Задания по роману преступление и наказание

Задания по литературе исследовательского характера по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Задания по литературе исследовательского характера по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс

Подобраны: Нечипоренко Л.Н.

В первой главе романа «Преступление и наказание» автор пишет о Раскольникове: « …он менее всего стыдился своих лохмотьев на улице…», «…не стыд, а совсем другое чувство…охватывало его…». А во второй главе мы читаем, что и Мармеладов не стыдится своего падения: «Ничего-с! Сим покиванием глав не смущаюсь…»

О чем свидетельствуют эта близость чувств Раскольникова и Мармеладова?

«Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда.… Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз потом припоминал это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию» — так рассказывает автор о встрече Раскольникова с Мармеладовым.

Чем заинтересовал его Мармеладов?

Мысли Раскольникова о преступлении автор называет «мечтой». Совместимы ли понятия «преступление» и «мечта»? Почему автор именно так определяет замысел своего героя?

Логически и нравственно Раскольников был готов к преступлению («…весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен:…и сам в себе он уже не находил возражений»).

Почему же Достоевский подчеркивает, что преступление совершилось как бы помимо воли самого Раскольникова. «Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и – просто пойдет туда…»?

«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » — эта мысль мелькнула в уме Раскольникова, вошедшего в комнату старухи- процентщицы.

Почему Раскольников в этот момент вспоминает о солнце?

С какой целью Достоевский рассказал о сне (5-я гл., первая часть) и грезах Раскольникова накануне преступления (6-ягл., часть вторая)?

В первых шести главах романа Достоевский несколько раз дает зарисовки пейзажа, интерьера и внешнего вида своих героев.

Найдите эти фрагменты текста и объясните их роль в романе.

Во 2-й главе второй части романа так описаны чувства Раскольникова:

« Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные… Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если б кто-нибудь с ним заговорил…»

К какому выводу подводит читателей автор, рассказывая об этом состоянии Раскольникова?

Пожилая купчиха и ее дочь пожалели Раскольникова, когда его хлестнул кнутом кучер. Раскольников бросает в воду двугривенный, который они ему дали : « Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему казалось, что он как будто ножницами отрезал себя ото всех и всего в эту минуту».

Какая связь между двугривенным и этим чувством Раскольникова?

Почему в романе так много «желтого цвета»? Какую роль этот цвет играет в идейном содержании? Проанализируйте сцены описания интерьера комнат Раскольникова, Алены Ивановны, Сони Мармеладовой; лица-портреты Катерины Ивановны, старухи-процентщицы.

Объясните фразу Раскольникова (конец 2-й главы, часть вторая): «Ко всему –то подлец-человек привыкает!»

Относит ли Раскольников эти слова к самому себе?

Объясните противоречие: перед тем, как в голове Раскольникова пронеслись жестокие мысли о «подлеце-человеке», он оставил почти все свои последние деньги Мармеладовым.

Зачем же он сделал добро, если считает, что человек-подлец?

В 7-й главе второй части романа Раскольников, выйдя из квартиры Мармеладовых, чувствует неожиданный прилив сил: «Гордость и самоуверенность прибывали в нем каждую минуту…»

Чем вызвано это? Как вы относитесь к Раскольникову в эти мгновения?

Сцена встречи Раскольникова с матерью и сестрой (конец 7-й главы второй части, начало 1-й главы третьей части).

Объясните состояние Раскольникова : «Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое, внезапное сознание ударило в него как гром. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли».

Сцена второго разговора Раскольникова с Соней (4-я глава пятая часть), когда он сознается в преступлении.

Как относится Раскольников к самому себе и к своей «теории»?

Почему Раскольникову, почувствовавшему любовь Сони, стало еще тяжелее: «…ему стало вдруг тяжело и больно, что если его так любят…»?

Достоевский в романе хотел показать, что смирение, самопожертвование, религиозность – это черты всего русского народа.

Какие образы романа воплощают эту идею?

Сопоставьте мнение Достоевского о русском народе с оценкой народного характера, данной Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

Соня читает Раскольникову из Библии сцену воскрешения Лазаря.

Почему именно этот фрагмент читает Соня неверующему Раскольникову? Каков смысл этого эпизода в идейном замысле, композиции романа?

Во всех частях романа звучат «голоса» героев – страстные диалоги, монологи. В эпилоге преобладает авторская речь.

