Военные суды республик рф

Окружные флотские военные суды. Система военных судов

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, но в их системе нет мировых судей и не предусмотрено рассмотрение дел в порядке апелляции. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, установленном гл. 41 УПК РФ. Их судебные постановления по таким делам пересматриваются окружными (флотскими) военными судами в кассационном порядке.

Гарнизонные военные суды являются основным, низовым звеном системы военных судов; они действуют в качестве суда первой инстанции. В России их насчитывается немногим более 130. Гарнизонный военный суд функционирует на территории, на которой дислоцируются воинские части одного или нескольких гарнизонов (ст. 21 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Военным судам подсудны все уголовные, гражданские и административные дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам. В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи военного суда. В штатах военного суда предусмотрены помощники судей, администратор суда, судебные секретари и технический персонал.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. К их подсудности отнесены дела о тех же преступлениях, которые рассматривают верховные суды республик, окружные, областные и им равные суды, но в отношении гражданских лиц (ч. 6 ст. 31 УПК РФ). Им подсудны по первой инстанции уголовные и гражданские дела, аналогичные делам областного и им равного звена судов общей юрисдикции.

Военные суды округов действуют так же, как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов.

В качестве судов надзорной инстанции военные суды округов рассматривают гражданские и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, а также по ходатайству прокурора, которое именуется надзорным представлением (ст. 402 УПК РФ). Кроме того, они рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения воинских формирований и органов.

Окружной военный суд функционирует в составе председателя; его заместителей, а также других судей; в нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, в котором надзорными полномочиями обладают Президиум Верховного Суда Российской Федерации как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции и Военная коллегия Верховного Суда.

Военная коллегия состоит из председателя, его заместителя и 6 федеральных судей Верховного Суда. Судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда, назначаются на должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Работу Военной коллегии по осуществлению правосудия обеспечивает аппарат, состоящий из отделов.

Нормы о подсудности дел Военной коллегии содержатся в Федерального конституционном законе «О военных судах Российской Федерации», УПК РФ и ГПК РФ.

Так, например, Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Как свидетельствует судебная практика, обжалуются правовые акты указанных органов, связанные с определением порядка прохождения военной службы, реализацией отдельных положений законодательства об обеспечении различными видами довольствия и др. Так, в 2002 г. Военной коллегией было рассмотрено свыше 130 таких жалоб военнослужащих.

ГПК РФ отнес к подсудности Верховного Суда Российской Федерации новую категорию дел — гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 27). Такие дела, затрагивающие права, свободы и законные интересы военнослужащих, подсудны Военной коллегии Верховного Суда.

Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда
Статус судей военных судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации».

В систему военных судов входят окружные (флотские) В.с. и гарнизонные В.с. Основное звено подсистемы военной юрисдикции образуют В.с. гарнизонов, соединений, армий, флотилий.

Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ.

Система (подсистема) военных судов, как отмечалось выше (см. § 1 данной главы учебника), строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур.
Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды.

www.bibliotekar.ru

Военные суды республик рф

Военные и иные специализированные суды

Военные суды и иные специализированные суды (ст

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона « О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды , суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислока ции войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае если воинская ч асть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военным судам подсудны (статья 7 Федерального конституционного закона « О военных судах Росси йской Федерации» ):

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходя щих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

— дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

— дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

territoriaprava.ru

Военные суды и их место в судебной системе Республики Таджикистан

Задачи военных судов в значительной степени, сходны с задачами общих судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны участвовать: в охране личности — ее прав и свобод; общества — его материальных и духовных ценностей; государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. Военные суды Республики Таджикистан, как и военные суды стран ближнего и дальнего зарубежья, входят в судебную систему страны.

В ч.З ст.61 Конституционного закона «О судах РТ» говорится: «Военные суды организуются в составе Вооруженных Сил Республики Таджикистан по территориальному принципу по месту дислокации гарнизонов и состоят из военных судов гарнизонов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан».

