Закон 14 июня 1910 года

Закон 14 июня 1910 года

14 июня 1910 года был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» [44] , представлявший собой закон 1906 года, повторно, после бесчисленных многоступенчатых обсуждений, внесенный правительством в III Думу в январе 1908 года. Закон, кроме описанных выше положений закона 1906 года, содержал также и важные новации; он явился следующим шагом в деле разрушения традиционной сельской общины. Государственная Дума приняла этот закон значительным большинством голосов, а в Государственном Совете он прошёл всего лишь одним голосом.

Все общины, в которых не было общих переделов с момента наделения их землею, признавались общинами с подворным землевладением. Все владельцы участков в общинах с подворным землевладением (включая и те общины, в которых подворное землевладение практиковалось ранее, и те общины, которые были причислены к ним данным законом) получили права частных собственников, даже если они и не заявляли такого желания. Для юридического закрепления права собственности крестьянину надо было получить удостоверительный приговор сельского схода, который сход должен был постановить в обязательном порядке в месячный срок, простым большинством голосов. При отказе схода выдать приговор, необходимые документы выдавались земским начальником.

Закон провозгласил частную собственность на весьма значительную часть надельных земель. В губерниях Европейской России переделы не производились с момента наделения землей в 58 % общин и селений, составлявших 3.716 тыс. домохозяйств площадью 33.7 млн десятин [45] .

В тех общинах, которые производили переделы, за каждым домохозяйством сохранялось право требовать укрепления земли в частную собственность на условиях, близких к закону 1906 года. Не претерпели существенных изменений и правила для крестьян, желающих получить отрубной участок.

Закон представлял собой некоторое отступление от прежнего курса на выделение участков к одному месту, связанное с тем, что землеустроительные комиссии не справлялись с потоком заявлений на землеустроительные работы — в 1910 году было подано около 450 тыс. ходатайств о землеустройстве, из которых удалось реализовать только около 260 тыс. [46] . Правительство было вынуждено предпочесть закрепление в собственность чересполосных владений (как требующее меньшего объёма землеустроительных и организационных работ) отсрочкам в исполнении заявлений на полное разверстание.

Большие дискуссии вызвал вопрос о том, личной или семейной должна быть собственность. Столыпин твердо держался позиции, что земля должна находиться в личной собственности крестьянина-домохозяина, отсутствие необходимости семейного консенсуса при распоряжении землей облегчало, по его мнению, хозяйственный оборот.

studopedia.ru

Фотогалерея

Закон 14.6.1910 об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. / В.А. Демин

Его проект был составлен в МВД на основе уже действующего указа 9.11.1906 и был решительно и публично поддержан не только пред. Совета министров и министром вн. дел П.А. Столыпиным, но и имп. Николаем II. Все это значительно облегчило прохождение проекта, прежде всего практически устранило оппозицию реформе со стороны консервативно-монархических сил.

В апреле 1907 проект был внесен во II Гос. думу и передан ею в аграрную комиссию. В мае 1907 фракции левокадетского большинства (конституционно-демократическая, трудовая группа и др.) высказались за отклонение проекта. Такое же решение вынесла I подкомиссия аграрной комиссии, однако комиссия и общее собрание Думы рассмотреть его не успели. Отрицательное отношение Думы к законопроекту стало одной из причин ее роспуска.

В январе 1908 проект закона был внесен в III Думу и передан ею в земельную комиссию. Ее доклад был внесен в апреле 1908. Общее собрание Думы рассмотрело проект в 23 заседаниях с 23.10.1908 по 8.5.1909.

Против проекта решительно выступили левая оппозиция: трудовая группа, конституционно-демократическая фракция, фракция прогрессистов (не единодушно) и социал-демократическая фракция. Они видели в законопроекте нарушение прав общины и утверждали, что реформа противоречит взглядам крестьян и приведет к обострению социальной борьбы в деревне. Кадеты и трудовики выдвинули альтернативные проекты, по которым община имела право оставить землю за собой, выплатив выделяющемуся денежную компенсацию. Эсдеки предлагали разрешить выдел без «излишков» (если после 1861 проводились общие или частные переделы, в противном случае с излишками) с правом общины отказать в выделении на сплошной участок вне переделов, обязанностью провести коллективный выдел в течение 2 лет, правом общины принудительно купить продаваемый участок по установленной законом цене.

Фракция правых, в общем поддерживая реформу (хотя ее отдельные ораторы высказывались в защиту общины), считала необходимым сохранить гос. опеку над крестьянами и выступала за смягчение преобразования, прежде всего против права домохозяина без согласия членов семьи распоряжаться укрепленной в собственность землей. Полностью поддерживали проект фракция союза 17 октября, фракция умеренно правых, национальная фракция правых и польское коло. Поэтому проект в целом был одобрен правоцентристским, наиболее спорные положения – центристским (из указанных фракций) большинством.

Дума по предложению комиссии постановила объявить перешедшими к подворному владению общины, не проводившие переделы со времени наделения землей или в течение последних 24 лет. По воспоминаниям докладчика комиссии С.И. Шидловского, эти поправки были введены в качестве «громоотвода» для консерваторов Гос. совета. Были отклонены поправки о праве соответствующих общин постановить приговор о сохранении общинного владения (прогрессистов), а также о сохранении общины в обществах, проводивших частные переделы. 185 против 177 была отклонена поправка Д.А. Леонова о сохранении общин, не проводивших переделы 24 года.