Почему именно этот прием изображения возрождения Раскольникова избрал писатель. Почему авторский «голос» вытеснил «голос» героев»?

Оценивая эпилог «Преступления и наказания», литературовед В. Шкловский писал, что Достоевскому пришлось договаривать свое произведение, заканчивать его эпилогом.

Как вы понимаете эту оценку?

Мы понимаем, что индивидуалистический бунт Раскольникова порожден социальной несправедливостью. Мы соглашаемся с Достоевским, когда он осуждает индивидуализм бунтарства, бесчеловечность идеи Раскольникова. Но можем ли мы согласиться с писателем, когда он противопоставляет «теории» Раскольникова «правду» Сони?

В 1949 году А. Зегерс, создавая роман «Мертвые остаются молодыми», опиралась на роман Достоевского в разоблачении фашизма.

Какие идеи «Преступления и наказания» вскрывают бесчеловечность фашистской идеологии? ( Учтите, что Достоевский написал роман «Преступление и наказание» в XIX , когда идеологии фашизма еще не существовало.)

Система индивидуальных, групповых и творческих заданий по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Разделы: Литература

Цель предлагаемой системы заданий: опираясь на теорию М.М.Бахтина о своеобразии взаимоотношений автора и героя в произведениях Ф.М.Достоевского и опыт преподавания романа “Преступление и наказание” в школе, предложить свою систему работы над образом главного героя романа Родиона Раскольникова.

Предлагаемый нами вариант анализа образа Родиона Раскольникова при изучении “Преступления и наказания” в школе сложился следующим образом:

Занятие 1. Петербург Достоевского

Занятие 2. Разочарование и чувство потрясённой справедливости

Занятие 3. Бунт Родиона Раскольникова

Занятие 4. Двойники и антиподы Родиона Раскольникова

Цель 1 занятия: подготовить восприятие романа “Преступление и наказание” и образа Родиона Раскольникова, помочь учащимся увидеть за судьбами людей, “униженных и оскорблённых бесконечной нищетой”, образ мира, “в котором человеку некуда пойти”, показать ту сложнейшую социальную атмосферу вокруг героя, которая, по словам М.М.Бахтина, заставляет Раскольникова раскрываться и уясняться для самого себя и других в диалоге с самим собой и другими. Для оформления урока можно использовать иллюстрации И.Творожникова “Петербургские типы” (“Дворник”, “Питейный дом”, “Шарманщик”), М.Добужинского “Петербург. Трактир”, “Петербург. На набережной канала”, Д.Шмаринова “Доходный дом”, литографию “Петербург. Сенная площадь”. Можно воспользоваться мультимедиапроектором. Рассматривание иллюстраций и их оценка становятся своеобразным способом выявления и концентрации читательского восприятия на конкретно-наглядной основе.

Занятие организовано как коллективная работа над созданием литературной композиции. Группы учащихся получают домашнее задание: перечитать отдельные страницы произведений Ф.М.Достоевского. 1 группа — роман “Униженные и оскорблённые, 2 группа — “Бедные люди”, 3 группа – “Преступление и наказание”. На уроке учащиеся продолжают по отбору и подготовке текстов для композиции, составляют к выбранным отрывкам свой комментарий. Вторая часть занятия – исполнение композиции. Она состоит из 2-х частей, одна из которых воссоздаёт образ мира, “в котором человеку некуда пойти”, а другая часть должна ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

Для исполнения композиции класс делится на четыре группы:

1 группа — “Громады стройные теснятся дворцов и башен” (А.С.Пушкин)

2 группа — “Город контрастов”

3 группа — “Здесь живут люди” (описание каморок)

4 группа – “И пусть горят светло огни его палат,

Пусть слышны в них веселья звуки –

Обман, один обман! Они не заглушат безумно страшных стонов муки”

В качестве закрепления учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какое впечатление производит на читателей город?
  2. Таким ли вы представляли себе Петербург, каким он предстаёт в иллюстрациях Д.Шмаринова, М.Добужинского, И.Творожникова?
  3. Можете ли вы представить себе человека в этом городе?
  4. Какие чувства, желания, мысли порождает такой город?
  5. Приведите запомнившиеся вам слова и выражения, характеризующие город и его обитателей. Чьими глазами мы видим город? Как это влияет на восприятие атмосферы города?
  6. Домашнее задание: общее – подготовить художественный пересказ “Униженные и оскорблённые бесконечной нищетой” (по роману “Преступление и наказание”. Для выполнения следующего задания класс делится на две группы. Первая группа должна перечитать сон Раскольникова и ответить на следующие вопросы:

    Какой интонацией вписан сон в стилистику главы?