Система (подсистема) военных судов Таджикистана, состоит из двух звеньев (в Российской Федерации из трех):

1. основное (низшее) звено — военные суды гарнизонов;

2. высшее звено — Военная коллегия Верховного Суда РТ.

Основное звено образуют военные суды гарнизонов. Им подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, преступлениях лиц, имеющих звания до подполковника включительно. Так, военные суды гарнизонов в период 2002, 2003 и 2004 гг. рассматривали в качестве судов первой инстанции 513, 692 и 673 уголовных дел (6,4%, 8,2 % и 8,5 % от общего числа рассмотренных уголовных дел в первой инстанции всех судов общей юрисдикции соответственно).

Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. Статистические данные показывают, что военные суды рассматривают незначительное количество гражданских дел. Так, военными судами гарнизонов в 2002 и 2003 гг. было рассмотрено 58 и 79 гражданских дел, это 0,7 % и 0,9 % от общего количество гражданских дел, рассмотренных судам общей юрисдикции Республики Таджикистан. В 2004 г. число гражданских дел, рассмотренных военными судами гарнизонов, выросло до 100.

Военный суд гарнизона организуется на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов, и состоит из председателя, заместителя председателя, судей и народных заседателей. Должность заместителя председателя устанавливается в военных судах, состоящих из пяти и более судей.

Количество судей для каждого военного суда гарнизона устанавливается Президентом Республики Таджикистан по представлению Совета Юстиции Республики Таджикистан.

Военный суд гарнизона в пределах установленных процессуальным законом полномочий рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские и уголовные дела, подсудные военным судам, за исключением тех дел, которые подсудны Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан, а также дела по жалобам на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц.

Военный суд гарнизона решает вопросы, возникающие при исполнении судебных актов, а также вправе (ст.67 КЗ Республики Таджикистан «О судах «) обратиться в Конституционный Суд Республики Таджикистан о конституционности примененного закона по конкретному делу.

Военные суды рассматривают дела по жалобам военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. К компетенции военных судов относится рассмотрение жалоб военнослужащих относительно к защиты их личных прав, вытекающих из условий военной службы, Конституции РТ, Закона Республики Таджикистан «О статусе, гарантиях социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей», воинских уставов и других нормативно-правовых актов.

Военные суды рассматривают жалобы граждан, уволенных с военной службы, на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы и совершенные в отношении указанных граждан во время прохождения ими военной службы. Высшим звеном по отношению к военным судам является Военная коллегия, которая образуется в составе Верховного Суда РТ. Военная коллегия является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к военным судам гарнизонов республики. Военная коллегия Верховного Суда Республики Таджикистан:

— рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание от полковника и выше, либо занимающих должность от командира полка и выше и равных по служебному положению лиц;

— рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях военнослужащих, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь (в Таджикистане объявлен мораторий на смертную казнь Законом Республики Таджикистан «О приостановлении применения смертной казни» от 15 июля 2004 г. за №45);

— рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, принятые к своему производству;

— рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора;

— рассматривает по заключениям Генерального прокурора Республики Таджикистан и его заместителей дела по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым решения, приговоры или определения вынесены военным судом гарнизона;

— обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, разрешает иные вопросы, отнесенные законом к ее компетенции.

Решение о принятии дела к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РТ либо Генерального прокурора РТ.

Военной коллегией Верховного Суда Республики Таджикистан в качестве суда первой инстанции в 2002, 2003 и 2004 гг. соответственно было рассмотрено 45, 36 и 23 уголовных дела и не рассмотрено ни одного гражданского дела.

В роли суда второй (кассационной) инстанции Военная коллегия выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям гарнизонных судов. Так, Военной коллегией в качестве кассационной инстанции было рассмотрено: в 2002г.-93 уголовных дела; 2003 г. — 113 и 2004г. — 99 уголовных дел.

