Заявление о ликвидации юр лица

Как сообщить налоговой, что ООО закрывается

Смотрите также:

Завершение ведения бизнеса — сложный процесс. В материале рассмотрим порядок уведомления ИФНС о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, приведем список используемых бланков и опишем порядок их заполнения.

В процессе прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью необходимо подать в налоговый орган две регистрационные формы:

  • Р15001, уведомление о ликвидации компании;
  • Р16001, заявление о государственной регистрации ликвидации компании.
  • Указанные бланки имеют разное назначение, содержат различную информацию и подаются в различные временные промежутки в процессе закрытия организации.

    Порядок заполнения заявлений на закрытие ООО в налоговую

    Заявление о ликвидации ООО по форме Р15001 (уведомление) необходимо заполнить и представить в ИФНС не позднее трех рабочих дней после принятия решения собственниками общества о завершении работы компании. После этого начинается процесс подготовки к прекращению деятельности компании, включающий:

  • извещение кредиторов о принятом решениии удовлетворение их требований;
  • сверку с налоговыми органами;
  • подготовку и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  • инвентаризацию активов и обязательств после удовлетворения требований кредиторов;
  • составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса;
  • распределение имущества ООО между его участниками.
  • Пример заполнения формы Р15001

    Достаточно часто возникает вопрос о том, кто должен быть заявителем при подаче уведомления о завершении деятельности общества с ограниченной ответственностью. Читая пункт 3 статьи 62 ГК РФ , можно сделать вывод, что с момента назначения ликвидатора выступать заявителем и подавать сведения в ИФНС должен именно он. Но налоговые инспекторы имеют другое мнение по данному вопросу и требуют, чтобы Уведомление о ликвидации было подано от лица учредителя юридического лица. Если же учредителей несколько, то в момент принятия решения о закрытии общества они должны выбрать ответственного заявителя и именно от его лица подавать Уведомление о завершении деятельности в ИФНС. Ликвидатор извещает налоговый орган о подготовке промежуточного баланса закрываемой организации, и только в этой ситуации он будет заявителем при подаче бланка Р15001.

    Уведомление Р15001 заполняется следующим образом:

  • в Разделе 1 указываются сведения о ликвидируемой компании в соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ;
  • в Разделе 2 необходимо проставить маркеры, указав, в связи с чем подается форма;
  • Лист А Уведомления заполняется в том случае, если в Разделе 2 проставлен маркер в пункте о назначении ликвидатора;
  • в Листе Б Уведомления заполняются данные физического лица, выступающего заявителем. Здесь есть некоторые особенности. Если форма подается от учредителя — физического лица: заполняем разделы 5 и 6, учредителя — юридического лица: разделы 2, 3, 5 и 6.
  • Рассмотрим на примере порядок заполнения бланка.

    ООО «Компания» 01.07.2017 г. общим собранием участников общества приняла решение о прекращении деятельности. Учредителями общества являются два лица: ООО «Ромашка» и Капитонов Алексей Владимирович. Решением собрания также назначен ликвидатор Савватеев Петр Сергеевич. В качестве заявителя о ликвидации ООО «Компания» от лица учредителей выбрано ООО «Ромашка», генеральным директором которого является Илларионов Иван Анатольевич. Именно от его лица заполним Уведомление.

    Образец заполнения бланка Р15001

    Пример заполнения формы Р16001

    После завершения всех ликвидационных процедур в налоговую инспекцию необходимо подать Заявление в связи с закрытием общества Р16001. Эта форма более простая и состоит из двух разделов на первом листе и Листа А:

  • в Разделе 1 указываются регистрационные данные закрываемого общества;
  • в Разделе 2 — дата опубликования в СМИ сообщения о прекращении деятельности компании;
  • в Разделе А — сведения о заявителе: либо руководителе ликвидационной комиссии, либо единоличном ликвидаторе.
  • Заявление подается одновременно с представлением ликвидационного баланса и завершает процесс ликвидации юридического лица. На основании данных этой формы регистрирующий орган внесет сведения о завершении работы компании в ЕГРЮЛ.

    ppt.ru

    Заявление о ликвидации ООО

    Обновление: 2 августа 2017 г.