Было отклонено большое число др. поправок: о признании укрепленных участков наследственным владением с правом продажи лишь при отсутствии потомства (правых), о признании этих участков семейной собственностью (кадетов), о том же при желании домохозяина (прогрессистов), об укреплении участков в случае несогласия общины не распоряжением земского начальника, а по суду (кадетов и прогрессистов), об укреплении не фактического надела, а земли, причитавшейся двору в момент выдела по правилам распределения земли (правых и кадетов) и др.

Дума также признала обязательной замену разрозненных полос сплошным участком не только при переделе или отсутствии неудобств, но и при коллективном выделе (1/5 членов общины или 50 домохозяев). Были одобрены правительственная поправка (внесенная по инициативе кадетов) о запрете скупки большого количества надельных земель, а также постановление о сохранении за общиной права разработки недр на укрепленных участках и различные уточняющие поправки.

Комиссия предложила в случае уменьшения численности двора после последнего передела обязать при укреплении надела в собственность выкупать «излишки» земли по рыночной стоимости (а не выкупной, установленной указом 9.11.1906) в случае проведения переделов в течение последних 24 лет, при их отсутствии укреплять излишки бесплатно. Дума при втором чтении одобрила предложение меньшинства комиссии (некоторых октябристов и умеренно правых) об укреплении излишков бесплатно во всех случаях. При третьем чтении по предложению кадета А.И. Шингарева был восстановлен проект комиссии.

Гос. совет в октябре 1909 передал проект в особую комиссию, одобрившую его основные положения (кроме расчета выкупа излишков и некоторых частных вопросов). По ее докладу законопроект был рассмотрен в 11 заседаниях с 15.3 по 30.4.1910. За сохранение общины в неприкосновенности выступил лишь правый Я.А. Ушаков. Др. правые и левые критиковали утверждения об отрицательном влиянии общинного землевладения на крестьянское хозяйство, возражали против преувеличенных надежд на частную собственность, считали недопустимым перераспределение земли с обезземеливанием многих крестьян, резкое изменение правительственной политики, однако не решались выступить за отклонение проекта как вошедшего в жизнь и поддержанного императором.

Наибольшие споры вызвали предложение Думы признать перешедшими к подворному владению общины, не проводившие переделы, а также статус укрепленных земель. По первому вопросу думское добавление как «насильственно выталкивающее из общинного строя… целые сельские общества, и не только помимо их воли, но даже без их ведома…» резко критиковали и большинство правых, и левые, и часть центристов. Большая часть центра группы и некоторые правые поддерживали думское добавление. В итоге Совет в соответствии с мнением Столыпина 90 голосами против 88 одобрил признание упраздненными общин, не проводивших переделы со времени наделения землей, однако 103 голосами против 75 отклонил аналогичное предложение относительно общин, не проводивших переделы последние 24 года.

По второму спорному вопросу все поправки правых, левых и польского кружка центра (о сохранении постоянной или временной семейной собственности на основе обычая, о запрете продажи укрепленных земель без согласия жены и старшего сына домохозяина, о введении его права укреплять землю в общую собственность с др. членами семьи, о введении преимущественного права общины на покупку укрепленных земель и др.) были отклонены голосами большей части центра и значительной части правых. Совет по предложению комиссии также постановил выплачивать компенсацию за излишки по выкупным ценам, разрешать споры о личности домохозяина сельским сходом или земским начальником (Дума предлагала волостной суд) и внес ряд частных поправок.

Законопроект был передан Гос. советом в согласительную комиссию. Она согласилась с сохранением общин, не проводивших переделы 24 года и решила дополнить проект указанием о сохранении не проводивших переделы общин, наделённых землей после 1.1.1887. Также комиссия предложила разрешать споры о личности домохозяина сельским сходом или земским начальником. Было одобрено постановление Совета об оплате излишков. Было отклонено предложение Совета о распространении закона на б. вольных хлебопашцев, одобрены его решение о расходовании получаемых общиной компенсаций лишь на приобретение земли, а также ряд редакционных поправок, значительно улучшивших проект с технической стороны. Была одобрена поправка Совета об отмене обязательного участия судей в разрешении споров о выделе на сплошные участки.

Доклад комиссии был рассмотрен Думой 2.6.1910. Были одобрены предложения большинства согласительной комиссии (в вопросах спора о домохозяине и участии судей – меньшинства). В частности, постановление об оплате излишков по выкупной цене было одобрено центристским большинством против кадетов, трудовиков и правых (128 голосами против 100 при 4 воздержавшихся). Совет 10.6.1910 без прений одобрил решения Думы. 14.6.1910 проект был утвержден Николаем II.

Закон состоял из 3 отделов. Первый включал 5 глав (О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли; О переходе целых обществ к отрубному владению; О праве собственности крестьян на участки надельной земли; О порядке выдачи актов укрепления и отчуждения участков надельной земли, составляющих собственность отдельных крестьян; О пределах действия настоящего закона и о порядке применения его в местностях, где не введены в действие Положения 12 июля 1889 года и не открыты землеустроительные комиссии), делившихся на 60 статей.

Устанавливалось, что в общинах, проводивших переделы, любой домохозяин имел право требовать укрепления в собственность своего надела. В случае, если после последнего передела численность семьи («количество разверсточных единиц») уменьшилась, то излишек укреплялся лишь после уплаты общине «по первоначальной средней выкупной цене» (полученная сумма помещалась в банк и могла быть истрачена лишь на покупку земли, на использование ее по др. назначению требовалось разрешение императора). В остальных случаях надел укреплялся бесплатно.

Общины, не проводившие переделы после наделения землей, произошедшего до 1.1.1887, признавались перешедшими к наследственному (подворному или участковому) владению (без оплаты излишков). Участки, состоящие в постоянном пользовании домохозяев, объявлялись их собственностью.