    1. Какие картины предстают перед нами?
    2. Какое впечатление производит на Родю кабак? Почему? (Обратите внимание на предчувствие, настроение трагизма, появляющееся у мальчика)
    3. Что страшного в увиденной Родей телеге?
    4. Как разворачивается автором тема крови, смерти, насилия?
    5. Какова реакция окружающих на действия Миколки?
    6. Как реагирует мальчик на сцену избиения лошади? Как это характеризует Родю?
    7. Попробуйте определить место сна в сюжетной схеме романа и в жизни Родиона.
    8. Вторая часть класса получает задание перечитать письмо матери Родиона и ответить на следующие вопросы:

      1. Что можно о семействе Раскольниковых из письма Пульхерии Александровны?
      2. Каковы особенности лексики и стиля письма? Как они характеризуют автора?
      3. Объясните характер Авдотьи Романовны, каким он представляется из письма.
      4. Объясните характер матери Родиона.

      Один из учащихся получает индивидуальное задание “Реконструкция прошлого Раскольникова”

      Второе занятие имеет целью дальнейшую работу по воссозданию той сложной социальной атмосферы, которая окружает героя. Мы видим Раскольникова до преступления. Обращаем внимание учащихся на то, что монологическое слово Раскольникова поражает своим напряжённым диалогизмом и “живою личною обращённостью ко всему тому, о чём думает и говорит” (М.Бахтин).

      Занятие начинается с обсуждения домашнего задания. Далее учитель обращает внимание учащихся на реакцию Родиона на послание матери.

      Обращается внимание на характер внутреннего монолога Раскольникова:

      1. От чьего лица ведётся повествование?
      2. В чём своеобразие этого рассказа (это сплав авторского повествования и монолога Родиона). Учитель предлагает зачитать образец такого диалога с самим собой: “Не бывать? А что же ты такое сделаешь, чтоб этому не бывать? Запретишь? А право какое имеешь? И т.д. В приведённом монологе Родион обращается к самому себе, убеждает себя, дразнит, обличает, издевается над собой. Учитель обращает внимание на то, что внутренняя речь Родиона наполнена чужими словами (словами из письма матери, из приведённых в письме речей Лужина, Дунечки, Свидригайлова, из только слышанных слов Мармеладова, переданных им слов Сонечки). Учитель просит подтвердить свои ответы ссылками на текст романа и найти в монологе Раскольникова примеры полемики с этими чужими словами. Делается вывод, что “внутренняя речь Родиона строится как вереница живых и страстных реплик на все слышанные им и задевшие его чужие слова, собранные им из опыта предыдущих дней”. (М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.-М., 1979, с.60)
      3. Учитель в завершении анализа особенностей внутренней речи героя Достоевского предлагает ответить на вопрос: к какому решению привели Родиона его рассуждения? (Письмо матери поставило Раскольникова на роковую черту: или смириться с участью своих родных и перед законом, действующим в мире, или попытаться что-то сделать, для своих близких.)

        Раскольников решился действовать, но страшный сон, увиденный накануне преступления, убеждает его в своей непригодности к совершению преступления. Вопросы к анализу сна приведены в домашнем задании к предыдущему уроку.

        Домашнее задание: собрать материал о тории Раскольникова, подготовить для выразительного чтения сцены трёх встреч Родиона со следователем.

        Индивидуальные задания: устные сообщения 1) Преступление Раскольникова в оценке Писарева, 2)Преступление Раскольникова в оценке современного литературоведения.

        Занятие 3 “Бунт Раскольникова” учитель может организовать по собственному усмотрению, вариантов в методической литературе представлено множество. Думается, что не составит труда организовать и урок по теме “Двойники и антиподы Раскольникова”. Мы же предлагаем на этом занятии сопоставить героя повести А.С.Пушкина “Пиковая дама” Германна и Родиона Раскольникова. Общее задание классу должно быть опережающим. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

        1. Прочитать повесть А.С.Пушкина “Пиковая дама”. Сходство “Преступления и наказания” с этой повестью замечено давно. При сопоставлении двух произведений учащиеся расширяют своё представление о творчестве Пушкина, иными глазами смотрят на роман Достоевского, рассматривают основную гуманистическую идею “Преступления и наказания” в контексте общефилософской концепции “оправданности – неоправданности средств целью”.