    Образец заявления о ликвидации ООО

    Ликвидация ООО предполагает прохождение целого ряда процедур. Представление заявления в налоговую о ликвидации ООО — последний, завершающий этап в ликвидации общества. Этот документ должен быть заполнен по специальной форме с соблюдением предусмотренных законом правил, иначе в регистрации ликвидации налоговый орган может отказать.

    Документы, которые необходимо подать вместе с заявлением

    Стоит напомнить, что первоначальное сообщение в налоговую о ликвидации ООО должно быть направлено не позднее трёх рабочих дней со дня, когда такое решение было принято. Такое уведомление составляется по форме N Р15001.

    После завершения всех предусмотренных законодательством этапов ликвидации в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

    • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
    • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Документ должен быть заполнен по форме N Р16001 и подписан ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии);
    • ликвидационный баланс.
    • Пошлина за такую услугу составляет 800 руб. Сформировать и оплатить квитанцию можно онлайн через сайт ФНС через раздел «Все сервисы».

      Правила и требования к составлению заявления установлены в:

      При заполнении заявления нужно руководствоваться и общими требованиями, установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ .

      Форма заявления о ликвидации ООО утверждена Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (Приложение N 9).

      С бланком заявления можно ознакомиться:

    • на официальных сайтах управлений ФНС;
    • информационных стендах инспекций по месту предоставления услуги;
    • на едином портале госуслуг.
    • В заявлении подробно указываются сведения о заявителе. Заявитель в разделе 3 листа А должен от руки заполнить строку, в которой указывает свои фамилию, имя, отчество.

      В заявлении о ликвидации подтверждается, что:

    • действующий порядок ликвидации соблюдён;
    • вопросы ликвидации с госорганами согласованы;
    • расчёты с кредиторами завершены.
    • Заявление должно быть подписано ликвидатором (председателем ликвидационной комиссией). Эту подпись необходимо засвидетельствовать у нотариуса. Заявитель указывает данные удостоверяющего личность документа: свои паспортные данные или другого документа, ИНН (при его наличии).

      С начала 2017 года факт внесения записи в ЕГРЮЛ подтверждается Листом записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50007.

      В заявлении о ликвидации есть следующие варианты получения этого документа:

    • выдать заявителю;
    • направить по почте;
    • выдать лицу или заявителю, действующему на основании доверенности.
    • Для выбора конкретного способа нужно поставить отметку напротив нужного варианта.

      glavkniga.ru

      Этапы проведения работ по добровольной ликвидации юридического лица

      1. Принятие уполномоченными лицами решения о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии.
      Решение о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица принимают акционеры (участники) юридического лица или иной уполномоченный орган.

      В решении акционеры (участники) устанавливают порядок и сроки ликвидации (п.3 ст.62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п.4 ст.62 ГК РФ). Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п.4 ст.62 ГК РФ).

      2. Внесение органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.62 ГК РФ).

      Акционеры (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), обязаны в 3-хдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган (в Москве это МИФНС 46) по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
      Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 нотариально заверяется и предоставляется в регистрирующий орган.
      С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

      3. Публикация сообщения о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

      От имени ликвидационной комиссии (ликвидатора) размещается публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (п.1 ст.63 ГК РФ).
      Срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

      4. Принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
      Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности юридического лица (абз.2 п.1 ст.63 ГК РФ). Ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации путем направления почтой России сообщений о ликвидации заказными письмами.

      5. Составление промежуточного ликвидационного баланса и утверждение промежуточного ликвидационного баланса.
      После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (п.2 ст.63 ГК РФ).
      Содержание промежуточного ликвидационного баланса:
      • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
      • сведения о перечне предъявленных кредиторами требований;
      • сведения о результатах рассмотрения требований кредиторов.
      Промежуточный ликвидационный баланс утверждается акционерами (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
      Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) направляет форму № Р15001 в регистрирующий орган (МИФНС 46 если в г. Москве).

      6. Расчеты с кредиторами.
      Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов (в порядке, установленном для исполнения судебных решений), если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов.
      Ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди.
      Выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
      Ликвидационная комиссия проводит сверки платежей во внебюджетных фондах. Из Пенсионного фонда получает справку об отсутствии задолженности в бюджет. Подлинник справки необходимо предоставить в МИФНС вместе с ликвидационным балансом.