Споры о домохозяине в случае отсутствия в семье родоначальника разрешались сельским сходом и волостным судом. Участки, находившиеся во владении матери и детей или нескольких лиц, не состоящих в родстве по нисходящей линии, укреплялись в общую собственность совладельцев.

Вышедшие из общины крестьяне и члены их семей лишались прав на оставшуюся во владении общины землю, переделявшуюся на общих основаниях, сохраняя в неизменной доле или на принятых в общине основаниях право пользования угодьями, переделявшимися на особых основаниях (сенокосами, лесами и др.) или находящихся в общем пользовании (усадебной землей, дорогами, водопоем, пастбищем, оброчными статьями и др.).

Регламентировался порядок выдачи документов об укреплении земли в собственность. В общинах, не проводивших переделов, сельские сходы и отдельные домохозяева могли требовать выдачи им актов о праве собственности на землю. Акты составлялись земскими начальниками и утверждались уездными съездами. В передельных общинах желающий выделиться домохозяин подавал сельскому старосте соответствующее заявление. На его основании сельский сход в течение 30 дней должен был простым большинством постановить приговор, в котором указывались участки, укрепляемые в собственность, долю в особых угодьях и при необходимости размер доплаты. Если в указанный срок приговор не постановлялся, то соответствующие вопросы решались постановлением земского начальника, «который разбирает по существу все возникающие при этом споры».

Общественные приговоры и постановления начальника подлежали утверждению у. съезда и могли быть в 30-дневный срок обжалованы через земского начальника. Отмененные съездом приговоры заменялись постановлениями земского начальника на основе решения съезда. При отмене постановления начальника съезд либо возвращал его (постановление) для переделки, либо исправлял собственной властью. Постановления съезда считались окончательными и могли быть отменены лишь II департаментом Сената по представлению губ. присутствия.

Домохозяева, укрепившие землю в собственность, имели право требовать замены разрозненных полосок сплошным участком. Требование было обязательным для общины 1) при общих переделах (если требование о выделе предъявлено до принятия приговора о переделе), 2) по требованию 1/5 домохозяев общины или 50 домохозяев, 3) если выдел признавался у. землеустроительной комиссией (при ее отсутствии – у. съездом) «не связанным с особыми неудобствами».

При признании выдела неудобным община могла выплатить желающему выделиться денежную компенсацию по соглашению или оценке у. землеустроительной комиссии (при ее отсутствии – у. съезда). В последнем случае выделяющийся мог отказаться от компенсации и продолжать владеть разрозненными полосами. Община имела право простым большинством голосов или при необходимости выдела др. домохозяев принудительно заменить укрепленные в собственность полоски сплошным участком.

В общинах, не проводивших переделов, замена разрозненных полос сплошным участком при отсутствии согласия всех сторон допускалась лишь по требованию 1/5 домохозяев общины или 50 домохозяев.

Выделы к одному месту проводились под руководством у. землеустроительных комиссий, разрешавших все возникающие при этом споре. Их решения могли быть обжалованы в 30-дневный срок в губ. землеустроительные комиссии (при их отсутствии – в губ. присутствия). Жалобы на их незаконные постановления подавались в 30-дневный срок и окончательно разрешались II департаментом Сената простым большинством голосов.

Общества с общинным и смешанным землевладением могли 2/3 голосов (включая владельцев укрепленной в собственность земли) постановить о переходе от чересполосного владения к отрубам. В местностях с подворным владением для такого перехода требовалось простое большинство (до принятия з-на требовалось единогласное решение).

Укрепленные в собственность земли (в т.ч. сплошные участки) оставались надельными, т.е. могли быть проданы лишь лицам крестьянского сословия и не могли быть отобраны за долги (кроме долгов Крестьянскому банку, но его займы под залог надельных земель распространения не получили). Сделки по ее отчуждению освобождались от налогов и пошлин. Право добычи (и сдача его в аренду) полезных ископаемых (кроме неогнеупорных глин, песка, торфа, неценного строительного камня) на этих землях оставалось за общиной. Собственники участков имели право на долю соответствующего дохода, равную соотношению участка и всего общинного надела, а также на вознаграждение за порчу поверхности участка и строений, определяемое административным присутствием у. съезда.

Запрещалась сосредоточение у одного крестьянина путем покупки и принятия в дар в одном уезде свыше 6 высших (указных) наделов (по законам 1861) надельной земли. Это правило не распространялось на Олонецкую губ., 3 северных уезда Вологодской губ., а также на случай покупки или принятия в дар целого хозяйства крестьянином, не имевшим предельного количества земли. Ограничение на сосредоточение земель часто обходилось путем записи земли на родственников и т.п.

Действие з-на распространялось «на всех сельских обывателей, владеющих земельным наделом на правах крестьян собственников». В окраинных местностях, не имевших земских начальников и у. съездов, предусмотренные з-ном обязанности возлагались на соответствующих чиновников и учреждения. В Азиатской России переселенцы могли требовать укрепления земли в собственность лишь в течение 2 лет после переселения.

Второй отдел з-на распространял на Польшу правило о переходе сельских обществ от чересполосных к сплошным участкам по решению, принятому простым большинством голосов. Третий отдел, принятый по настоянию думской крестьянской группы, разрешал несовершеннолетним крестьянам, незаконно лишенным надела, в судебном порядке требовать от общины стоимость отобранной земли.

О реализации закона см. Крестьянская реформа [или иная соответствующая статья].