        2. Задания по группам:

        • Сравнить внешность, характер, отношение к религии Германа и Раскольникова
        • Найти “наполеоновское, сверхчеловеческое” в Раскольникове и Германне:
        • А) Какую идею нёс в себе Наполеон?
          Б) Чем похоже и чем отличается “наполеоновское” в героях?

          • Сравнить сны героев накануне преступления.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Карточки-задания по роману «Преступление и наказание» Ф.М Достоевского

          КАРТОЧКА №1

          Найдите портрет героя. Что положительно, а что отрицательно в его портрете? На каком приёме строится описание? Для чего Достоевский использует этот приём? О чём говорит деталь «тёмно-русые волосы»?

          КАРТОЧКА №2

          Найдите описание жилища Раскольникова. Какое общее впечатление оно производит? Каковы ключевые слова в этих описаниях? О чём они говорят? Как такая комната могла повлиять на внутреннее состояние героя?

          КАРТОЧКА №3

          В каком состоянии находится герой в 1 части? Какие чувства преобладают?

          КАРТОЧКА №4

          Найдите в 1 главе описание старухи- процентщицы. Прочитайте. Какое общее впечатление она производит? Найдите говорящие детали, которые создают это впечатление.

          КАРТОЧКА №5

          Прочитайте описание комнаты старухи-процентщицы. Каково ключевое слово в этом описании? О чём оно говорит? О каких качествах жильцов говорят детали, предметы мебели?

          КАРТОЧКА №6

          Найдите и прочитайте портрет Мармеладова. Найдите в описании отрицательные и положительные черты. О каких качествах героя говорят эти детали?Найдите детали, которые говорят о его бедственном положении?

          КАРТОЧКА №7

          Прочитайте исповедь Мармеладова. Как он сам себя называет? В чём разница между бедностью и нищетой, по его мнению?Почему Мармеладов оказался во власти порока? Почему он не может вырвать из заколдованного круга: нищий, потому что пьёт, а продолжает пить, потому что нищий? Как понимать его слова: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!»?

          КАРТОЧКА №8

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

          Прочитайте исповедь Мармеладова. С чего началось его падение? Почему он начал пить?

          КАРТОЧКА №9

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

          Найдите и зачитайте строчки, рисующие состояние Раскольникова перед прочтением письма от матери. Перескажите, что ему пишет мать. Каково состояние Раскольникова после прочтения письма?

          КАРТОЧКА №10

          Как вы думаете, в чём внутренняя связь между исповедью Мармеладова и письмом от матери?

          КАРТОЧКА №11

          Какой поступок совершает Раскольников в 4 главе первой части? Перескажите этот эпизод. Какие качества характера Раскольникова проявились в этом его поступке?

          КАРТОЧКА №12

          Перескажите разговор студента и офицера о процентщице. Какова главная мысль речи студента? Почему эта теория названа арифметической? Как вы думаете, оправдан ли такой расчёт? Что в нём высокое, а что низкое?

          КАРТОЧКА №13

          Как, по-вашему, связан сон Раскольникова с убийством старухи?

          КАРТОЧКА №14

          Опишите состояние Раскольникова перед совершением убийства.

          КАРТОЧКА №15

          Опишите, как Раскольников убил старуху и чем. О чём говорит деталь, что он убил её обухом? Какое впечатление произвело на вас это убийство? Найдите детали, создающие картину ужаса и мерзости. Как, по-вашему, автор относится к этому убийству?

          КАРТОЧКА №16

          Почему литературоведы называют убийство Раскольникова «двойным»?Что хотел сказать Достоевский фактом двойного убийства?

          КАРТОЧКА №17

          Каковы ощущения Раскольникова после совершеия убийства? Почему у него такое состояние?

          КАРТОЧКА №18

          Проследите по 1 главе изменения в эмоциональном состоянии Раскольникова. Как вы думаете, о чём говорит каждое изменение вообще и совокупность всех изменений?