      7. Получение справки из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности в бюджет.

      8. Распоряжение имуществом ликвидируемого юридического лица, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов.
      Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его Акционерам (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п.8 ст.63 ГК РФ).

      9. Ликвидационный баланс
      После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и передает его на утверждение Акционерам (участникам) юридического лица (п.5 ст.63 ГК РФ).
      Ликвидационный баланс утверждается Акционерами (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
      Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п.2 ст.22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

      10. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица.
      Форма Р16001 о ликвидации юридического лица нотариально заверяется руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) и предоставляется в регистрирующий орган (МИФНС 46 если в г. Москве) лично.
      Регистрирующий орган вносит запись в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица (п. 9 ст. 63 ГК РФ) и выдает Лист записи ЕГРЮЛ.

      11. Передача документов в архив.
      Формирование архивного дела (комплектация, прошивка, передача на хранение) согласуются с архивным органом индивидуально.

      Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает юридическое услуги по подготовке документов и проведению государственной регистрации ликвидации юридических лиц, в том числе услуги по представительству в арбитражном суде, бухгалтерское сопровождение,услуги по оценке и перерегистрации объектов недвижимости.

      www.alpwind.ru

      Порядок заполнения новой формы Р16001 — заявления о ликвидации юридического лица

      При закрытии предприятия согласно требованиям действующего законодательства требуется провести целый ряд официальных мероприятий.

      На завершающем этапе ликвидационных процедур в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) предоставляется заявление по форме Р16001.

      Что это такое?

      Форма Р16001 – унифицированный бланк заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заполнение которого обязательно для всех компаний, осуществляющих процесс прекращения деятельности.

      Документ включает несколько обязательных частей:

    • Титульный лист, содержащий подробные данные об аннулируемой организации на основании информации из государственного реестра, дату опубликования принятого решения в прессе.
    • Лист «А» на трех страницах — заполняется непосредственно на заявителя: председателя комиссии либо ликвидатора.

    Оформленное заявление используется в качестве уведомления о закрытии компании. Форма 16001 подается совместно с окончательным ликвидационным балансом, отражающим доли имущества совладельцев предприятия.

    Кто отвечает за формирование документа?

    Относительно личности заявителя действующим законодательством предусмотрено, что с момента утверждения гражданина, ответственного за проведение процедуры закрытия фирмы, он занимается всеми делами данного юридического лица. Следовательно, обязанности по составлению и утверждению формы Р16001 возлагаются на руководителя ликвидационной комиссии либо ликвидатора.

    Правила заполнения

    При занесении информации необходимо соблюдать определенные условия. Среди основных стоит выделить:

  • бланк Р16001 применяется при ликвидации каждого юридического лица;
  • для набора документа используется шрифт Courier New размером 18;
  • от руки форма заполняется ручкой с черным стержнем;
  • прочерки недопустимы.
  • При формировании документа можно воспользоваться специальными программами, бланками, разработанными в Excel, но работают они не всегда корректно.

    Инструкция по заполнению

    Подача заявления, оформленного на специальном бланке – завершающая стадия ликвидации компании. Бланк заполняется на основании норм, утвержденных законодательством:

    • Титульный лист – информация об аннулированной организации из ЕГРЮЛ (полное название, регистрационный номер, идентификационный номер). Второй пункт – указывается дата публикации информации о закрытии предприятия в государственном издании «Вестник».
    • Страница «А» – отражаются сведения о заявителе (председателе комиссии или ликвидаторе). Данные о физическом лице заполняются следующим образом:
      • Сначала идет информация о том, кто выступает в роли заявителя.
      • Затем указываются инициалы физического лица, место и дата рождения, ИНН, данные паспорта, адрес проживания, контактные данные.
      • В третий пункт заявитель самостоятельно заносит свои ФИО (отчество указывается при его наличии), в отдельном окошке проставляет способ получения документов после окончания процедуры регистрации.
      • Последний пункт содержит данные нотариуса, заверившего личность заявителя. В специальном окошке проставляется символ, указывается идентификационный номер.
      • Вместе с заявлением в регистрирующие органы предоставляется ликвидационный баланс, который формирует специальная комиссия после окончательных расчетов с существующими кредиторами, с указанием долей, которые положено распределить между каждым собственником компании после ее закрытия.