Текст: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXX. 1910. Отделение I. СПб., 1913. С. 746-753.

Источники: Государственная дума. Второй созыв. Обзор деятельности комиссий и отделов. СПб., 1907. Третий созыв. Сессии I-III. Стенографические отчеты. СПб., 1908-10. Государственный совет. Сессия V. Стенографические отчеты. СПб., 1910. Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва. Ч. 2. СПб., 1912. Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. М., 1973. Российское село на пути к «цивилизации». Документы и материалы. М., 1997.

Лит.: Герье В.И. Второе раскрепощение. Общие прения в 3-ей Государственной думе по указу 9 ноября 1906 г. М., 1910. Аврех А.Я. Аграрный вопрос в III Думе // Исторические записки. Т. 62. 1958. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. Бородин А.П. Государственный совет России (1906-1917). Киров, 1999.

www.stolypin.ru

Высочайше утвержденный одобренный Государственным советом и Государственною думою закон

I. В изменение, дополнение и отмену подлежащих узаконений постановить нижеследующие правила:

ГЛАВА 1
О ПРАВАХ КРЕСТЬЯН НА УКРЕПЛЕНИЕ И ВЫДЕЛ УЧАСТКОВ ОБЩИННОЙ ЗЕМЛИ

В обществах и селениях, не производящих общих переделов

1. Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было общих переделов со времени наделения их землею, признаются перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению.
Примечание. Действие настоящей (1) статьи не распространяется на общества и селения, наделенные зем-лею после 1 января 1887 года.
2. В упомянутых в статье 1 обществах и селениях участки, состоявшие ко времени обнародования настоящего закона в бесспо-рном постоянном (не арендном) пользовании отдельных домохозяев, признаются личной их или, в подлежащих случаях (ст. 48), общею с другими членами семьи собственностью.
3. Право на участие в пользовании общественными угодьями, переделяемыми на особых основаниях (ст. 17), сохраняется в неизменной доле за отдельными домохозяевами (ст. 2) в размере действительного их пользования к указанному в предшедшей (2) статье сроку. Право участия в пользовании непеределяемыми угодьями сохраняется за означенными лицами на основаниях, указанных в статье 19. Право на разработку недр в указанных в статье 2 участках определяется правилами статьи 20.
4. Сельские и селенные сходы имеют право требовать составления общих на все общество или селение актов, удостоверяющих права собственности отдельных домохозяев на упомянутые в статье 2 участки. Таким же правом пользуются и отдельные домохозяева по отношению к составляющим их собственность участкам.
5. Означенные в статье 4 акты составляются земскими начальниками с выполнением требований, изложенных в статье 23, и объявляются на сельском или селенном сходе. Заинтересованные лица могут приносить жалобы на означенные акты в уездный съезд в тридцатидневный срок со дня объявления актов на сходе.
6. Акты, составленные земскими начальниками, подлежат утверждению уездного съезда, применительно к порядку, установленному в статьях 24-26, 28 и 29.
7. Подлинные акты хранятся в уездном съезде. Каждый собственник имеет право получить в удостоверение права собственности на свой участок либо выпись из акта, если был составлен один общий акт на целое общество или селение, либо копию с акта, если таковой составлен по единоличному заявлению собственника. Выписки и копии заверяются председателем съезда.
8. В обществах и селениях, упомянутых в статье 1, выдел к одному месту участков отдельных домохозяев обязателен в случаях, указанных в пункте 2 статьи 34, и производится с соблюдением правил, изложенных в статьях 37 и 38.