          КАРТОЧКА №19

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ

          Здесь упоминается, что в Раскольникове произошло какое-то перерождение. В чём его сущность? Зачитайте цитату. Почему произошло это перерождение? О чём оно говорит?

          КАРТОЧКА №20

          Раскольникову пришла «странная мысль». Какая? Почему?

          КАРТОЧКА №21

          Прочтите эпизод из 2 главы со слов: « Он шёл, смотря кругом рассеянно и злобно»… Какое главное чувство преобладает в Раскольникове? Найдите детали, доказывающие, что он именно в таком состоянии. Почему он испытывает это чувство? Найдите в этом эпизоде доказательство того, что преступление отъединило его от всех людей. Что в этом отрывке ещё раз доказывает, что деньги не главная причина его преступления?

          Опишите приход Раскольникова к Разумихину во 2 главе. Зачем он к нему пришёл? Почему он быстро ушёл? Как этот эпизод связан с поведением Раскольникова в полиции и на улице?

          Почему Раскольников выкинул подаяние в реку? С какими словами женщина дала ему деньги? Что значат эти слова? Как он ведёт себя в то время. Как его хлестнули кнутом?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2ЧАСТЬ

          Опишите состояние Раскольникова во время бреда. Что он видит и слышит?

          Расскажите, как ведёт себя герой с Разумихиным и Зосимовым.В каком положении он чаще всего лежит на диване? О чём говорит эта деталь? Как Раскольникова характеризует его поведение, о чём он говорит?

          6 глава. В какую новую крайность кинулся Родион? Как он себя ведёт и почему? О чём это говорит?

          Расскажите о встрече в кабаке Раскольникова и Замётнова. Как во время этой встречи ведёт себя главный герой? Почему?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 2 ЧАСТЬ

          С какой целью пришёл Раскольников в «тот» дом? Как он там себя ведёт?

          Какой поступок совершает Раскольников в 7 главе? Какие качества героя обнаруживает этот поступок?

          Почему Раскольников сам идёт на встречу со следователем? Как он переступает порог ? Как Порфирий Петрович встречает посетителей?

          Изложите сущность речи Разумихина

          Как Порфирий Петрович возражает Разумихину?

          Изложите сущность, основные тезисы статьи Раскольникова. Какой факт может опровергнуть теорию Раскольникова? Найдите в тексте момент, когда сам Раскольников набредает на эту мысль. Прочтите этот момент.

          Расскажите о встрече Раскольникова с мещанином. В чём, по-вашему, символичность этого эпизода?

          Каково внутреннее состояние героя после встречи с мещанином? Какие новые мысли приходят к нему через это болезненное состояние?

          Что он подразумевает под словом «принцип2? Что было для Раскольникова важнее всего? Что он сделал ради этого принципа? Почему он называет себя «эстетической вошью»?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 3 ЧАСТЬ

          Перескажите второй сон Раскольникова. В чём его смысл?

          Кто такой Лужин? Обратитесь к письму матери из первой части. Какие рассуждения о Лужине в этом письме привлекли ваше внимание? Что неприятно в его рассуждениях и чем? Какие мысли и чувства и мысли породили в вас эти мысли Лужина? Какое впечатление складывается о Лужине у читателя?

          Прочитайте, как Лужин входит к Раскольникову. Что больше всего обращает на себя внимание в его манере и поведении?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 2 ГЛАВА 5

          Прочитайте, как выглядит Лужин. О каких чертах говорит его портрет?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 2

          В чём сущность взглядов Лужина? Чем «теория» Раскольникова близка его взглядам?

          Как отреагировал Раскольников на речь Лужина во второй части? Почему герой сделал этот вывод?

          Как Раскольников относится к Лужину и почему7

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 4 ГЛАВЫ 2,3

          Перечитайте встречу Лужина и Дуни в Петербурге и выделите отрицательные черты Лужина. Что общего и различного между ним и Раскольниковым?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

          Сопоставьте поведение Лужина и Дуни В сцене встречи в Петербурге. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 5 ГЛАВА 1,3

          Как чувствует себя Лужин после того, как его изгнала Дуня?Изложите сущность его рассуждений после того, как его выгнали. Что подлого в этих рассуждениях?