        На окончательном балансе все учредители проставляют свои подписи. Заявление на ликвидацию предприятия и полный пакет документов сдаются по месту регистрации юридического лица с квитанцией, подтверждающей оплату государственной пошлины – 800 рублей.

        Форму Р16001 не обязательно подавать в регистрирующий орган лично. Можно направить заявление через доверенное лицо, послать почтой или посредством интернета. На основании расписки, выданной налоговой, спустя 5 рабочих дней будут получены бумаги, подтверждающие закрытие фирмы: свидетельство о снятии ООО с обязательного учета, запись из единого реестра (ЕГРЮЛ).

        Общий порядок процедуры ликвидации подробно разобран на следующем видео:

        znaybiz.ru

        Порядок ликвидации юридических лиц

        Порядок ликвидации юридических лиц

        И.Н. Мельникова,
        юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой группы BKR-Интерком-Аудит

        Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (см. схему 1).

        2. Добровольная ликвидация юридических лиц

        Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, и различия имеются только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

        Ликвидация юридических лиц осуществляется в несколько этапов (см. схему 2):

        1) принятие решения о ликвидации юридического лица, о порядке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;

        2) извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами;

        3) выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса;

        4) расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

        О принятии решения о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов ликвидации уведомляется регистрирующий орган — налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции ИФНС России по г. Москве N 46.

        Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

        Первый этап ликвидации юридического лица — это принятие об этом решения по любым основаниям: в связи с тем что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указанный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин — для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

        В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе общества, что для принятия решения о его ликвидации необходимо меньшее количество голосов, например 85% от количества участников.

        В акционерных обществах, по общему правилу, достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно три четверти от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.

        Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов, унитарные предприятия — по решению собственника их имущества.

        Единственное исключение из данного правила составляют фонды: решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

        Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено. В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция посредством Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001*1.
        _____
        *1 Здесь и далее ссылки на формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

        Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 5000 руб. (часть 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

        Обращаем внимание читателей журнала на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем представлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении, поэтому лучше всего направлять эти документы по почте либо представлять их в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.

        На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

        Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию о том, не находится ли контрагент организации в процессе ликвидации.

        С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускаются государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Ликвидируемое юридическое лицо не может также выступать учредителем других юридических лиц.

        Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

        Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно данное лицо будет являться представителем организации с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.

        Решение о назначении ликвидатора либо ликвидационной комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.

        Учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме N Р15002.

        После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии», их фамилия, имя, отчество.

        После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и достаточно сложно уведомить каждого из них в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

        Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации» (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц. В публикации указываются:

        — полное наименование юридического лица;

        — адрес (место нахождения) юридического лица;

        — сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений — решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;

        — порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).

        Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

        Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица в течение двух месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

        Два месяца со дня опубликования — это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации юридического лица можно предусмотреть другой срок, главное, чтобы он составлял не менее двух месяцев.

        Одновременно с выявлением кредиторской задолженности ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

        По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ должен содержать:

        — сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

        — перечень предъявленных кредиторами требований;

        — результаты их рассмотрения.

        Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

        Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме N Р15003.

        После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия -проверки в следующих отделах ИФНС:

        — в отделе взыскания задолженности;

        — в отделе выездных проверок;

        — в отделе камеральных проверок;

        — в юридическом отделе.

        На этом этапе также может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.

        После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

        Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает четыре очереди кредиторов (отметим, что до 2006 года очередей кредиторов было пять).

        Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований (дополнительно см. схему 3 «Расчеты с кредиторами»):

        — первая очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

        — вторая очередь: производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

        — третья очередь: производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

        — четвертая очередь: производятся расчеты с прочими кредиторами.

        Расчеты производятся в порядке очередности, и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имущества окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

        Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

        Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

        В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

        После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

        На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчетов с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

        Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. В то же время исходя из положений ст. 63 ГК РФ в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

        Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 руб.), а также заявление по форме N Р16001 представляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

        Необходимо отметить, что в заявлении по форме N Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

        Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица; регистрирующий орган не вправе требовать никаких дополнительных документов, в том числе подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования Российской Федерации сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

        На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме N Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

        Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

        — представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

        — документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

        — в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

        — при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

        Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.

        Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.

        Однако при этом надо учитывать, что ГК РФ говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении одного месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди; таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет три месяца. При этом юридическому лицу необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.

        Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составлять менее трех с половиной месяцев.

        Может возникнуть вопрос: что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо? Действующее законодательство не предусматривает подобной ситуации, но и не запрещает ее.

        Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден: просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

        Но что делать, если уже уведомлены налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган представляются заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме N Р14001).

        После представления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено почтой Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме без каких-либо ограничений.

        Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

        После внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

        3. Принудительная ликвидация

        Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно (см. схему 4).

        Основания для принудительной ликвидации можно подразделить на два больших блока:

        — ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства;

        — ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

        Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

        — допущены грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

        — осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

        — осуществление деятельности, запрещенной законом;

        — осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов;

        — систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

        В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ России. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

        Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности, очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах, адресу фактического местонахождения.

        При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации юридического лица только в случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы. Если же нарушения можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечено, в частности, Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», где разъясняется, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с не-однократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

        Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несо-стоятельности отсутствующего должника.

        О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

        Решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является только основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

        Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

        ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации. Это означает, что ликвидация юридического лица осуществляется в этом случае в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап — принятие решения о ликвидации — осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В дальнейшем же вся последовательность этапов сохраняется, и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган представляются заявление по форме N Р16001, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс.

        Представляет интерес вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду неизвестны учредители либо исполнительные органы юридического лица или если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.

        Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 в случае неисполнения решения арбитражного суда о ликвидации юридического лица из-за отсутствия его учредителей арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

        Арбитражный суд вправе назначить ликвидатора также в случае, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица он придет к выводу о невозможности возложения соответствующей обязанности на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

        В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

        Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица либо о его исполнительных органах, назначали ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.

        Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан — фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

        Если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании вышеуказанного решения арбитражного суда (без представления уведомлений по формам N Р15002 и N Р15001) вносит в ЕГРЮЛ соответствующие записи. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

        В решении о ликвидации юридического лица приводятся сроки представления им в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, причем эти сроки в соответствии с п. 1 ст. 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

        Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

        4. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

        Говоря о ликвидации, нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица, как его исключение из ЕГРЮЛ (см. схему 5). Строго говоря, исключение из ЕГРЮЛ нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

        Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ была введена для того, чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут деятельности и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

        Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ предусмотрено ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

        Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность), необходимо одновременное наличие следующих признаков:

        — непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев2 ;

        — отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

        Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляется отделом камеральных проверок налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не представлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение пяти рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить, осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

        Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

        — справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;

        — справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

        Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган — налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственную за регистрацию юридических лиц.

        В течение пяти рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Это решение публикуется в средствах массовой информации в таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

        После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заинтересованные лица (если таковые имеются) могут известить в течение трех месяцев налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из Единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

        Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ и оно перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

        Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

        Следует отметить, что точки зрения ВАС РФ и ФНС России на критерии отнесения налогоплательщиков к категории юридических лиц, прекративших свою деятельность, несовпадают. Как разъяснено в постановлении Пленума ВАС

        РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», исключение юридического лица из ЕГРЮЛ допускается даже в случае, если имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности. Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются письмом ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

        Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо неисключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, не используют процедуру исключения из реестра, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

        Данное разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведение процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

        Представляется, что в таком «подвешенном» состоянии вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

        Нуждается в урегулировании также вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку в настоящее время формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из ЕГРЮЛ.

        www.nalvest.com

        Смотрите еще:

        • Закон о гос управлении и местном самоуправлении Организация местной власти в Республике Казахстан Главные вкладки Номер журнала: студент Юридического института Российского университета дружбы народов В настоящей статье автором рассматриваются […]
        • Пени закон об осаго Пени закон об осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
        • Закон джоуля ленца в интегральной и дифференциальной формах Рассмотрим произвольный участок цепи, к концам которого приложено напряжение U. За время dt через каждое сечение проводника проходит заряд При этом силы электрического поля, действующего на данном […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.