В обществах и селениях, производящих общие переделы
9. Каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления в личную его или, в подлежащих случаях (ст. 48), в общую с другими членами семьи собственность причитающейся выходящим из общины части означенной земли. При отсутствии родоначальника в семье, ведущей одно хозяйство, споры о том, кто из членов семьи является домохозяином, разрешаются волостным судом.
10. Владельцы укрепленных участков и неотделенные ко времени укрепления члены их семейств лишаются права участия в оставшейся в общинном владении надельной земле, которая к означенному времени переделялась на общих основаниях, сохраняя за собою право участия в пользовании угодьями, переделяемыми на особых основаниях или вовсе непеределяемыми, согласно статьям 17 и 19.
11. В обществах и селениях, в коих пользование землею основано на приговорах в общих переделах, состоявшихся в порядке закона 8 июня 1893 года (9754), за каждым домохозяином, у которого количество разверсточных единиц в семье не уменьшилось, укрепляются все участки общинной земли, предоставленные ему в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование.
12. В случае уменьшения количества разверсточных единиц, находящийся в пользовании домохозяина излишек земли укрепляется за ним лишь при условии уплаты обществу стоимости этого излишка, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагающихся выкупными платежами.
13. Суммы, поступившие в пользу общества на основании предшедшей (12) статьи, подчиняются правилам статьи 22 Общего положения о крестьянах, издания 1902 года.
14. Если выходящий из общины домохозяин отказывается от оплаты излишка на приведенных в статье 12 основаниях, то такой излишек поступает в распоряжение общества.
15. В остальных, кроме указанных в статье 11, обществах за каждым домохозяином укрепляются все участки общинной земли, состоящие в его бесспорном, постоянном (не арендном) пользовании ко времени подачи заявления об укреплении в личную собственность.
16. Заявления об укреплении в собственность земли, сделанные до дня, когда состоялся сельский или селенный сход, которым постановлен приговор о новом переделе, удовлетворяются на основании прежней разверстки.
17. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли (ст. 11-16), сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, например, по произведениям почвы и т.п.
18. Неизменные доли в угодьях, упомянутых в статье 17, определяются в размере действительного пользования ко времени подачи заявления об укреплении.
19. Право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как то: мирской усадебной землей, проездами, прогонами, выгонами, водопоем, пастбищем, оброчными статьями и проч., укрепляются в неизменной доле, если таковая может быть определена на основании актов землеустройства, общественных приговоров и других достоверных данных. В противном случае сохраняется лишь право на участие в пользовании названными угодьями на принятых в обществе основаниях.
20. Право на разработку недр, за исключением добычи неогнеупорных глин и песка, торфа и различных пород неценного строительного и бутового камня, а равно право сдачи разработки прочих ископаемых другим лицам, в участках, укрепленных в личную собственность (в том числе и выделенных к одному месту), сохраняется за обществом. Размер участка владельцев указанных участков в праве общества на недра определяется, согласно ст. 19, в неизменной доле, по соразмерности площади укрепленных за ними участков с общей площадью надельной земли.
Владельцы вышеозначенных участков имеют право на особое вознаграждение за занятие поверхности участков, оказавшееся необходимым при разработке недр, а равно за порчу этой поверхности и находящихся на ней строений, являющуюся последствием такой разработки. Размер этого вознаграждения определяется уездным съездом, в административном его присутствии.
Правило сей (20) статьи распространяется и на те, выкупленные на основании ст. 165 Положения о выкупе, издания 1876 года, и статей 113 и 114 того же Положения, издания 1902 года, участки, на которые не было выдано данных.
21. Раскопки курганов, городищ и других памятников старины, находящихся на укрепленных в личную собственность участках, производятся с соблюдением правил, установленных пунктом 1 Высочайшего повеления 11 марта 1889 года (5841).
22. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 9) предъявляются через сельского старосту обществу, которое в приговоре, постановляемым простым большинством голосов (Общ. пол., ст. 67), указывает участки, поступающие, на основании статей 11-16, в собственность переходящего к личному владению домохозяина, и постоянную его долю участия в угодьях, упомянутых в статьях 17-19. В подлежащих случаях в приговоре определяется размер доплаты (ст. 12), причитающейся обществу за излишек земли, укрепляемой за домохозяином. Если общество в укреплении откажет, либо в течение тридцати дней со дня подачи заявления никакого приговора не постановит, то, по ходатайству подавшего заявление домохозяина, возложенные сей статьей на сход обязанности исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое постановление.
23. В упомянутых в статье 22 приговорах и постановлениях земских начальников должно быть указано:
а) за кем укрепляются участки в личную или общую с другими членами семьи (ст. 48) собственность;
б) сколько разверсточных единиц, из общего их числа по последнему переделу, закрепляется за домохозяином;
в) число и, по возможности, местоположение укрепляемых отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них;
г) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, как переделяемых на особых основаниях, так и непеределяемых, с указанием в подлежащих случаях и неизменной доли участия в сих угодьях, и
д) размер и границы усадебного участка.
24. Общественные приговоры и постановления земских начальников об укреплении в личную собственность участков общинной земли представляются на утверждение уездного съезда.
25. На общественные приговоры и постановления земских начальников (ст. 22) могут быть приносимы, в тридцатидневный, со времени их объявления, срок, жалобы заинтересованными лицами и обществами. Жалобы эти подаются земскому начальнику и представляются им, по производстве на месте надлежащего расследования, с его объяснениями, в уездный съезд.
26. О дне рассмотрения съездом указанных в статьях 24 и 25 дел извещаются стороны и лица, подавшие жалобы, но явка их необязательна.
27. Общественные приговоры (ст. 24), признанные уездным съездом несоответствующими требованиям закона или имеющимся в деле либо дополнительно собранным сведениям, отменяются и передаются земскому начальнику для составления подлежащих постановлений, согласно сделанным съездом указаниям.
28. В указанном в предшедшей (27) статье порядке направляются и признанные уездным съездом несоответствующими требованиям закона или удостоверенным обстоятельствам дела, постановления земских начальников об отказе в укреплении участков общинной земли в личную собственность. Постановления же земских начальников об укреплении таких участков, признанные съездом неправильными, или отменяются и передаются земским начальникам для составления постановлений по указаниям съезда, или исправляются самим съездом.
29. Постановления уездного съезда по делам об укреплении в личную собственность участков из общинной земли почитаются окончательными и могут быть отменены лишь в порядке, установленном статьей 120 Положений об установлениях, заведующих крестьянскими делами (Свод. зак., т. IX, особ. прил., изд. 1902 г.). Приведение в исполнение означенных постановлений возлагается на сельских старост или волостных старшин.
30. Когда домохозяева, в личную собственность коих укреплены участки надельной земли, или же общества пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов исполняются как правительственными, так и частными землемерами за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение.
31. Укрепление в собственность, на основании сего закона, не преграждает третьим лицам возможности отыскивать судебным порядком свои права на укрепленные участки.
32. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 9-19 и 22-30, имеет право требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок к одному, по возможности, месту.
33. Если выдел (ст. 32) признан подлежащими установлениями (ст. 37 и 60) неудобным или невозможным, то общество обязано удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при недостижении соглашения – по оценке, установляемой уездной землеустроительной комиссией. Если домохозяин, желающий выделиться, найдет определенную комиссией оценку для себя невыгодной, то может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.
34. Выдел к одному, по возможности, месту (ст. 32) обязателен для общества, без права удовлетворять выделяющихся деньгами, в следующих случаях:
1) при общих переделах, если заявление о выделе сделано до постановления приговора о переделе, и
2) вне общих переделов: а) если выдела потребует не менее одной пятой части всех домохозяев или, в обществах, где число домохозяев превышает двести пятьдесят, не менее пятидесяти домохозяев, и б) по заявлению хотя бы одного домохозяина, когда выдел участка признан (ст. 32 и 37) возможным и не связанным с особыми неудобствами.
В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, обществам предоставляется производить досрочные общие переделы без испрошения на то разрешения губернского присутствия (Общ. пол., ст. 29).
35. При общих переделах, право требовать выдела к одним местам, на основании новой разверстки, предоставляется также домохозяевам, не закрепившим ранее за собой участков надельной земли, если требование это заявлено до постановления приговора о переделе.
36. Обязательный выдел к одним местам участков, уже укрепленных за отдельными домохозяевами, производится и без их на то согласия:
1) когда того потребует более половины остающихся при общинном пользовании домохозяев, и
2) когда при выделах, предусматриваемых статьей 34, пожелавший остаться в чересполосном владении домохозяин не изъявит согласия на обмен укрепленных за ним отдельных полос, которые представляется необходимым включить в границы участков, отводимых выделяющимся. В случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, обществу предоставляется произвести досрочный общий передел без испрошения на то разрешения губернского присутствия (Общ. пол., ст. 29).
37. Выделы к одним местам производятся уездными землеустроительными комиссиями, разрешающими все возникающие при этом споры, в том числе и споры между обществом и выделяющимся, о неудобстве или невозможности выдела (ст. 33), при непременном участии уездного члена окружного суда. Постановления уездных землеустроительных комиссий могут быть обжалованы по существу, в тридцатидневный, со дня их объявления, срок, в губернские землеустроительные комиссии, а где таковых нет – в губернские присутствия.
38. На постановления губернских землеустроительных комиссий или, в подлежащих случаях, губернских присутствий могут быть приносимы жалобы в Правительствующий Сенат (по второму департаменту) в случаях нарушения означенными установлениями закона или превышения предоставленной им власти. Жалобы эти подаются губернским землеустроительным комиссиями или губернским присутствиям, в тридцатидневный, со времени объявления обжалуемого постановления, срок, и представляются ими в Сенат со своими объяснениями. Означенные жалобы разрешаются вторым департаментом окончательно, по выслушании заключения обер-прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов, а в случае равенства голосов – по мнению, принятому первоприсутствующим.
39. Участки, укрепленные в личную собственность на основании статей 9-19 и 22-30, подчиняются, как до, так и после выдела их к одному месту, действию Правил о надельных землях.
40. В порядке и на основаниях, установленных статьями 32-38, производится выдел участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 Положения о выкупе, издания 1876 года, и статей 113 и 114 того же Положения, издания 1902 года, но не выделенных к одному месту.
41. При укреплении в личную собственность и выделе к одним местам участков из надельных общинных земель выкупной долг [Пол. выкуп., ст. 54, прим. 1 (по Прод. 1906 г.), п. 2] и долг Крестьянскому поземельному банку переводятся, в соответственных частях, на эти участки.
42. Домохозяева, переселившиеся на свободные казенные земли Азиатской России или причислившиеся там к старожильческим обществам, утрачивают, по истечении двух лет со дня окончательного перечисления их по месту нового водворения, право заявлять об укреплении за ними в личную собственность участков общинной надельной земли в местах их выхода.
43. Домохозяевам, зачислившим за собою в Азиатской России участки казенной земли или получившие приемные приговоры от старожильческих обществ, в случае заявления, в указанный в статье 42 срок, об укреплении за ними в личную собственность участков общинной земли в местах их выхода, разрешается передавать состоящую в их пользовании общинную землю отдельным членам своего общества с переуступкою последним и права на укрепление за ними этих участков. Член общества, в пользу которого сделана такая переуступка, вступает в права прежнего владельца в том объеме, в каком они принадлежали последнему ко времени подачи им заявления об укреплении.
44. Сделки о переуступке права на укрепление в личную собственность участков общинной земли (ст. 43) совершаются в волостных правлениях, независимо от цены, и заносятся в книгу сделок и договоров (Общ. пол., ст. 110).