          Какую подлость совершил Лужин на поминках Мармеладова? Зачем он это сделал? Что нового в характере Лужина открывает этот поступок?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 3

          Что мы узнаём из письма матери Раскольникова о Свидригайлове? Что о прошлом Свидригайлова мы узнаём из речи Лужина?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 4 ГЛАВЫ 1,2

          Найдите в разговоре Свидригайлова фразу,похожую на мысль Раскольникова. Как относится Раскольников к Свидригайлову? Почему? Как вы думаете,в чём «общая точка» у Раскольникова и Свидригайлова? А в чём отличие Раскольникова и Свидригайлова?

          Какой представляется будущая жизнь Свидригайлову? О чём, как вы думаете, это говорит?

          Объясните афоризмы Свидригайлова:

          «Разум-то ведь страсти служит»

          «Человек вообще очень и очень даже любит быть оскорблённым»

          «Я ничьим мнением особо не интересуюсь»

          Как эти афоризмы характеризуют Свидригайлова?

          Как воплощает Свидригайлов свои принципы в жизнь в эпизоде встречи с Дуней?

          Сравните моменты, как Раскольников подал милостыню и как Свидригайлов раздал своё имение. Каковы их ощущения от этих деяний?

          Что мы узнаём из исповеди Мармеладова о Соне?

          Прочитайте, как выглядит Сонечка. Какие внутренние черты проглядывают во внешности Сонечки? Как она себя ведёт? Что Раскольников делает? Чтобы показать, что Соня для него равная среди равных?

          Где жила Соня? Прочтите, как выглядит её комната. Что бросается в глаза во всей этой обстановке? Что общего между жилищем Раскольникова и Сони? Какой вопрос из этого сопоставления напрашивается?

          Почему Раскольников идёт к Соне? Что он видит в ней общее с собой? Докажите, что Раскольников и Соня говорят на разных языках. Почему герой называет её «юродивой»?

          К какому разряду он относит Соню?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 5 ГЛАВА 4

          Что во второй раз приводит Раскольникова к Соне? Как отвечает она на вопрос героя: «Лужину ли жить на свете?» В чём разница в восприятии нравственных норм Соней и Раскольниковым ? Что в его мечте приоткрывает его признание? Что было главным для него в его теории? Найдите слова Сони, в которых звучит приговор Раскольникову .Как вы понимаете эти её слова? Какой . по мнению Сони . есть выход у Раскольникова?

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧАСТЬ 4 ГЛАВА 8

          Зачем на этот раз пришёл Раскольников к Соне? О чём он её просит? Что значит этот символ? Что происходит в этой встрече с героем? Какие наставления ему даёт Соня? Зачем необходимо целовать землю? Вспомните. Как отреагировал уличный балагур на целование Раскольниковым земли.

          Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЭПИЛОГ

          Как к Раскольникову относятся каторжане? Почему? Видит ли он за собой вину? Найдите цитаты, которые подтверждают , что Раскольников стал постепенно вникать в жизнь других людей. Почему он воспринимает пропасть между собой и другими людьми как «страшную»?

          infourok.ru

          Вопросы – задания по изучению творчества Ф .М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»

          Вопросы – задания, направленные на мотивацию изучения творчества Ф.М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»

          № 1

          1. Что представляла собой общественная и литературная жизнь России 40-х годов XIX века?

          2. Каковы были литературные увлечения Достоевского? Кто из писателей ему наиболее близок?

          № 2

          1. Что сближает роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые» с первой его повестью «Бедные люди»?

          2. В какой статье и как оценил Добролюбов произведение Достоевского «Униженные и оскорблённые»?

          № 3

          1. Что представляла собой общественная жизнь России в период создания романа «Преступление и наказание»?

          2. Какова творческая история замысла романа «Преступление и наказание»?

          № 4

          1. В чём заключается внутренний раскол писателя в 70-е годы?

          2. Почему 60 ? 70-е годы в творчестве Достоевского можно назвать временем великих романов? Какие проблемы, волновавшие писателей того времени, связывают их?

          № 5

          Перескажите один из следующих отрывков:

          «Отвратительный и грустный колорит дня» (ч. 1, гл. 1)

          «Великолепная панорама Петербурга» (ч. II, гл. 2)

          «Вечерний Петербург» (ч. II, гл.6)

          «Вид из окна комнаты Раскольникова» (ч. V, гл. 5)

          2. Подготовьте сообщение на тему : «Петербургские пейзажи» в романе «Преступление и наказание».

