой толковый словарь русского языка», гл. ред. С. А. Кузнецов, 2014 г.). Получается тавтология: судебной деятельностью занимается только суд.

Но есть и другие определения. Например, такое: правосудие – это «разрешение различных споров и дел об ответственности с постановлением обязывающих решений» (постановление КС РФ от 26.05.2011 N 10-П). Тогда этот принцип можно сформулировать так: споры по правовым вопросам и о привлечении к юридической ответственности («правосудие») может разбирать только специальный государственный орган, отделённый от других госорганов («суд»).

Правда, есть и несудебные органы, которые разбирают правовые споры и привлекают к ответственности: таможня, пограничная служба, налоговая и т. д. Но суды занимают особое место, поскольку любое решение, принятое любым другим органом, можно обжаловать в суде, и именно решение суда будет окончательным. А в ряде случаев спор вообще не может разрешить никто, кроме суда: например, когда человека обвиняют в преступлении.

Принцип осуществления правосудия только судом возник в противовес тем временам, когда правовой спор разбирали обычные чиновники, никак не отделённые от исполнительной власти. Опасности такого порядка, думаю, объяснять не надо. Если люди, расследующие преступление, и люди, которые выносят по нему решение, подчинены одному и тому же человеку (например, президенту), тогда, скорее всего, первые будут больше преследовать реальных и мнимых врагов президента, а второй – признавать их всех виновными. Например, глава СССР Иосиф Сталин в 1930-е годы создал разного рода внесудебные органы, близкие к правоохранительным. Всё это привело к массовому беззаконию и произволу при вынесении решений. Поэтому в Конституции и прописали данный принцип, чтобы он помог сделать разрешение правовых споров более объективным и справедливым.

Независимость судей. Судьи образуют отдельную ветвь власти, и представители других ветвей власти не вправе вмешиваться в деятельность суда. Официально ни президент, ни министр, ни губернатор не могут приказать или даже попросить судью принять то или иное решение. Даже судьи вышестоящих судов не должны давить на нижестоящих судей. Этот принцип прописан в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, но, к сожалению, не всегда соблюдается.

Законность. Термин «законность» раскрыт в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ: «судьи… подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».

У этого принципа есть несколько аспектов. Во-первых, это означает, что при расхождении закона и другого правового акта дело нужно решить на основании закона. Если распоряжение губернатора, приказ чиновника, постановление правительства или указ президента противоречат закону, суд обязан соблюдать закон. На практике, впрочем, не всегда ясно, противоречит какой-то акт закону или нет. Для этих целей Верховный суд разбирает споры о соответствии подзаконных актов закону.

Во-вторых, принцип законности означает, что судебные решения должны быть основаны не на личном мнении судьи, а на нормах права. Это хорошее пожелания, однако обилие каучуковых норм в России сильно мешает реализовать этот принцип. Если судья сам решает, что такое «нарушение общественного порядка» или «разжигание вражды», в каких «исключительных» случаях можно снизить неустойку и как «с учётом всех обстоятельств» посчитать размер морального вреда, то принцип законности не очень помогает. Чтобы его реализовать, нужна качественная работа законодателей и вышестоящих судебных органов, которые должны более однозначно формулировать и толковать нормы права.

Сочетание коллегиальности и единоличности. Лучше всего, когда дело рассматривают несколько судей. «Коллегиальное рассмотрение дел обеспечивает более тщательное и многостороннее обсуждение их, – писал дореволюционный российский юрист Евгений Васьковский в своём «Учебнике гражданского процесса». – Решение дел коллегией является результатом обмена мнений между судьями, результатом столкновения различных взглядов на одни и те же вопросы, различных точек зрения. То, что не расслышано или упущено из внимания одним судьей, может быть замечено другим; что кажется неясным одному, может быть выяснено другим».

Однако один судья решает дело быстрее и обходится государству дешевле. Так что в России в подавляющем большинстве случаев дела в первой инстанции (в том числе достаточно серьёзные, например, об убийстве) рассматривает лишь один судья. Это касается всех низших звеньев судебной системы: мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов субъекта РФ. А вот в вышестоящих звеньях дела чаще рассматривает коллегия (группа) из трое судей.

Кроме того, закон в ряде случаев предусматривает, что решение вместе с судьёй выносят присяжные заседатели. Это ещё более замечательное правило, однако присяжные в России рассматривают очень небольшое число дел.

Состязательность и равноправие сторон. Принцип состязательности (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) означает, что суд не поддерживает ни одну сторону в правовом споре и не должен работать за неё. Сам судья не обвиняет человека в преступлении, не ищет доказательства его вины или невиновности, не разбирается самостоятельно, кто и почему нарушил договор. Судья лишь изучает аргументы и доказательства сторон и решает, какие из них более весомы.

При этом судья не может решать, что человек виновен в том, в чём его не обвиняет прокурор, и не может взыскать с должника больше, чем требует кредитор.