ГЛАВА 2
О ПЕРЕХОДЕ ЦЕЛЫХ ОБЩЕСТВ К ОТРУБНОМУ ВЛАДЕНИЮ

45. Переход целых обществ и селений с наследственным (участковым или подворным) землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановляемым большинством всех домохозяев, имеющих право голоса на сходе.
46. Переход целых обществ и селений с общинным или смешанным землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановляемым большинством двух третей всех домохозяев, имеющих право голоса на сходе, причем в составлении сих приговоров участвуют как члены общины, так и крестьяне, владеющие участками на праве личной собственности (ст. 47).

ГЛАВА 3
О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ КРЕСТЬЯН НА УЧАСТКИ НАДЕЛЬНОЙ ЗЕМЛИ

47. Участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землею, так и перешедшие впоследствии в собственность отдельных крестьян из общинных земель, в том числе и досрочно выкупленные на основании статьи 165 Положения о выкупе, издания 1902 года, а также усадебные участки при общинном землевладении, составляют личную собственность домохозяев, за коими они значатся по актам землеустройства, общественным приговорам, постановлениям крестьянских учреждений, актам об отчуждении и решениям судебных мест.
48. В тех случаях, когда указанные в статье 47 участки находятся в нераздельном владении матери и детей или нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность.