          № 6

          1. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на улицах города в «Преступлении и наказании». Какое впечатление они произвели на вас?

          2. Как относятся люди друг к другу? Приведите конкретные примеры из текста.

          3. Как чувствует себя человек романа «Преступление и наказание» на улице, дома, среди людей? Попробуйте обрисовать словесно.

          № 7

          1. Вспомните портретную характеристику Раскольникова и описание его каморки. Рассмотрите иллюстрацию Д.А. Шмаринова «Раскольников в каморке». Как данный рисунок передаёт бедность героя, его одиночество и обречённость? Совпадают ли представления писателя и художника?

          2. «На фоне рассветного Петербурга в своей коморке лежит Раскольников после убийства процентщицы и Елизаветы». Таким предстает перед нами герой романа на рисунке художника И.С. Глазунова «Раскольников в каморке». Рассмотрите данную иллюстрацию. Найдите в тексте страницы, созвучные этой картине.

          № 8

          1. Каково служебное положение героев «Преступления и наказания»? Выберите из текста.

          2. Почему в романе почти все герои «бывшие»? Докажите текстом.

          3. Почему, будучи активно деятельным по натуре и жизненной позиции, Раскольников не только нигде не служит, но и не делает никаких попыток заработать деньги, как это делает его друг Разумихин?

          № 9

          1. Каковы ваши первые впечатления о Раскольникове? Дайте портретную характеристику героя.

          2. Каково социальное положение Раскольникова? Найдите детали, указывающие на безысходную нищету героя.

          3. Соответствует ли внешний облик, его материальное положение душевному состоянию героя? В чём причина его душевного разлада?

          № 10 (ч. I, гл. 4)

          1. Проанализируйте отрывок от слов: «…приключение, которое привлекло к себе внимание…» до слов: «…что, коль и Дунечка как-нибудь…».

          2. На какие размышления наводит Раскольникова встреча с пьяной девочкой?

          3. Какие свойства характера Раскольникова раскрывает данный эпизод этой главы?

          № 11

          1. Подберите из текста материал о жизни детей в Петербурге Достоевского. Почему на страницах романа постоянно льются детские слёзы?

          2. Почему именно Раскольникова Достоевский сталкивает с миром детских страданий? Как в этих сценах раскрывается характер Раскольникова?

          № 12

          1. Пронаблюдайте за отношением Мармеладова к себе и к людям, к Соне, к детям, к Катерине Ивановне, к Раскольникову , к окружающим в трактире.

          2. Какие черты характера Мармеладова обнаруживается в его взаимоотношения с людьми, в превратностях его судьбы?

          3. Как в судьбе Мармеладова и его семьи получает дальнейшее развитие тема Петербурга как символа жизни «ненормальной и неблагополучной»?

          № 13

          1. Передайте содержание 1-го сна Раскольникова. Почему Достоевский называет этот сон «страшным»?

          2. Почему после этого страшного сна Раскольников сразу же вспоминает о задуманном убийстве? Найдите монологи – рассуждения Раскольникова о предстоящем убийстве. Прокомментируйте их. Почему под влиянием сна Раскольников принимает такое решение: «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты»?

          № 14 (ч. I, гл. 3 – 4)

          1. Что узнал Раскольников из письма матери о жизни сестры?

          2. Что общего увидел герой романа в судьбе Сони Мармеладовой и своей сестры Дуни?

          3. Проследите по внутренним монологам (ч. I, гл. 2 и ч. I, гл. 4), какие чувства испытывает Раскольников после чтения письма матери и посещения Мармеладовых?

          № 15( ч. I, гл. 6)

          1. Передайте содержание разговора студента и офицера.

          2. Почему Раскольникова заинтересовали слова студента: «Не загладится ли крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения»?

          3. Почему Ф.М. Достоевский вложил в уста незнакомого студента слова, совпавшие с идеей Раскольникова?

          № 16 (ч. I, гл. 2; ч. II, гл. 7)

          1. Расскажите, что вы узнали о судьбе Екатерины Ивановны из исповеди Мармеладова? Чем навеян 1-й сон Раскольникова?