То есть судебный процесс должен выглядеть как рыцарский турнир. Каждая сторона приносит своё оружие (доказательства и аргументы), пытается поразить им другую сторону, а суд решает, кто из них сильнее, не помогая никому из участников.

В гражданском судопроизводстве принцип состязательность более или менее соблюдается, а вот в уголовном есть заметный перекос в сторону обвинения. Например, судья по уголовному делу может дать подсудимому больше, чем просит прокурор. Такая норма явно нарушает принцип состязательности и превращает судью не в арбитра, а одного из участников процесса. Это как если на турнире один рыцарь ранит и опрокидывает другого, а судья не только провозглашает победителя, но ещё и добивает проигравшего своим мечом.

«Равноправие сторон» означает, что каждой стороне предоставлены более или менее одинаковые права во время процесса. Это не значит, что права совершенно идентичны, но они часто близки по смыслу. Обе стороны могут давать объяснения, вызывать свидетелей, представлять доказательства и др.

Обязательность судебных решений. Все решения суда, принятые в законном порядке, должны быть обязательны для всех на территории России (ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»). То есть все граждане и особенно представители власти должны поступать в соответствии с судебным решением. Если суд что-то решил – например, что гражданин Смирнов совершил преступление, или что некий дом принадлежит гражданину Кузнецову, или что ребёнок гражданки Ивановой должен остаться с ней после развода – во всех этих случаях никто в стране не может игнорировать это решение. Органы власти должны исполнить его в рамках своих обязанностей или действовать, исходя из того, что решение суда правильное и законное.

Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел во всех судах по умолчанию открытое и гласное (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ), на него может прийти и посмотреть любой желающий. То есть вы может прийти в суд, зайти в любой зал заседаний и послушать дело, которое там разбирают. На практике это вызывает удивление судьи и участников процесса. Но если вежливо объяснить причину визита (например, что вы студент юрфака и хотите посмотреть на реальный процесс), проблем обычно не возникает.

Зритель может фиксировать всё происходящее в заседании в письменном виде или посредством аудиозаписи. А вот фото- и видеосъемка, а также телетрансляция допускаются только с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ). Ход и результаты судопроизводства можно свободно освещать в СМИ, а судебные решения – распространять и публиковать безо всяких ограничений.

В последнее время в России, правда, увеличилось число процессов, происходящих в закрытом режиме. Многие из них связаны с обвинениями в шпионаже и государственной измене. Это резко понижает и так не очень высокое доверие к судебной системе. Ведь в случае открытого процесса мы по репортажам из зала суда можем оценить аргументы участников и решить для себя, насколько судебное решение справедливо или нет. И когда судья выносит несправедливый приговор, мы хотя бы можем пристыдить его. Конечно, слабое утешение, но хоть какое-то.

В случае же закрытого процесса мы лишены даже такой возможности и нам остаётся гадать, действительно ли человек виновен или нет. Некоторые такие процессы освещены в статье «О шпионах и изменниках нашего времени» (openrussia.org/post/view/11206) на сайте проекта «Открытая Россия».

Равенство перед законом и судом. Теоретически судья не должен отдавать кому-то предпочтение из-за его социальной, половой или национальной принадлежности (ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»). На практике, как я уже рассказал в заметке «Правоприменение», судьи обычно более снисходительно относится к представителям государства, чаще выслушивает их аргументы и дают им меньшее наказание, чем другим.

Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане могут участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей (ч. 1 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Подробнее про это я расскажу позже, но пока отмечу, что количество дел, которые рассматривают присяжные, за последние годы сильно уменьшилось. Сегодня количество уголовных дел, где граждане действительно осуществляют правосудие, составляет доли процента от общего числа дел. Так что этот принцип в России практически не действует.

Язык судопроизводства – русский. Судопроизводство в России ведут на русском языке. При этом закон разрешает в национальных республиках вести процесс на языке этой республики (ч. 1 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Однако я не слышал, чтобы где-то это применялось на практике и какой-то суд в Карелии разбирал дела на карельском, а в Ингушетии – на ингушском. В военных судах судопроизводство происходит только на русском языке (ст. 6 ФКЗ «О военных судах РФ»).

Если человек плохо владеет русским языком, то ему должны обеспечить возможность выступать и давать объяснения на родном языке через переводчика (ч. 3 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Подведомственность – это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Подведомственность зависит от характера спора и статуса его участников. В процессуальных кодексах прописаны условия, в зависимости от которых дело должен разбирать суд того или иного типа.

Ну а если мы уже определились с подведомственностью, нам нужно разобраться с подсудностью. Подсудность – это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Различают родовую и территориальную подсудность. Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд). А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда, который должен разбирать дело. Дело в том, что вся территория России поделена на участки, за каждый из которых отвечает тот или иной суд. И этот суд может разбирать дело, если на его участке либо что-то произошло (например, заключение договора или нарушение закона), либо находится спорное имущество, либо живёт человек, участвующий в процессе, либо находится организация – участник процесса.