ГЛАВА 4
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ АКТОВ УКРЕПЛЕНИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ УЧАСТКОВ НАДЕЛЬНОЙ ЗЕМЛИ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ КРЕСТЬЯН

49. Форма актов укрепления, а также порядок их выдачи устанавливаются министром внутренних дел, по соглашению с министром юстиции и главноуправляющим землеустройством и земледелием.
50. Отчуждение участков надельной земли, составляющих собственность отдельных крестьян (ст. 47 и 48), совершается общим крепостным порядком (Свод. зак., т. XVI, ч. I, Пол. нотар., изд. 1892 г., ст. 66).
51. Принадлежность упомянутых в статье 50 участков лицам, их отчуждающим, может быть удостоверяема, кроме способов, предусмотренных статьей 168 Положения о нотариальной части, также следующими документами:
а) актами землеустройства сельских обывателей, выданными крестьянскими или иными учреждениями на участки, предоставленные в надел отдельным домохозяевам;
б) вошедшими в законную силу решениями волостных судов и уездных съездов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, входящее в состав надела, и о наследовании в этом имуществе (Общ. пол., ст. 125, п. 1 и 4 и ст. 142, 159 и 161);
в) сделками об отчуждении, совершенными до 25 января 1883 года в волостных правлениях (Общ. пол., ст. 110, п. 1 и прим. 1);
г) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение приговорами сельских и селенных сходов о предоставлении участков из общинной земли в подворное владение отдельных домохозяев, равно как о замене общинного пользования подворным и о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки и на хутора, а также приговорами о переходе целых обществ с подворным землевладением к владению в отрубных участках (Общ. пол., ст. 62, п. 8, ст. 66, п. 1 и 2; Пол выкуп., ст. 111; Пол. крест. влад., ст. 20 и 21; Пол. крест. казен., ст. 32-34 и ст. 44 и отд. II настоящего закона);
д) утвержденными уездным съездом приговорами сельских и селенных сходов или постановлениями земских начальников об укреплении в личную собственность отдельных домохозяев участков из надельной земли, состоящей в общинном пользовании [ст. 22-29 и Указ 9 ноября 1906 г. (28528), отд. I, ст. 6-9 и 17];
е) постановлениями уездных съездов (Указ 9 ноября 1906 г., отд. I, ст. 15) и землеустроительных комиссий (ст. 37) об обязательном выделе участков отдельных домохозяев к одним местам;
ж) в обществах, признанных перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению (ст. 1), – удостоверительными актами земских начальников (ст. 4-7);
з) в обществах с подворным землевладением – утвержденными земским начальником приговорами сельских и селенных сходов, удостоверяющими принадлежность участков отчуждающему их лицу на праве собственности (ст. 52);
и) в обществах с общинным землевладением, относительно усадебных участков, как удостоверительными приговорами (п. з), так и сведениями о размерах в границах усадеб, заключающимися в приговорах и постановлениях об укреплении в личную собственность участков общинной земли (п. д).
Примечание. Принадлежность участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 Положения о выкупе, издания 1876 года, и статей 113 и 114 того же Положения, издания 1902 года, если на них не были выданы данные, может быть удостоверяема актами, выдаваемыми земскими начальниками.
52. Удостоверительными приговоры (ст. 51, п. з и и) постановляются по ходатайствам владельцев подворных и усадебных участков и утверждаются с соблюдением следующих правил:
а) означенные приговоры постановляются, в тридцатидневный, со дня заявления, срок, простым большинством голосов в удостоверение принадлежности отдельным домохозяевам не только полных, значащихся по актам землеустройства, подворных и усадебных участков, но и частей их, состоящих в бесспорном владении отдельных лиц;
б) в приговоре должно быть указано: 1) кому принадлежит участок и составляет ли он личную или общую собственность (ст. 47 и 48); 2) общая площадь участка, число отдельных отрубов, из коих он состоит, а также размер, род угодий и описание местоположения и границ каждого отруба, и 3) право владельца участка на участие в угодьях общего пользования, как переделяемых, так и непеределяемых, в размерах пользования этими угодьями ко времени составления приговора;
в) в тех случаях, когда точное описание границ представляется невозможным, к приговору должен быть приложен план участка, составляемый за счет владельца;
г) приговор обязательно записывается в установленную для записи приговоров сельского схода книгу (Общ. пол., ст. 69);
д) волостной старшина обязан в семидневный срок, по составлении приговора, проверить на месте содержание его по существу в присутствии трех понятых и немедленно представить приговор, со своим заключением, на утверждение земского начальника;
е) в тридцатидневный, со дня проверки волостным старшиной, срок приговор может быть обжалован заинтересованными лицами земскому начальнику;
ж) приговор не подлежит утверждению, если окажется неправильным с формальной стороны, если при составлении его не соблюдены требования, изложенные в настоящей статье, или если будет возбужден спор о праве гражданском, подлежащий разрешению суда.
53. В случае отказа общества от составления удостоверительного приговора (ст. 51, п. з и и) или непостановления его в указанный в пункте а статьи 42 срок, принадлежность участка, при отсутствии спора о праве собственности на него, может быть удостоверяема постановлением земского начальника о признании права собственности по давности владения или иным основаниям.
54. Выписи нотариальных актов, касающихся надельных земель и подлежащих утверждению старших нотариусов, могут быть пересылаемы нотариусами старшему нотариусу по почте; равным образом, и выписи утвержденных актов могут быть старшими нотариусами пересылаемы по почте лицам, которым в акте предоставлено право на их получение, или их поверенным, либо наследникам.
55. Крепостные акты на участки надельной земли (ст. 50) освобождаются от крепостных и канцелярской актовой пошлин и от гербового сбора (Пол. нотар., изд. 1892 г., ст. 195-200), а равно от уплаты канцелярских пошлин за выдачу из нотариального архива выписей (Пол. нотар., ст. 217), от сбора за наложение и снятие запрещений (Пол. нотар., ст. 154, п. 5, прил., по Прод. 1906 г.: ст. 4, п. 5) и от уплаты за публикацию о переходе права собственности и о вводе во владение (Учр. Сенат., ст. 318, прим., прил.: ст. 14, по Прод. 1906 г.).
56. Временно, впредь до пересмотра узаконений о крестьянском землевладении, воспрещается в пределах одного уезда сосредоточивать в одних руках путем покупки или принятия в дар надельную землю:
1) в губерниях и областях, в коих применяются местные Великороссийское и Малороссийское Положения (Пол. крест. влад., ст. 1 и 58) – свыше шести душевых, высших или указных, наделов (Мест. Пол. Великоросс., изд. 1876 г., ст. 15, прил.; Мест. Пол. Малоросс., изд. 1876 г., ст. 9, прил.);
2) в губернии Бессарабской – свыше двух семейных участков высшего размера (Пол. Бессараб., изд. 1876 г., ст. 11);
3) в губерниях Северо-Западных – свыше размеров, указанных в статье 150 книги IV Положений о сельском состоянии (Свод. зак., т. IX, особ. прил., изд. 1902 г.), и
4) в губерниях Юго-Западных – свыше трех усадеб или трех пеших участков из коренного надела, с принадлежащими к ним усадьбами.
57. Правило, изложенное в статье 56, не распространяется на губернию Олонецкую и уезды Сольвычегодский, Усть-Сысольский и Яренский Вологодской губернии, а также на случаи покупки или принятия в дар целиком земельного надела или отрубного уча-стка, хотя бы и превышающего по своей величине норму, определенную в статье 56, лицом, не имеющим предельного размера надельной земли.