          2. О каких светлых минутах своей жизни поведала Екатерина Ивановна Поле? Какие свойства её характера раскрываются в этих воспоминаниях?

          3. Почему вслед за этим рассказом Екатерины Ивановны Раскольников вносит в дом раздавленного Мармеладова?

          № 17 (ч. V, гл. 2, 3, 4)

          Перескажите эпизод «Екатерина Ивановна на поминках мужа»

          2. Почему Екатерина Ивановна оказывается с детьми на улице? Какова связь 1-го сна Раскольникова с предсмертным воплем Екатерины Ивановны: «Уездили клячу!»?

          3. Какова роль Екатерины Ивановны в романе? Прокомментируйте слова Раскольникова, сказанные Соне: «Лужину ли жить и делать пакости или умирать Екатерине Ивановне?

          Кому из них умереть?»

          № 18 (ч. I, гл. 3, 4)

          1. Что узнал Раскольников о Лужине из письма матери? Почему Лужин решил жениться на бесприданнице?

          2. Почему прочитав письмо Лужина, Раскольников окончательно решил: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к чёрту господина Лужина!».

          3. Почему так ненавистен Лужин Раскольникову?

          № 19 (ч. IV, гл. 2, 3)

          1. Перескажите, как ведёт себя Лужин в сцене объяснения с Дуней? О чём он размышляет после разрыва с ней.

          2. Какое обвинение бросает Лужин в лицо невинной Соне? Как и почему выступает Раскольников в роли деятельного адвоката Сони?

          3. Раскольников, ненавидя Лужина, в то же время заявляет, что взгляды Лужина близки его теории. Докажите или опровергните это утверждение.

          № 20 (ч. I, гл. 3; ч.IV, гл. 1, 2, 3)

          1.Что узнал Раскольников о Свидригайлове из письма матери? Перескажите.

          2. Что добавила к характеристике Свидригайлова его первая встреча с Раскольниковым?

          3. Проанализируйте исповедь Свидригайлова. Докажите, что слова Свидригайлова «всё дозволено» и «всяк в этой жизни о себе помышляет» характиризуют его самого.

          № 21 ( ч. IV, гл. 5; ч.VI, гл. 2)

          1. С какой целью беседует Порфирий Петрович с Раскольниковым о статье «О преступлении». Какие права , по мнению Раскольникова-автора, даны сильной личности?

          2. В чём Порфирий Петрович видит причину преступления Раскольникова: в его бедственном положении или в желании власти?

          3. В чём смысл словесного поединка между Раскольниковым и Порфирием Петровичем? Кто оказался победителем и почему?

          № 22 ( ч. III, гл. 5)

          1. В чём суть идеи Раскольникова о делании людей на обыкновенных и необыкновенных?

          2. Как поступки Раскольникова развенчивают его идею о делании людей на обыкновенных и необыкновенных?

          3. На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?

          № 23 (ч. V, гл. 4)

          1. Почему Раскольников со своими страданиями пошёл к Соне и доверил ей свою страшную тайну?

          2. Почему, узнав, что Раскольников убил старуху-процентщицу и Елизавету, Соня испытала к нему не отвращение, а сострадание. Как вы понимаете её слова, сказанные Раскольникову: «Нет, нет тебя несчастнее теперь в целом свете».

          3. Проанализируйте сцену признания Раскольникова Соне. Почему в этой сцене Соне оказывается сильнее Раскольникова и одерживает нравственную победу?

          Подготовила учитель высшей

          квалификационной категории

          kopilkaurokov.ru

          Смотрите еще:

          • Филиал 1 фгку главный центр военно-врачебной экспертизы мо рф Организация ФГКУ "ГЦ ВВЭ" Минобороны России Юридический адрес: 105229, МОСКВА Г, ГОСПИТАЛЬНАЯ ПЛ, 1-3, СТР.5 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1313500 - Министерство обороны Российской Федерации […]
          • Дневник юриста по практике в полиции Дневник производственной (преддипломной) практики в отделе по расследованию преступлений против собственности следственного управления УМВД России по Забайкальскому краю , страница 2 Краткое содержание […]
          • Пособие на второго ребенка в минске Детское пособие и пособие по уходу за ребенком в Беларуси: какие выплаты положены родителям Основные моменты о детских пособиях в Беларуси: какие выплаты положены родителям в связи с рождением ребенка, по […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.