Скажем, уголовное дело в большинстве случаев рассматривают в суде по месту совершения предполагаемого преступления, но в некоторых случаях – по месту жительства потерпевшего или обвиняемого (ст. 32 УПК РФ). Гражданское дело по умолчанию рассматривают по месту жительства ответчика, но в некоторых случаях – по месту жительства истца, по месту нахождения спорного недвижимого имущества или в зависимости от иных оснований (ст. 28-33 ГПК РФ). Правила определения подсудности прописаны в кодексах, которые регулируют соответствующий процесс (УПК, ГПК, АПК, КоАП).

Термин «альтернативная подсудность» означает, что истец может выбрать один из нескольких возможных судов (например, по делам о защите прав потребителей человек может обратиться в суд как по своему месту жительства, так и по месту нахождения организации, нарушившей его права, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). Термин «исключительная подсудность» указывает на то, что дела определённой категории должен рассматривать только какой-то конкретный суд (например, иски о правах на земельные участки должен рассматривать суд по месту нахождения участка, ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). Наконец, «договорная подсудность» – это возможность сторон договориться о том, какой суд будет рассматривать их спор (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ).

Преюдиция – это обязанность всех судов принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу. Представим, что один суд в порядке уголовного судопроизводства установил, что Фёдоров совершил преступление и нанёс Михайлову тяжкие телесные повреждения. Если Михайлов пропустил разбирательство, то он всё ещё может взыскать с Фёдорова компенсацию в порядке гражданского судопроизводства. При этом ему не нужно доказывать, что преступление действительно произошло и что виноват в нём Фёдоров. Считается, что раз суд вынес решение, нет нужды снова всё доказывать. Это и есть преюдиция или преюдициальность. Михайлову нужно лишь доказать наличие убытков и аргументировать размер компенсации морального вреда.

Суд – это госорган, который на основании закона разрешает правовые споры между гражданами или организациями (включая само государство). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.

В России существует четыре вида судов. Суды общей юрисдикции (СОЮ) занимаются подавляющим большинством дел (всеми, которые не отнесены к компетенции других судов). Военные суды разбирают споры, связанные с военной службой. Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. А конституционные и уставные суды рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Судопроизводство (процесс) – это порядок действия суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводств, которые отражают пять типов правовых конфликтов.

Суды общей юрисдикции занимаются:
уголовным судопроизводством (государство обвиняет человека в совершении преступления);
гражданским судопроизводством (один субъект считает, что другой субъект нарушил его права, и требует компенсацию);
административным судопроизводством (спор о привлечении к административной ответственности либо об оспаривании действий госоргана).

В арбитражном суде происходит арбитражное судопроизводство – это когда спорят два бизнесмена, либо бизнесмен спорит с государством.

Наконец, в Конституционном суде РФ и конституционных и уставных судах регионов происходит конституционное судопроизводство – это дело о соответствии законов конституции.

Звено судебной системы – это суды соответствующего уровня. Звенья системы судов общей юрисдикции (снизу вверх): мировые судьи; районные суды; областные и иные региональные суды; Верховный суд. Звенья системы арбитражных судов: арбитражные суды субъектов РФ; апелляционные арбитражные суды; окружные арбитражные суды; Верховный суд. Звенья системы военных судов: гарнизонные суды; флотские и окружные суды; Верховный суд. Конституционные и уставные суды не образуют единую систему, а действуют независимо друг от друга.

Инстанция – это определённая стадия судопроизводства, а также суд, который разбирает спор на этой стадии. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести своё решение. Суд апелляционной инстанции проверяет решения, не вступившие в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения. Суд кассационной инстанции проверяет судебные решения, вступившие в законную силу, с правовой точки зрения. В России также есть вторая кассационная инстанция и надзорная инстанция, которые не очень доступны для населения.

В своей работе суды должны действовать на основе ряда принципов. Главные принципы таковы:
— осуществление правосудия только судом;
— независимость судей;
— законность;
— сочетание коллегиальности и единоличности;
— состязательность и равноправие сторон;
— обязательность судебных решений;
— гласность судебного разбирательства;
— равенство перед законом и судом;
— участие граждан в осуществлении правосудия;
— использования русского языка в судопроизводстве.

Подведомственность – это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Подсудность – это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд). А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда. Преюдиция – это обязанность суда принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу.

zakon.ru

Смотрите еще:

  • Заявление на возврат страховки в банк Как написать заявление на возврат страховки по выплаченному кредиту: образец Для ипотечных и автомобильных займов страхование приобретаемого имущества является обязательным. Если вы хотите узнать, как решить […]
  • Как оформить квартиру на детей при использовании материнского капитала Как оформить на старшего ребенка квартиру при покупке на материнский капитал? Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как поступить в данном случае. Мы с мужем хотим купить квартиру в ипотеку с участием […]
  • Образец квалификации преступления Логические основы квалификации преступлений Процесс квалификации преступлений является мыслительной де-ятельностью правоприменителя, в связи с чем для него очень большое значение имеет логика как наука, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.