ГЛАВА 5
О ПРЕДЕЛАХ ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕГО В МЕСТНОСТЯХ, ГДЕ НЕ ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 12 июля 1889 года И НЕ ОТКРЫТЫ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

58. Действие глав 1-4 настоящего (I) отдела распространяется на всех сельских обывателей, владеющих земельным наделом на правах крестьян-собственников.
59. В местностях, в коих не введены в действие Положения 12 июля 1889 года (6196), обязанности, возлагаемые настоящими правилами на земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия, исполняются соответствующими им должностными лицами и учреждениями.
60. В тех местностях, где нет землеустроительных комиссий, выдел к одним местам (ст. 37) и определение денежного вознаграждения (ст. 33) производятся уездными съездами или учреждениями, их заменяющими.

II. В изменение и дополнение Учреждения управления губерний Царства Польского (Свод. зак., т. II, изд. 1892 г.) постановить:

Переход целых сельских обществ, образованных на основании статей 264-275 Учреждения управления губерний Царства Польского, к владению в отрубных участках совершается по приговорам подлежащих сельских сходов, постановляемых простым большинством всех крестьян-домохозяев, имеющих право участвовать на сходах. Приговоры эти записываются в особую книгу, указанную в статье 275 упомянутого Учреждения.

III. В изменение и дополнение подлежащих статей Общего положения о крестьянах (Свод. зак., т. IX, особ. прил., изд. 1902 г. и по Прод. 1906 и 1908 гг.) постановить:
Несовершеннолетним, которые были лишены наделов полностью или в части, вне установленного законом порядка (Общ. пол., ст. 1, прим. 2; Пол. устан. крест., ст. 33), предоставляется отыски-вать с общества стоимость отобранной земли. При этом, если десятилетний давностный срок для предъявления иска к обществу будет истекать для лиц, у коих отобран надел, ранее двух лет со дня обнародования настоящего закона, то для предъявления иска им предоставляется двухлетний срок.

3 ПСЗ. Т. 30. № 33743.
Собрание узаконений. 1910. 19 июня. Отд. I. Ст. 1043.

Примечания:

109) Законопроект об изменении в дополнении некоторых постановлений, касающихся крестьянского землевладения был внесен в III Государственную думу и 8 января 1908 г. передан в земельную комиссию. Доклад комиссии 22 апреля 1908 г. представлен в общее собрании. Первое его обсуждение продолжалось с 23 октября по 22 ноября 1908 г., второе – с 22 ноября 1908 г. по 4 февраля 1909 г., третье чтение состоялось 21 и 24 апреля 1909 г. Окончательно принят Думой по докладу редакционной комиссии 8 мая 1909 г. В дальнейшем при обсуждении в Государственном совете законопроект подвергся некоторым изменениям. Была образована согласительная комиссия. Дума одобрила ее предложения. В окончательном виде проект Высочайше утвержден 14 июня 1910 г.

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

www.hrono.ru

Смотрите еще:

  • 5151 штраф за нарушение В г. Иркутске по инициативе транспортной прокуратуры привлечен к административной ответственности один из руководителей Сибирского колледжа транспорта и строительства за нарушение законодательства о […]
  • Снип iv сметные нормы и правила СниП IV-14-82. СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОИ СССР) СниП СТРОИТЕЛЬНЫЕIV-14-82 НОРМЫ И ПРАВИЛА Часть IV СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА Глава 14 Правила […]
  • Статья 14 федерального закона от 05042013 44-фз или копии этих документов Декларация соответствия 44-ФЗ Приветствую вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней небольшой статье речь пойдет о декларации соответствия участника закупки требованиям 44-ФЗ . Поскольку в мою службу […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.