В роли же инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений — по отношению ко всем военным судам, Военная коллегия Верховного Суда рассматривала: в 2002 г. — 24 уголовных дела; в 2003 г. — 40, в 2004 г. — 48 уголовных дел. Законность и обоснованность приговора, определения и постановления Военной коллегии могут быть проверены Президиумом Верховного Суда РТ по протесту его Председателя или Генерального прокурора РТ.

Полномочия Председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РТ.

В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (начальники канцелярий, секретари, секретари судебных заседаний, консультанты и т.д.). Их размер и структура прямо зависят от количества судей в конкретном суде, объема работы и выполняемых функций.

Председатель Военной коллегии по должности является заместителем Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан и согласно Конституционному закону «О судах РТ», имеет следующие полномочия: вносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления военных судов гарнизонов и Военной коллегии; в порядке, установленном законом, вправе приостанавливать исполнение приговоров, решений, определений военных судов гарнизонов и Военной коллегии; организует деятельность Военной коллегии и определяет составы коллегии суда для рассмотрения дел в кассационном и надзорном порядке; председательствует в заседаниях Военной коллегии при рассмотрении дел в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; представляет в Президиум и Пленум Верховного Суда отчет о деятельности Военной коллегии; ведет контроль, за выполнением военными судами руководящих постановлений Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан; ведет личный прием граждан; назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии; в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.

В итоге можно констатировать, что военные суды в судебной системе республики Таджикистан, по сути дела, выполняют те же функции, что и военные суды других стран — участников СНГ.

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович — к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ

superinf.ru

7.1 Место военных судов в судебной системе РФ. Подсистема военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют Военные суды Российской Федерации (ч.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют подсистему военных судов.

Первое (основное) звено подсистемы военных судов составляют гарнизонные военные суды. Ко второму (среднему) звену относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему (высшему) — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Второй вид (звено) военных судов — окружные (флотские) военные суды, действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда. В окружном (флотском) военном суде могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является составной частью Верховного Суда РФ со всеми выходящими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком

назначения судей, в нее входящих .

Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды соз- даются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом.

7.2 Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Где бы не располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. 7.3

scibook.net

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ВОЕННЫЕ СУДЫ» в других словарях:

Военные суды — (англ. military courts) в РФ федеральные суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему РФ и осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, др. войсках, воинских формированиях и … Энциклопедия права

ВОЕННЫЕ СУДЫ — в РФ федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФКЗ О… … Юридический словарь

военные суды — в РФ федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФКЗ О… … Большой юридический словарь

Военные суды — 1. Военные суды Российской Федерации (далее военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,… … Официальная терминология

Военные суды — существовали уже в Афинах и в Риме. В римском праве выработался принцип, в силу которого В. суду подсудны не только воинские, но и все преступления, совершаемые солдатами. Принцип этот сохранился и в настоящее время, за исключением Англии, где В … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВОЕННЫЕ СУДЫ — федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В.с. входят в судебную систему… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

военные суды — в Российской Федерации федеральные суды, действующие в системе общих судов; осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба … Энциклопедический словарь

областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды — 3.1 областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды : Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, окружные (флотские) военные суды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

районные и гарнизонные военные суды — 3.2 районные и гарнизонные военные суды : Районные, городские, межрайонные суды, гарнизонные военные суды. Источник: СП 152.13330.2012: Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Суды в Санкт-Петербурге — Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории Санкт Петербурга. Содержание 1 Конституционный суд 2 … Википедия

dic.academic.ru

Смотрите еще:

  • Закон о терроризме рф Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ"О борьбе с терроризмом" С изменениями и […]
  • Передача полномочий 136 фз Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной […]
  • Переоформить штрафы гибдд Переоформить штрафы гибдд Можно ли снять машину с учета, если есть неоплаченные штрафы Неуплата штрафов отсутствует среди оснований для отказа в процедурах постановки на учет, снятия с учета и других […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.